Дизайн человеко компьютерных систем вузы. Ergonomics: Эргономика перспективных технических систем

25 апреля в Санкт-Петербурге, в центре «Club House» прошла четвёртая конференция по юзабилити и UX проектированию — ProfsoUX. Событие привлекло рекордное количество участников с 2012 года — 404 человека. Программу составили два потока докладов и дискуссионное обсуждение мобильного приложения конференции.

ProfsoUX 15 получил более 40 заявок на выступления. После нескольких этапов отбора и прослушиваний Программный комитет выбрал самые интересные. Спикеры поделились опытом работы над проектами, рассказали, как в ежедневной практике сталкиваются с проблемами и находят удачные решения.

Лучшими, по мнению участников, стали:

— Михаил Фролов с рассказом о том, как поступать, когда тестирования проведены, результаты подсчитаны, нашлось что исправлять, но никто не берётся за дело. Доклад «Как добывать правду из пользователя и сок из менеджера» занял первое место по результатам голосования.

— Дарья Куликова , которая напомнила участникам какие очевидные, но частые ошибки делают модераторы во время тестирования. Выступление «7 ошибок модератора в юзабилити-тестировании» стало вторым.

— Виктор Иванов с историей о том, как строить взаимодействие в условиях, сильно отличающихся от веб или мобильных, поделился опытом проектирования интерфейса для касс самообслуживания. Такие кассы уже появляются в торговых центрах Петербурга. Доклад «Не смотря на экран» занял третье место в рейтинге.


Кроме этого, посетители узнали об особенностях проектирования сложных профессиональных систем (медицина, финансовый сектор и т. д.), электронных писем, приложений для Smart TV и многом другом.
В конце дня участники обсудили первое мобильное приложение конференции с разработчиками на специально организованной дискуссии.

Партнёры ProfsoUX — компания Wargaming предложили посетителям создать пряничных персонажей, приготовленных по старинному белорусскому рецепту, и наградили подарками. Организаторы разыграли три лицензии от партнёров Axure на программу Axure RP Pro.

Свою поддержку конференции также оказали компания First Line Software и образовательный центр ITMINE.

На следующий день (26 апреля) состоялись два мастер-класса . Представители центра ITMINE — Юрий Веденин и Никита Ефимов рассказали как создавать «комплексный и непрерывный UX», а преподаватель Московской Школы Проектирования Интерфейсов — Фил Смирнов поделился экспресс-методом проектирования интерфейсов.

До и после конференции прошли вечеринки, где участники, спикеры и организаторы пообщались в неформальной обстановке.

Видеозапись осуществлялась силами Стаса Фомина и команды волонтёров. Записи докладов уже доступны на сайте конференции.

Конференцию ProfsoUX придумали и организовали петербургское профессиональное сообщество UX SPb при поддержке компании i-Help и волонтёров.

С осени 2015 года в Университете ИТМО открылась новая магистерская программа «Дизайн человеко-компьютерных систем» на кафедре графических технологий факультета компьютерных технологий и управления. Рассказываем, кто обеспечивает «дружбу» человека с компьютерными системами и почему специалисты в данной области скоро могут стать более востребованными, чем программисты.

Последние несколько лет технического прогресса все чаще опровергают тезис, высказанный героем фильма «Солярис» Андрея Тарковского: на смену гуманистическому «человеку нужен человек» приходит более связанная с реальной жизнью парадигма «человеку нужен компьютер». Невербальные и вербальные (вспомним Siri и «Ok, Google») коммуникации c мобильными гаджетами и различными компьютерными системами иногда количественно превышают человеческие контакты, которые мы совершаем за день. Изучение человеко-компьютерного, или, как его еще называют, человеко-машинного взаимодействия (human-computer interaction), развивалось постепенно, являясь продолжением развития таких наук как компьютерная графика, инженерная психология, когнитивистика, эргономика и другие. Первые научные труды в этом направлении появились в 1960-х годах прошлого века. К новому же столетию все векторы смежных наук сошлись в одно полидисциплинарное направление, специалисты в области которого стали во многом востребованнее сегодняшних графических дизайнеров, программистов и психологов.


«Человеко-машинное взаимодействие — это не просто актуальная тема, это наша жизнь , — считает руководитель лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Андрей Балканский . — Мы окружены человеко-машинными интерфейсами. За день мы взаимодействуем с десятком интерфейсов различного рода: активно пользуемся смартфонами, заходим на сайты, пользуемся банкоматами. Даже покупая жетончик в метро через автомат, а не окошко кассы, мы снова встречаемся с компьютерным интерфейсом. Практически все социальные операции, которые мы совершаем, сейчас производятся с помощью них. Без компьютерных интерфейсов уже не могут представить свою работу медицинские учреждения, банки, аэропорты, бухгалтерские отделы различных учреждений и другие организации. От того, как спроектирован интерфейс, зависит многое: удобство в пользовании той или иной системой способствует не только успеху сайта, программы, приложения у пользователей, но и в некоторой степени является залогом того, что человек сможет правильно воспользоваться системой в любых, даже стрессовых ситуациях. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов в области дизайна человеко-компьютерных систем очень важна».

Таких специалистов в общем можно назвать UX-проектировщиками. UX, или User eXperience, переводится как «опыт взаимодействия» и подразумевает некие ощущения, которые возникают у человека при использовании какого-либо объекта окружающего мира, в узком смысле — при взаимодействии с компьютерной системой. Профессиональный UX-проектировщик должен быть универсалом, ему необходимо уметь не только анализировать потребности целевой аудитории, которая будет пользоваться интерфейсом, понять ее психологию, но и представить дизайн интерфейса, предварительно проведя несколько юзабилити-тестов и бесед с заказчиками. Как отмечает заведующий кафедрой графических технологий, руководитель магистерской программы «Дизайн человеко-компьютерных систем» Университета ИТМО Артем Смолин , подобное направление подготовки в российских вузах еще не встречалось. Большинство современных UX-проектировщиков «вышли» из графических дизайнеров, программа же Университета ИТМО рассчитана на специалистов более широкого профиля.


Магистерская программа «Дизайн человеко-компьютерных систем» является в большей степени практико-ориентированной. Ее руководители добиваются такого практического «выхлопа» различными способами. Во-первых, к чтению курса привлекаются не только преподаватели Университета ИТМО, но и приглашенные лекторы. Целый курс студентам читает проектировщик интерфейсов в «Лаборатории Касперского» Алексей Белкин , также обсуждается взаимодействие со специалистом, который занимается разработкой интерфейсов в военно-промышленном комплексе.

Во-вторых, для магистрантов программы всегда открыты двери лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа, где они могут исследовать спроектированные интерфейсы.

В-третьих, у студентов есть возможность принять участие в краткосрочных школах Таллинского университета по курсу Experimental Interaction Design. Соглашение с эстонским вузом, где также существует магистерская программа Human-Computer Interaction и лаборатория Interaction Design Lab, было подписано только в июле 2015 года, однако взаимодействие с зарубежными коллегами, отмечает Артем Смолин, идет полным ходом. Совместно с Таллинским университетом была организована конференция World Usability Day ITMO , прошедшая 6−7 ноября и приуроченная к всемирному дню юзабилити. С докладами на ней выступили в том числе руководитель магистерской программы и лаборатории в Таллинском университете Дэвид Ламас и профессор вуза Владимир Томберг . В свою очередь, эстонские коллеги пригласили сотрудников петербургского вуза Алексея Лаврова и Андрея Балканского принять участие в аналогичной международной конференции, посвященной всемирному дню юзабилити, которая проходит в Таллине. Помимо прочего, весной 2016 года группа студентов из Эстонии приедет на краткосрочное обучение в Университет ИТМО. Вузы-партнеры также рассматривают возможность создания совместной программы двойного диплома.


Выпустить востребованного, универсального UX-специалиста — приоритетная задача новой магистерской программы. Для этого, по словам Алексея Лаврова, один из блоков обучения является вариативным: магистрант может выбирать дисциплину исходя из того, каких компетенций ему не хватает больше — в графическом дизайне или программировании. Востребованность же выпускника такой программы обусловлена тем, что она охватывает максимально широкий круг потенциальных областей применения полученных в рамках обучения навыков, а у самого студента есть возможность принять участие в перспективных научно-практических исследованиях, которые проводятся на базе Университета ИТМО и его партнеров. По словам Артема Смолина, магистранты еще определяются с темами своих диссертационных исследований, но ряд студентов уже заинтересовались проектированием интерфейсов приложений для шлемов виртуальной реальности. Они присоединятся к работам по созданию таких интерфейсов для проекта Video360Production.

«Сейчас главная ошибка компаний, которые занимаются созданием приложений, программ и сайтов , — пренебрежение UX-процессом , — добавляет сотрудник лаборатории юзабилити-тестирования Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Елена Веселова . — При правильно построенном процессе можно исключить ошибки, способные отразиться на юзабилити системы, и сэкономить деньги организации. Примером может стать хотя бы нашумевший перезапуск сайта „Кинопоиск“: разработчики практически проигнорировали постоянных пользователей этого ресурса, удалив принципиально ценные для них функции. Юзабилити-тестирование с участием постоянных пользователей портала могло бы предсказать из неудовлетворенность».

Ульяна Малышева ,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Направление подготовки: 27.04.04 Управление в технических системах

Руководитель образовательной программы: Таратонов Илья Александрович

Описание:

Эргономическое образование находится на стыке инженерии, медицины, психологии и управления. В процессе обучения будущие специалисты приобретают знания из различных наук - техники, системного анализа, математической статистики, психологии, анатомии и психофизиологии человека. Сбалансированная последовательность многопрофильных дисциплин помогает сформировать новое качественное представление о сути происходящего в окружающем мире.

Выпускники программы способны организовать работу людей и свою собственную, провести эргономический анализ технических систем, правильно поставить эксперимент, разрешить конфликтную ситуацию, провести системный анализ и многое другое. Одним из ключевых элементов обучения является стремление научить специалистов профессионально принимать решения и реализовывать их.

Магистерские диссертации направлены на реальные проекты, востребованные в различных областях науки и техники. Наставниками и руководителями проектов выступают преподаватели, опыт и знания которых имеют многолетний стаж научной работы в области эргономики. Пройти обучение могут бакалавры по различным направлениям подготовки. Широкий спектр научных дисциплин в комбинации с индивидуальным подходом при обучении, дает каждому возможность реализоваться в соответствии с его лучшими качествами.

Выпускники становятся ведущими специалистами крупных отраслевых предприятий, с которыми существует хорошо налаженное многолетнее взаимодействие.

Философия программы

Предметом эргономики является человеческий фактор, который в основном определяет эффективность и риски любых человеко-машинных систем. Снижение рисков - проблема социальная и, естественно, её решение имеет самый высокий рейтинг. Эргономика для инженера так же важна, как знание иностранного языка, как компьютерная грамотность.

Эргономист - одна из наиболее востребованных современных профессий на стыке многих специальностей. Знания и умения в этой области позволяют оптимизировать орудия, условия и процесс труда, тем самым обеспечивать безопасность, эффективность и комфортность труда. Повышение эргономичности производства увеличивает его прибыль и конкурентоспособность продукта. Эргономика в значительной степени определяет технологическую культуру производства. Развитие информационных технологий дало мощный толчок развитию эргономики и определило необходимость подготовки инженерных кадров и востребованность эргономистов.

Цель программы

По итогам обучения специалист получает знания и навыки, которые необходимы инженеру-проектировщику человеко-машинных систем, технических средств и систем жизнеобеспечения, менеджеру и руководителю производства.

Основные компетенции по итогам образования:

  • Системный анализ
  • Управление персоналом
  • Проектирование человеко-машинных комплексов
  • Проведение эргономической экспертизы
  • Владение методами профессионального отбора
  • Владение автоматизированными методами оценки психофизиологического состояния человека
  • Владение неинвазивными методами коррекции психофизиологического состояния оператора
  • Оценка текущего уровня когнитивной работоспособности человека-оператора
  • Владение методами статистической обработки экспериментальных данных
  • Проведение научных исследований в области психологии и эргономики

Любая работа, ее эффективность и качество зависят от выполняющего ее человека или группы людей, их трудоспособности, образования и опыта. Перечень дисциплин подобран таким образом, что человек, прошедший курс обучения по образовательной программе «Эргономический анализ интерфейсов и перспективных технических систем», будет способен реализовывать эргономические требования для решения поставленных задач в целях повышения ключевых показателей производства. Помимо ориентированности на оптимизацию производства и профессиональной деятельности, учебная программа также направлена на развитие навыков построения взаимодействия между людьми, как групповых, так и индивидуальных. Таким образом, человек, обладающий полученными знаниями, сможет не только повысить эргономичность инженерных решений и оптимально организовать трудовой процесс, но и наладить взаимоотношения в коллективе и достичь позитивного результата с высокой эффективностью.

Преимущества обучения

Образовательный процесс в Московском политехническом университете организован по особому «Проектному методу», который позволяет готовить специалистов для решения конкретных задач промышленности и народного хозяйства не только в прекрасно оснащённых аудиториях Университета, но и непосредственно на производственных площадях.

Выпускник магистратуры естественным образом, без трудоёмкой адаптации, вливается в производственный процесс и рабочий коллектив.

Построение карьерной траектории

В процессе обучения со студентами проводятся работы по профориентации. Выпускники направления смогут работать в самых разных областях науки, машиностроения и бизнеса. Обучающиеся будут проходить практику на разных предприятиях, в которых у каждого будет возможность найти себя. Помимо предприятий, на которых осуществляется производственная практика, имеются партнерские отношения с компаниями, заинтересованными в новых специалистах, такими, как: АО «Вертолеты России», ОАК, ОДК, ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ИМБП, КРЭТ и другие. При совпадении интересов работодателя и потенциального сотрудника дается рекомендация, способствующая началу трудовых отношений. Таким образом, наиболее актуальный вопрос среди выпускников, связанный с трудоустройством, хорошо продуман на данном направлении обучения.

Магистерская программа ориентирована на подготовку специалистов для различных направлений Национальной технологической инициативы .

Группа направления Вконтакте