Как можно определить социальный интерес. Социальный интерес

Земельный участок может быть либо в частной собственности, то есть принадлежать физическому или , либо быть в собственности или . В подавляющем большинстве случаев принадлежащие государству и муниципалитету земли не поставлены на кадастровый учет.

При постановке на кадастровый учет определяются основные характеристики земельного надела, проводится его (установление границ), выясняется стоимость земли.

Как можно приобрести землю у государства или местной администрации по кадастровой стоимости?

Не каждую землю есть возможность выкупить в собственность.

Желаемый земельный участок должен обязательно пройти кадастровый учет, иначе без кадастрового паспорта земля не будет доступна для приобретения.

После постановки на кадастровый учет земля становится сформированным объектом недвижимости с собственной определенной кадастровой службой стоимостью.

Региональные и федеральные законы предоставляют право физическому лицу или организации выкупить земельный участок по кадастровой стоимости, если:

  • У них есть права на таким участком;
  • Участок выставлен на аукцион;
  • Они являются собственниками недвижимости, которая построена на земельном наделе;
  • Есть право на наследование земельного участка.

Если у потенциального покупателя нет прав на землю, то все сведения о желаемой земле можно получить при отправке запроса в Управление Федеральной службы картографии, государственной регистрации и кадастра. В случае если на земле не проводилась процедура межевания (определение четких границ), но она учитывается на кадастровой карте, выписка из ЕГРП может быть не предоставлена.

В такой ситуации можно обратиться в местную администрацию за сведениями о собственнике. Цена земли необязательно будет по кадастру, даже если собственник будет найден.

Если же владельцем участка, как это бывает практически в 90% случаев, является муниципалитет или государство, то приобретение земли возможно только посредством аукциона. Торги не будут признаны состоявшимися, если заявка на аукционе будет единственной. Однако если на участке расположены здания и сооружения приобретателя участка, то земля продается .

Только так можно приобрести земельный участок по кадастровой стоимости, так как на аукционе и без торгов стартовая цена лота будет определяться кадастровой стоимостью, определенной комиссией при муниципалитете.

Для каких целей разрешается приобретать землю по кадастровой стоимости?

Категория земли при покупке участка по кадастровой стоимости не имеет значения. Приобрести можно любой участок, принадлежащий государству, на основании торгов. Кадастровая цена будет лишь начальной ценой земли на торгах. Чтобы стоимость участка была по кадастру, необходимо иметь в собственности на участке свои здания и сооружения.

Вместе с принятием решения о предварительном согласовании утверждается схема расположения земельного участка, и земельный участок ставят на кадастровый учет.

Затем собственник располагающихся на земле строений обращается с заявлением о предоставлении участка без проведения торгов, рассматриваемое также в ходе 30 дней. С заявлением подается минимальный перечень , так как основную документацию для рассмотрения заявления ( о правах на объекты недвижимости и землю, кадастровый паспорт участка и прочее) орган власти запрашивает сам.

Если участок является сформированным с четко установленными границами, то собственник недвижимости на участке сразу обращается с заявлением о предоставлении земельного надела в собственность без проведения торгов.

В таком порядке участок можно будет оформить по кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков в различных регионах России разных категорий

Ниже представлена таблица цен земель по их кадастровой стоимости в разных субъектах РФ и по различным видам разрешенного их использования:

Адрес земельного участка Вид разрешенного использования (категория земли) Площадь земельного участка Кадастровая стоимость
Московская обл, Коломенский р-н, деревня Щепотьево, улица Березовая 1 550 м² 1 065 609,5 руб.
Республика Башкортостан, г. Кумертау, улица Джалиля Для индивидуального жилищного строительства 1 307 м² 504 000 руб.
Тверская обл, г. Тверь, улица Русская Для индивидуального жилищного строительства 576 м² 618 698,88 руб.
Краснодарский край, Славянский р-н, Бараниковский хутор, улица Мира Для индивидуального жилищного строительства 600 м² 60 000 руб.
Челябинская обл, г. Магнитогорск, Тагильская улица Для индивидуального жилищного строительства 887 м² 186 000 руб.
Ярославская обл, Некрасовский р-н, село Диево-Городище Для индивидуального жилищного строительства 1 500 м² 236 000 руб.
Красноярский край, Ужурский р-н, Ужур г, Победа Социализма ул Для индивидуального жилищного строительства 1 400 м² 250 000 руб.
Республика Татарстан, Лаишевский р-н Для индивидуального жилищного строительства 1 500 м² 834 000 руб.
Краснодарский край, Темрюкский р-н, поселок Веселовка, Тенистая улица Для индивидуального жилищного строительства 1 012 м² 478 726,6 руб.
Владимирская обл, Кольчугинский р-н, деревня Тюхтово Для индивидуального жилищного строительства 2 500 м² 153 425 руб.
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Рабочая улица Для индивидуального жилищного строительства 1 000 м² 625 000 руб.
Ростовская обл, Семикаракорский р-н, г. Семикаракорск Для индивидуального жилищного строительства 640 м² 120 000 руб.
Калининградская обл, Гусевский р-н 93 902 м² 180 000 руб.
Иркутская обл, Иркутский р-н, деревня Карлук Сельскохозяйственное использование 61 860 м² 500 400 руб.
Волгоградская обл, Киквидзенский р-н, Преображенская ст-ца, улица им Н.Сухова Сельскохозяйственное использование 35 893 м² 260 224,25 руб.
Ростовская обл, Волгодонской р-н, поселок Победа Сельскохозяйственное использование 26 000 м² 30 000 руб.
Чувашская Республика, Ибресинский р-н, Ширтанское с/п Сельскохозяйственное использование 4 500 м² 16 200 руб.
Новгородская обл, Новгородский р-н, Тесово-Нетыльское городское поселение с/п Сельскохозяйственное использование 66 006 м² 106 269,66 руб.
Республика Дагестан, г. Дагестанские Огни, пр-кт Михаила Ивановича Калинина пр-кт Предпринимательство 70 м² 228 410 руб.
Республика Татарстан, Менделеевский р-н, г. Менделеевск, улица Фомина Предпринимательство 600 м² 12 332,07 руб.
Республика Башкортостан, Чишминский р-н, Чишмы пгт, Тополиная улица Предпринимательство 7 527 м² 5 994 000 руб.
Ленинградская обл, Ломоносовский р-н, поселок Ропша Предпринимательство 1 000 м² 3 511 790 руб.
Республика Башкортостан, Давлекановский р-н, Сергиопольский с/с 2 003 м² 113 800 руб.
Пензенская обл, Мокшанский р-н, деревня Пяша, Строительная улица Для ведения личного подсобного хозяйства 1 995 м² 34 852,65 руб.
Хабаровский край, Хабаровский р-н, село Мичуринское Для ведения личного подсобного хозяйства 572 м² 185 688,36 руб.
Краснодарский край, Темрюкский р-н, Ахтанизовская ст-ца Для ведения личного подсобного хозяйства 1 000 м² 172 200 руб.
Воронежская обл, Борисоглебский р-н, село Макашевка Для ведения личного подсобного хозяйства 2 000 м² 150 300 руб.
Архангельская обл, Приморский р-н, Большие Карелы д Для ведения личного подсобного хозяйства 633 м² 180 468,3 руб.
Ростовская обл, Октябрьский р-н, Нижнедонской поселок, Восточная улица Для ведения личного подсобного хозяйства 2 010 м² 112 841 руб.
Самарская обл, Богатовский р-н, Печинено с, Зеленая ул Для ведения личного подсобного хозяйства 139 м² 9 988,54 руб.

На что необходимо обратить внимание?

При выборе земельного участка первым делом необходимо проверить, проводилась ли на нем процедура межевания.

Если ее не было, то есть риск получить землю без четких и конкретных границ, что уже может создать трудности в использовании земельного участка.

Процедура межевания может быть проведена кадастровой службой по заявлению покупателя либо землеустроительной компанией, которая имеет лицензию на проведение такого рода работ. Поэтому не стоит сразу же радоваться низкой кадастровой стоимости, так как вполне вероятно на такой земле не проведен весь комплекс работ по ее устройству и оформлению.

Стоимость по кадастру также зависит от площади участка, наличия коммуникаций и прилежащей к земельному наделу инфраструктуры.

К примеру, перед приобретением важно получить сведения о физических возможностях грунта. Качество грунта напрямую влияет на способ организации водоснабжения. Это может быть как магистральный водопровод, индивидуальный колодец, так и скважина.

При оценке стоимости земельного участка кадастровая служба также принимает во внимание наличие возможности подключения к сетям канализации, в особенности при расположении земли рядом с озером или рекой.

На стоимость большое влияние оказывает развитость отдельных инфраструктурных сегментов. Если планируется использовать земельный участок в целях проведения сезонного отдыха, то достаточно будет обслуживания дорог администрацией, благоприятной экологической обстановки и возможности застраховать имущество и строения.

Если же в планах постоянное проживание - следует выяснить возможность телефонизации, проверить попадание территории в район обслуживания сотовых операторов.

Также для благополучного проживания выясняется, насколько работает централизованный вывоз мусора, почтовая доставка, доступны ли больницы, магазины, общественный транспорт.

Когда в покупке земельного участка по кадастровой стоимости могут отказать?

Есть некоторые основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность:

  • На земельный участок наложен публичный запрет на ;
  • Нельзя предоставить ввиду расположения на земле объектов недвижимости других лиц;
  • На земельном участке расположен объект, являющийся объектом незавершенного строительства, под которыми установлен особый правовой режим оформления прав на землю.

Публичный запрет на приватизацию участка - это изъятие его из оборота, наложение ограничения в обороте (нет разрешения на предоставление частным собственникам), установленный запрет законодательством федерального и местного значения, резервирование земли под государственные или муниципальные нужды.

Важно! Есть два варианта решения проблемы, если на участке расположены объекты недвижимости другого лица:

  1. в долевую собственность всех владельцев объектов недвижимости на основании совместного заявления, если участок неделимый;
  2. Разделить участок, если он является делимым. В таком случае необходимо сформировать отдельные участки, занятые строениями, принадлежащими соответствующему владельцу. После раздела каждому собственнику следует выкупить земельный участок, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.

Социальный интерес (social interest)

Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.

С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними.

См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение

Ф. Д. Келли

Смотреть что такое "Социальный интерес (social interest)" в других словарях:

    - (от лат. socialis общественный и interest важно) элемент мотивационно потребностной сферы, автор А. Адлер. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему… … Психологический словарь

    социальный интерес - Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и interest важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и… …

    Социальный интерес - (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным… … Теории личности: глоссарий

    Адлер (Adler) Альфред - (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии. Биография. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911… … Большая психологическая энциклопедия

    Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

    США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия

Содержание человеческой жизни во многом определяется по его взаимоотношениям с окружающими. Качество взаимосвязей, в свою очередь, обуславливается психологическими особенностями, присущими индивиду. Они в числе прочего включают в себя и непосредственную реакцию человека на других. Она может быть позитивной или негативной. Особое значение отношение к окружающим имеет в работе психолога. Эффективная помощь невозможна без проявления искреннего интереса к личности человека, его проблемам. Это обусловлено необходимостью обеспечить психологически комфортные условия для развития внутренних ресурсов при решении актуальных вопросов. В этой связи особое значение имеют . Рассмотрим их подробно.

Терминология

Автором понятия "социальный интерес" считается австрийский психолог Сам он не мог дать точное определение термину. Он характеризовал его как чувство, присущее человеку. При этом Адлер придавал ему терапевтическое значение. По его мнению, социальный интерес - это признак психического здоровья. Он выступает в качестве основы интеграции индивида в окружение и устранения ощущения неполноценности.

Социальные интересы общества

Человек стремится познать все, что может удовлетворить его нужды. Социальный интерес - это одна из ключевых движущих сил жизнедеятельности любого индивида. Он непосредственно связан с потребностями. Нужды ориентированы на предмет удовлетворения, конкретный комплекс духовных и материальных благ. На условия, которые позволят их получить, в свою очередь, направлены .

Специфика

Интересы социальных групп обуславливаются наличием элемента сопоставления индивидов друг с другом. Каждому объединению присущи свои потребности. В рамках каждой из них участники стремятся создать определенные условия для их удовлетворения. Специфический социальный интерес - это неотъемлемый атрибут статуса индивида. Он присутствует во взаимосвязи с такими понятиями, как обязанности и права. От того, существуют в объединении, будет зависеть характер его деятельности. Однако в любом случае она будет ориентирована в первую очередь на сохранение или преобразование порядков, учреждений, норм, от которых зависит процесс распределения благ, удовлетворяющих те или иные потребности. В этой связи следует говорить и о дифференциации. Проявление действительности у каждого индивида различно. Здесь можно провести аналогию с разным уровнем дохода, условиях отдыха и труда, престижем, перспективами.

Особенности реализации

Рассматриваемая категория формирует основу для любых проявлений состязательности, сотрудничества, борьбы. Привычный социальный интерес - это устоявшийся институт. Он не подвергается обсуждению и признан всеми. В соответствии с этим, он получает статус законного. К примеру, в многонациональных странах представители разных этнических групп проявляют интерес к сохранению своей культуры и языка. Для этого создаются специальные классы, школы, в которых ведется соответствующее обучение. Любая попытка нарушить такой интерес, препятствовать его проявлению расценивается как посягательство на жизненный уклад социальной группы, общности, государства. Это подтверждается и историческим опытом. Он свидетельствует о том, что социальные группы не поступаются своими интересами добровольно. Это не зависит от нравственно-этических соображений, призывов к гуманизму, принятию во внимание особенностей другой стороны или объединения. Напротив, история указывает на то, что каждая группа стремится закрепить достигнутый успех в экспансии своего интереса. Зачастую это происходит за счет ущемления прав других объединений.

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

В качестве основных видов взаимоотношений выступают сотрудничество и соперничество. В них зачастую проявляются социально-экономические интересы индивидов. Соперничество часто отождествляют, например, с конкуренцией. Сотрудничество, в свою очередь, близко по значению к кооперации. Оно предполагает участие в одном деле и проявляется во множестве определенных взаимодействий между индивидами. Это может быть деловое партнерство, политический союз, дружба и так далее. Сотрудничество рассматривается как основа объединения, проявления взаимной поддержки и взаимопомощи. Соперничество возникает при несовпадении либо пересечении интересов.

Отличительные черты сотрудничества

В первую очередь кооперация индивидов предполагает наличие общего интереса и осуществление деятельности для обеспечения его защиты. В результате несколько человек объединяются единой идеей, задачами и целями. Так создаются общественные движения, политические партии. В рамках такого сотрудничества все стороны заинтересованы в достижении одного результата. Их цели определяют специфику деятельности. Зачастую сотрудничество предполагает достижение компромисса. В этом случае стороны самостоятельно определяют, на какие уступки они готовы пойти для реализации общего интереса.

Соперничество

В такой ситуации люди, преследуя свой социальный интерес, противостоят друг другу. Один участник старается превзойти другого, чтобы добиться поставленной цели. При этом интересы противоположной стороны рассматриваются как препятствия. Зачастую в рамках соперничества возникает неприязнь, зависть, озлобленность. Сила их проявления будет зависеть от формы, в которой выражается противостояние.

Конкуренция

Она несколько отличается от рассмотренной выше формы взаимодействия. Конкуренция предполагает признание интересов и прав противоположной стороны. При этом в рамках такого взаимодействия "противник" может быть и неизвестен. Примером может служить конкурс абитуриентов. В данном случае конкуренция обуславливается тем, что кандидатов больше количества предоставляемых вузом мест. При этом поступающие обычно не знают друг друга. Все их действия ориентированы на то, чтобы добиться от приемной комиссии признания их способностей. Конкуренция, таким образом, в большей степени предполагает демонстрацию своих умений и навыков, чем прямое влияние на соперника. Однако имеют место случаи, когда одна из сторон такого взаимодействия может пренебречь правилами. В такой ситуации участник осуществляет прямое воздействие на конкурентов для их устранения. При этом соперники стараются навязать друг другу свою волю, заставить отказаться от притязаний, изменить поведение и так далее.

Конфликты

Они с давних времен считаются неотъемлемым элементом социальной жизни. К вопросу о сути конфликта обращалось большое количество авторов. Так, например, Здравомыслов говорит о том, что такое противостояние представляет собой форму отношений между актуальными и потенциальными участниками социальных отношений, мотивы которых обуславливаются противостоящими нормами и ценностями, потребностями и интересами. Бабосов приводит несколько расширенное определение. Автор говорит о том, что представляет собой предельный случай противоречий. Он выражается в многообразии методов борьбы между индивидами и их объединениями. Конфликт ориентирован на достижение социальных, экономических, духовных, политических интересов и целей, устранение либо нейтрализацию предполагаемого соперника. Борьба предполагает создание препятствий для удовлетворения потребностей другой стороны. По мнению Запрудского, конфликт представляет собой скрытое либо явное состояние противоборство интересов, объективно расходящихся друг с другом, особую форму исторического движения к преобразованному социальному единству.

Выводы

Чем же объединены приведенные выше мнения? Обычно один участник имеет определенные нематериальные и материальные ценности. В первую очередь ими являются власть, авторитет, престиж, информация, деньги. У другого субъекта их или нет, или они есть, но в недостаточном количестве. Не исключено, безусловно, что обладание теми или иными благами может быть мнимым и существовать только в воображении кого-либо из участников. Однако если одна из сторон почувствует себя ущемленной в наличии каких-то ценностей, возникнет конфликтное состояние. Оно предполагает специфичное взаимодействие индивидов либо их объединений в рамках столкновения несовместимых интересов, позиций, взглядов - конфронтацию по поводу множества ресурсов жизнеобеспечения.

Польза и вред

В литературе присутствует два основных взгляда на конфликт. Одни авторы указывают на негативную его сторону, вторые, соответственно, на положительную. По сути, речь идет о благоприятных и неблагоприятных последствиях. Они могут быть интегративными или дезинтрегративными. Последние способствуют усилению ожесточения, разрушению нормальных партнерских отношений. Они отвлекают субъектов от решения актуальных и первоочередных задач. Интегративные последствия, напротив, способствуют усилению сплоченности, более четкому пониманию своих интересов, оперативному поиску выхода из сложных ситуаций.

Анализ

Изменения в общественных отношениях в современных условиях сопровождаются расширением области проявления конфликтов. Это обуславливается разными факторами. Если говорить о России, то предпосылками к расширению сферы выступает вовлеченность в общественную жизнь большого количества социальных групп и территорий. Последние населены и однородными по национальному составу и разнородными этносами. Межэтнические социальные конфликты порождают миграционные, конфессиональные, территориальные и прочие проблемы. Как указывают эксперты, в современной России имеют место два типа скрытого противодействия. Первое - конфликт работников и собственников производственных средств. Он обуславливается необходимостью адаптироваться к новым рыночным условиям, существенно отличающимся от существовавшей ранее модели хозяйствования. Во второй конфликт вовлечено бедное большинство и богатое меньшинство. Это противостояние сопровождает ускоренный процесс расслоения общества.

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот вопрос мы должны ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенсации, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.



Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком - они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (Adler, 1956, р. 133).

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое - «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, - это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес .Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

<Добровольная помощь в обеспечении питанием нуждающихся - одно из реальных проявлений социального интереса.>

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я»

Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди - это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.