Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями. Основная задача и миссия психологии как науки

В одно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое.
(Омар Хайям)

Омар Хайям - поэт, философ и ученый. Его светлые мысли, четверостишия зацепили меня в начале моей профессиональной деятельности. Уж слишком изящны и точны по глубине и форме его слова, трактаты и цитаты. Не так ли, друг мой!? «Да - да» - ответишь ты, и поддержу тебя я в этом! Поддержу, помогу, увижу «листвы зеленой вязь, весну и небо голубое» в тебе, мой ученик, коллега, ребенок иль клиент.

Моя профессия – психолог. Я так давно решила. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это: чужие проблемы, чужие ссоры и конфликты. А нет!!! Я радовалась, когда мир вокруг становился добрее и прекраснее.

Миссия… Когда слышишь это слово, начинаешь думать о чем-то высоком, значимом. Кажется, что ты, отдельно взятый человечек, не можешь нести в себе все, что заключено в это понятие – не под силу. Профессия психолога наряду с некоторыми другими - например учителя или врача - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, психолог - помочь стать человеком, увидеть положительное даже там где его... Может и нет?А может оно так спрятано далеко, что понадобятся годы, чтобы взрастить его!

Психология зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии: быть всегда готовым оказать помощь, хранить тайну, внимательно и заботливо относиться к любому, действовать исключительно в его интересах, проявлять высочайшее уважение к жизни ребенка, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Психолог встречает ребенка в детском саду, в школе, центрах раннего развития, поликлиниках,... К нему обращаются за помощью родители, бабушки, дедушки, воспитатели, педагоги. Изо дня в день мы сражаемся с Нечто (равнодушием, злостью, агрессией, скукой), спасаем страну, Школу и ее жителей. Это определяет и особую ответственность профессии психолога, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Промахи и ошибки психологов не остаются без внимания.

Искусство психолога - это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с детьми, родителями, воспитателями, учителями. Психолог должен быть добрым человеком, чувствовать чужую боль, настроение другого.

Профессия психолога - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к ребенку, любовь к человеку, любовь даже к «трудному» подростку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Часто я возвращаюсь к словам «Сначала полюби - потом воспитывай, сначала полюби, потом обучай». Почему? Видимо сила этих слов в их глубоком понимании. Ведь часто в глазах детей я читаю «Люби меня таким, какой я есть, помоги мне, если можешь».

Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит детская жизнь. Я бесконечно рада, когда ребенок говорит, что ему нравятся мои занятия, когда он не хочет уходить. Я очень долго шла к этой профессии, но моя ДОРОГА все-таки нашла меня, или я нашла ее, это уже неважно, важно, что кому-то я приношу пользу и для кого-то пусть на чуть - чуть делаю мир ярче и волшебнее.

Я от всей души желаю тебе, мой друг, удачи. Надеюсь, что мое письмо хоть немного помогло тебе по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с нашей нелегкой, но самой замечательной в мире профессией психолога!

Галактионова Юлия Сергеевна - педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 12» г. Петрозаводска Галактионова Юлия Сергеевна.

В ожидании появления на свет своей третьей дочери мне иногда было немного страшно, иногда у меня появлялась уверенность, что я справлюсь. Когда я была полна сил и энергии, я относилась к родам как к чему-то волшебному и удивительному, как к великой ценности. Однако, дочка, которая сидела в моем животе ничего не знала о том, что ей предстоит. Она не знала, что ей предстоит пройти через боль и страх, она не знала, что ей придется потерять многое из того, чем она тогда обладала, что являлось все ее миром. При этом, все ее существо готовилось к этому испытанию. У большинства деток, которым предстоит появиться на свет, есть достаточно ресурсов, для того чтобы справится с этой задачей. И все же, в некоторых случаях деткам нужна помощь.

Мы приходим в этот мир через боль. Через радость и счастье зачавших нас папы и мамы и через боль. Проходя свой жизненный путь, мы встречаемся с большим количеством разных испытаний, которые формируют нас. Мы встречаемся с радостью и болью, мы много чего теряем, но многое и приобретаем. Перед каждым из нас стоит задача понять устройство этого мира, научится жить в нем и выбрать свою личную дорогу воплощения и самореализации. Решая эти задачи, мы часто встречаемся с болью. Как правило у каждого из нас есть свои внутренние силы, свой ресурс для того чтобы справится с болью, которая встречается нам по жизни. Для каждого из нас очень важно на определенном этапе пути опираться на близких людей в момент боли, а так же иметь возможность разделять свою радость с ними…

Однако мир устроен сложнее, чем описанная выше модель. По каким-то причинам, наши родители далеко не всегда могут быть рядом с нами в нужный момент… Иногда они уходят слишком рано… Иногда у них есть ресурс только для того чтобы дать нам жизнь… Есть события, в которых наши родители теряют власть и не могут нам помочь… Есть ситуации, когда нам нужно больше, чем помощь нашего родителя.

Каждого из нас увлекает и заряжает что-то свое. Кто-то чувствует музыку — он способен и желает донести через нее что-то важное, для окружающих его людей. Кто-то стремиться сделать жизнь людей свободнее автоматизируя производство. Не исключено, что изначальная идея при своем воплощении может принести вред – жизнь есть жизнь и мы просто люди имеющие свои ограничения.

Мне как психологу-психотерапевту важно помогать человеку в ситуации, когда ему больно, помогать проходить через боль. Повторюсь, не во всех ситуациях нам нужна помощь, но иногда она просто необходима… Иногда отсутствие помощи приводит к тому, что мы консервируем свою боль, так и не поняв, что произошло с нами.

Хорошо, когда младенец прошел через родовые пути, благополучно задышал и встретился с мамой. В этой ситуации, он многое испытал, многое потерял, однако он приобрел что-то удивительно ценное, он приобрел возможность идти по своему пути дальше, ведь жизнь в утробе, как бы она не была хороша, не может быть бесконечной…

Если же новорожденному трудно дышать, если он не имеет возможности встретится со своей мамой, если жизнь его после рождения не определена и не предсказуема… тогда все те испытания, которые он прошел в момент родов не могут быть присвоены, как личная победа в инициации. Тогда ему требуется помощь, чтобы выжить, требуется помощь, чтобы жизнь продолжалась.

Если кто-то из нас встретился с болью, смысл которой не понятен, если у нас не было достаточно сил, чтобы справится с той болью, которая захлестнула, если мы вынуждены были переживать боль в одиночестве, то наша психика сделает все возможное, чтобы эту боль спрятать в железный ящик под тяжелый замок – ведь иначе идти дальше по жизни становится невыносимо. Такая спрятанная боль, может разрушать нас годами, просачиваясь из этого ящика, пытаясь вырваться на свободу, напоминая о себе бесконечное количество раз. Такая боль будет мешать нам двигаться дальше по своему жизненному пути… Мы конечно будем расти и даже взрослеть… Раз мы пришли в это мир у нас будет ресурс и возможность как-то справляться с этой жизнью, но будет так же что-то, что тянет назад, что заставляет замирать, что не пускает двигаться вперед, что все время напоминает о себе…
Как много у каждого из нас таких событий, которые тормозят наш путь, которые как резинки тянут нас назад, которые раз за разом возвращаются в нашу жизнь, потому, что мы так и не смогли прожить их… У каждого свой набор, отпущенный судьбой.

Я вижу свою роль, свою миссию как психолога-психотерапевта, быть проводником в душевных страданиях… Иногда к ним надо найти дорогу. Ведь психика очень старательно прячет этот ящик, чтобы у нас была возможность просто жить. Иногда важно увидеть в болезненных переживаниях ценность – ведь они многому научили нас. Иногда важно найти ответственных и перестать винить себя за то, что не совершал. Есть ситуации, когда бывает достаточно понять, что именно болит, и дальше человек сам может найти помощь внутри себя или рядом со своими близкими. Ведь порой, то чудище, которое казалось в детстве непобедимым, легко может быть повержено, когда мы стали взрослыми. Но бывают ситуации, когда боль можно прожить, только рядом со специалистом. В этих случаях, боль найденная, рассказанная, описанная, разделенная, признанная – теряет свою силу и власть над нами. Психике нет необходимости тратить свои силы на то, чтобы удерживать ее под тяжелым замком и следить, чтобы она не проникала через ржавеющие углы.

Я вижу ценность психотерапевтического процесса в том, чтобы образовалось место, время и пространство, где мы с вами можем максимально безопасно встретиться с болью, понять ее, принять, дать ей право на существование, определить ее ценность.

Станете ли вы счастливее после прохождения психотерапии? Нет. Скорее вы перестанете быть несчастным. Станет ли ваша жизнь проще и понятнее, если вы начнете личную психотерапию? Нет. Скорее, вы поймете уникальность своего личного пути и будете лучше понимать устройство своего внутреннего мира.

Один семилетний мальчик, сходив на первую тренировку в бассейн и испугавшись тренера, спросил маму:
— А ты можешь плавать рядом, чтобы я знал, что ты близко?
— Я не знаю, как сегодня распределять тренировочные дорожки, возможно я буду плавать в соседнем бассейне… — ответила мама.
— Спасибо, мне этого достаточно, мне важно просто знать, что ты рядом.

Я точно могу обещать, что «буду рядом» (в том месте и в то время, о котором мы с вами договоримся), если вам понадобится помощь, чтобы справится с трудной ситуацией. Я точно могу обещать, что благодаря психотерапии вы научитесь сами себе оказывать помощь в таких ситуациях. Я точно знаю, что вам станет интереснее жить рядом с тем человеком, которого вы видите в зеркале (если вы в него заглядываете), а главное вы узнаете и поймете про него много важного. Я точно знаю, что в результате психотерапии ваши отношения с миром и людьми станут более ясными и понятными, а главное более предсказуемыми и менее болезненными. Я точно знаю, что это стоит вложенных вами сил, времени и денег, потому что сама 8 лет проходила личную терапию и по своему опыту знаю, какие удивительные открытия ждут вас на этом пути.

Отсюда происходит множество психологических проблем.

Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе это – психолог. Кому и зачем мы нужны в школе? То, что школе нужен психолог, принимается как постулат.

Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи Битяновой, Бегловой, Сартана, Степановой и других авторов.

Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому "помогать" - точно не отвечают, кажется, детям.

Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи, которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.

Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.

Вместе с тем, с родителями отношения складываются адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога расширены возможности – ребенок все время перед глазами. Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.

Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может выглядеть, что должно быть в результате.

Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не рождало у окружающих неоправданные надежды. Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала.

Только это надо, скорее, взрослым – учителям, родителям – знать, что делать.

Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу.

Ситуация обследования в школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата). В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы можем дать детям.

Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше, школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.

Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу.

Учитель добивается результата, психолог - исследует процесс.

Именно психолог может выявить точки прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения. Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности.

Видится проблема в том, что нет пока в образовательном сообществе представления о миссии школьного психолога.

Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь.

Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили, чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ.

Именно поэтому каждый специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему. Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического коллективов оставит место для свободы Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию.

Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как, хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования. Н аверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение. С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.

Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное развитие потенциала учащихся. Для этого нужно совсем немного - принять ребенка таким, какой он есть, со всем его своеобразием и особенностями развития. Такая позиция психолога открывает возможность индивидуального подхода к становлению личности каждого ученика. Это в корне противоречит устоявшемуся представлению о том, что задача психолога - находить недостатки в развитии детей и с помощью коррекции «подгонять» их под определенный стандарт «нормального ученика». Действительно, принадлежность к определенной (часто околокриминальной) субкультуре накладывает больший отпечаток на формирование личности ребенка, чем воздействие даже самого хорошего психолога.

Оспаривая это мнение, особо отметим, что задача психолога, занимающегося сопровождением, - открыть ребенку «различные грани бытия», показать, что жизненные ценности могут быть более яркими и значительными, чем дети могут это себе представить, находясь в рамках той или иной субкультуры. Но в любом случае ответственность за свою дальнейшую жизнь и право выбора своего жизненного пути остается за ребенком.

Подводя итоги отметим значимость подобных споров, в результате которых уточняется содержание самих понятий. Стоит признать, что право на существование имеют различные модели психологического сопровождения.

Главное при этом, чтобы психолог постоянно осознавал цели своей деятельности.

Должны ли школьные психологи принимать участие в воспитании? Психолог, безусловно, должен заниматься воспитанием, но он не должен слепо верить в свое могущество и всесилие. Мне кажется, что многие представители психологической науки считают, что именно с ее помощью можно решить все проблемы и как бы встать над остальными.

Ответственность психологов за то, что происходит в школе, очень высока.

Конечно, хорошо, что за последние пятнадцать лет произошла психологизация образования: этому можно только аплодировать. Но у психологов своя миссия. В начале века выдающийся русский философ и педагог С.И. Гессен определил, что существуют четыре сферы бытия человека.

Первая сфера - биологическая.

Вторая - социальная.

Третья охватывает сферу культуры.

Четвертая рассматривает человека как члена «социума духовных существ». Психолог в большей степени может воздействовать на первые две сферы. Две другие сферы требуют глубокого знания культуры, философии, социологии. Не у каждого психолога есть такие знания. А при неумелом вмешательстве в эти сферы существует немалый риск. От воспитателя требуется определенный уровень личностного развития.

Многие известные психологи и психиатры в расцвете своего творчества обращались к проблемам духовности.

Впрочем, мне известны и современные психологи, которые являются замечательными воспитателями.

Принципы в ассортименте П рофессиональное сообщество психологов образования все еще обсуждает вопрос, который можно считать главным: зачем в школе психолог? Года полтора назад я уже приводил список вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор принципиально новых версий не появилось, но и прежних не поубавилось.

Рассмотрим их еще раз в том же порядке.

Вернее, наоборот, в том же бес порядке, поскольку никакой строгой последовательности здесь быть не может.

Обеспечение психологического здоровья и психологического комфорта ребенка и всех участников образовательного процесса Безусловно, красивая идея, но само понятие «психологическое здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет практическую реализацию.

Мониторинг образовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений - распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный, например, в Самарской области.

Принцип хорош четкостью разделения обязанностей и логичностью встраивания психологической службы в систему образования. Но его оборотной стороной является отстранение психологов от принятия решений. А это создает опасность «омертвления» данных мониторинга. Грубо говоря, легко скатиться в ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется». Помощь ребенку в принятии самостоятельных ответственных решений при выборе собственного жизненного пути - идеология психологического сопровождения. Эта позиция предполагает, что у психолога есть миссия (помочь ребенку обрести себя), а потому легко разделяется истинными энтузиастами.

Содействие образовательному учреждению в создании социальной ситуации развития - официальная формулировка из Положения о службе практической психологии образования. За несколько лет так и не встретил человека, который бы ее понимал, а тем более ею руководствовался.

Комплексная помощь различных специалистов в профилактике и преодолении трудностей - питерская модель сопровождения.

Мучительно пытается перерасти рамки метода организационного построения и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и свое назначение.

Защита интересов ребенка, его уникальности и индивидуальности - воплощение тезиса о психологе как специалисте по неодинаковости. Здесь обратная ситуация: миссия заявлена, но организационные приемы, позволяющие ее выполнить на практике, пока не разработаны.

Возврат в школу воспитательного процесса - ностальгический реликт, озвучиваемый самыми разными специалистами.

Психология – наука, которая помогает быть счастливым. Кроме задач и целей психологии, у нее есть высокая миссия. Каковы же основная задача и миссия психологии как науки?

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология » переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή - «душа», λόγος - «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира. Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало », в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Миссия психологии

Психология – сложная наука, она имеет множество школ и направлений . Некоторые их них:

  • психоанализ
  • фрейдизм
  • бихевиоризм
  • гештальтпсихология
  • гуманистическая психология
  • трансактный анализ
  • нейролингвистическое программирование
  • трансперсональная психология
  • системно-векторная психология,
  • когнитивная и многие другие.

Все они по-разному подходят к изучению психической природы человека, по-разному определяют предмет и объект своего изучения, используют разные методы и приемы работы с клиентами. Но в совокупности эти учения образуют невероятную «мозаику» психологических знаний.

Помимо теоретической, фундаментальной психологии есть прикладная и практическая психология, занимающаяся применением теоретических знаний на практике.

Таким образом, в наше время психология не только занимается изучением и исследованием психики, но также реализует полученные знания на практике. Есть теория и практика психологии, тесно взаимодействующие друг с другом.

Миссию психологии как науки можно было бы обозначить как объединение всех сфер человекознания в единую концепцию.

Психология тесто связана с общественными, естественными, философскими и даже техническими науками.

Знание психологии человека нужно и учитывается везде, поэтому существует так много отраслей психологии :

  • общая
  • педагогическая
  • детская
  • дифференциальная
  • социальная
  • возрастная
  • клиническая
  • инженерная
  • космическая
  • юридическая
  • военная
  • специальная
  • психология труда
  • психология власти
  • организационная
  • психопатология
  • психофизиология и прочие.

У каждой из них свой объект и предмет изучения, цели и задачи, но все они служат во благо той или иной сферы человеческой деятельности.

Практические психологи занимаются психологическим консультированием, коррекцией, профилактикой, реабилитацией, просвещением, психотерапией, а также проводят психологические тренинги.

Миссия практического психолога – создание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала индивида. Призвание психолога – помогать людям.

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования:

  • психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь),
  • состояний (эмоции, чувства, установки),
  • свойств (способности, темперамент, характер, мотивы, цели, воля).

Изучать особенности психики нужно для того, чтобы лучше понимать ее природу и учиться управлять психическими явлениями.

Также в качестве задач психологии определяется:

Задачи практического психолога, работающего с клиентами, определяется им самостоятельно, и различаются в каждом конкретном случае.

Прикладные задачи практической психологии определяются спецификой учреждения, в котором работает психолог, чаще всего ими становятся: психологическое обеспечение оптимального функционирования организации, труда работников, составление обучающих программ, пособий, программ подготовки и переподготовки кадров, разрешение конфликтов, улучшение психологического климата и прочее.

И теоретики и практики психологии помогают людям разрешать различные психологические проблемы, совершенствоваться личностно и улучшать качество жизни.

Быть психологом для меня - заниматься самым интересным делом в мире! Эта работа не всегда простая, но всегда интересная. Она заставляет все время учиться, узнавать окружающий мир с различных сторон.

Когда человек, обратившийся за помощью, говорит: "Мне стало намного легче!" или "Теперь я знаю, что я буду делать!" - я понимаю, что наша профессия существует не зря, и радуюсь.

Для меня быть психологом - это всё! Это образ жизни, который выбран осознанно и навсегда.

Эта удивительная профессия делает весь жизненный опыт - опытом профессиональным, стимулирует непрерывно ежедневно учиться, развиваться как личность.

Результат этой деятельности - положительные изменения в жизни человека. Любимая профессия, приносящая пользу другим - Высшее благо!

Быть психологом - значит ежедневно становиться лучше для улучшения жизни других.

Быть психологом - это открыться навстречу, быть рядом, идти вместе.

Для меня быть психологом - это быть открытым к разным сторонам человеческой жизни, быть открытой миру.

Помогать людям, понимать суть происходящего, узнавать новое, быть в тонусе, повышать свои умения и навыки.

Быть психологом - это ответственное дело, так как от каждого слова и действия многое зависит! Это нужно понимать и часто корректировать самого себя, своё поведение, не играть роль "всемогущего", а просто помогать по мере возможности, знания и силы!

Всем желаю быть хорошими психологами и всего наилучшего!

Для меня быть психологом - это реализовать свое предназначение.

Это переживать чудо таинства Встречи с Другим человеком.

Это, сохраняя и повышая свою компетенцию, оставаться собой, не смешивая личное и профессиональное.

Быть психологом - это столкнуться с тем, что психология невозможна без того изначального смысла, который вкладывали в это слово: без души. Психолог работает всей своей Личностью с Личностью.

Для меня быть психологом - значит уметь реализовать свои знания об общих закономерностях мышления, психики и поведения для помощи в решении каждой конкретной проблемы, с которой ко мне обращаются мои клиенты.

Для меня быть психологом - это не миссия, это сложная, но порой очень увлекательная работа, когда можно находиться рядом с человеком, который оказался в трудной ситуации, и попытаться помочь ему.

Я была, мягко говоря, в «шоке» от того, что можно решить свои проблемы и проблемы других людей. Иногда за один сеанс!

Люблю свою работу! Для меня быть психологом - это любовь ! Люди такие интересные, разные, странные, иногда сложные… но каждый из них заслуживает счастья, здоровья и радости. Хочется сделать все возможное для них. Жаль, что иногда они не хотят!

Для меня быть психологом - это мое физическое и психологическое здоровье ! Сколько решено моих личных проблем с детством, родителями, мужчинами, детьми. Я все еще «лечусь». Каждая проведенная группа личностного роста - это и мой личностный рост, всегда открывается что-то новое…

Для меня быть психологом - это благосостояние! Да, не надо стесняться - это и дом, и деньги , и участие в обучающих семинарах. Я вкладываю деньги в свой профессионализм, и они возвращаются мне сторицей. Я благодарна своей работе и Богу за возможность творить любимую деятельность и получать за это вознаграждение.

А еще это бесконечная учеба! Второе высшее (психологическое), трансперсональная психология, НЛП-практик, экзистенциальная психология - это только некоторые методы и направления, которые за последние годы стали любимыми у меня и моих клиентов.

И наконец - быть психологом для меня это образ жизни, формирование мировоззрения, позитивного мышления, создание новых моделей поведения, возможность передать эти знания другим людям, психологам. Возможность использовать свою личность как эффективный инструмент помощи людям, семьям , детям, коллективам.

Благодарю за такой вопрос! У меня еще раз возникли чувства счастья, удовлетворения и гордости за свою любимую психологию…

Быть психологом значит увидеть поистине волшебное превращение моего клиента из гадкого утенка в Великолепного Лебедя. Осознавать, что я к этому процессу имею прямое отношение - это самая дорогая награда для меня. Спасибо всем моим клиентам!

Уметь с улыбкой встречать возрастные кризисы как дополнительный ресурс для нового жизненного витка.

Иметь возможность вполне объективно помогать обратившимся людям.

В нужный момент уметь принять произошедшее насколько это возможно.

Научиться вновь обретать то, что, казалось бы, навсегда потеряно.

Иметь возможность видеть в людях их позитивное намерение.

С того момента, как я вступила на профессиональный путь психолога , моя жизнь стала более интересной, более насыщенной, более разнообразной и позитивной.

Воспользуюсь возможностью и поблагодарю всех людей, который были, есть и будут встречаться на моем жизненном пути: спасибо моим родителям, брату, мужу, сыну, преподавателям и моим друзьям за поддержку и помощь, а также спасибо за доверие тем людям, которые видят во мне человека, способного помочь на их жизненном пути.