Сценарий посвященный окончанию 2 мировой войны. День окончания Второй мировой войны (1945 год)

Возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей, способствующих соблюдению национальных интересов страны – главная цель патриотического воспитания.

Создать конкретные условия для проявления патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к истории Российского государства как части всемирной истории позволяет применение цифровых образовательных ресурсов при проведении воспитательного мероприятия.

На этапе подготовки данного мероприятия были организованы творческие группы учащихся: 1) исследователи (собирали материал по истории Второй мировой войны), 2) музыкальные редакторы (подбирали музыкальное сопровождение), 3) арт-дизайнеры (создавали мультимедиа презентацию),

4) сценаристы (разработали сценарный план мероприятия), выбраны четверо ведущих.

Благоприятный эмоциональный настрой создает -видео и -аудио ряд, используемый в презентации. Когнитивная составляющая представлена четко, логически завершена. Учащиеся получили достаточно знаний, для своей возрастной категории, по истории Второй мировой войны, отражен вклад советских солдат в победу над Японией.

В конце мероприятия подведение итогов, викторина и рефлексия учащихся.

Материалы методической разработки могут использоваться на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Окончанию Второй мировой войны посвящается… »

(к 65- летию окончания Второй мировой войны).

Анненкова Елена Николаевна,

МБОУ СОШ №29 г. Хабаровска, учитель истории и обществознания.

Воспитательное мероприятие/ классный час

Целевая аудитория : учащиеся 5-7 класса.

Цели:

1.Приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих историю своего Отечества, на примере участия России в завершении Второй мировой войны.

2. Развитие информационно- коммуникативной компетентности.

3. Создание конкретных условий для проявления патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к истории Российского государства как части всемирной истории.

  • Используемые ЦОР: презентация Microsoft Office Power Point 2007.
  • Музыкальное оформления (файлы mp3):
  • песня « Журавли
  • звук метронома «минута молчания».

Разработка воспитательного мероприятия.

Комментарий к слайдам презентации.

Слайд 1.

  • Звучит песня « Журавли », музыка Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова (исполнение М.Бернеса).

Вступительное слово учителя.

У времени есть своя память – история. И поэтому мир, никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбросивших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

В эти дни отмечается окончание Второй мировой войны. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь…

Сегодня мы перелистаем некоторые страницы Второй мировой войны и узнаем о том, как она закончилась.

Слайд 2.

Ведущий 1.

Вторая мировая войнакрупнейшая война в истории человечества. Она началась 1 сентября 1939 г. и закончилась 2 сентября 1945г.

В этой войне участвовало 62 государства из 73, существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов.

Слайд 3.

Ведущий 2.

  • Звучит Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Д.Шостаковича.

1 сентября 1939 г. в 04.ч. 45 мин. Вооружённые силы Германии вторгаются в Польшу. С этого момента начинается Вторая мировая война.

Слайд 4.

Ведущий 3.

Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.

Фридрих Великий, император Священной Римской империи.

Ведущий 4.

И это действительно так. Главными причинами войны являлись:

  • 1. Агрессивная политика многих государств
  • 2. Планы Германии взять реванш за проигрыш в Первой мировой войне
  • Приход к власти в Германии нацистов.
  • 3. Мировой экономический кризис.

Слайд 5.

Ведущий 1.

Государства-участники Второй мировой войны объединились в блоки.

Антигитлеровская коалиция:

  • СССР
  • Великобритания
  • Франция

В ходе войны к ним присоединилась многие государства мира (всего 49 ).

Слайд 6.

Ведущий 2.

Нацистский блок:

  • Германия
  • Италия
  • Японская империя
  • Болгария

Слайд 7.

Ведущий 3.

Основными театрами военных действий считались:

  1. Западноевропейский
  2. Восточноевропейский
  3. Средиземноморский
  4. Африканский
  5. Тихоокеанский

Слайд 8.

Ведущий 4.

К маю 1945г. вся Европа была освобождена от фашистских захватчиков.

Первый акт о капитуляции Германии был подписан 7 мая 1945г. в 02.41 ч. представителями Верховного командования вермахта (немецкий генерал Йодль ), верховным командованием Западных союзников (генерал Беддел Смит ) и Советского Союза (генерал-майор Суслопаров ).

Слайд 9.

Ведущий 1.

Акт о капитуляции был написан на 4-х языках, а дата вступления документа в силу

Слайд10.

Ведущий 2.

Однако, не все немецкие части были согласны на капитуляцию, рассматривая данный акт как перемирие. Позиция советского руководства в этом вопросе была тверда – возможна только безоговорочная капитуляция Германии.

Ведущий 3.

9 мая 1945г . в 00.16 ч. б ыл подписан второй акт о безоговорочной капитуляции Германии, подтвердивший время прекращения огня 8 мая 1945г . в 23.01 ч. по среднеевропейскому времени.

Слайд 11

Ведущий 4.

Но Вторая мировая война не закончилась. Боевые действия перенеслись на Тихоокеанский военный театр. Здесь активное сопротивление оказывал союзник Германии – Японская империя.

Слайд 12.

Ведущий 1.

Боевые действия в этом регионе велись с 1937 года , однако частью Второвой мировой стали считаться лишь с 1941 года .

Слайд 13.

Ведущий 2.

Японское правительство вынашивало планы создания «Великой Японии» на покорённой территории Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана.

Слайд 14.

Ведущий 3.

На слайде Вы видите основные места сражений, охвативших дальний Восток, юго-Восточную Азию и Тихий океан.

Слайд 15

Ведущий 4.

С декабря 1941г. активные военные действия против Японии вели британские, голландские, индийские, австралийские вооружённые силы.

Слайд 16.

Ведущий 1.

7 декабря 1941г. самолёты с японского авианосного соединения совершили нападение на американский флот в гавани Пёрл-Харбор , США вступили в войну на Тихом океане.

Слайд 17.

Ведущий 2.

На Ялтинской конференции в феврале 1945г.советское правительство взяло на себя обязательство вступить в войну против Японии на стороне союзников не позднее 3 –х месяцев после окончания войны в Европе.

Слайд 18.

Ведущий 3.

В ходе Маньчжурской операции советские войска в короткий срок разгромили японскую Квантунскую армию.

Слайд 19.

Ведущий 4.

6 и 9 августа 1945 года американская авиация сбросила атомные бомбы на города Хиросиму и Нагасаки, что привело к огромным разрушениям и потерям гражданского населения.

Слайд 20.

Ведущий 1.

Ядерная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки унесла жизни более чем 250 тысяч человек.
Это были самые большие потери за всю историю человечества.

Слайд 21.

Ведущий 2.

В этих японских городах даже не было военных объектов. Большинство погибших – дети.

Слайд 22

Ведущий 3.

Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар.

Слайд 23

Ведущий 4.

Тени на парапетах от людей, отпечатались даже в полумиле к юго-востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо. Все что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились – это горстки черных теней.

Слайд 24.

Ведущий 1.

Женщины, мужчины и дети, застигнутые взрывом врасплох во время обыкновенного рабочего дня, были умерщвлены страшным образом. Их внутренние органы моментально сварились, кости от страшной жары превратились в твердый уголь.

Слайд 25.

Ведущий 2.

В современной Японии каждый год зажигаются Свечи памяти жертв ядерной бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки.

Слайд 26.

Ведущий 3.

А День Хиросимы стал отмечаться международным сообществом как Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия.

Слайд 27.

Ведущий 4.

В результате ожесточенных боев советские солдаты справились с 3- миллионной Квантунской армией за 24 дня. Во время сражений погибло более 8 тысяч и ранено более 22 тысяч советских солдат и офицеров.

Слайд 28.

Ведущий 1.

Ценой нечеловеческих усилий советские солдаты не только отстояли Родину, но и избавили мир от фашизма, подарили возможность жить и творить на всей земле.

Слайд 29.

Ведущий 2.

Вторая мировая - суровая и кровопролитная война, которая закончилась на Дальнем Востоке, когда была одержана победа над Японией – последним союзником фашистской Германии

Слайд 30.

Ведущий 3.

Немного осталось из тех, кто в боях
Прошли до Берлина полсвета -
В мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть помнят живые про это.

  • Звук метронома «минута молчания».

Ведущий 4.

Почтим минутой молчания память павших во Второй мировой войне.

Викторина

Слайд 31

Вопросы и ответы викторины.

1. Назовите хронологические рамки Второй мировой войны

  1. - 02.09.1945 гг.)

2. Сколько государств принимало участие во второй мировой войне?

(62 государства)

3. Какое количество континентов и океанов были задействованы в военных действиях?

(3 континента, 4 океана)

4. Какие государства входили в антигитлеровскую коалицию?

(СССР, Великобритания, Франция, США)

5. Какие государства составляли нацистский блок?

(Германия, Италия, Японская империя, Болгария)

6.Когда был подписан первый акт о капитуляции Германии? Кто из военачальников участвовал в его подписании?

Слайд 32.

7.Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? Кто из военачальников участвовал в его подписании?

8. С какого года ведутся военные действия на дальнем Востоке? Когда ни стали частью Второй мировой войны?

(1937г, с 1941г. )

9. Какое государство стало главным противником антигитлеровской коалиции на Дальнем Востоке?

(Японская империя )

10. Когда и на какие города Японии были сброшены атомные бомбы?

11. В разгроме какой армии принимали участие советские солдаты на дальнем Востоке? Каковы потери СССР в этом регионе?

(Квантунской армией, погибло более 8 тысяч и ранено более 22 тысяч человек ).

Слайд 33.

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

  • Подошел к концу наш классный час.
  • Что нового сегодня вы узнали?
  • Какие выводы для себя сделали?
  • Что понравилось, а что нет в работе по подготовке к мероприятию, в ходе его проведения?
  • Какие пожелания у Вас есть к творческим группам, ведущим?
  • Как вы думаете, необходимо ли нам в дальнейшем использовать такую форму мероприятия?
  • Можно ли выступать перед другими классными коллективами с этим материалом?

Спасибо большое всем, кто участвовал в подготовке мероприятия. Спасибо ведущим и, конечно же, вам ребята – ученики 6 б, за активную работу, хорошую дисциплину, умение слушать и не оставаться равнодушными.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Окончанию Второй мировой войны посвящается... Анненкова Е.Н., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №29 г. Хабаровск.

1 сентября 1939 –2 сентября 1945 Вторая мировая война – крупнейшая война в истории человечества. В этой войне участвовало 62 государства из 73 , существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов.

1 сентября 1939 г. в 04ч. 45 мин. Вооружённые силы Германии вторгаются в Польшу. Начинается Вторая мировая война.

Причины войны: Адольф Гитлер Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны. Фридрих Великий.

Участники Второй мировой войны Антигитлеровская коалиция: СССР Великобритания США Франция В ходе войны к ним присоединилась многие государства мира (всего 49)

Участники Второй мировой войны Нацистский блок: Германия Италия Японская империя Болгария Гитлер и Муссолини Император Японии Хирохито

Театр военных действий Западноевропейский Восточноевропейский Средиземноморский Африканский Тихоокеанский

7 мая 1945г. Капитуляция Германии Первый акт о капитуляции Германии был подписан в 02.41 ч. представителями Верховного командования вермахта (немецкий генерал Йодль), верховным командованием Западных союзников (генерал Беддел Смит) и Советского Союза (генерал-майор Суслопаров) Подписание акта о капитуляции Германии. Генерал А. Йодль

Акт о капитуляции был написан на 4-х языках, а дата вступления документа в силу 8 мая в 21.03 ч. стала Днём Победы в Европе

9 мая 1945г. Капитуляция Германии в 00.16 ч. б ыл подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, подтвердивший время прекращения огня 8 мая 1945г. в 23.01 ч. по среднеевропейскому времени. Капитуляцию Германии принял маршал Г.К.Жуков Акт о капитуляции Германии подписал фельдмаршал Вильгельм Кейтель

Но Вторая мировая война не закончилась. Боевые действия перенеслись на Тихоокеанский военный театр. Здесь активное сопротивление оказывал союзник Германии – Японская империя.

Война на Тихом океане Боевые действия в этом регионе велись с 1937 года, однако частью Второй мировой стали считаться лишь с 1941 года.

Японское правительство вынашивало планы создания «Великой Японии» на покорённой территории Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана

Основные места сражений

С декабря 1941г. активные военные действия против Японии вели британские, голландские, индийские, австралийские вооружённые силы.

7 декабря 1941г. самолёты с японского авианосного соединения совершили нападение на американский флот в гавани Пёрл-Харбор.

Вступление СССР в войну на Тихом океане На Ялтинской конференции в феврале 1945г. советское правительство взяло на себя обязательство вступить в войну против Японии на стороне союзников не позднее 3 месяцев после окончания войны в Европе. У.Черчиль, Т.Рузвельт, И.Сталин. Ялта, 1945г.

9 августа 1945 года СССР начал боевые действия против Японии. В ходе Маньчжурской операции советские войска в короткий срок разгромили японскую Квантунскую армию.

Атомная бомба 6 и 9 августа 1945 года американская авиация сбросила атомные бомбы на города Хиросиму и Нагасаки, что привело к огромным разрушениям и потерям гражданского населения.

Ядерная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки унесла жизни более чем 250 тысяч человек. Это были самые большие потери за всю историю человечества.

В этих японских городах даже не было военных объектов. Большинство погибших - дети

Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар.

Тени на парапетах от людей, отпечатались даже в полумиле к юго-востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо. Все что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились – это горстки черных теней.

Женщины, мужчины и дети, застигнутые взрывом врасплох во время обыкновенного рабочего дня, были умерщвлены страшным образом. Их внутренние органы моментально сварились, кости от страшной жары превратились в твердый уголь.

Свечи памяти жертв ядерной бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки

День Хиросимы стал отмечаться международным сообществом как Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия

В результате ожесточенных боев советские солдаты справились с 3- миллионной Квантунской армией за 24 дня. Во время сражений погибло более 8 тысяч и ранено более 22 тысяч советских солдат и офицеров.

Ценой нечеловеческих усилий советские солдаты не только отстояли Родину, но и избавили мир от фашизма, подарили возможность жить и творить на всей земле.

Вторая мировая - суровая и кровопролитная война, которая закончилась на Дальнем Востоке, когда была одержана победа над Японией – последним союзником фашистской Германии.

Немного осталось из тех, кто в боях Прошли до Берлина полсвета - В мороз и пургу, через горе и страх. Пусть помнят живые про это.

Викторина Назовите хронологические рамки Второй мировой войны Сколько государств принимало участие во второй мировой войне? Какое количество континентов и океанов были задействованы в военных действиях? Какие государства входили в антигитлеровскую коалицию? Какие государства составляли нацистский блок? Когда был подписан первый акт о капитуляции Германии? Кто из военачальников участвовал в его подписании? 01.09.1939 - 02.09.1945 гг. 62 государства 3 континента, 4 океана СССР, Великобритания, Франция, США Германия, Италия, Японская империя, Болгария 7 мая 1945г. Генералы Йодль, Смит, Суслопаров

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? Кто из военачальников участвовал в его подписании? С какого года ведутся военные действия на дальнем Востоке? Когда ни стали частью Второй мировой войны? Какое государство стало главным противником антигитлеровской коалиции на Дальнем Востоке? Когда и на какие города Японии были сброшены атомные бомбы? В разгроме какой армии принимали участие советские солдаты на дальнем Востоке? Каковы потери СССР в этом регионе? 9 мая 1945г. Маршал Г.Жуков, фельдмаршал В.Кейтель. 1937г, с 1941г. 6 и 9 августа 1945, Хиросима, Нагасаки Квантунской армией, погибло более 8 тысяч и ранено более 22 тысяч человек Японская империя

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитательного мероприятия / тематического классного часа.

  1. Общие сведения
  1. Название мероприятия: тематический классный час «Окончанию Второй мировой войн посвящается…» (к 65- летию окончания Второй мировой войны).
  2. Проводился: 01.09.2010г. в МБОУ СОШ № 29, 6 Б классе, классный руководитель - Анненкова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория.
  3. Выбор темы обусловлен актуальностью проблемы. Мероприятие проводится накануне празднования дня окончания Второй мировой войны, который отмечается в современной России с 2010г. Для дальновесточников-участников военных действий, жителей края, г.Хабаровска эта дата особенно важна, как возможность почтить память погибших солдат на дальневосточной земле. Сложна и геополитическая обстановка, наш ближайший сосед – Япония, не признает итогов Второй мировой войны, спорным является территориальный вопрос Курильских островов.
  4. Место мероприятия в воспитательной системе: данное мероприятие является составной частью системы патриотического воспитания в классном коллективе 6Б. Неслучайно именно с тематического классного часа «Окончанию Второй мировой войн посвящается…» начинается воспитательная работа в новом учебном году. Появляется возможность задать направление всей системе патриотического воспитания в классном коллективе – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, способствующих соблюдению национальных интересов страны.
  5. Цели мероприятия:
  • приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих историю своего Отечества, на примере участия России в завершении Второй мировой войны.
  • развитие информационно- коммуникативной компетентности.
  • создание конкретных условий для проявления патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к истории Российского государства как части всемирной истории.
  1. Целесообразность выбора формы мероприятия. Форма воспитательного мероприятия – тематический классный час, наиболее целесообразна. Она соответствует когнитивной составляющей, способствует углубления знаний учащихся по истории своей Родины. Соответствует уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям шестиклассников. Содержание деятельности и её виды, (групповая работа, частично-поисковый метод, информационные технологии), способствуют развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Благоприятный эмоциональный настрой, ориентацию на общечеловеческие ценности создает -видео и -аудио ряд, используемый в презентации.
  1. Анализ подготовки мероприятия
  1. Инициатором проведения мероприятий выступил классный руководитель, учащиеся с большим энтузиазмом откликнулись на предложение о проведении тематического классного часа.
  2. Методика подготовки мероприятия. На этапе планирования мероприятия были выделены его этапы: 1) подготовительный, 2) основная часть, 3) подведение итогов, рефлексия.
  3. На этапе подготовки данного мероприятия были организованы творческие группы учащихся: 1) исследователи (собирали материал по истории Второй мировой войны), 2) музыкальные редакторы (подбирали музыкальное сопровождение), 3) арт-дизайнеры(создавали мультимедиа презентацию), 4) сценаристы (разработали сценарный план мероприятия), выбраны четверо ведущих.

Несмотря на то, что подготовительный этап проходил в последние дни летних каникул, учащиеся с большим интересом включились в работу. Руководители творческих групп смогли эффективно организовать деятельность учащихся, донести до них значимость предстоящего мероприятия. Классный руководитель выступал в роли консультанта – тьютера, координируя и направляя самостоятельную, творческую работу детей. Необходимо отметить, что высокая степень самостоятельности и инициативности учащихся не характерна для данной возрастной категории, но именно этот классный коллектив (6 б МБОУ СОШ №29), достаточно сформирован, в нем развито самоуправление, чувство ответственности учащихся за порученное дело. Творческая, частично-поисковая деятельность ребят всегда находит отклик и поддержку родителей. Они активно включаются в работу, всегда помогают своим детям при подготовке и проведении мероприятия, несмотря, порой, на значительную занятость.

  1. Ход мероприятия.
  1. Цели воспитательного мероприятия соответствуют теме мероприятия, выбранной форме его проведения, отбору содержания материала. Цели конкретны, достигаемы.
  2. Время проведения мероприятия: 45 минут, соответствует его форме, вполне достаточно для реализации целей.
  3. В ходе мероприятия учащиеся продемонстрировали высокую степень организованности, дисциплины.
  4. Оснащенность оборудованием:
  • Используемое оборудование: компьютер, проектор
  • Используемые ЦОР: презентация Microsoft Office Power Point 2007.
  • Музыкальное оформления (файлы mp3):
  • песня « Журавли », музыка Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова (исполнение М.Бернеса).
  • Седьмая симфония «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
  • Звук метронома «Минута молчания».
  1. Отношения между классным руководителем и учащимися доверительные, стиль общения – демократический, что позволило создать благоприятный психологический климат, положительный эмоциональный настрой.
  2. Влияние личности классного руководители на подготовку и проведение мероприятие значительно. Педагогический такт, организаторские и коммуникативные способности позволили донести до учащихся значимость мероприятия, эффективно организовать их деятельность.
  3. Тематический классный час способствовал созданию конкретных условий для проявления патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к истории Российского государства как части всемирной истории. Высокую степень увлеченности ходом мероприятия продемонстрировали учащиеся 6 б класса. Учащиеся сформировали личностное отношение к событиям Второй мировой войны на дальнем Востоке, сделали выводы о роли и значении СССР в окончании войны.
  1. Подведение итогов. Выводы. Общая оценка мероприятия.
  1. В ходе мероприятия цели достигнуты, за счет эффективного сочетания форм работы, использования приемов активизации познавательной деятельности – ЦОРов, музыкального сопровождения, викторины . Цели раскрыты четко, логично, эмоционально.
  2. В ходе подготовки и проведения мероприятия, учащиеся получили возможность развивать информационно-коммуникативную компетентность, самореализоваться как субъекты патриотической деятельности, тем самым достигнув главную цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей, приобщение подрастающего поколения к истории своей Родины, формирование личной позиции, взглядов, установок.
  3. Рефлексия показала удовлетворенность учащихся мероприятием, пробуждение интереса к тем вопросам, которые освещались в ходе классного часа.

Анненкова Е.Н., классный руководитель 6 б, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 29 _____________________


2 сентября в России отмечается как «День окончания Второй мировой войны (1945 год)». Эта памятная дата установлена Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», подписанным президентом РФ Д. Медведевым 23 июля 2010 года. Если говорить точно, совсем новым этот праздник не назовешь, - он был учрежден 3 сентября 1945 года - на следующий день после капитуляции Японии - Указом Президиума Верховного Совета СССР как День победы над Японией. Но долгие годы в официальном календаре знаменательных дат праздник фактически игнорировался. Теперь историческая справедливость восстановлена, и 2 сентября объявлен государственным праздником - Днем воинской славы, в знак памяти о «соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед государствами - членами антигитлеровской коалиции при выполнении решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года по Японии». Международно-правовое основание для установления этого праздника – подписание Акта о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представителями союзных государств, в том числе СССР, находившихся в состоянии войны с Японией и участвовавших в военных действиях. Этот документ и ознаменовал окончание Второй мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу.

Самая крупная в истории человечества война двух мировых военно-политических коалиций продолжалась шесть лет - с 1 сентября 1939 года и до 2 сентября 1945 года. Она охватила территории 40 государств трех континентов: Европы, Азии, Африки, а также все четыре океанских театра (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый). В нее было втянуто 61 государство, а общая численность человеческих ресурсов, ввергнутых в войну, превышала 1,7 млрд. человек. Великая Отечественная война, когда фашистская Германия напала на СССР, началась 22 июня 1941 года, тогда же было положено начало созданию антигитлеровской коалиции. 8 мая 1945 года в Берлине был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил, а 9 мая объявлено в СССР Днем Победы. Великая Отечественная война закончилась. Желая обезопасить свои границы на Дальнем Востоке и идя навстречу союзникам, СССР на Ялтинской и Потсдамской конференциях руководителей трех союзных держав принял на себя обязательство вступить в войну с Японией спустя два-три месяца после окончания войны с Германией. 8 августа 1945 года, в соответствии с данными обязательствами, Советский Союз объявил войну Японии и 9 августа начал военные действия. На заключительном этапе Второй мировой войны, в ходе проведения Маньчжурской стратегической, Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, группировка Вооруженных сил СССР на Дальнем Востоке разгромила войска японской Квантунской армии и освободила северо-восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Военно-экономический потенциал Японии оказался серьезно подорванным, а разгром Квантунской армии вынудил страну капитулировать. Эта памятная дата отмечается во многих странах мира. Вторая мировая война была завершена. Она принесла неисчислимые разрушения и огромные потери всем участвовавшим в ней государствам. Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией и милитаристской Японией в данной войне имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества, коренным образом изменила расстановку политических сил в мире. История России всегда была богата знаменательными событиями, достойными быть увековеченными в народной памяти. Во все века героизм и мужество русских воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Памятная дата - 2 сентября - это своего рода второй День победы - победы над Японией, которой как раз и закончилась Вторая мировая война, - которая отмечается во многих странах мира, а сейчас и в России. В этот день повсеместно проходят различные памятные и торжественные мероприятия.

2 сентября в Российской Федерации отмечается как «День окончания Второй мировой войны (1945 год)». Эта памятная дата установлена согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1(1) Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», подписанным президентом РФ Дмитрием Медведевым 23 июля 2010 года. День Воинской славы установлен в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед странами – членами антигитлеровской коалиции при выполнении решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. по Японии. 2 сентября – это своего рода второй День Победы России, победы на Востоке.

Этот праздник нельзя назвать новым - 3 сентября 1945 года, на следующий день после капитуляции Японской империи, Указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён День победы над Японией. Однако долгое время в официальном календаре знаменательных дат этот праздник практически игнорировался.

Международно-правовым основанием для установления Дня воинской славы считается Акт о капитуляции Японской империи, который был подписан 2 сентября 1945 года в 9:02 по токийскому времени на борту американского линейного корабля «Миссури» в Токийском заливе. Со стороны Японии документ подписали глава МИД Мамору Сигэмицу и начальник Генерального штаба Ёсидзиро Умэдзу. Представителями союзных держав были верховный главнокомандующий союзных держав Дуглас Макартур, американский адмирал Честер Нимиц, командующий британским Тихоокеанским флотом Брюс Фрэзер, советский генерал Кузьма Николаевич Деревянко, гоминьдановский генерал Су Юн-чан, французский генерал Ж. Леклерк, австралийский генерал Т. Блэйми, голландский адмирал К. Халфрих, новозеландский вице-маршал авиации Л. Исит и канадский полковник Н. Мур-Косгрейв. Этот документ положил конец Второй мировой войне, которая согласно западной и советской историографии началась 1 сентября 1939 года нападением Третьего рейха на Польшу (китайские исследователи считают, что Вторая мировая началась с нападения японской армии на Китай 7 июля 1937 года).

Не использовать военнопленных на принудительных работах;

Предоставить частям, которые располагались в отдалённых местностях, дополнительного времени для прекращения военных действий.

В ночь на 15 августа «молодые тигры» (группа командиров-фанатиков из управления военного министерства и столичных военных учреждений, возглавляемая майором К. Хатанака) решили сорвать принятие декларации и продолжить войну. Они планировали устранить «сторонников мира», изъять текст с записью речи Хирохито о принятии условий Потсдамской декларации и прекращении войны Японской империей до ее передачи в радиоэфир, и после этого склонить вооруженные силы к продолжению борьбы. Командир 1-й гвардейской дивизии, которая охраняла императорский дворец, отказался принять участие в мятеже и был убит. Отдавая от его имени приказы «молодые тигры» проникли во дворец, атаковали резиденции главы правительства Судзуки, лорда-хранителя печати К. Кидо, председателя Тайного совета К. Хиранумы и Токийскую радиостанцию. Однако они не смогли найти пленки с записью и обнаружить деятелей «партии мира». Войска столичного гарнизона не поддержали их действия, и даже многие члены организации «молодых тигров, не желая идти против решения императора и не веря в успех дела, не присоединились к путчистам. В результате мятеж провалился в первые же часы. Зачинщиков заговора не судили, им позволили сделать ритуальное самоубийство методом вспарывания живота.

15 августа по радио было передано обращение японского императора. Учитывая высокий уровень самодисциплины среди японских государственных и военных деятелей, в империи прошла волна самоубийств. Ещё 11 августа выстрелом из револьвера пытался покончить с собой бывший премьер-министр и министр армии, убеждённый сторонник союза с Германией и Италией - Хидэки Тодзио (его казнят 23 декабря 1948 года как военного преступника). Утром 15 августа совершил харакири «самый великолепный образец идеала самурая» и министр армии Корэтика Анами, в предсмертной записке он попросил императора прощения за допущенные ошибки. Покончили с собой 1-й заместитель начальника Морского Генштаба (до этого командующий 1-м воздушным флотом), «отец камикадзе» Такидзиро Ониси, фельдмаршал Императорской армии Японии Хадзимэ Сугияма, а также другие министры, генералы и офицеры.

Кабинет Кантаро Судзуки ушёл в отставку. Многие военные и политически лидеры стали склоняться к идее односторонней оккупации Японии войсками США, чтобы сохранить страну от угрозы коммунистической угрозы и сохранить императорскую систему. 15 августа были прекращены боевые действия между японскими вооружёнными силами и англо-американскими войсками. Однако японские войска продолжали оказывать ожесточённое сопротивление советской армии. Частям Квантунской армии приказ о прекращении огня не передали, поэтому и советским войскам также не дали указания остановить наступление. Только 19 августа состоялась встреча главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Александра Василевского с начальником штаба Квантунской армии Хипосабуро Хата, где была достигнута договорённость о порядке капитуляции японских войск. Японские части начали сдавать оружие, этот процесс затянулся до конца месяца. Южно-Сахалинская и Курильская десантная операция продолжались до 25 августа и 1 сентября соответственно.

14 августа 1945 г. американцы разработали проект «Общего приказа № 1 (по армии и флоту)» о приеме капитуляции японских войск. Этот проект был одобрен американским президентом Гарри Трумэном и 15 августа о нём сообщили союзным странам. В проекте были указаны зоны, в которых каждая из союзных держав должна была принять капитуляцию японских частей. 16 августа Москва сообщила, что в целом согласна с проектом, но предложила поправку – включить в советскую зону все Курильские острова и северную половину острова Хоккайдо. Вашингтон не выдвинул каких-либо возражений по поводу Курил. Но по поводу Хоккайдо американский президент заметил, что верховному командующему союзными войсками на Тихом океане генералу Дугласу Макартуру сдаются японские вооруженные силы на всех островах Японского архипелага. Уточнялось, что Макартур будет использовать символические вооружённые силы, включая советские части.

Американское правительство с самого начала не собиралось пускать СССР в Японию и отвергало союзный контроль в послевоенной Японии, который был предусмотрен Потсдамской декларацией. 18 августа США выдвинуло требование выделить для американской базы ВВС один из Курильских островов. Москва отклонила это наглое домогательство, заявив, что Курилы согласно Крымскому соглашению – это владение СССР. Советское правительство сообщило, что готово выделить аэродром для посадки американских коммерческих самолётов, при условии выделении аналогичного аэродрома для советских самолётов на Алеутских островах.

19 августа в Манилу (Филиппины) прибыла японская делегация во главе с заместителем начальника Генштаба генералом Т. Кавабэ. Американцы уведомили японцев, что их силы должны освободить 24 августа аэродром Ацуги, к 25 августа - районы Токийского залива и залива Сагами, к середине дня 30 августа - базу Канон и южную часть острова Кюсю. Представители Императорских вооружённых сил Японии попросили отсрочить высадку оккупационных сил на 10 дней, чтобы усилить меры предосторожности и избежать ненужных инцидентов. Просьбу японской стороны удовлетворили, но на меньший срок. Высадка передовых оккупационных соединений была назначена на 26 августа, а основных сил на 28 августа.

20 августа японцам в Маниле был вручён Акт капитуляции. Документ предусматривал безоговорочную капитуляцию японских вооруженных сил, вне зависимости от места их дислокации. Японские войска были должны немедленно прекратить боевые действия, освободить военнопленных и интернированных гражданских лиц, обеспечить их содержание, защиту и доставку в указанные места. 2 сентября японская делегация подписала Акт о капитуляции. Сама церемония была построена так, чтобы показать главную роль Соединенных Штатов в победе над Японией. Процедура сдачи японских войск в различных районах Азиатско-Тихоокеанского региона затянулась на несколько месяцев.

Прошло более полувека после самой масштабной и жестокой войны мировой истории, но самоотверженность и героизм павших на полях сражений вечно будут служить напоминанием о том, какой ценой доставалась победа.

День окончания Второй мировой войны - памятная дата России, связанная с событиями ВОВ. Победа Советского Союза и объединенных в антифашистский альянс государств значительно отразилась на послевоенном развитии мирового сообщества. Отстояв свою свободу и независимость, Вооруженные Силы СССР принимали участие в освобождении 11 стран Европы, Кореи и Северо-Восточного Китая.

Когда отмечают

День окончания Второй мировой войны отмечается 2 сентября. Официальное празднование началось с 2010 года, после издания 23 июля ФЗ РФ «О внесении изменений в ст. 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»». Однако для многих эта дата стала знаменательным событием еще с 1945 г. В 2019 году ее справляют на государственном уровне 10-й раз.

Кто празднует

День памяти всех погибших за освобождение от фашистов отмечают по всей России (особые торжества проходят на Сахалине и Курильских островах) и в странах постсоветского пространства. Это дань уважения солдатам, которые жизнями заплатили за светлое будущее своих потомков.

История праздника

Несмотря на то, что исторически День окончания Второй Мировой войны был официально объявлен через день после капитуляции Японии (что подтверждено документом международного значения), он долгое время не числился в календаре официальных праздников России.

Благодаря настойчивости ветеранов, а также жителей Приморья и Владивостока, справедливость была восстановлена - он приобрел официальный государственный статус. Именно там, на Сахалине и Курилах, люди на протяжении нескольких десятилетий праздновали 2 сентября, как и 9 мая, постоянно обращаясь к руководству страны с целью внести праздник в календарь общероссийских памятных дней. Активисты очень рассчитывают, что со временем он станет общегосударственным выходным.

Фактически самая беспрецедентная по своим масштабам и жестокости военная кампания длилась шесть лет: 1.09.1939-2.09.1945 гг. Военные действия проходили на территориях 40 государств Европы, с участием 61 страны, во всех четырех океанах: Тихом, Индийском, Атлантическом и Северно-Ледовитом. После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года началась ВОВ и формирование антигитлеровской коалиции.

Для СССР военный маховик не остановился после капитуляции фашистов-захватчиков 9 мая 1945 года, ей еще предстояло последнее столкновение с Японией.

Официально мирный договор между Россией и Страной восходящего солнца так и не был заключен из-за территориального спора о принадлежности 4-х островов (Хибумаи, Итурупа, Кунашира и Шиккотана). Де-юре государства до 2019 года находятся в состоянии войны.

2 сентября – День окончания Второй мировой войны. Основанием для установления этого праздника считается Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представителями союзных государств, в том числе СССР, находившихся в состоянии войны с Японией и участвовавших в военных действиях.

Праздник был учреждён 3 сентября 1945 года, на следующий день после капитуляции Японии, Указом Президиума Верховного Совета СССР как День победы над Японией. Но в более поздний период в официальном календаре знаменательных дат праздник фактически игнорировался.

Капитуляция Японской империи 2 сентября 1945 г. привела к тому, что последний очаг мировой войны на Земле был погашен. Русская цивилизация, несмотря на все происки явных врагов и «партнеров», уверенно вступила в фазу восстановления Империи. Благодаря мудрой и решительной политике Иосифа Сталина и его сподвижников Советский Союз (де-факто Великая Россия) успешно восстановил военно-стратегические и экономические позиции на европейском (западном) и дальневосточном стратегических направлениях.

Стремительное и мощное наступление Красной Армии, которое привело к разгрому и капитуляции Квантунской армии, резко изменило военно-стратегическую обстановку на Дальнем Востоке. Все планы японского военно-политического руководства по затягиванию войны рухнули. Японское правительство боялось вторжения советских войск на Японские острова и кардинального изменения политической системы страны.

Удар советских войск с северного направления и угроза последовательного вторжения советских войск через узкие проливы на Курилы и Хоккайдо считалась более весомой, чем высадка американцев на собственно Японских островах после их перехода морем от Окинавы, Гуама и Филиппин. Американский десант надеялись утопить в крови тысяч смертников, а при худшем развитии ситуации, отступить в Маньчжурию. Удар Красной Армии лишил японскую элиту этой надежды. Более того, советские войска быстрым наступлением лишили Японию запасов бактериологического, биологического оружия. Япония потеряла возможность нанести ответный удар по противнику, использовать оружие массового поражения.


На заседании высшего военного совета 9 августа 1945 года глава японского правительства Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». На этом заседании были обсуждены условия, на которых Япония соглашалась принять Потсдамскую декларацию. Японская элита была практически едина в мнении, что необходимо любой ценой сохранить императорскую власть. Судзуки и другие «сторонники мира» считали, что ради сохранения императорской власти и предотвращения революции необходимо капитулировать немедленно. Представители военной партии продолжали настаивать на продолжении войны.

Японским представителям в Маниле был передан Акт о капитуляции, согласованный союзными странами. Генерал Макартур 26 августа уведомил японскую ставку, что американский флот начал движение к Токийскому заливу. В состав американской армады входило около 400 кораблей, и 1300 самолетов, которые базировались на авианосцах. 28 августа на аэродроме Ацуги, около Токио, высадились передовые американские силы. 30 августа началась массовая высадка американских войск в районе японской столицы и в других областях страны. В этот же день прибыл Макартур и взял под контроль токийскую радиостанцию и создал информационное бюро.

Согласно Акту о капитуляции Япония принимала условия Потсдамской декларации и заявляла о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил, как своих, так и находившихся под её контролем. Всем японским войскам и населению приказывалось немедленно прекратить боевые действия, сохранять суда, самолёты, военное и гражданское имущество; японскому правительству и Генштабу предписывалось немедленно освободить всех союзных военнопленных и интернированных гражданских лиц; власть императора и правительства подчинялась верховному союзному командованию, которое должно предпринять меры для осуществления условий капитуляции.

Япония окончательно прекратила сопротивление. Началась оккупация Японских островов американскими войсками при участии британских сил (в основном это были австралийцы). Ко 2 сентября 1945 г. завершилась капитуляция японских войск, которые противостояли Красной Армии.

«Запад и Восток очищены от туч». Что писали газеты в сентябре 1945 года

В 9 часов 4 минуты (по местному времени) в водах Токийской бухты на одном из самых легендарных военных кораблей была окончена самая кровопролитная война в истории человечества. На борту американского линкора «Миссури» японский министр иностранных дел Мамору Сигемицу и начальник генерального штаба Йосидзиро Умедзу подписали «Акт о безоговорочной капитуляции Японии». От имени союзных держав свою подпись поставил американский генерал Дуглас Макартур, а также представители других стран, в том числе советский генерал‑лейтенант Кузьма Деревянко.


«К правому борту линкора пришвартовался миноносец «Будконан», на котором прибыл генерал Макартур, вслед за ним поднимаются на линкор делегация союзных стран и гости. Делегация занимает свои места позади стола. Справа налево - представители Китая, Великобритании, СССР, Австралии, Канады, Франции, Голландии, Новой Зеландии. Гости, свыше 230 корреспондентов, размещаются в носовой части линкора, заполняя капитанский мостик, все орудийные площадки башни», - так описывали событие очевидцы,специальные корреспонденты ТАСС Николай Богданов и Иван Бочарников. Их статья «На борту линкора „Миссури“» и новость о великой победе спустя сутки облетели всю советскую прессу.

Передовицы газет пестрели портретами Сталина. Во всех без исключения изданиях, от «Известий» до тульского «Коммунара», публиковался Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым 3 сентября было признано днём всенародного торжества - «Праздником победы над Японией», а рядом - текст обращения «великого кормчего». «Отныне мы можем считать нашу отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира. Поздравляю вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы, с великой победой, с успешным окончанием войны, с наступлением мира во всём мире!» - эхом разносились по всему Союзу слова руководителя СССР.

«Алые флаги победы»

Газета «Известия» 4 сентября 1945 публикует репортажи из крупнейших городов страны, где на митинги выходят сотни тысяч людей. «В День Победы площади и центральные улицы Москвы были переполнены ликующим народом. Десятки тысяч трудящихся собрались на Красной площади. На площадях имени Свердлова, Пушкина, Маяковского, Манежной тысячи москвичей слушали произведения любимых писателей, поэтов», - писал корреспондент «Известий», в то время как над столицей раздавались победные залпы салюта.

«Под бурные аплодисменты участники общегородского митинга послали приветственное письмо генералиссимусу И. В. Сталину. Посланы также приветствия маршалу Советского Союза тов. Василевскому и адмиралу тов. Юмашову, - рапортуют из Риги. - Вечером после митинга на площади состоялся торжественный концерт».

В Кишинёве толпы демонстрантов заполонили улицы, они несут громадные портреты генералиссимуса И. В. Сталина, знамёна, красные полотнища с цитатами и обращениями вождя к народу. Местными трудящимися была отправлена поздравительная телеграмма вождю, а после «на площадях и в парках города начались народные гулянья».

Торжествовало Приморье. Здесь двое суток из репродукторов раздавалось победное ура, а с кораблей, которые едва прибыли из корейских портов, летели вверх цветные ракеты. «Владивосток ярко иллюминирован. На улицах всё время слышны песни. В парках царит веселье, - пишет корреспондент «Известий». - Вместе с населением города празднуют победу экипажи кораблей, отличившихся в боях против самураев. Далеко за полночь продолжились во Владивостоке торжества по случаю знаменательной, исторической победы».