Запихнуть ребенка в элитную школу – будет ли это полезно и безопасно. В начальную школу вообще нужно отдавать, ориентируясь на учителя

– Отдавать ли ребенка в престижную школу?

Анастасия Пелячик

– Для моей семьи, где воспитывается аж шесть школьников, вопрос «в какую школу отдать ребенка» был и остается больным и актуальным. Лично для меня частная школа – совсем не вопрос престижа, хотя очевидно, что для многих такие школы – ярмарка тщеславия. Причем для родителей, потому что для детей это ровным счетом ничего не значит. Но есть два момента, которые действительно работают как аргументы «за» частную школу, государственную школу с углубленным изучением какого-либо предмета и школу «с уклоном».

Первый – это личностные особенности ребенка.

Каждый родитель заинтересован, чтобы ребенок развил максимум своих способностей. Но достигнуть максимума можно в одном случае: если ребенку будут помогать взрослые, причем помогать индивидуально.

В массовой школе, разумеется, никто индивидуальность учитывать не станет. В массовой школе, где классы раздуты, где часто учится сразу 25 человек, просто нет ресурсов для этого. Учителям элементарно не хватает сил. Замотанным и уставшим педагогам дети вообще «мешают делать важную работу»: заполнять журналы и составлять отчеты.

Родителю же хочется, чтобы ребенок реализовался и достиг высот. Не высот вообще, а личных, которые у каждого ребенка свои. Если умственно отсталый ребенок заканчивает начальную школу на уровне общеобразовательной, пусть и в подростковом возрасте, то это прорыв, настоящий и безоговорочный успех.

И если одаренный ребенок занимается в математическом лицее, пусть и проигрывая олимпиады, но благодаря мудрым педагогам не теряет интереса к математике, продолжает с энтузиазмом решать задачи повышенного уровня сложности – это тоже успех.

Успех не может быть общим местом и одной для всех заданной высотой. Планка у каждого своя.

Все мои дети учатся в специализированных школах, потому что всякие попытки нашей семьи, чтобы каждый из них развивался в общеобразовательной школе, потерпели крах. Особенности, уровень интеллекта, креативность и способности в разных областях у всех моих детей разные, если не сказать, что диаметрально противоположные. Нам с мужем пришлось кого-то отдать в гимназию, кого-то в частную школу, а кого-то в школу с углубленным изучением тех или иных предметов.

– Да, но если отдать ребенка в школу с углубленным изучением химии или математики, а у него нет к этому способностей, разве мы не навредим ему?

– У меня самой посредственная память, совсем плохая. Слабо работает аудиальный канал. Это мои личностные особенности. Я воспринимаю информацию зрительно. Родители отдали меня в языковую школу с углубленным изучением испанского. Со временем появился второй язык, английский. Это была катастрофа. Мне вообще тяжело даются иностранные языки. Я их не слышу, не чувствую (не говоря о проблемах с памятью), мне трудно вызубрить слова. Если говорить житейским языком, я в чистом виде естественник, математик. Учиться в языковой гимназии для меня было пыткой. То, что кому-то из одноклассников давалось легко: запомнить слова, выучить выражение, скопировать, повторить – для меня было ежедневной каторгой, которая растянулась на десять лет.

Десять лет ежедневных усилий в попытке запомнить и воспроизвести. И хотя я так и не овладела в совершенстве испанским, я прекрасно научилась работать и преодолевать себя. Это самый главный успех. Я благодарна родителям, что не отдали меня в районную школу рядом с домом. Несмотря на отсутствие способностей к языкам, они отважились отдать в школу, где не только учли мои личностные особенности, но и нагружали так, что я показала свой максимум.

Не важно, чье имя носит школа, важно, какие люди будут окружать

Индивидуальные особенности – это здорово, а как же окружение?

– Это второй момент, который играет наиважнейшую роль в вопросе выбора школы.

Школьный возраст затрагивает две возрастные эпохи. Первый период длится с 7 до 12 лет. Это эпоха, когда самым значимым человеком в социальной ситуации развития ребенка становится учитель. Роль учителя в этом возрасте колоссальна.

Мы понимаем, что в условно элитарных школах с претензией, с традицией, со специализацией, в платной школе или в гимназии найти учителя, которому ты безоговорочно доверяешь, гораздо проще. Если найдете в районной школе учителя, с которым ребенку будет спокойно, того, кто позаботится, обеспечит безопасность, в том числе психологическую, а главное, станет для ребенка авторитетом – это замечательно.

В начальную школу вообще нужно отдавать, ориентируясь на учителя. Если человек вам нравится, близок и понятен, значит, и ребенку с ним будет хорошо. Не важно, в какой школе он работает.

В подростковом возрасте значение имеет не учитель, а сверстники. С 7-го по 11-й класс авторитетом становятся ребята, которые учатся рядом . Чаще всего общеобразовательная школа, увы, становится синонимом «проблемы». Я живу в районе Солнцево. У нас в массовых школах рядом с домом учатся дети из простых, часто неблагополучных семей. Наверняка это замечательные дети, у них, хочу надеяться, большое будущее, но в классе они транслируют культуру семьи, из которой пришли. Эта культура для многих детей оказывается травматичной.

Я не раз публично рассказывала историю об одном из своих сыновей. Он с завидной регулярностью возвращался из школы с синяками на руках. Оказалось, что его кусает сосед по парте. На вопрос, а что делает в это время учительница, он отвечал: «Отворачивается». Когда я спрашивала, а что же делаешь ты, то звучало скромное: «Терплю, мамочка, потому что, если сидеть молча, он быстрее успокаивается».

Когда я об этом узнала, мне захотелось немедленно принять меры. Сделать это не позволил мой же разумный первоклашка. «Мам, наверняка у него в семье проблемы, – сказал он, – не от хорошей жизни люди кусаются. Да и учительнице это может навредить». Для меня это история о том, что среда, в которой человек человеку волк, разрушала моего собственного ребенка. Мне пришлось забрать сына из этой школы.

Как психолог я понимаю: конфликты между детьми – это нормально, они есть и будут в любой школе. Но бывает среда и окружение, в которой эскалация конфликта неизбежна.

Ваше чадо рискует не справиться с направленной на него агрессией, бескультурьем, приоритетом иных ценностей, о которых он не догадывался.

В другой среде виноватый в конфликте ребенок подойдет и попросит прощения, потому что «был не прав и не смог себя сдержать». Не думаю, что кому-то в голову придет осуждать родителя, который желает для ребенка коллектива, где дети умеют рефлексировать над собственными поступками и находить адекватные решения.

Если мы хотим, чтобы ребенку было комфортно, он был в безопасности и никто не развенчал то, что дорого семье и нашему родительскому сердцу, если хотим, чтобы его окружали близкие по духу и взглядам люди, если нам вообще важно то, с кем он проводит время, то мы выбираем особенную школу.

Это может быть спецшкола с углубленным изучением иностранного языка, православная гимназия или математический лицей. Это не разговор об амбициях и престиже. Это вопрос о персональной заботе и личностном подходе. Это естественная попытка родителей обеспечить ребенку безопасную среду. И только. Не важно, чье имя носит школа, важно, какие люди будут окружать моего сына или дочь, с кем они будут постоянно взаимодействовать, с кем будут взрослеть.

Готова ли семья заплатить за перевод такую высокую цену

– После таких слов многие захотят взять ребенка в охапку и отправить в ближайшую спецшколу. Но не опрометчиво ли это будет – ведь и в старой школе у него есть друзья, любимые учителя?

– Стресс, который ребенок переживает при смене школы, по силе переживаний занимает третье место после гибели кого-то из близких или развода родителей.

Многократно подумайте, насколько уместно, да и готова ли семья заплатить такую высокую цену, чтобы ребенок оказался среди других одноклассников. Если родители понимают, что это будет ребенку во благо, тогда надо действовать. Игнорировать привязанность ребенка к старым друзьям и привычным условиям нельзя. Нужно понимать: смена даже самой плохой школы на лучшую – всегда огромный стресс.

Повторюсь, в начальной школе принципиальное значение имеет фигура учителя. Если у ребенка с учителем сложились отношения, переводить в другую школу только потому, что нынешняя школа не соответствует вашим высоким требованиям, неразумно и вредно.

Другое дело – подросток, который пытается самоопределиться, для которого значим вопрос профориентации. Если он вступает в диалог: «Мама, я хочу быть программистом, что мне может в этом помочь», то как бы вам ни нравилась его школа, перевод в другую – разумное решение.

Каждый новый день ставит нас перед выбором. Либо я пользуюсь своей родительской властью единолично, игнорируя потребности и запросы ребенка, потому что мое мнение – единственно правильное. Либо учитываю мнение чада, не равнодушен к его просьбам и только вместе мы приходим к решению.

Безусловно, родитель хочет лучшего для ребенка, но не всегда может просчитать плюсы и минусы. Спасение здесь одно: принимать общее решение в диалоге.

Помню, как переводила своего тринадцатилетнего сына из общеобразовательной школы в частную. В районную школу он практически не ходил. Из девяти учебных месяцев болел семь. В школе ему было скучно. Он предпочитал лежать дома и читать книжки, в том числе учебники, лишь бы не ходить в школу.

Я решила, что в частной школе ему будет интереснее. В ней можно будет участвовать в математических конкурсах, там на него не станут давить, учтут все его особенности, да и уроки в ней проходят как театральные спектакли. Все это «добро» я попыталась транслировать ребенку. В старой школе он находился в жутком стрессе. Все там ему казалось ужасным, драматичным и страшным, хотя он и здоровенный парень. Новая показалась в разы хуже прежней.

Аргументом, который успокоил, было обещание: «Если в течение первого полугодия не понравится, я гарантирую возврат в старую школу». Как только я пообещала, что решение за ним и только от него зависит, где он будет учиться, сын успокоился. Ему было тяжело в новой школе, но оказалось, что оно того стоило. Школу он посещает и возвращаться в старую не планирует.

Полезно и безопасно – нормально выбирать для своего ребенка лучшее

– Амбиции родителей не стоит снимать со счетов. Для многих школа – это статус. Если я топ-менеджер крупной компании, вряд ли мой ребенок будет учиться не в элитной школе.

– Я не встречала родителей, которые выбирают школу по принципу «престижно – не престижно». В конце концов, не в XIX веке живем, чтобы подчеркнуть свою статусность такими средствами. Сегодня школа никак не связана с новой ступенькой в карьерной лестнице родителей.

Вся заточенность на «элитарность», которая нами очень по-разному трактуется, все-таки строится на принципе блага для ребенка и наших финансовых возможностях.

Родители выбирают школу, оценивая их по двум параметрам. Во-первых, насколько с точки зрения будущего вашего ребенка будет полезно в ней учиться. Во-вторых, насколько безопасно и комфортно окружение. Это действительно здраво и правильно.

Со стороны может показаться, что попытка неких знакомых запихнуть сына в лучшую московскую матшколу или школу, на оплату которой приходится отдавать львиную часть зарплаты – бессмысленна и неуместна. Но, как ни странно, именно эта форма заботы родителей позволяет ребенка со скромными способностями стимулировать к чему-то большему. Это позволяет ему чувствовать себя на коне даже при отсутствии учебной и познавательной деятельности.

Я убеждена: главное – решать эти вопросы для каждого ребенка индивидуально. Если стресс из-за требований в новом месте так велик, что выбивает ребенка из колеи, приводит к неврозу, то стоит оставить затею. Но, оставляя ребенка в болоте, где ему и двигаться-то нет надобности, вы тоже ему пользы не приносите.

У одной из моих дочерей умственная отсталость. Когда мы поняли, что она не может учиться в общеобразовательной школе, потому что не тянет программу, мы отправили ее в коррекционную. Но вскоре поняли, что для нашей дочери – это и есть оказаться в болоте. Дочка на тот момент читала, писала, считала. Большая же половина ее класса оказались детьми неговорящими. Мы могли спокойно продержать ее в этой школе все двенадцать лет. Она окончила бы ее, тихо сидя в уголке.

Разумеется, учитель занимался бы более слабыми детьми, помогал и поддерживал бы в первую очередь их. А моя дочка чувствовала бы себя замечательно, тихо улыбаясь учителю и изредка по слогам читая «мама мыла раму». Но мы решили увеличить количество стресса своему ребенку. Правда, в такой ситуации рассчитывать норму стресса нужно здраво. Если бы отдали дочь в обычную школу, то уровень стресса был бы так высок, что ребенок сломался, сорвался бы.

Мы искали компромисс. Нам было важно, с одной стороны, чтобы ее тормошили, чего-то требовали, ждали, чтобы ей пришлось за кем-то и тянуться. С другой стороны, чтобы это было ей по силам. На данный момент мой четырнадцатилетний ребенок закончил всего четыре класса, но в частной школе для здоровых детей. Это оказалось оптимальным вариантом и золотой серединой. Частная школа – это не коррекционная школа, в которой слово криво накарябал – и уже отличник. Это не школа, где подросток обязан освоить весь курс алгебры. В частной школе моя дочь занимается по индивидуальной программе, ей предъявляют требования с учетом особенностей и возможностей, сил и уровня. Ей позволили спокойно сдать программу за начальную школу, невзирая на возраст.

Для детей школа – важный период жизни. И это далеко не только информация, которую они получают, знания, которые осваивают. Поверьте, почти любому родителю хватило бы образования дать ребенку знания в рамках средней школы. Но школа – это история про среду, общение, сверстников, про авторитеты (кроме родителей), которые должны быть в жизни у каждого из нас. Это нормально, если мы выбираем для своих детей лучшее.

Зачем нужно учиться? Если вы задаетесь этим вопросом, то видимо вы еще учитесь в школе, и вас мучают какие-то внутренние противоречия. Задумываясь над этим, вы порой становитесь в некую оппозицию из-за того, что вам попросту не хочется учиться, или вы просто устали. Давайте же разберемся, зачем нужно учиться, и почему знания так важны в нашей жизни.

Для чего люди учатся, и зачем им это нужно?

Многие дети часто слышат от своих родителей, что обязательно нужно учиться, что без знаний в жизни невозможно чего-либо добиться. Порой вы не понимаете, почему они на этом так настаивают, и какое им до этого вообще дело. В первую очередь, хочется отметить, что образованные люди комфортнее себя чувствуют в обществе, нежели неучи. Чем объясняется эта тенденция?

Попробуйте ответить себе на вопрос, можно ли доверить серьезную задачу необразованному человеку? Можно ли на него положиться, если речь идет об узконаправленном деле, в котором нужны руки специалиста и только? Ответ очевиден - нет. Ведь великие дела решают умные люди, которые в период своей жизни "грызли гранит науки", ради блага своего будущего и не только. Исходя из этого, можно сделать несложный вывод, что учиться нужно для того, чтобы что-то уметь и иметь представление о том, что делают другие.

Мы учимся ради того, чтобы …

Не говоря уже о том, что учиться нужно ради банальных навыков чтения, правописания красивой речи, еще нужно учиться ради конкретной цели, которую вы преследуете в своей жизни. Человек, который мечтает стать врачом, ежедневно трудится и пополняет запасы своих знаний в области медицины. Он прекрасно знает, поэтому рьяно преследует эту цель, не задавая себе из серии «зачем нужно учиться?». Параллельно с ним, другие люди, которые хотят стать адвокатами, педагогами либо программистами, действуют точно таким же образом. То есть они знают, чего хотят и, соответственно, изучают: один юриспруденцию, другой воспитательные науки, а третий все нюансы кодинга. Так нужно ли учиться или нет? Ответьте…

Если у вас есть мечта или цель, которая связанна с вашей профессией, то вы прекрасно знаете, что для этого нужно делать - учить ту отрасль науки, с которой будет связана ваша деятельность, арифметика проста. Однако если вы не знаете, кем хотите стать, то вполне вероятно, что ваши душевные терзания приведут к извечному для вас вопросу «зачем нужно учиться?».

Я не знаю, кем хочу стать, что мне делать?

Многие подростки, которые вот-вот окончат общеобразовательную школу, не знают, кем хотят стать в жизни. В наше время это довольно распространенная тенденция, которая объясняется некоторыми факторами. В первую очередь - это лень! Человек, который предпочитает провести время, лежа на диване и смотря телевизор (а ныне бывает чаще за компьютером), зачастую не знает, какую бы профессию хотел освоить.

А все дело в том, что в большинстве случаев ему не из чего выбирать. Он привык к безделью и не задумывается над серьезными вопросами. Его интересы направлены только на отдых и развлечение, он зациклен на тех вещах, которые противоречат силе воли, стремлению. Поэтому нужно найти выгодное для себя занятие, и если оно будет не по душе, то не останавливаться и искать следующее. Попробовав множество сфер и отраслей той или иной области, вы поймете, что вам ближе и уже сами определите свои дальнейшие действия, которые будут связаны с учебой.

В ином случае может быть такое, что человек прилежно учился в школе (либо в институте), познавал множество наук и заинтересован в обучении. Но он тоже не знает, кем хочет быть в жизни. В его голове переплетается множество мыслей, порождающее многоэтажные противоречия по поводу будущего. Зачастую, такие люди просто слишком амбициозные, они боятся ступить на неверный путь, тем самым все глубже и глубже закапывая себя в яму неопределенности. В этом случае могут помочь тесты на знания!

В интернете есть множество тестов и опросников, которые исходя из ваших знаний и интересов, могут дать достойный ответ, кем бы вы могли работать. Результат, сформированный из ваших ответов, покажет вам приоритетную лестницу из множества сфер в процентном соотношении - от большего к меньшему. Далее вы уже сами рассматриваете ту или иную сферу деятельности, в которой подыскиваете себе вакантную профессию. Дать стопроцентный ответ вам, конечно же, никто не сможет, потому как залезть в вашу голову невозможно. Вы сами кузнец своего счастья, поэтому прислушайтесь к своему сердцу и сделайте правильный выбор в пользу вашего будущего.

Знания - это тропа в мир открытий

Сколько нужно учиться? Ответить на этот вопрос можно пословицей «век живи, век учись». Естественно, что всего на свете знать попросту невозможно, потому как совершенству нет предела. Знания раскрывают глаза на многие вещи, которые происходят в мире. Да что там говорить, весь мир - это сплошное знание!

Нужно всего-то иметь желание, и как только вы начнете побеждать собственные страхи - вашему наслаждению не будет предела. Первый положительный результат, достигнутый упорным трудом, является сильнейшей мотивацией и тягой к новым открытиям! Жить учась, значить жить в свое удовольствие, то есть счастливой жизнью. «Ученье - свет, а неученье - тьма», так давайте же не будем сидеть во тьме ереси и невежества, а будем нежиться в лучах света и счастья.

Их немного, но они довольно существенные.

Все учащиеся гимназии сдают экзамены после четвертого класса. В пятый класс зачисляются только те, кто успешно прошел испытания. Любой экзамен - это стресс для ребенка, в таком возрасте организм еще не готов к подобным нагрузкам. Особенно если ученику грозит «загреметь» в обычную школу. Чем, возможно, ребенка пугали учителя и родители на протяжении четырех лет обучения в гимназии.

Источник фото: pixabay.com

Не секрет, что любое учебное заведение старается «держать марку», сохранять высокие показатели успеваемости учащихся, ведь это автоматически повышает рейтинг в глазах окружающих и родителей в первую очередь. А нагрузка в гимназии велика. Если ребенок не справляется, у него могут возникнуть проблемы с самооценкой, не без помощи одноклассников и даже учителей. А в самых худших случаях, ребенка могут убедить бросить гимназию и перейти в обычную школу. Чтобы не «позорил» родную гимназию!

Плюсы гимназии

У большинства учителей в гимназии должна быть высшая категория. Именно тогда обычная школа может «вырасти» в гимназию. Да и укомплектованность штата кадрами в гимназиях по правилам должна быть 100%, а по возможности даже иметь резерв.

Материальное обеспечение гимназии, как правило, лучше, чем в школе. НО! Помощь в этом нередко ложиться на плечи родителей. И к этому нужно быть готовым.

Как правило, после экзаменов в гимназии остаются в основном сильные и целеустремленные дети. То есть создается благоприятная среда для успешного обучения и поддержания дисциплины. Есть примеры для подражания, есть за кем тянуться.


Источник фото: pixabay.com

Гимназии не нужны «громкие» истории и скандалы, поэтому нередко в гимназиях присматривают за детьми чуточку больше, чем в обычных школах. Немедленно сообщают родителям о пропусках, плохой успеваемости и ненадлежащем поведении.

В гимназии преподается как минимум два иностранных языка, в то время как в школе всего один. Так же количество различных факультативов в гимназии значительно больше, чем в школе. Хотя, возможно, не все согласятся со мной, что это плюс. Так как это дополнительная нагрузка.

Как попасть в гимназию?

Документы от родителей первоклассников для поступления в гимназию начнут принимать летом. Волноваться по этому поводу не стоит тем, кто территориально относится к этому учреждению образования: они поступают в первую очередь. На оставшиеся свободные места могут претендовать все желающие.

В Минске есть гимназии, открепленные от района. Тогда подача заявления происходит в порядке живой очереди: чье имя внесли в списки первым - тот и гимназист. В последнее время родители в буквальном смысле готовы ночевать возле школьных дверей, чтобы успеть подать пакет документов. Списки начинают формировать за день до начала приема заявлений сами родители, которые дежурят возле гимназии.


Источник фото: pixabay.com

Что выбрать: школу или гимназию?

Подводя итоги, можно точно сказать, что вопрос этот очень сложный. И решать его нужно в комплексе со следующими факторами:

Во-первых, присмотритесь к ребенку. Если вы видите, что ваше чадо еще до школы с удовольствием читает, считает, обучается чему-то новому, то, пожалуй, ему будет комфортнее в гимназии, где уровень учащихся будет немного повыше. В обычной школе такому ребенку может оказаться скучно повторять и учиться читать вместе с «отстающими» детьми.

И наоборот, если ребенок пока не проявляет интереса к учебе, то стоит выбрать школу. Лучше попробовать поступить в гимназию после четвертого класса, если вы увидите, что учеба в школе ребенку дается легко. Но и в этом случае есть подводные камни. При получении одинакового результата на экзамене, предпочтение отдается «своему» ребенку, из гимназии.

Во-вторых, не забудьте принять во внимание район, в котором вы живете. Если район неблагополучный, то все «недосмотренные» дети пойдут в обычную школу. У таких детей больше свободы и самостоятельности, они раньше пробуют взрослую «жизнь».

В-третьих, посмотрите рейтинг школ, гимназий в вашем районе, почитайте отзывы на форумах. Последнее, конечно, не больше, чем субъективные мнения, но и их не лишне принять во внимание. Ведь вполне может оказаться, что школа возле вашего дома достаточно сильная и ничуть не хуже ближайшей гимназии. Там работают талантливые и чуткие педагоги, учащиеся радуют победами на олимпиадах, а выпускники - поступлением в престижные ВУЗы.


Источник фото: pixabay.com

Выбор за вами!

Так же существует очень распространенное и, на мой взгляд, справедливое мнение, что поскольку программа гимназии и школы первые четыре года не отличается, то нужно выбирать не учебное заведение, а учителя! Ведь часто дальнейшее отношение к учебе и мнение ученика о самом себе сформировывает именно первый учитель! Поэтому многие родители опрашивают знакомых об учителях начальных классов.


Источник фото: pixabay.com

Как бы там ни было, решать, куда пойти учиться вашему ребенку, только вам. Не стоит слепо верить мнениям окружающих. Зайдите в школу, познакомьтесь с директором, с завучем по воспитательной работе и учителем младших классов. Посмотрите на детей на перемене, попроситесь на урок к учителю. Это поможет вам сделать правильный выбор. Ведь не так уж и важно, как называется учебное заведение, главное - чуткие и хорошие учителя!

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.


6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.


8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!