Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования. Положение об обеспечении внутренней системы оценки качества образования

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономической области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства - все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII века, которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город. Индустриализация, охватившая с конца ХVIII - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.
Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен. Это изобрете- ниє, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распространилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная торговля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира». Промышленное развитие XIX в. характеризовалось расширением машинного производства, передачей технологи- че-ских знаний, коммерческого и финансового опыта от Англии к другим европейским странам и США. В континентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благодаря удобному географическому положению между Францией и Германией. Запрет на вво$ английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлопчатобумажного производства в Генте. В 1823 г„ была возведена первая доменная печь в Льежском угольном бассейне/ Независимое существование Бельгии с 1831 г. благоприятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин увеличилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные центры, такие, как Париж и Лион, а также в районы развития текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышленности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство новых предприятий и совершенствование технологий. Особенно активно французская экономика развивается в эпоху Второй империи (1852-1870 гг.), когда объем экспорта вырос в 400 раз, а производство энергии - в пять раз.
Значительным препятствием для процесса индустриализации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим промышленным районом Германии становится Рурская область, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана компания Круппа, являвшаяся ведущим производителем стали в Германии. Другой‘промышленный центр страны располагался в долине реки Вуппер. В начале века он получил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древесного угля впервые стал использоваться кокс.
Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенного влияния на экономическое развитие этих стран в целом.
В США промышленное производство начинает развиваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важнейшим промышленным районом страны были северо-вос- точные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века ймелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, работавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увеличивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) способствовали бурному развитию. средств коммуникации - железнодорожньїл ^иний и шоссейных дорог. Промышленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы - эмигрантов из Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретенный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внутренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов). Промышленный переворот имел значительные социальные последствия, связанные с формированием двух основных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным группам предстояло найти точки соприкосновения и выработать эффективную систему взаимоотношений. Данный процесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустриального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабочих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего дня. В условиях невысокой производительности труда, полного отсутствия элементарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение последних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеологических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и характер взаимоотношений между промышленниками и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, - они постепенно начинают открыто претендовать на власть.
К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария) догнали Великобританию по основным экономическим показателям. Период британского экономического превосходства постепенно подходил к завершению. Особенно серьезным конкурентом Англии на европейском рынке стала быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отраслей» производства (электротехники, машиностроении, химиче-ской промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, актизно внедрявшие новейшие европей-ские технологии. Бурное развитие промышленности начинает требовать дополнительных рынков сбыта для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века становятся все более серьезными и длительными. Постепенно истощается и сырьевая база европейской промышленности. Все это побуждает наиболее развитые индустриальные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собственной промышленности, но обладавшие значительными материальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской индустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониальные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации характеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества европейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, которые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причинами нарастания международной напряженности.
Таким образом, к концу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайшему перевороту в развитии мировой цивилизации. Она зат- ронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем- Вторая половина XIX века была временем преобладания оптимистических настроений в европейском обществе. Европейцы верили в прогресс, во всемогущество техники и человеческого гения и с уверенностью смотрели в будущее.

2/1 политическое развитие зап мира в 19 в
Политические события в странах Запада в XIX веке стали отражением тех процессов, которые проходили в социально-экономической сфере. Промышленный переворот, радикальным образом изменивший социальную структуру общества, повлек за собой широкомасштабные политические преобразования. XIX век в истории стран Европы был эпохой становления парламентаризма, разложения и окончательной ликвидации феодально-абсолютистских режимов. Наиболее распространенным политическим течением стал либерализм, выражавший интересы промышленной буржуазии. Сторонники этого направления выступали за ограничение прав монархов конституциями, требовали создания парламентов (на основе принципа выборности), установления политических свобод (слова, печати, собраний, демонстраций и т.д.). Другим важнейшим явлением в жизни Европы стало усиление национальных чувств, стремление к объединению народов и их освобождению из-под гнета иностранных государств. Во второй половине века создается целый ряд новых национальных государств.
Первая четверть XIX века - этап постепенного угасания революционной волны как отголоска событий Великой французской революции. Создание крупнейшими европейскими державами «Священного Союза» в 1815 г. для поддержания феодально-абсолютистских режимов в Европе и подавления революционных выступлений привело к усилению репрессивной политики и временной стабилизации существующей системы. Однако движение протеста в последующие годы приобретает новые черты: в него активно включается постоянно увеличивающийся слой наемных рабочих.
Первый всплеск революций в Европе происходит в 1830 - 1831 гг. Его основной причиной явилось недовольство существовавшими политическими режимами и их политикой. Наиболее значительные события произошли во Франции. После прихода к власти в 1824 г. брата умершего Людовика XVIII - Карла X - дворянское реакционное движение, начавшееся еще в 1814 - 1815 гг., достигло своей кульминации. Был принят закон о выплате огромной денежной компенсации дворянам, потерявшим свое имущество в годы революции, новый король предпринимал шаги по восстановлению крупного дворянского землевладения. Все это вызывало резкое недовольство широких слоев «нового» дворянства, промышленной буржуазии, зажиточного крестьянства, стремившихся сохранить свои экономически и социально- политические позиции. Социальная конфронтация в июле 1830 г. переросла в открытую революцию, когда Карл X незаконно распустил палату депутатов и изменил избирательный закон в пользу крупных землевладельцев. В течение «трех славных дней» (27-30 июля 1830 г.) в Париже происходили ожесточенные столкновения между королевскими войсками и восставшими, которым удалось в итоге захватить дворец Тюильри и все важнейшие городские центры. Династия Бурбонов была низложена. К власти пришел представитель Орлеанской династии - Луи Филипп, известный своими либеральными взглядами. В июле правительство взяло курс на установление в стране конституционной монархии, ориентированной не на старую аристократию, а на интересы торгово-финансовой и промышленной буржуазии. Были расширены права Палаты депутатов, снижен имущественный ценз, введено местное самоуправление, восстановлены права прессы. Таким образом, ка смену дворянской монархии во Франции пришла монархия буржуазная, получившая наименование Июльской. Революция во Франции воодушевила многих сторонников либерализма в Европе. Правители ряда немецких государств были вынуждены отречься от престола, здесь принимаются конституции, обеспечивающие гражданские права. В это же время по всей Европе прошла волна выступлений национально-освободительного характера. В результате длительной борьбы в 1830 г. независимости добивается Греция, ставшая в 1843 г. конституционной монархией. В 1831 г. самостоятельность получает Бельгия, свергнувшая власть голландского короля.
Ярким примером эволюционной модели развития европейского общества может служить Англия, которой удалось сохранить свои традиционные политические институты и избежать революции, хотя и здесь в 30 - 40-е годы социальные проблемы достигли необычайной остроты. В ходе промышленного переворота экономическая мощь буржуазии, прежде всего промышленной, резко возросла, однако ее политический вес по-прежнему оставался незначительным. В парламенте преобладали крупные землевладельцы (лендлорды), торговая и финансовая буржуазия. Политическая борьба разворачивалась вокруг реформирования парламентской системы в соответствии с происходящими в обществе изменениями. Первая крупная парламентская реформа была осуществлена в 1832 г. под воздействием революционных событий, происходивших в континентальной Европе и активизации оппозиционных сил. Впервые крупные промышленные города получили право парламентского представительства, избирательных прав добились все собственники земли, фермеры-арендаторы, домовладельцы, имеющие необходимый уровень доходов. Число избирателей увеличилось до 652 тыс. человек. Промышленная буржуазия приобрела возможность участвовать в политической жизни страны. Однако далеко не все проблемы были решены. В частности, крайне остро стоял рабочий вопрос. В конце 30-х годов рабочие, чье материальное положение оставалось чрезвычайно тяжелым, встали на путь создания собственных организаций, которые выдвигали требования широких демократических реформ: введения всеобщего избирательного права, отмены имущественного ценза для парламентариев, тайного голосования и т.д. Все эти требования в 1836 г. были сведены в единый документ - хартию. По всей Англии развернулось массовое движение за принятие этой хартии. Ее сторонников стали называть «чартистами» (от «чартер» - хартия). В 1840 г. они учредили Национальную чартистскую ассоциацию, которая вскоре стала разветвленной организацией, имевшей свой устав, денежные средства. Однако деятельность чартистов не была революционной, они ограничивались подачами петиций правительству, мирными манифестациями, идеологической полемикой. Большую роль сыграла и позиция правительства, которое под угрозой всплеска радикализма смогло встать на путь компромисса. Еще в 30-е годы был проведен ряд законов, отчасти улучшавший положение фабричных работных, в 1846 г. консервативное правительство Р. Пиля под давлением промышленной буржуазии отменило экспортные пошлины на английские товары, а также «хлебные законы» 1815 г., которые резко ограничивали ввоз хлеба в Англию. Значительнейшим актом, принятым парламентом в 1847 г., стал закон об ограничении рабочего дня 10-ю часами. Осуществляя политику свободной торговли, английская промышленность сумела наводнить своими товарами мировой рынок, что вело к получению промышленной буржуазией громадных прибылей, часть из которых направлялась на улучшение положения рабочих. В целом, взвешенная политика взаимных уступок и компромиссов позволила основным социальным группам общества в Англии избежать открытого конфликта и решать насущные проблемы путем мирного эволюционного реформирования. Нерешенность многих политических проблем, дальнейшая поляризация социальных групп общества, бесправие и тяжелое материальное положение все возрастающего рабочего класса - все эти явления стали основой для нового, гораздо более мощного, чем в 30-е годы, революционного всплеска в Европе в 1848 г. К росту социальной напряженности добавились и объективные факторы, такие, как неурожай и голод 1847 г. в ряде стран Европы, экономический кризис перепроизводства, приведший к массовой безработице и нищете, который пришелся именно на этот год. Хотя в каждой стране революционные события имели свою специфику, общим было то, что выступления возглавлялись преимущественно либеральной интеллигенцией, вдохновляемой идеями Французской революции. Основной движущей силой революций становится рабочий класс.
Начало революционным событиям было положено восстанием в Париже, где восставшие свергли правительство Гизо, проводившее крайне жесткую и бескомпромиссную политику, абсолютно не учитывающую политические и экономические интересы широких мелкобуржуазных и рабочих кругов. Король Луи-Филипп отрекся от престола, и 25 февраля 1848 г. Франция вновь стала республикой. Пришедшее к власти временное правительство приняло ряд радикальных законов: было введено всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года, на повестку дня ставился рабочий вопрос. Впервые правительство обязалось «гарантировать рабочему его существование трудом». Активно решалась проблема безработицы. Были созданы Национальные мастерские, давшие работу 100 тыс. безработным; организовывались общественные работы. Правительство регулировало условия труда и цены на продовольствие. Однако многие из этих мер носили популистский характер, поскольку не могли быть обеспечены финансами. Рост налогов и закрытие Национальных мастерских стали причинами нового восстания, которое произошло в Париже в июне 1848 г. Однако на сей раз правительство проявило твердость: в город были введены регулярные войска во главе с бескомпромиссным генералом Кавеньяком, которые жестоко подавили выступление. Все эти события, политическая нестабильность, отсутствие четкой программы развития у большинства партий дискредитировали республиканский строй в глазах большинства французов. На выборах президента страны в декабре 1848 г. уверенную победу одержал племянник Наполеона Бонапарта - Луи Наполеон, основой программы которого явились идеи стабилизации и твердого порядка. В 1851 г. он осуществил государственный переворот, а в 1852 г. провозгласил себя императором Франции, что в целом было воспринято обществом достаточно спокойно. По сходному сценарию развивались события в Германском союзе, где в результате мартовского восстания в Берлине и других городах был создан Франкфуртский парламент, и в Австрийской империи, которая была потрясена не только восстанием в Вене, но и широкомасштабными национально- освободительными выступлениями, прокатившимися по таким развитым провинциям, как Венгрия, Чехия и Северная Италия. Хотя революции, приобретавшие в своем развитии все более демократические черты, в большинстве стран были подавлены вооруженным путем, они имели большое значение для последующего развития западной цивилизации.
В результате революций середины XIX века либеральные ценности проникли и получили широкое распространение в политической жизни западного общества. Однако множество социальных проблем остались нерешенными: рост благосостояния наемных рабочих, число которых постоянно возрастало, отставал от обогащения финансовопромышленной олигархии, рабочие по-прежнему были политически бесправны; социальное обеспечение находилось на крайне низком уровне. В этих условиях возникает новое социально-политическое течение, составившее серьезную конкуренцию либерализму. По имени главного идеолога этого учения - К. Маркса - оно получило название марксизм. Это течение представляло собой радикальную реакцию на бурное развитие буржуазных отношений. Марксисты полагали, что в капитализме имманентно заложены антагонистические противоречия, которые рано или поздно взорвут существующую систему. В отличие от либералов, сторонники марксизма были убеждены в невозможности улучшить капиталистический строй эволюционным путем. Марксизм выступал, таким образом, за революционные методы борьбы; главной движущей силой будущей революции должен был стать рабочий класс, организованный в политические партии. Ключевые положения марксистской теории изложены в «Манифесте коммунистической партии», написанном в 1848 г. К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые развили их и в ряде других фундаментальных трудов. Основоположники марксизма вели не только теоретическую, но и активную пропагандистскую деятельность. В 1864 г. создается I Интернационал, который имел секции почти во всех европейских странах и США. Позднее на их основе возникли национальные социал-демократические партии, объединившиеся в 1889 г. во II Интернационал. К концу века партия превратились в массовые организации, игравшие в ряде стран (таких, как Германия, Франция, Италия) весомую роль в политической жизни.
Наряду с политико-партийным строительством, в последней трети ХIХ века рабочее движение шло по пути создания профсоюзов, которые защищали права трудящихся, боролись за улучшение условий жизни и труда рабочих. Профсоюзные организации особенно активно возникают в Англии, где уже в 1868 г. было создано объединение профсоюзов - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), а также во Франции, Германии и США. Учитывая массовый характер данных организаций, власти были вынуждены сочетать репрессивные меры с определенными уступками рабочему движению. Во второй половине XIX в. во всех индустриальных странах Европы и США принимаются законы, улучшавшие условия труда, ограничивавшие рабочий день, вводившие обязательное страхование, и т.д. Во второй половине XIX века в Европе продолжается процесс оформления национальных государств. В этот период сформировались государства, сыгравшие позднее роковую роль в развитии западной цивилизации. Речь идет о Германии и Италии.
С середины XIX в. заметно усилившаяся Пруссия настойчиво добивалась объединения немецких земель, представлявших собой огромный конгломерат мелких государств, под своей эгидой. Решение этой задачи во многом связано с именем крупнейшего германского политика той эпохи - О. фон Бисмарка, занявшего в 1862 г. пост канцлера Пруссии. Важнейшим соперником Пруссии в деле объединения германских земель была Австрийская империя, также претендовавшая на лидерство в Германском союзе. Хотя обе эти страны в качестве союзников участвовали в войне против Дании в 1864 г., конфликт между ними был неизбежен. В 1866 г. началась краткосрочная австро-прусская война, которая быстро привела к поражению Австрии. Согласно Пражскому договору 23 августа 1866 г., она навсегда выходила из Германского союза и отказывалась от претензий на гегемонию в Германии. Был образован Северогерманский союз, главную роль в котором играла Пруссия. Последний противник Германской империи в лице Франции был устранен в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг. Этот конфликт привел к падению режима Луи Наполеона III во Франции. 18 января 1871 г. в Версале прусский король Вильгельм I был провозглашен германским кайзером. Многовековая раздробленность Германии была преодолена.
Проблема ликвидации политической раздробленности встала на повестку дня и в итальянских землях. Ситуация здесь осложнялась тем, что часть наиболее развитых государств
Италии контролировалась Австрией, которая была крайне не заинтересована в складывании национального государства на Апеннинском полуострове. Центром объединения страны стало Сардинское королевство - наиболее развитая в политическом и экономическом отношении область Италии. Процесс создания единой Италии происходит в конце 50-х - начале 70-х гг. XIX века. Внутренние тенденции к централизации усложнялись активным вмешательством в итальянские дела Австрии и Франции. Глава сардинского правительства К. Кавур ловко воспользовался противоречиями между европейскими государствами в своих целях. К концу 60-х гг. сардинские войска при активной поддержке народных масс, возглавляемых Д. Гарибальди, сумели сокрушить Неаполитанское королевство, глава которого, Франциск II Бурбон, являлся противником единой Италии, и изгнать австрийских и французских интервентом. Присоединение к Италии Рима и ликвидация Папской области в 1870 г. ознаменовали завершение объединительного процесса. Бурные процессы изменения политической карты Европы, происходившие с самого начала XIX в., к его последней четверти на время приостановились.
Общим явлением в развитии западной цивилизации в XIX веке было становление основ гражданского общества. Этот процесс, происходивший в сложной борьбе, развивался в разных странах далеко не одинаково: если в Англии и США он проходил эволюционным путем, то многие другие западные страны (прежде всего Франция) испытали на этом пути многочисленные революционные потрясения. Политическое развитие закрепило бурные социально-экономические изменения, протекавшие в странах Запада, а также привело к оформлению совершенно новой политико-правовой и социальной картины общества.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Рубеж 20 века: индустриализация в России

Уральский государственный технический университет


Рубеж XX века: индустриализация в России.

Реферат

Студент I курса факультета заочного обучения, РТ

Бабошин А.А.


Научный руководитель – доцент кафедры истории России,

Канд. Ист. Наук И.Г. Носкова.


2000 г.

г. Екатеринбург



Введение 3


Глава I. Реформы начала – середины XIX века – первые попытки оздоровле­ния российского хозяйства 4


Глава II. Начало индустриализации в России. Программа

индустриализации (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградский). 6


Глава III. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. 9


Глава IV. Результаты индустриализации в России. 12


Заключение. 14


Список литературы. 15


Приложения. 16


Введение


За свою историю Россия знала несколько взлетов своего могущества -

Московское царство в первый период правления Ивана IV, империя Петра I,

эпоха молодой Екатерины II, "индустриальная революция" Александра III,

Советская Россия в конце Великой Отечественной Войны. Наибольший ин- терес, на мой взгляд, вызывает "промышленный рывок" 1885-1914 годов, когда Россия по показателям производительных сил и общей цивилизованно­сти страны вплотную подошла к уровню ведущих стран Запада (впервые за свою историю). Если бы не сложившиеся роковым образом внешние и внут­ренние обстоятельства, наша страна, возможно, заняла бы лидирующие по­ложение в мире.

Целью данной работы является исследования и анализ деятельности

реформаторов периода промышленного переворота в России конца XIX - на­чала XX века.В ходе работы рассмотрены также события и реформы начала-середины ХIX века, предшествовавшие первой индустриализации России, отмечены особенности и отличия русской модели развития экономики и промышленности от западных образцов.

При работе над рефератом были использованы следующие источники:

монография В.Т. Рязанова «Экономическое развитие России, XIX-XX век» ма- териалы из сборника работ Московского отделения Российского Научного Фонда и конференции "Реформы и реформаторы в России: история и совре- менность",историко-биографический справочник «Деловой мир России»,

журнальные статьи «Драма российской индустриализации» и «Король дипло- матов», а также книга «Великие реформаторы России».


Глава I


Реформы начала-середины XIX в - первые попытки оздоровления российского хозяйства.


С IX-XII веков и до второй половины XIX века аграрная колонизация

оставалась ведущей стратегией развития государства на Руси. Но, как

показывает исторический опыт Западной Европы, в успешно развиваю-

щемся обществе торговые и рыночные отношения могут стать устойчивым образованием лишь в результате завершения процесса экстенсивной внеш- ней аграрной колонизации. Тогда развитие государства идет уже за счет развития высоких технологий, квалифицированного труда и накопления собственного капитала, а не за счет расширения территории при примитив- ной культуре земледелия. Самодержавные крепостнические поряд­ки сильно сдерживали хозяйственное развитие России.

В своей монографии (1) В.Т. Рязанов выделяет три волны экономических ре­форм XIX века:

    Период 1801-1820гг - определялся реформаторской деятельностью Алек­сандра I;

    Вторая половина 50х-до середины 70-х годов - эпоха "Великих реформ" Александра II;

3. Экономические реформы С. Ю. Витте середины - конца 90-х гг. XIX века.

С приходом к власти Александра I в правящей среде впервые появилось

понимание неразрывной взаимосвязи двух ключевых проблем, стоящих

перед Россией: освобождение крестьянства и политическое реформирова­ние страны, связанное с трансформацией самодержавной власти. В этом направлении Александром I и его окружением были сделаны следующие шаги.

В 1803 году был издан указ "О вольных хлебопашцах", хотя и не дав­ший ожидаемого эффекта, но послуживший проверкой готовности помещи­ков к радикальным переменам. Ближайшим советником царя, М.М. Сперан­ским и его окружением в 1809 г был подготовлен по существу первый общий план масштабных государственных преобразований - " Введение к уложению государственных законов", означающий превращение монархии из самодер­жавной в конституционную. Проект не был принят, хотя был одобрен импе­ратором. После победы в Отечественной Войне 1812г в атмосфере секретно­сти разрабатывается несколько планов экономических и политических реформ:

    1817-18гг. - начало работы над планом ликвидации крепостного права (под руководством Аракчеева)

    1818-1819гг - проект освобождения крестьян, министра финансов Гурь­ева

    1819г - разработка проекта конституции Н.Н. Новосильцева (Уставная грамота Российской империи)

Секретность приводила к отстраненности общества от этой деятельно-сти, лишая ее социальной поддержки, и ни один из этих проектов не был осуществлен.

Первая волна реформ в России характеризовалась не только подготови-

тельными мерами и проектами, но и непосредственными действиями, ослабившими политическую реакцию и систему крепостничества в стране, запуская механизмы трансформации экономики и политического строя. В период 1816г. по 1819г. было практически уничтожено крепостное право в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Крестьяне были освобождены от кре-


постной зависимости, но без земли, пре­вратившись в арендаторов у помещи- ков. В 1815г. была дарована конститу­ция Царству Польскому.

Но страна не вступила в полосу крупномасштабных реформ в силу раз­личных причин: во-первых, не удалось побудить основную массу дворянства к добровольному соглашению на освобождение крестьян и экономически за­интересовать их в этом; во-вторых, ещё были живы воспоминания о событиях 70-х годов XVIII века -бунте Пугачева (фактически гражданской войне), и в-третьих, революционные восстания в начале 20-х годов, сотряса­ющие Европу (Италия, Испания, Греция) убедили Александра I в несвоевре­менности каких-либо преобразования в России.

Период 1820-1855 годов – фаза контрреформ. Но это время нельзя оценивать однозначно как годы открытой реакции. В сфере экономики

наблюдалось не только усиление крепостного хозяйствования, но и предпри­нимались меры по его ослаблению. По данным В.Т. Рязанова (1) с 1837года по 1842 год в ходе проводимой П.Д. Киселевым реформы государ­ственных крестьян было улучшено положение 18 млн. человек. В то же время (30-40-е годы) в стране отмечается начало промышленного переворота: увеличивает­ся количество фабрик с 5,2 тыс. (1825 год) до 10 тыс. (1854 год), число рабочих с 202 тыс. до 460 тыс. (соответственно по годам), объем про­дукции с 46,5 млн. руб. до 160 млн. руб. (Рязанов В.Т. (1)).

Вторая волна реформ – с середины 50-х до середины 70-х годов. Цен­тральным событием в России XIX века стал Манифест 1961 года, отменяю­щий 300-летнее крепостное право. Вместе с Манифестом прошла целая серия реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни. Обобщая, можно сказать, что результатом «либеральных» 1860-х к концу ХIХ века стало:

Бурное развитие товарно-денежных отношений,

    прогресс во многих отраслях Российского хозяйства,

    активное железнодорожное строительство,

    акционерное предпринимательство,

    рост числа занятости населения в промышленности,

    появление крепких кулацких хозяйств в деревне (но и разорение середня­ков).

По данным В. Лапкина и В. Пантина (6, стр. 16) « если к началу 1861 года в стране насчитывалось 1488 км. Железных дорог, то далее их прирост по пятилетиям: 1861-1865 г.г. – 2055 км, 1866-1870 г.г. – 6659 км, 1871-1875 г.г. – 7424 км. Уверенно росла добыча угля (с 18,3 млн. пудов в 1861 году до 109,1 млн. пудов в 1887 году)».

Вместе с тем существовал ряд проблем, которые в свое время не были решены и спустя два десятилетия сыграли свою трагическую роль:оскудение деревни, большая зависимость зарождающегося класса буржуазии от госу­дарства и, как следствие этого, дестабилизация и разрыв социальных связей.

Но, так или иначе, потенциал и предпосылки для коренного переу- строй­ства хозяйства страны были созданы.


Глава II


Начало индустриализации в России. Программа индустриализации (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)


Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная побе- да над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали очевидную техни- ческую отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “со- ревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. К правитель- ству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало соз- дать в стране современную крупную промышленность.

Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В сере- дине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор.

Его взгляды на обустройство России во многом совпадали со взглядами М.Х. Рейнтерна* : нормализация финансов, стабилизация валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства (В. Лапкин, В. Паньтин (6, стр. 11). Став министром финансов, Н.Х. Бунге стал проводить курс на: усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствле­ние железных дорог,находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках, выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тари­фов. Рост правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможен­ными ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.

В это же время правительство принимает меры, при активном участии министра финансов, для решения аграрного вопроса. 18 мая 1882 года был учрежден Крестьянский Земельный Банк, с целью облегчения приобретения крестьянами земель в собственность, и издан закон о постепенной отмене по­душной подати – одной из самых тяжелых для крестьян. Реализация этих проектов неизбежно привела бы к отмене круговой поруки в общине и в дальнейшем к серьезным изменениям в общинной жизни. Но этого не про­изошло, так как. министр внутренних дел Д.А. Толстой повел курс на обособ­ление, опеку крестьян.

Внешнеэкономические осложнения середины 1880-х годов (напряжен­ность вокруг Афганистана и угроза войны с Австро-Венгрией, при том, что во­енные расходы этого периода поглощали до 1/3 бюджета) ставят под угрозу все усилия по стабилизации финансов. Россия была вынуждена прибегнуть к внешним займам. Н.Х. Бунге признает, что «все ресурсы государства истоще­ны, и он не видит источников для увеличения доходов».

В 1888 году назначается новый министр финансов – Иван Алексеевич Вышнеградский. Это был финансист нового типа, профессор Петербургского технологического института, механик, основоположник теории автоматиче­ского регулирования.

Похожие рефераты:

Особенности развития российского капитализма. Россия вступает в стадию империализма одновременно в ведущими странами Запада на пороге ХХ века. Индустриальный рывок вывел страну на новые рубежи, и обострил множество противоречий.

1853-1856 Крымская война. Влияние на Черном море. 1807-1864 Кавказская война Реформы и к/реформы: 1864 (1880) Земская, 1870(1890)Городская, Цензурная

Блестящие победы и сокрушительные поражения России в XIX веке. Причины перехода правительства Александра I к реформам, отказ от них и переход к консервации отношений на втором этапе правления. Реформы Александра II, внутренняя политика Александра III.

На рубеже веков. Реформы Александра II. Реформа С.Ю. Витте 1897г. Россия и Запад в начале XX-го века.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1949 г. и воспитывался в семье своего деда А. Н. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором. Отец С. Ю. Витте Юлий Федорович (Христоф- Генрих – Георг –Юлиус) умер, когда его самому молодому сыну было 13 лет. Ранние годы...

Реформирование банковского дела, рост роли Государственного банка. М.Х. Рейтерн, его реформа сберегательного дела. Инвестирование иностранных банков в российскую промышленность. Денежная реформа С.Ю. Витте, ее роль в экономическом росте России.

Великий князь Александр Александрович Романов. Контрреформы Александра III. Первые жертвы новой политики - печать и школа. Судебная реформа: ограничивалась деятельность суда присяжных. Консервация крепостнической системы и ее усиление.


Законодательная база Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N « Об образовании » Федеральный закон от 29 декабря 2012 год N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »


Изменения в законодательстве Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Закон РФ от « Об образовании » Федеральный Закон от ФЗ « Об образовании в РФ »


Изменения в законодательстве Ст.32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования); 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении; 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации п.3.13 проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; п. 7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции За нарушение или незаконное ограничение права на образование нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Закон РФ от « Об образовании » Федеральный Закон от ФЗ « Об образовании в РФ »


Статья 29. Информационная открытость образовательной организации 1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 14 июня 2013 г. N 462 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения самообследования образовательной организацией. 2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 53 "Об утверждении Правил проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования" (зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2012 г., регистрационный N 23821). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Министр Д.В.ЛИВАНОВ


Планирование и подготовку работ по самообследованию организации; организация и проведение самообследования в организации; обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса. Этапы процедуры самообследования


В процессе самообследования проводится оценка: образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно- информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию


7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Отчет для организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года. Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.





Внутренняя система оценки качества образования дошкольной образовательной организации

Согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности среди прочего относится , обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. В рамках деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) проводится внутренний мониторинг качества образования (далее – ВМКО), под которым понимается деятельность по информационному обеспечению управления ДОО, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Нормативно-правовая регламентация функционирования ВМКО может предусматривать подготовку и утверждение локальных нормативных актов, устанавливающих содержание и порядок осуществления ВМКО, в частности, положения о внутреннем мониторинге качества образования ДОО. При этом должны быть внесены необходимые изменения в уже действующие в ДОО локальные акты (должностные инструкции и пр.).

Положение о внутреннем мониторинге качества образования ДОО включает:

    описание структуры и составляющих ВМКО;

    описание порядка функционирования ВМКО и взаимодействия с действующими подразделениями;

    описание содержания (системы объектов и показателей мониторинга) и адресатов предоставления информации для принятия своевременных управленческих решений.

В качестве объектов мониторинга должны быть перечислены все упомянутые в п. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" позиции, качество обеспечения которых должно отслеживаться ВМКО, с учетом специфики дошкольного образования, а также дополнительные позиции, которые определяются педагогическим коллективом и Советом ДОО.

Среди позиций, качество обеспечения которых должно отслеживаться ВМКО следует выделить: качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность; качество процессов, обеспечивающих образовательную деятельность; качество результатов образовательной деятельности.

К условиям, обеспечивающим образовательную деятельность, относятся:

    материально-техническое обеспечение;

    кадровые условия;

    методы обучения и воспитания, образовательные технологии;

    обеспечение охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся;

    организация научно-методической работы.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. (далее – ФГОС дошкольного образования), вышеперечисленные позиции могут быть дополнены следующими объектами: финансовое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, предметно-пространственная развивающая среда.

К процессам, обеспечивающим образовательную деятельность, относятся:

    соответствие основных образовательных программ дошкольного образования требованиям ФГОС дошкольного образования и контингенту воспитанников;

    соответствие дополнительных образовательные программы запросам родителей (законных представителей) воспитанников;

    качество непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками.

Качество результатов образовательной деятельности характеризуют:

    результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования;

    здоровье обучающихся (динамика);

    достижения воспитанников на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

    удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством образовательных результатов.

Перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей, для каждого из которых указываются используемые методы (способы) получения первичных данных, периодичность получения этих данных, а также ответственные лица, реализующие соответствующие функции, могут быть представлены в виде приложения к положению о внутренней системе оценки качества образования ДОО или в виде отдельного документа (например, регламента ВМКО).

См. также

Справочники


«Внутренняя система оценки качества образования дошкольной образовательной организации»

Подробнее:

Воспитательно-образовательные мероприятия в ДОО



«Воспитательно-образовательные мероприятия в ДОО»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Как разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП ДО: целевом, содержательном, организационном ( ФГОС ДО). Ее объем может составить до 40 процентов от общего объема ООП ДО ( ФГОС ДО).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (формируемая часть), задает ООП ДО ФГОС ДО).

Чтобы разработать формируемую часть ООП ДО, используют парциальные программы.

Для выбора парциальных программ изучают потребности родителей и педагогов. С учетом содержания парциальных программ оформляют планируемые результаты в целевом разделе ООП ДО и прописывают условия в организационном разделе ООП ДО.

Сами парциальные программы включают в содержательный раздел ООП ДО. Их размещают непосредственно в тексте ООП ДО или дают ссылки на методическую литературу, где эти парциальные программы уже описаны ( ФГОС ДО).

Как изучить потребности участников образовательных отношений

Для изучения потребностей проведите анкетирование. Используйте:

Обобщите полученные данные в и

Обсудите результаты на августовском педагогическом совете. и шаблоны анкет приложите к ООП ДО.

Совет: Проводите предварительную разъяснительную работу с родителями.

Содержание формируемой части должно одинаково учитывать как предпочтения родителей, так и опыт воспитателей.

Как выделить формируемую часть в содержательном разделе

В содержательном разделе пропишите состав парциальных программ. Количество парциальных программ определите исходя из их объема. Чем больше объем одной парциальной программы, тем меньше их общее количество в составе ООП ДО. Суммарный объем парциальных программ не может превышать 40 процентов от общего объема ООП ДО.

Внимание: к общему объему ООП ДО, измеряемому в часах, относят весь объем времени пребывания ребенка в детском саду. В отличие от школы в детском саду в образовательных целях используют не только непосредственно-образовательную деятельность (НОД), но и периоды активного бодрствования детей: прогулки, игровую деятельность в группах. Также в образовательных целях используют режимные моменты: прием пищи, гигиенические процедуры, подготовку ко сну.

Для определения общего объема ООП ДО в часах в расчет берут:

    количество дней в неделе, когда организация работает;

    количество часов пребывания ребенка в детском саду в день;

    период, когда организация не работает в летние месяцы.

Пример определения общего объема ООП ДО в часах

Объем одной парциальной программы зависит от состава элементов. В парциальную программу могут входить:

    воспитательно-образовательные мероприятия;

    оздоровительно-развивающие мероприятия;

    НОД;

    психолого-педагогическая диагностика.

Объем парциальной программы определяют исходя из состава элементов, который зависит от содержания и целей программы.

Пример определения объема парциальной программы

Чем меньше объем одной парциальной программы, тем большее их количество можно включить в ООП ДО.

После того как допустимое количество парциальных программ установлено, вы можете выделить формируемую часть в целевом разделе ООП ДО.

Ситуация: можно ли использовать парциальные программы авторов, которые не входят в авторский коллектив вариативной комплексной программы

Ситуация: входят ли дополнительные программы в формируемую часть ООП ДО

Как выделить формируемую часть в целевом разделе

В общий перечень планируемых результатов внесите результаты, которые соответствуют содержанию парциальных программ.

Пример выделения формируемой части в целевом разделе

Внесенные в общий перечень результаты выделите курсивом или цветом.

Как выделить формируемую часть в организационном разделе

В организационном разделе, в общем перечне единиц материально-технических условий, отметьте те, которые будут отражать единицы оборудования, инвентаря, материалов, необходимые для реализации парциальных программ.

Пример выделения формируемой части в организационном разделе

Состав единиц формируемой части может быть общим для нескольких парциальных программ или уникальным, необходимым для реализации какой-то одно парциальной программы. Так, для парциальной программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» необходимо специфическое наполнение развивающей предметно-пространственной среды: иллюстрированные печатные пособия, тематически оформленные предметы конструирования, макеты различных природных объектов.


«Как разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования

Какую программу относят к примерной ООП дошкольного образования

К примерной ООП дошкольного образования (ПООП ДО) относят программу, которая разработана в соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденным , и одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

Данная программа включена в реестр примерных основных образовательных программ (общедоступный информационный ресурс, размещенный на сайте www.fgosreestr.ru ( Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Такие программы, как «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Успех», «Детство», «Мир открытий», «Детский сад – дом радости», «Тропинки», «Мозаика», «Вдохновение» и т. д. (всего их около 30), примерными основными образовательными программами дошкольного образования не являются. Это вариативные комплексные программы, которые используют дополнительно к ПООП ДО в процессе разработки основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДО).

Как сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы

Сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы необходимо для того, чтобы учесть различные образовательные потребности воспитанников, их способности и состояние здоровья ( ФГОС ДО).

Вариативных комплексных программ в составе ООП ДО может быть несколько, но лучше использовать какую-то одну, чтобы не нарушать целостность образовательного процесса в детском саду. Если этой одной программы недостаточно, лучше расширить ПООП ДОО парциальными программами.

Внимание: укажите на титульном листе ООП ДО, какую вариативную комплексную программу вы используете. Например, «Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «Истоки».

Не стоит наращивать количество вариативных комплексных программ под предлогом максимального охвата всех образовательных областей, заложенных ФГОС ДО. Например, педагоги считают, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» лучше всего представлена в программе «Радуга», познавательное развитие лучше всего обеспечено методически в программе «Детство» или «Мир открытий», система планирования педагогической работы лучше других представлена в программе «Мозаика» и т. п.

Если все названные вариативные комплексные программы включить в состав ООП ДО, то придется брать из них не только мероприятия, но и планируемые результаты, а также подходы к организации непосредственной образовательной деятельности воспитанников. Теоретически связать все это возможно, но на деле это неоправданно трудоемко, и в итоге заявление нескольких вариативных комплексных программ будет иметь формальный характер.

Как сочетать ПООП и парциальные программы

Парциальные программы (partialis – частичный) – это образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательной области, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастного диапазона.

Парциальные программы используют в дополнение к ПООП ДО для:

расширения содержания какой-то одной из образовательных областей, например физического развития, речевого развития,

    углубления содержания внутри одной образовательной области, например развитие элементарных математических представлений;

    развития детей ограниченного возрастного диапазона, например раннего возраста, младенческого возраста, старшего дошкольного возраста.

Парциальные программы позволяют разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений.

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП – целевом, содержательном, организационном:

    в целевом разделе цели и задачи ООП это отражают в комплексе целей и планируемых результатов освоения ООП ДО;

    в содержательном разделе – собственно в составе парциальных программ, используемых в дополнение к ООП ДО;

    в организационном разделе – в особых условиях, необходимых для реализации образовательных программ по запросу родителей.

Пример:

Чтобы представить парциальную программу в части, формируемой участниками образовательных отношений, надо исходить из специфических задач, стоящих перед дошкольной организацией.

К примеру, вы имеете в виду задачу сформировать у воспитанников знание национальных обычаев и традиций, умение выполнять простейшие обрядовые церемонии, помогать взрослым в проведении традиционных национальных праздников. Вы анализируете существующие парциальные программы на предмет соответствия этому направлению, выбираете одну из них, соотносите заложенные в этой программе подходы с укладом дошкольной образовательной организации, после чего составляете краткое описание данной программы для включения его в текст ООП ДО.

Ситуация: можно ли ссылаться в ООП ДО на авторскую парциальную программу

Ситуация: могут ли в параллельных группах ДОО использоваться разные парциальные программы

Как определить направленность ООП ДО

Направленность ООП ДО определяют на основании образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей ( ФГОС ДО) и фиксируют в .

Направленность ООП ДО отражает содержание . Чтобы разработать эту часть ООП ДО, подбирают парциальные программы, для чего изучают потребности родителей и воспитателей. При том что направленность ООП ДО прямо связана с частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, в направленности ООП ДО отражают не все парциальные программы, а лишь те, на реализацию которых был наибольший спрос и они не противоречат целям ООП ДО.

Внимание: различайте направленность ООП ДО и дополнительные образовательные услуги, которые оказываете по запросу родителей. Избегайте совпадения направленности ООП ДО с целями дополнительных общеразвивающих программ, чтобы у проверяющих органов не было замечаний к нецелевому использованию средств, предназначенных для реализации ООП ДО.

Различайте направленность ООП ДО и направленность отдельных групп ДОО. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (

Для групп общеразвивающей направленности используют ООП ДО.

Для групп компенсирующей направленности используют АООП ДО, которые разрабатывают с учетом особенностей воспитанников с ОВЗ.

Для групп оздоровительной направленности используют ООП ДО, в которые включают комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Для групп комбинированной направленности, где осуществляют совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ разрабатывают адаптированные для детей с ОВЗ ООП ДО.

Возможна организация групп без реализации образовательной программы дошкольного образования ( Порядка организации деятельности детского сада, утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).

Внимание: направленность отдельной группы может стать основанием для направленности всей ООП, только если в ДОО преобладают группы какой-то одной направленности, к примеру, оздоровительной. Если в одной дошкольной организации реализуют несколько разных ООП ДО или ООП ДО и АООП ДО одновременно, то каждая из них будет иметь свою направленность.

Каков общий порядок действий при выборе программ

Сначала установите соответствие построенной в конкретной дошкольной организации системы дошкольного образования положениям ПООП ДО:

    сопоставьте целевые ориентиры ПООП с опытом работы образовательной организации;

    выделите возможные несоответствия практики работы образовательной организации требованиям ПООП;

    установите приоритетные направления деятельности образовательной организации.

Далее определите вариативную комплексную программу и состав парциальных программ, которые позволят устранить выявленные на предыдущем этапе несоответствия между существующей образовательной практикой и той, которая должна сложиться с учетом приоритетных направлений.

Сопроводите отбор вариативной комплексной и парциальных программ анализом имеющегося успешного опыта образовательной деятельности, анализом интересов и потребностей участников образовательных отношений.

Пример:

Укажите, что использование парциальной программы позволит адаптировать требования ФГОС ДО к целям и планируемым результатам освоения ООП ДО.

ФГОС ДО).



© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Как провести аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности

Вера Понкратова , эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Раз в пять лет образовательные организации в установленном порядке обязаны проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям (далее – аттестация на соответствие занимаемой должности).

Если аттестационная комиссия признает то, что работник не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, работодатель сможет его уволить. Для этого в Трудовом кодексе РФ есть основание – части 1 статьи 81.

При проведении аттестации используйте , которые департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования направили . Они разработали эти разъяснения на основе вопросов по порядку аттестации, которые задавали:

    органы государственной власти субъектов РФ;

    региональные и межрегиональные организации профсоюза;

    другие заинтересованные лица.

Как подготовиться к проведению

При подготовке к проведению аттестации издайте распорядительные акты и ознакомьте с ними работников.

1. Издайте – приказ, распоряжение ( ).

При аттестации аттестационная комиссия оценивает профессиональную деятельность педагогических работников. Состав комиссии формирует образовательная организация ( , ).

В распорядительном акте определите, кто будет в составе аттестационной комиссии:

    председателем;

    заместителем председателя;

    секретарем;

    членами аттестационной комиссии.

При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включите представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).

На это указывают пункты и

Ситуация: может ли руководитель организации быть председателем аттестационной комиссии образовательной организации

Ознакомьте работников с распорядительным актом о создании аттестационной комиссии.

2. Издайте .

Этого требует Порядка аттестации педагогических работников.

Предусмотрите в акте список работников, которые подлежат аттестации, и график, по которому проводят аттестацию ( ).

Перечень должностей работников, которые подпадают под действие Порядка аттестации педагогических работников, определяет раздела I номенклатуры должностей ( ). Определите график проведения аттестации.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности не проходят педагогические работники, которых называет Порядка аттестации педагогических работников:

    педагогические работники, которые имеют квалификационные категории;

    педагогические работники, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет (в организации, в которой проводится аттестация);

    беременные женщины;

    женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);

    лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до того, как он достигнет возраста трех лет (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);

    работники, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (и не ранее чем через год после их выхода на работу).

Ознакомьте работников, которые подлежат аттестации, с этим под подпись. Это нужно сделать не менее чем за 30 календарных дней до дня, когда она будет проводиться ( ).



© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Внесите в аттестационную комиссию на каждого работника, который будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

В представление включите информацию, которую предусматривает Порядка аттестации педагогических работников ( ):

    фамилию, имя, отчество (при наличии);

    наименование должности на дату проведения аттестации;

    дату заключения по этой должности трудового договора;

    уровень образования или квалификации по специальности или направлению подготовки;

    информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

    результаты предыдущих аттестаций (если их проводили);

    мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Ознакомьте работника с под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации ( ).

Если работник отказался от ознакомления с представлением, то .

4. Сообщите педагогическому работнику о его праве представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность.

Работник может представить сведения за период с даты предыдущей аттестации. При первичной аттестации – с даты, когда работник поступил на работу ( ).

В каком порядке провести

В день, который предусмотрен графиком аттестации, проведите заседание аттестационной комиссии.

По общему правилу оно проходит с участием педагогического работника.

Если педагогический работник не может присутствовать на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, то аттестацию на соответствие занимаемой должности работодатель переносит на другую дату. Об этом знакомят работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты аттестации.

На заседании аттестационной комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от общего числа ее членов. В противном случае ее решения будут неправомочны ( ).


«Как провести аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности». В.Н. Понкратова
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Когда и как составлять план закупок

План закупок – обязательный для заказчика документ ( ). Его надо составить исходя из основных видов деятельности, целей и задач учреждения и учесть в нем требования нормативов, которые регламентирует Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Более того, план закупок должен основываться на лимитах бюджетных средств и объема денежных средств от приносящей доход деятельности.

Если заказчик составит план закупок с нарушениями или утвердит его с опозданием, то контрольный орган может привлечь его должностных лиц к по Кодекса РФ об административных правонарушениях. Самое строгое наказание грозит учреждению, если оно не разместит план закупок в единой информационной системе ( ). В таком случае штраф для заказчика составит 500 тыс. руб.

Форму и правила формирования плана закупок утвердило Правительство РФ:

    для федерального уровня – ( );

    для регионального и муниципального уровней – ( ).

План надо составить на русском языке. Наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков можно указать с использованием букв латинского алфавита.

Кто составляет

Составить и разместить в план закупок должен ответственный за это сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий. На это указывает части 4 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Когда составлять

Бюджетные учреждения составляют план закупок одновременно с , а утверждают через 10 рабочих дней после того, как подпишут основной план ( ).

На какой срок составлять

План закупок составьте на срок действия закона о бюджете соответствующего уровня. Например, если власти субъекта утвердили бюджет на три года, то и план закупок заказчик регионального уровня должен сформировать на этот период ( ).

Что включить в план

Включите в план закупок:

    идентификационный код закупки ( );

    цель закупки ( );

    наименование объекта закупки;

    объем финансового обеспечения для закупки;

    сроки (периодичность) планируемых закупок;

    обоснование закупки ( );

    информацию о закупках товаров, которые по причине их технической сложности, инновационного характера способны поставить только поставщики с необходимым уровнем квалификации;

    информацию об обязательном общественном обсуждении закупки ( ).

Порядок формирования идентификационного кода закупки утвердил .

Власти субъектов и местные администрации вправе утвердить перечни дополнительной информации, которую надо включить в план закупок. Об этом говорит статьи 17 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Когда и где размещать

В течение трех рабочих дней после того, как заказчик утвердил документ, он должен разместить план в . При этом нужно соблюсти , утвержденные . В частности, нужно разместить план закупок в форме машиночитаемого электронного документа. Его должно подписать уполномоченное должностное лицо с помощью электронной подписи.

Образовательная организация может также разместить план закупок на и опубликовать его в любом печатном издании.

Когда и как вносить изменения в план закупок

В план закупок надо внести коррективы, если изменились:

1) цели закупок;

2) требования к товарам, их предельные цены или нормативные затраты, которые определяют по правилам нормирования ( );

3) нормативные акты о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Также необходимость внести изменения может быть связана с тем, что:

1) заказчик должен реализовать решения органов власти, которые они приняли уже после утверждения плана закупок;

2) заказчик должен реализовать решение по итогам обязательного общественного обсуждения закупки ( );

3) необходимо использовать экономию от закупки.

Основания для изменения плана закупок регламентируют постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 и постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043.

Изменить электронную версию плана необходимо в течение трех рабочих дней с даты внесения в него изменений, поскольку в этот же срок план должен быть размещен в .

Изменение документа нужно согласовать с руководителем организации или иным лицом, которое утвердило план. На практике для этого можно использовать заявку или приказ о внесении изменений. Такой документ разрабатывает контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы ( ). После того как руководитель утвердит коррективы, их можно внести в электронную версию плана в .

Когда и как составлять план-график закупок

Учреждение может проводить закупки только в соответствии с планом-графиком. Это основной документ, который отражает потребности заказчика.

Если закупки нет в плане-графике, то ее провести нельзя. Запрет прямо устанавливается в статьи 21 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.


«Как запланировать закупку». С.И. Фёклин, Ю. Тимофеева
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Какие документы необходимо предоставить учреждению для размещения на официальном сайте www.bus.gov.ru?

Учреждение обеспечивает открытость и доступность документов путем предоставления через www.bus.gov.ru электронных копий документов ( Порядка, утвержденного ):

1. Решения учредителя о создании учреждения.

2. Учредительных документов учреждения, в т. ч. внесенных в них изменений.

3. Свидетельства о государственной регистрации учреждения.

4. Решения учредителя о назначении руководителя учреждения.

5. Положений о филиалах, представительствах учреждения (при наличии филиалов, представительств).

6. Сведений о составе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. на оказание услуг (выполнение работ).

8. Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений).

9. Годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

11. Сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.

На основании указанных документов учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде, в которую включаются показатели, сгруппированные по следующим разделам:

1. Общая информация об учреждении.

2. Информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении.

3. Информация о плане финансово-хозяйственной деятельности.

4. Информация об операциях с целевыми средствами из бюджета.

5. Информация о бюджетных обязательствах и их исполнении (бюджетной смете).

6. Информация о результатах деятельности и об использовании имущества.

7. Сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.

8. Информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения.

Требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет утверждены

При отсутствии у учреждения технической возможности доступа к официальному сайту для предоставления информации, территориальные органы Федерального казначейства предоставляют учреждению оборудованные рабочие места в территориальных органах Федерального казначейства для предоставления информации через официальный сайт.

Структурированная информация об учреждении и электронные копии документов, предоставляемые через официальный сайт, подписываются электронной подписью уполномоченного представителя учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сертификаты ключей электронной подписи выдаются уполномоченным представителям учреждений в территориальных органах Федерального казначейства.

Предоставление структурированной информации об учреждении не требуется, если соответствующая информация об учреждении ранее предоставлялась в Федеральное казначейство либо его территориальные органы в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.


«Какие документы необходимо предоставить учреждению для размещения на официальном сайте www.bus.gov.ru?»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:

Структура портфолио воспитанника дошкольного образовательного учреждения

Говоря о портфолио воспитанника дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), нужно понимать, что самостоятельно ребенок-дошкольник не может его создать, а значит, только заинтересованные родители (законные представители) и воспитатели ДОУ могут принять участие в создании и оформлении портфолио, привлекая к совместной работе ребенка. Многие родители уже с рождения малыша оформляют фотоальбомы, ведут дневники и записи, старясь зафиксировать этапы его развития и воспитания.

Портфолио воспитанника ДОУ позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио воспитанника представляет собой совокупность достижений ребенка, включает его лучшие работы, отражает особенности роста и развития. При составлении портфолио можно придерживаться определенной схемы, а можно упорядочить разделы, полагаясь на собственное видение. Портфолио может дополняться и расширяться по мере его заполнения. В отличие от человека, оно должно быть красочным, в его оформлении должны быть рисунки, фотографии поделок ребенка.

Перед началом работы по созданию портфолио ребенку необходимо объяснить, что это будет "волшебная книга" о нем, для чего она нужна. Важно, чтобы ребенок принимал участие на каждом этапе этой работы: выбор папки и обложки, подбор своих рисунков, фотографий и т.д. Если ребенок выскажет несогласие с размещением того или иного рисунка, с этим следует считаться. Благодаря этому удастся сохранить индивидуальность портфолио конкретного ребенка.

Главное условие в этой работе – добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет носить формальный характер. Ребенок должен быть заинтересован в его создании.

Портфолио воспитанников ДОУ может включать следующие рубрики:

    "Я расту";

    "Тайна моего имени";

    "Это все обо мне";

    "Моя семья";

    "Индивидуальный маршрут развития ребенка";

    "Мои достижения за год";

    "Диагностика знаний, умений, навыков";

    "Это игра";

    "Мои рисунки";

    "Грамоты, благодарности семье".

Структуру и содержание информации для портфолио определяют педагог или члены семьи. Поэтому рубрикатор может быть самым разнообразным в зависимости от цели и назначения портфолио. Заранее следует определить периодичность пополнения и анализа имеющихся в портфолио материалов.

Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка или на выпускном празднике в ДОУ. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и педагогам.




«Структура портфолио воспитанника дошкольного образовательного учреждения»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее:


Сколько ООП ДО необходимо детскому саду

ФГОС ДО допускает наличие в одной дошкольной организации нескольких основных образовательных программ ( ФГОС ДО).

Основанием для разработки и реализации нескольких ООП ДО в одной дошкольной организации может послужить разная направленность групп (например, в детском саду есть группы общеразвивающей и компенсирующей направленности). Если групп компенсирующей направленности несколько (для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и т. п.), то в состав ООП ДО включают несколько ООП ДО, адаптированных для конкретного вида ОВЗ (АОП ДО).

Отдельная ООП ДО может разрабатываться и в случае экспериментальной работы детского сада. Например, большинство групп детского сада использует вариативную комплексную программу «От рождения до школы», а воспитатели отдельно взятой группы апробируют вариативную комплексную программу «Радуга» (или «Мозаика», или «Детский сад по системе Монтессори» и др.).




«Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: