Фонетическая ритмика для детей с нарушением речи. Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста

(Документ)

  • Суворова И.Т. Танцевальная ритмика для детей вып.3 (Документ)
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей вып.4 (Документ)
  • Реферат - Постмодернизм в кино (Реферат)
  • Парняков А.В., Власова А.С. (сост.) Нейропсихологические синдромы (Документ)
  • Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика (Документ)
  • Власова З.А. Биология. Справочник школьника (Документ)
  • Власова Г.В., Лутовинова В.І., Титова Л.І. Аналітико-синтетична переробка інформації (Документ)
  • Байков К.С. (ред.) Конспект флоры Сибири: Сосудистые растения (Документ)
  • n1.doc



    Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

    Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

    Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

    Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.
    © Власова Т.М.,

    Пфафенродт А.Н., 1996

    © «Гуманитарный

    издательский центр

    ВЛАДОС», 1996

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

    Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

    Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

    Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:


    • соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    • способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    • развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.
    При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

    Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:


    • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    • умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.
    В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

    Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

    Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

    Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

    Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

    При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

    При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

    В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

    Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

    У
    пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

    При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

    Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

    Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

    Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

    На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

    В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

    Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

    Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

    Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:


    • ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    • уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    • видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    • стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    • слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

    • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
    Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

    В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

    Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

    РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
    Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

    Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

    Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

    Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

    С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):


    1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к , л, р.

    2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

    3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
    Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гну­савости при произнесении изолированных гласных, то уп­ражнения следует проводить в сочетании гласных с соглас­ными, например па, по и т. п.

    ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    А

    И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.

    И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновремен­ном произнесении о_____.
    Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 3).

    И. п. 1. Вдох, давящим дви­жением вытянуть руки вперед при одновременном произнесе­нии у _________.

    Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).

    И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении и _______.

    Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 5).

    И. п. 1. Вдох, руки впе­ред в стороны при одно­временном произнесении э______.

    Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 6).

    И. п. 1. Указательным движением (резко) вы­бросить правую, затем левую руку вперед в сто­рону при одновременном произнесении слога ты .

    Движение напряжен­ное, сильное, краткое (рис. 7).
    Йотированные гласные
    Произнесение йотированных гласных необходимо начи­нать с повторения сочетаний гласных иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук а , затем следует движение на звук я и т. д.

    И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесе­нии я .

    Движение ненапряжен­ное, слабое, удлиненное (рис. 8).
    Е

    И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .

    Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).

    И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при од­новременном произнесении ё .

    Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).

    И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.

    Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).

    СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    Смычные глухие

    И. п. 1. Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновре­менном произнесении сло­тов па, па.

    Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 12).

    И. п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то ле­вой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном про­изнесении слогов та, та.

    Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 13).

    К

    И. п. 2. Резким сильным движением прижать к туло­вищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

    Движение напряженное, сильное, краткое (рис.-14).

    Смычные звонкие

    Первый вариант

    И. п. 1. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слога ба или да .

    Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 115).

    Второй вариант

    Сесть на пол, руки в И. п. 1., наклониться к ногам, рас­слабив мышцы, при одновременном произнесении слогов, ба, да (рис. 16).


    Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 17).

    Щелевые глухие
    С

    И. п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз
    плавным, слегка давящим движе­нием при одновременном про­изнесении с _______.

    Движение слегка напря­женное, слабое, длительное, (рис. 18).

    И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя тулови­ще то в одну, то в другую сторо­ну, произнося при этом ш ____________.

    Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 19).

    И. п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф _______.

    Движение напряжен­ное, сильное, удлиненное (рис. 20).

    X

    И.п. 1. Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги х ___а, х ___а.

    Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 21).

    Щелевые звонкие
    З

    И. п. 1. Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесение з ___.

    Движение напряженное, сильное, удлиненное

    (рис. 22).

    И. л. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение ру­ками вперед при одновременном произнесении ж_____.

    Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 23).


    И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно от­водить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ___.

    Движение слегка на­пряженное, слабое, удлиненное (рис. 24).

    Аффрикаты

    И. п. 1. Поднять ко рту паль­цы рук, сжатые в щепотку, рез­ко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновре­менном произнесении ц , подчер­кивая фрикативный элемент (с ____).

    Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 25).

    И. п. 1. Поворачивать поо­чередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при однов­ременном произнесении ч .

    Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26).

    Сонорные
    М

    И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным дви­жением при одновременном произнесении м ____.

    Движение слегка напря­женное, слабое, длительное, (рис. 27).

    И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, раз­вести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесе­нии н _____.

    Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
    Примечание.

    Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы про­должают естественное направление воздуха.
    Л

    И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла...

    Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).

    И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроиз­ведении р___ , р ___, р___.

    Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).

    УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ

    1. Дети стоят по кругу, руки на поясе:

    А) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па (рис. 31);

    Б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па (рис. 32).
    2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч:

    А) поднять руки вверх в стороны, ска­зать па;

    Б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать пу;

    В) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, ска­зать о___ о ___.

    3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать пи (рис. 33).

    4. Дети стоят по кругу, руки опущены:

    А) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, ска­зать па (рис. 34);

    Б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к подня­той вытянутой ноге, сказать пу (рис. 35);
    в) вернуться в И. п. Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи, пи, пи...
    5. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди:

    А) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та (рис. 36).

    Б) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кула­ками в стороны, сказать то (рис. 37);

    В) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кула­ками вперед, перед собой, сказать ту (рис. 38).
    Упражнения а, б, в - чередовать.

    6. Дети стоят по кругу, руки на поясе:

    А) поворот туловища вправо, затем вле­во, говорить при каждом повороте по, по (рис. 39);

    Б) прыжок на месте двумя ногами, ска­зать оп; прыжок двумя ногами вправо: оп; прыжок влево: оп.
    7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч:

    А) а -у

    о - о - о
    При проговаривании а - у выполнять поочередно движе­ния на звук а, затем у по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом: о - о - о.

    Б) и - э

    и - э

    и - э

    пэ - пэ - пэ
    Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведе­ны при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать и, резко сде­лать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать э (повторить упражнение три раза), затем резко уда­рять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-вле­во, говоря при каждом ударе пэ.
    8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выпол­нять слитно, одно переходит в другое (рис. 40):

    А) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па.

    «Фонетическая ритмика»

    Пояснительная записка.

    Программа дополнительного образования учащихся направлена на создание системы комплексной помощи детям, в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    Нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;

    Формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    Правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;

    Воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    Умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

    Данная программа предназначена для коррекционно-логопедической работы с группой учащихся возрастом с 7 до 11 лет, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

    Новизна : Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

    Педагогическая целесообразность:

    1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.

    2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.

    3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.

    Особенность программы:

    Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

    Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

    Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

      Эмоциональный

      Двигательный

    Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:

      Напряженностью

      Интенсивностью

      Временем

    Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    Цель данной программы - коррекция нарушений речевой деятельности через

    развитие:

    Слуховой, зрительной памяти, внимания;

    Оптико- пространственных представлений и навыков;

    Статической и динамической координации общих движений;

    Тонкой произвольной моторики и мимики лица;

    Фонетического слуха

    и воспитание:

    Чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;

    Темпа, ритма дыхания и речи;

    Задачи фонетической ритмики:

    Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

      развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

      формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

      развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

    Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

    Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

    Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

      нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

      формирование умений изменять силу и высоту голоса;

      правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

      воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

      различение и воспроизведение ритмов;

      выражение эмоций простыми интонационными средствами.

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

    Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

    Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

    Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

    Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

      Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

      Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

      Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

    Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

    Основные направления коррекционной работы:

    1.Работа над дыханием . Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
    2.Упражнения по изменению силы голоса . Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
    3.Развитие темпо-ритмических способностей . Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
    Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.

    Сроки реализации программы : занятия проводятся с детьми 7-10 лет 2 раза в неделю (68 ч. в учебный год).

    Форма работы : малые группы наполняемостью 5 человек.

      Занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю по 30 минут

      Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога

      Дети выполняют упражнения по подражанию

      Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком

      Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному

      Занятия должны носить игровой характер

      Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной

    Форма контроля : проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых.

    Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.

    Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

    Познавательные УУД : Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

    Коммуникативные УУД : умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Регулятивные УУД : Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

    Перечень учебно-методического обеспечения программы.

      Регулярно обновлять и пополнять методическую копилку методическим

    материалом.

      Продолжить подборку и систематизацию дидактического материала по лексическим темам.

      Использование компьютерных технологий на занятиях.

      Продолжить оформления кабинета в соответствии с современными требованиями и программными требованиями.

    Следить за методическими новинками и готовить наглядность и другие дидактические материалы в соответствии новых требований.

    МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

    ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА:

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Шкафы для пособий – 4 шт.

    2. Мольберт для картинок.

    3. Стол канцелярский.

    4. Стулья – 12 шт.

    5. Детские столы – парты – 6 шт.

    6. Учебно – методические пособия.

    7. Настольные игры, игрушки.

    8.Магнитная и разрезная азбука.

    Ожидаемые результаты к концу обучения:

    Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

    Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

    Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

    Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

    Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

    Повышение заинтересованности работников школы и родителей в укреплении здоровья школьников.

    Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

    Повышение квалификации работников школьных учреждений.

    Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

    Учебно-тематический план к программе (всего 68 часов):

    п / п

    Название

    Всего часов

    В том числе теоритических занятий

    В том числе практических занятий

    Развитие физиологического дыхания

    Развитие речевого дыхания

    Развитие ритма движений

    Развитие темпа движений,речи

    Развитие интонационной выразительности речи

    Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)

    Всего часов:

    Тема1. Развитие физиологического дыхания (10 часов)-теория, практика- выработка диафрагмального дыхания;

    Тема2 . Развитие речевого дыхания (10 часов)-теория, практика- коррекция речевого дыхания, выработка глубокого выдоха;

    Тема4 . Развитие ритма движений (8 часов)-теория, практика- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выразительности движений;

    Тема5 . Развитие темпа движений,речи (10 часов)-теория, практика- коррекция темпа движений, формирование нормального темпа произношения;

    Тема6 . Развитие интонационной выразительности речи (10 часов),теория, практика- коррекция словесных, логических ударений;

    Тема7 . Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)10 часов)-теория, практика- коррекция слухового внимания, памяти, автоматизация произношения смешиваемых звуков.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

    2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

    3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

    4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

    5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.


    Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

    Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

    Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

    Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

    © Власова Т.М.,

    Пфафенродт А.Н., 1996

    © «Гуманитарный

    издательский центр

    ВЛАДОС», 1996

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

    Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

    Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

    В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

    Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:


    • соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    • способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    • развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.
    При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

    Все упражнения, содержащие движения и устную речь , на занятиях по фонетической ритмике направлены на:


    • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    • умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.
    В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

    Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

    Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

    Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку , записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

    Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

    При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

    При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

    В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

    Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

    У
    пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

    Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

    Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

    Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

    На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

    В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

    Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях , приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

    Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

    Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:


    • ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    • уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    • видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    • стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    • слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

    • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
    Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

    В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью , логическим ударением, интонацией и голосом.

    Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

    РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
    Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

    Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

    Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

    Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

    С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

    Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):


    1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к , л, р.

    2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч , локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

    3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
    Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гну­савости при произнесении изолированных гласных, то уп­ражнения следует проводить в сочетании гласных с соглас­ными, например па, по и т. п.

    ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    А

    И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.

    И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновремен­ном произнесении о_____.
    Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 3).

    И. п. 1. Вдох, давящим дви­жением вытянуть руки вперед при одновременном произнесе­нии у _________.

    Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).

    И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении и _______.

    Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 5).

    И. п. 1. Вдох, руки впе­ред в стороны при одно­временном произнесении э______.

    Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 6).

    И. п. 1. Указательным движением (резко) вы­бросить правую, затем левую руку вперед в сто­рону при одновременном произнесении слога ты .

    Движение напряжен­ное, сильное, краткое (рис. 7).
    Йотированные гласные
    Произнесение йотированных гласных необходимо начи­нать с повторения сочетаний гласных иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук а , затем следует движение на звук я и т. д.

    И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесе­нии я .

    Движение ненапряжен­ное, слабое, удлиненное (рис. 8).
    Е

    И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .

    Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).

    И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при од­новременном произнесении ё .

    Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).

    И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.

    Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).



    Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

    Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

    — это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

    Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
    • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
    • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
    • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
    • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
    • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

    Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

    Работа над дыханием.

    Работа над дыханием направлена на:

    • нормализацию речевого дыхания;
    • умение управлять своим голосом;
    • выработку правильного, продолжительного выдоха;
    • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
    • условия поддержания нормальной громкости речи.

    С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

    Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

    Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

    Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

    Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

    Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

    Ф____ Ф_____С_____

    С____ С_____Ш_____

    Ш____ Ш_____С_____

    Ф____ С_____Ш_____

    Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

    Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

    В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

    Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

    па папу папо_______
    папа папопу папопу_____
    папапа папопупи… па___по___пу___пи___
    папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

    Упражнения по изменению силы голоса.

    Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

    Проговаривание с движениями:

    1. Маленькие ножки - Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
    Идут по дорожке - Тихие шаги в круг.
    БОЛЬШИЕ НОГИ - Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
    ИДУТ ПО ДОРОГЕ - Громкие шаги из круга.

    Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги - громким голосом.

    2. — ТАНЮШЕНЬКА!
    - ау!
    - ПОДРУЖЕНЬКА!
    - ау!
    - ИДИ ГУЛЯТЬ!
    - иду!
    - ИДИ БЫСТРЕЙ!
    - бегу!

    Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

    Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая - тихим. Затем группы меняются местами.

    3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
    А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
    Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
    Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

    Упражнения на изменения высоты голоса.

    Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

    1. Бьют часы,
    Бьют часы:
    динь -
    дан -
    дон.

    Дети стоят по кругу, руки опущены.

    Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

    Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

    Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

    Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

    2. Шарики висят,
    Качаются, звенят.

    Повтори их звон:

    динь -
    дан -
    дон.

    3. Бубенчики висят,
    Качаются, звенят.

    Повтори их звон:

    динь-динь,
    дан-дан,
    дон-дон.

    Развитие темпо-ритмических способностей.

    Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

    • развитие чувства ритма;
    • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
    • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
    • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

    Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

    На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

    Игра «Радист».

    Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

    Игра «Теремок»

    Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

    Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

    1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

    Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

    2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

    Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

    3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

    Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

    1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг - слог).

    2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок - слог).

    3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок - два слога).

    Стихотворение с движениями:

    Кап кап кап Капля - раз, капля - два. медленно,
    кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
    кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
    кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
    капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
    кап! кап, кап, кап…

    Нормализация произносительной стороны речи.

    В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

    • формирование и закрепление произносительных навыков;
    • автоматизация приобретённых навыков;
    • тренировка слухового восприятия.

    Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

    После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

    Желанова Ольга Сергеевна,
    учитель-логопед,
    МБДОУ №159,
    г. Архангельск

    В формировании произносительной стороны устной речи у детей раннего возраста с нарушенным слухом, в том числе и после операции кохлеарной имплантации, важное место занимает речевая (фонетическая) ритмика, эффективность которой доказана многолетней практикой работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.

    Речевая ритмика основана на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются и подражание движениям становится более точным, сюда входят не только крупные, но и мелкие движения, в том числе и артикуляционные. Движения ведут за собой произношение и многие звуки, которые до этого не встречались в речи ребенка, часто появляются благодаря фонетической ритмике.

    Фонетическая ритмика используется на разных этапах обучения произношению детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушенным слухом, что зависит от степени нарушения слуха, произносительных и интеллектуальных возможностей ребенка. В данной статье мы описываем движения фонетической ритмики, которые используются на первоначальном этапе работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

    Упражнения речевой ритмики следует проводить каждый день по 3-5 минут, желательно несколько раз в день. Данные упражнения можно включать в режим дня ребенка, чтобы они стали ожидаемы и привычны для малыша.

    В комплекс упражнений речевой ритмики включаются следующие:

    • Обучение отделению слога от ряда слогов;
    • Работа над темпом и громкостью звучаний;
    • Работа над долготой, слитностью, высотой звучаний;
    • Работа над ритмами;
    • Работа над интонационной стороной речи;
    • Работа над слогами, словами и фразами.

    Занимаясь с ребеночком дома, родителям желательно учить отличать один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а так же разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит мама (папа и др. члены семьи), с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал. Материал сначала следует предъявлять слухо-зрительно, затем только на слух.

    Некоторые упражнения речевой ритмики

    Обучение отделению слога от ряда слогов

    Учим ребенка произносить ряд слогов и один слог. Вначале, как правило, работа ведется на материале слога па. В дальнейшем, по мере появления в речи ребенка и других звуков, в работу включается новый речевой материал. Могут использоваться самые разнообразные движения, важно, чтобы они передавали характер звука (слога). При этом движения, предлагаемые на ряд слогов, должны отличаться от движений на один слог, например:

    • сидя на полу, стучать мячом о пол — папапа, вытянуть руки с мячом вперед — па;
    • выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак, произнося пупупу, выбрасывать вперед одну руку — пу;
    • шагать на месте — татата, топнуть ногой — та;
    • подпрыгивать на месте — тотото, прыгнуть вперед – то.

    Работа над долготой звучаний

    Учим ребенка долгому и краткому произнесению звуков и слогов, предлагаем разнообразные движения;
    при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому — резкое, короткое. Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие — быстрыми, короткими, например:

    Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.

    Работа над слитностью звучаний

    Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у ребенка. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т :

    • стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно);
    • хлопать в ладоши перед грудью — татата, хлопать в ладоши над головой — та та та;
    • покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то__то__то__; топать одной ногой — то то то.

    В упражнения включаются и другие появившиеся у ребенка звуки. Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.

    Работа над темпом произнесения

    Учим ребенка воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов.
    Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов па и та :

    • шагать на месте в быстром и медленном темпе, произнося слогосочетание татата в разном темпе;
    • изображать, как кукла (мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.) идет медленно — па___па___па___ (или та___та___та___) и бежит — папапапа (или татата).

    Работа над изменением силы голоса

    • «Ляля спит» – ребенок тихо подходит к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке …), произнося тихим голосом папапа; предлагаем разбудить куклу (мишку, зайку …), малыш громко топает, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла (…) просыпается и пляшет;
    • изображать большую собаку, которая лает громко — АФ-АФ-АФ и маленькую собачку, которая лает тихо — аф-аф-аф;
    • изображать легкий ветерок — у___ и сильный ветер — У___ (связав с картинкой и наблюдениями за природой);
    • шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА), удары потише — шагать обычно, произнося ПАПАПА (…) голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо.

    Работа над высотой голоса

    С того времени, как у ребенка уже вызван голос нормальной высоты, его учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится по возможности ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения:

    • изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно — А-А-А (низкий голос), маленький бежит — а-а-а (высокий голос);
    • изображать большую птицу и маленькую птичку — ПИПИПИ (низкий голос), пипипи (высокий голос).

    Работа над ритмами

    В начале ребенка учат отделять один слог от ряда слогов, определять количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как ребенок овладевают этими умениями, приступаем к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.

    Сначала учим ребенка воспроизводить двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа ТАтата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых ребенок отхлопывает, отстукивает ритмы. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например:

    • сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог — та, вытягивать руки с мячом вперед — на ударный слог — ТА (воспроизводя дву-трехсложные ритмы);
    • руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; на безударный слог руки резко опустить вниз — па, на ударный — отвести в стороны-вниз — ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов).

    В случаях, когда ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, выполняем упражнение вместе с ним, его руками.

    Работа над интонационной стороной речи

    Побуждаем ребенка имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижениями, естественными жестами, учим обыгрывать повадки различных животных, характерные черты людей, передавать эмоциональные состояния.

    Учим ребенка, подражая взрослому, изображать, например:

    • боль — а-а-а, бобо, (позже — больно, болит, у меня болит живот и т.п.);
    • радость — А__, ура! (позже — Мама! Папа! Будем играть! Мама пришла!);
    • вопрос — а? (позже — Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?)

    Постоянно разыгрываем разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п.

    В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов ребенок изображает, например, — злую большую собаку, ласкового маленького щенка, дедушку, удивленную маму, кипящий чайник, горячий утюг, острый нож и т.п.

    Инсценируются доступные сказки: «Теремок», «Варежка», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.п., каждый персонаж обыгрывается, сопровождается голосом разной силы и высоты.

    Вместе с ребенком рассматриваем картинки, эмоционально оценивая изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо; ай-яй-яй, плохо, нельзя», говорим за персонажей.

    Олешова Варвара,

    сурдопедагог Центра абилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха и речи «Говорун»

    Литература
    1. Шматко Н.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Советский спорт, 2003.