Трансперсональный подход. Трансперсональная психология

Развитие науки о человеке в наши дни активно продолжается – об этом свидетельствует возникновение и само существование трансперсональной психологии. Ее родоначальники заложили фундамент универсального, новаторского понимания мира и личности, методов ее развития.

Характеризуя трансперсональную психологию как подход из будущего, специалисты стремятся воссоздать целостную, гармоничную картину мироздания, где человек перемещает границы своих возможностей, сознавая общность не только с другими людьми, но и с Вселенной. Что является содержанием данного подхода, на чем он основан, как трансперсональная психология развивается сейчас? Попробуем найти ответ.

Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.

ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:

  • особенности расширенного состояния сознания;
  • феномены парапсихологии;
  • духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
  • психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
  • методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг);
    исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
  • медитация и практика йоги;
  • процессы старения, смерти и умирания;
  • особенности духовного роста.

ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Современные направления в психологии претендуют на роль сугубо научных и объективных, их исследования подтверждаются фактами и через проведение исследовательских экспериментов. Но традиционная наука о человеке несколько игнорирует отдельные феноменологические проявления личности – трансперсональный опыт.

Трансперсональный подход в психологии более сосредоточен на специфических сферах знаний о человеке:

  • на особенном понимании психики, которая «соразмерна всей вселенной (всему сущему)» и не должна ограничиваться личностным опытом;
  • на вдохновляющих для творчества явлениях – их природе, формах, причине и следствии;
    на изучении человеческого сознания в сочетании с творческим разумом Вселенной, когда личность рассматривается в многообразии контекстов (межличностном, межкультурном, экологическом, космическом);
  • на целостности рассудка и телесности, которые неотъемлемо существуют друг от друга и по отдельности не определяют целое (личность человека), но в сочетании позволяют жить в гармонии с собой ;
  • на широте охвата и адаптивности, когда в сферу интересов ТП попадают даже диаметральные области знаний (религия и физика, к примеру).

Четко можно сформулировать чем ТП не является: ее называют скорее паранаукой, до научной дисциплины она не суживается, почти все научные общества выступают с критикой по поводу слабости научных оснований подхода и результативности применяемых в нем методов. Хотя популярность ТП от этого не уменьшается и даже растет!

Пересматривая сложившиеся традиции научного подхода, ТП удается объединять несочетающиеся с научной точки зрения психофизику и психофизиологию.

Представители трансперсональной психологии

Основатели изначально дали имя трансперсональной психологии как «четвертой силе» – поставив ее в один ряд с уже существующими традициями бихевиаризма, психоанализа и гуманистического подхода.

Истоки новой традиции закладывались уже в разработках Карла Юнга. Его архетипы – символы, сложившиеся за долгие годы существования человечества, являются интегрированным опытом людей и коллективным бессознательным. Именно с их помощью может осуществляться исследование глубинных (духовных) уровней психики.

Юнговское личностное развитие человека превращается в познание и интеграцию разрозненных смыслов коллективного бессознательного (его символов – архетипов).

Абрахам Маслоу

А.Маслоу по праву признан родоначальником – как гуманистической психологии, так и трансперсональной. Для последней он четко выписал общие принципиальные моменты. Учение про самоактуализацию личности прославило его в области гуманистического подхода.

Видя ограниченность гуманистической психологии, Абрахама Маслоу заинтересовали «пиковые переживания» личности:

  • кульминационные мгновения любовных отношений;
  • инсайты (внезапное «озарение»);
  • ситуации экстаза;
  • утрата границ своего «Я».

Эти исследования явились каркасом будущей «четвертой силы». А спустя некоторое количество времени (1968 г.), в ходе заседания по поводу создания новой научной школы, ученый Абрахам Маслоу и психотерапевт Энтони Сутич поддержали предложение своего коллеги ввести термин «трансперсональная психология». Автором названия школы психологии стал Станислав Гроф.

Про успешность начинания говорит тот факт, что уже в 1969 году трое упомянутых исследователей издали 1-й номер журнала, полностью посвященного новому направлению в психологии и с таким же названием (Journal of Transpersonal Psychology).

Станислав Гроф

Психолог чешского происхождения, С.Гроф стал известен как руководитель программы по изучению психоделиков (класс психоактивных препаратов, меняющих восприятие, эмоциональную сферу и сознание) в одном из центров психиатрических исследований в США. Хотя психоделические вещества уже в 1973 году оказались под запретом, их исследования подтолкнули Станислава Грофа к созданию авторской концепции холотропной терапии.

Данный подход автором охарактеризован как теоретическая и практическая основа психотерапевтической работы и самопознания через измененные состояния сознания. Ядром концепции является усилия и активность личности по восстановлению целостности. Здесь совмещены опыт по изучению измененных состояний сознания человека под воздействием психоактивных препаратов (например, ЛСД) с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

С.Грофом был предложен метод холотропного дыхания, в ходе использования которого снимаются блоки, удерживающие внутренний поток энергии человека – тогда возможным становится активизировать подавленное сознание и превратить его в поток познавательных переживаний.

Владимир Майков

Отечественные представители ТП удачно адаптируют и развивают опыт западных исследований. Первый президент ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП) Владимир Майков инициировал распространение холотропной терапии в России.

Внедряя традиции ТП через тренинговую работу, В.Майков раскрывает возможности практик холотропного дыхания и пневмосинтеза как средства разрешения жизненных затруднений. Философия поддержки, основанная на холотропной мудрости, противопоставляется манипулятивной философии и философии управления человеческой психикой.

Лишь расширенные состояния сознания, достигаемые через дыхательные практики, проявят механизмы интеграции до того разделенных во времени и пространстве переживаний, людей, событий. Тогда раскрываются грани единого процесса исцеления и самопознания.

Многообразие трансперсонального подхода легло в основу совместного издания В.Майкова с В.Козловым (доктором психологических наук, психологом-практиком), в нем показаны фундаментальные основы ТП, представлены идеи о ее роли, функциях, значении для современного мира (в культуре и науке про особенности психики человека).

Герман Карельский

Практическую работу по обучению принципам ТП проводит еще один учредитель АТПП – Г.Карельский. Будучи соавтором программы духовного акушерства и перинатальной психологии, Герман Карельский способствовал продвижению альтернативного акушерства через многолетнюю подготовку профессионалов в этой области.

Как сертифицированный специалист международного уровня в психотерапии методами ТП, Г.Карельский реализует практику развития личности посредством интенсивных интегративных технологий. Тут психика человека рассматривается как комплекс дихотомических (дуальных, противоположных) структур, а развитие – сущностное слияние пространства Я с не-Я.

Трансперсональная психология: методы исследования

Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).

Сугубо трансперсональными можно назвать:

  • психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
  • дыхательные психотехники;
  • работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
  • визуализация и работа с воображением.

Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):

№ п/п Название техники ИСС Содержание техники ИСС
1 Фокусировка внимания и внезапное его переключение прикосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом)
2 Стимуляция через жидкостную депривацию отказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках
3 Усиленная двигательная активность безостановочный бег, бесконечный танец
4 Температурное (значительное снижение/повышение) воздействие купание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур
5 Акустическое воздействие непрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов
6 Ограничение двигательной активности, уединение неподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте
7 Депривация сна создание условий, когда невозможно погрузиться в сон

Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Холотропное дыхание

Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.

Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.

Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я. В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.

Главное, что реальность личности действительно меняется.

Ребёфинг

Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:

  1. дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
  2. достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
  3. особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
  4. позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
  5. доверительное отношение к сеансу ребефинга.

Тета-хилинг

Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.

Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад.

Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.

Обучение трансперсональной психологии

Передача и получение знаний по ТП должны носить целостный характер, активизироваться не поверхностным желанием получить диплом или формально пройти обучение («для галочки»), а скорее опираться на мотивы познания себя и мира, овладевая не только теоретическими постулатами, но и практикой трансперсональной парадигмы.

Удачным примером служит Институт интегративной психологии и психотерапии. Каждый желающий может обучаться в магистратуре по специальности «Трансперсональный психолог» и получить второе высшее образование.

Примечательной есть сама образовательная программа, опирающаяся на подходы ТП: обязательными являются дистанционное обучение и самообучение, а также практическая подготовка в виде цикла тренингов под руководством признанных специалистов в ТП, т.к. никакие книги не заменят непосредственного опыта постижения.

В заключении еще один пример проникновения традиции ТП в нашу жизнь – в культорологическую сферу.

Яркой иллюстрацией трансперсонального подхода стала одна из радиопередач – Фрэнки шоу. Она выходила на одной из российских радиостанций (около 7 лет) в виде некой биографической викторины.

Трансляция была в стиле эфира из сумасшедшего дома, а ее ведущий, умалишенный Фрэнки, каждый раз представлялся каким-либо вымышленным или реальным персонажем. В течение всей программы повествование Фрэнки велось от имени и о событиях, происходящим с персонажем. Задача слушателей – угадать, чья роль исполняется.

Подобные медиа эксперименты позволяли слушателям выйти за границы своего Я, разнообразить свою жизнь через понимание и охват другой реальности, тем самым лучше осознавать свое место в картине целостного мира.

С уверенностью можно сказать – трансперсональная психология может стать той универсальной кистью на пути самопознания, самопринятия и самосовершенствования, которая способна раскрасить любую черную полосу в жизни каждого развивающегося как личность человека.

Есть в природе нечто, что не любит стен
и хочет их разрушить.

Психология как наука всегда пыталась дать ответы на вопросы касающиеся познания человеческой сущности или интерпретировать поведение человека во всех его стимулах, мотивах и поступках за пределами эго. Психика как совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений все больше и больше порождает вопросы, ответы на которые все тяжелее найти с точки зрения того самого психоанализа, бихевиоризма или же когнитивной психологии, которая заняла лидирующие позиции в мире науки. Трансперсональная психология, которая сначала являлась ответвлением гуманистической психологии и питала свои идею сначала, например, с концепции А. Маслоу, занимает на сегодня достаточно значительную часть психологической мысли. И этому объяснение, как по мне, простое, по сколько сайентизм (ориентация на науку как на истину познания мира) во многом уступает антисайентизму, который утверждает, что все проблемы, которые мы имеем на сегодняшний день являются результатом научной деятельности человечества. Трансперсональная психология питается наоборот отойти от устоявшихся догматов науки и сделает свою почву на самоактуализации личности путем традиционных практик и методов, которые она использует в своей терапии. Не зря трансперсональную психологию многие именуют квазинаукой, которая не имеет достаточних оснований называться наукой из-за недостатка закономерностей и законов, принципов и эмпирических подтверждений. Но следует вспомнить того самого А. Пуанкаре и его конвенционализм, который говорит, что любая парадигма в науке является договором ученых в данной области. Так что же мы тогда можем считать чистой воды наукой??!
Следует заметить, что трансперсональная психология не появилась не из чего. Я имею виду, что психология как наука дала свой толчок для разработки теории и практики, аппарата науки как таковой. Основные идеи трансперсональной психологии на ее основании были взяты, как отмечалось выше, с гуманистической психологии. Представители гуманистов утверждали, что самоактуализация личности является главной целью на пути жизненных переживаний и психологических состояний, что проявлялось в субъективном и объективном опыте. Первое раскрывает опыт человека в его связью с природой, всем человечеством и даже космосом, а второе – факторы, которые влияют на нас в совокупности всего, что нас окружает на микро- и макро- уровнях. Но фундамент, который заложила гуманистическая психология для трансперсональной устоялся, окреп и трансперсональность как феномен вышла на новый уровень. Любая идея есть результатом истории ее творения, так и с трансперсональной психологией. Протонаука, которая является матерью всех наук, а именно философия древности, древних духовных традиций Востока и Запада дала настолько богатые медитативные практики, духовный опыт, что гуманистические идеи скоро себя исчерпали в глазах трансперсональной психологии стали для нее всего лишь скелетом истории и основой для пояснения общих процессов в данной области. Медитативные практики и трансперсональные состояния личности, вот что интересует трансперсональнаю психологию в 21 ст.. Психологи данной отрасли утверждают, что традиционные взгляды на психику человека потерпели крах, по сколько они упустили такие важные факторы формирования личности как духовность в ее формах переживания, изменения сознания и других психологический состояний человека.
Особенностью школы трансперсональной психологии является то, что она соединила, сделала своеобразный синтез всех знаний духовных практик для самоактуализации личности и отвергла модель человека как механизма, доминанты разума над чувствами, что истина недосягаема (скептицизм). Трансперсональная психология выработала свою парадигму восприятия мира и утверждает, что все есть единое, неподдельное и каждый из нас есть зеркалом Вселенной. Мы есть микрокосмосом в миниатюре, который отображает все что происходило в данный момент и будет происходить. Идея про Вселенную внутри нас раскрывает возможность восприятия всего опыта который когда – либо был или будет и помогает нам понять, что все едино, ничего не происходить бесследно и просто так, понять в первую очередь нас самих, нашу сущность и неделимость с миром, с природой, со всей Вселенной.

Трансперсональная психология практики. Учение Уилбера

Основной интерес в 21 ст. трансперсональной психологии направлен на изучение практик в области:
1) Развитие и расширение сознания личности;
2) Духовный и религиозней опыт всех народов мира;
3) Целостность личности.
Первое рассматривается в рамках учения Кенона Уилберома, который является очень известным философом в США в области интегрального подхода, который гласит, что все открытия которые когда – либо были есть результатом чего-то едино целого, которое следует рассматривать для достижения истины. Другими словами, чтоб не было плюрализма никому ненужных знаний и методов для достижения поставленной цели. В рамках трансперсональной психологии Уилбером была разработана идея «спектра сознания» выходя из которой восприятие личностью бытия и материи проходит три стадии:
1) преэгоическая (доличностный уровень развития);
2) эгоическая (личностный уровень развития);
3) трансэгоическая.(трансперсональный уровень развития).
Уилбер пишет, что человек, который развивается идет по пути комплексного и осознанного пути и основной его целью есть расширение спектра сознания через интегральный подход изучения мира и человека в нем.
Рассматривая духовный и религиозный опыт как направление в изучении трансперсональной психологии, следует отметить, что духовность для человека есть центральной проблемой, которые пытаются решить транспсихологи всего мира. Проблема заключается главным образом в том, что повседневная действительность заставляет менять отношение человека к вопросам более важным, нежели приземленным, в результате мы имеем социализацию личности по пути машины потребления, но никак не духовности и самоактуализации, познании себя хотя бы частично, осознании индивидуальности каждого из нас.

Трансперсональная психология Грофа


Станисав Гроф, основоположник трансперсональной психологии, утверждает, что социальные роли, которые являются чем-то сложным, тем самым разъединяют целостность личности. Данные роли через некоторое время покидают нас и не дают нам быть самим собой. Потому проблема духовности и поиска себя есть центральной для транспсихологов.
Целостность личности – это процесс синтеза основных структур психики человека, которое ведет к гармонии и душевному здоровью личности. Идею целостности личности разработал Роберто Ассаджиоли, который утверждал, что утрата смысла существования, отсутствие позитивных ценностей и наличие противоречий могут привести к психическим расстройствам и заболеваниям. Если структуры психики приобретают единую картину, то человек набирается энергией жизни и его прогресс на пути к самоактуализации преобретает целостный характер, жизнь становиться осмысленной и целенаправленной. Ассаджиоли как представитель трансперсональности в своей теории психосинтеза раскрывает ряд задач, которые должен поставить перед собой человек для психического здоровья, а именно: познание своего духовного Я, обретение гармонии с самим сабой и внутренним миром и здоровые отношения с людьми и миром.

Поняв основные направления, по которым трансперсональная психология строит свою теорию, можно выделить основные принципы, то бишь основополагающие положение, по которых трансперсональная психология живет:
1. Принцип единства всего, что есть во Вселенной;
2. Принцип самоактуализации личности;
3. Принцип развития сознания за пределы привычного;
4. Принцип духовного здоровья.
Вся методология, которая имеется на сегодня в трансперсональной психологии, являет собой трансперсональную терапию, которая питается достичь поставленных целей духовного здоровья личности, его целостности и самоактуализации.
Трансперсональная терапия – это метод трансперсональной психологии, который позволяет работать с подсознательными слоями психики для лечения вытесненных психотравм. Транспсихологи утверждают, что все психотравмы, которые скрываются в нас не дают нам развиваться по позитивному пути. Только трансформация всего негатива, который в нас заложен, на позитивную энергию через трансформацию поможет нам понять суть психотравмы и исцелиться. Только вот вопрос в том, как освободить эту энергию? Трансперсональная психология идет по пути трансперсональних состояний, в которых человек переживает эти психотравмы, что является своего рода катализатором поиска ответа на вопрос и как результат выделение внутренней энергии человеком для исцеления. Это состояние можно назвать метафизическим и совсем не вредоносным. Просто человек через данную практику питается взглянуть на проблему не путем вытеснения, а путем правильного восприятия и понимания. Тем самым личность освобождается от психотравмы. Взгляд на проблему проходит не шаблонным, навязанным обществом сценарием поведения, а приобретает новый качественный уровень осознания и как следствие решения, переходит в режим контроля ума и эго.

Трансперсональная психология практические методы. Холотропное дыхание, Ребёрфинг.


В трансперсональную терапию входят такие распространенные практики (методы):
1. Холотропное дыхание;
2. Ребёрфинг.
3. Экзистенциальные практики;
4. Медитации и йога.
Первые две практики относятся к дыхательным практикам, которые имеют свои особенности и каждая из них на сегодня имеет свою технику и число поклонников. Данные техники вызывают комплекс переживаний у человека, которые ведут к разным результатам в соответствии с приемами, которые применяются в техниках и тем самых разделяют их.
Экзистенциальная практика затрагивает основные категории, которыми оперирует экзистенциальная психология. В первую очередь это смысл жизни и комплекс ценностей личности. Сама практика проходит в активном монологе поиска личностью смысла в совокупности вспомогательных средств.
Медитации есть частью этнокультурных и старинных духовных практик, которая призвана активировать внутренний потенциал и достичь самоисцеления.
Данная практика используется как оздоровительная и несет в большинстве случаев духовно – религиозный опыт.
Как правило, все практики в трансперсональной психологии имеют комплексный характер, потому используются сообща. Следует понимать, что изучение духовных практик и традиций в ракурсе индуизма, буддизма, кабали, суфизма и др. раскрывают новые техники и приемов. Все эти направления входят в предмет изучения трансперсональной психологии и направлены на поиск полной картины мира и реальности бытия.
Можно утверждать, что основа трансперсональной психологии имеет очень спорные и тяжелые для восприятия тезисы такие как абсолютная истина, жизнь после смерти или отвержения транспсихологами универсальных научных методов. Но важно понять, что отсутствие ответов на вопросы делает экспансии данной области знаний все популярней и обоснованней. Духовное развитие, путь к самоактуализации и постижение самого себя – не так уж плохо для психического здоровья. Главное что бы каждый нашел свой путь к истине и те ключи по пути были сопоставимы с его индивидуальностью.

Васильковский Илья


Трансперсональная психология – это научное течение в современных практиках психологии, которое базируется и прогрессируется на основах западной психологии, при этом внедряя в практику накопленные знания духовного и религиозного плана, адаптируя их под психотерапевтическую практику.

Она фокусирует свое внимание на глубинных сферах психики человека, процессах, которые развивают личность и динамику сознания, философских переосмыслениях, научно обоснованных представлений, опыты и мировые психологические технологии.

Трансперсональная психология в своем учении подразумевает нахождение в памяти человека процессов его созревания в утробе матери и последующего рождения.

Трансперсональная психология исследует предельно возможные способности и возможности каждого отдельно взятого человека, отсюда следует, что исследования проводятся в надличностной и сверхличностной сфере сознания. Здесь затрагивается тематика сверхчеловека и сверх существа. Также изучается природа возникновения эмоциональных переживаний , их форма и причинно следственные связи. На основании чего возникают переживания и эмоции, оттуда они берутся и во что способны трансформироваться, также можно продумать, куда эти эмоции можно направить, чтобы извлечь из этого максимум выгоды, в первую очередь для самого человека.

Объектом исследования трансперсональной психологии является – человек с творческой натурой, ищущий пути самосовершенствования и самопознания, со стремлением к всевозможным реализациям своих возможностей, при этом с адекватной и взвешенной стороны. Для начала необходимо эти возможности в себе раскрыть и вывести их на минимальный уровень.

В трансперсональной психологии мироздание – это гармоничная и целостная среда, в которой человек осознает свои возможности и понимает связь не только с окружающими людьми, но и со Вселенной в целом.

Подходы к самопознанию и саморазвитию

  • Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании . Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
  • Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
  • Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
  • Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
  • Занятие йогой. Гармония с телом.
  • Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
  • Активизация воображения.

Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть. Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации . Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.


Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза .
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.


Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность . В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Техника холотропного дыхания: глубокий вдох с высокой интенсивностью, быстротой и частотой выдохов. В результате происходит гипервентиляция легких.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.


Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Техника ребефинга

Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:

  1. Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
  2. Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
  3. Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
  4. Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
  5. Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Обучение

Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.

Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.

Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.

Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.

Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.

Данный подход берет свое начало в мистицизме, неоплатонизме и восточных религиях. Маслоу предрекал появление "трансперсональной, трансчеловеческой" психологии, сосредоточенной на "космосе, а не на человеческих потребностях. Трансперсональная психология - одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этоо направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и д.р. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает своё направление исследований, методы и школу.

Термин "трансперсональная психология " имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски ".

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.

Станислав Гроф стал психиатором и исследователем психоделиков в середине 50-х годов. В 1954 году получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельныой исследовательской работе. С 1954 по 1973 г.г. он занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1974 году его жена Кристина Гроф прошла занятия по ребефингу у Л.Орра, что дополнило опыт доступа к трансперсональным периживаниям через более глубокое и быстрое дыхание.

Этот человек олицетворяет для меня поразительный мир души, который столь удивителен и фантастичен, как миры, которые открывают нам знаменитые писатели-фантасты, - Роберт Желязны, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и т.д. Гроф открыл для современной научной психологии мир необычайных, не до конца освоенных и исследованных возможностей развития психотерапии, психотехники, психологической культуры и индивидуального поиска. Гроф нащупал что-то чрезвычайно важное - возможность пережить переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что характерно для каких-то необычайных моментов: экстаза, моментов катастроф.

Концепция личн. в трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности " и "расширение переживаний за пределы объективной реальности ". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

Переживания в измененных состояниях сознания и наблюдения, к ним относящиеся, не могут быть обьяснены внутри понятийных рамок академической психологии. Поэтому С.Гроф ввел более широкую картографию психики, которая, как представлялось ему, более соответствует работе в холотропных процессах.Эта карта в, добавление к биографическому уровню включает в себя также околородовую (перинатальную) область, связанную с травмой биологического рождения и надличностную (трансперсональную) область, которая отвечает за такие феномены, как происходящие отождествления себя с другими людьми, животными, растениями и т.п. Последняя область является также источником проявления наследственной, этнической, филогенетической памяти, как и видений архитепических существ и мифологических царств.

Термин «перинатальный » - это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает «вокруг» или «близко», a natalis переводится как «имеющее отношение к родам». Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним.

В результате своих исследований С.Гроф открывая новое в понимании биографического и связанного с воспоминаниями уровня психики ввел понятие «системы конденсированного опыта » - СКО.

СКО состоят из эмоционально нагруженных воспоминаний из разных периодов жизни, которые схожи друг с другом по качеству чувства или физического ощущения, которое они разделяют. Каждая СКО имеет базовую тему, которая проходит сквозь все ее слои и представляет собою общий знаменатель. Тогда получается, что слои индивидуальной психики содержат в себе вариации этой базовой темы, которые имели место в разные периоды жизни индивида. Бессознательное же отдельного индивида может содержать в себе несколько СКО. Их количество и природа базовых тем значительно варьируется у разных людей.

С.Гроф считает, что существует определенное взаимодействие движущих сил между СКО и внешним миром. Внешние события нашей жизни особым образом могут приводить в действие соответствующие СКО, и наоборот, действующие СКО вынуждают нас чувствовать и вести себя таким образом, чтобы мы воспроизводили их базовые темы в нашей нынешней жизни.

С.Гроф также ввел понятие четырех функциональных комплексов глубинного бессознательного как базовых, перинатальных матриц (БПМ)

Первая БПМ связана с внутриутробным существованием до начала родов. Об опытном мире этого периода может быть сказано как об «околоплодной вселенной». Эмбрион не обладает осознаванием границ и не различает между внутренним и внешним. Все это отражается на природе переживаний, связываемых с воспроизведением памяти о дородовом состоянии. В моменты ничем не нарушаемого эмбрионального существования мы обычно переживаем ширь, волю, пространства, не имеющие границ или пределов, отождествляемся с галактикам или со всем космосом. Положительные внутриутробные переживания могут также соединяться с архетипическими видениями Матери-природы – безопасной, прекрасной и безусловно-питающей, подобно «доброй матке».

Когда же мы воспроизводим в памяти эпизоды внутриматочных нарушений, воспоминаний о «злой матке», у нас возникает чувство темной, зловещей угрозы, что нас чем-то травят. Весь мир грозит нас уничтожить и помешать нашему комфортному существованию.

Вторая БМП в памяти воскрешает начало биологического рождения. На уже полностью развернувшейся первой стадии биологического рождения маточные схватки периодически сдавливают плод, но шейка матки все еще не раскрыта. Каждая схватка вызывает сдавливание маточных артерий, и плоду угрожает нехватка кислорода. Воспроизведение в памяти этой стадии рождения, как правило, сопровождается образами людей, животных и даже мифических существ, пребывающих в состоянии страдания и безнадежности, схожим с положением плода, зажатого в клещи родового канала. Мы переживаем отождествление себя с узниками в темнице, жертвами инквизиции, обитателями концлагерей. Наши страдания попавших в капкан животных или достигают архетипических измерений. Находясь под влиянием этой матрицы, мы поражены избирательной слепотой и не способны увидеть что-либо положительное в нашей жизни и в человеческом существовании вообще.

Третья БМП это переживание прохождения процесса проталкивания плода через родовой канал уже после раскрытия шейки матки и нисхождения головы в малый таз. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка раскрыта и допускает теперь постепенное проталкивание плода через родовой канал. Это вызывает сильное механическое сдавливание, боль, а часто высокую степень недостатка кислорода и удушье. Естественным сопровождением такого столь сильно стесненного и угрожающего жизни состояния является переживание сильной тревоги. БПМ 3 – чрезвычайно сложный и яркий образец переживаний. Помимо действительно реалистичного воспроизведения в памяти разных стадий борьбы при прохождении родового канала, он включает в себя широчайшее разнообразие видов образности, черпаемых из истории, природы и архетипических сфер. Из всего этого наиболее значимым является атмосфера титанической борьбы, агрессивные и садомазохистские сцены, опыты извращенных половых отношений, демонические сюжеты, скотологические увлечения и столкновение с огнем. Большинство из этих сторон БПМ 3 могут быть содержательно отнесены к некоторым анатомическим, физиологическим или биохимическим характеристикам соответствующей стадии рождения.

Четвертая перинатальная матрица БПМ 4 переживание смерти и возрождения) соотносится с третьей клинической стадией родов – окончательным выталкиванием плода из родовых путей и обрезанием пуповины. Когда мы переживаем эту матрицу, мы завершаем предшествующий трудный процесс проталкивания через родовые пути, достигаем взрывоподобного освобождения и появляемся на свет. Часто это может сопровождаться подробными и правдивыми воспоминаниями об особых сторонах этой стадии рождения.

Воскрешение памяти о биологическом рождении переживается не только как простое механическое проигрывание исходного биологического события, но также как духовно-душевная смерть и возрождение. Чтобы это понять, нужно представить себе, что происходящее в этом процессе включает в себя некие важные дополнительные элементы. Из-за того, что ребенок в процессе рождения полностью ограничен и не имеет никакого способа выразить крайние чувства и отреагировать на вызванные сильные физические ощущения, память об этом событии остается психологически не усвоенной и не проработанной.

Согласно теории С.Грофа наше отношение к себе и наши установки по отношению к миру в послеродовый период несут в себе напоминания о той уязвимости, беспомощности и слабости, которые мы пережили при рождении. Мы прошли этот физиологический процесс, не будучи вовлеченными в него эмоционально. Мы умерли как живущий в воде и родились как воздуходышащее существо.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание . Если переводить на русский, то holos - целый, tropos - направление, стремление. Т.е. стремление к целостности. Это очень интересный метод, и отношение к нему в среде психологов неоднозначное. Холотропное дыхание - один из самых эффективных методов, использующий глубокие измененные состояния сознания в терапевтических или исследовательских целях. В процессе холотропного дыхания у человека могут возникать сильные телесные ощущения и эмоциональные переживания. В первые дыхательные сессии переживания часто связаны с решением наиболее актуальных проблем и состояний, воспринимаемых человеком, как травматические. Это действительно один из самых эффективных методов трансформации внутреннего мира человека, и те, кто не желает беспокоить «своих скелетов в шкафу», интуитивно избегают этого метода и распространяют нелепые домыслы, вызывающие у других людей боязнь и недоверие

Типичный результат хорошего холотропного сеанса - глубокое эмоциональное облегчение и физическое расслабление; многие люди рассказывали, что чувствовали себя при этом более расслабленно, чем когда-либо раньше, продолжающееся в течение сеанса интенсивное дыхание оказывается таким образом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьшения стресса и ведет к эмоциональному и психосоматическому здоровью. Спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можьо рассматривать как попытки самолечения организма. Подобное понимание можно найти в литературе по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кундалини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные эпизоды быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов, следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средствами.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Так же как и контролируемое дыхание, музыка и другие формы звуковой технологии в течение тысячелетий использовалась как мощное средство изменения сознания. С незапамятных времен монотонное пение и барабанный бой использовались шаманами в различных частях мира. Многие незападные культуры независимо друг от друга создали ритмические рисунки, которые в недавних лабораторных экспериментах проявили способность заметно воздействовать на физиологическую ацтивность мозга, что отражается в изменениях ЭЭГ. На этом фоне манифестируются именно те психотравматич. моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость тела выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени.

Разница между большинством психотехник, основанных на вербальной работе и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением состоит в том, что традиционная психология ожидает от психолога структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От психотерапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим.

В целом концепция трансперсональной психологии представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.