Кризисные явления «эпохи застоя. Страны восточной Европы Кризис мирового социализма Выполнил: Новичков Данила

Кризисные явления «эпохи застоя»

Урок №42. Социализм в Восточной Европе.

В процессе урока:

    выявить предпосылки и методы установления просоветских режимов в странах Восточной Европы после Второй мировой войны;

    охарактеризовать противоречивые результаты социально-экономического развития стран «социалистического лагеря» во второй половине XX века, отметив неэффективность советской модели экономики, ставшей одной из причин острых социально-политических кризисов в странах Восточной Европы;

    определить на основе сравнения с советской моделью социализма основные отличительные черты югославской модели социализма;

    проанализировать факторы, которые привели к острым социально-политическим кризисам в ряде восточноевропейских стран, методы их преодоления;

    рассмотреть политические кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии, вызванные попыткой создать демократический социализм, и политику СССР по защите своих интересов в Восточной Европе;

    раскрыть взаимосвязи внутриполитических изменений, перемен во внешней политике СССР и политических процессов в странах «социалистического лагеря» Восточной Европы.

Основные понятия: югославская модель социализма, «Пражская весна», «доктрина Брежнева».

Основные даты: 1953 г. – восстание в ГДР против просоветского режима.

1956 г. – кризис в Польше, подавление советскими войсками

восстания в Венгрии.

1968г. – «Пражская весна», ввод войск стран Варшавского договора в

Чехословакию.

Персоналии: В. Ульбрихт, В. Гомулка, И. Надь, Я. Кадар, А. Дубчек.

Вопросы для повторительной беседы:

    Раскройте изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в 60 – 80-е гг. Как они повлияли на смену внутриполитических ориентиров «брежневского» руководства?

    Какова сущность и причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина?

    Охарактеризуйте причины и проявление кризисных явлений в советской экономике в 70-х – первой половине 80-х гг.

    Назовите предпосылки возникновения диссидентского движения в СССР, участников и формы протеста против советской действительности.

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы.

а). Факторы, способствовавшие приходу к власти коммунистов.

б). Противоречия развития стран Восточной Европы.

 Работа с текстом учебника (§32), картой №18 «Европа после Второй мировой войны» (стр. XXII) по определению предпосылок и методов установления просоветских режимов в странах Восточной Европы после Второй мировой войны.

Обсуждение с элементами повторения ответов учащихся на вопросы: «Вспомните, какие события после войны ускорили формирование в странах Восточной Европы коммунистических режимов?», «Какими методами сталинское руководство добилось установление просоветских режимов в странах Восточной Европы?», «Каких успехов добились социалистические страны Европы? С какими проблемами столкнулись?».

2. Конфликт Тито – Сталин. Югославская модель социализма.

 Беседа с учащимися с элементами повторения. Составление опорного конспекта или схемы: «Югославская модель социализма».

Обратите внимание! Первые разногласия возникли между СССР и Югославией. Причина политического конфликта – излишняя агрессивность югославского руководства, которая создавала опасность открытого столкновения для СССР с США. Поводом разрыва послужило требование Тито ввести югославские войска в Албанию, включив ее в состав Югославии, и балканской интеграции с Болгарией. Эти действия неминуемо привели бы к военному конфликту с США и ее союзниками по блоку НАТО. Сталин в жесткой форме отверг инициативы Тито.

    Используя материал учебника и приведенные факты, сформулируйте комплекс причин политического конфликта между лидерами Югославии и СССР.

Подумайте! Политику какого периода советского государства напоминает югославская модель социализма? Сравните модель социализма в Югославии и НЭП. Какие черты их сближают, в чем различие?

В процессе выполнения задания по определению особенностей социализма в Югославии, учащиеся с помощью учителя закрепляют результаты в виде опорного конспекта или схемы: «Югославская модель социализма».

3. Германия:

разделенная

нация.

а). Образование ФРГ

б). Кризисы

Восточной Германии.

4. События 1956 г. в

Польше и Венгрии.

а). Влияние XX съезда

КПСС на страны

Восточной Европы.

б). Выступления рабочих Польши.

в). Антикоммунистическое восстание в Венгрии.

5. «Пражская весна».

а). «Оттепель» в

Восточной Европе.

б). Либерализация в Чехословакии.

в). Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

г). «Доктрина Брежнева».

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, подготовка развернутого плана на вопрос: «Социально-политические кризисы в восточноевропейских социалистических странах в 50-х – начало 80-х гг.» Работа с документом задания к параграфу (стр. 227). Выявление и обсуждение взаимосвязи внутриполитических изменений в СССР и политических процессов в социалистических странах Восточной Европы. Определение сущности понятия «доктрина Брежнева ».

Подумайте! Сравните обстановку и условия ввода советских войск в Венгрию в 1956 г. и вооруженную акцию стран Варшавского договора против Чехословакии в 1968 г.

Обратите внимание! С приходом к власти в СССР Л.И. Брежнева в стране и в странах социалистического лагеря начался период «застоя». «Застой» – это символ приостановки реформ, отказ от поиска новых решений назревших проблем. Механизм «застоя» оказался одинаков для всех стран социалистического лагеря. Символом насильственного единства социалистического лагеря стало оформление «доктрины Брежнева» в 1968 г. Сущность «доктрины Брежнева» или «доктрины ограниченного суверенитета» – право СССР на вмешательство во внутренние дела социалистических стран во имя сохранения социалистического общественного строя.

    Какое событие послужило поводом для оформления «доктрины Брежнева»? Какие методы предполагало применение этой доктрины?

Подумайте! Накануне вторжения советских войск в Чехословакию министр обороны СССР А.А. Гречко заявил, что советское руководство проведет операцию в Чехословакии даже, если из-за этого начнется третья мировая война. Советское посольство в США предупредило администрацию президента Л. Джонсона о том, что готовится ввод советских войск в Чехословакию. В американском ответе говорилось, что США не будет вмешиваться «в семейную ссору коммунистов».

    Что в событиях «Пражской весны» вызывало опасения у советского руководства? Как заявление Гречко характеризует руководство СССР? Почему администрация президента США не могло вмешаться в события 1968 г.?

Вариант №2. Работа учащихся по составлению заполнению сравнительной таблицы «Социально-политические кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии» по критериям предложенных школьниками, с последующим обсуждением результатов представленных работ.

Вариант №3. Изучение вопросов пунктов плана урока возможно провести в форме школьной лекции с элементами беседы. Целесообразно предложить учащимся в ходе лекции составить развернутый план основных вопросов изучаемого периода.

Социально-политические кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии

Польша

1956 г.

Венгрия

1956 г.

Чехословакия

1968 г.

Причины социально-политического кризиса

Лидеры

Методы борьбы

Результаты

    Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС привело в Польше к отрицанию идеи и практики социализма.

    Тяжелые условия жизни рабочих.

В. Гомулка

    Забастовки, которые переросли во всеобщую стачку.

    Удалось стабилизировать ситуацию в стране, избежать вмешательство советских войск.

    Отказ руководства ПОРП от коллективизации.

    СССР предоставил кредиты для закупки зерна и товаров.

    Прекращение репрессий католического духовенства.

    Введены рабочие советы на предприятиях.

    Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС привело в Венгрии к отрицанию идеи и практики социализма.

    Требования покончить со сталинскими методами управления государством.

    Попытки демократических реформ.

    Вооруженное восстание против коммунистического режима в Будапеште.

    Попытка выйти из Варшавского договора, вывода частей Советской Армии.

    Жестокие расправы с коммунистами и сотрудниками органов госбезопасности.

    Ввод советских войск, вооруженное свержение правительства И. Надя, подавление мятежа (погибло 669 советских солдат и 2700 венгров).

    И. Надь был казнен, 200000 венгров эмигрировали.

    Либерализация экономических и политических основ общества.

    Либерализация экономических и политических основ общества в 50-х – 60-х гг. Исчерпаны источники экстенсивного развития – социально-экономический кризис.

    Лозунг построения «социализма с человеческим лицом», т.е. необходимость демократизации, обеспечение плюрализма мнений.

А. Дубчек

    Компания неповиновения советским военным и сторонникам СССР в КПЧ.

    Оккупация войсками Варшавского договора Чехословакии.

    Сопротивление подавлено, реформы остановлены.

Урок №43. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 7 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике №1-5 (стр. 227 – 228). Как и по другим итоговым повторительно-обобщающим урокам объем устной и письменной работы, формы проведения повторительно-обобщающего урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий, индивидуальный опрос, фронтальная беседа, контрольная работа и др. – определяет учитель в соответствии с уровнем подготовки учащихся, интеллектуальными и психологическими особенностями конкретного класса, а также образовательных задач, которые в данный момент являются важнейшими. Урок по итоговому повторению и обобщению может быть организован в форме обсуждения вопросов или зачетного урока.

Вариант №1. Обсуждение основных проблем истории СССР в 40-х – первой половине 80-х гг. по вопросам и заданиям к главе 7 (№1-5, стр. 227-228). Проблемы, которые предпочтительно обсудить на уроке итогового повторения и обобщения:

    Характеристика основных черт политического, идеологического и экономического развития СССР в послевоенный сталинский период.

    Роль в истории страны И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева.

    Развитие СССР и стран Восточной Европы: общее и особенности.

    Историческое значение XX съезда КПСС в жизни страны.

    Десталинизация в СССР и странах Восточной Европы.

    Кризис «развитого социализма» в 70-х – первой половине 80-х гг.

    Кризисные явления в СССР и странах Восточной Европы.

Вариант №2 . Урок-зачет. Устные и письменные сочинения учащихся, решение тестовых заданий.

Тестовые задания:

1). Быстрое послевоенное восстановление экономики СССР произошло благодаря

    финансовой и экономической помощи СССР по плану Маршалла

    самоотверженному труду советских граждан

    незначительным материальным потерям СССР в годы войны

2). Победа СССР в Великой Отечественной войне способствовало во внутренней политике

    демократизации общественной жизни

    прекращению репрессий и преследованию инакомыслия

    укреплению сталинского режима

3). Обвинение деятелей советской культуры в отсутствии патриотизма и преклонении перед «гнилой» западной культурой называлось

    космополитизмом

    интернационализмом

    шовинизмом

4). С именем лидера партии и государства Н.С. Хрущева во внутренней политике связан (о)

    возврат к сталинизму

    начало процесса десталинизации

    продолжение массовых репрессий

5). «Оттепель» во внутренней политике советского руководства характерно для периода

    1953 – 1964 гг.

    1945 – 1953 гг.

    1964 – 1982 гг.

6). Какое из явлений и мероприятий не связано с деятельностью Л.И. Брежнева?

    Концепция «развитого социализма»

    Программа строительства коммунизма

    Полная бюрократизация советского общества

7). В 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был обвинен в

    волюнтаризме

    космополитизме

    возрождении сталинизма

8). Сутью экономической реформы А.Н. Косыгина во второй половине 60-х гг. являлось

    форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства

    введение системы территориального управления промышленностью – совнархозов

    внедрение экономических рычагов управления предприятиями

9). Экономика СССР в 70-х – первой половины 80-х гг. в значительной степени зависела

    динамичного развития сельского хозяйства

    валютной выручки, получаемой от продажи нефти и газа

    массовой компьютеризации народного хозяйства

10). Период правления Л.И. Брежнева получил название

    «оттепель»

    «волюнтаризм»

    «эпоха застоя»

11). «Приписки, казнокрадство и коррупция, парадная показуха, тотальный бюрократизм... при попустительстве высшей иерархии в государственном аппарате разъедали общество, тормозили его развитие. Здоровые же силы практически не имели возможности противостоять этой беспринципности чиновников и руководителей».

Так знаменитый поэт С.В. Михалков характеризовал период правления

    И.В. Сталина

    Л.И. Брежнева

    Н.С. Хрущева

12). Символом «холодной войны» в Европе и раскола германской нации стал (а) _____________ .

13). Вооруженное подавление советскими войсками восстания в Венгрии произошло в

14). Какое событие или явление получило название «Пражская весна»?

    Ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию

    Восстановление консервативных сил внутри компартии Чехословакии

    Либерализация общественной жизни в Чехословакии

15). Важнейшей чертой «югославской модели» социализма являлось

    допущение частного предпринимательства в сфере обслуживания и торговли

    форсированные темпы индустриализации

    жесткая централизация управления промышленностью и сельским хозяйством

16). Руководил(а) всплеском рабочего движения, массовыми забастовками в Польше в 80-х гг.

    Польская Объединенная рабочая партия

    профсоюз «Солидарность»

    Католическая церковь

Ключ ответов на тестовые задания:

Прошла четверть века со времени начала так называемых «реформ» в странах Восточной Европы. Пора подводить некоторые итоги. Хотя бы с моей точки зрения - украинца, который во многих здешних государствах бывал в советские годы, а теперь в поисках работы пешком исходил этот регион вдоль и поперек.

Восточноевропейские страны представляли собой до 1989 года политические и экономические системы, развившиеся, в основном, под влиянием советской модели социализма. Однако эти системы отнюдь не стали маленькими зеркальными копиями наших порядков. Многие из которых, как мы теперь сознаем, оказались не самыми лучшими. Некоторые ошибки СССР бывшими союзниками Москвы сразу же были учтены.

Парадокс, но рядовой обыватель в Советском Союзе был тогда значительно лучше осведомлён о жизни в США и других странах Запада, чем о реалиях своих бывших друзей по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ). Так, к 70-ым годам прошлого века агропромышленный комплекс ряда стран Восточной Европы превзошёл по эффективности большую часть таких же производств в некоторых западноевропейских государствах. Средняя урожайность в передовых в этом отношении странах социалистического лагеря уже тогда достигала 50 центнеров с гектара. Что для СССР, впрочем, казалось сказкой. Процветало множество мелких кооперативных, семейных и частных магазинчиков и кафе.

Хотя и в Восточной Европе в каждой стране имела место, естественно, своя специфика. Прилавки магазинов в большинстве из них в 80-е годы ломились от товаров в широчайшем ассортименте, хотя, скажем, в Румынии и Польше в некоторые кризисные года бывали исключения.

При этом формально и их тогдашние деньги официально не были конвертируемыми. Однако столь жёсткого контроля за иностранной валютой, как в СССР, не было. Любой мог её запросто купить с рук и «отовариться» в валютном магазине.

Впрочем, курс «серого» рынка иностранной валюты получался искусственно заниженным, что несколько раздражало население.

И вот прошли четверть века пресловутых «реформ» в Восточной Европе. Чтобы правильно понять их результаты, нужно всегда припоминать известную цитату лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана. В своей постоянной рубрике на страницах «Нью-Йорк таймс» он переводит сложные экономические понятия на обычный человеческий язык, советуя при этом: «Если вам надо будет выбирать, чему верить - официальной экономической статистике или своим собственным глазам - всегда верьте своим глазам».

Средние зарплаты сегодня в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии - на бумаге! - приблизительно одинаковы. И составляют порядка 800 евро в месяц. Минимальные - порядка 350−400 евро. Безработица якобы лишь чуть превышает 10%. Вроде везде худо-бедно растёт ВВП.

Тем не менее - зарисовки с натуры.

Польша

Самая высокая - на бумаге - средняя зарплата в Восточной Европе. Эквивалентна 900 евро! И одновременно самая чудовищная деиндустриализация и безработица среди всех стран региона.

Сначала о зарплате: речь идёт, во-первых, о тех немногих счастливцах, которые имеют работу. В том числе - временную и сезонную.

Во-вторых, о законной, официальной работе. В первую очередь она есть у большинства жителей Варшавы. Кое-что перепадает и другим крупным городам. В то время как провинция местами вернулась едва ли не к Средневековью. Не удивляйтесь, если услышите про поляков, которые соглашаются работать за менее чем половину минимально разрешённой по закону зарплаты. То есть, за 150−200 евро в месяц. И они ещё рады, что имеют хоть такие доходы. Но подобные заработки в статистику, естественно, не попадают и ее не портят.

В своё время заместитель председателя комиссии профсоюза «Солидарность» известной многим Гданькой судоверфи (где и появился этот профсоюз) пан Фредерик Радзиуш (Fryderyk Radziusz) давал мне интервью. И, в частности, заявил:

Бывшее руководство нашей верфи, а также фирмы «Synergia-99» и синдиката в Гдыни, перекупивших нашу верфь, - сплошное ворьё. Брали кредиты и не отдавали их. Зато покупали особняк за миллион долларов, и прочее, и прочее. Их сняли, возбуждены уголовные дела. К афёрам причастны также их родственники. Разобраться во всей этой каше с куплей-продажей невозможно, но не подлежит никакому сомнению, что махинации имели место.

Нашу верфь продали за 70 миллионов злотых. В то время только на банковском счету у нас было 40 миллионов. Ещё были комплектующие, почти построенный корабль - живые деньги.

Почему сразу после покупки верфи синдикатом Гдыни у нас демонтировали доки для строительства малых судов? Чтобы избавиться от нежелательной конкуренции? Да, на тот момент на них не было заказов, но они вполне могли бы появиться позже.

На какие деньги покупают наши предприятия? Никому это не известно, масса финансовых афёр.

Правительство молчит и о нелегальной оплате работников ниже официально установленного уровня. Это его не интересует. У него другая забота - провести своих сторонников в Европарламент.

Для сведения: эта огромная верфь была создана Германией ещё до Первой мировой войны. Там в значительной мере создавался её военный флот. Строили в Гданьске военные корабли и для России. Сегодня знаменитой верфи фактически нет.

В Польше рухнуло и сельское хозяйство. Проезжая по стране, обратите внимание на массу заброшенных полей, заросших кустарником.

А вот мнение другого поляка:

В Польше сейчас плохо. Страшная, не поддающаяся никакому описанию безработица. Заводы работают в лучшем случае частично. Зато повсюду открываются всё новые западные супермаркеты, разоряя местных коммерсантов. Интересно, что для них нанимают продавцов исключительно из лиц с высшим образованием. С людьми там обращаются как с собаками. Так обстоит дело у нас, в Варшаве. В провинции ещё хуже.

Чехия

Номинально зарплаты даже чуть ниже, чем в Польше. Но какая огромная разница между этими странами! В отличие от Польши, Чехия ещё сохранила, даже в провинции, облик цивилизованной страны. Безработица очень высока, но не настолько, чтобы бомжевать, подобно полякам, по всей Западной Европе. И поля здесь обрабатываются.

Единый во времена Австро-Венгрии город Тешин разделён пополам между Польшей и Чехией. Я неоднократно проходил эту границу пешком. На чешской стороне функционирует вокзал, там курсируют многочисленные поезда. С польской стороны вокзал уже несколько лет, как закрыт. А какая разница сегодня в облике людей в той и этой части Тешина!

Полагаю, во многом потому, что Чехию окружают самые благополучные регионы Европы, которые в наименьшей степени затронули кризисные явления последних лет. Бавария - на западе и Австрия - на юге. Приграничное население старается любой ценой устроиться туда на работу. Утром - туда, вечером - обратно. А вот немцы регулярно едут в Чехию за стандартным набором: дешевые супермаркеты-«экотуризм»-дешевые порно и секс-салоны азартных игр.

У подавляющего числа приватизированных чешских заводов тоже существуют серьёзные проблемы. Но в силу близости к промышленным центрам Баварии и Австрии, с которыми удалось худо-бедно наладить кооперацию, эти проблемы не настолько кошмарны, как в Польше.

Венгрия

Когда-то здесь строили «рыночный социализм». Особое процветал мелкий частный сектор. Ограничения на его деятельность касалось, в основном, количества наёмных рабочих. Частный хозяин имел право нанять всех своих родственников и в дополнение к ним до пяти человек со стороны.

Был создан один из самых эффективных агропромышленных комплексов мира, основу которого составляли кооперативы. Они в значительной степени сохранились и поныне. Худо-бедно сельское хозяйство тоже держится. Однако обрабатывающая промышленность распродана за бесценок иностранным корпорациям и почти полностью остановилась.

Атилла, этнический венгр из Румынии, профессиональный европейский батрак, рассказывал мне на Корсике, где пришлось вместе обрабатывать виноградники: «Первой страной, в которой я начал трудиться за границей, оказалась Венгрия. В 90-х годах там вкалывал несколько лет. Потом и в этой стране многое остановилось. Тогда вынужденно перебрался в Испанию. Но и там скоро всё рухнуло. Теперь, как видишь, зарабатываю во Франции».

Фактически главный источник поступления валюты в Венгрию - австрийские туристы. В летний сезон они семьями приезжают на машинах на выходные дни искупаться на озере Балатон. А местное население сдаёт им свои дачи, кормит и развлекает гостей.

Наиболее видимое различие с былыми временами социализма заключается в том, что частных магазинчиков и кафе в Венгрии стало меньше на порядок. Исчезли кустари и промышленные товары местного производства. Импорт и супермаркеты разорили большую часть мелких производителей. Зато Будапешт стал мировым центром производства порнографических фильмов, если кто не знает!

Словакия

До Второй мировой войны Словакия была очень отсталой. В отличие от промышленно развитой Чехии. После 1945 года Чехословакия в целом быстро стала крупным мировым производителем и экспортёром вооружения, причём самого современного и высокотехнологичного. При этом новые военные заводы построили именно в Словакии.

После начала «реформ» президент Гавел объявил, что Чехословакия - мирная страна и все военные заводы поэтому закрывает. Таким образом, одним махом остановил и все заводы Словакии. Как мне рассказывали, именно из-за этого словаки возненавидели Гавела.

Рассказ словака о приватизации в республике: «Малая приватизация» прошла как-то относительно спокойно. Когда же началась приватизация «большая» - боже мой, какой воцарился грабёж, какой хаос!

Сегодня столица республики Братислава - сонный город, откуда каждый час идут автобусы в Вену. До австрийской столицы - чуть больше часа. Ещё быстрее - своей машиной. Тем Словакия сегодня и живёт.

Болгария и Румыния

Не будем даже вспоминать ни про «среднюю», ни про «минимальную» зарплаты. Промышленность в этих странах рухнула. Заросли кустарником оросительные каналы. Огромное количество пахотной земли давно не обрабатывается.

Румыния - страна полицейского террора. На каждом углу можно встретить вооружённых автоматами Калашникова полицейских. Об их жестокости в нашей приграничной Одесской области знают не понаслышке. Сюда регулярно привозят гробы с трупами украинских граждан (пусть даже и с криминальными, в основном, наклонностями), убитых за что-то румынскими полицейскими.

Я видел результаты бомбардировок Югославии силами НАТО вскоре после окончания боевых действий на Балканах. А сегодня в Болгарии повсюду бросаются в глаза остатки кооперативных ферм с проваленными крышами, полуразрушенные вокзалы и заросшие бурьяном заводы. И если чисто визуально сравнить разрушения там и здесь, если сравнить количество руин, то кажется, что НАТО ошиблось. И вместо Югославии разбомбило Болгарию.

Бывшие границы соцлагеря

Исключительно познавательно пешком пересекать границы бывших соцстран, ныне входящих в ЕС. Например, недавно я так пересёк венгерско-словенскую границу по провинциальной местной дороге.

Венгерское приграничное село раньше было, судя по всему, богатое. Хорошие, добротные дома. Сегодня там почти нет людей. Окна закрыты или забиты. Все уехали куда-то, где есть хоть какая-то работа. Ощущение такое, будто нейтронная бомба взорвалась - людей убило, а дома остались целыми.

Соседнее словенское село было, судя по всему, не столь процветающим. Но и там сегодня никто не живет.

Но самое интересное, что зоны бывших таможен и пограничного контроля со всеми их подсобными зданиями тщательно огорожены и охраняются. Ни одно стекло не разбито. Хотя бывшие кооперативные фермы по соседству давно разнесли по камешку. Таким образом, в случае необходимости, пограничный контроль технически можно восстановить за несколько дней.

Ту же ситуацию я наблюдал и на болгарско-греческой границе. Пограничный переход Петрич. Полная разруха былых жилых и хозяйственных построек с болгарской стороны. Но совершенно невредимые здания бывшей погранслужбы, хотя и закрытые на ключ. И умирающие, опустевшие сёла с греческой стороны - почти всё население куда-то бежало.

Ощущение такое, что ЕС просуществует недолго. И власти многих стран это понимают…

Александр Сивов, Свободная Пресса

Вопросы и задания:

1. Сравните цели и характер действий польской «Солидарности» с выступлениями в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968). В чём особенности польского движения? Было ли что-то общим в событиях во всех трёх странах?

Участники польского объединения «Солидарность» как и участники выступлений Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) имели целью реформировать общества, выступали за признание свободных, независимых от государства профсоюзов и право рабочих на забастовки, прекращение преследования за убеждения, расширение доступа общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др.

Особенностью движения «Солидарность» была ее массовость. Если выступления в Венгрии имели место только в Будапеште, а в Чехословакии исходили от верхушки Коммунистической партии, то движение «Солидарность» охватило всех польских рабочих.

Схожим для всех трех выступлений стало военное вмешательство СССР, т.е. решение вопроса силовым способом.

2. Каковы были основные движущие силы событий ноября – декабря 1989 г. в ГДР? *Как вы ответите на вопрос: почему пал коммунистический режим в ГДР?

Основной движущей силой событий ноября-декабря 1989 года в ГДР стало желание народа обновить существующий строй во всем – в экономике, политике, идеологии и др..

Значительное влияние на падение коммунистического режима в ГДР оказало, во-первых параллельные антикоммунистические выступления в соседних странах, во-вторых, наличие соседнего процветающего ФРГ и низкая производительность и уровень жизни в ГДР, в-третьих, обоюдное желание двух Германий объединится, а власть коммунистов в ГДР этому мешало.

3. Выясните по учебнику отечественной истории, какие события происходили в 1980-е – начале 1990-х годов в СССР. Как они влияли на события 1989 – 1990 гг. в восточноевропейских странах?

В начале 1980-х гг. в СССР наблюдался застой, позже начали проявляться кризисные явления. С 1985 в СССР началась «перестройка», целью которой была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

В 1987 «перестройка» в СССР была объявлена новой государственной идеологией.

С этого времени в общественной жизни провозглашается политика гласности – смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались;

В экономике разрешалось частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

Во внешней политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс: отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Все эти явления не могли не сказаться на жизни Восточного блока, где реформирование проходило одновременно с СССР, так как коммунистические партии получали указания из Москвы.

Кроме того, в ходе перестройки в СССР начался глубокий экономический и политический кризис и контролировать, как это было раньше, своих союзников он не мог, так как внутренние вопросы были важнее. Таким образом странам Восточного блока никто не мешал проводит внутренние политические перевороты.

4. Почему события ноября – декабря 1989 г. в Чехословакии были названы «бархатной революцией»? Чем они отличались, например, от событий в Румынии?

Потому что выступления граждан Чехословакии, а также их разгон проходили достаточно мирным способом. Несмотря на первоначальные столкновения демонстрантов с силовыми структурами коммунистической партии, в целом революция осуществилась бескровно, в связи с чем и получила своё название. Тем не менее, в результате массовых выступлений произошел переход власти от коммунистов к демократическим силам. Правительство вынуждено было вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря 1989 года было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий.

Например, в Румынии переход власти от коммунистов сопровождался более кровавыми действиями, такими например как смертный приговор Чаушеску и его супруге.

5. Назовите основные причины обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990-е годы. *Выскажите ваше мнение о том, как можно урегулировать такие конфликты.

Основной причиной для обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990-ые годы стало желание многих стран получить национальное самоопределение.

В 1991 – 1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик – Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.

Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты – к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита – кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).

На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992 – 1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи людей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии во-енные действия в Боснии были остановлены.

В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора – НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба. В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.

Мне кажется, что избежать данных конфликтов можно было, если бы страны могли договорится между собой, как было при разделе Чехословакии, из которой мирно выделилась Чехия и Словакия после референдума в 1992 году.

6. Какие силы находились у власти в странах Восточной Европы в 1990-е годы и в начале XXI в.? Охарактеризуйте их внутреннюю и внешнюю политику.

В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.

Во внешней политике центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран – прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. – еще 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. – Румыния и Болгария.

В Восточной Европе постепенно нарастало недовольство репрессиями и идеологическим диктатом властей. Впервые оно проявилось в ГДР, где успехи в восстановлении экономики оказались весьма скромными по сравнению с Западной Германией. В 1953 г. после смерти И.В. Сталина в ГДР начались демонстрации с требованиями улучшения условий жизни и изменения политического режима. Они сопровождались захватом правительственных и партийных учреждений. Выступления были подавлены с помощью советских войск.

В 1956 г., после разоблачения культа личности Сталина 20 съездом КПСС, Информбюро было распущено. СССР и Югославия восстановили дипломатические отношения. Это породило в восточноевропейских странах надежды, что советское руководство откажется от жесткого контроля над их внутренней политикой.

Теоретики коммунистических партий (Милован Джилас в Югославии, Лешек Колаковский в Польше, Эрнст Блох в ГДР) попытались заново осмыслить новые явления в социально-экономической жизни развитых стран Запада. Начали выдвигаться требования прекращения репрессий, отставки руководителей правящих партий, назначенных по указанию И.В. Сталина.

В большинстве государств отстранение сталинистов от власти прошло мирно. Однако в Польше не обошлось без забастовок рабочих, протестовавших против снижения зарплаты.

Наиболее острая ситуация сложилась в Венгрии. В 1956 г. массовые митинги в Будапеште переросли в антикоммунистическую демократическую революцию. По стране прокатилась волна расправ с коммунистами, сотрудниками органов госбезопасности. Возглавивший правительство Имре Надь не возражал против восстановления многопартийности, заявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и потребовал вывода с ее территории советских войск. СССР вмешался в венгерские события. Будапешт был взят штурмом, более 200 тыс. человек бежали из страны. И. Надя арестовали и в 1958 г. казнили за «организацию заговора и предательство Родины». Этот приговор был признан незаконным лишь в 1989 г.

После венгерского кризиса советское руководство стало с большой подозрительностью относиться к любым переменам в восточноевропейских странах. В результате хозяйственные реформы, направленные на повышение гибкости системы планирования, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, углубление участия в международном разделении труда, проводились нерешительно, непоследовательно, неуклонно запаздывали. Все менее эффективно работали механизмы СЭВ.

Крайне сложная система взаиморасчетов, необходимость утверждать любую сделку на уровне высшего политического руководства тормозили развитие интеграции. Итоги не замедлили сказаться. Если в 1950-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в восточноевропейских странах достигали 6,9 % (лучшие показатели были только у Японии и СССР), то в 1960-е гг. они составили 3,6 %, в 1970-е - 2,3 %, то есть меньше, чем у большинства западноевропейских государств.


Особенно сложная ситуация сложилась в ГДР в начале 1960-х гг. Проведенная в 1957-1960 гг. насильственная коллективизация, попытки властей «догнать и перегнать» ФРГ за счет повышения производительности труда привели к массовому недовольству. В 1961 г. страну через территорию Западного Берлина покинуло около 207 тыс. человек, в основном молодые специалисты. Чтобы прекратить это, 13 августа 1961 г. началось строительство Берлинской стены, разделившей Восточный и Западный Берлин. Отношения СССР и ГДР со странами Запада обострились. Стена стала символом несвободы в глазах европейцев.

Отрицательное отношение к каким-либо переменам в Восточной Европе советское руководство вновь продемонстрировало в 1968 г. По инициативе руководителя Компартии Чехословакии Александра Дубчека была предпринята попытка перехода к «социализму с человеческим лицом». Она также была пресечена силой. В страну, где появилась свобода слова, начали складываться независимые политические партии, обсуждались перспективы проведения экономических реформ, вступили войска стран ОВД (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР и Польша). А. Дубчек и его сторонники были смещены со всех партийных и государственных постов, многие из них эмигрировали.

После событий «Пражской весны» Советское правительство заявило о «праве» СССР вмешиваться во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору для защиты социализма. В странах Запада этот подход получил название доктрины Брежнева.

Ее провозглашение было вызвано двумя причинами.

Во-первых, идеологическими соображениями. Признание банкротства социализма в Восточной Европе могло вызвать сомнения в правильности курса КПСС и среди народов СССР.

Во-вторых, в условиях «холодной войны» и раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них оказывалось выигрышем для другого. Выход Венгрии или Чехословакии из Варшавского договора (а это было одним из требований реформаторов) привел бы к нарушению соотношения сил в Европе. Историческая память о вторжениях с Запада побуждала Советское правительство стремиться к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, находились как можно дальше от границ СССР. Многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния. Они понимали, что в случае серьезного конфликта между СССР и США территория Восточной Европы станет полем боя за чуждые им интересы.

Сложными оставались отношения СССР с Югославией. За годы «отлучения» от социализма эта страна наладила экономические связи с государствами Запада. Она не входила ни в какие военные блоки, провозгласив себя нейтральным государством. После восстановления отношений с СССР Югославия вновь стала признаваться социалистической страной. Однако хозяйственная самостоятельность предприятий, высокая степень идеологической свободы по-прежнему вызывали у советских лидеров недовольство.