Роль официальной народности в николаевском государстве. Официальной народности теория

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков - учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура восточных славян; русская культура при рождении была комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности. Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Материальная культура XVII в. занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVIIв. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах, развитие торговли общение с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей. Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство. События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного. Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое. Важное значение имела чеканка монет.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVIIв. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России. Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа. В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.

Литература. Как и в предшествующее время, литература XVIIв. была тесно связана с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и воплощала в своих произведениях социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества. Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVIIв. стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о своей полной гонений жизни написан простым, бесхитростным языком. Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные перемены в развитии русской литературы знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии.

Зодчество. Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов. По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах. Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635-1636г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трехэтажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком". Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой. Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного зодчества. Богатством декоративного убранства отличается Золотое крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.

Скульптура и искусство. Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие ретали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец. Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры. Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы. Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии. В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

Живопись

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике. Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в живописи XVIIв. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVIв. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием. Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно - иконаических традиций.

Музыка и театр. К XVIIв. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой. Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

- 17.56 Кб

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130

вания. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр –

обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной « Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатоеД. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134

турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Описание работы

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

XVIII – XIX в. РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Культура Русского Просвещения и реформы Петра 1.

2. Культура Петербургского периода.

3. Культура России в XIX веке. Золотой век Русской культуры.

Основным содержанием Петровских реформ было разделение единой до того культуры на светскую и религиозную.

Новыми явлениями в русской жизни стали: библиотеки и общедоступный театр, кунсткамера (первый музей). Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот.

Однако проводившие реформы слишком «твердой» рукой царя приобрели не только сторонников (Ф.Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н.Татищев), но и противников, таких как князь Михаил Щербатов (1733-1790) (историк, писатель), который уже после смерти Петра 1 написал в своих работах «О повреждении нравов в России», семитомная «История Российская от древнейших времен», что просвещение портит нравы. Он идеализировал допетровскую старину как цельной и чистой в нравах, и как результат исторического процесса – упадок веры и нравов, и разврат. Причину этого он видел во вторжении иноземной внешней культуры.

Выдающаяся просветительница XVIII века в России – княгиня Е.Р. Дашкова (1744-1810), получившая еще в детстве редкое по тем временам европейское образование, сторонница идей Французского Просвещения, не могла согласиться с жестокостью и насилием Петровских реформ. Она отмечала нечеловеческие условия строителей Петербурга, сони тысяч умерших от болезней и голода, при строительстве Троицкой гавани у Таганрога, строительством которой руководил Петр 1. Огромные человеческие и материальные жертвы при углублении Кронштадского фарватера, а главное унижение человеческого достоинства представителей всех сословий, особенно священнослужителей.

Отношение Петра 1 к старой церкви и религиозности Бердяев сравнивал с большевистскими – «Петр высмеивал религиозные чувства старины, устраивал всешутейский собор с шутовским патриархом». Церковь после такой огромной роли, какую играла в прошлом, заняла скромное положение в политической и частной жизни. Усилился религиозный раскол, что породил раскол гражданский, посев в народе недоверие к власти. И как следствие этого появились течения славянофилов и западников, а затем и евразийцев. И в результате чего сформировалась интеллигенция, которая, преувеличивая размеры и природу зла старой русской жизни, довела этот раскол до революции и гибели Великой русской культуры.

Но отрицать великое значение реформ Петра 1, значит не признавать государственность, обеспечивающую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав.

Основными этапами этого периода являются;

1. Появление светских школ (первая навигационная и артиллерийская в 1701 году, медицинская, где учение приравнивалось к службе, в 1714 г). Дворян стали направлять учиться за границу, а специальный указ 1714 года, запрещал неграмотным дворянам жениться. Во второй половине XVIII века в России было около 20 профессиональных школ. Появились учебники - «Арифметика» Магнитского (1703). Для печатания книг с 1708 года был введен упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 году создается первая Государственная библиотека. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера.

2. Рост промышленности сопровождается подъемом естественных наук: географы изучили Каспийское и Аральское моря, В. Атласов – устюжский крестьянин, составил первое описание Камчатки, в 1720 году была отправлена в Сибирь первая научная экспедиция М. Шмидта, рудознатцы нашли каменный уголь в Подмосковье и Кузнецке, серебро и медь – в Забайкалье.

3. Итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук, в которой были объединены научно-исследовательские и педагогические функции. Крестьяне М. Ломоносов, М. Головин, солдатские дети И. Лепехин С. Крашенников были в числе первых академиков русской науки. Открытие М. Ломоносова, имели мировое значение: атомно-молекулярная гипотеза строения вещества, закон сохранения материи и движения заложили основы новых наук – физической химии и астрофизики. М. Ломоносов создал исторический труд «Древняя Российская история». Учебники по грамматике, риторике, завершил реформу русского стихосложения. Наука в России развивалась как часть науки мировой.

4. Ближайшее окружение Петра состояло из людей известных не родовитостью, а деловыми качествами (Меньшиков, Курбатов, Шахиров).

5. Европеизация коснулась быта российского: летоисчисление от рождества Христова (1января), бритье бород, одежда европейского покроя, материал одежды – шерсть с фабрик, которые получили свое развитие при Петре 1. Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введены по указу царя с 1718 года – это новая форма общения высшего круга дворянского общества: они танцевали, беседовали, играли в шахматы, пили кофий.

6. Преобразование коснулось лишь дворянства, и почти не коснулось крестьянства. В эпоху Петра 1 начался раскол общества и культуры на западную европейскую культуру и цивилизацию, и народную, крестьянскую.

7. Петровские Указы регламентировали не только внешний вид человека, жилища, но и всю жизнь от рождения до смерти.

Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заведенную при церкви, чтобы его вовремя определить в школу, канцелярию, назначить подушную подать. Умершего даже хоронить надо было в гробу, установленного образца.

Петр воплотил идею о введении в повседневную жизнь «регулярства» - главным элементом, которого являлась военная реформа.

Идея «регулярства» воплотилась и в организующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров.

Многие деятели культуры находились на государственной службе и получали жалование- М.С. Ломоносов, Г.Р. Державин, Ф.Г. Волков.

Петр 1 имел особенность вникать во все детали, от проводимых им реформ до устройства садов и парков Петербурга.

2. Культура Петербургского периода XVIII века.

Центром культурных преобразований и зарождение новой культуры явилась новая столица государства – Петербург.

Петербург был задуман как образец новой культуры. Был разработан план застройки города, впервые русский город строился по правилам: прямые улицы, высота домов по правилам архитектуры того периода, полукружие площадей, трехлучье улиц, бульвары.

Архитектор Леблон (ученик Андре Ленотра – главного архитектора при Людовике XIV ) разработал план застройки города. Архитектор Трезини построил Петропавловский собор. В середине XVIII века Растрелли, в стиле барокко построил ансамбль Смольного собора, Зимний дворец, Большой дворец в Царском селе и Петергофе. Русский архитектор А. Кокорин, в стиле классицизма построил здание Академии художеств в Петербурге. Выдающиеся русские архитекторы В.Баженов, М. Казаков в стиле классицизма создали много прекрасных зданий в Петербурге, Москве, Твери.

В 1757 году открыта Российская императорская Академия художеств, в которой выросло новое поколение художников: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский (портретисты).

Развивается монументальная скульптура: Иван Мартос создает скульптуры в стиле классицизма (памятник Минину и Пожарскому). Скульпторы И. Прокофьев, Ф. Шубин (бюсты Ломоносова, Потемкина), Э. Фальконе (Медный всадник).

Для истории России 17 век имеет переломное значение. Он ознаменовал начало планомерного перехода к Государство менялось как в политическом, так и культурном плане. начинали обращать свой взор на Запад. Далее рассмотрим, что собой представляла культура России в 18 веке. Краткое содержание особенностей ее интенсивного роста будет также представлено в статье.

Общие сведения

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

Основные проявления

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Культура России 17-18 века - это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

Общие оценки

Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I. Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои - все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

Основные периоды развития

Культура России в 18 веке кратко делится на три главных этапа:

  1. Первая четверть столетия (реформы Петра).
  2. 30-60-е гг. Они ознаменовались ростом национальной культуры, а также большими прорывами в области искусства, литературы, науки. Вместе с тем существенно усилился сословный гнет.
  3. Последняя треть века. Она характеризуется ростом правительства, существенной демократизацией русской культуры, обострением социальных противоречий и крупными общественными сдвигами.

Особенности просвещения

Этот период характеризуется общим ростом грамотности в России. если проводить параллели с Западной Европой, то уровень образованности у нас заметно отставал. Что касается социального состава учащихся, то он был весьма пестрым. То же самое можно сказать и о возрасте. Немалый вклад в прогрессирование просвещения внесли солдатские школы.

Особенности развития науки

Многими великими событиями пополнилась история России (18 век). Культура способствовала развитию русского общества. Наука начинала освобождаться от пут средневековой схоластики. Для нее это было своеобразное Возрождение. Меткую характеристику тому времени дал Ф. Энгельс. Он считал, что это эпоха, которая нуждалась в титанах и породила таковых по учености, многосторонности, характеру, страсти и силе мысли. В то же время и науке нужны были "творцы". Таким образом, открытия мирового значения были совершены в Российской академии наук математиками Бернулли и Эйлером, а также химиком и физиком Ломоносовым.

Основные вклады

Исследования, проводимые учеными-иностранцами, которые приглашались в Петербургскую академию, также оказывали влияние на развитие мировой и российской науки. Однако последняя была создана не их усилиями. То же самое можно сказать и о "просвещенной" монархии. Отечественная наука была создана русским народом. Речь идет о людях "разного чина и звания", среди которых можно выделить следующих:

  1. И. И. Ползунов (солдатский сын).
  2. М. И. Сердюков (калмыкский строитель и гидротехник) - создал "огнедействующую" машину, является первым русским теплотехником.
  3. А. К. Нартов (токарь).
  4. И. И. Лепехин, В. Ф. Зуев, С. П. Крашенников (солдатские дети) - входили в число первых отечественных академиков.
  5. М. Е. Головин (солдатский сын) - математик.

Это и есть подлинные творцы науки в крепостной России.

Вклад Ломоносова

Его открытия и гениальные догадки сильно выделяются среди всех достижений русской научной мысли. Он опирался на опыт, живую практику и материалистически оценивал окружающий мир. М. Ломоносов стремился к глубокому творческому обобщению. Он хотел познать тайны природы. Этот ученый является родоначальником физической химии и атомистики.

Дополнительные сведения

Основы научной биологии были заложены во второй половине XVIII столетия. В это время ыходит первый российский медицинский журнал. Речь идет о "Санкт-Петербургских врачебных ведомостях".

Историческая наука: главные особенности

Вторая четверть века - время становления истории как науки. Собираются и публикуются определенные издания. Многие дворяне-историки пытались заниматься подобной деятельностью. Большой интерес для общества представляет сегодня история России (18 век). Культура империи продолжала стремительно развиваться. В. Н. Татищев является крупнейшим исследователем прошлого. Он начал работать над "Историей Российской". Это была его попытка связно изложить события с дворянской точки зрения. Заметим, что данная работа стала основой для многих ученых. В частности, это относится к М. В. Ломоносову и его "Древней Российской истории". Также не стоит забывать М. М. Щербатова и его труд "История Российская от древнейших времен", в котором прослеживается стремление возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и привилегии "высшего" сословия. Автор был напуган Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Он понимал, что народные восстания и движения неизбежны, но вместо с тем осуждал их. И. И. Болтин - еще один историк из дворян. Критик, проницательный, вдумчивый ученый, он также занимался историей не только дворянства, но и прочих слоев общества - ремесленников, духовенства и купечества. Но и его труды возвеличивали самодержавную власть царя и крепостнический строй.

Основные достижения

Российская наука развивалась в качестве части мировой. При этом русские ученые воспринимали достижения своих западноевропейских коллег с творческой точки зрения. Кроме того, они сами начинали существенно влиять на мировую научную мысль. Что касается общего уровня ее развития, то он был несколько ниже западноевропейского. В связи с этим, каждое новое достижение приобретает гораздо большее значение. Ученые из других стран были прекрасно осведомлены об изданиях Российской академии наук. Стоит также отметить, что данные успехи не превратились в достояние трудовых масс. Они были оторваны от этого. Интересы масс были далеки от науки и просвещения. Что касается самодержавия, то власть имущие боялись распространения знаний. Народ выражал свои художественные представления и общественно-политические взгляды иначе. Речь идет о прикладном искусстве и устном творчестве.

Особенности зодчества

Новшества начали вноситься в сферу строительства еще в Как и вся культура России в 18 веке, архитектура переживает значительные изменения. Архитектурные сооружения призваны выражать величие и мощь империи. Благодаря страны меняется и гражданское строительство. Арсенал в Кремле, Большой Каменный мост - наиболее знаменитые сооружения того периода.

Развитие архитектуры

Первая Архитектурная школа была организована в Москве Ухтомским. М. Ф. Казаков и В. П. Баженов учились под его руководством. Петровскую эпоху знаменует строительство новой столицы. Для этого приглашаются иноземные зодчие. Речь идет о Растрелли и Трезини. Новая столица задумывалась в качестве регулярного города. При этом она должна была иметь длинные лучевые проспекты и ансамбли кварталов, площадей и улиц. Трезини стал автором жилых строений для нескольких категорий населения:

  1. "Простых" людей.
  2. "Зажиточных" горожан.
  3. "Именитых" граждан.

Данные общественные сооружения отличала простота стиля. К значительным объектам можно причислить Петропавловский Собор. Среди общественных зданий выделяются следующие:

  1. Адмиралтейство.
  2. Биржа.
  3. Гостиный двор.

Вместе с Петербургом возводились многие другие объекты. В частности, это относится к загородным дворцам со знаменитыми парковыми ассамблеями. Речь идет, в первую очередь, о Петергофе. Что касается стиля русского барокко, то огромный вклад в его развитие внесло творчество отца и сына Растрелли. Первый являлся итальянским скульптором. Он принимал участие в декоративной проработке Петергофа. Его сын является уже русским архитектором. Он - автор множества значимых сооружений, среди которых можно выделить следующие:

  1. Дворцы: Екатерининский, Большой, Зимний.

Развитие зодчества во второй половине столетия

В зодчестве русский классицизм сменил барокко. На рубеже 19-18 века культура России увидела расцвет этого направления. Также были и представители классицизма. К ним можно отнести архитекторов И. Е. Старова, М. Ф. Казакова и В. П. Баженова. Последние работали в Петербурге и Москве. Они сделали весомые вклады в возведение таких сооружений, как:

  1. Михайловский замок.
  2. Дворянское Собрание.
  3. Сенат в Московском Кремле.
  4. Дворцово-парковый ансамбль (подразумевается Царицыно).
  1. Прямые ряды колонн.
  2. Соблюдение строгой симметрии.
  3. Прямые линии.

Дворцовая площадь (архитектор К. И. Росси) является ярким примером данного направления. Сохранившиеся здания того периода в настоящее время являются не только украшением городов - это шедевры, имеющие мировое значение.

Изобразительное искусство: особенности развития

России 18 века также претерпевала изменения. Этот период ознаменовался расцветом портретной живописи. К наиболее известным художникам петровского времени можно отнести следующих:

  1. Ивана Никитина.
  2. Андрея Матвеева.

Они считаются основоположниками русской светской живописи. Перелом наметился в конце 20-х годов. Стало преобладать придворное направление живописи. Лучшими портретистами того периода считаются:

  1. В. Л. Боровиковский.
  2. Д. Т. Левицкий.
  3. Ф. С. Рокотов.
  4. А. П. Антропов.

Классическое направление в скульптуре представлено следующими деятелями:

  1. Михаилом Козловским.
  2. Федором Шубиным.

Эрмитаж (богатейшая художественная коллекция мира) также был сформирован в XVIII ст. Его основой служит частное собрание картин императрицы Елизаветы Петровны.

Особенности образа жизни столичных горожан

В нем происходили разительные изменения. Это было особенно легко заметить в Москве и Петербурге. Также выделялись некоторые другие большие города страны. Вельможи начали строить для себя роскошные дворцы. Популярными местами для этого стали Невский проспект и Дворцовая набережная. Сооружения возводились прямо вдоль каналов, впадавших в реку. На стали красоваться гранитные набережные. Вся эта работа закипела после соответствующего указа императрицы. Также стоит отметить, что небезызвестная решетка Летнего сада установлена именно благодаря ей. К концу столетия мода в Петербурге несколько изменилась. Здесь многие увлеклись содержанием аристократических салонов. Тут можно было услышать французскую речь или принять участие в спорах об искусстве, литературе или политике. В подобных салонах начинали блистать многие личности. В частности, это относится к российским литературным знаменитостям. Щегольские экипажи проезжали мимо роскошных особняков, расположенных на Невском проспекте. Здесь частенько прогуливались нарядно одетые обыватели и гвардейские офицеры.

Москва тоже претерпевала значительные изменения. Стоит отметить, что петербургского блеска и богатства тут не было. Тем не менее, московская знать не собиралась отставать от новых веяний времени. Хаотичная застройка города прекращалась, улочки начали выравниваться. Стоит отметить, что эти новшества не захватили все государство. Скорее, даже наоборот. Они еще сильнее подчеркивали бедность российской жизни, традиционность и общую застойность. Огромная область народного быта осталась вне городской цивилизации. Это, прежде всего, относится к деревне и селу. Как и в городах, тут явственно ощущались существенные перепады в особенностях уклада и условиях жизни. Дворянство продолжало оставаться частью сельского населения. После выхода соответствующих указов (Жалованной грамоты и вольности) представители данного сословия освободились от обязательной военной и государственной службы. Таким образом, значительная часть дворянства начала устраивать сельскую жизнь, поселилась в своих поместьях и стала заниматься домашним хозяйством.

Что касается основной части этого класса, то она была представлена помещиками "средней руки" и владельцами деревенских усадеб. В связи с этим можно смело сделать вывод: дворяне не были отделены от крестьянского быта чем-то непреодолимым. В их усадьбах проживала прислуга, а также дворовые люди, с которыми они могли общаться. Представители двух разных сословий много лет находились бок о бок. Таким образом, происходило соприкосновение с одной и той же народной культурой, поверьями, обычаями и традициями. Дворяне могли лечиться у знахарей, париться в бане и пить те же настои, что и крестьяне. Также стоит отметить, что значительная часть данного сословия была мало- или безграмотной вовсе. Тут весьма уместно вспомнить госпожу Простакову Фонвизина. Усадьбы дворян были неотъемлемой частью российской сельской жизни. Что касается крестьян, то последние новшества не коснулись их вовсе. Лишь малая часть из них смогла выбиться в "люди". В селах они начали строить добротные и чистые избы. Также крестьяне использовали новые предметы быта (мебель и посуду). Они смогли разнообразить свою пищу и приобретать более качественную обувь и одежду.

В заключение

В представленной ниже таблице можно увидеть наиболее яркие события и явления, характерные для первой половины 18 века.

Образование Театр Наука Зодчество Живопись Литература Быт

1."Арифметика" Магницкого.

2. "Букварь" Поликарпова.

3. "Грамматика" Смотрицкого.

4. "Первое учение отрокам" Прокоповича.

Реформа алфавита, введение гражданского шрифта.

Указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

Создание школ:

1. Цифирных.

2. Навигацкой.

3. Морской.

4. Инженерной.

5. Медицинской.

6. Артилерийской.

Издан Указ о формировании Академии художеств и наук.

Создан общедоступный театр, начато сооружение "Комедиальной хламины"

1. Создание Нартовым токарно-копировального станка.

2. Аптекарский огород стал основой ботанического сада.

3. Сформирован первый госпиталь. Появились хирургические инструменты.

4.Создана Кунсткамера - первый естественно-научный музей.

6. В Сухаревской башне Я. Брюсом открыта обсерватория.

7. Состоялись Камчатские экспедиции Чирикова и Беринга.

Преобладает барокко. Особенности стиля:

Монументальность;

Изогнутость линий фасада;

Пышность;

Обилие колонн, статуй.

Памятники:

Собор Петропавловской крепости;

Здание 12 коллегий;

Кунсткамера;

Адмиралтейство;

Смольный собор, Зимний дворец.

Никитиным создано полотно "Пётр на смертном ложе".

Матвеев написал "Автопортрет с женой".

1.Тредиаковский создал первую оду.

2. Начала выпускаться газета "Ведомости".

3. Создана библиотека.

Появление ассамблеи - бала, устраиваемого в домах знати. С 1700 используется новое летоисчисление.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Уральский государственный колледж И.И. Ползунова

Культура России в XVII-XVIII вв.

Выполнила Яковлева Ксения

Группа PR-123

Проверила Якименко И.В

Екатеринбург 2011

Введение

1. Русская культура XVII века

1.1 Школа, просвещение и научные знания

1.2 Литература

1.3 Архитектура

1.4 Музыка и театр

2. Русская культура XVIII века

2.1 Просвещение

2.2 Фольклор и литература

2.3 Архитектура

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVII и XVIII столетий, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры эти века вошли как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.

Актуальность этой темы заключается в том, что XVII-XVIII века стали переломными для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

В этой теме я планирую рассказать о том, как развивалась русская культура на протяжении двух столетий.

Главной целью работы является рассмотреть культуру России XVII и XVIII века, изучить её особенности.

1. Русская культура XVII в.

1.1 Школа, просвещение и научные знания

XVII в. - формирование русской нации. Отход культуры от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Стремление к реализму в искусстве и живописи. Развитие образования и книгопечатания. Развивается персонная живопись. Появился театр (придворный и школьный).

В ХVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос, в различных слоях он составил: среди помещиков - 65%; купечества - 96%; посадских людей - около 40%; крестьян - 15%; стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

В XVII в. в Москве появились средние школы, где изучались ин. языки и некоторые предметы связанные с более широким характером образования (1621 г. - лютеранская школа в Немецкой слободе; 1640 - е гг. - частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии; 1650 г. - школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора; 1664 г. - государственная школа для обучения подъячих Приказа тайных дел и др.). Наконец, в 1687 г. В Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызывала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников типа «цифирной счетной мудрости» - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике. В нем содержалось 50 страниц таблиц умножения, которые обеспечивали торговые расчеты на суммы до 10 тысяч рублей. В торговой практике, в приказной системе и в быту использовался инструментальный счет, который отличался от вычислительных способов, употребляемых в Западной Европе. Для этого использовался «прибор» с костяшками или бусами, нанизанными на прутья, закрепленные в раме. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве.

Соответствующие практические знания передавались чаще в устной форме («Книга сошного письма» - о применении геометрии при измерении земельных площадей). Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты и т.п.).

Механические приспособления были распространены и на первых русских павильонных мануфактурах (мельничные водяные колеса приводили в движение молоты, сверлильные станки, циркулярную механическую пилу, подъемные механизмы и т.п.). Многие русские заводы того времени были оснащены передовой для своего времени техникой. В связи с этим появилась потребность в пособиях, обобщавших практический опят и содержавших теоретические сведения по физике, химии, механики, и другим наукам.

Первой попыткой соединения теории и практики явился рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел» (1620).

В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели («лечцы»), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные «Лечебники» и «Травники», обобщающие вековой опыт народной медицины. Одновременно в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы. В 1682 г. Царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные «шпитальни» - больницы для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей…служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственных службах изувечены». В 1654 г. При Аптекарском приказе была открыта «Школа русских лекарей» со сроком обучения 5-7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращению на родину, получившие ученую степень доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.).

1.2 Литература

17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.

Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века - «Сказание Келаря Троице - Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.

В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых года 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.

Было в литературе 17 века, ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо-татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.

Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.

Свою нишу в литературе 17 века заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума - «Житие протопопа Аввакума».

В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.

1.3 Архитектура

В XVII веке общение с Западной Европой отразилось на жизни России. Влияние церкви на мировоззрение людей ослабевает. Формирование общерусских рыночных отношений отразилось на росте городов, их развитии за счет новых слобод. В середине столетия количество городов достигло 254.

Архитектуру в России XVII в. можно условно разделить на три этапа: 20-30-е гг. - период сложения нового стиля; 40-80-е гг. - период расцвета строительства, 90-е гг. - период обращения к новым идеям, формам, элементам.

В конце XVII в. уже больше чувствуется светское начало. Разрабатываются новые типы гражданских общественных зданий. Однако традиции русского зодчества, сложившиеся в процессе его многовекового развития, не могли быть полностью прерваны. Сохраняется национальный колорит, тяга к архитектурным затеям и выдумкам, вызов строгости и порядку. Нигде в мире нет такого радостного и веселого религиозного сознания, такого необычного церковного искусства, как в Москве.

В конце XVII в. заканчивается долгий этап древнерусской культуры. С начала нового века страна все активней будет принимать формы Запада. Но творческий подход к новому приведет к созданию уникальных сооружений и в камне, и в дереве. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

Многие постройки возводились мастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.). К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света".

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное влияние каменной архитектуры. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе - "дивная" Успенская церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре - церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность.

Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над "гробом господнем" в Иерусалиме - главной христианской святыни. Еще ранее возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В 70-80-х годах строится ансамбль построек ростовского митрополичьего двора - Ростовский кремль. Жилой комплекс здесь сочетался с храмовым. Все постройки окружали массивные стены с башнями. Заказчиками церквей выступали не только "власть предержащие", но и прихожане - жители посадов и сел. Поэтому говорят даже о посадском направлении в зодчестве. Характерным здесь является культовое строительство в Ярославле, одном из крупных ремесленно-торговых центров. Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы "Мокрого", грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.

В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов.

Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю.

В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более двухсот торговых помещений. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

1.4 Музыка и театр

До XVII века на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды - свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи - плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и другие. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих народных театров (скоморохи - в Белоруссии, казыкчи и масхарабозы - у узбеков и таджиков, берики - у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

По- настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских "отроков". В 1673 году 26 жителей Новомещанской слободы были определены к "комедиальному делу", потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре. Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. Романтические драмы раскрывали пробуждение национального самосознания, в них звучали освободительные идеи, протест против социальной несправедливости, унижения человеческого достоинства. Развитие Драмы в России шло иными путями, чем в Западной Европе. Русская классическая драматургия росла на основе незатухавших народно-освободительных движений. Ей присущи воинствующий демократизм, глубокий гуманизм и восходящая линия развития даже в то время, когда западноевропейская драматургия шла к распаду. Русская драматургия начала складываться еще в древний период русской культуры - в фольклоре и народных играх и обрядах, связанных с крестьянским трудом и бытом (хороводные игры, свадебные обряды). Литературная драматургия возникла в России в связи с прогрессивными реформами петровского времени, давшими толчок развитию русской национальной культуры. К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

русский культура мировоззрение просвещение

2. Культура России XVIII в.

2.1 Просвещение

Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные -- на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские -- в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л.Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание -- 1707 г.). «Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине -- второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову, Псалтырю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы -- для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I. Для обучения дворян возможностей было больше -- частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства. Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней -- университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств. В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры -- в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений -- Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе».

2.2 Фольклор и литература

Литературу XVIII в. отличает широкое отражение особенностей новой эпохи: возрастание могущества Русского государства, расширение знакомства русских людей с западноевропейскими странами, формирование новых духовных качеств, и прежде всего гордости за Русскую землю. Литература петровского времени освободилась от религиозного влияния, стала ставить вопросы политического, исторического, бытового и личного характера, трактовать их в прогрессивном духе, соответствующем основным тенденциям эпохи. Народное творчество начала XVIII в. также отразило особенности времени.

В литературе тех лет примечательным явлением были повести. Они довольно тесно связаны с фольклором, более всего со сказками. Весьма популярная «история о российском матросе Василии Кариотском» повествовала о приключениях русского человека, попавшего после кораблекрушения на неведомый остров. Иного типа «Повесть о цесаревиче Ярополе». В ней наиболее примечательно влияние богатырских мотивов былин: так, Яропол бьется в поединке с турецким исполином, причем бой протекает обычно так, как в былинах: герой в многократных схватках побеждает врага, вынимает у него сердце с печенью.

Литература XVIII века -- литература просветительства. Первый ее этап представлен творчеством Кантемира, Тредьяковского и Ломоносова. В своей научной деятельности и литературном творчестве они соединяли опыт зарубежной науки и искусства с опытом русского народного творчества. Кантемир использовал не только античные формы и образность, но и стиль, и язык народной поэзии. Еще более широко обращался к русскому народному творчеству Ломоносов. Он вырос в северной русской деревне, где бытовали многие жанры фольклора, в том числе былины. В своих научных трудах -- «Российской грамматике», «Риторике», «Древней российской истории» -- Ломоносов многократно указывает на ценность русского народного творчества, приводит примеры из песен, пословиц и поговорок; сожалеет о том, что произведения русского фольклора мало записывались. Его научные сочинения дали толчок собиранию и изучению народно-поэтического творчества. Он изучал русскую и славянскую мифологию, обычаи и обряды, произведения различных жанров фольклора. Все это дало возможность показать богатство русской культуры, своеобразие русского языка, талантливость русского народа. Исследователи творчества Ломоносова считают его основоположником исторической школы в русской фольклористике.

Несомненно, под влиянием Ломоносова с середины XVIII в. начинается собирание и издание произведений народнопоэтического творчества, а затем и все более широкое его использование в литературе. К пословицам часто обращался Н.И. Новиков. Став арендатором типографии Московского университета в 1779 г., Новиков издал целый ряд сборников фольклорных произведений: «Новое и полное собрание российских песен» (1780--1781), сборник пословиц, составленный А. Барсовым, сборник сказок, составленный В. Левшиным. Важной заслугой Новикова было широкое использование произведений фольклора в социальной, антикрепостнической сатире. Пословицы и сказки помогали ему создавать острые обличительные произведения. Нередко он вкладывал в уста самих крестьян едкие высказывания в адрес крепостников-помещиков. Идейное содержание произведений Новикова чрезвычайно богато. Писатель широко охватил русскую жизнь, особенно ярко показал положение крестьян, выступив на защиту их интересов. Творчество Новикова оказало большое влияние на русских писателей, помогло им оценить значение русского народного творчества.

В конце XVIII в. русский просветительский реализм, который был свойствен названным писателям, получил дальнейшее развитие. Писатели еще чаще и еще искуснее стали использовать фольклор в своих произведениях, все, более подчиняя его целям, которые имели не только прогрессивный, но и революционный характер. Основой этого процесса было обострение социальных противоречий, крестьянские волнения и восстания. Раскрывалось огромное идейное значение русского фольклора для литературы. С особой силой это проявилось в творчестве И.А. Крылова и А.Н. Радищева. В произведениях этих писателей наиболее ярко выражено то качество литературы, которое называется народностью. Размах народных волнений и влияние идей французской буржуазной революции конца XVIII в. способствовало новому пониманию народного творчества. Это ярко сказалось в произведениях А.Н. Радищева, который увидел в фольклоре отражение настроений и стремлений крепостного крестьянства, его безысходного положения. Причитаниям. Однако в целом обращение к фольклору в конце XVIII в. имело еще ограниченные рамки. Оно заключалось чаще всего в прямом использовании народно-поэтических сюжетов и образов, в их поэтической обработке соответственно стилю определенного автора и его индивидуальной манере.

2.3 Архитектура

Русская архитектура 18 века связанна преимущественно с тремя архитектурными направлениями. Это, прежде всего барокко, рококо и классицизма.

Барокко - это направление в искусстве, основными чертами которого является пышность, контрастность, а так же совмещение реальности и иллюзий. Мастера работы в стиле барокко, оставили большой след в русской архитектуре 18 века. Фамилии Трезини, Шлютера, Мичетти, Земцова, Растрелли, Чеванского и Ухтомского навсегда остались в истории русской архитектуры.

Стоит отметить, что ансамбли Зимнего дворца, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Царского села и оформление Петергофа - это шедевры произведения стиля барокко.

Рококо - архитектурный стиль, который возник путем сочетания барокко и классицизма. Этот стиль несет в себе утонченность и галантность и характерен в основном для оформления интерьеров.

В 18 веке, в русской архитектуре, происходит становление нового явления - «русского классицизма». Русский классицизм - это направление архитектуры, для которого характерна простота и строгость, а так же рациональность. Большое количество построек в стиле русского классицизма находилось в Москве. Дом Пашкова, Царицынский комплекс Бажова, здания Сената, дом князя Голицына и многие другие постройки. Сегодня эти здания являются памятниками русской архитектуры 18 века. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему.

В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Русское искусство, как мы увидим, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен. Еще очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

Заключение

Изучив культуру России 17-18 века, можно сделать следующие выводы. Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье.

Некоторые исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре "нового времени" Но на самом деле возникли лишь предпосылки, переворот же произошел в XVIII в при Петре I.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличие от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Культурные достижения 17 и 18 века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

Список используемой литературы

1.Балакина Т.И. История русской культуры/Т.И. Балакина - М.,1995. - С. 84

2. История русского искусства. Т.I. - М.: Изобразительное искусство,1991. - С.-231.

3. История русской культуры IX-XX вв./ под ред. Л.В. Кошмана. - М.: Дрофа, 2006. - С.-425.

4. Каверин, Б.И. Культурология / Б.И. Каверин. - М.: Юнити, 2005. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 197.

5.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII веков. - М., 1984.-С.-98.

6.Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества/З.И. Пастухова - Смоленск «РУСИЧ» - С.-39

7..Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры X-XVII вв/ А.М. Сахаров. - М.: Просвещение, 2007. - С.-234.

8. А.Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»1954г.

9. http://spimash.ru

10. http://www.russianculture.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование экономических, политических и социальных условий развития русской культуры в XVIII веке. Характеристика особенностей науки, образования, литературы и театра. Расцвет русской живописи. Новые тенденции в архитектуре. Культура Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архитектуры и живописи. Яркие представители данных направлений и оценка их основных достижений в XVIII веке.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Особенность развития русской культуры в XVIII в. Подъем культурного и экономического развития России в петровскую эпоху. Предпосылки развития науки. Направления развития литературы и театра. Живопись и архитектура. Трансформация придворного быта.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Произведения русской портретной живописи. Первые парсуны, изображавшие исторических лиц. Портретные образы в иконе XVII века. Необычные портреты Преображенской серии. История русского искусства XVII-XVIII веков. Развитие иконописи в древнерусском стиле.

    реферат , добавлен 25.07.2009

    Культура России на пороге Нового времени. Формирование русской национальной культуры. Разрушение средневекового религиозного мировоззрения. Образование и книгопечатание, литература, архитектура, живопись, театр и музыка. Введение нового летоисчисления.

    реферат , добавлен 12.08.2014

    Прогресс русской культуры, сопровождавшийся развитием просвещения, науки, литературы и искусства, в первой половине XIX века. Яркие представители культуры в данный период в сфере архитектуры, живописи, театра и музыки, а также русской журналистики.

    презентация , добавлен 03.12.2012

    Обмирщение культуры переходного периода, изменение традиционного мировоззрения и расширение культурных связей России с Западной Европой. Развитие системы образования, книгопечатания и литературы. Особенности архитектуры, живописи и прикладного искусства.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.