А. Пушкини и А

Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

(5,1 Кб, 638 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

Пашина Ольга 11 класс, 2013

Тема: Современная поэзия. Актуальные проблемы.

Цель: знакомство с актуальными проблемами современной поэзии.

Показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

Отработать навыки анализа поэтического текста

Форма урока: урок – обозрение.

Оформление: Класс напоминает литературный салон с четырьмя красиво оформленными столиками, вокруг которых расположились члены проблемных групп.

Поэт в России больше, чем поэт…

Лишь тем, в ком бродит гордый

Дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко

За месяц до урока были созданы четыре проблемные группы, назначены их руководители, через которых учитель осуществлял руководство и контроль за подготовкой к уроку. Были даны следующие задания: каждой группе подобрать стих с определённой тематической направленностью:

1) Тема войны и мира

2) Экологическая проблема

3) Тема нравственности

4) Деревенская тема.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение – стихов творенье.

Такого ремесла на свете нет.

А что же есть? Есть горы в отдаленье.

Дожди и снегопады, тьма и свет.

На свете есть покой и есть движенье,

Есть смех и слёзы – память дальних лет.

Есть умиранье и возникновенье,

Есть истина и суета сует,

Есть жизни человеческой мгновенье

И остающийся надолго след,

И для кого весь мир, все ощущенья

Поэзия – тот истинный поэт.

Но как же пишутся стихотворенья?

На сей вопрос я сам ищу ответ.

(Р.Гамзатов)

Труд поэта - интеллектуальный, духовный, у поэта нет праздника и выходных: " Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, я день, и ночь!», -
призывал известный вам поэт Николай Заболоцкий,

Только тогда, когда поэт духовным зрением проникает в существо вопросов своего времени, в сложный мир человека - современника, когда душа его трудится " день и ночь", - тогда приходит вдохновенье и рождаются стихи поразительной силы воздействия на читателя и слушателя, которые приводят в « движение тысячи лет миллионов сердца". Каждый поэт стремится к созданию таких стихов Такие стихи можно назвать разговором о главном / Я. Смеляков/. С них мы и начнем разговор о современной поэзии. Что же означает - современная поэзия?

Слово « современный» означает относящийся к настоящему, текущему времени» настоящей данной эпохе. Современная поэзия - это поэзия нашего времени. Она включает имена крупнейших поэтов, творческих в последнее двадцатилетие, и тех, кто только начал свой путь в литературе».

Истинная ценность поэта и поэзии заключается в умении находить болевые точки жизни, наиболее острые проблемы со временности.

Поэт всегда должник вселенной, а жизнь всегда богаче своего отражения. Отсюда чувство долга, чувство гражданской ответственности таланта перед своим временем, своей эпохой.

Поэт в России больше, чем поэт

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет, -

пишет Е.Евтушенко в поэме " Братская ГЭС "

Быть всегда в ответе кредо человека и поэта Л. Мартынова.

Я уяснил, что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств! на свете,

И знайте, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за всё в ответе!

За всё я отвечаю в этом мире!

Какие же проблемы волнуют наших поэтов в настоящее время? Чаще всего это проблема войны и мира, экологическая проблема, проблема взаимоотношения человека и природы, деревенская тема, Тема поэта и поэзии, исторической памяти, нравственная проблема, проблема национальных отношений и другие.

Естественно, что все проблемы рассмотреть сегодня мы не сможем, однако часть из них станет предметом нашего разговора,

Руководитель первой проблемной группы

Знакомясь с современной поэзией,

замечаешь, что тема войны и мира волнует почти всех поэтов Среди них много таких, которые прошли через огонь войны. Это Николай Старшинов, Анатолий Жигулин,. Егор Исаев, Николай Грибачев. Но есть и такие, которые не были на войне, но детство их совпало с тем суровым временем и потому данная тема в их поэзии занимает ведущее место. Достаточно вспомнить поэму Е. Евтушенко « Мама и нейтронная бомба » , поэмы Роберта Рождественского

« Реквием « и « Двести десять шагов» Поэзия их мужественна и прямодушна. Их стихи не витиеваты, но добры и решительны. Они трудятся в самом прекрасном значении этого слова. Можно сказать, что все они активные сторонники мира, своим словом заставляют нас задуматься над жизнью, над тем, что можем оставить мы после себя.

Звучат стихотворения с последующими комментариями.

Читают и комментируют члены проблемной группы.

Н,. Старшинов « Мир, подошедший к беде»

В. Высоцкий " Братские могилы»

Д . Самойлов "Сороковые".

М. Львов «Высота »

С. Наровчатов, « Солдаты свободы»

Вы, вероятно, обратили внимание, что во всех стихотворениях, прозвучавших на нашем уроке, тема войны естественно и органично перерастает в тему мира, борьбы за мир. Поэты предупреждают: « Не поддавайтесь иллюзиям, берегите мир!»

Слово берёт группа, занимающаяся экологической проблемой современной поэзии.

Руководитель проблемной группы.

Наряду с проблемой войны и мира существует другая, на первый взгляд, менее опасная, но поэтому и более страшная – это проблема экологии.

И в этом, и в другой области мы решаем: быть нам или не быть?

Современная цивилизация может уничтожить себя как мгновенно, так и постепенно.

Сотни тысяч заводов отравляют нашу воду, землю, воздух. Человек может привыкнуть ко многому, но не ко всему. И вот уже с ужасом осознаём, что дышим не воздухом? пьём не воду, а живём почти в пустыне. Скорбным набатом звучат стихи, посвящённые этой проблеме.

Члены проблемной группы читают и комментируют следующие стихотворения:

В. Сорокин « Не бейте оленя».

И. Бурсов « Мы милостей не ждали от природы».

С Куняев « От великой ГЭС до Усть- Илима».

А. Кузьмичевский « Иду с корзиной за деревню»

Э Вахидов « Высыхает Аральское море».

И. Бурсов « Монолог соседа»

Дудин « Берегите землю»

Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой»

Руководитель проблемной группы.

Как бы трагично не звучали стихотворения о « нашем общем доме», хочется верить в способность людей земли обеспечить её охрану, как верят в это многие поэты.

В разговор вступает проблемная группа, подбирающая стихи по нравственной проблеме.

Руководитель проблемной группы.

Пожалуй, ещё никогда в мире не стояла столь остро, как ныне, проблема нравственности.

Сегодня всё очевиднее становится, что человечеству не только и не столько угрожает энергетический кризис, сколько кризис духовный, нравственный. Велика роль литературы, в частности, поэзии, в развернувшейся битве за сердца, за души людей.

И. Волобуева « ты знаешь эту речку безымянную»

В. Карпенко « Хата с краю».

В Максименко « Дом ребёнка»

Е. Евтушенко « Производители уродства»

В. Костров « И нет сего! И нет того!»

Р. Рождественский « Над головой созвездия мигают»

Руководитель проблемной группы.

Мы заканчиваем разговор на нравственную тему. Надеемс, что он не пройдёт бесследно и послужит хорошим уроком для всех, кто воспитать в себе человека.

Руководитель проблемной группы.

По сравнению с предыдущими темами деревенская тема – самая молодая. Сейчас растёт число заброшенных деревень. Люди покидают свои родные края, свои дома и уезжают в город, преследуя цель « пожить получше.» Наверное, многие забывают свою родину – то место на нашей земле, в котором родился. Какой щемящей болью наполнены стихи, посвящённые деревенской проблеме!

Члены проблемной группы читают и комментируют стихи по данной теме:

Г Зайцев « Всё в запустеньи – дом и огород».

Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой».

А. Кузьмичевский « Кочевая деревня».

Руководитель проблемной группы.

Стихотворения, позвучавшие сейчас, очень похожи друг на друга. Они об одном: о критическом положении наших деревень, об Иванах, не помнящих родства.

Учитель.

Так какая же проблема, на ваш взгляд, самая важная?

Ученица.

Я считаю, что эти темы нельзя рассматривать отдельно, они тесно переплетаются, дополняя друг друга. И все поэты, о чём бы они не писали, так или иначе, каждый в меру своего таланта и понимания пишет об одном – о человеческой душе и её соприкосновении с жизнью.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы сегодня постарались рассмотреть несколько проблем современности, которые волнуют наших поэтов. Завершая разговор, хочется сказать, что поэтом называют властителями дум, но властителями дум они становятся тогда, когда над их собственными думами властвует великая и возвышенная идея. Равнодушных и безыдейных властителей дум не бывает. И наши поэты высоко несут знамя идейности, они верят в победу правды и справедливости на земле и зажигают нас этой верой. Они учат нас ответственности перед народом и временем, в котором мы живём, и утверждают, сто каждый из нас способен влиять на ход времени и истории.

На дом: Сочинение « Уроки поэтов»

Урок подготовила Савушинская Э.А. , учитель МОУ СОШ № 22 п.Кубань Гулькевичского района.

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности.
В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно выделить проблему поэта и поэзии. Я хочу начать свое сочинение с творчества А.С. Пушкина, так как он, один из первых, явился основоположником богатой русской литературы.
Пушкин всегда много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество своих лирических произведений. Наиболее яркое стихотворение - "Пророк", где Пушкин провозглашает божественную суть искусства, пророческое назначение творца. В нем рассказывается о превращении человека и пророка, говорится, что поэт наделен силой пророчества и все его поступки исходят от Бога.
Еще одно стихотворение, ставшее завещанием поэта, - это "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век" восславил свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. В Этом поэтическом шедевре Александр Сергеевич чувствует превосходство над другими, он сам берется воздвигнуть себе памятник, и в этом совершенно прав, потому что, перечитывая его стихи, мы попадаем в удивительную сказку слов, которые демонстрируют мастерство Пушкина, он заложил основы русской литературы, определив ей жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед.
Творчество великого поэта продолжил М.Ю. Лермонтов. Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца. Михаил Юрьевич очень переживал о будущем своей современности, которая не хотела принимать его таким, какой он есть. Лермонтов осуждал людей и обвинял их в смерти А.С. Пушкина. Этот конфликт очень ярко отразился в стихотворении "смерть поэта", написанном вскоре после гибели Александра Сергеевича.
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Михаил Юрьевич говорит о том, что люди не ценили своего жизненного учителя и нисколько не прислушивались к нему, но Лермонтов верит и знает, что есть "Божий суд", на котором всем им придется расплачиваться.
В другом стихотворении, названном "Пророк", Лермонтов вторит Пушкину, провозглашая божественную силу поэта: "С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка..." М.Ю. Лермонтов говорит, что творец - это ангел, присланный к нам от Бога, чтобы творить добро и направлять человечество на истинный путь, но автор также подчеркивает, что люди совершенно не хотят слушать его голос.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!..
И только природа понимает поэта:
... И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Лермонтовский герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Трагедия творца заключается в том, что его мечты и желания не соответствуют действительности. Не менее значительный поэт 19 века Н.А. Некрасов также затрагивал в своем творчестве тему поэта и поэзии. Николай Алексеевич трактует эту проблематику по-своему, так, как характерно для его времени.
В годы жизни Некрасова произошло столкновение двух литературных направлений: "чистого искусства" и гражданской поэзии. Сторонники "чистого искусства" считали, что поэзия должна описывать природу, прекрасные нежные чувства, а Николай Алексеевич считал, что стихотворения могут быть посвящены описанию жестокой действительности. И в своем творчестве показывая страдания русского мужика от холода и голода. Все стихотворения Некрасова были написаны простым языком, понятным народу, а не высокопарными фразами.
Именно все эти переживания о соотношения "чистого искусства" и гражданской поэзии отразились в сборнике стихов, под названием "Поэт и гражданин", принесшим Николаю Алексеевичу невиданный литературный успех.
Поэт-гражданин Некрасова глубоко переживает за безмолвие и долготерпение России, он борется за справедливость, пытаясь в своих стихотворениях показать народу его судьбу.
Все эти великие поэты - А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов - служили народу, пытались убедить его в том, что он должен бороться за свое счастье, и истинным рупором борьбы является поэт и его поэзия.

«Идеальность» и «земность» — вот проблема, перед которой оказывалась новая поэзия. Были поэты-некрасовцы, которые почти обошли ее. К таким относится Плещеев: его любовные стихи очень традиционны, написаны часто под прямым влиянием любовной лирики Пушкина и Лермонтова. Добролюбов же, во всяком случае, ощущал здесь новые проблемы, и, таким образом, его искания в любовной лирике лежат не в стороне от исканий Некрасова.

Особое внимание поэтов школы Некрасова уделялось женщине униженной, оскорбленной, падшей. Но противоречие между «идеальностью» и «земностью» оказалось здесь еще бо́льшим и труднее разрешимым.

Стихи Добролюбова «Не диво доброе влеченье...» (1857), «Не в блеске и тепле природы обновленной...» (1860 или 1861), наиболее близкие некрасовским или написанные под их прямым влиянием («Когда из мрака заблужденья...», «Еду ли ночью по улице темной...»), особенно ясно показывают драматизм лирики Добролюбова, не преодолевший этого противоречия, и тем более подчеркивают суть художественного открытия Некрасова, это противоречие разрешившего.

В сложных взаимодействиях с сатирической поэзией эпохи рождалась некрасовская сатира. Эти взаимодействия были разнообразными, — например, совместная работа Некрасова и Добролюбова в «Свистке», которая часто переходила в соавторство.

Конечно, и в рамках демократической поэзии мы не находим поэта, приближающегося к Некрасову по размаху сатирического дарования, но почти все лучшее, что есть в сатирической поэзии эпохи, рождалось в недрах именно некрасовской «школы»: Н. Добролюбов, В. Курочкин, Д. Минаев и другие поэты-искровцы, Л. Трефолев.

В демократической поэзии 60-х гг., развивавшейся под влиянием Некрасова, сформировалось целое особое направление, разрабатывавшее повседневную сатиру, условно называвшуюся юмористической поэзией.

Д. Минаев в статье о В. Курочкине, подчеркивая оригинальность и своеобразие этой поэзии, даже противопоставляет ее некрасовской. «В наши дни Некрасов — лирик по преимуществу — пробовал писать юмористические песни, но этот род ему никогда не удавался».

Минаев вряд ли прав, противопоставляя такую «юмористическую» поэзию поэзии Некрасова, ибо многие импульсы развития ее тоже были даны Некрасовым ранее, чуть ли не за 10 лет. Но во всяком случае здесь Минаевым очень точно выражено ощущение своего места в истории и в поэзии, своей индивидуальности.

Будучи волнуем сегодняшним, «сейчасным», великий поэт видит в нем и через него вчерашнее и завтрашнее и послезавтрашнее. Меньший поэт меньше не потому, что он более злободневен, но он более заключен в злободневности, более ею ограничен.

Здесь есть своя самоотверженность, вкус к черновой работе, работе рядовых, не просто идущих за великими, но и сопровождающих, и расчищающих почву, и утверждающих новое повседневным трудом.

Так, В. С. Курочкин (1831—1875) и Минаев более ограничены, чем Некрасов, в своих темах, в поэтическом освоении бытия, но эта сравнительная ограниченность, локальность поэтической площадки предполагает в то же время тщательность разработки своей темы, возможность выявления и заявления своего поэтического я, собственных поэтических открытий.

Своей сферой в рамках некрасовского направления и стала для Минаева, Курочкина и других поэтов-искровцев непосредственная повседневная общественная, политическая и бытовая жизнь, а методом ее поэтического освоения — юмористическая поэзия.

Сама поэтическая деятельность этого рода не могла не быть связана с газетой, с журналом. Таким журналом стала «Искра», которая вместе со «Свистком» колоссальной популярностью своей доказывала историческую необходимость своего появления.

Потребность в такой поэзии вызывалась самой общественной жизнью.

Реализация же оказалась возможной на путях оплодотворения русской поэзии особого рода демократической поэзией, а именно поэзией Беранже. «В этой-то симпатии к народу, — писал Добролюбов, — и заключается причина необыкновенной популярности Беранже, этим-то и отличается он от эфемерных памфлетистов, сочиняющих зажигательные политические стихи, вызванные потребностью минуты и интересом партии».

Эта возникшаяуже в 50-е гг. необходимость в своем «русском Беранже» и вызвала к жизни в известном смысле уникальное явление — так называемые переводы Курочкина из Беранже.

«Так называемые», потому что со времен Жуковского никогда еще не обнаруживалась в России так ясно необходимость появления определенных форм в искусстве и невозможность их появления. Это и рождает оригинальный сплав родного и заимствованного в удивительном искусстве «поэта-переводчика», как назвал себя сам Курочкин.

Однако возможность появления переводов Курочкина была подготовлена Некрасовым, «русский Беранже» мог возникнуть лишь в рамках демократического некрасовского направления, и не только потому, что его представителям был близок общественно-политический пафос и демократизм великого французского поэта, но и вследствие художественных открытий некрасовской поэзии, сместившей привычные представления о поэтическом. «Это <...> стих г. Некрасова, — писал о такой поэзии Б. Алмазов, — ...на Руси существует целая школа такого рода поэзии; отличительная черта поэтов этой школы — уменье укладывать в стих обыкновенную разговорную речь». Курочкин смог воспринять и передать Беранже, только будучи некрасовцем.

В связи с Минаевым был употреблен сам термин «некрасовская школа». Рецензент «Иллюстрации» писал: «Если мы станем вчитываться в думы и песни г. Минаева, мы увидим, что в каждой строчке их так и сквозит муза г. Некрасова <...> г. Минаев, принадлежа к некрасовской школе, хотя и не может возвыситься до лучших произведений г. Некрасова, сознает, однако же, вполне ее сущность и значение, ее отличие от старой лирической школы, чем он и отличается от г. Розенгейма, который, ограничиваясь одной внешностью, одними фразами, не проникает дальше этих фраз, от того под фразистостью г. Розенгейма и чудится бездонная пустота».

Н. К. Крупская писала о сатире «Искры»: «Это был своеобразный фольклор тогдашней разночинной интеллигенции: авторов не знали, а стихи знали. Ленин знал их немало. Эти стихи входили как-то в быт».

Стихи Минаева (и не только Минаева — он лишь наиболее характерен), вся его деятельность вырастали из быта, в чем-то относительно освобождавшегося и раскрепощавшегося после николаевской реакции, стихи эти сами «входили в быт», становясь его элементом.

Литературное событие, житейский казус, театральная премьера и вернисаж тотчас находили отклик в стихах, эпиграммах и обзорах, подчас просто в шутках, которые тут же подхватывались, разносились, становились достоянием всех, так что иногда автор забывался или его просто не знали, не видели за частоколом псевдонимов, масок, которыми Минаев пользовался: «Темный человек», «Обличительный поэт», «Михаил Бурбонов» и т. д.

Условия и характер деятельности предполагали импровизацию, легкость обращения со словом, возможность игры с ним, словесный фокус, неожиданную рифму, каламбур.

Конечно, такая работа, прорастающая в быт, в пестроту житейских отношений, вела подчас к случайным темам, к известной смещенности акцентов. В сочувственных рецензиях на произведения Минаева и «Современник» и «Русское слово» все же указывают на некоторую беспредметность юмора Минаева, на его водевильность, советуют быть строже к себе. Но в целом позиции Минаева бесспорно четко демократичны.

Брат Вас. Курочкина, тоже известный искровец Н. Курочкин, не случайно относил поэзию Д. Д. Минаева к «новому у нас дельно-юмористическому направлению». Рутина, консерватизм, все надутое и пошлое находят в нем врага непримиримого. Особенно ожесточенно преследовал Минаев реакционную литературу и поэзию чистого искусства. Здесь постоянно используемым орудием становилась пародия.

Именно пародистом прежде всего был Добролюбов-сатирик. И началась его сатирическая деятельность в кругу Некрасова и в рамках сатирического приложения к «Современнику» — в «Свистке», который как бы продолжил во многом критический раздел журнала, но уже в сатирическом духе, а первые сатирически-пародийные стихи Добролюбова возникли прямо из его литературно-критической работы.

Вообще в демократической сатирической литературе 50—60-х гг. пародия в разных вариациях, пожалуй, излюбленный жанр. Пародия оказывалась и действенным орудием идейной критики, и средством зарождения новой литературной формы или, во всяком случае, способом освобождения от старой. Здесь-то решающую роль и сыграл Некрасов.

Еще в середине 40-х гг. Некрасов напечатал свою «Колыбельную», назвав ее подражанием Лермонтову. Он нашел форму, указал принципы, дал сигнал, который, впрочем, будет принят литературой лишь через несколько лет.

Позднее почти все некрасовцы вернутся к некрасовской «Колыбельной» 40-х гг. как к исходной и предложат свои варианты сатирических колыбельных. Конечно, все эти «колыбельные» лишены глубины и сложностинекрасовского произведения, но именно Некрасов открыл возможность таких подражаний-пародий и перепевов.

Сам тип пародии у некрасовцев 60-х гг. идет от Некрасова: не пародия на произведение, а лишь форма пародии на произведение, содержание же при этом направлено не против пародируемого произведения, а против какого-то безобразного акта, порока и т. д.

Именно об этом типе пародии писал Добролюбов, называя хорошими пародии, обращенные на стихотворение, «имеющее большую известность». Таковы у Минаева «Просьба», которая пародирует лермонтовские «Молитву» и «Тучи», стихотворение «Отцы и дети», пародирующее знаменитое «Бородино». Часты пародии и на самого Некрасова: «Проселком» («Влас»), «Из И. Аксакова» («Школьник») и другие.

Широко использует пародии и Вас. Курочкин, даже скорее не пародии, а перепевы известных стихотворений. В «Казацких стихотворениях» есть перепевы Жуковского и Пушкина, в «Легендах о Кукельване» — Пушкина и Лермонтова, в стихотворении «Розги — ветви с древа знания!..» перепевается некрасовская «Песня Еремушке». Обычны такие пародии-перепевы и у других поэтов некрасовской «школы».

Стихи, пародии, фельетоны Минаева и других искровцев в 60-е гг., как правило, очень веселы и задорны. В них есть оптимизм, ощущение участия в совершающемся прогрессе. Добролюбов уверенно писал: «...для насмешки и пародии предстоит еще большая работа: сопровождать русскую жизнь в новом пути».

Пока была вера в то, что русская жизнь идет «новым путем», насмешка и пародия могли быть по крайней мере веселы. Чем больше было разочарований, понимания того, что этот «новый путь» не состоялся, тем более горечи рождалось у Минаева и других родственных ему поэтов. Развитие русской жизни, русского общества выбивало у них почву из-под ног, лишало эстетических основ их поэзию.

Кризиса, подобного тому, который переживал Минаев, не избежал и Василий Курочкин. «Когда начиналась „Искра“, — писал он, — в русском обществе стояли светлые, прекрасные дни. То была пора самых светлых надежд и упований, пора увлечений, может быть, юных, незрелых, но увлечений чистых, бескорыстных, полных самоотвержения, проникнутых одною целию — целию общего добра и счастия, и единодушных... Литература несла общее, дорогое всем знамя».32

В надписи П. А. Ефремову на шестом издании «Песен Беранже» Курочкин шутливо, но точно сказал об этом кризисе:

Изданну книжицу мной подношу вам, друже,

Аще и не нравен слог — мните, мог быть хуже.

Чтите убо без гневу, меня не кляните:

Невозможно на Руси Беранжером быти

Невозможность «Беранжером быти» заставила искать каких-то новых путей в сатире.

Курочкин делает попытку обратиться к народнопоэтическим истокам. Видимо, в 1872—1873 гг. он работает над оригинальными по жанру драматическими произведениями — кукольными комедиями. До нас дошла одна из этих пьес — «Принц Лутоня». Стремление приблизиться к стихии народной речи, народного юмора, народного стиха явственно. Оказала свое влияние на Курочкина и народная кукольная драма.

Сатира поэтов-некрасовцев — одна из самых примечательных страниц в истории русской сатирической поэзии. Создававшаяся в большой мере как литература на злобу дня, она сумела на десятилетия сохранить живой общественный смысл и художественную значимость.

Вот почему позднее, особенно в годы революционных потрясений, передовая русская журналистика и поэзия так охотно обращались к традициям своих предшественников — поэтов-сатириков середины века.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
А.Ахматова

Тема творчества - одна из основных тем поэзии вообще и русской поэзии «серебряного века» в частности. Каждый поэт хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «Что есть творчество? Откуда появляются стихи?» Кто-то утверждал, что пишет только «по вдохновению», кто-то, как, например, Маяковский, «делал» стихи, но все они сходились на том, что поэзия - явление необычное, противостоящее обыденному, внешнему миру.

Слова Ахматовой (в эпиграфе к сочинению) можно понимать по-разному. Они могут означать и то, что у гения великие строки могут возникнуть из самого мимолетного впечатления, из любой, пусть малой и незначительной, жизненной ситуации, и то, что поэзия нередко вырастает из того, что можно назвать «душевным сором».

Поэзия серебряного века возникла на фоне глубочайшего духовного кризиса. Как ни странно, кризисы довольно часто сопровождаются всплеском искусств, и нередко, чем страшней и «кровавей» время, тем ярче и светлей то, что после него остается.

Не может сердце жить покоем.
Недаром тучи собрались.
(А.Блок)

Поэзия прекрасным цветком вырастает на фоне того сора, который человечество периодически выметает из своей избы в мир. Трещина, которая, как известно, должна проходить через сердце поэта, когда мир расколот, превращается в такие времена в пропасть, и стихи выплавляются в огне страдания. Недаром Юрий Анненков назвал книгу своих воспоминаний о современниках «циклом трагедий». Каждая судьба ужасна, каждому на долю выпало много мук, но, быть может, не будь этих мук, не было бы и тех стихов, которые остаются современными и по сей день.

Корни поэзии лежат всегда в душе самого автора, творчество отражает его характер, темперамент и факты биографии. Поэт, даже просто описывая то, что видит, неизбежно вносит в описываемое какие-то свои черты, показывает нам его с новой, не замеченной нами стороны. Казалось бы, о чем говорится в строках:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.Есенин)

А какой создается образ!
«Дело поэта - ...заставить достоверно сказанное слово звучать так, как ему, может быть, и в жизни не удалось звучать», - писала М.Цветаева. Творец пропускает через себя тот жизненный материал, который поставляет ему действительность, и выплескивает наружу то, что получилось у него в результате духовной работы над этим материалом.

«Равенство души и глагола - вот поэт» (М. Цветаева). Любой случай, любое переживание может служить причиной для создания стихов. И в самые тяжелые дни, когда от горя человек стоит на грани безумия, способность излиться в творчестве может спасти его. Хотя может и погубить. Недаром с жутким постоянством судьбы русских (и не только русских) поэтов кончаются трагически. Достаточно вспомнить такие имена, как Есенин, Маяковский, Цветаева. Конечно, нельзя винить поэтический дар, однако он отнимает слишком много сил, и за него нередко приходится расплачиваться жизнью.

Стихи часто приходят независимо от желания автора. Еще Волошин говорил о том, что в поэтическом творчестве главное не то, что хотел сказать, а то, что сказалось. Процессы, происходящие в душе творца, питаемые внешними впечатлениями, иногда скрыты от него самого.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.

И счастье, и страдание, и слезы, и смех, и страсть, и спокойствие - все служит удовлетворению «глухой жажды песнопенья», сжигающей избранных.