Высшие и низшие чувства в психологии. Чувства, что это? Как чувства влияют на настроение

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды чувств.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Психология различает несколько видов эмоций и чувств, что позволяет проще и доступнее охарактеризовать состояние человека. Чувства бывают моральными, интеллектуальными или эстетическими. Классификация чувств в психологии описывает эти категории так:

1. Моральные (нравственные) чувства

Моральные чувства представляют из себясферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя. Обычно это происходит в ходе некой деятельности и имеет прямое отношение к тем моральным нормам, которые приняты в данном обществе. Учитывая зависимость оттого, соответствует ли увиденное внутренним установкам человека, возникает чувство удовлетворения или негодования.

Сюда же относятся всœе антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.

2. Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства - ϶ᴛᴏ то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.

3. Эстетические чувства

Эстетические чувства - это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.

Сложно сказать, какие из этих чувств ценнее. Одни люди стремятся испытывать максимум моральных чувств, другие – эстетических. Все виды чувств в психологии видятся одинаково важными в эмоциональной жизни человека.

50.Настроение и его виды Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Может означать также:

· эмоциональное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывает какой-либо объект или явление (к примеру, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).

· систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы как политического ресурса, человека как рабочей единицы и тому подобного). Синонимом этого значения является слово ʼʼнастройʼʼ.

Виды чувств. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды чувств." 2017, 2018.

  • - ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

    К изменениям чувствительности относятся следующие. 1. Анестезия, т. е. потеря, утрата того или иного вида чувст­вительности. Существует анестезия тактильная, болевая (аналгезия), температурная (терманестезия), утрата чувства лока­лизации (топанестезия),... .


  • - ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Глава I. РЕЦЕПЦИЯ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, РАССТРОЙСТВА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Характеризуя кратко значение и роль нервной системы, можно сказать, что она: 1) устанавливает взаимоотношение, взаимодействие организма с внешней средой; 2) регулирует внутренние процессы в самом... .


  • - ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Глава третья. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА В физиологии вся совокупность афферентных систем объединяется понятием рецепции. Принимая полностью это определение, мы в клинике выделяем в пределах его еще понятие о чувствительности. В самом деле, не всякое... .


  • - Виды чувств и эмоциональные свойства личности

    Факторы возникновения эмоций по С.Шехте – Физические факторы (воздействующие стимулы); – Психологические факторы (память, оценка ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей); – Физиологические факторы (изменения нервно-мышечной систе­мы); ... .


  • - Психологические характеристики чувств. Виды чувств.

    Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в... .


  • - Виды чувств

  • - Виды чувств

    Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет­ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем... .


  • Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности. Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.

    Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

    А) Моральные чувства:

    Чувство справедливости

    Ответственности

    Патриотизма

    Солидарности

    Творческое вдохновение

    Трудовой энтузиазм

    Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

    Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

    Чувство удивления

    Сомнения

    Уверенности

    Удовлетворения

    Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

    В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

    Чувство красоты

    Восхищения прекрасным

    Трагического

    Комического

    Возвышенного

    Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.

    Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие - это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

    3.2 Низшие чувства (эмоции)

    Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:

    Усталость

    Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».

    В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

    Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.

    Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

    Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.

    Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник - совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

    Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

    Эстетические чувства - это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

    В зависимости от уровня общей культуры люди по-разному откликаются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритмы и рифмы, взаимные переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие - не ощущают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными, зачастую красивыми соединениями цветов.

    Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они одухотворяют человека, вдохновляют его, удерживают от негативных поступков. Следовательно, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.

    Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования.

    Праксические чувства - это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности-труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность - главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.

    Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

    Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.

    Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.

    Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств - врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.

    Высшие и низшие чувства

    В психологическом словаре читаем: «Высшие чувства заключают в себе все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности: нравственные чувства (отношение к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, партии, к другим людям, самому себе); познавательные или интеллектуальные чувства их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; практические чувства, связанные с деятельностью (труд, учение, спорт и др.); эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающего мира руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные, например, любовь к ребенку, произведению искусства, обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувства справедливости, трагического)».

    К высшим чувствам относят переживания человека, наполненные каким-то особым возвышенным смыслом. Переживания высшего смысла в отношении к событию или явлению, которые выводит человека за рамки удовлетворения материальных потребностей собственной эгоистической природы. Переживание высших чувств скоре всего не будет иметь никакого материального предмета. Например, переживание несправедливого, подлого поступка одного человека по отношению к другому. Это чувство можно назвать состраданием, сопереживанием. Принятие внутреннего душевного участия в судьбе другого человека это и есть выход за грань своей личности. Испытывание острой боли от несчастного случая произошедшего с другим человеком. Мука от невозможности изменить окружающий мир, наполненный страданием. Все это есть нравственные чувства и они являются высшими чувствами.

    Но кто же внутри нас чувствует, переживает эти чувства? Наше «я». На вопрос о том, что же такое «я» есть много ответов. Вот одна из версий: у человека есть высшая и низшая природа; высшая природа – высшее «Я» пытается преобразовывать низшую природу и в этом есть смысл развития человека, его эволюционное развитие; низшая природа сопротивляется, потому что меняться очень трудно. Если человек идет на поводу низших чувств гнева, ревности, зависти и т.д. то он не развивается, а наоборот деградирует. Если же человек пытается в жизни руководствоваться высшими ценностями, например, пытается всех любить, слушает свою совесть, пытается делать добро, помогать людям и т.п., то он развивается и эволюционирует.

    Несомненно, нравственные чувства являются основой жизни любого человека. Невозможно развиваться в рамках какой-либо одной сферы высших чувств, а другими пренебрегать или проявлять абсолютно регрессионные качества своей личности. В итоге окажется, что и в этой одной сфере, которую принимает и развивает человек, он окажется не дееспособным. Так, например, талантливый художник, тонко чувствующий красоту, но при этом ненавидящий людей. В конце концов, ненависть, рожденная в его душе, вероятнее всего, съест весь его талант.

    В настоящее время учеными уже доказано, что даже на физическом уровне – биологическом теле человека проявляется модальность чувств. Чувства радости, доброжелательного отношения к окружающему миру очищает кровь. А чувства ненависти, раздражения, гнева рождает патологические физические и биологические образования различного рода.

    Духовные чувства

    Взаимодействие человека с Высшими мирами и с Богом происходит посредством духа человека, самой тонко устроенной субстанцией человеческого существа. В зависимости от качества настроенности человека на свой дух и осуществляется чувствование жизни духа и степень реализации, раскрытия, развития духа на земле.

    Существует мнение, что дух человека – это основа человеческого существа. Он является продолжением Бога в человеческом существе, аналогично, как дети являются продолжением родителей на Земле. Божественность человеческого духа с этой точки зрения является логически правильной. И утверждение о том, что дух человека может все и знает все не кажется абсурдной. Таким образом человек в духе своем является совершенством и стремление человека к совершенству это только желание вспомнить свое совершенство, пробудить память своего духа и раскрыть все, что есть в духе. Земные же условия, различные события в которых оказывается человек необходимы для пробуждения всего духовного багажа.

    Чувство особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

    Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

    Функции чувств:

    1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
    2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
    3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
    4. функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
    5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

    Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

    Принято выделять низшие и высшие чувства:

    • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
    • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

    Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

    Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

    Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.