Пособие по отечественной истории. Валентина казакова - учебное пособие по отечественной истории для ссузов

Период развития художественной культуры начала XX века получил название "серебряного" в сравнении с "золотым" пушкинским. Его прологом считается речь Ф.М.Достоевского на празднике по поводу открытия в Москве памятника А.С.Пушкину (1880 г.), а эпилогом - речь А.А.Блока "О назначении поэта" (1921 г.), также посвященная Пушкину.

Основным направлением в "русском ренессансе ХХ века" является символизм как новая форма романтизма, который означал искания духовного порядка, обращаясь к мистике, к грядущему, к ожиданию необыкновенных, трагических событий.

Русская литература в первой половине XX века.

В русской литературе этого периода происходит возвращение к личности человека, сосредоточенного на сложном мире собственного "я", его стремлении к гармонии, красоте. Эти признаки мы прослеживаем в произведениях старших символистов (Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского ). Стремление совместить общественные идеалы с личными свойственно младшему поколению символистов (А.Блоку, А.Белому, Вяч. Иванову ).

Среди новых литературных течений появляются футуризм , который в своем стремлении создать искусство будущего отрицает традиции культуры и культивирует эстетику урбанизма и машинной индустрии, и акмеизм , который олицетворяет собой высшую степень чего-либо, цветущую силу, провозгласивший освобождение поэзии от символических порывов, многозначности и текучести образов, означающий возврат к материальному значению слова. Акмеистами были Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, Г.Иванов, О.Мандельштам. Футуристы: К.Асеев, Б.Пастернак, И.Северянин, В.Хлебников .

Нельзя не отметить начало творчество таких русских поэтов, как В.Маяковский и С.Есенин . Более подробно Вы, очевидно, познакомитесь с этой эпохой в курсе русской литературы.

Русское изобразительное искусство первой половины XX века.

Идеи времени отразились в творчестве русских художников первой половины XX века. Появилось новое, по сравнению с искусством передвижников, отношение к проблемам человека и общества, в котором ощущается тревожное и радостное предчувствие перемен. Это было время расцвета портретного искусства графики, театрально-декорационного (декоративного) искусства.

Ведущим жанром в изобразительном искусстве является портрет, который отражает высокую гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения, утверждая в них образы лучших людей своего времени и беспощадно обличая лицемерие и светскую пустоту.

Все это присуще портретному творчеству русского художника В.А.Серова , которые отличаются разнообразием типов по их положению в обществе и по отношению к ним художника - от восхищения до иронии и обличения. В портрете Веры Мамонтовой () ощущается свет и воздух, трепетное тепло. В портретах, чувствуется обличительная ирония и удивительное по точности проникновение в сущность образа. Серову удается передача тонких оттенков характера через движение рук, поворот головы, цветовое решение художественного образа. Художник создает в это время портреты деятелей культуры: , . Искусствоведы отмечают просветленность и полнозвучность живописи Серова, тонкость рисунка, мастерство композиции, вобравшие в себя опыт русского и мирового изобразительного искусства.

Философское осмысление жизни, мысль о величии и непобедимости человеческого духа - основной лейтмотив творчества М.А.Врубеля . Его произведения наполнены страстным протестом и неприятием мира мещанства, стремлением "будить души людей от мелочей будничных величавыми образами". Романтические традиции полотен Врубеля дополнены символикой и аллегорией. Через весь период его творчества проходит тема Демона как олицетворение титанической силы, могучей внутренней борьбы, выражения чувств и стремлений гордой, тоскующей, протестующей, но бессильной в своем одиночестве личности (и). Основой вдохновения Врубеля является живой источник сказочных и былинных образов. В картинах, ощущается совершенство, красота, гармония, пластическая выразительность образов. Силой психологических характеристик отличаются портреты, .

Нельзя не отметить такое объединение русских художников как "Мир искусства". которое появилось в полемике с искусством передвижников, исчерпавшим к началу XX века свои возможности. В основе творческих исканий художников было стремление определить новые задачи искусства, что сближало их с литераторами - символистами. Велика просветительская роль "Мира искусства". Особенно хочется отметить роль С.Дягилева как руководителя объединения, талант которого нашел свое воплощение в организации множества просветительских выставок, в том числе "Русских сезонов в Париже". К этому творческому объединению относились: А.Н.Бенуа , живописец и график, театральный художник, ученый, один из организаторов объединения ("Медный всадник"); К.А.Сомов , изысканный и утонченный художник, мастер рисунка (, портреты, Рахманинова); художник города М.В.ДОБУЖИНСКИЙ; исследователь Древней Руси Н.К.Рерих (,); Б.М.Кустодиев , в творчестве которого особое место занимала народная тема ().

Верой в созидательные силы революции исполнены картины художника А.Дейнеки (), А.РЫЛОВА (). Явно чувствуется ветер перемен в произведениях К.С.Петрова-Водкина (,"1918 г. в Петрограде").

Уникальное место не только в русской, но и во всей мировой культуре занимает такое явление начала XX века как "Русский авангард", художники которого занимались поиском новых средств художественной выразительности. В.Кандинский приходит к беспредметной живописи, начинает писать композиции, основой которых является цвет в его эмоциональном выражении(,). К.Малевич (,) изобретает супрематизм , новый творческий метод, который стремится к освобождению от сюжета, движению к "чистой" живописи. Идея постоянного развития, роста, сложности явлений и неисчерпаемости мира является ведущей для уникального искусства П.Филонова (,).

Русская музыка в первой половине XX века.

Большое влияние оказала влияние предреволюционная атмосфера России на творчество русского композитора А.Н.Скрябина . Своеобразным качеством композитора была мистическая вера в преобразующую силу музыки. По стилю своего творчества Скрябин был близок к искусству литературного символизма ("Поэма экстаза"). Композитор создает свою теорию цветомузыки, итогом которой является поэма "Прометей", для которой была написана специальная световая партитура. Скрябиным были созданы фортепьянные произведения, в которых он продолжил традиции Ф.Шопена ("Этюд №12").

Противоречия революционной эпохи отразились в творчестве русского композитора И.Ф.Стравинского . "Русский период" Стравинского (до эмиграции) - наиболее плодотворный по эстетической ценности созданных произведений и по значению для дальнейшего развития искусства композитора. В этот период его творчество связано с отечественными музыкальными традициями. Он испытывает влияние Н.А.Римского - Корсакова , проявляет интерес к древним обрядам русского крестьянства, что отразилось в балете "Весна священная". Другому его балету "Петрушка" присущи гуманистический смысл, яркая театральная драматургия, наглядность звуковых образов.

Предчувствие революционных бурь и потрясений отразилось в музыке С.В.Рахманинова . Его Третий концерт для фортепиано с оркестром, кантата "Колокола" наполнены романтическим пафосом, мужественной силой, поэзией русской природы.

В первой половине XX века начинал свое творчество русский композитор С.С.Прокофьев . В балете "Ромео и Джульетта" композитор задумывает и исполняет смелый и сложный замысел - средствами балетного искусства раскрыть глубокий конфликт трагедии Шекспира - столкновение светлой любви с дикостью предрассудков. Яркая театральность музыки породила специфические формы драматического действа: сцены - портреты, сцены - диалоги, массовые сцены - действия.

Другим произведением, раскрывающим еще одну грань творчества Прокофьева, является кантата "Александр Невский", которую он создал на основе музыки к одноименному фильму. Для этого произведения характерны зримая образность ясность и лаконизм идей.

ХХ век привнес в искусство ноты распада. Появляются художники, которые отражают это в своем творчестве. Главным из них был испанский художник Пикассо, который в своих произведениях идет не путем синтеза, характерным для любого большого мастера, а путем анализа. Пикассо играет с нами, разбивая художественный образ на мелкие осколки, перемешивает его, бросает на полотно, включая зрителя в эту захватывающую дух игру. Он предоставляет нам собрать образ, узнать в разрозненных частях то целое, что послужило ему моделью. Пикассо формулирует задачу искусства следующим образом: "Я пишу не то, что я вижу, я пишу, как мыслю".

Другой испанский художник Сальвадор Дали, используя классические живописные формы, создает ощущение нереальности, бреда, пограничных ситуаций человеческой психики. Поэтому с полным правом можно сказать, что Дали пишет не то, что видит, чувствует или знает. Дали пишет, как бредят. Картины этого художника красивы и неприятны одновременно. В них тайна, ужас, загадка и фантастика. Эти произведения трудно трактовать. Сам Дали говорил: "Вы спрашиваете о смысле моих картин? Я не знаю в чем он… Но это не значит, что там его нет!".

Значительное место занимают представители русского авангарда. Их картины нуждаются в особом отношении. Кандинский выплескивал на полотна свои эмоции. Его художественные образы не имеют четких очертаний, поэтому не надо искать в его картинах знакомые символы. Их там нет. Его картины надо почувствовать. На полотнах Малевича предстают образы, наоборот, включенные в придуманные им формы. Камнем преткновения является для большинства зрителей его знаменитый "Черный квадрат". Это самое сложное для понимания и восприятия произведение русского авангарда. Если очень коротко сказать, то это "космическая черная дыра" на фоне белого безмолвия. В белом молчании рождаются художественные образы. В "черной дыре" они исчезают и скапливаются, ожидая своего часа. Другой представитель русского авангарда Филонов строит свои картины как соты. И если у Кандинского и Малевича звучат космические мотивы, то Филонов уходит в глубины человеческого подсознания, как в бездонные люки.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра Отечественной истории

Учебно-методические указания по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Для студентов неисторических специальностей

НАЛЬЧИК 2010

УДК 94/99(075)

Рецензент:

Начальник кафедры общественных дисциплин

Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД РФ

кандидат философских наук, доцент

Е.А. Жигалова

Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.А. - к.и.н., доцент, Лаврова Н.С. - к.и.н., доцент, Хафизова М.Г. - к.и.н.

Учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначены для студентов неисторических специальностей.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Издание содержит рабочую программу, темы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки и фонд контрольных вопросов курса «Отечественная история».

ÓКабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разработанный на кафедре «Отечественной истории» Кабардино-Балкарского государственного университета. Они включают в себя рабочую программу дисциплины, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню усвоения программы. Составной частью методических указаний выступают методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским занятиям для студентов

Учебно-методические указания основаны на разработках кафедры «Отечественной истории» на протяжении ряда лет, выпускающей методические рекомендации, учебно-методические разработки, апробированные среди студентов 1 курса всех специальностей Кабардино-Балкарского государственного университета.

Методический уровень представленного материала, его актуализация для самостоятельной работы позволяют адаптировать учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» к современным информационным технологиям для студентов неисторических специальностей.

Выписка из гос впо по дисциплине «Отечественная история» (гсэ. Ф.03)

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XIIвв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатарины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIXвека. Реформы и реформаторы в России. Русская культураXIXвека и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-х-80-х годов: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Мы рады сообщить, что вышло в свет учебно-методическое пособие по трудным вопросам отечественной истории, подготовленное НБФ «Наследие» в рамках реализации проекта «Наследие моего Отечества», поддержанного Фондом президентских грантов в 2017—2018 гг.

Вот краткая аннотация книги:

Министерство образования Российской Федерации разработало перечень из 31 «трудного вопроса» по отечественной истории. Это вопросы, по которым в науке ведутся дискуссии. Предлагаемое учебно-методическое пособие в популярной форме предлагает ответы на вопросы из списка. Работая над ним, авторы руководствовались научной точностью, то есть использовали работы с «переднего края науки» и свидетельства из источников, прошедших многослойную критику специалистов, придерживались принципа почтительного отношения к деяниям наших предков, уважения к истории нашего Отечества. Книга дает «прозрачные» отсылки к историческим фактам, что обеспечивает преподавателю методические рекомендации к использованию материала в учебном процессе. В методических целях указана литература, рекомендуемая к ознакомлению по каждой теме. Пособие адресовано учащимся средних и высших учебных заведений, а также преподавателям истории.

Книга рекомендована Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

Рецензенты пособия д.и.н. Лавров В.М. и д.и.н. Минаков А.Ю.

Организации, заинтересованные в получении издания, просим оставить заявку на почте .

Предусмотрена бесплатная рассылка первых пятидесяти заказов (адресов). Количество книг по одному адресу не более двух. Заказ количества книг, превышающего 2 шт. оформляется по запросу с предоставлением официального письма от организации с учетом оплаты почтовых расходов. Обратите внимание: рассмотрение заявок состоится 29 июня. Подробная информация будет опубликована на сайте .

Учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» рекомендовано Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

В.М. Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН

Рецензия на учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» под редакцией Д.М. Володихина

Многочисленные учебники истории, нередко являющие собой либо тематический заказ, либо идеологический проект, обрушили на читателей взаимоисключающие трактовки и выводы даже по основополагающим проблемам российской истории. Министерство образования России разработало перечень из более чем тридцати трудных вопросов по Отечественной истории, являющихся не просто дискуссионными в исторической науке, но и вызывающих политическое напряжение в сегодняшнем обществе. Выход в свет пособия, предлагающего ответы на эти вопросы, следует признать весьма актуальным и своевременным.

В авторском коллективе – известные историки, снискавшие авторитет в обществе, давно и плодотворно разрабатывающие основополагающие проблемы отечественной истории: Д.М. Володихин, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева и А.А. Музафаров. Авторы не объявляют свой труд образцом «объективной истории». Гносеологическим ключом для авторского коллектива является чувство сыновней любви к прошлому Отечества или, используя строки А.С. Пушкина, – «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Именно на этой основе авторы приглашают читателя к спокойному и взвешенному обсуждению вопросов истории, демонстрируя стремление способствовать объединению всех, для кого история – это учитель жизни, кому интересно и дорого объективное знание прошлого нашей страны.

В хронологическом порядке авторы рассматривают вопросы из перечня, разработанного Министерством образования, начиная с образования Древнерусского государства и кончая распадом СССР. При этом главное внимание уделяется тем проблемам, которые получили серьезную научную разработку на основе изучения широкого круга исторических источников. Авторы сознательно ограничивают круг рассматриваемых вопросов, относящихся преимущественно к началу и второй половине ХХ века, которые остаются дискуссионными в российской историографии, поскольку их полноценное освещение требует дальнейшей серьезной работы исследователей и появления подлинно научных трудов.

При этом особо следует выделить вдумчивые и объективные разделы Д.М. Володихина (Роль Ивана IV Грозного в российской истории; Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы), О.И. Елисеевой (Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований) и Г.А. Елисеева (Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина). Принципиально важен вывод Д.М. Володихина: «Царь Петр I отнял у Церкви ее исключительное положение и низвел ее до состояния, в котором она функционировала как часть государственного аппарата, управляемая светским чиновником. Это ослабило Церковь, но и само государство лишилось мощной духовной опоры, что в конечном итоге стало одной из причин социального катаклизма 1917 года». Заслуживает внимания и другое историческое наблюдение Володихина:

«Монарх в большинстве случаев готовился к деятельности у кормила власти с детства. Он получал не только особым образом заостренное образование, но и наставления от членов семьи, давно погруженных в дела большой политики, а также опыт от военной и административной работы. Со второй половины XVIII века на российском престоле не бывало людей необразованных или не подготовленных к трудам правителя. В отличие от наследственной монархии республиканская парламентарная система могла привести на высоту верховной власти человека случайного, не имеющего систематических знаний, злонамеренного демагога, слабовольную марионетку. В силу этого, Империей на протяжении полутора десятилетий никогда не управляли столь слабые по части способностей к государственной работе, сомнительные и даже прямо скандальные люди, как, например, североамериканские президенты Хейс и Гардинг».

Заслуживает высокой оценки способ подачи материала, выбранный авторами. Каждая глава содержит краткое обоснование темы и сжатый, но емкий обзор историографии, с указанием источников, на которые опираются сторонники различных взглядов по данному вопросу. Авторы предлагают читателю спокойное, взвешенное обсуждение проблемы, знакомят с имеющимися точками зрения в исторической науке, приводят свои аргументированные выводы, при этом используют работы «с переднего края науки», малоизвестные и новые исторические источники.

Необходимо отметить разумно выбранный стиль изложения, позволяющий интересно и в доступной широкому читателю форме говорить о сложных проблемах, не упрощая их и не скатываясь к их примитивизации и вульгаризации. Несомненной заслугой авторского коллектива является сжатое по форме, но весьма рельефное панорамное освещение русской истории, насыщенное портретами реальных живых героев, духовных пастырей, государственных и общественных деятелей.

Представленное пособие является качественной, сбалансированной работой, удачным примером очищения наших исторических знаний от фальсификаций. Книга будит мысль, укрепляет национально-государственное самосознание. Она окажет большую помощь преподавателям и учащимся, будет интересна и полезна всем, кто интересуется Отечественной историей.

Л. В. Блонский., В. Н. Казакова

Учебное пособие по отечественной истории для ССУЗов

Раздел I. Отечественная история как научная дисциплина

Лекция 1. Отечественная история как научная дисциплина

1. Отечественная история как научная дисциплина (ее специфика и основные проблемы). Методы исторического исследования.

2. Методология и теория исторической науки.

3. Основные этапы развития отечественной историографии, современная российская историческая наука.

1. Отечественная история как научная дисциплина (ее специфика и основные проблемы). Методы исторического исследования

До недавнего времени переосмысление прошлого в России происходило под влиянием сильных критических – часто негативистических – настроений как дореволюционной «имперской» традиции, так и советского «коммунистического тоталитаризма» в XX в. Фактически подрывались традиционные представления об истории России, о значении российской (или русской) цивилизации, о роли русских в развитии государства и их влиянии на другие народы СССР и Российской империи. Вместе с резкой критикой «освободившихся» и «возрождающихся» наций это породило явление, которое некоторые авторы называют «кризисом национальной идентичности» русских. В исторической науке справедливо осужден тезис о том, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. В то же время нельзя отрицать, что современность оказывает значительное влияние на выбор сюжетов в изучении прошлого, заставляя обращать внимание на темы, вызывающие по тем или иным причинам особый общественный интерес. Это, безусловно, относится к проблемам недавней истории, поскольку современники уже могут видеть некоторые важные последствия тех событий и процессов, истоки которых они недавно наблюдали или даже сами в них участвовали, но которые ранее ими недооценивались или представлялись в ином свете.

Научная актуальность историографии бесспорна, поскольку она завершает теоретическую и методическую подготовку историков-специалистов. Знания по историографии особенно важны для тех, что специализируется в области новой и новейшей истории. Мировоззренческий аспект исторической науки особенно выпукло проступает в сфере историографии, где сопоставляются как различные методологические подходы, так и результаты исторический исследований. Термин «историография» в литературе имеет разное значение, и это отражает путь, пройденный самой исторической наукой. Из ряда современных значений «историографии» наиболее распространены два:

1) Историография – это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки;

2) Историография – это анализ совокупности исторических работ по той или иной проблеме;

Первый, широкий ракурс историографического подхода требует изучения становления и развития исторической науки. Прослеживая пути исторического развития познания, историография призвана выявить пружины прогресса и регресса исторической науки, определить главные этапы исторического познания, степень объективной истинности созданных историками концепций и их значение для общественной жизни своего времени. Основными пунктами историографического исследования являются:

1) выяснение общественных условий развития исторической науки на разных этапах. Изучение тех или иных проблем прошлого, разработка определенных концепций исторического развития связаны с обоснованием социально-политических позиций различных общественных групп. Но было бы неправильно любые изменения в тенденциях развития историографии выводить лишь из изменений в социально-экономической жизни общества, историк располагает материалами, которые накопились в ходе предшествующего развития исторической науки и содержат не только факты, но и определенные идеи и теории. Каждое новое поколение историков отправляется в своих исследованиях поначалу от выработанных ранее выводов, техники анализа источников.

2) необходимо не только изучать влияние общих условий социально-политического развития на историческую науку, но и выявлять специфические «организационные условия», через которые воплощается воздействие на нее господствующей общественно-политической системы. Речь идет прежде всего о существовавших в тот или иной период научных учреждениях и историческом образовании, условиях использования исторических материалов, возможности публикации и т. д. В переломные моменты общественного развития значение этих элементов выступает особенно рельефно.

В научной среде порой можно встретить суждение о том, что события современности и недавнего прошлого являются предметом изучения политологии, но не исторической науки. Аргументируется это тем, что история обычно имеет дело с завершившимися и совершившимися фактами и процессами, изучает их как бы со стороны. Сами политологи отмечают, что их наука нацелена главным образом на обслуживание текущего политического процесса, на определенное соучастие в нем. Кроме того, объектами политологического исследования являются прежде всего политические идеи, системы и институты. Историческая же наука более ориентирована на поиск истоков, корней, обусловленности происходящих событий. История как наука, изучая зарождение, развитие и завершение того или иного процесса, неизбежно сталкивается с необходимостью оценить воздействие самых различных факторов на состояние общественного организма. Как отмечал академик И. Д. Ковальченко, «объект познания исторической науки – вся совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Таким образом, историческая наука в сравнении с другими конкретными общественно-гуманитарными науками выступает как наука комплексная, интегральная. Она имеет дело со всеми общественными явлениями, которые изучаются этими науками. В любом историческом исследовании историк предстает в двух или даже нескольких ролях». В силу этого проблематика исторических исследований намного шире политологических, и, как показывает исследовательская практика, историки более подготовлены к созданию обобщающих работ.

2. Методология и теория исторической науки

Важное значение историографического исследования заключается также в выяснении того, как развивались и изменялись теории, с позиции которых изучался исторический процесс, анализ теоретико-методологических принципов исторического познания. Методология истории разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования их для выяснения сущности и объективной направленности исторического процесса. Методология зависит от мировоззрения историка и поэтому тесно связана, прямо или опосредованно, с различными сферами общественной мысли – философией, политэкономией, социологией, политологией, с уровнем культурного развития общества в целом. Весьма сложен анализ эклектической методологии современной немарксистской историографии. Так, леворадикальная школа истории США испытала воздействие критических направлений современной буржуазной философии и социологии – от экзистенциализма и «франкфурской школы» до молодежной левой контркультуры 60-х гг. В то же время на формирование методологии радикалов оказали влияние и отдельные положения марксизма. Огромное влияние на формирование методологии оказывают естественные науки. Влияние математики и физики на английскую общественно-историческую мысль XVII в., например, привело к возникновению принципов «социальной физики»; биологии и психологии на историческую науку второй половины XIX в. – к формулированию позитивистских закономерностей общественного развития; научно-технической революции, развернувшейся после Второй мировой войны, – на методологию исторических исследований (прежде всего применение междисциплинарных методов), на формирование «новой научной истории».

Важен анализ круга и характера источников, привлеченных историком, конкретных методик их исследования. При этом принимается во внимание вся совокупность приемов изучения, истолкования, использования источников, которые свойственны различным школам. Умение анализировать источник – важнейший элемент профессионализма историка. Насколько тонка эта операция, требующая соблюдения принципов историзма, свидетельствует тот факт, что источник, извлеченный из социально-культурной среды прошлого и включенный в современную систему оценок, нередко насыщает новым пониманием, и, следовательно, осмысление той или иной проблемы прошлого может деформироваться.

Большую роль играет изучение формирования проблематики исторического исследования. В немалой мере изучение тех или иных явлений исторического прошлого дискутируется наличием источников. Но едва ли не большее значение имеет общественно-политическая жизнь. Например, в свое время русская историческая школа в лице Н. И. Кареева, Н. В. Лучицкого, М. М. Ковалевского обратились к изучению аграрной истории Великой французской революции в значительной мере в связи с перспективами развития России по тому или иному пути – революции или реформ. Выяснение исторической проблематики дает немало для понимания истории исторической науки и общественной мысли, объясняя, какие события прошлого и почему становились актуальными в научном отношении. Все отмеченные аспекты историографического исследования тесно связаны между собой; абсолютизация одного из них неизбежно ведет в деформации общей картины развития исторический знаний.