Элементы классицизма в оде на день восшествия. Сады классицизма: грандиозность и величие

В истории русской литературы восемнадцатый век отмечен прежде всего достижениями в области поэзии. К числу видных поэтов этой эпохи принадлежат Василий Кириллович Треди-аковский, Александр Петрович Сумароков, Гавриил Романо-вич Державин и другие. Особое место среди них занимает Михаил Васильевич Ломоносов. Об этом выдающемся деяте-ле русской науки и культуры Александр Сергеевич Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом». Уни-версальность талантов и знаний Ломоносова проявилась и в проведенной им реформе русского стихосложения, благодаря которой впоследствии Николай Васильевич Гоголь назвал его «отцом нашей стихотворной речи», и в собственных поэтичес-ких достижениях, связанных с литературным направлением, которое получило наименование классицизма.

Термин «классицизм» произошел от латинского слова «classicus», что значит «образцовый». В основе этого литера-турного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Ок-ружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть пре-ображен в нужном для писателя направлении. Соответствен-но и героями произведений классицистов могли быть не ря-довые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь власти-тели, цари.

В соответствии с требованиями классицизма Ломоносов разработал так называемую теорию «трех штилей», разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торже-ственной одой. Она была предназначена для воспевания и вос-хваления высших достижений человека, для выражения глубо-ких философских идей, а также для прославления лиц, сто-ящих на верхних общественных ступенях.

Примером философской оды может служить «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого север-ного сияния». В ней поэт восхищается величием Творца всего сущего, который поставил человека перед задачей разгадки тайн природы. Обращая свой взор к звездному небу, поэт вос-клицает, пораженный его непостижимым величием:

Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

А затем высказывает предположение, что разумная жизнь существует не только на Земле:

Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков…

Образцом торжественной оды, обращенной к верховным властителям страны, является «Ода на день восшествия на Все-российский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла вы-разить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Обращаясь к дочери Петра Первого Елизавете, поэт ставит ей в заслугу то, что она продолжает дело своего отца, которо-го славил в других своих произведениях, утверждая: «Несрав-ненных дел Петра Великого человеческой силе превысить не-возможно». Начало оды — это хвала божественной тишине, сопутствующей царствованию Елизаветы. Под тишиной под-разумевается мирное развитие государства. Материал с сайта

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Далее поэт подробно рассказывает об успехах, достигну-тых Россией во время правления дочери Петра. Главным из них он считает развитие наук: «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». Воздав за это хвалы императрице, Ломо-носов с еще большим жаром воспевает значение наук в жиз-ни человека:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут…

А этой чеканной поэтической формуле Ломоносов предпо-сылает слова, выражающие его идеал патриота своей страны — умеренность в том, «что может собственных Платонов и быст-рых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Таким образом, формы классицизма в восемнадцатом иске позволяли Ломоносову выразить собственные представ-ления о путях и целях развития Российского государства и давали поэту надежду повлиять на решения и действия власть предержащих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сообщение классицизм ломоносов
  • жанры поэзии м.в.ломоносова
  • сообщение по классицизму ломоносов
  • что подразумевает ломоносов под тишиной воде
  • доклад ломоносов и классицизм

На вопрос Поэзия Ломоносова. Черты классицизма в поэзии Ломоносова или Державина заданный автором Минька лучший ответ это Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова.
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока) , что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено) . Четкое деление жанров на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня) .
М. В. Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия… " – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание:
– хвала щедротам Елизаветы
– заслуги Петра перед народами России
– неисчерпаемые богатства России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо) , усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.
У Державина очень схожая прежде всего форма, метрика, ритмика. . .Державин разделял взгляды Ломоносова о значении России для судеб человечества. Уже в оде 1772 г. «На победы Екатерины II над турками» он говорил о падшей Греции, которую подни-мает «Минерва» , имея в виду Екатерину II, т. е. Россию; в оде «На переход Альпийских гор» он напоминал современникам о том, что русские воюют за общее дело: «за свой, за ваш, за всех покой» . Тема вожделенного мира, который приносит усталой Европе русское оружие, особенно сильное развитие получила у Державина в конце жизни, во время наполеоновских войн. В записной книжке поэта имеются следующие строки: «Победа есть прекрасный цвет, приносящий райские плоды: мир и спокойствие» .
Сделав предметом поэзии судьбы родины, высокие темы жиз-ни гражданина, Державин, естественно, не мог пройти мимо фигуры Петра I. Подобно Ломоносову, он писал о том, что Петр I создал русскую армию, служил «простым солдатом» , водил «на брань» полки, был неутомимый труженик; поэт изображает Петра близким к простым людям и в то же время царственно величественным самодержцем («Петру Великому») . В стихотворении «На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой» , ставя императрице в пример Петра I, Державин подчеркивал, что победителю на Полтавском поле снискали всеобщую похвалу не только воинские дела, но и забота о благе подданных, смягчение и просвещение нравов. В произведениях Державина происходит как бы «очеловечение» образа Петра I; величие его определяется не меркой сверхчеловеческих сил, как у Ломоносова и других поэтов, а доступностью, добротой, заботами о людях.

Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.

Как известно, М.В. Ломоносов является автором «теории трёх штилей», которая на многие годы вперёд определила деление русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Ему с одинаковым успехом удавались как высокая лирика, так и сатира. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к российским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, поскольку главный их смысл заключался не в похвалах. Ломоносов писал о том, что волновало его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Приуроченная к очередному придворному празднику, эта ода явилась непосредственным откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 году был утверждён её новый устав, улучшено положение отечественных учёных. В своей оде Ломоносов отстаивает программу дальнейшего развития русской науки и одновременно восхваляет мир, «тишину», откликнувшись таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. С обращения к «тишине», покою ода и начинается:

Возлюбленная тишина!

Коль ты полезна и красна!

Поэт восхваляет прелести мирной жизни, плавно переходя к непосредственной теме — вступлению Елизаветы на трон. Именно с воцарением новой императрицы связывает Ломоносов свои надежды на утверждение мира. Поэт выражает надежду на то, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает добродетели дочери и доблести отца. Так в произведении появляется образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбе России.

Пётр в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о делах Петра, который сумел свою страну «возвысить до небес», о военных кампаниях. Отдельные строки оды посвящены созданию российского флота:

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг...

В стенах внезапно укреплённа

И зданиями окружённа,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?».

Тогда божественны науки

В Россию простирали руки...

Невосполнимой потерей для России стала, с точки зрения поэта, смерть Петра I. Отныне насаждать науки предстоит Елизавете, его дочери. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам российская земля, по мнению поэта, воздаст сторицей.

Мы дар твой до небес прославим

И знак щедрот твоих поставим...

Но богатство русской земли скрыто не только в её недрах. Земля богата талантами, самородками. Они-то и прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.

Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространств России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещённой монархини (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете внедрять образование по всей России.

Ода - лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Михаил Васильевич Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма, для оды Ломоносова характерно строгое следование разработанной системе художественных норм, «торжественный» возвышенный язык, гиперболизация, употребление различных тропов и художественных приемов. Следуя требованиям общества, Ломоносов в своих произведениях затрагивал общественные гражданские темы - патриотизм, героизм, величие отечества.

В оде «На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» (1748 год), поэт так говорит о своей стране и о государыне:

«Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец…»,

«Когда в отеческой короне
Блеснула на российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет…»,

«Единым гласом все взываем,
Что ты защитница и мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать…».

Для Ломоносова образ Елизаветы сравним с образом Бога, в ней он видит величие, славное будущее для своего отечества. «Высокими» словами, употребляя множество метафор, поэт восславляет императрицу, благодаря которой в стране наступает день на смену ночи - известно, что Елизавета, как и Ломоносов, стремились к всеобщему просвещению - сравнение учения и невежества.

Ломоносов в своих произведениях часто затрагивал религиозно-философские темы. Так, перелагая псалмы, поэт нашел новый способ выражать свои философские размышления - через сюжеты песнопений. Человек для Ломоносова - тот, кто героически сражается с врагом, но в то же время, бессилен против стихии. В оде «Утреннее размышление о Божием величестве» поэт показывает человека:

«Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!»

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

«Творец, покрытому мне тьмою
Прости премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи…»

Гавриил Романович Державин продолжил традиции классицизма - создавал свои произведения по известным строгим канонам. В его первых поэтических произведениях можно найти все черты, характерные одам - тематика восхваления известных людей, «высокий» слог, использование множества художественных приемов (метафоры, гиперболы, сравнения). В оде «На смерть князя Мещерского» Державин затронул тему смерти, которая является вселенским законом: «На то, чтоб умереть, родимся; Без жалости всё смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнце ею порушатся, И всем мирам она грозит».

Однако последующие одические произведения Державина отличаются от классической оды. Тематика произведений осталась прежней - посвящение правителям, значимым событиям истории, но язык, которым теперь излагались мысли, был иным - более личным. В оде «к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице», посвященной Екатерине II, поэт использует доверительный шутливый тон, с которым автор обращается к своей героине:

«Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом»,

«Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад»,

«Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой».

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью - так появляются новые литературные жанры - сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора - лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер - человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

Оды Ломоносова являются образцовыми произведениями жанра, тогда как Державин открыл новые лирические жанры, расширив границы классицизма. Темы, над которыми размышляли поэты, оставались прежними, но Державин искал новые формы для выражения, смешивая разговорную речь и «высокий» слог, обращаясь к повседневной жизни, как к источнику вдохновения.

Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.

Ранний классицизм . Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, - одно из основных стилистических направлений как в европейской, так и русской архитектуре. Корни этого стиля уходят в древнегреческое и древнерусское искусство, называемое классическим. Отсюда происхождение термина. Классицизм как архитектурный стиль в значительной степени обогащался и за счет достижений итальянского Возрождения, также опиравшегося на античность.
Классицизм зародился во Франции еще в XVII в. и, испытывая в начальный период своего становления влияние барокко, на протяжении длительного времени существовал с ним параллельно. В России в XVIII в. ситуация была несколько иная: барокко, предшествовавшее русскому классицизму, несло на себе некоторые черты европейского классицизма. В частности, ему были свойственны господство прямых линий при разработке планировочных решений и симметричное построение композиций. В равной степени и нарождавшийся русский классицизм на первом этапе своего развития находился под некоторым воздействием барокко, сохраняя его отдельные особенности. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметрия и уравновешенность, рациональные композиционные построения, монументальные формы, использование классических ордеров как конструктивных элементов. В создании архитектурно-художественного образа ордер теперь играл ведущую роль, определяя масштаб, размеры и пропорциональные соотношения даже в случае отсутствия колонн - основных составляющих ордерных композиций. Колонны в классицизме, в отличие от барокко, более не были постоянно связаны со стеной и нередко выступали в качестве формообразующих.
Широкое распространение получили портики, колоннады, лоджии, павильоны-ротонды. При этом архитекторы классицизма, как правило, стремились к предельной ясности и выразительности своих произведений. Такой закономерности и порядку постепенно были подчинены все составные части внутреннего убранства, не исключая паркеты. В принятой отечественной наукой классификации русского классицизма различают три основных периода: 1760-70-е - ранний классицизм, в некоторой степени еще связанный с предшествующим периодом зрелого русского барокко; 1780-90-е -строгий классицизм, полностью освободившийся от элементов барокко; 1-я треть XIX в. - высокий классицизм (русский ампир), который иногда называют градостроительным классицизмом, стремясь подчеркнуть его наивысшие достижения, связанные с решением градостроительных проблем.
Русский классицизм в значительной степени превзошел западноевропейский (по западной терминологии - неоклассицизм), а его наиболее выдающиеся памятники оказались сосредоточены в столице Российской империи - С.-Петербурге. Возникновение и становление раннего классицизма связано, прежде всего, с творчеством трех петербургских архитекторов: Ж.-Б.Валлен-Деламота, А.Ринальди и Ю.М.Фельтена. К ним следует добавить ученика Валлен-Деламота архитектора И.Е.Старова, чьи произведения раннего периода сохраняли отдельные элементы барокко, и ведущих московских зодчих того периода - В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Основоположником русского классицизма явился Баллен-Деламот. Его проект здания Императорской Академии художеств, разработанный в нач. 1760-х, можно назвать своего рода раннеклассицистиче-ским манифестом. Судя по чертежам предварительных вариантов проекта, архитектор в этот период еще в значительной степени тяготел к архитектуре барокко, но в процессе дальнейшего проектирования стремился освободиться от этой зависимости. Прежде всего это удалось в отношении рациональной, симметричной, классически ясной планировки здания, а также соответствующего ей решения фасадов. Черты барочной архитектуры, характерные для раннего классицизма, сохранились лишь в центральной части главного фасада Академии художеств, выходящего на Неву.
Еще один шедевр Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма - здание М.Эрмитажа, сооруженное в 1764-69. Оно состоит из двух павильонов - южного и северного, объединенных висячим садом и галереями (закончены в 1775). Южный павильон, спроектированный в линию с Зимним дворцом, архитектор увязал стилистически с архитектурой Растрелли, повторив в первом этаже характерный для последнего прием обработки фасадов приставными колоннами, поддерживающими разорванный антаблемент. Ранний классицизм проявил себя здесь в отделке второго и антресольного этажей, объединенных пилястрами, а также в сравнительной скромности оконных наличников и декоративных филенок. Если Южный павильон в конце 1766 был уже готов, то строительство Северного павильона закончилось только в 1769, что в значительной степени сказалось на его внешнем облике. При проектировании Северного павильона Валлен-Деламот окончательно порвал с традициями барокко и дал один из лучших образцов раннего классицизма.
Преодоление старых традиций особенно трудно давалось в интерьерах, где отдельные черты барокко и рококо нередко выступали на первый план. К сожалению, эта сторона творчества Валлен-Деламота, ввиду недостатка материала, гораздо менее изучена. Однако известно, что в 1760-70-х он принимал самое активное участие во внутренней отделке Зимнего дворца, Б. дворца в Петергофе, т.н. Летнего дворца Елизаветы Петровны в Третьем Летнем саду. Из всех этих работ до нашего времени дошло лишь декоративное оформление Западного и Восточного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца, выдержанных в стиле шинуазри. Раннеклассицистические интерьеры Валлен-Деламота не сохранились. Можно предположить, что характер их убранства, который отчасти можно представить по сохранившимся проектам, отличался классицистической строгостью, но, вместе с тем, включал некоторые элементы барокко. Почти ничего не известно о паркетах Валлен-Деламота, хотя архитектор уделял их проектированию достаточно внимания. Можно предположить, что они отличались нарядностью, геометризмом и соответствовали отделке стен и перекрытий.
Другим выдающимся представителем раннего классицизма, в творчестве которого новые принципы соседствовали с отзвуками предшествующих стилей, был А.Ринальди - автор Гатчинского и Мраморного дворцов.

Ж.-Б.Валлен-Деламот. Малый Эрмитаж в С.-Петербурге. Северный павильон

А.Ринальди, В.Бренна. Тронная Павла I в Гатчинском дворце. Фрагмент интерьера

А.Ринальди. Паркет перехода между Тронной Павла I и Белым залом в Гатчинском дворце

Гатчинский дворец. Зеленая угловая. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

Гатчинский дворец. Туалетная (Уборная) Марии Федоровны. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

А.Ринальди. Мраморный дворец в С.-Петербурге

Мраморный дворец. Парадные залы и личные комнаты великого князя. Обмерный чертеж паркетов, исполненных по рис. А.Ринальди. 1830 (НМИИС КГИОП)

Гатчинскому дворцу, сооруженному в 1766-81, свойственны четкие поэтажные членения и ведущая роль ордера в построении композиции. При разработке проекта этого здания, чей центральный трехэтажный корпус фланкирован двумя невысокими угловыми башнями, Ринальди широко использовал архитектурные приемы эпохи итальянского Возрождения. Со стороны парадного двора оно напоминает итальянские виллы с галереями и террасами, а со стороны парка - итальянские палаццо эпохи Возрождения. Лишь частично соответствовала внешнему облику дворца отделка интерьеров. Ринальди по-прежнему придерживался здесь стиля рококо, сочетая его в ряде случаев с классицистическими элементами. Так, напр., в самом большом центральном Белом зале, выходившем пятью высокими окнами-дверями на открытую террасу, архитектор искусно сочетал стилистически различные приемы. К классицизму тяготела обработка стен сдвоенными пилястрами, а рококо соответствовала отделка перекрытия лепным растительным орнаментом, стилизованны-
ми раковинами и трельяжной решеткой. Черты классицизма и рококо сочетались также в рисунке паркета.
Почти одновременно с Гатчинским дворцом в С.-Петербурге строился Мраморный дворец (1768-85), в отделке которого, помимо гранита, широко использовался мрамор разных сортов и оттенков. Расположенный вблизи Невы и Марсова поля, трехэтажный дворец своим главным фасадом, отступающим в средней части в глубину подъездного двора, выходил на Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и вскоре засыпанный в связи со строительством служебного корпуса. Первоначально изолированный парадный двор, или курдонер, характерный для дворцов в стиле барокко, со стороны служебного корпуса ограничивала глухая каменная ограда с раположенными по главной оси въездными воротами. Первый этаж, облицованный розово-серым гранитом, Ринальди трактовал как монументальное основание для двух верхних, объединенных большим ордером. Со стороны Невы, Мраморного переулка и Марсова поля фасады решены одинаково, благодаря чему внешне дворец воспринимается единым архитектурным объемом, хотя имеет довольно сложную пространственную композицию с разновеликими боковыми крыльями и внутренними замкнутыми световыми дворами. Эти фасады обработаны пилястрами коринфского ордера, окна имеют простые, строгого рисунка наличники, и только между окон второго и третьего этажей можно обнаружить скромные украшения в виде филенок с цветочными гирляндами - характерные для раннего классицизма элементы. На то, что это памятник раннего классицизма, указывают также декоративные вазы, поставленные наверху на парапете. Явные черты ушедшего барокко сохраняются в центральной части главного фасада. Здесь вместо пилястр к фасаду приставлены четыре колонны, поддерживающие небольшие части разорванного антаблемента. Расположенные на втором этаже между колонн три больших окна с полуциркульными завершениями имеют наличники криволинейных барочных очертаний, но рисунок их значительно проще при сравнении, напр., с находящимся на той же набережной Зимним дворцом. Впрочем, отдельные барочные элементы не меняют общую классицистическую характеристику Мраморного дворца, а лишь указывают лишний раз на то, что это памятник архитектуры раннего классицизма, сохраняющий реминисценции барокко.
В отделке интерьеров Мраморного дворца, как и дворца в Гатчине, также присутствовали отдельные черты барокко и рококо, с трудом преодолеваемые Ринальди. В отличие от внешнего облика дворца, сохранившегося почти без изменений, убранство внутренних помещений вместе с паркетами было утрачено в результате последующих переделок (исключение составляют Парадная лестница и Мраморный зал). К счастью, в 1830 художниками П.А.Азимовым и М.А.Андреевым были выполнены планы и обмерные чертежи ринальдиевских залов, позволяющие сегодня судить об их былом великолепии. В частности, остались зафиксированными в цвете дворцовые паркеты, которые, хотя и включали некоторые раннеклассицистические элементы, по своей стилистике приближались к рококо.
К характерным представителям раннего классицизма относится архитектор Ю.М.Фельтен, много строивший в С.-Петербурге и его окрестностях. Его нередко ставят рядом со значительно более одаренными Баллен-Деламотом и Ринальди. Но если для последних переход от барокко к классицизму был довольно сложным и трудным, то Фельтен не испытывал подобных мук, и его самостоятельное творчество оставалось достаточно ровным, без каких-либо существенных отклонений в ту или иную сторону. Он не страдал пережитками ушедшего стиля, но и не старался опережать эпоху.
Среди наиболее крупных произведений Фельтена - типичных памятников архитектуры раннего классицизма - можно назвать Училище для мещанских девиц (1765-74), не очень удачно пристроенное к ансамблю бывшего Смольного монастыря, "здание в линию с Эрмитажем", получившее затем название Старый Эрмитаж (1775-85), Зубовский корпус, примкнувший к Екатерининскому дворцу в Царском Селе (1778-84), здание Ломбарда на углу Миллионной ул. и Марсова поля, возведенное в 1770-х и позднее подвергшееся перестройке. В творчестве Фельтена нашли отражение характерные для периода раннего классицизма романтические тенденции, связанные, в частности, с архитектурой средневековья. Наиболее значительные произведения такого рода - Чесменский путевой дворец (1774-77) и Чесменская церковь (1777-80) вблизи бывшей Царскосельской дороги. Фельтен много занимался отделкой интерьеров по заказам императорского двора в С.-Петербурге и его окрестностях. В частности, по его проектам были отделаны интерьеры Зимнего дворца на половине вел. кн. Павла Петровича (1762-63), Южного павильона Малого Эрмитажа (1765-66), дома фаворита Екатерины II кн. А.Д.Ланского (1780-84) и др. Немалое внимание Фельтен уделял паркетам. До наших дней частично сохранились прекрасные наборные полы петербургского дома кн. А.Д.Ланского. Ныне они находятся в Царском Селе (Агатовые комнаты Холодных бань) и Павловске (Павловский дворец). Паркетам Фельтена уже в гораздо большей степени, чем паркетам Ринальди, свойственны классицистические черты. Они более строги, геометричны, и если в них по-прежнему слышатся отзвуки барокко и рококо, то они выражаются, прежде всего, в многоцветной колористической гамме, обилии экзотических древесных пород, в достаточно сложном рисунке, в котором еще встречаются отдельные растительные мотивы. Зародившиеся в нач. 1760-х элементы классицизма упорно теснили барокко и рококо, постепенно завоевывая основные позиции. К нач. 1780-х классицизм одержал окончательную победу.

Литература:
Гримм; Соловьев I; Воронов М. Г, Ходасевич Г.Ц., Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине, Л., 1982;
Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. ГЭ, авт. вступительной статьи и сост. каталога М.Ф.Коршунова, Л., 1982;
Кючарианц Д.А., Антонио Ринальди, Л., 1984;
Коршунова М.Ф., Юрий Фельтен, Л., 1988;
Фомин; Шуйский В. К., Зрелое русское барокко и ран ний классицизм, СПб., 1997;
его же, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, в кн.: Зодчие С.-Петербурга I;
Комелова Т.Н., Апартаменты Екатерины II в Зимнем дворце, в кн.: Зимний дворец I;
Комелова Г.Н., "Императорский музеум" в Зимнем дворце, там же.