Какое население должно быть на статус города. Самые крупные города россии

Менее 20% взрослых людей, проживающих на территории нашей страны, не обладают сформированным понятийным мышлением. Это не просто российская статистика: в других развитых странах цифра останется примерно такой же. Подобные данные пугают и настораживают, заставляя задуматься: «Что такое понятийное мышление? Есть ли оно у меня?».

Что такое понятийное мышление

По сведениям психолога , менее 20% взрослых людей, проживающих на территории нашей страны, не обладают сформированным понятийным мышлением.

Это не просто российская статистика: в других развитых странах цифра останется примерно такой же. Подобные данные пугают и настораживают, заставляя задуматься: «Что такое понятийное мышление? Есть ли оно у меня?».

Конкретно и медленно

Данный вид мышления ввел Л.С. Выготский, известный советский психолог. Если обобщить его рассуждения, то получится, что этот образ мыслей обладает тремя важнейшими характеристиками:

    способность видеть суть явления,

    навык найти причину событий и представить последствия,

    возможность обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.

Лишь те, кто умеет оперировать понятиями, способны адекватно воспринимать реальность, делать грамотные выводы. Остальные могут быть лишь иллюзорно считать себя правыми, однако, увы, их планы и прогнозы не реализуются. Тогда они сваливают вину на обстоятельства и помехи, но не признают, что сами ошиблись, интерпретируя ситуацию.

К сожалению, таких людей сейчас очень много. Когда сталкиваешься с их упрямством, убежденностью в своей правоте, хочется лишь развести руками, вспомнив про горбатого и могилу.

Хотите проверить себя? Попробуйте ответить на следующие вопросы

1. Представим следующий ряд: ласточка, голубь, птица, снегирь, пингвин. Кто из них лишний?

2. Один фунт муки стоит тридцать рублей. Сколько будут стоить две десятикопеечные булочки?

3. У нас есть два булыжника, четыре ведра воды, пять кошек и четыре кобылы. Чего больше: животных или физических тел?

Не бывает врожденного понятийного мышления. Ни один человек с ним не рождается. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного, представляет собой более сложную форму мыслительной деятельности. Достичь глубины, сути явления, правильно проанализировать его – на все это требуется время.

Люди с развитым понятийным аппаратом не умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации. Им необходимо разобраться. В этом есть преимущество, но одновременно недостаток данного типа мышления.

Шанс для понятийного мышления

Оно начинает формироваться к шести-семи годам, при этом развивается, пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не сможет совладать с понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными.

В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия. Хотя с этим можно жить. И жить неплохо. Но придется признать, что уровень интеллектуального развития не будет на высоте.

Невозможно представить себе ученого, математика, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом. Все научные изыскания тогда сведутся к нулю эффективности или к общему популярному знанию.

Движущей силой формирования понятийного мышления является практическая деятельность. Поскольку само мышление остается теоретическим (все операции происходят без привлечения органов чувств ), то ему необходимо проверить себя в реальной жизни.

Лучши

м способом для этого становится контролируемый эксперимент. Для чего нужен контроль? Цель мышления – выяснить суть взаимоотношений между предметами, поэтому для чистоты исследования необходимо менять факторы, влияющие на явление, замечать произведенные изменения.

Самым доступным видом эксперимента для ребенка является игра. Именно она развивает мышление, открывая связь между целью и средством. Необходимо учитывать, что готовое теоретическое знание ребенок не сможет глубоко усвоить.

Важно, чтобы он сам пришел к нужному решению самостоятельно, методом проб и ошибок. Он будет трансформировать объекты, пытаться их группировать. Например, только сам переливая воду из двух одинаковых стаканов в два разных по объему, он сможет понять, что количество воды, несмотря на видимость, не изменяется.

Отличное упражнение, которое можно выполнять совместно с ребенком – это «Маленький исследователь ».

Нужно выбрать любой предмет для изучения. Для начала назовите его. Далее определите основные характеристики: «Какая у него форма? А размер? Сколько он весит? Какого он цвета? Есть ли у него вкус? А запах? Какой он на ощупь? Какие предметы похожи на него? А какие совсем не похожи?».

После того, как собрали эту информацию, необходимо назвать его цель: «Для чего он нужен?»

Затем самое интересное: непосредственно экспериментальное. Выясните опытным путем, что случится с объектом исследования, если его:

    сбросить с высоты (хотя бы 1 метра)?

    окунуть в воду?

    обжечь огнем?

    подвергнуть удару тяжелым предметом?

    забыть на улице?

    положить в холодильник?

    оставить на солнце? и др.

Пункты можно добавлять до бесконечности, зависимо от того, насколько вы увлеклись познанием.

Это упражнение не только развивает способности ребенка к понятийному мышлению, но является также отличным совместным развлечением, которое сближает.

Общаемся «по понятиям»

Начиная с более простого мышления образами человек переходит к более совершенному: оперированию понятиями, всегда выраженными словами. Почему слово более универсально, чем образ?

Представления у всех людей разные, на их основе невозможно прийти к хорошему уровню взаимопонимания . Поэтому нам так сложно общаться с маленькими детьми: мы стоим на разных ступенях развития.

Для взрослых людей понятия являются своеобразными мостиками для общения, которые облегчают понимание. Они выделяют существенные связи объектов, получают возможность преодолеть частную систему ориентаций с помощью логических операций: движение от общего к частному с применением анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, обобщая или систематизируя, сравнивая либо противопоставляя.

Именно благодаря понятийному мышлению мы имеем возможность строить логичные высказывания по типу : тезис – его доказательство – заключение вывода.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других.

Для любой успешной работы пригодится умение фильтровать информацию, вычленяя главные мысли, отбрасывая ненужные, строить причинно-следственные цепочки не по принципу: «Дождь идет, потому что деревья мокрые». Желаю вам хороших занятий наукой. Именно они помогут развить умение правильно пользоваться понятиями, строить грамотные суждения.

Ответы на вопросы в статье:

1. Лишней будет птица, поскольку это обобщающее понятие. Многие называют почему-то пингвина, мотивируя тем, что он большой.

2. Не обращайте внимание на фунт муки – это ненужная информация. Две булочки стоят 10 копеек.

3. Конечно, физических тел, ведь животные к ним тоже относятся.

Александр Фадеев

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Основные виды мышления

1.3 Основные этапы формирования мышления

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной теме. В настоящее время существует несколько наиболее известных квалификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определённые отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.

Широкую известность приобрела теория развития мышления в детстве, предложенная Ж. Пиаже, в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребёнка, предложенная Пиаже, получило название "операциональной". Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования ("интериоризация") внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость. В развитии мыслительных операций Пиаже выделил 4 стадии:

1. Сенсомоторная стадия (0 - 2 л.) - характеризуется развитием способностей воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребёнка. Причём под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии ребёнок становится субъектом, т.е. выделяет себя из окружающего мира, осознаёт своё "Я". У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо, познания предметов окружающего мира ребёнок начинает познавать самого себя.

2. Стадия операционального мышления (2 - 7 л.). Этот возраст характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризация внешних действий с предметами, формируется наглядные представления. В это время у ребёнка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных и второстепенных признаков.

3. Стадия конкретных операций с предметами (7,8 - 11,12 л.) В этот период, по мнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми. Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. По мнению Пиаже, В этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию 2-х важнейших принципов мышления. В это же время у детей проявляется способность, названная Пиаже, сериацией. Суть данной способности заключается в возможности ранжировать предметами по какому-либо измеряемому признаку, например по весу, величине, громкости, яркости и др. Кроме того, в данный период у ребёнка проявляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.

4. Стадия формальных операций (11,12 - 14,15 л.). При этом следует отметить, что развитие сформированных по данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребёнка формируется способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

Аддиктивные формы поведения личности и их профилактика

«Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне». «Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза...

Анализ причин возникновения субстанциональных видов аддикций и их последствия

Мы бы хотели начать нашу работу с рассмотрения специфики субстанциональных видов зависимостей. Всем хорошо известны различные химические зависимости - алкоголь, наркотики, табак и прочие...

Влияние семьи на личность

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся...

Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность...

Исследование зависимости личностных особенностей социального работника и характера протекания синдрома эмоционального выгорания

Профессиональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе...

Потребности личности

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных). 1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности...

Предмет и задачи экологической психологии

Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации...

Проблема формирования личности

Психологическая характеристика личности. Потребности и мотивы

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В. М. и И. В. Ривиных). 1-я стадия -- латентная или стадия формирования потребности...

Психология спортивной деятельности

Особенное место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, которая побуждает людей заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой...

Развитие и характерные особенности внимания

Непроизвольное внимание. Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Впервые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание...

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

Принципы построения экспериментальной программы: 1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная) направленность...

Рациональные формы освоения действительности

Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней -- чувственной и логической. Мышление-- это обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях...

Энграмма -- след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти...

Формирование женской идентичности: победы и поражения

Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Мышление - это обобщенное опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их закономерных связях и отношениях, происходящих на основе речи. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Специфической особенностью человеческого мышления является то, что оно речевое и связано с эмоциональной сферой личности. Как указывал Лев Семенович Выготский «мысль всегда означает необычайную заинтересованность организма в каком-либо явлении. Язык выполняет две функции: с одной стороны, язык служит средством социальной ориентировки, с другой – язык есть орудие человеческого мышления. Течение мысли не столько подчиняется законам логики, сколько законам эмоций». Мышление проявляется только в практической деятельности, и в тоже время сама деятельность – есть условие развития мышления.

Таким образом, развитие мышления ребенка нужно рассматривать с трех позиций: деятельности, эмоционального состояния, речевого развития. Развитие мышления связано с развитием других познавательных психических процессов и общим изменением деятельности ребенка.

Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер в раннем возрасте. У детей дошкольного возраста все еще значительную роль играет наглядно-действенный вид мышления, однако в мыслительном процессе происходят значительные изменения. Важно подчеркнуть, что наглядно-действенное мышление может совершенствоваться и развиваться на протяжении всей жизни человека. В ряде исследований была обнаружена взаимосвязь наглядно-действенного мышления с наглядно-образным мышлением. Однако наглядно-образное мышление не только не уступает наглядно-действенному, но в некоторых случаях превосходит его. Что же такое наглядно-образное мышление, которое развивается в дошкольном возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к примерам.

Ребенку 3-х летнего возраста задается вопрос: Будет ли плавать гвоздь или утонет? Если в опыте ребенка не было данного действия, то он ответит «Не знаю. Надо посмотреть. Давайте бросим и увидим» Ответ говорит о том, что малыш решает проблемную ситуацию путем практического действия. «Давайте бросим и увидим». В возрасте 4-5 лет ребенок отвечает: «Утонет, потому что мы уже бросали с братиком, и гвоздь утонул». Здесь обнаруживается опора ребенка на прошлый практический опыт, закрепившийся в сознании в виде образов. Способность устанавливать связи и отношения между образами объектов, которые воспринимались когда-то, возможно на основе наглядно-образного мышления. Отличительной чертой наглядно-обр. мышления является его неразрывная связь с речью. Предметы действительности называются в образной форме и фиксируются в речь. Речь приводит к способности планировать своёдействие.

Для ребенка дошкольного возраста характерно планирование вслух, перебирание различных вариантов действия, стремление доказать, аргументировать свой вывод. Здесь мы видим, что речь ребенка не рассчитана на слушателя, а рассчитана на самого себя. Однако, в младшем дошкольном возрасте практическое действие с предметом превосходит способность ребенка спланировать предстоящее действие. Например: 4–х летний ребенок пытается починить тележку, прикладывая отвалившееся колесо. После нескольких проб колесо надевается на торчащий конец оси. Мальчик очень доволен. Воспитатель говорит: «Молодец, Юра! Ты сам починил тележку. Расскажи, как ты это сделал». Юра отвечает: «Вот видите – починил» - и радостно вращает колесо на оси. Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо с оси и опять просит ребенка: «Расскажи как ты будешь чинить машинку!». Ребенок уже быстрым движением одевает колесо со словами: «Это просто. Вот видите, починил». Но дать словесное объяснение своему действию ребенок не смог. Планирующие действия уступают практическому.

Конкретная образность детского мышления отчетливо проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями. Как известно, понятие – это обобщенное отражение целой группы однородных предметов, имеющие общие существенные признаки. В отличии от представлений, которые существуют в более или менее обобщенных, но всегда наглядных образах, понятие не имеет этой чувственной формы, хотя и строится на сенсорной основе. Понятие существует в слове.

Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, однако понятия, обозначенные этими словами, они усваивают лишь постепенно. Этот процесс показывает сложность отношений мышления и языка, слова и образа, образа и понятия. Если 2-х летнего ребенка попросить ответить на вопрос: «Что такое вилка? кукла? карандаш?»- он обычно покажет на конкретный соответствующий предмет: «Кукла- это вот!» «Вилка-вот она тут». Пятилетние дети способны выделить уже тот признак в предмете, который приобрел для них наибольшее значение. Таким признаком является обычно назначение предмета, то, как он используется человеком. Поэтому на аналогичные вопросы дети часто отвечают: «Карандаш-это чтобы писать», «Кукла-чтобы играть». Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной категории или группе. На этой ступени развития мышления дети отвечают: «Лошадь-это животное, зверь», «Карандаш- палочка для писания», «Вилка- это посуда». Однако встречая мало знакомые предметы, 6-7 летний ребенок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления их внешних признаков или указывает на назначение предмета: «Барометр-это такой круглый, и стрелка как часы, чтоб погоду узнавать».



Огромное значение для изучения уровня обобщения, т.е. для выявления степени овладения понятием,имеет форма, в которой ребенку предложено задание. Распределить предметы или их изображения по группам, например овощи, мебель, животные, может 4-хлетний ребенок. Но дать определение тех же понятий, т.е. ответить на вопрос «что это такое?», детям значительно труднее. Однако правильно группировать предметы дети могут только в том случае, когда им известно соответствующее обобщающее слово-термин. Не зная слов «транспорт», «садовые принадлежности», или понимая слово «машина» как обозначение только автомобилей, 4-5 л. и некоторые более старшие дети не могут правильно распределить по группам данные им картинки. Они делают ошибки: например - лейка попадает в одну группу с рыбой и лодкой, потому что им всем нужна вода. Изучение Ф.И. Фрадкиной формирование обобщений у дошкольников показало, что огромное значение для группировки предметов имеют те их признаки и связи, которые выявлены ребенком в его практическом опыте.

Только после 6 лет обобщения как «коллекция вещей» в жизненной ситуации сменяются обобщениями по одной функции предметов, а затем обобщениями по материалу, из которого сделаны предметы, и лишь позднее по роду предметов. Мы имеем основание заключить, что уровень обобщения, которого достигает 3-6 летний ребенок, непосредственно зависит: от степени знакомства детей с многообразием предметов, включаемых в данную группу; от знания слова, обобщающего все предметы, входящие в данную группу; от формы требований, предъявляемых к ребенку. Среди них особенно трудными оказывается требование определить понятие, т.е. ответить на вопрос «что такое?». Требование объединить однородные предметы в группу является более легким для детей.

Для образования понятия необходимо разнообразить несущественные, мелкие признаки в предметах и постоянно сохранять основные, существенные элементы. Наилучшие условия для этого возникают при разнообразном использовании однородных, знакомых ребенку, но различных предметов в разных видах его повседневной практики.

Формирование логического мышления . Наглядно-образное мышление дошкольника в работах Ж. Пиаже рассматривается как переход от сенсомоторного мышления к символическому, интуитивному (т.е. образному). На этой стадии ребенок отличает обозначаемое от обозначающего. Это видно в игровых действиях, когда ребенок замещает один предмет другим. Приведем примеры (гвоздик становится ложкой, носовой платок – одеяльцем для куклы, и т.д.). Таким образом, в образном мышлении ведущее значение имеет символизм. С точки зрения Ж.Пиаже символизм – это личное, индивидуальное приобретение ребенка, которое носит социальный характер. В отличие от Ж. Пиаже, Л.С. Выготский считал, что использование предметов-заместителей есть выражение опыта человеческого мышления, а не личного, индивидуального. В младшем, дошкольном возрасте мышление неотделимо от действия. Всякая проблемная ситуация, как и в раннем детстве, решается в процессе действия с предметом.

Н.Н. Подъяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами начинают воспроизводиться на уровне представлений, т.е. без опоры на реальные. Этот отрыв облегчает, если действие совершать не с реальными предметами, а их заместителями – моделями. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. Например, обучение детей рассказам на основе составленной ими самими модели. Так, подводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначили основные признаки осени: «Птицы улетают», «Деревья без листьев», «идет дождь» и т.д. Затем, глядя на эту модель, составляли рассказ, опираясь на образное мышление и собственные действия.

К 5 годам действие предваряет практическое. Ребенок способен планировать предстоящее действие. Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно – схематическое. В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознании ребенка. Он овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе определенных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания даются в виде действий с моделями, отображающие существенные черты изучаемых явлений. Таким образом, знаково-символическая деятельность позволяет моделировать и преобразовывать во внутренний план сознания объективный мир.

С точки зрения Л.С. Выготского жизнь ребенка должна быть наполнена различными преградами и трудностями с тем, чтобы он не использовал уже имеющийся в опыте способы решения проблемной ситуации, а изыскивал все новые и новые способы решения исходя из имеющегося опыта. В этом возрасте все еще сохраняется подражательность действиям взрослого человека. Но, как указывал А.Б. Запорожец, если в раннем детстве наглядно-действенное мышление требует открытия путем проб и ошибок, то у дошкольников возникает предварительное обдумывание действия и последующее его выполнение. В дошкольном возрасте у ребенка усложняются отношения с окружающим предметным миром и миром людей. Новые границы деятельности расширяют кругозор ребенка. Становятся в некотором отношении понятными связи и отношения между предметами, явлениями. Ребенок уже ориентируется не только на внешнее восприятие, но мысленно проникает в глубь явлений, открытых от прямого наблюдения. На вопрос: «Будет ли плавать щепочка или утонет?» ребенок отвечает: «Будет, потому, что она деревянная». Здесь мы видим, что ребенок делает умозаключение о свойстве всех деревянных предметов, то есть владеет обобщением.

Словесно-логическое мышление связано с речью. Чем выше уровень речевого развития, тем выше у ребенка способность рассуждать. Этап рассуждения это уровень развития мышления. У ребенка появляется потребность увидеть причинно следственные связи между объектами и внутри самого объекта. Это порождает вопросы: «почему?», «зачем?», «как?».

«Почему червяк голый?», «почему в макаронах дырочка?», «Зачем еж в иголках?»… Эти вопросы имеют отличительную особенность от вопроса «Что это?» Этот вопрос требует обозначение объекта словом. Вопросы «зачем?», «почему?» направлены на установление связи и отношений между объектами и явлениями. Вопросы у ребенка возникают тогда, когда возникает противоречие между тем, что он знает и тем, что воспринимает. С помощью вопросов ребенок утверждается в правильности или ошибочности своих суждений. Количество и многообразие вопросов резко возрастает обычно после 3 лет. Вопросы ребенка говорят о том, что он ищет и пытается понять это неизвестное.

В логическом мышлении на первом этапе формируется понятие, на втором – суждения. Детские суждения существенно отличаются от суждений взрослых людей. Своеобразие суждений дошкольника связано со следующими причинами: недостаточность знаний, обусловленная маленьким опытом; несформированность умственных действий; недостаточная критичность мышления. Специальные исследования интеллектуального развития шестилетних детей показало, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. По характеру детских вопросов можно судить о развитии словесно-логического мышления.

Развитие мыслительных операций. На протяжении дошкольного возраста происходит формирование мыслительных операций. На ранних стадиях анализ носит практический характер (ребенок в связи с этим разбирает игрушки, предметы домашнего обихода, стремясь проникнуть внутрь предмета). Неспособность выделять существенные признаки предметов приводит к ошибочным суждениям. Например, ребенок 5-и лет прислоняет сломанный гладиолус к стене со словами: «Я его уже починил». Ребенок не выделяет основного свойства цветка, что он должен жить, а не только стоять. Или: ребенок выключает радио, чтобы не прошли папины любимые песни, пока он находится на кухне. Ребенок не выделяет основного условия, что песни по радио поют независимо от того, включено оно или нет (из наблюдений А.В. Запорожца).

На основе речи ребенок способен классифицировать предметы по общему характерному признаку (посуда, одежда, животные). Классификация, как мыслительный процесс, связан с эмоциональным состоянием ребенка. Как указывал А.В. Запорожец, ребенок в предмете выделяет признак, который вызвал эмоциональную реакцию или более всего бросает в глаза, хотя этот признак может быть и несущественным. (Волк – дикое животное, потому что быстро бегает). Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем возрасте. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов. У дошкольника изменяется характер обобщений, от внешних признаков переходят к раскрытию более представленных признаков в предмете.

Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем мире, умением выделять в предмете существенные признаки. Ребенок выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуда, одежда. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы. Младшие и средние дошкольники часто классифицируют по внешним признакам («Диван и кресло» вместе, потому что стоят в комнате), или на основе назначения предметов («Их едят», «Их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп (одежда, овощи, транспорт, мебель).

Пути развития мышления. Усвоение общественных выработанных эталонов, мерок, системы ориентиров изменяет характер мышления дошкольника. Ребенок начинает объективно воспринимать окружающую действительность. Взрослый учит приобретать знания в системе, выявляя общие связи и закономерности явлений: обучает обобщенным формам рассуждений. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организуя наблюдения, экпериментирование, ознакомление с художественной литературой. Умственное воспитание дошкольников предполагает, с одной стороны, возрастную организацию программного материала, и, с другой – усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно решать интеллектуальные проблемы.

Таким образом, м ышление ребенка раннего и дошкольного возраста подчиняется общим законам формирования высших психических функций.

1. Начальный этап развития мышления есть наглядно-действенное мышление, которое, как указывал Л.А. Венгер, не есть самостоятельный вид мышления, а начальная ступень наглядно-образного мышления.

2. В связи с речевым развитием у ребенка формируется словесно-логическое мышление.

3. Мышление дошкольников носит конкретный характер.

4. Успехов в развитии мышлении дети достигают при условии, если их учебная деятельность направлена на усвоение определенной суммы знаний, формирование умственных действий, умение критически относится к своим собственным суждениям и суждениям других людей.

5. Начинать формировать критичность, самостоятельность, доказательность надо на ранних этапах дошкольного детства.