Как объяснить смену работы на собеседовании. Как рассказать о причине увольнения с предыдущего места работы

Во-первых, не надо лгать. У каждой приличной компании есть служба безопасности. И она наведет о вас справки, так что правда неизбежно выплывает наружу.

Правдивость ответов актуальна в отношении не только причины увольнения на собеседовании, но и опыта работа, семейного положения… Это все легко проверяется.

Во-вторых, не надо юлить. Если собеседование проходит «глаза в глаза», то любая заминка с ответом на этот вопрос, вызовет подозрение. Не пытайтесь уйти от прямого ответа.

В-третьих, ответ не должен быть шаблонным и звучать заученно. Это также спровоцирует сомнение в вашей искренности.

Пример: на вопрос «Почему вы попали под сокращение?» вы отвечаете: «Кризис. Многих сейчас сокращают».

Неправильный ответ, даже, если и отчасти правдивый. Как правило, когда шторм, корабль избавляется от балласта. Та же ситуация и в эпоху экономического кризиса.

Согласитесь, признавать себя «не ценным грузом» не очень приятно. А потому нужно придумать причину не такую обидную для самолюбия и более убедительную в глазах работодателя.

На вопрос «Почему вас уволили сразу после испытательного срока?» можно, конечно, сказать, что это – постоянная метода фирмы, которая не хочет повышать зарплату. Но лучше, если вы скажете, что увольнение произошло по соглашению сторон, что вы поняли, что это – не ваше, что это не то, чем бы вы хотели заниматься.

Как объяснить причину увольнения на собеседовании? Об этом также рассказывает короткий и практичный видеоролик.

Если уволили по статье

Это отдельная история. Запись в трудовой книжке соискателя об увольнении по статье, как мигающая красная кнопка, предупреждающая работодателя об опасности.

Есть несколько вариантов, что делать обладателю такой трудовой книжки. Например, потерять трудовую, устроиться на работу «по знакомству». Если вы понимаете, что это все – не ваши варианты, то идите на собеседование и учтите ряд моментов.

Не указывайте в резюме причину увольнения. На собеседовании сами об этом не заводите разговор. Постарайтесь попасть на собеседование к руководителю, а не к сотруднику отдела кадров. Так вы получите индивидуальный подход. И это может вам пригодиться.

Если вопрос, все же, был задан, отвечайте коротко, не детализируя и не приукрашивая. Важно! Способность признавать свои ошибки обычно ценится больше, чем хитрость и желание свалить вину на других. Совет: Если руководитель колеблется, предложите взять вас с испытательным сроком.

5 красивых причин ухода с работы на собеседовании

Какие причины увольнения говорить на собеседовании лучше всего:

  1. Эмоционально сгорели. Сейчас это довольно модный ответ. Кстати, термин «профессиональное выгорание», действительно, существует в природе. Совет: эта причина не подходит, если вы склонны менять место работы каждый год.
  2. Банкротство фирмы, сокращение должности, реорганизация. Осторожно! Это все легко проверяется.
  3. Смена места жительства. Стало неудобно добираться до работы. Совет: можно воспользоваться ситуацией и подчеркнуть свои положительные черты. Например, пунктуальность: «Добираться до работы так долго и проблематично, что из-за пробок я стал (а) опаздывать. Что мне, человеку пунктуальному и обязательному, невыносимо».
  4. Хочу белую зарплату и соц.пакет. Внимание! Подходит тем, у кого на предыдущем месте работы всего этого не было.
  5. Много слышал(а) о вашей компании. Давно мечтаю в ней работать. Замечание: редкому работодателю не польстит такой ответ. Но потрудитесь навести справки и собрать информацию о компании, в которую вы так стремитесь.

И еще один ответ, в качестве образца для подражания:

По моему мнению, продолжительная работа на одном месте ведет к умственному регрессу. Замечаю, что, изучив все нюансы, я выполняю уже свои обязанности «одной левой», на автомате. Мне становится неинтересно и скучно работать. Я больше ничего не узнаю нового, профессионально не расту. Не вижу смысла в такой работе. И потому стараюсь «не засиживаться» — больше трех лет не работать в одном коллективе, на одной должности.

Похожие варианты: устал (а) быть узким специалистом, хочу расширения сферы деятельности, исчерпал (а) свой потенциал в этой компании, не было перспектив профессионального роста.

3 главные ошибки

Критика прежнего руководства, демонстрация обид и претензий. «Начальник всегда прав» — в данных обстоятельствах эта формула работает.

Не важно, кто, на самом деле, был прав в споре с начальством. Победа заведомо – на стороне того, кто сильнее. Смиритесь с этим. Вам нужно найти работу и репутация скандалиста и критикана в этом деле — плохой помощник.

Можно сказать, что пришел новый директор и привел свою команду. В ней не было для вас места. Но вы благодарны прежнему руководству за полученный опыт и готовы теперь его применить с пользой в другом месте. Можно также сказать про разное видение перспектив развития компании. Важно: работодатель часто хочет видеть характеристику с прежнего места работы. А потому, уходя, не хлопайте дверью.

Мало платят. Даже, если это — сущая правда, не делайте ее главным аргументом в поиске нового места работы.

А если вы, все же, решили в графе «причина увольнения» написать «финансовые соображения» , будьте готовы аргументировать свои претензии на хорошую зарплату. Приведите веские доводы, докажите свою компетенцию, как профессионала. Иными словами, обоснуйте свою рыночную стоимость.

Негативная атмосфера в коллективе. Забудьте рассказы про «энергетических вампиров», сидящих с вами в одном кабинете. И про то, как Иван Иванович постоянно шмыгает носом, и вас это достало. Чтобы не убивать Ивана Ивановича, вы решили сменить место работы.

Не прокатит! Никогда не отзывайтесь о бывших компаниях и коллегах плохо. Это прикрепит к вам ярлык «скандалист» или «конфликтный человек». И, в конечном итоге, помешает вам найти работу.

Совет: если на прежнем месте работы у вас остались недоброжелатели, то имеет смысл предупредить об этом новое руководство и добавить, что вас не хотели отпускать, а потому отказались давать положительную рекомендацию.

Что думает работодатель?

Он хочет нанять покладистого, адекватного, компетентного работника. А потому в ответах на вопрос о причинах увольнения, слышит не совсем то, на что рассчитывает соискатель.

Например, работодатель не любит, когда соискатель «заточен» только на большую зарплату.

Ход его размышлений: хочет хорошо получать, значит, мотивирован на результат, амбициозен. Это хорошо и понятно. Но такого можно легко перекупить. Уйдет туда, где посулят больше. Покинет фирму, не раздумывая, если у нее возникнут финансовые трудности. Значит, не надежен.

На заметку: как отмечают профессиональные рекрутеры, каждый работодатель хочет, чтобы его фирму любили не за зарплату, а за «нечто большее». Работодатель не доверяет уволенным по сокращению. В глазах работодателя это не совсем уважительная причина для увольнения.

Ход его размышлений: сократили, значит, не очень был нужен. Значит, можно обойтись и без него. Ценными кадрами не разбрасываются.

Другое дело, если компания пережила реорганизацию, сменила собственника, и сокращение было массовым. В этом случае работодатель может заинтересоваться появлением на рынке труда профессиональных кадров, ставших безработными по независящим от них обстоятельствам.

На заметку: есть термин у «кадровиков» для непрофессиональных и неценных для работодателей кандидатов – «шлак». В эпоху кризиса процент «шлака» на рынке труда резко возрастает.

«Почему я хочу поменять работу?» — что говорить на собеседовании? Запомните 3 главных правила:

  • будьте кратки;
  • аргументированы;
  • никаких конфликтов.

Не стыдитесь сокращения. Сокращение штата – нечто иное, чем увольнение. Оно не столько связано с вашей продуктивностью, сколько с рентабельностью самой компании, и человек, проводящий с вами собеседование, знает об этом. Если вас сократили, постарайтесь не слишком беспокоиться о том, что об этом подумают.

  • Если вы попали под сокращение, подчеркните это, сказав, что ваша должность была сокращена или что компания распустила работников из-за финансовых проблем.

Не будьте к себе слишком строги. Даже если вы были уволены за какой-то проступок, очень важно не бичевать себя из-за этого. Если вы будете так делать, это может негативно сказаться на вашей уверенности, что с точки зрения потенциального работодателя будет выглядеть как нехватка компетенции.

  • Пообщайтесь со своим бывшим работодателем. В зависимости от того, как именно закончилась ваша работа на предыдущего работодателя, возможно, у вас получится заручиться его поддержкой. Поговорите с бывшим работодателем на предмет того, чтобы получить от него рекомендательное письмо, когда вы будете искать себе другую работу. Даже если вы были уволены по инициативе работодателя, он может сказать о вас пару добрых слов, и вы даже можете совместно придумать обоюдно приемлемую историю вашего увольнения.

    • Возможно, вы захотите признать свои ошибки. Если, например, вас уволили за недостаточную эффективность, постарайтесь признать совершенные ошибки и объяснить, чему они вас научили. Бывший же работодатель со своей стороны может порекомендовать вас на основе того, что вы получили достойный урок.
    • Даже если вам не удастся заручиться поддержкой бывшего руководства, возможно, вы получите неплохой отзыв от того, с кем раньше работали в той компании. Не бойтесь попросить об этом.
    • Но если вы совершили что-то очень плохое, например, что-нибудь украли или напали на коллегу, вероятно, у вас будет мало шансов на получение хороших рекомендаций.
  • Оставьте подробности при себе. Нет необходимости указывать причину ухода с последнего места работы в своем резюме или в сопроводительном письме к нему, если вас об этом не просили. И даже если вас попросили дать письменный ответ на этот вопрос, ответьте кратко и в общих чертах. Можно предложить рассказать подробнее об этом при личном собеседовании.

    • В некоторых случаях вам может показаться, что лучше будет объяснить увольнение сразу, прежде чем вас озадачат таким вопросом. Как поступить, решать вам, но помните, что обычно лучше рассказать об этом при личной встрече, чем написать в нескольких предложениях в сопроводительном письме к резюме или в заявке на собеседование.
  • Усовершенствуйте свое резюме . Если после увольнения вы некоторое время сидели без работы, вас может тревожить, как этот длительный перерыв будет смотреться в вашем резюме. Вместо того чтобы говорить о том, что все это время вы ничего не делали, представьте потенциальному работодателю ситуацию с той точки зрения, что вы потратили это время на улучшение своих навыков.

    • Если возможно, повысьте свою привлекательность как работника, получив новый сертификат или квалификацию либо посетив несколько занятий для приобретения новых навыков.
    • Попробуйте себя во фрилансе или консалтинге. Даже если у вас получится организовать совсем небольшой бизнес, это позволит заполнить пробел и выставить себя лидером.
    • Волонтерская занятость также станет хорошим пунктом в резюме, особенно если она будет иметь отношение к вашей сфере.
  • Сделайте акцент на своем профессионализме. Если вы хотите, чтобы ваш будущий работодатель закрыл глаза на длительный перерыв в работе, один из самых лучших шагов, который вы можете предпринять – это приложить особые усилия к тому, чтобы подчеркнуть свой профессионализм. Не давайте человеку, проводящему собеседование, никакого шанса усомниться в вашей способности выполнить стоящие перед вами задачи.

    • Обязательно соблюдайте на собеседовании хороший деловой этикет, одевшись для него профессионально, прибыв на встречу заранее и отключив телефон, чтобы вам не мешали.
    • Также важно изучить информацию о компании и хорошо приготовиться к ответам на возможные вопросы о конкретной индустрии и требованиях к соискателю должности.
  • Многие соискатели интересуются тем, как отказать работодателю после собеседования. Такая потребность возникает, когда человек обращался по поводу трудоустройства в разные компании и сразу несколько из них дали согласие. В статье будет рассказано, как себя вести, чтобы не выглядеть невежей.

    Как тактично отказаться от вакансии

    Многие соискатели надеются на то, что из компании позвонят, и уже тогда они поговорят об отказе. Такой вариант не лучший, потому что есть вероятность выглядеть в глазах работодателя неответственным кандидатом.

    Известить о том, что вакансия перестала интересовать, можно по-разному:

    • по телефону;
    • при личной встрече;
    • письменно.

    Какой бы из них ни был выбран, важно сделать это тактично.

    Схема отказа

    Чтобы все прошло гладко, следует придерживаться определенных правил:

    1. Искренне выразить признательность компании за предложение.
    2. Кратко и понятно аргументировать отказ.
    3. Выразить сожаление о том, что пришлось отказаться от должности.
    4. Пожелать успехов в поиске кандидатов.

    Рекомендации помогут больше не волноваться о том, как отказать работодателю после собеседования. Предложенная схема, если правильно ею воспользоваться, поможет остаться в глазах компании порядочным и тактичным человеком.

    Как отказаться от предложенной должности

    План описанных ниже действий достаточно прост. Главное, не игнорировать работодателя и вовремя поставить его в известность, чтобы он продолжил поиски подходящего кандидата.

    Описанные ниже правила помогут разобраться в вопросе о том, как отказать работодателю после собеседования. Пример аргументированных ответов, которые устроят любого нанимателя, представлен ниже.

    Предлагаем 7 важных составляющих, которых следует придерживаться при личной встрече:

    1. Выразить признательность за потраченное время. Несомненно, что в данной ситуации были потрачены ресурсы на изучение анкет кандидатов и среди них выбирались наиболее подходящие. Обязательно стоит поблагодарить за это и ответить на все возникшие вопросы.
    2. Ни в коем случае не следует заставлять менеджеров строить догадки по поводу отказа. Для компании важно знать истинную причину. Возможно, это поможет организации в будущем более тщательно относиться к возможным кандидатам на определённую должность.
    3. Описывая причину отказа, важно быть кратким и честным. Все из сторон взаимодействия потратили немало времени, поэтому сказать причину следует обязательно.
    4. Объяснение не должно занимать много времени. Лучше ответить просто, по существу и признаться в том, что вами рассматривались и другие варианты.
    5. Быть вежливым стоит ещё и потому, что в случае если другие варианты не подойдут, имеется вероятность вернуться в данную компанию и быть уверенным, что здесь примут.
    6. Постараться поддержать хорошие отношения с работодателем. Не будет лишним пожелать ему всего хорошего. Профессиональный мир не так уж и велик. Возможно, в ближайшем будущем вам придётся встретиться на конференции или еще где-то. Если не пренебрегать данным советом, то можно обрести полезные связи.
    7. Актуальна в данном случае стратегия, которую сравнивают с сэндвичем. Она подразумевает сообщение сначала хорошей новости, потом плохой и опять хорошей. Такое поведение весьма результативно в общении с людьми. Оно позволит предстать перед другими людьми человеком ответственным и серьёзным, который ведёт дела дипломатично.

    Если следовать описанным советам, данный вопрос больше не будет казаться таким сложным. После у работодателя останется хорошее впечатление о соискателе.

    Как выразить отказ в письменном виде

    Не менее часто соискатели отказываются от определённой вакансии в письменном виде. Менеджеру по найму можно написать электронное письмо.

    «Уважаемый _______________________!

    Очень признателен, что Вы выбрали меня на должность _____________. Сожалею, но я уже нашёл подходящую вакансию в другой организации, где меня в данный момент абсолютно всё устраивают. Я отказываюсь от Вашего предложения. Приятно было познакомиться с Вами и Вашими сотрудниками.

    С наилучшими пожеланиями, ___________

    Дата_________ Подпись____________________»

    Как поступать нельзя

    Полезно ознакомиться и с тем, как поступать не стоит при разговоре с работодателем. Ниже представлены советы по этому поводу:

    1. Ни в коем случае не нужно игнорировать работодателя. Он имеет право своевременно узнать решение соискателя.
    2. Нельзя отмалчиваться и не отвечать на телефонные звонки. Часто соискатели поступают таким образом из-за того, что им неловко признаваться в том, что они нашли более подходящую должность либо место работы. Некоторые не знают, как отказать работодателю после собеседования по телефону, поэтому не выходят на связь.

    Игнорирование решения свидетельствует о некорректности и недальновидности кандидата. Данные о соискателе попадают в базу рекрутинговых агентств. Вероятность того, что другие работодатели обратят внимание на такого кандидата, крайне мала.

    После личного общения с представителями компаний информация в базе хранится определённое время. Часто компании обмениваются между собой данными о соискателях, поэтому полезно продумать план разговора заранее.

    Как объяснить отказ

    Причин отказаться от предложенной должности огромное количество. У каждого они разные. Важно правильно преподнести информацию, чтобы оставить о себе мнение как о добропорядочном человеке и компетентном кандидате. Советы, представленные ниже, содержат причины отказа от должности, которые работодатели воспримут положительно. Они продемонстрируют, как вежливо отказать работодателю после собеседования, сохранив хорошие отношения.

    1. Невозможность работать сверхурочно является реальной причиной отказа. Любой работодатель воспримет это адекватно.
    2. Если уровень зарплаты значительно ниже того, на который может согласиться кандидат, то это станет весомой причиной.
    3. Если нет перспективы карьерного роста, соискатель без угрызений совести может отказаться от предложения.
    4. Предложенный режим не всегда устраивает соискателей. Часто при поиске работы этот момент является главным.
    5. Хоть об этом нетактично говорить напрямую, но бывает, что с первого взгляда не понравилась сама компания либо её руководитель. По этой причине многие отказываются от вакансии сразу же после собеседования, но говорить об этом открыто не стоит. Лучше сказать другую более объективную причину.

    В данной ситуации главное - не игнорировать работодателя и вовремя сообщить о своем решении.

    Как отказаться от предложения работодателя

    Неважно, в какой форме соискатель выразит отказ, стоит заранее обдумать, как отказать работодателю после собеседования. Советы эксперта, представленные ниже, помогут сделать это грамотно и тактично:

    1. Проявите максимальную откровенность во время разговора. Если это электронное письмо, стоит постараться излагать мысли таким образом, чтобы при его чтении работодатель чувствовал, что к нему относятся уважительно.
    2. Во время диалога нужно быть открытым. Важно грамотно аргументировать отказ от вакансии.
    3. Полностью отказаться от негатива во время беседы.
    4. Ничего плохого нет в том, что соискатель скажет истинную причину отказа, например, что ему неудобно добираться до работы или не устраивает зарплата.
    5. Если не устраивает функционал, важно доступно и чётко объяснить, чем планирует соискатель заниматься на новой работе.
    6. Какова бы ни была причина отказа, работодатель имеет право её знать, чтобы не принимать на свой счёт принятое соискателем решение.
    7. Важно быть честным и признаться, что вы рассматриваете несколько вакансий. Предупредив работодателя об этом, потом будет проще вести беседу.

    Если соискатель проявляет честность и откровенность во время личной беседы, работодатель это очень ценит. Даже после отказа он предложит занять должность, если дальнейшие поиски работы не увенчаются успехом.

    Перерывы между прошлой и новой работой встречаются в резюме большинства соискателей. Однако если данный срок затянулся более чем на полгода, это может стать существенным препятствием на пути к получению желанной должности. О том, как объяснить работодателю пробелы в трудовой деятельности, – читайте в материале проекта «Работа».

    Попробуйте быть честным

    Многие кандидаты не указывают в резюме те места работы, где они трудились «в черную», а также компании, срок работы в которых не затянулся более чем на несколько месяцев. Такие пробелы лучше всего объяснить честно. Как показывает практика, руководители обращают пристальное внимание лишь на полное отсутствие трудовой деятельности соискателя.

    «Пробелы в резюме могут быть трех типов, – говорит консультант по подбору персонала официального представителя федеральной рекрутинговой сети «ВИЗАВИ Метрополис» Юлия Антонова . – Кандидат в определённый период нигде не работал; кандидат продолжал трудовую деятельность, но официально оформлен не был; кандидат работал не по профессии, в целевом резюме решил не указывать этот опыт. Самым критичным для работодателя будет первый вариант. Человек, который не работает, пусть даже не по специальности, теряет не только профессиональную квалификацию, но и дисциплину и мотивацию. На его адаптацию и включение в бизнес уйдет, скорее всего, больше времени. Проще всего работодатель в России отнесется ко второму варианту – когда трудовой стаж не прерывался, кандидат не был должным образом оформлен. Дополнительную информацию об этом периоде довольно просто восстановить по рассказу кандидата, отзывам бывших коллег или работодателей. В третьем варианте придется дополнительно изучать мотивацию и сохранение квалификации. Если кандидату удалось найти общий язык с работодателем и объяснить мотивы смены профиля деятельности, такие пробелы становятся лишь расширением профессионального опыта, тем самым, упрочивая позиции специалиста».

    «Безусловно, мы обращаем внимание, если у кандидата есть длительные пробелы в трудовом стаже, – говорит руководитель по работе с персоналом екатеринбургского филиала Банка Хоум Кредит Светлана Мильман . – Нам, как, наверное, и любой компании, важно принять на работу благонадежных сотрудников, нацеленных на долгосрочное сотрудничество с нашим банком. Длительный пробел – это отсутствие у кандидата работы более трех месяцев. Однако пробелы в трудовом стаже, отраженные в резюме, не являются стоп-фактором для приглашения на интервью и последующего трудоустройства. Важный момент здесь – именно личная встреча, поскольку есть вопросы, которые человек не готов озвучивать по телефону, и только доверительная беседа со специалистом по подбору позволит ему рассказать о своей ситуации».

    При собеседовании важны и невербальные проявления кандидата, продолжает Светлана Мильман. «Искренность в общении, анализ причин, приведших к пробелу в трудовом стаже, осознание своих целей и мотивация к работе в нашей компании позволят кандидату успешно пройти все этапы отбора и стать частью команды».

    Для некоторых работодателей длительное отсутствие работы и вовсе подразумевает срок более года.

    «Долго без работы – это год и более, – говорит исполнительный директор компании Darenta Олег Грибанов . – Если человек без работы всего месяц или даже полгода, то это может быть обосновано. И, безусловно, у такого кандидата есть шанс на трудоустройство. Много зависит от того, как он проявит себя на собеседовании».

    Безработный или бездельник?

    Даже если кандидат долгое время находился без работы, это вовсе не означает, что он бездельничал. При правильном подходе к перерывам в трудовом стаже, можно заставить пробелы в резюме работать на вас.

    «Для меня важно знать, чем кандидат занимался в свободное время, чтобы понять, подходит он нашей компании или нет, – говорит специалист по подбору персонала Алена Батаева . – Зачастую эта информация может открыть кандидата с интересных сторон. Большинство специалистов проходили через тупик в карьере, однако, если такая трудовая «передышка» была направлена на поиск целей и раскрытие своего потенциала, то в дальнейшем эти люди делали прекрасную карьеру».

    Чтобы провести время без работы с пользой, эксперты советуют заняться обучением, освоением новой специальности или временной подработкой на фрилансе.

    «Длительное отсутствие работы может стать отличным толчком к дальнейшему построению карьеры, – говорит HR-тренер Максим Левченко . – Это именно то время, когда можно тщательно продумать свои цели, обозначить, какими навыками вы уже обладаете, а какие необходимо развивать. В этом и состоит главное отличие конструктивного пробела в карьере от неконструктивного. Большое количество свободного времени дает возможность наконец-то восполнить те пробелы в знаниях, которые мешали человеку заниматься именно тем, к чему он стремится. Также стоит подумать о внештатной занятости. Даже если фриланс и не принесет стабильного дохода, это будет хорошим ответом для работодателя на вопрос, почему у вас не было работы».

    Творческий отпуск

    Запланированный перерыв в работе или «творческий отпуск» также может стать достойным объяснением длительного пробела в резюме. Однако не стоит забывать, что такой перерыв требует определенной финансовой подготовки.

    «Творческий отпуск не такое уж редкое явление, – говорит Максим Левченко. – Однако к перерыву в работе, во-первых, необходимо финансово подготовиться, а во-вторых, использовать это время исключительно для профессионального роста. Поэтому если специалист сможет воспринимать перерыв в карьере не как неудачу, а как новую возможность, он однозначно будет более привлекательным кандидатом в глазах рекрутера».

    Как отмечают эксперты, длительные пробелы в трудовом стаже тем менее критичны, чем выше занимаемая специалистом должность.

    «Пробелы в резюме встречаются чаще у определённых групп специалистов, – говорит Юлия Антонова. – Маркетологи и продажники, например, хорошо понимают «целевую аудиторию» и, предвосхищая вопросы рекрутера, чаще других дают комментарии по пробелам в своем трудовом стаже. Сложнее разбираться с резюме технических специалистов и строителей. Для большинства должностей приемлемым в спокойное время будет срок от пары дней до двух месяцев – за это время можно сориентироваться на рынке труда, согласовать и пройти несколько интервью с интересующими работодателями. Для руководителей и топов этот срок может растянуться до полугода – понятно, что такого уровня позиций на рынке не так много, да и конкурсы на такие позиции проходят довольно продолжительное время. В кризисные периоды для экономики все сроки можно смело умножать на два: бюджеты урезаются, штатные расписания оптимизируются, рынок изобилует специалистами, работы у эйчаров становится больше – конкурсы проходят дольше».

    «Могу отметить, что чем выше должность (топ-менеджмент, генеральные директора и т.д.), тем больший срок без работы воспринимается нормально, – добавляет управляющий партнер компании «Альт-Бизнес» Светлана Май . – У человека явно была подушка безопасности, да и сам поиск соответствующего места – тоже дело не быстрое».

    Если у соискателя есть пробелы в профессиональном стаже, нужно придерживаться нескольких правил, резюмирует директор по персоналу SPSR Express Анастасия Хрисанфова . «Не нужно пытаться их скрыть или «замылить» – это всегда бросается в глаза в виде несостыковок и вызывает большие вопросы, – отмечает эксперт. – Не пытаться прикрыть их несуществующими событиями – важно сделать их понятными для прочтения, например: «С … по …. Проектная деятельность. Реализованные проекты:…». В коммуникации важно быть честным в описании причин, связанных с «пробелом», важно, чтобы вы сами верили, что это не является минусом в вашей профессиональной деятельности. А также важно дать рекрутеру понять, что указанные причины не отразятся в будущем на работе в компании. С каждым годом рынок труда становится все более разнообразным. И если десять лет назад специалистов, которые уезжали на год-два жить в теплые страны было совсем немного, сегодня таких случаев все больше. Пройдет еще совсем немного времени, и мы перестанем оперировать терминами «пробелы» в резюме в том понимании, которое есть сейчас».

    «Мы выбираем, нас выбирают» – процесс поиска работы можно весьма точно охарактеризовать строчкой из известной песни. Неудивительно, что соискателям приходится не только выслушивать отказы работодателей, но и самим говорить «нет». Как это делать грамотно?

    Чтобы дипломатические навыки помогали вам в карьере, читайте рекомендации .

    Как правильно не ходить на собеседования
    «Отправил резюме на вакансию, мне позвонили и пригласили на собеседование. Уже после того как мы договорились о встрече, я понял, что идти не хочу. Во-первых, намечается хорошее место в другой компании, а во-вторых, в эту контору сложно добираться. Стоит ли звонить и отказываться? Может, просто не прийти на собеседование?.

    Соискатели дают друг другу советы, что называется, в меру своей воспитанности. «Зачем звонить? Рекрутеры нам постоянно обещают перезвонить и не перезванивают»; «Обязательно сообщите, что не придете, чтобы не заставлять человека напрасно вас ждать» - мнения, как видим, полярные.

    И все же эксперты рекомендуют найти время сделать звонок или написать электронное письмо, даже если не хочется, неприятно или просто лень. Раз рекрутеры не сдерживают своих обещаний, то и мы не будем, - такая логика неприемлема для вежливого и ответственного человека. Что бы там ни говорили, дипломатия – обязательное оружие специалиста, настроенного на карьерные достижения.

    Воспитывать в себе культуру отказа необходимо еще и потому, что профессиональный мир часто оказывается теснее, чем нам кажется. Не исключено, что вам еще придется пересекаться с этой компанией или даже с конкретным рекрутером. Будьте уверены: ваши дипломатические старания не пропадут даром. Многие менеджеры по персоналу ведут свою базу соискателей, и если напротив вашей фамилии появится пометка «не явился», то, скорее всего, путь в эту компанию для вас будет закрыт.

    По сведениям Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, 22% менеджеров по подбору персонала уверены, что обычно кроются «в отсутствии культуры поведения и деловой этики», 19% — в безответственности. Очевидно, что попасть в число некультурных и безответственных не хочет никто. Поэтому позвонить и отменить договоренность все же придется. Если вы не дозвонились, напишите электронное письмо.

    Сделать это лучше заранее, например, накануне назначенного дня собеседования. Не получилось – позвоните хотя бы за час-два: рекрутер успеет перепланировать свое рабочее время.

    Как объяснить свой отказ явиться на собеседование? Поскольку переговоры только начались, то особых объяснений не требуется – достаточно вежливого сообщения в доброжелательном тоне. «Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня», — такое сообщение не оставит сомнений в вашей воспитанности и знании правил деловой этики. Скорее всего, дальнейших объяснений не потребуется – рекрутеры сталкиваются с подобными случаями весьма часто.

    «Вынужден отказаться от вашего предложения…»
    Иное дело, если вы уже прошли отбор, побывали на собеседованиях, выполнили тестовые задания и получили предложение о работе. А возможно, успели согласиться, и в понедельник вас ждут на новом рабочем месте. И вдруг вы передумали: нашелся более интересный вариант, заболел ребенок, засомневались в перспективах – причины могут быть разные. Как быть?

    Здесь не обойтись без объяснения причин своего отказа, хотя бы в общих чертах. И рекрутер, и будущий начальник, и вы сами потратили на собеседования немало времени и сил. Если на финальном этапе переговоров кто-то из участников вдруг отказывается их продолжать, остальные имеют право знать о причинах. Такие объяснения – вовсе не оправдания, а разумное соблюдение норм этики.

    Вежливо и доброжелательно объясните, почему вы не хотите приступать к работе в этой компании. «У меня появилось другое предложение, и в настоящий момент оно мне более интересно»; «Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от вашего предложения: мне неудобно тратить два часа на дорогу в офис»; «На нынешнем месте мне предложили возглавить новый проект, поэтому я прекращаю поиски работы», - в большинстве случаев выдумывать ничего не надо. И менеджер по персоналу, и руководитель, скорее всего, поймут ваши мотивы без каких-либо приукрашиваний.

    Впрочем, если причина вашего отказа кроется в личности будущего руководителя или в плохой, на ваш взгляд, организации бизнес-процессов в компании, не торопитесь во всеуслышание заявлять об этом. Искусство дипломатии в том и состоит, чтобы сгладить негативные моменты. Поэтому вместо того чтобы выкладывать все, что вы думаете («Ищите других желающих работать от зари до зари и терпеть неуравновешенного начальника за такую зарплату»), лучше скажите: «Сейчас я не готова принять ваше предложение, так как условия работы мне не подходят».

    На этом этапе об отказе лучше сообщить по телефону. Электронная почта тоже допустима, но личный контакт предпочтительнее. Не забудьте поблагодарить несостоявшегося работодателя за уделенное вам время, пожелать всего наилучшего, а если ваш отказ ставит кого-то в неловкое положение (например, если вы уже согласились и должны были выйти на работу), то еще и извиниться за доставленные неудобства.

    «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - это изречение столетиями не теряет своей актуальности. Если мы хотим, чтобы рекрутеры честно сообщали нам об отказе, а не оставляли наедине с догадками, значит, имеет смысл и самим соблюдать все договоренности и вовремя сообщать о принятом решении.

    Удачи в поисках работы!