Способы самоорганизации. Навык самоорганизации: пять советов, которые упростят жизнь

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как , организационные способности (с приставкой «само» разумеется - речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная ). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать - самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача - стать организованным - должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация - именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый - над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй - каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап - экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап - планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек - процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях и .

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов - от заточенных под конкретные рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари - короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets - специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются для более успешного освоения . Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия - в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок - некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» - специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации - это врожденная характеристика личности . Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным - нужно долго и упорно трудиться . Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация - не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно . Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей - он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор - из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно . Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель - указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Если мы ленимся и нам не понятен план действий, то нужно себя организовать. В таком случае нам просто необходимо самому организовать процесс, в ходе которого создать, воспроизвести все необходимые планы, мечты и задумки.
Самоорганизация человека - процесс спонтанного упорядочивания и умения организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Самомотивация - это кнут или пряник в отношении себя самого, побуждение и подталкивание себя к исполнению желаний и намерений.
Самоорганизация это способность человека правильно организовать свою жизнь, окружение, работу, отдых.
Н.И. Козлов считает, что "самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой. <..> Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой".
Виды самоорганизации : техническая, биологическая и социальная.
Механизмы самоорганизации в них основаны на разных принципах:
- техническая - основана на программе автоматической смены алгоритма действия в случае изменяющихся условии;
- биологическая - основана на генетической программе сохранения вида и на дарвиновской триаде: изменчивость, наследственность, отбор;
- социальная - основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты, ценности, законы.
Техническая самоорганизация
В технической саморганизации человека большую роль играет творчесство, инновационное развитие, профессиональный рост и повышение престижа трудовой деятельности.
Биологическая самоороганизация
В биологической самоорганизации большую роль играет забота о своем здоровье, целесообразная и целенаправленная жизнедеятельность, стремление к счастливому долголетию.
Самоорганизация социальная
Социальная самоорганизация предполагает:
- наличие заранее определенной цели, к которой все стремится самостоятельно, самоорганизуется вокруг нее.
- гибкость, изменчивость и адаптивность структур управления с усилением синергических связей, которые обеспечивают увеличение общего эффекта;
- диверсификацию, децентрализацию, повышение производительности с новой трудовой мотивацией и передачу информации, знаний, ноу-хау и т.д.;
- сочетание управления и самоуправления;
- самообразование, самовоспитание, самоконтроль.;
- накопление структурной информации, выработка новой цели и смена структуры.
Важнейшей задачей понимания самоорганизации - это взаимоотношение между процессами целенаправленной самоорганизации и стихийной самоорганизации.

Организация собственной жизни внешними средствами
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vneshnimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями.
Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.
Внешняя память
У вас может быть прекрасная естественная память, однако при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватает. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память - наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все что нужно, мы всегда могли легко найти.
Для эффективной самоорганизации собственной жизни все большее число деловых людей используют внешние носители: блокнот, диктофон, КПК или ноутбук. Это - наша внешняя, искусственная память.
Внешнее внимание
Быть внимательным и уметь концентрироваться на том, что вам важно - отличное умение, но если вас все вокруг отвлекает - это мешает. Почему бы внешние обстоятельства не поставить себе на службу, чтобы они управляли вашим вниманием в нужную сторону? То, что вы хотите чтобы было для вас важным - пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания - вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное - пусть будет перед вашим носом.
Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.
Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.
Организация собственной жизни внутренними средствами
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vnutrennimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внутренней (естественной) памятью, внутренним вниманием и внутренними побуждениями. В целом это называется - пользоваться своей психикой.
Организация собственной жизни внешними средствами
Важно помнить, что для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями. Это аналог психики, но - вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.

Саморегуляция
Каждый человек желает стать «хозяином самого себя», овладеть навыками саморегуляции для создания значимых для него ценностей. Конечно, за один день нельзя выполнить эту серьезную и ответственную задачу. Это, прежде всего, умение заставить себя сделать что-то нужное. Каждому из нас предстоит серьёзная работа по воспитанию привычек и требует серьезный и длительный труд.
Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.
Каковы главные условия работы по развитию навыков саморегуляции?
1. 1. Конкретно определите задачу, сформулируйте себе конкретную цель и научитесь управлять своим временем, то есть станьте организованным человеком (Какова цель, задача твоей деятельности? Как и когда её надо её осуществлять? Что может или должно получиться?).
2. 2. Обязательно вырабатывайте критерии успеха и неудачи (если результат получается не таким, каким должен быть, цель не достигнута).
3. Запишите в специальную тетрадь все этапы выполнения намеченных целей.
3. Необходимо проверять все маленькие результаты, что и как получается в данный момент, приводит ли это к желаемому результату.
4. 4. Если вдруг ты обнаруживаешь ошибку или увидишь, что далеко отходит от твоего же плана, вернись назад и найди ошибку, то место, где впервые появилось отклонение.
5. 5. Помните, что в жизни практически нет таких ситуаций, в которых нельзя самостоятельно найти решение и всегда можно попросить помощи у тех, кто знает, как поступить.
6. 6. Развивать у себя способность оценивать возможный ход событий и уметь предвосхищать, предвидеть возможные последствия.
7. 7. Целесообразно (там, конечно, где возможно) чередовать легкие и трудные задания.
И так саморегуляция – это регуляция деятельности. Она включает:
принятую субъектом цель деятельности
субъективную модель значимых условий
программу исполнительских действий
систему субъективных критериев достижения цели (критериев успешности)
контроль и оценку реальных результатов
решения о коррекции системы саморегулирования
Эмоциональная саморегуляция
Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:
1. бессознательная эмоциональная саморегуляция. 2. сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. 3. сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.
Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, угрызения совести и дискомфорта. Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.
Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).
Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.
На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими и в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции.
Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.
Для осуществления эмоциональной саморегуляции насмысловом уровне необходимо умение четко мыслить, распознавать и описывать с помощью слов наиболее тонкие оттенки своих эмоциональных переживаний, осознавать собственные потребности, стоящие за чувствами и эмоциями, находить смысл даже в неприятных переживаниях и сложных жизненных обстоятельствах. Эти перечисленные умения относятся к компетенции особой интегративной умственной деятельности, которая интенсивно исследуется в науке в течение последних десятилетий и получила название «эмоциональный интеллект (эмоциональная разумность)». К основным функциям эмоционального интеллекта относят:эмоциональную осведомленность, произвольное управление собственными эмоциями, способность к самомотивации, эмпатию и понимание эмоциональных переживаний других людей и управление эмоциональным состоянием других людей.

Система эмоциональной регуляции
Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В своих базальных (базовых) основах эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов.
Особая роль в этом процессе принадлежит памяти и речи. Память создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их – и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь в свою очередь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания. Благодаря включению эмоций в речевые процессы первые теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в осознанности, в возможности их интеллектуализации.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.
Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев (афферентные и эфферентные нервы, т.е. нервы, приносящие и относящие раздражение). Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходящим во внутренней среде организма, другой – к внешней.
Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т.п.
Что касается информации, поступающей из внешней среды , то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита.
Таким образом, когнитивная и эмоциональная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.
При этом каждая из них вносит свой особый вклад в решение этой задачи.
По сравнению с когнитивной эмоциональная информацияменее структурирована. Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.
Параметры, на которые опираются когнитивная и эмоциональная системы при построении образа окружающего,часто не совпадают. Так, например, интонация, недружелюбное выражение глаз с точки зрения аффективного кода имеют большее значение, чем противоречащие этому недружелюбию высказывания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвистические факторы могут выступать как более значимая информация для принятия решения.
Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания окружающему новых значений, сдвигов в область ирреального. Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональная система осуществляет также защитные функции.
Эфферентное звено эмоциональной регуляции обладает небольшим набором внешних форм активности: это различные виды выразительных движений (мимика, экспрессивные движения конечностей и тела), тембр и громкость голоса.
Основной же вклад эфферентного звена – участие в регуляции тонической стороны психической деятельности.
Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции , чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы защиты. Но ряд отрицательных эмоций, таких как гнев, ярость, активно усиливают защитные возможности организма, в том числе на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления увеличение вязкости крови и т.д.).
Очень важно, что одновременно с регуляцией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благодаря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии.
Активация одних эмоций может облегчить протекание других, не поддающихся в данный момент непосредственному воздействию. И наоборот, одни эмоции могут оказывать тормозящее влияние на другие. Это явление широко используется в практике психотерапии. При сталкивании разных по знаку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание небольшого страха с ощущением безопасности используется во многих детских играх (подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор, прыжки с высоты и т.д.). Такие «качели», по-видимому, не только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразным приемом ее «закаливания».
Потребность организма в поддержании активных (стенических) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития создаются и совершенствуются различные психотехнические средства, направленные на превалирование стенических эмоций над астеническими.
В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией. В условиях, когда внешняя среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля ее уменьшается в условиях разнообразия внешних эмоциональных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психотерапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить весь ход эмоционального процесса.

При изучении саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний были выделены основных четыре способа:
1. общение как эмпирически найденный прием групповой саморегуляции;
2. волевая регуляция – самоприказы;
3. регуляция функции внимания – отключение, переключение;
4. двигательная (мышечная) разрядка.
Эти эмпирически выделенные способы эмоциональной саморегуляции можно соотнести с работой базальных уровней эмоциональной регуляции в процессе нормализации эмоционального состояния человека (Таблица).
Таблица. Сопоставление способов саморегуляции детьми отрицательных эмоциональных состояний с активностью различных уровней базальной системы эмоциональной регуляции.

Уровни базальной системы эмоциональной регуляцииСпособы преодоления эмоционального дискомфорта 1. Уровень полевой реактивности – пассивные формы психической адаптацииСамовнушение, пассивная разрядка; «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» и т.д.2. Второй уровень – выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с миромДвигательная активность; «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «смотрю телевизор, слушаю музыку»3. Уровень экспансии – активная адаптация к нестабильной ситуацииВолевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»4. Уровень эмоционального контроля – эмоциональное взаимодействие с другими людьмиОбщение; «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у взрослого»
Литература.

Простая и неприятная правда состоит в том, что сейчас мы, наверное, более занятые, чем когда-либо. Вопреки тому, что немного научных данных поддерживают этот факт, анекдотических свидетельств предостаточно.

«Вы можете увидеть это вокруг себя», говорит Джейн Джаспер, эксперт по производительности из Нью-Йорка и автор книги «Заберите свое время обратно». «Люди разговаривают слишком быстро. Мы всегда спешим. Мы начинаем что-то делать и не заканчиваем это, и нас все время мучает мысль, что мы что-то забыли сделать, но мы не можем вспомнить что именно». Люди, загруженные делами, и пользующиеся всеми этими экономящими время и усилия приборами, начиная от роботизированных пылесосов и заканчивая микроволновыми печами и компьютерами, кажутся такими занятыми и лишенными здравого смысла. Но преимущества, которые дают нам технологии, в то же время являются недостатками.

«С тех пор как мы увеличили число устройств, которые экономят наше время, и продуктов, которые делают нашу жизнь легче, мы нашли способы заполнять наше время», говорит Трейси Лин Моланд, консультант по управлению временем. А хроническая нехватка времени вызывает стресс.

Но все эксперты по организации времени, с которыми мы говорили, уверяют, что стресс можно сократить. Подумайте об этом как о добавлении дополнительного часа в ваш повседневный график с помощью техники управления временем.

Что-либо настолько простое, как «знать, где утром лежат ваши ключи или библиотечная книжка и домашняя работа вашего ребенка» может помочь сократить стресс», говорит Моланд. У нее есть целый ряд советов по успешной организации времени.

    Составьте дневник времени

Возьмите неделю и распишите все, что вы делаете на протяжении каждого дня. Если вы смотрите телевизор 25 часов в неделю, запишите это.

«Для большинства людей это болезненный опыт», говорит Яна Джаспер. «Вы должны включить все – время, которое вы проводите в спортзале, время за рулем, еженедельные собрания, все. Вы можете огорчиться, увидев, сколько неструктурированного времени вы себе позволяете. Но сложно принять умное решение относительно эффективного использования своего времени, если вы не знаете, что вы сейчас делаете со своим временем».

    Научитесь говорить «нет»

Отключите мобильный телефон и пейджер. Если кто-то просит вас сделать что-то, на что у вас абсолютно нет времени, скажите «нет» вежливо, но четко. И не позволяйте себе чувствовать себя виноватыми.

«Одна из причин, почему мы чувствуем себя такими занятыми – это то, что не умеем устанавливать личные ограничения относительно того, что мы не должны делать», говорит Яна Кемп, основатель и президент Meeting & Management Essentials, консалтинговой компании по организации времени в Бойз, штат Айдахо.

Чтобы отказаться от чего-то, необходимо сфокусироваться на своих целях, объясняет Кемп. Ваш дневник времени может помочь в этом отношении. Когда вам надо делать важные, но незапланированные дела, соглашайтесь только на те дела, которые по-настоящему важны, такие как семья, друзья или здоровье. Когда вы точно будете знать, на что у вас есть время, вам будет легче отказываться от вещей, которые не соответствуют вашим приоритетам.

    Составьте список дел с указанием времени

«Создайте список своих дел и отметьте, сколько времени, вы будете тратить на каждое дело», говорит Моланд. Списки всегда помогают, но когда вы еще запишите, сколько времени займет каждый пункт, это поможет вам расставить свои дела по их приоритетности. Так вы естественно сосредоточитесь на том, что вы можете сделать прямо сейчас.

    Возьмите себе в помощники компьютер

Технологии помогли вам войти во временные обязательства, теперь пускай они помогут вам выйти из них. Попробуйте использовать эти многочисленные программы персонального планирования, который позволяют вам использовать календарь, список дел, телефонную и адресную книгу на вашем компьютере.

«В наше время компьютера уже недостаточно для достижения полной эффективности», говорит Джаспер. «Цель состоит в том, чтобы использовать технологии для избавления от бумаги в вашей жизни. Это просто чрезвычайно важно».

По слова экспертов, организованность часто основывается на быстротечности жизни. Чем больше хлама в вашей жизни – телефонные номера на кусочках бумаги, визитки в ноутбуке, стол, заваленный календарями и списками – тем вероятнее, что вы потратите свою жизнь на то, чтобы организовать всю эту кучу хлама.

    Многозадачный режим

Есть ли в нашем современном мире более широко используемое выражение? Мы все объединяем несколько задач в одну. Но иногда такая многозадачность является опасной. Разговоры по телефону за рулем резко повышают ваши шансы попасть в аварию. Однако многие занятия можно эффективно и безопасно комбинировать. Слушайте книги на кассетах, пока едите на работу. Когда вы смотрите телевизор, оплачивайте счета.

«У женщин лучше получается объединять несколько занятий, чем у мужчин», говорит Моланд. «Даже если оба партнера работают полный рабочий день, женщина обычно в состоянии думать о расписании своих детей, о доме и о еде. У мужчин лучше выходит сосредотачиваться на одном занятии в один период времени – и женщины иногда должны этому поучиться».

    Не будьте перфекционистом

Нет ничего плохого в том, чтобы быть обычным. Перфекционизм, известный как уделение чрезмерного внимания каждой детали, важной и не очень, считается видом промедления.

«Поставьте перед собой рациональные задачи», говорит Джаспер. «Это хорошо – стремиться использовать весь свой потенциал. Это не эффективно стремиться быть самым лучшим».

Установка недостижимых целей только добавляет стресс в вашу жизнь, объясняет Кемп.

    Вознаграждайте себя

И последнее, вознаграждайте каждое свое достижение, даже самое маленькое.

«Используйте ваш дневник времени для того, чтобы принять решение, как вам лучше организовать свое время», говорит Джаспер. «Когда вы будете делать прогресс в расстановке приоритетов и научитесь говорить «нет», позвольте себе наслаждаться тем, что вы делаете. Вы необязательно должны делать себе большой подарок, вы можете просто провести немного времени наедине с собой или сделать массаж. Важно осознать свой успех и наслаждаться им».

Многим людям иногда достаточно сложно найти свои, эффективные методы самоорганизации, из-за чего они теряют большое количество драгоценного времени, и не всегда успевают выполнить запланированные дела в срок. Если вы хотите научиться управлять собой и своим временем для скорейшего достижения успеха, то эти 7 советов помогут вам.

  • 1. Безукоризненный порядок на рабочем месте.

То суждение, что творческий беспорядок помогает вам настроиться на рабочий лад – вы должны просто , потому, что на самом деле – это банальная отговорка, которая ворует ваше время и ваши силы. Хаос на столе влечет за собой беспорядок в мыслях, и естественно, что с беспорядком в голове вы не сможете принимать быстро правильные решения.

  • 2. Размышляйте на бумаге.

Этот совет вам поможет максимально понять и даже увидеть ход дальнейших действий. Пишите свои мысли, планы, идеи. Зарисовывайте схемы последовательности, и рассчитывайте все возможные варианты развития событий. В первую очередь это помогает упорядочить и конкретизировать ваши мысли и действия, во вторую очередь – это поможет отмести все лишние шаги в достижении цели, и свести к минимуму риск ошибок и недоработок, так как вы сначала проведете некую «репетицию», с учетом возможных нежелательных итогов.

  • 3. Используйте интеллект карты.

Они помогут быстро и эффективно упорядочить мысли в голове. Помимо этого, карты помогут выработать важную для успеха – расставлять всегда все по своим местам, все решения и действия. Это поможет быстро освоить секреты самоорганизации и максимально результативно использовать свое рабочее время и усилия. Методы самоорганизации- продолжаем.

  • 4. Станьте «жаворонком».

Многие любители растянуть работу на пол ночи, с жаром доказывают, что мол – они «совы», и ночь с вечером – это их время. Дело в том, что перестроить свои биоритмы может каждый человек – это не врожденная особенность. Медиками сегодня уже доказано, что человеческий мозг, наиболее активен именно в утренние часы (об этом знали люди уже давно, вспомните поговорку про тех, кто рано встает). Так вот, независимо от того, кто вы жаворонок, воробушек, сова или журавлик – научитесь вставать пораньше, и через несколько недель дискомфорта вы просто привыкните к новому темпу жизни, а результат не заставит себя ждать – вы будете более продуктивными.

  • 5. .

Вспомните формулу шести «П» — предварительное правильное планирование предотвратит плохие показатели. На то, чтобы распланировать свой завтрашний день вы потратите всего-то 10-15 минут, зато сэкономите несколько часов, которые вы бы потратили в спонтанных и незапланированных действиях. Методы самоорганизации — поставьте перед собой выполнимые задачи, и втисните их в реальные временные рамки. Старайтесь неукоснительно следовать пунктам вашего плана, и даже при возникновении непредвиденных обстоятельств выполняйте хотя бы половину. Начинайте с самых сложных задач, так будет проще выполнять.

  • 6. Очищайте пространство от мусора.

Это касается всего, что может засорять вашу – материальное и временное пространство. Там где есть много лишнего и ненужного, невозможно добиться порядка – а это основное условие успеха. Не обязательно это делать в один день – методы самоорганизации вы можете постепенно избавляться от всего ненужного, начиная с компьютера и рабочего места, и заканчивая личными вещами в квартире.

  • 7. Не бегите от рутины.

Часто мы с большим энтузиазмом беремся за интересные проекты и дела, но как показывает практика – большинство задач, которые необходимо выполнять в жизни, независимо от сферы деятельности, являются скучными и рутинными. Не избегайте этих дел, и не пытайтесь откладывать их на потом – выполняйте немедленно, так вы быстрее добьетесь результата и научитесь получать удовольствие даже от скуки.

Вот и все самые эффективные методы самоорганизации для успешной жизни!

Решение большинства проблем в отношениях, работе, управлении эмоциями и стрессом да и в других областях всегда приводит к тому, что нужно что-то менять в себе. Способ мышления, способ действий, убеждения, привычки, характер – набор этих необходимых изменений у каждого свой.

Вы, вероятно, прошли уже огромное количество умных тестов, прочитали интересные книги и статьи, даже знаете, что вам нужно делать, но все «руки не доходят». Хочется, например, научиться расслабляться, но не получается делать упражнения каждый день и два раза в неделю ходить в спортзал. Как же быть и что делать , для того, чтобы этот самосаботаж прекратился и начались регулярные действия, которые и приведут к результатам? Есть восемь самых эффективных способов заняться самоорганизацией.

Для начала вам, конечно, следует определиться, в каком именно направлении вы хотите идти, но никак не начнете. Например, вы давно собираетесь начать бегать по утрам, но никак не начнете делать это каждый день. Хотя оно вам ну просто невероятно надо, так как это для вас – самый лучший способ настроиться на грядущий день и спокойно пережить происходящие в нем трудности и непредсказуемости.

Способ первый: самонаблюдение. В этом случае вы наблюдаете за собой и своим поведением и выявляете закономерности и причины действий, ведущих к негативным последствиям. Также на основании таких наблюдений легче выстроить систему своих целей, качеств и поведенческих привычек, к которым вы на самом деле стремитесь.

Способ второй: адаптируем выбранный план действий под себя. Иначе подстройка — процесс, в ходе которого вы встраиваете новые привычки или действия в свой график жизни, особенности личности и обстоятельства. Например, вы решили заниматься релаксацией, и кто-то вам сказал, что лучше всего выполнять упражнения рано утром. Но ваши биологические часы так устроены, что встав на час раньше и промучавшись с упражнениями, вы целый день чувствуете себя раздраженным и уставшим. Для вас гораздо эффективнее будет, например, изменить время занятий.

Способ третий: материальное и социальное поощрение. Например, если вы неделю питались здоровой пищей или ходили в спортзал, вы можете купить себе приятный подарок. Или же вы можете попросить близкого человека поощрять вас призами, сувенирами или деньгами за каждый выполненный шаг. Суть заключается в том, что материальное и социальное подкрепление повышают ве­роятность повторения данного образа действий. Поощрение должно иметь ценность для вас, тогда оно будет эффективным. Социальное подкрепление – это любая значимая для вас форма признания, награды, поддержки от другого человека, например за каждую пробежку ваша супруга от души вас хвалит.

Способ четвертый: контракт с самим собой или со значимым для вас человеком. Контракт составляется по схеме «если-то». Например, «если я не буду есть жареное всю неделю, то угощу себя мороженым в воскресенье». Если вы привлекаете кого, чье мнение для вас значимо, и заключаете с ним контракт, то такой контракт автоматически становится более значимым, особенно если заключить его в письменной форме и в присутствии какого-то еще третьего лица.

Способ пятый: постепенное освоение отдельных задач в рамках общей большей цели. Этот способ применим тогда, когда вас сложно сразу выполнить все шаги, необходимые для достижения изменений. Тогда вы выбираете какой-то один блок, например, научиться раньше вставать, и занимаетесь какое-то время исключительно им. Блоки-шаги составляются по мере возрастания трудности. Например, если вы хотите начать зани­маться спортом, то вы можете начать с занятий раз в неделю по 20 минут, постепенно увеличивая нагрузку и ее частоту.

Способ шестой: напоминания. Создайте собственную систему напоминаний: заведите ежедневник, делайте заметки на настенном календаре, просите кого-то напомнить вам и т. д.

Способ седьмой: работа в группе. Вы можете найти сообщество или тренинговый центр, клуб, в котором можете заниматься в обществе людей с теми же целями, проблемами и задачами.

Способ восьмой: профессиональная помощь. В зависимости от той задачи, которую вы себе ставите, вы можете выбрать себе специалиста. Это может быть например, психолог, консультант, фитнес-тренер, коуч.