Научная лексика. Научный стиль: общая характеристика, подстили научного стиля

Книжная лексика – это лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п. Воззрение, конъюнктура, прерогатива, фактор, эрудиция (имена существительные). Гипотетический, декларативный, идентичный, рационалистический, аффективный (имена прилагательные). Апробировать, исчислять, констатировать, низложить, утратить (глаголы).

Научная лексика

В научной лексике не менее половины слов - межстилевые, общеупотребительные,используемые в ихпрямом значении. В зависимости от характера книги, специфики предмета, вида текста, адресата процент межстилевой лексики может или увеличиваться или уменьшаться. Длянаучной лексики (как и для официально-деловой ) нехарактерным являются иностилевые вкрапления (например, слова разговорные,диалектные). Исключение составляют такие сравнительно редкие по употреблению слова, которые были научно переосмыслены и стали терминами. Так, в специальной производственно-технической лексике используются диалектные слова.

В научной лексике , как правило, не используются слова, имеющие дополнительные эмоционально-экспрессивные оценки. Чрезвычайно редки случаи употребления слов в переносном значении. Если все-таки подобные лексические единицы использованы в научных терминологических системах, то яркая образность, присущая им в общеупотребительном языке, частично утрачивается. Однако нередко подобные терминоэлементы все-таки вызывают почти те же ассоциативные представления, которые свойственны им в нетерминологической сфере. Например:благородные металлы ; роза ветров , перистые облака и так далее. Но зато встречается немало окказиональных, индивидуальных терминов, обусловленных спецификой предмета, авторским подходом к решению проблемы или отсутствием наименования для вновь описываемых явлений. К числу окказиональных могут быть отнесены, например, наименования стилистических фигур, построенных на употреблении слов-антонимов, в работах Л.А. Введенской: кроме общеизвестной фигуры - антитезы (противоположения), названы и рассмотрены акротеза , то есть подчеркнутое утверждение одного, из признаков за счет отрицания другого (Не слабость, а мужество), амфитеза , утверждение не одного, а сразу двух противоположных признаков (И стар и мал) и другие. К числу наиболее значимых различительных признаков научного стиля на лексическом уровне относится широкое использование в нем терминов . Терминологическая лексика отражает более высокий уровень познания действительности и обобщения в терминах самых существенных признаков обозначаемых явлений. Следовательно, термин является многосторонней, наиболее четкой и емкой характеристикой предмета или явления.

Кроме собственно терминов и терминологических сочетаний, почти в каждой науке широко используются сокращения и аббревиатуры, например, ЭМУ (электронно-моделирующее устройство), Н -водород и так далее. Внаучной лексике широко используются отвлеченные слова типа абсолютизм активизация , бытие , видоизменение ; глубина (мысли), догматизм , координация , пространство , функционирование и другие. Характерным лексическим признаком научной речи является наличие в ней особых слов и оборотов, способствующих максимальной логизации изложения мыслей. Ими являются, в первую очередь, разнообразные сложные сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова и другие, например:благодаря, ввиду, несмотря на, однако и другие. Как разновидность научной лексики в современном языке активно выделяется и все более обособляется производственно-техническая и профессионально-терминологическая лексика, в которую входят различные наименования:

а) технических процессов, производственных операций;

б) их результатов (по общеязыковой метонимической модели): дегазация, дождевание и так далее.

Газетно-публицистическая лексика также неоднородна. В ней выделяются следующие несколько групп. Во-первых, именно в газетно-публицистическом стиле речи наиболее последовательно используются и функционально закрепляются слова, имеющие общественно-политическое значение: авангард, гуманизм, идея, мировоззрение и другие. Слова этой группы широко употребляются как для реализации функции сообщения, так и для реализации функции воздействия. Во-вторых, выделяется значительная группа лексики, характеризующейся особой возвышенностью, например, бессмертие, вдохновение, воинство, негодование, творец, шествие и другие. Эти слова (наряду с отдельными изобразительно-выразительными средствами) активнее используются в пропагандистских публикациях, призванных развивать теоретическое мышление читателей, углублять их научные представления о разнообразных явлениях общественной жизни.

В третью лексическую группу входят слова, которые в процессе их употребления в публицистике развивают новые значения, преимущественно качественно-оценочного характера. Так, именно в процессе регулярного использования в публицистике развилось новое качественное значение у ряда собственно публицистических слов, ранее обладавших только значением относительных прилагательных.

Терминологическая лексика

Наше время характеризуется необычайным развитием науки и техники. Открытия в области ядерной физики, практическое использование ядерной энергии, появление и развитие космонавтики и информатики, генной инженерии и т.д. привели к тому, что словарный состав языка обогатился огромным количеством новых терминов и даже целыми их подсистемами. Следовательно, в значительной степени обогатилась и терминологическая система в целом, т.е. намного увеличился интеллектуальный, информационный потенциал языка.

Термин - это слово или составное наименование (устойчивое словосочетание), которое является обозначением специального понятия из области науки, техники, права, спорта, искусства и т.д. Например: лемма - вспомогательная теорема, используемая для доказательства основных теорем; вольтметр - прибор для измерения электрического напряжения на участке цепи с током; иррадиация (физиол.) - распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе; коммуникативная компетенция - способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения и т.д.

Термин не просто называет какое-либо понятие, но в отличие от других слов имеет строгое научное или правовое определение - дефиницию. Дефиниции бывают двух родов: официальные (научные и правовые) и неофициальные.

Научное общение невозможно, если специалисты в какой-либо области будут использовать термины не в строго определенном значении. Уже в советские времена были созданы государственные комитеты стандартизации и унификации, которые, в частности, осуществляют унификацию научно-технических терминов, относящихся к разным областям знания, и регулярно издают сборники ГОСТов (государственных стандартов), где предлагаются научные определения каких-либо связанных между собой понятий для обязательного их использования специалистами.

Научные определения терминов, содержащиеся прежде всего в государственных стандартах, - первый вид официальных дефиниций.

Второй вид таких дефиниций - правовые. По существу, это новый вид официальных определений в нашей стране, который стал широко практиковаться в последнее десятилетие. Правовыми называют дефиниции, которые даются терминам высшими органами власти в стране и помещаются в федеральные законы, президентские указы, правительственные постановления. В этих государственных документах обычно выделяется особый раздел "Используемые термины (или понятия)", где дается перечень вошедших в текст данного документа новых терминов с дефинициями.

Это значит, что так и только так должны пониматься и трактоваться предлагаемые правовые термины на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, терминология языка, будучи совокупностью всех имеющихся в нем терминов, может быть признана системой терминологических подсистем, между которыми существуют определенные связи. Эти связи могут выражаться в следующем: 1) многие термины, например математические (вектор, интеграл , дифференциал , переменная величина ), используются в других науках, в том числе в физике, а физические термины - в химии (закон Ома , кулон , нейтрон , протон , электрон ); 2) одни и те же термины в одном и том же значении могут обслуживать потребности разных наук (аксиома , алгоритм , амплитуда , валентность , вершина , высота ); 3) одни и те же термины могут соотноситься с разными подсистемами, имея при этом разные значения. Так, термин функция в математике - "зависимая переменная величина", в лингвистике - "назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы и элемента языковой структуры", в социологии - "роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому" и т.д. Термин аргумент означает в логике "суждение или совокупность суждений, приводимых в подтверждение истинности другого суждения" и "основание или часть основания суждения", в математике аргумент функции - это "независимая переменная, от значения которой зависят значения функции". Термин база означает в архитектуре "основание, подножие колонны или столба", в машиностроении - "расстояние между передней и задней осями 2-осного автомобиля, трактора, прицепа", в инженерной графике - "поверхность, линия или точка, относительно которых указывают на чертеже расположение других поверхностей изображаемого изделия и их размеров", в технологии конструкционных материалов - "поверхность или сочетание поверхностей, ось, точка, принадлежащие заготовке или изделию и используемые для базирования" и т.д.


Монография, диссертация, учебник, научная статья –это жанры…стиля

А. разговорно - бытового

В. художественного

С. научного

D. публицистического

Е. официально-делового

Общенаучные слова, термины характерны для…

А. разговорно - бытового стиля

В. художественного стиля

С. научного стиля

D. публицистического

Е. официально-делового стиля

Научный стиль предназначен для обслуживания…

А. научной сферы

С. ораторских выступлений

D. законодательной сферы

Е. все ответы верны

«Термин (лат. Terminus- грамматика, предел) - слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». Этот текст относится к…

А. официально-деловому стилю

В. научному стилю

С. разговорно - бытовому стилю

D. художественному стилю

Е. публицистическому стилю

Укажите слова, относящиеся к научному стилю речи

А. новаторство, зайчонок, орех

В. прикрытие, орех, река

С. морфема, диффузия, гипоним

D. побасенка, песенка, прикрытие

Е. все ответы верны

Укажите ряд слов, относящихся к общенаучной лексике

А. морфема, глобальный, имущественный

В. фонема, оператор, суфлер

С. деяние, атом, нейтрон, нейлон

D. операция, процесс, явление, задача

Е. рецессия, сессия, гетероним

Укажите значение общенаучного термина «деформация».

А. изменение формы

В. наращение формы

С. улучшение формы

D. обретение формы

Е. нет верного ответа

Укажите значение общенаучного слова «алогичный».

А. сверхлогичный

В. очень логичный

С. нелогичный

D. околологичный

Е. все ответы верны

Слово «интеграл» относится к...

А. терминам

В. жаргонизмам

С.диалектизмам

D. устаревшим словам

Е. общеупотребительным словам

Слово «фонема» характерно для...

А. официально – делового стиля

В. публицистического стиля

С. научного стиля

D. художественного стиля

Е. все ответы верны

«Параллелепипед», « куб» - это

А. узкоспециональные термины

В. общенаучные термины

С. общеупотребительные слова

D. возвышенная лексика

Е. бранная лексика

«Система», «структура», «задача» - это

А. узкоспециональные термины

В. общенаучные термины

С. общеупотребительные слова

D. возвышенная лексика

Е. бранная лексика

Определите научную отрасль по следующим терминам: «центральная нервная система», «аппендицит», «трепанация».

А. медицина

В. физика

С. археология

D. геология

Е. нет верного ответа

Определите научную отрасль по следующим терминам: «кальций», «оксид»,

«соляная кислота».

А. алгебра

В. геометрия

С. физика

Е. биология

Определите научную отрасль по следующим терминам: «синтаксис», «подлежащее», «префикс».

А. языкознание

В. литературоведение

С. искусствоведение

D. философия

Е. нет верного ответа

Укажите интернациональный словообразовательный элемент, с помощью которого формируются термины.

А. суб- (субморф)

В. сверх – (сверхсекретный)

С. пере – (передозировка)

D. меж – (межконфессиональный)

Е) не – (нелогичный)

Определите значение приставки анти –.

С. против

Укажите узкоспециальные термины

А. транспорт, диво, капитализация

В. терем, околоточник, зодчий

С. постановка, равенство, новый

D. синус, косинус, тангенс

Е. остроумный, консистенция, квалификация

К какому стилю речи относится учебный подстиль?

А. публицистическому

В. художественному

С. научному

D. разговорно-бытовому

Е. учебный не является подстилем

Для научного стиля характерны (исключите лишнее)

В. общенаучные слова

С. терминологическая лексика

D. узкоспециальные термины

Е. сниженная лексика

Задача, явление, процесс - это

А. общеупотребительная лексика

В.общенаучные слова

С. терминологическая лексика

D. просторечная лексика

Е. сниженная лексика

Фонема, лексема, фонология,сигнификативный - это

А. общеупотребительная лексика

В. общенаучные слова

С. термины

D. просторечная лексика

Е. разговорные слова

Для научного стиля не характерна...

А. точность

В. логичность

С. обобщенность

D. отвлеченность

Е. эмоциональность

Для научного стиля не характерно употребление слов:

А. задача, решение

В. предназначен, указанное

С. реализация, дифференциация

D. синус, косинус

Е. штукенция, бедненький.

Реферат – это…

A.краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением;

B. тезисы, аннотация, рецензия;

C. библиография;

D. критический отзыв на содержание статьи;

E. анализ и обобщение по материалам первоисточника;

Виды рефератов по содержанию:

A.индуктивный и дедуктивный;

B. индикативный и информативный;

C.логический и интуитивный;

D.реферат – резюме и реферат – аннотация;

E. компилятивный и обзорный

Структурная организация информативного реферата:

A. вступление, завязка, кульминация, развязка;

B. пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог;

C. вступительная часть, собственно- реферативная, заключительная;

D. вступление, основная часть, заключение;

E. тезисы, аннотация, рецензия.

Индикативный реферат (синонимичное понятие)

A. тезисы, аннотация, рецензия.

B. конспективный реферат

C. реферат - обзор

D.реферат-резюме или указательный реферат;

E. библиография

Индикативный реферат содержит …

A. критический отзыв на содержание статьи

B. краткое описание содержания и структуры работы

C. анализ и обобщение по материалам первоисточника

D. конспект статьи

E.основные положения реферируемого источника

B. давать характеристику основных положений статьи

A. давать характеристику основных положений статьи

C. критически оценивать положения, выдвигаемые автором статьи

E. делать анализ и обобщение по материалам первоисточника

B. указывать тему и проблему реферируемой статьи

C.давать описание основного содержания реферируемой статьи

E. делать анализ и обобщение по материалам первоисточника

B. указывать тему и проблему реферируемой статьи

E. делать анализ и обобщение по материалам первоисточника

Рецензия – это…

A. критическая оценка художественного сочинения, кинофильма, научной работы

B. тезисы, аннотация, реферат

C. конспект первоисточника

E. аннотирование источника

Отзыв – это…

A. краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением

B. небольшое критическое произведение, кратко описывающее книгу, фильм, картину

C. тезисы, аннотация, рецензия

D. краткая характеристика основного содержания книги

E. аннотирование источника

В заключительной части рецензии используются конструкции…(исключите лишнее)

C. Итак, основные положения статьи сводятся к следующему…

A. основной части рецензии

B. во вводной части рецензии

C. в заключительной части

D. в любой части рецензии

E. варианты А,В

Исключите лишнее

D. конспект

E. реферат

Краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением – это…

D. конспект

E. реферат

Критическая оценка научного сочинения, спектакля

A. рецензия

D. конспект

E. реферат

Основные положения реферируемого источника содержатся в…

A. конспекте

B. информативном реферате

C. индикативном реферате

Информативный реферат – это..

A.критическая оценка научного сочинения, спектакля, кинофильма

B. конспект первоисточника

C. развернутый анализ преимуществ и недостатков статьи

D. реферат, который содержит информацию из реферируемого источника в сжатом виде

E. краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением

При написании рецензии следует ответить на следующие вопросы (исключите лишнее):

A. Какова основная тема статьи?

E. О чем данная статья?

При рецензировании придерживаются следующего плана (исключите лишнее):

B. Краткое изложение вопросов, поднимаемых автором

C. Оценка по шкале «хорошо» - «плохо» содержания статьи

D. Положительные моменты исследования

A. основной

B. вводной

C. варианты А,В

D. заключительной

E. в любой

Спорные моменты исследования (факты, положения, вызывающие сомнения) рассматриваются рецензентом в …части рецензии.

B. вводной

C. варианты А,В

D. заключительной

E. основной

Положительные моменты исследования (актуальность, новизна, проблематичность, оригинальность подхода к решению проблемы) содержатся в … части рецензии

A. основной

B. вводной

C. варианты А,В

D. заключительной

Во вводной части рецензии (отзыва) указываются…(исключите лишнее)

B. выводы и оценки рецензента

C.год издания

D.количество страниц источника

E. название работы

Во вводной части рецензии (отзыва) указываются…

A. положительные моменты исследования

C. выводы и оценки рецензента

D. спорные моменты исследования

E. краткое изложение вопросов, поднимаемых автором в статье

Рецензия и отзыв отличаются от других жанров научной речи…

A. объемом текста

B. стилистически

C. наличием развернутых описаний

D. наличием оценки первоисточника

E. диалоговой формой речи

Термины «рецензия» и «отзыв» по смысловым отношениям являются…

A. синонимичными понятиями

B. антонимами

C. не совпадают в оценочности и стилистической окрашенности

D. являются омонимичными словами

E. противоположными друг другу

«Краткая характеристика книги, статья в виде перечня главнейших вопросов, включающая в свой состав данные об авторе, название текста, выходные данные, краткое содержание, указание адресата».

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

Укажите виды аннотации по целевому назначению

B.Общие и специализированные

C.Подробные и сжатые

D.Устные и письменные

E. Простые и сложные

Укажите виды аннотации по полноте охвата содержания документа и читательскому назначению

B.Общие и специализированные

C.Подробные и сжатые

D.Устные и письменные

E. Простые и сложные

A. Иллюстративный материал

D. Библиография

Назовите обязательную часть аннотации

A. Иллюстративный материал

B. Композиция первичного текста

C. Адресат первичного текста

D. Библиография

A. Иллюстративный материал

C. Адресат первичного текста

D. Библиография

Назовите факультативную часть аннотации

A. Композиция первичного текста

C. Адресат первичного текста

D. Библиография

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА…, В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ, ЦЕЛЬ СТАТЬИ – ПОКАЗАТЬ…

A. Характеристика работы

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. В библиографии

В какой части аннотации используются следующие языковые обороты:

КНИГА СОСТОИТ ИЗ … ЧАСТЕЙ, СТАТЬЯ ДЕЛИТСЯ …ЧАСТИ, В КНИГЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ …ГЛАВЫ

A. Характеристика работы

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. В библиографии

В какой части аннотации используются следующие языковые обороты:

A. Характеристика работы

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. В Библиографии

Укажите жанр данного вторичного текста:

Успенский В.A., Семенов А.Л., Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения. – М., 2013.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

УСПЕНСКИЙ В.A., СЕМЕНОВ А.Л., ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ: ОСНОВНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ. – М., 1987.

В книге дается обзор важнейших достижений теории алгоритмов за последние полвека. Излагаются в систематизированном виде основные открытия, связанные с понятием алгоритма.

Адресована специалистам по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.

A. Выходные данные книги

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. Реферат

Какая часть аннотации выделена особым шрифтом

Успенский В.A., Семенов А.Л., Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения. – М., 1987.

В КНИГЕ ДАЕТСЯ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА. ИЗЛАГАЮТСЯ В СИСТЕМАТИЗИРОВАННОМ ВИДЕ ОСНОВНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНЯТИЕМ АЛГОРИТМА.

Адресована специалистам по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.

A. Характеристика текста

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. Библиография

Укажите вторичный текст

A.реферат

C.повесть

D.рассказ

E.автобиография

Жанры-это…

A.модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу

B.второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета

C.главный член предложения, который обозначает действие предмета

D.главный член предложения, который обозначает предмет

E. самостоятельные и служебные части речи

Лекция, статья, монография - жанры …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Конспект, учебник, диссертация – жанры … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Курсовая и дипломная работы, аннотация, реферат, библиографический обзор - жанры … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи - это …

Научный труд, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса

A.рецензия

B. монография

C.аннотация

A.стихотворение

B.аннотация

C.научная статья

D.рецензия

В … дается изложение содержания книги, статьи, используются оценочные элементы и указывается адресат, т.е. кому адресуется это произведение.

A.аннотации

B.реферате

C.рецензии

Критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение о чем-нибудь, оценка чего-нибудь.

A.аннотация

D.репортаж

Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, картине, спектакле, фильме, научном труде и т.д.

A.аннотация

B.рецензия

В каком стиле должен быть выполнен реферат?

A.разговорном

B.научном

C.художественном

D.публицистическом

E.официально-деловом

В каком стиле должна быть выполнена аннотация?

A.художественном

B.научном

C.разговорном

D.официально-деловом

E.публицистическом

Лекция-жанр …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Конспект – жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Курсовая работа- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Рецензия- -жанр …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Учебник – жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Аннотация- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Монография-жанр …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Диссертация – жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Дипломная работа- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Библиографический обзор- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Если предложения взяты из текста, то план называется

А. цитатным

B. назывным

C.вопросным

D.простым

E.сложным

Тезисы- это

А. кратко сформулированные основные положения текста

B. косвенная речь

C.прямая речь

D. диалогическое единство

E.монологическая речь

Определите жанр научного стиля по описанию:

Краткое изложение, существенная запись без смысловых потерь.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

Какой из вторичных текстов включает в себя следующие этапы работы:

1) отбор из предлагаемой информации самой существенной

2) перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением

3) запись сокращенного текста.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

В каком из вторичных текстов используется сжатие текста, сокращение, использование сокращений, авторских помет.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

Перед написанием текста составляется план. Далее, по мере необходимости, на отдельные пункты плана «наращивается» текст – цитаты или свободно изложенный текст

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

Укажите вид конспекта по описанию:

Конспект, представляющий монтаж цитат из первичного текста.

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

Укажите вид конспекта по описанию:

Конспект, являющийся кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам.

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

Укажите вид конспекта по описанию:

Конспект, представляющий собой свободное изложение темы, включающий и цитаты, и собственные формулировки.

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

В каком из вторичных текстов используются сокращение и авторские пометы?

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

В каком жанре вторичного текста возможно данное в отрывке оформление:

Атом имеет сложн. строение. Атом – сложн. частица элемента, в которой имеются протоны, нейтроны и электроны. Протоны и электроны - это элементарные частицы

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

В библиографии в заголовок описания входят…

A. место издания, наименование издания, издательство

B.фактическое количество страниц

D.сведения об отличии данного издания от других изданий

E. выходные данные

В библиографии запись производится в следующей последовательности (расположите элементы по номерам): 1- фамилия и инициалы автора, 2 – общее количество страниц, 3-год и место издания, 4- точное название книги.

В каком порядке выстраивается библиография в работе (реферате, докладе, статье)?

A. алфавитном

B. варианты А,С

C. по мере упоминания в тексте

D.по месту издания

E. по году издания

Научная лексика

К числу наиболее значимых различительных признаков научного стиля на лексическом уровне относится широкое использование в нем терминов. Терминологическая лексика отражает более высокий уровень познания действительности и обобщения в терминах самых существенных признаков обозначаемых явлений. Следовательно, термин является многосторонней, наиболее четкой и емкой характеристикой предмета или явления. Кроме терминов и терминологических сочетаний, почти в каждой науке широко используются сокращения и аббревиатуры, например, ЭМУ (электронно-моделирующее устройство), Н --водород и так далее, а также отвлеченные слова типа абсолютизм активизация, бытие, видоизменение; глубина (мысли), догматизм, координация, пространство, функционирование и другие. Характерным лексическим признаком научной речи является наличие в ней особых слов и оборотов, способствующих максимальной логизации изложения мыслей. Ими являются, в первую очередь, разнообразные сложные сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова и другие, например: благодаря, ввиду, несмотря на, однако и другие. Как разновидность научной лексики в современном языке активно выделяется и все более обособляется производственно-техническая и профессионально-терминологическая лексика, в которую входят различные наименования: ломоносов речевой книжный лексика

  • а) технических процессов, производственных операций;
  • б) их результатов (по общеязыковой метонимической модели): дегазация, дождевание и так далее. В научной лексике, как правило, не используются слова, имеющие дополнительные эмоционально-экспрессивные оценки. Чрезвычайно редки случаи употребления слов в переносном значении. Если все-таки подобные лексические единицы использованы в научных терминологических системах, то яркая образность, присущая им в общеупотребительном языке, частично утрачивается. Например: благородные металлы; роза ветров, перистые облака и так далее.

Газетно-публицистическая лексика

Газетно-публицистическая лексика также неоднородна. Во-первых, именно в газетно-публицистическом стиле речи наиболее последовательно используются и функционально закрепляются слова, имеющие общественно-политическое значение: авангард, гуманизм, идея, мировоззрение и другие. Слова этой группы широко употребляются как для реализации функции сообщения, так и для реализации функции воздействия. Во-вторых, выделяется значительная группа лексики, характеризующейся особой возвышенностью, например, бессмертие, вдохновение, воинство, негодование, творец, шествие и другие. Эти слова (наряду с отдельными изобразительно-выразительными средствами) активнее используются в пропагандистских публикациях, призванных развивать теоретическое мышление читателей, углублять их научные представления о разнообразных явлениях общественной жизни.

Литературно-художественная лексика

В лексике литературно-художественного стиля употребляются слова из всех книжных и разговорного стилей, а также отдельные элементы из ограниченных по сфере употребления лексико-семантических групп. В произведениях данного стиля чаще, чем в собственно функциональных книжных разновидностях языка, используются слова с дополнительной эмоционально-экспрессивной стилистической окраской. В литературно-художественном стиле даже стилистически нейтральные лексические единицы могут стать особым изобразительно-выразительным средством.

– лексика, используемая в науч. текстах всех областей знания.

Специфической чертой науч. прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. тексте являетсянеобходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе формированиямысли. Состав лексики науч. речи неоднороден. В нем выделяются три относительно самостоятельныхслоя: нетерминологическая (неспециальная), общенаучная и терминологическая лексика (Даниленко В . П . ,1977). Каждый слой играет свою роль в языке науки. Нетерминологическая лексика формируетнейтральную словесную ткань специального текста. О. л. характеризуется однородностью не толькосферы употребления, экспрессивно-стилистической окраски, но и семантики. В ее состав входятотглагольные имена процессуального значения (введение , заключение , формирование , использование идр.), оценочные прилагательные и наречия типа активный , глубокий , важный , новый , существенный , активно и др., имена отвлеченного качества типа сложность , активность , истинность , актуальность идр. О. л. используется для связи науч. понятий, выражения их отношений, толкования понятий, описанияматериала. Она объединяет специальные слова, которые "обслуживают" не одну науч. область. Эталексика обозначает понятия "широкого профиля", которые соотносятся с объектами, явлениями,процессами, свойствами в разных областях изучаемой действительности (морфология – в языкознании,биологии; электрогенераторный – в физике, биологии; изоляция – в физике, истории и др.). Этот класслексических единиц имеет тенденцию к расширению благодаря интеграции и дифференциации наук и ихтерминосистем, а также проникновению методов одних наук в другие. Слова широкой семантикивыполняют методологическую функцию в процессе получения нового знания. Методологическая функцияпонятий и их номинаций выявляется, напр., при характеристике свойств исследуемого объекта. Свойстваобъекта (свойства , качества , признаки ) конкретизируются со стороны содержания (содержание , сущность , природа ), формы, состава (форма , состав , структура , строение , элементы , единицы , компоненты ), генезиса (генезис , происхождение , истоки ), отношений с другими объектами, явлениями(статус , положение , место ; соотношение , связь , взаимодействие , взаимосвязь ; единство , диада , триада ; отличия , различия , специфика , особенности ), изменения (становление , формирование , развитие , движение ), функции (функция , роль ) и др.

В речевой ткани текста О. л. представлена совокупностью речевых единиц, объединенных различнымизначениями. Одно из них – ‘идентификация форм науч. знания’, связанная с функцией выраженияпознавательных форм в той последовательности, которая определяется логикой авторской мысли. В этойфункции используются существительные проблема , задача , вопрос , идея , гипотеза , предположение , доказательство , обоснование , подтверждение , аксиома , вывод , результат , концепция , теория , закон идр. В качестве номинаций более частных познавательных форм выступают слова принцип , категория , понятие , постулат , критерий , признак , параметр , свойство , система , структура , функция , процесс , классификация , типология и мн. др. Данные номинации маркируют этапы развертывания науч.содержания от постановки проблемы до непротиворечивого вывода. В связи с этим они обладают высокимтекстообразующим потенциалом, обеспечивая методологическую оформленность нового знания ичленение текста на кванты смысла.


Другую группу О. л. составляют слова, объединяемые вокруг когнитивного существительного метод и егоконтекстуальных синонимов: методика , принцип , средство , способ , подход , путь , процедура . Данныесуществительные фиксируют методы различной степени обобщения – от философских подходов,отражающих науч. картину мира субъекта и его мировоззрение, до специальных способов решения частнойпроблемы. Выбор конкретной номинации определяется типом решаемой проблемы и содержаниемпознавательной операции. Так, для эмпирических текстов актуальны существительные наблюдение иэксперимент с дальнейшим расширением семантической зоны за счет наименования конкретныхдействий, напр.: измельчение , обезвоживание , растворение , термическая обработка , обжиг , обогащение , взвешивание , измерение и мн. др. В текстах теоретической направленности типичныминоминациями являются существительные анализ , синтез , абстрагирование , идеализация , обобщение , ограничение , моделирование , описание , классификация , систематизация , дифференциация , формализация , интерпретация , экстраполяция и др. В контексте науч. произведения приведенныеязыковые единицы определяют направление науч. поиска как при решении основной проблемы, так и впроцессе работы над более частными проблемами. "Синхронизируя" познавательную деятельностьсубъекта и представление в тексте ее этапов, эти единицы обеспечивают прогрессию содержания,программируют композиционное развертывание произведения, координируют логическое развитие науч.мысли автора и читателя.

Фиксирование в тексте познавательных действий субъекта осуществляется посредством большой группыобщенауч. когнитивных глаголов исследовать , изучать и их контекстуальных синонимов, обозначающихвиды профессиональной науч.-познавательной деятельности и действующих во всех предметных областях:анализировать , выявлять , классифицировать , определять , описывать , характеризовать , понимать , получать , обнаруживать , разрабатывать , рассматривать , противопоставлять , объединять , отождествлять , соединять , различать , доказывать , обосновывать , объяснять , подтверждать , систематизировать , уточнять , интерпретировать , моделировать и мн. др. Общей чертой этих глаголовявляется их способность описывать пути получения и обоснования знания. Вместе с тем эти глаголыдемонстрируют разнообразие семантики, обусловленное содержанием конкретных познавательныхситуаций. Глаголы объединяются в следующие семантические группы: 1) перцептивные, связанные сситуацией эмпирического пополнения знания (видеть , следить , наблюдать , фиксировать , выявлять , обнаруживать и т.д.); 2) аргументативные, описывающие ситуацию логического вывода знания (объяснять , разъяснять , доказывать , опровергать , обосновывать , подтверждать и др.); 3) релятивные,обозначающие ситуацию определения понятий и установления между ними логико-семантическихотношений (относить (ся ), соответствовать , обусловливать (ся ), контрастировать , гармонировать , ассоциировать (ся ), соотносить (ся ), определять (ся ), называть (ся ), классифицировать , дифференцировать , систематизировать , разделять (ся ), делить (ся ), объединять (ся ) и др.). Междусемантическими группами отсутствуют жесткие границы, так как одни и те же глаголы могут употреблятьсяв различных значениях.

Кроме нетерминологической и общенаучной лексики в науч. тексте используется лексикатерминологическая (см. Термин). Она представляет собой совокупность специальных наименований,объединенных в терминосистемы, каждая из которых отражает категориальный аппарат, систему понятийконкретной науки. В этих системах термин безразличен к контексту, жанру высказывания, ситуации речи.Кроме того, как утверждает Л.А. Капанадзе, "термины – наиболее "управляемая" часть лексики… примерцелесообразно управляемого приспособления языковых средств к потребностям обмена опытом вчеловеческом обществе" (Капанадзе Л . А . , 1965, с. 75). Основными признаками терминов являютсяточность, однозначность, удобство образования от них производных слов, ориентированность на объект всистеме.

Общенаучная лексика - второй значительный пласт научной речи. Если весь лексикон научного стиля представить в виде концентрических кругов, т. е. на­ходящихся один в другом, то внешний круг соста­вит общеупотребительная лексика, а второй, внут­ренний - общенаучная лексика. Это уже непосред­ственная часть языка, или, как выражаются ученые, метаязыка науки, т. е. языка описания научных объ­ектов и явлений.

При помощи общенаучных слов описываются яв­ления и процессы в разных областях науки и техни­ки. Эти слова закреплены за определенными поняти­ями, но не являются терминами, например: опера­ция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение, приспособление и др.

Так, слово вопрос как общенаучное имеет значе­ние "то или иное положение, обстоятельство как пред­мет изучения и суждения, задача, требующая реше­ния, проблема". Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.

Третий пласт лексики научного стиля -термино­логия. Это ядро научного стиля, последний, самый внутренний круг. Термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и точно соответствует за­дачам научного общения.

Термин можно определить как слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Именно последнее обстоятельство придает термину строгость, четкость значения благодаря точ­ному раскрытию всех необходимых компонентов по­нятия.

Слова, не являющиеся терминами, не нуждаются для раскрытия своего значения в научной дефиниции. Ср., например: любовь, душа, дрожать. Их значение не­редко поясняется в толковых словарях через сино­нимы. Дрожать - сотрясаться от частых и коротких колебательных движений, трястись, испытывать дрожь.

Благодаря тому, что термин обозначает научное по­нятие, он входит в систему понятий той науки, к ко­торой он принадлежит. И нередко системность тер­минов оформляется языковыми, словообразователь­ными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса -ит обозначают воспалительные процессы в органах человека: аппендицит - воспале­ние аппендикса, червеобразного отростка слепой киш­ки;бронхит - воспаление бронхов.

Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. Необходимость доказывать, аргументи­ровать высказываемые мысли, обнаруживать причи­ны и следствия анализируемых явлений ведет к пре­имущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характер­ная для научной речи языковая форма. Например, в исследовании по эстетике читаем:

Особое и неповторимое своеобразие музыки среди дру­гих видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и все­стороннему охвату действительности и ее эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обраща­ясь к духовной содержательности мира человеческих пе­реживаний, которые она с необычайной силой активи­зирует в своем слушателе.

Для научного изложения характерна в целом не­личная манера. В начале века научное повествование было близко к простому рассказу о событии. Автор не­редко вел изложение от 1-го лица, рассказывал о своем состоянии, чувствах, например:

Я занимаюсь наблюдением над этими животными мною лет, мой глаз очень изощрился поэтому в способности видеть их там, где огромное большинство не заменит их даже тогда, когда на место нахождения паука обраще­но внимание наблюдателя (Вл. Вагнер).

Для современной научной речи такая манера не ха­рактерна. "Авторское я ", как правило, исключается, его заменяет более скромное и объективное "автор­ское мы", означающее "мы с вами", "я и аудитория".

Длительный звук мы называем музыкальным.

Итак, мы имеем теорему...

Значение личного местоимения мы здесь настоль­ко ослаблено, что оно вполне может быть исключе­но:мы называем - называется, мы имеем теорему - име­ется теорема.

Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен. Выразительность его заключает­ся не во внешних словесных украшениях - ярких ме­тафорах, броских эпитетах, разнообразных риториче­ских оборотах. Красота и выразительность языка на­учной прозы - в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщен­ности слова, в энергии мысли. "В течение столетий взаимодействуя с мощной стихией русского языка, - пишет профессор Г.П. Лыщинский, - наука сумела вы­работать великолепный собственный язык - точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразитель­ный. Я читаю, например: детерминированная система, квазиупругое тело, электромашинный усилитель, - и каж­дое такое словосочетание дает мне, специалисту, уди­вительно многостороннюю и удивительно сжатую ха­рактеристику предмета, явления, устройства. Мне ка­жется, по своей емкости и, если хотите, изяществу язык подлинной науки близок к языку поэтическо­му, и, надо полагать, не случайно современная по­эзия охотно допускает на свои страницы терминоло­гию из научного лексикона".

Итак, научный стиль - своеобразная и влиятель­ная разновидность современного русского литератур­ного языка. Если раньше литературный язык обога­щался главным образом за счет диалектов, то теперь основной источник его пополнения - терминология, специальная лексика. Вслед за новыми предметами и понятиями в наш язык мощным потоком вливаются новые слова: акселерация, алгоритм, антибиотики, ан­титело, гидропоника, голограмма, датчик, запрограмми­ровать, канцерогенный, компьютер, лазер, микрофильми­рование и тысячи других. Как правило, более 50% новых слов, приходящих в язык, - это терминологическая лексика.

Происходит не только количественное, но и ка­чественное изменение литературного языка под воз­действием научной речи. Научные термины органи­чески врастают в литературный язык, о чем свиде­тельствует их переосмысление, метафорическое использование: душевная травма, общественный резо­нанс, моральный вакуум, вирус стяжательства.

Терминология и раньше служила источником и ма­териалом образных средств языка. Но в наше время роль ее в этом отношении неизмеримо выросла. Зна­мение времени - использование терминов в поэзии.

Наша измученная земля

Заработала у вечности,

Чтоб счастье отсчитывалось от бесконечности,

А не от абсолютного нуля.

(Б. Слуцкий)

Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. Это уже часть языка науки, т. е. языка описания научных объектов и явлений. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, хотя и носят терминологический характер, например: операция, задача, явление, процесс, поглощать, абстрактный, ускорение , величина, функция, значение, элемент, результат, следствие, анализ, синтез, система, базироваться, универсальный и др.

Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики , преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т. д. В отвлеченных и обобщенных значениях используются не только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научного стиля конкретные предметы. Так, в предложении В нашей местности растут дуб, ель, береза слова дуб , ель , береза обозначают не единичные, конкретные предметы (конкретное дерево), а класс однородных предметов, породу деревьев, т. е. выражают общее понятие. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый .

Поскольку в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных истин и суждений, специфической особенностью словарного состава научного стиля является использование терминов .

1. 14 ВОПРОС Терминологический минимум.

КАРОЧ ЭТО СЛОВАРЬ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

15 ВОПРОСБогатство речи. Синонимия. Антонимия. Многозначность.

Богатство речи - это максимально возможное насыщение её разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации.Богатство речи может быть охарактеризовано через соотношение речи с языком и сознанием.

Общенаучная лексика

– лексика, используемая в науч. текстах всех областей знания.

Специфической чертой науч. прозы является лексикоцентричность. Именно слово в науч. тексте является необходимой предпосылкой для последовательных операций с понятиями в процессе формирования мысли. Состав лексики науч. речи неоднороден. В нем выделяются три относительно самостоятельных слоя: нетерминологическая (неспециальная), общенаучная и терминологическая лексика (Даниленко В.П. , 1977). Каждый слой играет свою роль в языке науки. Нетерминологическая лексика формирует нейтральную словесную ткань специального текста. О. л. характеризуется однородностью не только сферы употребления, экспрессивно-стилистической окраски, но и семантики. В ее состав входят отглагольные имена процессуального значения (введение, заключение, формирование, использование и др.), оценочные прилагательные и наречия типа активный, глубокий, важный, новый, существенный, активно и др., имена отвлеченного качества типа сложность, активность, истинность, актуальность и др. О. л. используется для связи науч. понятий, выражения их отношений, толкования понятий, описания материала. Она объединяет специальные слова, которые "обслуживают" не одну науч. область. Эта лексика обозначает понятия "широкого профиля", которые соотносятся с объектами, явлениями, процессами, свойствами в разных областях изучаемой действительности (морфология – в языкознании, биологии; электрогенераторный – в физике, биологии; изоляция – в физике, истории и др.). Этот класс лексических единиц имеет тенденцию к расширению благодаря интеграции и дифференциации наук и их терминосистем, а также проникновению методов одних наук в другие. Слова широкой семантики выполняют методологическую функцию в процессе получения нового знания. Методологическая функция понятий и их номинаций выявляется, напр., при характеристике свойств исследуемого объекта. Свойства объекта (свойства, качества, признаки ) конкретизируются со стороны содержания (содержание, сущность, природа ), формы, состава (форма, состав, структура, строение, элементы, единицы, компоненты ), генезиса (генезис, происхождение, истоки ), отношений с другими объектами, явлениями (статус, положение, место; соотношение, связь, взаимодействие, взаимосвязь; единство, диада, триада; отличия, различия, специфика, особенности ), изменения (становление, формирование, развитие, движение ), функции (функция, роль ) и др.

В речевой ткани текста О. л. представлена совокупностью речевых единиц, объединенных различными значениями. Одно из них – ‘идентификация форм науч. знания’, связанная с функцией выражения познавательных форм в той последовательности, которая определяется логикой авторской мысли. В этой функции используются существительные проблема, задача, вопрос, идея, гипотеза, предположение, обоснование, подтверждение, аксиома, вывод, результат, концепция, теория, закон и др. В качестве номинаций более частных познавательных форм выступают слова принцип, категория, понятие, постулат, критерий, признак, параметр, свойство, система, структура, функция, процесс, классификация, типология и мн. др. Данные номинации маркируют этапы развертывания науч. содержания от постановки проблемы до непротиворечивого вывода. В связи с этим они обладают высоким текстообразующим потенциалом, обеспечивая методологическую оформленность нового знания и членение текста на кванты смысла.

Другую группу О. л. составляют слова, объединяемые вокруг когнитивного существительного метод и его контекстуальных синонимов: методика, принцип, средство, способ, подход, путь, процедура . Данные существительные фиксируют методы различной степени обобщения – от философских подходов, отражающих науч. картину мира субъекта и его мировоззрение, до специальных способов решения частной проблемы. Выбор конкретной номинации определяется типом решаемой проблемы и содержанием познавательной операции. Так, для эмпирических текстов актуальны существительные наблюдение и эксперимент с дальнейшим расширением семантической зоны за счет наименования конкретных действий, напр.: измельчение, обезвоживание, растворение, термическая обработка, обжиг, обогащение, взвешивание, измерение и мн. др. В текстах теоретической направленности типичными номинациями являются существительные анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, ограничение, моделирование, классификация, систематизация, дифференциация, формализация, интерпретация, экстраполяция и др. В контексте науч. произведения приведенные языковые единицы определяют направление науч. поиска как при решении основной проблемы, так и в процессе работы над более частными проблемами. "Синхронизируя" познавательную деятельность субъекта и представление в тексте ее этапов, эти единицы обеспечивают прогрессию содержания, программируют композиционное развертывание произведения, координируют логическое развитие науч. мысли автора и читателя.

Фиксирование в тексте познавательных действий субъекта осуществляется посредством большой группы общенауч. когнитивных глаголов исследовать, изучать и их контекстуальных синонимов, обозначающих виды профессиональной науч.-познавательной деятельности и действующих во всех предметных областях: анализировать, выявлять, классифицировать, определять, описывать, характеризовать, понимать, получать, обнаруживать, разрабатывать, рассматривать, противопоставлять, объединять, отождествлять, соединять, различать, доказывать, обосновывать, объяснять, подтверждать, систематизировать, уточнять, интерпретировать, моделировать и мн. др. Общей чертой этих глаголов является их способность описывать пути получения и обоснования знания. Вместе с тем эти глаголы демонстрируют разнообразие семантики, обусловленное содержанием конкретных познавательных ситуаций. Глаголы объединяются в следующие семантические группы: 1) перцептивные, связанные с ситуацией эмпирического пополнения знания (видеть, следить, наблюдать, фиксировать, выявлять, обнаруживать и т.д.); 2) аргументативные, описывающие ситуацию логического вывода знания (объяснять, разъяснять, доказывать, опровергать, обосновывать, подтверждать и др.); 3) релятивные, обозначающие ситуацию определения понятий и установления между ними логико-семантических отношений (относить (ся), соответствовать, обусловливать (ся), контрастировать, гармонировать, ассоциировать (ся), соотносить (ся), определять (ся), называть (ся), классифицировать, дифференцировать, систематизировать, разделять (ся), делить (ся), объединять (ся) и др.). Между семантическими группами отсутствуют жесткие границы, так как одни и те же глаголы могут употребляться в различных значениях.

Кроме нетерминологической и общенаучной лексики в науч. тексте используется лексика терминологическая (см. ). Она представляет собой совокупность специальных наименований, объединенных в терминосистемы, каждая из которых отражает категориальный аппарат, систему понятий конкретной науки. В этих системах термин безразличен к контексту, жанру высказывания, ситуации речи. Кроме того, как утверждает Л.А. Капанадзе, "термины – наиболее "управляемая" часть лексики… пример целесообразно управляемого приспособления языковых средств к потребностям обмена опытом в человеческом обществе" (Капанадзе Л.А. , 1965, с. 75). Основными признаками терминов являются точность, однозначность, удобство образования от них производных слов, ориентированность на объект в системе.

Лит. : Капанадзе Л.А. О понятии "термин" и "терминология" // Развитие лексики современного русского языка. – М., 1965; Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке XVIII – начала XIX в. – М., 1972; Толикина Е.Н. Термин в Толковом словаре // Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. – М., 1974; Даниленко В.П. Русская терминология. – М., 1977; Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. – М., 1984; Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. – М., 1988; Рябцева Н.К. Противопоставления в классе когнитивов // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М., 1988; Ее же: Ментальные перформативы в научном дискурсе. – ВЯ . – 1992. – №4; Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста (функционально-стилистический аспект). – Красноярск, 1988; Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. – Пермь, 2001.

М.П. Котюрова


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Смотреть что такое "Общенаучная лексика" в других словарях:

    лексика научного стиля - Стилистический пласт в словарном составе языка, типичный для научной речи: 1) общенаучная л.: дифференцировать, классифицировать, функция; 2) узкоспециальная л.: термины химии: окись, молекула, полимер; термины биологии: ареал, биосфера, фауна.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    - – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… …

    Ложные друзья переводчика - Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Ложные друзья переводчика … Википедия

    - – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Метаязык - (от греч. μετά через, после) язык «второго порядка», по отношению к которому естественный человеческий язык выступает как «язык объект», т. е. как предмет языковедческого исследования. Термин «метаязык» первоначально возник в математике и… … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Русско-английский словарь устойчивых словосочетаний. Общенаучная лексика. Около 1300 словарных статей , Сиполс О.В.. Предлагаемый словарь предназначен для того, чтобы максимально облегчить составление английской фразы с помощью точно подобранных словосочетаний, в которых особое значение для русскоговорящих…