Восточные царицы. Соломон и царица савская

Имя пленительной и загадочной царицы Савской упоминается в большом количестве письменных источников: Ветхом Завете, Каббале, Коране, а также во многих эфиопских, персидских и турецких легендах. Но до сегодняшнего дня научных доказательств того, жила ли такая царица во времена Соломона, практически не найдено. Остаются сомнения в том, была царица Савская реальностью или это все-таки миф.

Образ этой женщиы ассоциируется с соблазнительной красавицей, которая по легенде пришла к царю Соломону, чтобы испытать его мудрость. Довольно долгое время все, что связано с ее именем, было лишь предположениями и догадками. И только совсем недавно археологи в отдаленных областях Йемена обнаружили одну из наиболее значительных находок настоящего времени. В пустыне Руб аль-Хали примерно на глубине девяти метров под землей были обнаружены руины храма, в котором, по мнению специалистов, найдены документальные подтверждения действительного существования этой царицы.

По преданию Соломон и царица Савская впервые встретились, когда мудрый царь, прослышав о богатом царстве Сабейском, которым правила красивейшая и умнейшая женщина. пригласил ее в гости. Он хотел лично убедиться в ее великолепии и остроумии. Красота и ум царицы покорили Соломона. Он настолько был потрясен ею, что пришел к выводу о том, что только связь с дьяволом могла позволить ей быть столь потрясающей. Соломон даже решил, что вместо ног у нее должны были быть копыта, как у самого дьявола.

Упоминает страну Шеба, в которой жила царица Савская,. Он описывает ее как землю, богатую благовониями, специями, драгоценными камнями и золотом. Ученые считают, что находилась эта страна на территории Южной Аравии. Однако свидетельств того, что на этой территории когда-либо правила царица Савская, нет.

Американский археолог Венделл Филлипс считает, что нет никаких сомнений в реальности существования этой легендарной женщины. Однако его экспедиции, которую он начал в Марибе с целью поиска доказательств своей гипотезы, воспрепятствовали йеменские власти.

Главный источник сведений о легендарной царице - это Третья Книга Царств, в десятой главе которой содержится библейский эпизод с описанием событий, в которых упоминается ее имя.

Еще один авторитетный ученый - сэр Эрнест А. Уоллис Бадж - также уверен в том, что царица Савская не просто миф. По его версии Шеба находилась на берегу Красного моря, что позволяет отождествлять ее с Эфиопией. По версии еще одной группы исследователей она была царицей египетской.

Восточная красавица прибыла в Иерусалим для встречи в Соломоном, привезя с собой караван даров. Она приготовила для царя самые сложные вопросы и была покорена его мудростью.

Тексты источников можно трактовать по-разному. Все они были составлены в разное время, многие содержали факты, переписанные несколько раз из разных книг, поэтому вопрос доверия к сведениям, в них данным, довольно спорный.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что, скорее всего, царица Савская правила землями Аксумского царства, располагавшегося в районе Красного моря (территория либо Йемена, либо Савского государства был Мариб - город в Считается, что время правления восточной царицы приходится на 10 век до нашей эры.

В мае 1999 года нигерийские и британские ученые-археологи обнаружили место предположительного захоронения этой царственной особы. Земляная насыпь на нем достигала 45 футов высоту и 100 миль в длину. Но до сих пор неизвестно, действительно ли там похоронена именно царица Савская.

Сегодня загадка о ней так и остается неразгаданной. Вполне возможно, что история знакомства Соломона с красавицей была дописана спустя много веков после смерти мудреца, чтобы подчеркнуть его царское величие. Также можно предполагать, что образ Савской, как, впрочем, и Томирис (царица Саков), стал собирательным, в котором воплотились черты мудрой женщины-правительницы. А возможно, за этим именем реальная женщина, настоящее имя которой так до нас и не дошло. Кто знает?

ЦАРИЦА САВСКАЯ

Царица Савская

Загадочная царица Савская хорошо известна по библейскому преданию, в котором речь идет о ее торжественной встрече с царем Соломоном. В исламском мире она почитается как могущественная царица Балькис, или Билькис, а в эфиопской традиции - как Махеда. В анналах древней истории из могущественных женщин-правительниц наибольшую популярность получила лишь Клеопатра, а о загадочной царице Савской известно так мало, что историки и археологи даже не уверены, существовала ли она на самом деле. Однако недавние археологические исследования пролили свет на эту загадочную историческую фигуру. В Библии, в Третьей книге Царств, царица Савская упоминается просто как «восточная царица». Нет никаких уточнений о ее происхождении, лишь рассказ о том, как царица, услышав о славе Саломона, покинула свой дом и отравилась с караваном, груженным специями, золотом и драгоценными камнями, в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, она намеревалась удостовериться в правдивости молвы о мудрости Соломона, подготовив для него сложные вопросы. Пораженная его мудростью, величием царского двора, она вручила ему дорогие подарки, а Соломон предложил ей несметные сокровища и «все что она пожелает». Затем царица вернулась в родные края. Так вкратце изложена история о Соломоне и царице Савской в Библии. Однако рассказы о царице встречаются и в других источниках. В легендах иудеев и мусульман уже известная притча о Соломоне и Савской приукрашена некоторыми преимущественно фантастическими деталями. Иудейский историк Иосиф (I в.) считал, что Савская была царицей Египта и Эфиопии. В арабском фольклоре и Коране представлены более удивительные рассказы о царице Савской. Так, в Коране рассказывается о том, как от птицы удод Соломон узнал о богатом царстве, которым управляет некая царица, а его жители почитают Солнце. Царь Соломон вместе с птицей отправил той царице приглашение почтить его и заплатить дань, предупредив, что если она откажется, он уничтожит царство. Савская приняла столь странное приглашение и была обращена Соломоном в другую веру, приняв веру в одного истинного Бога.

Уже сотни лет ученые задаются вопросом, есть ли хоть доля правды в этих легендах. Главной проблемой является недостаток информации о царице Савской: ни во внебиблейских источниках, ни в исторических хрониках нет упоминаний об этой великой царице. Тем не менее во многих культурах появляется ее образ, поэтому сложно представить, что история о ней оказалась вымыслом. Современные археологи полагают, что если Савская была реальной исторической фигурой, то древними землями, которыми она управляла, могли быть Аксумское царство в Абиссинии (современная Эфиопия) или Савское (Сабейское) государство (современный Йемен), а возможно, и оба, ведь они отделены друг от друга лишь полосой Красного моря в 15 миль. Эго предположение основывается на том факте, что среди даров для Соломона был ладан, который растет лишь на землях этих двух царств и в расположенном неподалеку Омане. Что касается даты ее правления, ученые пришли к общему мнению, что это был 950 г. до н. э. Однако сохранились ли свидетельства того, что Сабейское государство и Аксум были богатыми царствами, которыми управляла удивительная царица, как об этом сказано в Библии? Сохранились данные о продаже благовоний и ладана на Ближнем Востоке и в Египте в III тысячелетии до н. э. Савское царство было процветающим торговым государством, контролировавшим караванные пути, по которым ладан и специи везлись через пустыню для того, чтобы заполнить ароматом храмы Средиземноморья и более отдаленных земель. Столицей Савского царства был Мариб, город, построенный на южной окраине Аравийской пустыни, в высохшей дельте Вади Адана. Жители этих засушливых земель в 750–600 гг. до н. э. построили плотину, с помощью которой удерживали воду, стекавшую во время муссонных дождей с гор, орошали ею земли вокруг города и выращивали зерновые.

В 2002 г. автор документальных фильмов, фотограф и археолог-любитель из Лос-Анджелеса Николас Клэпп опубликовал работу «Шеба: Через пустыню на поиски легендарной царицы». Клэпп выдвинул гипотезу о том, что царица Савская была известной в Йемене царицей Билькис. Она правила в Савском царстве, которое, пожалуй, было самым восхитительным и процветающим из пяти древних государств тех времен на юге Аравийского полуострова. Клэпп также полагал, несмотря на библейское описание, что Савская в действительности была правителем более могущественным, чем Соломон, который, по мнению ученого, был скорее правителем местного значения. Причиной долгого пребывания в пути, который проделала Билькис со свитой к Иерусалиму, были важные переговоры о налаживании торгового пути, проходившего через земли Соломона. Предполагалось, что царь будет содействовать торговле привозимыми издалека специями и ладаном. Таким образом, поездка Савской в Израиль (описанная в Библии) может быть интерпретацией воспоминания об одной из первых крупнейших торговых миссий в мировой истории.

В честь Билькис был назван храм, не так давно обнаруженный в девяти милях от руин столицы Савского царства Марибы. Храм Билькис, или Храм бога Луны, по словам главы проекта, профессора археологии из университета Калгари доктора Билла Гланзмана, был священным местом. В 1200 г. до н. э. - 550 г. н. э. сюда приезжали пилигримы со всей Аравии. Этот огромный яйцеподобный храм составлял в окружности около 900 футов, хотя большую часть древнего памятника ныне скрывают пески. Среди найденных там предметов были бронзовые и гипсовые статуи, а также большое количество костей животных, что указывает на проводившиеся в этом святилище жертвоприношения. Некоторые письменные свидетельства о Савском царстве сохранились в ассирийских текстах VIII–VII вв. до н. э… где говорится о царях Сабы Йатхиамаре и Карибииле в связи с выплатами и подарками Савского царства, в том числе драгоценными камнями. Эти дары напоминают те, которые Савская преподнесла царю Соломону. Однако речь идет о царях, а не царицах, и конкретных упоминаний о царице Савской здесь и вовсе нет. О ней не говорится и в многочисленных савских источниках, в том числе надписях из храма Билькис. Другой проблемой, касающейся происхождения библейской царицы, жившей в X в. до н. э., является то, что Саба, по-видимому, в это время была процветающим государством. Бесспорно, Соломон был известным и влиятельным правителем в истории того времени, но почему о царице Савской говорится только в связи с ним. Некоторым ученым библейский рассказ представляется выдуманным эпизодом, дописанным через сотни лет после правления Соломона, чтобы подчеркнуть славу великого царя и его легендарную мудрость.

У христиан Эфиопии, расположенной на противоположном от Сабейского государства берегу узкой полосы Красного моря (ныне Баб-эль-Мандебский пролив), есть предание, которое является частью исторического эпоса о царях «Кебра Негаст». В нем говорится, что эфиопы были потомками основателя эфиопской царской династии - сына царицы Савской и Соломона Менелика I. По преданию, Менелик ездил в Иерусалим, чтобы увидеться со своим отцом Соломоном, и тот умолял сына остаться и стать царем после его смерти. Менелик отказался от его предложения и тайно, под покровом ночи отправился домой, прихватив самую ценную царскую реликвию - ковчег Завета. Вскоре Менелик привез ковчег в Аксум, на севере Эфиопии, где он находится до сих пор в сокровищнице, во внутреннем дворе церкви Богородицы Марии Сионской. В книге «Кебра Негаст» говорится, что Махеда (как в ней именуется Савская) родилась в 1020 г. до н. э. в портовом городе Офире, о котором упоминается в Библии. Ученые полагают, что он находился в Йемене. Махеда получила образование в Эфиопии и, когда в 1005 г. до н. э. умер ее отец, стала царицей. На тот момент Махеде было 15 лет. Она правила страной 40 лет, хотя некоторые источники говорят о шести годах царствования.

В мае 1999 г. группа нигерийских и британских археологов в дождевых лесах Нигерии обнаружила массивные валы. Исследователи предположили, что в этих местах находился центр одного из наиболее известных африканских царств и возможное место захоронения царицы Савской. Сегодня памятник из Эредо является крупнейшим в Африке. Он представляет собой оградительный ров и земляную насыпь высотой 45 футов и протяженностью 100 миль. Местные жители говорят, что Биликису Сангбо (еше одно имя царицы Савской) построила в Эредо самое большое оградительное сооружение царства. Каждый год паломники съезжаются к этому месту, веря в то, что здесь находится ее могила. Эти земли имеют древнюю историю торговли золотом и слоновой костью и могут быть связаны с коммерческой деятельностью царицы Савской, однако сегодня нет прямых археологических и текстологических доказательств, связывающих имя Савской с Аксумом. Следует отметить, что хотя в легендах и упоминается имя царицы, на самом деле сооружение появилось через 1000 лет после предполагаемого времени ее правления в X в. до н. э.

Несмотря на сомнения археологов и историков относительно существования царицы Савской, образ властной, мудрой и красивой женщины уже сотни лет вдохновляет художников, рассказчиков и продюсеров на новые творения. Образ царицы Савской оказал большое влияние на искусство эпохи Возрождения, а позже и кинематограф, дав жизнь блестящим голливудским эпопеям. История царицы Савской была излюбленной темой кинематографа в течение всего времени его существования. Одними из самых известных картин стали: немой фильм Дж. Гордона Эдвардса «Царица Савская» (1921) с Бетти Блит в главной роли, в котором рассказывалось о несчастливой любви царя Израиля Соломона к царице Савской; кинолента «Соломон и царица Савская» (1959) с Юлом Бриннером и Джиной Лоллобриджидой в главных ролях; «Царица Савская и атомный человек» (1963), «Соломон и царица Савская» (1995), в котором впервые в исполнении Холли Берри создан образ темнокожей Савской.

На сегодняшний день, хотя и существует так маю данных, остается вероятность того, что царица Савская была реальным историческим персонажем, каким она предстает перед нами в Библии и в легендах более позднего времени. Безусловно, в Древней Аравии были могущественные женщины-правительницы. Возможно, дальнейшие исследования и раскопки на месте древнего царства Савского позволят найти сведения о той реальной женщине, скрывавшейся за образом Савской. А жители материковой Африки и Аравийского полуострова, игнорируя данные археологии и истории, как и 2000–3000 лет назад, до сих пор пересказывают легенду о царице Савской.

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ЦАРИЦА Еще одной специфической чертой хеттской монархии было весьма независимое положение царицы. Свой титул «таваннанна», произведенный от имени супруги царя Лабарны, царица получала лишь после смерти своей предшественницы. До тех пор пока оставалась в живых

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Царица Екатерина красавицей не была – об этом говорят многочисленные портреты, дошедшие до нашего времени. В ней не было ни ангельской красоты ее дочери Елизаветы, ни утонченного изящества Екатерины II. Ширококостная, полная, загорелая, как простолюдинка, она казалась

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Царица Пальмиры Город Пальмира - жители, чьим родным языком был арамейский, именовали ее Тадмор - разбогател благодаря торговле, но своим существованием был обязан прежде всего воде. Находившиеся в ней источники и колодцы представляли собой большую редкость в

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Шамаханская царица "…и девица Шамаханская царица…" А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке Тамара царствовала с 1184 (по другим источникам - с 1181 года) по 1213 год. Этот период характеризовался тем, что Грузия достигла высокой степени феодального развития. В ее царствование был

Из книги По следам Ковчега Завета автора Скляров Андрей Юрьевич

Царь Соломон, царица Савская и Менелик «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями;

Из книги 1185 год. Восток – Запад. Истоки. Мир ислама. Между двух миров автора Можейко Игорь

Царица и Поэт Для истории каждой страны 1185 год – мгновение в череде лет и событий. Заглянуть в это мгновение и сразу понять что-либо в нем, не будучи профессиональным историком, невозможно. Поэтому, преодолев очередной водораздел и оказавшись в долине следующей реки, мы

Из книги Рим и Карфаген. Мир тесен для двоих автора

Царица пиратов Неожиданно понесенным поражением этоляне преподали урок всем людям, что на будущее не следует взирать, как на свершившееся, что невозможно наперед возлагать верные надежды на то, что может кончиться неудачею, что нам, людям, необходимо во всех делах, а

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Матушка-царица Одной из причин неприязни дворянского общества к Павлу было его нарочитое и грубое вмешательство в семейные дела - сферу частной жизни. В Екатерининскую эпоху процесс обособления частной жизни от служебной, государственной только начинался, благодаря

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Царица Савская Образ царицы Савской вдохновлял композиторов, художников и литераторов. В XX в. снято несколько кинолент о свидании царицы Савской с Соломоном; в одном из фильмов главную роль играет Джина Лоллобриджида. Однако Библия довольно кратко описывает встречу

автора Молева Нина Михайловна

Царица Александра Нет, она была не такой, как представлял ее А.К. Толстой, - богобоязненной, любящей, покорной воле брата, но и защищающей, как собственное дитя, «слабого головой» мужа. Те дни, которые приходят после его кончины, как свидетельствуют документы, открывают

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Потаенная царица Неизвестный художник. Царица Марфа Матвеевна. Конец XVII - начало XVIII в.М.Ф. Апраксин… Собственно, начинать надо было с детства Петра I, когда в конце правления его старшего сводного брата Федора Алексеевича в царский дом вошла новая царица - Марфа

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

2. Царица Другая своеобразная черта хеттской монархии заключается в чрезвычайно независимом положении царицы. Ее титул таваннанна, образованный от имени ее прародительницы - жены царя Лабарны, наследовался только после смерти ее предшественницы. Поэтому до тех пор,

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.4. Библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга 26а. БИБЛИЯ. «Царица Савская, услышав о славе Соломона… пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством… И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем… И увидела царица Савская

Из книги Любовные утехи русских цариц автора Ватала Эльвира

Царица Евдокия Евдокия Лопухина, Авдотья Федоровна, как еще ее называют, дочь знатного боярина, на которой Петр I женился 28 января 1689 г. Бедная, несчастная, безропотная женщина. Всю жизнь провела по монастырям и темницам, проливая горькие слезы над своей горькой долей. За

Из книги В поисках ковчега Завета: По следам скрижалей Моисея автора Манро-Хэй Стюарт

ГЛАВА 2 ВЕЛИКИЙ МИФ: СОЛОМОН И ЦАРИЦА САВСКАЯ …Есть книга, имя ей Кибра Нагаст, и содержит она законы всей Эфиопии. Царь царей Йоханнес, царь Сиона Эфиопии ЛЕГЕНДА О НЕБЕСНОМ СИОНЕДорога, ведущая к ковчегу, начинается за тысячи лет до того, как императоры Аксума возвели

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

26. История обретения Истинного Креста Господня на флорентийской фреске XIV века Византийская императрица Елена, она же библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга Задержимся немного на истории обнаружения Истинного Креста Господня ввиду важности данного

Giovanni Demin (1789-1859)

Соломон — царь и философ, но прежде всего он был человек и не чего человеческое ему было не чуждо. Любовь, заставляющая учащенно биться сердца. Любовь, пронесшая свое очарование через века. Любовь Царя Соломона и царицы Савской. Великая, таинственная царица — и мудрейший правитель. Этой загадочной красавице Соломон посвятил Песнь Песней. Она пленила библейского правителя своей красотой и умом, унеся с собой в Сабейское царство частичку души Соломона.


Македа,царица СавскаяEdward Slocombe

Чтобы испытать мудрость Соломона, Билкис предложила ему ряд вопросов: «Отгадаешь — я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь — я буду знать, что человек ты самый обыкновенный» . Убедившись в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством.

Apollonio di Giovanni

Вопросы царицы Савской были следующими:

«Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, выливает воду. Что это?» —Сурма. (Трубка сурьмила делалась из тростника, ручка-насос — из металла. Самое вещество для подкрашивания бровей и окрашивания глазного яблока представляло минералогический выплав; попадая в глаз, вызывало усиленное действие слезоточников)

«Из земли исходит, землёю питается, льётся как вода, а разливает свет. Что это?» —«Нефть».

«Буря ходит по верхушкам его и стонет, и вопит горестно; глава его словно тростник; для богатых почёт, а для бедняков — позор; для мёртвых почёт, а для живых — позор; птицам радость, а рыбам горе. Что это?» —«Лён». (Из льна шьётся как одежда для богатых, так и грубая одежда бедняков,саван для умерших и верёвка для виселицы. Семена льна служат кормом для птиц и из льна изготавливают рыбацкие сети.)


Claude Lorrain

Согласно Мидрашзагадки были иными:

Кто не рождался и не умрёт? —Бог , да будет он благословен.

Какая земля лишь раз видела солнце? —Та, которую покрыли воды в день творения, расступившиеся лишь когдаМоисей вёл по нему народ израильский — дноЧермного моря .

Что за ограда с десятью дверьми, когда одна из них открыта — девять замкнуты; когда же открываются девять, закрывается одна? —Эта ограда — женское лоно; десять дверей — десять отверстий в теле: глаза, уши, ноздри, рот, отверстия для избавления от нечистот и пупок. Когда плод находится в чреве, в его теле открыто лишь отверстие пуповины, в то время как остальные отверстия замкнуты; когда же ребёнок выходит из чрева, пупок закрывается, а остальные отверстия раскрываются.

Что неподвижно, пока живо, но находится в движении после того, как ему снесут макушку? —Дерево, из которого изготавливают корабль .

Что за три вещи, которые не были ни едой, ни питьём, ни воздухом, но спасли троих от смерти? —Печать, верёвка и посох. Имеется в виду историяИуды иФамарь , где трое — это Фамарь и два её сына.

В пещеру вошли втроём, а вышли впятером? —Лот , его две дочери и их двое детей .

Мертвец живой, могила движется, а мертвец молится. Что это? —Иона в чреве кита .

Кто те трое, евшие и пившие на земле, но не рождённые от мужчины и женщины? —Три ангела , явившиесяАврааму .

Четверо вошли в дом смерти и вышли живыми, а двое, войдя в дом жизни, стали мертвы? — Четверо:Даниил ,Анания, Мисаил и Азария (отроки в пещи огненнойДан. , двое —Надав и Авиуд (сыновьяАарона , принёсшиепред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им , за что были испепелены имЛев.).

Кто те, кто родится, но не умрёт? —ПророкИлия , который был взят на небо живым иМессия .

Что не было рождено, хотя ему дали жизнь? —Золотой телец , (идол , сделанныйАароном по просьбе народа, во время отсутствия Моисея : «я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец »).

Что, хотя и производится землёй, делается человеком и питается вышедшим из земли? —Фитиль .

Была женой двух, родила двух и все четверо дети одного отца? —Фамарь .

В доме, полном смерти нет ни одного мертвеца, но и живым ни один из него не выйдет? —История оСамсоне ифилистимлянах (пленённый Самсон, будучи привязан во время пира к столбам, поддерживавшим кровлю дома, сдвинул их и «обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём » —Суд.)

Царица приказала принести брёвна кедровых деревьев и попросила Соломона указать, где у бревна верх, а где низ, с какого конца росли ветки, а с какого корни. Соломон приказал положить брёвна в воду. Тот конец, который опустился на дно, был низом, откуда росли корни, а тот, который поднялся над поверхностью воды — был верхушкой.


Samuel Coleman

Царица преподнесла Соломону только золота 120 талантов, т.е. 3120 килограммов, а благовоний и драгоценных камней, несомненно, было также весьма много, раз все это привез целый караван верблюдов.


Jacopo Tintoretto

В Коране, а также в восточных сказках, имя царицы звучит как Билкис. В Эфиопии ее зовут Македа. Царица Савская занимает одно из центральных мест в литературе Эфиопии. Императоры этой страны считают себя потомками легендарной царицы.
По ветхозаветным преданиям, царица, услыхав о славе и могуществе иудейского царя Соломона, решила отправиться к нему лично.

Pedro Berruguete

Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет.Правил он Израилем почти за 1000 лет до рождества Христова в самый пик расцвета иудейской цивилизации, тогда когда Египетская цивилизация уже вырождалась,а греческая и римская еще не возникли. Чаще всего годами его правления называют 972—932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседскими государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы. Был он по счету третьим и последним царем. После него царство распалось на два — Израиль и Иудею и собственно началась стагнация и распад.

Печать Соломона на монете Морокко

Мудрость Соломона впечатлила царицу. Согласно Библии, Македа в восхищении подтвердила, что слухи о славе и мудрости царя совершенно правдивы, молва нисколько не преувеличила достоинства правителя.

Соломон и царица Савская


Anonymous (Antwerp, 17th century)

Сама Македа была настолько прекрасна, что Соломон был очарован. Слухи, дошедшие до царя, гласили, что царица Савская происходит из рода джиннов. Прямым тому подтверждением являются ее ноги. Любознательный царь устроил своеобразную проверку гостье, приняв ее в покоях с хрустальным полом, под которым в бассейне плавали рыбки. Царица, ступив на стекло, рефлекторно приподняла край платья, на мгновение обнажив перед Соломоном ножки.

В северной Эфиопии существует своя раннехристианская легенда, объясняющая демоническое происхождение ослиного копыта царицы Савской. Легенда приписывает ей происхождение из племени тигреи имяЭтъе Азеб (то есть «Царица Юга», которой царица Савская называется только в Новом Завете). Её народ поклонялся дракону или змею, которому в качестве жертв мужчины приносили своих старших дочерей:Когда подошла очередь её родителей, они привязали её к дереву, к которому дракон приходил за пищей. Вскоре туда пришли семеро святых и сели в тени этого дерева. На них упала слеза девушки, и когда они посмотрели вверх и увидели её привязанной к дереву, то спросили её, человек ли она, и отвечая на их дальнейшие расспросы, девушка им рассказала, что её привязали к дереву, чтобы она стала жертвой дракона. Когда семеро святых увидели дракона… они ударили его крестом и убили. Но его кровь попала на пятку Этье Азеб, и её ступня превратилась в ослиное копыто. Святые развязали её и велели возвращаться в деревню, но люди прогнали её оттуда, решив, что она сбежала от дракона, потому она забралась на дерево и провела там ночь. На следующий день она привела людей из деревни и показала им мёртвого дракона, и тогда они сразу сделали её своей правительницей, а своей помощницей она сделала девушку, подобную себе.

Edward Poynter

Одни легенды свидетельствуют, что ножки у царицы были совершенно обычные.
Согласно другой легенде, ноги у царицы были человеческими, но слишком волосатыми для женщины.


Влегель, Никола.Соломон и царица Савская
Третья же легенда утверждает, что ноги Македы были кривыми, волосатыми, ступни уродливо изогнуты. Именно такие ноги имели джинны и их потомки.
Не смотря ни на что, Соломон полюбил царицу Савскую. Их роман был краток. Он длился всего лишь полгода.Царица засобиралась домой. Соломон щедро одарил ее и отпустил в дальний путь.


Raffaello Sanzio da Urbino

Konrad Witz
Все дни Соломон проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости его.


Р. Ляйнвебер. Царица Савская и Соломон.

Edward Slocombe

Царица Савская, возвратившись в Сабейское царство, родила сына, Менелика. Он стал великим правителем в Эфиопии,считается основателем династии эфиопских (абиссинских) царей, правивших три тысячи лет. В библейском тексте нет ни слова о предполагаемой любовной связи Соломона и царицы Савской. Но подобная связь описывается в легендах. Из Библии известно, что у Соломона было 700 жён и 300 наложниц , в число которых некоторые легенды включают и царицу Савскую.


Batisterio san giovanni Florence, Salomon meets the Queen of Saabe, on the Paradise Door of the Florence Baptistry

Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват.При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание .

В Мидраше рассказывается, что на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей. Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже — золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания.


Аскназий Исаак. Суета Сует и всяческая суета. Vanitas vanitatum et omnia vanitas

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии.

кольцо Соломона «Все проходит», «Пройдет и это» , и последнее-«Ничто не проходит»

Правила, записанные на кольце царя Соломона.

Проходя мимо церкви... -молись..., Проходя мимо нищих..., - делись...,
Проходя мимо юных...,- не злись..., Проходя мимо старых..., - склонись...,
Проходя мимокладбищ..., - присядь..., Проходя мимо памяти..., -вспомни...,
Проходя мимо матери..., - встань..., Проходя мимо родичей..., -помни...,
Проходя мимо знаний..., - возьми..., Проходя мимо лености..., - вздрогни...,
Проходя мимо праздных..., - твори..., Проходя мимо павших..., - запомни...,
Проходя мимо мудрых..., -постой..., Проходя мимо глупых..., - не слушай...,
Проходя мимосчастья..., - ликуй..., Проходя мимо щедрых..., - откушай...,
Проходямимо чести..., - храни..., Проходя мимо долга..., - не прячься...,
Проходя мимо слова..., - держи..., Проходя мимо чувств..., - не стесняйся...,
Проходя мимо славы..., - не тешься..., Проходя мимо правды..., - не лги...,
Проходя мимо грешных..., - надейся..., Проходя мимо страсти..., - уйди...,
Проходя мимо ссоры..., - не ссорься..., Проходя мимо лести..., -молчи...,
Проходя мимо совести..., - бойся..., Проходя мимо пьянства..., - не пей...,
Проходя мимо гнева..., - смиряйся..., Проходя мимо горя..., - всплакни...,
Проходя мимо боли..., - мужайся..., Проходя мимо лжи..., - не молчи...,
Проходя мимо сирых..., - потраться..., Проходя мимо власти..., - не верь, ..

Проходя мимо смерти..., - не бойся..., Проходя мимо жизни..., - живи...,
Проходя мимо Бога..., - откройся

Но во время своего царствования Соломон допускал и ошибки, которые привели к распаду государства после его смерти.
Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек." Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию. Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга.
У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества. Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал учавствовать в языческих культах.
В Мидраше (Устной Торе) говорится, что когда царь Соломон женился на дочери фараона, с неба сошел архангел Гавриил и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим.


Копи царя Соломона

Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Соломон обладал огромными богатствами. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые попытались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где находится эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено до сих пор. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали. Большинство археологов уверены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись "настоящие копи царя Соломона". В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона. Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромные прибыли

Таинственная царица Савская January 13th, 2014

Я та — чьё имя славится повсюду,
Под рокот арф и лиры звон;
В сказаньях вечных я пребуду
Певцов всех стран и всех времён.
За разум мой, могущество и силу
Мне служат все, познавшие меня.
Я — Саба. Я молюсь светилу
Всепобеждающего дня.

Мирра Лохвицкая



Edward Slocombe. «Царица Савская».

Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов - мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу

Кадр из фильма «Царица Шева»

Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет.
Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины. Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу.

«Святая Македа, царица Савская» современная икона

Гипотезы и археологические свидетельства

Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс. Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах

«Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта.

Длина каменной дамбы достигала 600, а высота - 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.

Миниатюра к книге Боккаччо«Достославные женщины», Франция, XV в.

В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.

«Царица Савская на троне»:Персидская миниатюра XVI в

В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.

Афиша кинофильма 1921-го года

Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие - из бронзы, третьи - из алебастра.
Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие - парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят».

Соломон и Шева. Парма, епархиальный музей

Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать. Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей.

У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана. По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра.

Пьеро делла Франческа - 2a. Шествие царица Савская

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.

Пьеро делла Франческа - Легенда Истинный Крест - царица Савская -в зале приемов с Соломоном

Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Соломон и Шеба,витраж в Страсбургском романском соборе

Встреча Шебы и Соломона,витраж в Кельнском кафедральном соборе

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

Развалины Храма Солнца в Марибе. Построен в VIII веке до н. э., существовал в течение 1000 лет

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб.

Развалины древнего Мариба

Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.

Соломон и царица Савская-портик.Врата рая

Деталь»Врата рая»

Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий.

Йемен — территория, откуда, вероятно, прибыла царица

Эфиопия — страна, где, возможно, правил её сын

Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии, «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).

В амьенском соборе,медальоны с сценами легенды о Шеве

Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.

Фреска-де «Salomón y la Reina de Saba» в библиотеке Эскориала

Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины) .

Царица Савская перед храмом Соломона в Иерусалиме, Саломон де Брей (1597-1664)

По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга

Зенобия, царица Пальмиры, в XX веке также стала «крестной»Зены — королевы воинов

Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм.

Каса-де-Алегри Sagrera, Salomó я-де-ла-Рейна Sabà

«Соломон и царица Савская»,Пьетро Дандини

Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов

«Царь Соломон и царица Савская.»,Франса Франкена

Франс Франкена

Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой

.

« Царица Савская на Коленях перед Царем Соломоном»,Иоганн Фридрих Август Тишбейн

Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.

«Соломон принимает царицу Савскую», художник Антверпенской школы,17в

Прочие версии

Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.

Общий вид храма Хатшепсут

Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).

Хатшепсут

Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону.

«Соломон и Шева»,Кнюпфера

Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι —Теваи) — однозначны.

Сабейская стела: пир и погонщик верблюдов, наверху надпись на сабейском языке.

Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараонаПсусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.

Эдварда Пойнтер, 1890 , "Визит царицы Савской к Царю Соломону"

Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты

«Прибытие царицы Савской», картина Самуэля Коулмена

Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов.

«Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век

Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт - из высокорослых светлокожих гигантов. На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

Пьеро делла Франческа. Царица Савская Встречи с Соломоном.Фреска, - Сан-Франческо В Ареццо, Италия

В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.

«Соломон и царица Савская», Конрада Вица

В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней»

«Соломон и царица Савская»,картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо

Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений. Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину.

«Царица Билкис и удод».Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.

Царица Савская скачет в Иерусалим.Эфиопская фреска

Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.

«Соломон и царица Савская», деталь. Османский мастер, XVI в.

Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…

Загадка для ученых

Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии.

В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов. Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной.

«Соломон и царица Савская»,анонимный художник, XV век, Брюгге

Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней. Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края? Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.

Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом, фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу. Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.

Джованни Демин (1789-1859), «Соломон И Царица Савская»

Интересные факты

Оба варианта имени царицы, Билкис и Македа, являются относительно распространёнными женскими именами — первое, соответственно, в исламских арабских странах, второе — среди христиан Африки, а также у афроамериканцев, подчёркивающих свою африканскую идентичность и интересующихся растафарианством.

Царь Соломон и царица Савская,Рубенса

11 сентября, день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну, является в Эфиопии официальной датой начала Нового Года и носит названиеEnkutatash.

Царица Савская,Рафаэля,Урбино

Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учреждённый в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр

Гравюра иллюстрация Nicaula, царица Савская и Соломон

Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то «кровь царицы Савской и Соломона» текла и в жилах Пушкина

В Сомали в 2002 году были отчеканены монеты с изображением царицы Савской, хотя с этой страной её не связывают никакие легенды.

Эфиопская церковь,фрески

Редкий вид йеменской газели носит имя «газель Билкис» (Gazella bilkis) в честь царицы Савской

Акопо Тинторетто,»Соломон и Шеба».

Во французской кухне существует блюдо, названное в честь царицы — gâteau de la reine Saba, шоколадный пирог.

Скульптура из камня копия статуи царицы Савской собора в Реймсе.

В честь царицы названо два астероида: 585 Bilkis и 1196 Sheba.

Царство Шебы,Ллорейна

Одно из туристических мест Эфиопии — развалины Дунгур в Аксуме — называют (без каких бы то ни было оснований) «дворцом царицы Савской». То же показывают в Салала в Омане.

Миндельхайм (Германия), вертеп в Йезуитский церкви, „царица Савская“

В 1985 году в мансийском святилище рядом с селением Верхне-Нильдино было обнаружено серебряное блюдо с изображением Давида, Соломона и царицы Савской, почитавшееся местным населением как фетиш. По местным легендам, оно было выловлено из Оби неводом во время рыбной ловли.

«Вот и ступила царица Савская на землю Израиля. Царь Соломон встретил ее с великими почестями и старался исполнить любое ее желание. Молва справедлива, — сказал Соломон своим советникам, — не видел я женщины прекраснее царицы Савской. Одно меня беспокоит: обратили ли вы внимание, что она никогда не обнажает ног?.. Даже подымаясь по лестнице, не придерживает она края платья, как это делают другие женщины. И, садясь в паланкин, первым делом задергивает полог. Что бы это могло значить?

Царь Соломон и мысли о царице Савской

Это свидетельствует о том, что царица Савская вовсе никакая не женщина, — сказали советники. — Хотя мать ее была женщина, но отец ее — демон. И хотя лицо ее прекрасно, но ноги ее — козлиные. Заставь ее приподнять край платья, и ты убедишься в справедливости наших слов.

Стал Соломон думать, как заставить царицу Савскую приподнять край платья. Подумал-подумал и велел выложить пол в одном из залов своего дворца голубым хрусталем. А когда работа была закончена, пригласил царицу зайти. Ступила царица на хрустальный пол, и показалось ей, что она ступила в воду. Подхватила она обеими руками край своего платья и обнажила свои ноги. Увидел Соломон ее ноги и рассмеялся: — Самые обыкновенные ноги! — воскликнул царь. — Вовсе не козлиные! Только немного волосатые.


Вспыхнула царица Савская и поклялась отомстить Соломону за его выходку.

Загадки царицы Савской

— Я вижу, — сказала царица, — ты любишь разглядывать то, что скрыто от глаз. В таком случае, я полагаю, ты не откажешься разгадать мои загадки. В них мудрость, скрытая от простаков.
— С удовольствием выслушаю твои загадки, — ответил Соломон, — и надеюсь, что с Божьей помощью разгадаю их.
— Вот первая загадка, — сказала царица. — Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному — позор. Покойнику служит украшением, живому — устрашением.
— Это лен! — тотчас отвечал Соломон. — Растет в поле, птицы себе на радость клюют его зерна, рыбы себе на погибель попадают в сплетенные из него сети. Богатому льняные одежды прибавляют почестей, а бедному от льняных лохмотьев один позор. Покойника льняной саван украшает, а живого льняная петля устрашает.


— Эту загадку ты разгадал верно, — сказала царица. — Послушай другую: какая влага не падает с неба, не стекает с гор, бывает сладка, как мед, и горька, как полынь?
— Слезы! — отвечал царь. — Слезы не падают с неба и не стекают с гор. Бывают слаще меда, когда люди плачут от радости, и горше полыни, когда плачут от горя.
— Верно, — сказала царица. — Слушай дальше: какие подарки получила я от своей матери? Один родился в воде, другой — в земле.
— Не ошибусь, если скажу, что твоя мать подарила тебе вот это жемчужное ожерелье и вот этот золотой перстень. Жемчуг родится в воде, а золото — в земле.
— Верно, — сказала царица. — Слушай дальше: не движется, пока живо, но путешествует после смерти.
— Знаю! — ответил Соломон. — Это то, без чего ты не добралась бы до моих владений. Корабль не движется, пока стоит в лесу живыми деревьями, но после их смерти плавает по морям-океанам.


— И эту загадку ты разгадал верно, — сказала царица. — Послушай следующую: кого кладут в землю прежде смерти?
— Зерно! — отвечал Соломон.
— Кто не родится и не умирает?
— Господь Бог, да будет благословенно Его Имя.
— Что делать, — вздохнула царица, — все мои загадки ты разгадал. Осталась одна последняя. Посмотрим, как ты справишься с этой.

Последняя загадка царицы

Позвала она детей, которых привезла с собой из земли Савской. Вошли в зал шестьдесят детей, все одинакового роста, все одеты в одинаковые платья.
— Половина из них — мальчики, половина — девочки, — сказала царица. — Можешь ли ты указать, где мальчики, а где девочки?
— Нет ничего проще! — ответил Соломон.


Велел он принести мешок орехов и разбросать на полу перед детьми. Тотчас задрали мальчишки свои платья и стали — набивать орехами карманы штанов. А девочки принялись собирать орехи в подол.
— Вот мальчики, а вот девочки! — засмеялся царь. Увидела царица, что нет такой загадки, которую Соломон не мог бы разгадать.
— Ради твоей мудрости прощаю я тебе твою дерзость, — сказала и отдала царю Израильскому все, что привезла с собой на кораблях: и золото, и серебро, и драгоценные камни, и заморские ткани, и редкую древесину, и благовония.


И Соломон в свою очередь одарил ее многими подарками. Ни один из его гостей не был принят с таким почетом и ни один не гостил в Израиле так долго.»