Что относится индивидуально личностным ценностям. Личностные ценности и их основные функции

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

В настоящее время существуют определенные сложности в изучении личностных ценностей человека - не разработаны адекватные методики и научно-исследовательский аппарат, мало изучена структура ценностей, не изучен процесс изменения системы ценностей индивида под воздействием ситуативных факторов. В работах большинства исследователей этого направления основная ставка делается на определение термина и разработку типологии ценностей 21,28,40.

Развития человечества, приводит к выводу, что люди всегда стремились к экономическому, политическому и интеллектуальному могуществу. Это стремление отчетливо можно проследить и на сегодняшний день. Иначе говоря, преобладающими ценностями были и остаются, по сей день Богатство, Власть и Рассудок. Эти компоненты могущества по большому счету определяют все области и сферы его материальной и духовной жизни. Именно господство этих «общечеловеческих» ценностей в мире, порождает все глобальные проблемы. К таким выводам можно прийти, проанализировав труды А. Адлера. В основу зарождения ценностей он ставит разделение труда и способности человека.

«Ценность любой личности определяется ее отношением к себе подобным и степенью ее участия в разделении труда, которого требует общественная жизнь. Разделение труда представляет собой важнейший фактор в жизни человеческого общества. Каждый когда-то и где-то должен внести в него свой вклад. Всякий, кто не вносит своего вклада, кто отрицает ценность общественной жизни, является по определению антисоциальной личностью и ставит себя вне сообщества людей. Если человек приемлет эту общественную жизнь, это придает ему важность в глазах других людей и превращает его в звено великой цепи, связывающей членов общества. Место личности в обществе определяется ее способностями. Эта простая истина в прошлом была сильно запутана и затемнена, поскольку стремление к власти и желание доминировать привнесли в нормальное разделение труда ложные ценности. Стремление к власти и господству исказило картину общества и дало нам ложные критерии человеческих ценностей (Цит. по: )».

Так же А. Адлер подчеркивает разделение труда, не только исходя из способностей человека, но и по его половым различиям. По чисто физическим причинам женщины не допускались к некоторым видам деятельности, и в то же время иные дела не поручались мужчинам на том основании, что они найдут себе лучшее применение на других работах. В результате этого можно предположить, что ценности у мужчин и женщин могут радикально отличаться, так как и те и другие имели и имеют определенный круг общения, со своими интересами и предпочтениями.

А. Адлер рассматривает человека, как часть целой системы общества и настаивает на том, что единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна - степень развития социального чувства у того или иного индивидуума. Мы должны осознать свой долг по отношению к себе подобным. Мы со всех сторон окружены обществом и должны жить согласно логике общественного существования .

В отличие от А. Адлера, который акцентирует внимание на социализации, Карл Роджерс рассматривает индивидуальность человека, его внутренний мир, как основу для ценностей. Причем эти ценности должны не навязываться различным окружением, будь то семья или правители, религия или моральные устои. По его мнению, с рождения в каждом человеке заложены универсальные ценности, и надо лишь создать условия для их развития. А система нашего общественного воспитания навязывает лишь стереотипы, заставляет заучивать ценности, которые однотипны и неизменны. Вследствие этого ребенок постепенно отказывается от своей индивидуальности, от своей исходной, базовой личности, состоящей из гармоничных мотивационных отношений, и вырабатывает личность, которая функционирует в логике ценностных систем, т.е. фиксированных позитивных и негативных ценностей. Происходит это вследствие того, что ребенок пытается сохранить любовь взрослых, которая в младенческом возрасте не требовала определенного поведения, и по мере взросления перестраивает свое поведение в соответствии с ценностями взрослых и, в конце концов, усваивает эти ценности. И поскольку человек не переживает именно процесса формирования ценностей, а сразу принимает их в виде фиксированной системы, то во внутренней жизни человека возникает недоверие к собственным переживаниям и оценкам.

К. Роджерс перечисляет ряд таких общечеловеческих ценностей, как отказ от «фасадов» претенциозности, защищенности, лицемерности; отказ от любых внешних по отношению к Я императивов; отказ от соответствия чужим ожиданиям; позитивное оценивание и принятие собственного Я, самостоятельности, своих чувств и переживаний, открытости внешнему и внутреннему опыту .

В.В. Столин заложил ценности в основу самосознания человека. Он говорит о том, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания . Формирование системы ценностей очень важный момент в развитии человека, так как в зависимости от того, как она сформирована будут зависеть взаимоотшения с окружающими и деятельность индивида. Многие из ценностей (ценность тех или иных человеческих качеств, ценность тех или иных жизненных целей) закладываются в семье и оказывают прямое влияние на формирование социальных ценностей ребенка, и его дальнейшее отношение к себе и окружающему миру. Различные жизненные отношения, различные социальные деятельности требуют от индивида различных и иногда прямо противоположных проявлений: способности руководить и подчиняться, быть терпимым и нетерпимым, рисковать и быть осторожным, быть общительным и самоуглубленным. Эти деятельности втягивают человеческий организм в самые различные "эксплуатационные режимы" - от сверхперегрузок, как у космонавтов и спортсменов, до хронических физических недогрузок, как у работников умственного труда . Несомненно, для гармоничного существования в таких условиях разветвленной системы связей личность должна иерархизировать и упорядочивать собственные потребности, ставить цели, а для этого нужно интегрировать общественные ценности применительно к собственной жизни. Идеалы, социальные нормы, ценности, собственные личностные черты, так или иначе, придают направленность человеческой деятельности. При этом имеются в виду такие непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, как истина, добро, красота и другие, моральные и этические ценности . Поэтому Столин ввел в определение зрелой, самоактуализирующейся и эффективной личности качество мотивации, состоящее в соотнесении деятельности отдельного человека с человеческими ценностями и придающее нравственный смысл его существованию.

Тема нравственности и роли ценностей в ней хорошо освещена в работах Б. С. Братуся. Он определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, т.е. внешних по отношению к человеку. Декларируемые ценности, не обеспеченны соответствующим смысловым, эмоционально-переживаемым, задевающим личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере. Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова также подчеркивают, что ценностями личности становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился , акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.

Ананьев Б.Г. рассматривает ценности, как основу мотивации поведения человека, из которой складывается его внутренний мир, поведение и деятельность, мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций -- ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития. Роль в социально-психологическом смысле это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот . Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Ананьев говорит о том, что человек пользуется лишь теми из многочисленных ценностей, которые имеются в его обществе. Из этого следует, что ценности окружающей человека общественной жизни, есть основа и его системы ценностей. Ценностные ориентации и собственные свойства личности складываются в процессе социализации человека, формировании его нравственного опыта, который практикуется в общественном поведении. Одним из самых важных свойств личности Ананьев называет такое свойство характера, как рефлексивность (самосознание), отношение человека к самому себе. Оно является более поздним, чем все остальные и тесно связанное с ценностными ориентациями, с целями жизни и деятельности, оно выполняет функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности.

В продолжение темы личности, ее целостности и роли ценностей в развитии личности, нельзя не упомянуть точку зрения Д.А. Леонтьева на этот вопрос. В структуре личности, он выделяет три иерархических уровня (разделение условно и не носит четких границ). Во-первых, это высший уровень -- уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Он включает в себя свободу, ответственность, духовность. Второй уровень -- это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, Леонтьев обозначает его понятием «внутренний мир человека». И, наконец, третий, нижний уровень -- это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Сюда относятся способности, характер и роли. В соответствии с поставленной, в нашем исследовании задачей, мы поподробнее рассмотрим только второй уровень личности, так как именно включает в себя ценностно-смысловую сферу личности.

Леонтьев говорит о том, что личностные ценности образует некую точку опоры, которая позволяет личности стать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Социальные ценности превращаются в личные лишь только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Только в этом случае в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность -- «идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов (Цит. по: )». Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром.

По мнению Леонтьева, личные ценности и потребности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни. Смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Но при этом потребности и ценности входят во внутренний мир человека совершенно разном обличье. Личностные ценности отражаются в форме идеалов -- образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я, а потребность отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных.

«В отличие от потребностей, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности (Цит. по: )».

Так же личностные ценности нужно отграничивать от такого понятия, как нормы. Ведь, ценности личности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться, но которых нельзя достигнуть, а норма - это некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный университет

кино и телевидения"

Реферат

п о дисциплине " Социальная п сихология"

Тема: " Ценности и ценностные ориентации как детерминанты поведения " . Оглавление: Введение 3 1. Ценности в жизни человека и общества 4 1.1. Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки 4 2. Классификация ценностей 7 2.1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность 8 3. Ценностные ориентации личности 10 4. Выводы..................... 12 Заключение 13 Список литературы 14 Приложение.........................................................................................15 Введение Во многих веществах атомы объединяются в группы, называемые молекулами. Объединяются они по подобию и сходству физических и химических свойств. Такая же система прослеживается и в социуме. Люди, на вид все одинаковые, различаются своими свойствами. А что становится ориентиром для их свойств? В процессе социализации личность впитывает, словно губка в себя, различные ориентиры, ценности. Детский сад, школа, университет - все эти организации помогают человеку стать личностью. Личностью со своими принципами, правилами, социальными установками. Именно это предопределяет их будущую модель поведения, увлечения, друзей и, в сущности, жизнь. "Развитые ценностные ориентации - признак зрелой личности, показатель меры ее социальности... Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности...". Я считаю, что идея "ценностей и ценностных ориентаций" важна не только как теоретическая составляющая дисциплины "Социальная психология", но и как практическая основа межчеловеческого общения. Так как обладая знанием о ценностных ориентациях личности, возможно вычислить поведение индивида в той или иной ситуации. Этим следует руководствоваться в выборе партнера в дружеских отношениях, на работе, в браке. Как известно "слаженность" и "срабатываемость" понятия разные. Это наглядный пример влияния ценностных ориентиров в нашей жизни. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732 1. Ценности в жизни человека и общества 1.1 . Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки Легко можно представить понятие "ценность" с позиции обыденного сознания. Для каждого человека это, наверняка, то, что особо ценно в его жизни. Но полное содержание данного понятия, а особенно его природа, не так уж и проста. Я постараюсь рассмотреть данный аспект шире. Дать определение с различных точек зрения: философии, психологии, практики. В чем же философский смысл понятия "ценность"?
    -- Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.
Человек - существо социальное, соответственно и существование ценностей связано с социумом. Более того, ценности вне социума существовать не могут. Вещи, события без их сопряжением с социумом существовать не могут, так как не будет существовать критерия оценки. Это относится не только к вещам, созданным человеком. Многие не зависящие от индивида объекты, такие как природные, были задолго до появления человека на земле. Но о ценности и значимости природы для общества мы имеем право говорить, лишь в отношении человека и природы. Так как переосмысливание ценности природных факторов в человеческом понятие и есть создание ценности в данном аспекте. 2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Человек - существо разумное. Следовательно, любое его действие направленно на получение результата, и не просто результата, а желаемого для индивида. На протяжении всего действия перед человеком стоит цель. Цель и представляет собой ценность. Достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него. Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей 3. Понятие "ценность" необходимо отличать от понятия "значимость". Часто понятие "значимость" употребляют, как синоним слову "ценность". Мера желания человеческой ценности, можно охарактеризовать как "значимость". У каждого разные потребности, следовательно что-то мы будем хотеть более, что-то менее. Но есть и такие случаи, когда значимость представляет себя в негативном случае, так сказать вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Делаем вывод что ценность -- это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимости шире, нежели понятие ценности. 4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Дадим им определение. Функциональное значение ценности -- это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяют их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности. Личностный смысл ценности -- это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что с данный смысл зависит от 2-х факторов - от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, взращенными на воспитании обществом. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек как ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом. Интересный момент, ведь смысл ценностей для каждого человека может быть разным. Ведь у каждого свои ценностные ориентиры. Например, у каждого человека хоть раз было домашнее животное. Для одних питомец - часть семьи, отдушина, лучший друг. Для других это сторож их имущества, защитник. Для третьих это способ заработка, при их размножении. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями. 5. Ценности по природе своей объективны. Здесь могут возникнуть разногласия, так как ранее я говорила о том, что ценность возникает из отношения к ней индивида. Соответственно можно сделать вывод, что ценность субъективна. Она зависит от человека, эмоций, его чувств, желаний. И влечение к этой ценности может пропасть в любую минуту, так как просто может перестать удовлетворять человека, его нуждам. Делаем вывод, без человека ценность не существует. И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне, зависимое от сознания человека - неоправданны. Если рассмотреть этот вопрос со стороны предметно-практической деятельности субъекта, то мы убедимся, что ценность объективна. Формирование у людей ценностных отношений к окружающему миру происходит в процессе такой деятельности. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи или предметы окружающего мира, непосредственно обретают для общества или человека определенное объективное значение - ценность. 2. Классификация ценностей 2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность У людей такой диапазон интересов. Все, что происходит на земле и за ее пределами, интересно человеку. Он пытается все познать, поглотить. Но это мы говорим о человечестве в общем. Это как открытка на праздник, если ее капнуть глубже, то можно слегка разочароваться. Разбирая отдельного человека можно обнаружить, что круг его интересов очень узок. Что его не интересует, казалось бы самое основное, касающееся всей жизни в целом. Что сфера его жизненных ценностей ограниченна лишь на его эго. Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Единого критерия оценки ценностей не существует. Поэтому сфокусируемся на важных для жизни аспектов и выделим следующие основания: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. Классификация ценностей " Витальные : жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др. Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др. Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др. Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония. По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. Общечеловеческие ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека. Национальные ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157). В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др. Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа. Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Локально-групповые ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях. Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это -- общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые). Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества." https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/ Ценности в жизни человека занимают разные позиции. Одна оказывается гланее, другая жизненно необходимой, а третья и вовсе носит желательный характер. 1. "Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 3. Высшие ценности -- это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер." Стоит заметить, что нет гарантий, что классификация ценностей останется такой, какой мы представили ее сейчас. Ценности могут менять свою значимость, могут появляться новые ценности (так как жизнь меняется слишком быстро). http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html 3. Ценностные ориентации личности "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности." По развитию ценностных ориентаций можно судить о воспитанности, культуре, зрелости личности. Если человек обладает теми или иными качествами характера, можно сделать выводы об устойчивости и непротиворечивости ценностных ориентаций, развившихся у него. Ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели - все это составляющие успешного усвоения ценностных ориентиров. Наоборот, отклонение в норме поведения вызваны противоречивостью в ценностных ориентациях. Правильное усвоение индивидом ценностной структуры способствует процессу социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0 Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. Идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы состоит из трех компонентов: потребность, ситуацию, диспозиционное образование. Замечено, что данная система ценностных ориентаций формируется не всегда. Лишь когда развитие человека достигает своего пика. Она контролирует поведение и деятельность личности. Опять таки при условиях: значимость ситуации. Данный факт был замечен и исследован не только Ядовым. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. Можно сделать вывод, что изучение ценностных ориентаций очень важно для общества, поэтому многие исследователи занимаются этим вопросом. Предположу, что изучение данного материала и применение его на практике очень полезно в подростковом периоде, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Якобсон И.С. Психология человека. М.,2005 4. Выводы Поведение человека зависит от его ценностных ориентиров. От того, что заложено в его воспитание, что в его понимание Добро и Зло, что является нормой, а что отклонением. Именно поэтому люди интересны друг другу. Ведь по сути все одинаковы, лишь ценности, тоесть воспитание разное. И в зависимости от того как скоро меняются наши ценностные ориентиры, меняются и увлечения, друзья и все то, что когда-то казалось нормальным. Главная ошибка - восприятие других ценностей враждебно. Проявление эгоизма. Другие ценности нужно уважать, так как найдутся люди, которые поддержат эти ориентировки. Если человек хочет изменить окружение, свою жизнь нужно начинать с изменения своих ценностей. Можно сделать вывод, что ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Если рассматривать человечество в целом, то многих глобальных проблем, возможно было бы избежать, если бы в свое время, а тоесть в подростковом возрасте, людям внушали бы ценностные ориентации морального плана, такие как: любовь, жизнь, добро и зло. Отклонения в социуме в целом связано напрямую с отклонением в усвоении ценностных ориентациях одного индивида. Просто он в какой-то период своей жизни нашел себе сотоварища, человека с такими же отклонениями. Отклонения в усвоении ценностного ориентирования ведут за собой отклонения в поведение человека. Поведение человека - эта его определенная ожидаемая социальная роль. Соответственно социум является основной площадкой, на которой разворачивается поведение индивида. Я предлагаю отложить в сторону все дела и заняться усвоением нормативных ценностных установок - тогда и мир сохраним, и жизнь лучше сделаем. Заключение В жизни человека так много всего происходит, так много всего меняется ежедневно. Но ценности по праву занимают главное место. Ведь по принципу усвоения ценностных норм и протекает наша жизнь, совместная или в частности. Человек, совершая какое-либо действие, всегда преследует цель. Это по сути и является ценностью. Критерии этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д. Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. Классификации ценностных ориентации как токовой не существует, ее можно назвать лишь условно, руководствуясь основными критериями жизни человека. По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Правильное усвоение норм ведет к активной и правильной жизненной позиции, задержка в усвоении норм ведет к отклонению от нормы поведения человека. Если мы хотим что-либо изменить в социуме, следует прививать каждому члену общества правильные ценностные ориентировки. Список литературы
    -- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732; -- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994; -- Якобсон И.С. Психология человека. М., Изд-во Мысль, 2005; -- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0 -- https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/ -- http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html
Приложение Данная тема показалась мне актуальной и интересной. После проведенной Вами лекцией я под впечатлением написала статью в школьную газету ко Дню Учителя. Им и является предложенный ниже текст. Урок: система ценностей Мы уже давно привыкли к тому, что все мы разные. Внешне. Проблема нацизма и расизма понемногу сбавляет обороты. Но вот к тому, что каждый из нас различен по воспитанию и восприятию мира, мы осознать еще не можем. Деление общества на классы, такие как: интеллигенция и рабочий класс, еще не так пугает. А вот деление на "быдло", буржуи, элиту и бедноту будет, пожалуй, страшнее любого расизма. Ежедневно люди из разных слоев общества сталкиваются друг с другом в различных ситуациях, начиная с одной очереди за хлебом, заканчивая ЗАГСом. Непонимание, с которым люди сталкиваются в общении, происходит в связи разного заложенного воспитания. Например, для одного украсть чужую вещь - дело само собой разумеющееся, ведь так делали всегда в его семье. Для другого, говорить на повышенных тонах для достижения желаемого - норма. Для третьего, помогать пожилым людям - дело чести, ведь его воспитывала бабушка. В каждом из нас уже существует определенная система ценностей. И именно ими мы руководствуемся по жизни. Но кто помимо семьи закладывает в нас эти ценности? Изначально ребенок - это белый лист бумаги, из которого можно сделать все, что угодно. Но если родителей не выбирают, то для воспитателей и учителей можно устраивать кастинги. Критерием отбора станут: образование, стаж работы, политические взгляды, семейное положение, социальный статус, личные интересы и увлечения. Ведь родители после 2-3 лет выхаживания своего чада, половину своих обязанностей возлагают на социальных педагогов. И именно им предстоит завершить базовую основу ценностей ребенка. Учитель не только источник знаний и опыта. Настоящий учитель - это эталон успешного человека для ребенка, особенно в начальных классах, когда нет разделения по ведению предметов. Тогда один человек учит одновременно математике и русскому, уважению и толерантности. Я даже не помню, о чем нам рассказывали тогда больше, о правописании или о правильном отношении к людям. Часто случалось, что на уроке кто-то из ребят успевал поссориться, и учитель, прерывая урок, начинал разбираться в ситуации. И обычно с этого занятия мы больше уносили с собой не багаж знаний, а багаж личного опыта, мудрости (если так можно выразиться). Было и специальное время, отведенное для получения каких-то жизненных советов. Тогда весь класс садился напротив учителя, и мы слушали различные истории. А потом дружно обсуждали поведения героев, осуждая или поощряя их. Это теперь я понимаю, что именно в те моменты формировалась наша система ценностей. И чаще всего "знакомиться с жизнью" приходилось не во внеклассное время, а во время самих уроков, когда кто-то опаздывал, а кто-то приходил в одних колготках, забывая надеть юбку или сменку. Мы смотрели друг на друга и смеялись, а часто и высмеивали, но именно благодаря учителю научились быть снисходительными, понимая, что такая ситуация может произойти с каждым. Нас часто критиковали за то, с кем мы дружим, а мы во имя протеста дружить не переставали. Тогда казалось, что это было ущемление прав общения. Но, наверное, учителям видно даже лучше, чем родителям, насколько пагубно влияет дурное общество на ребенка. Ведь это тоже формирование определенной ценности - выбирать правильных друзей. Ведь следующим значимым звеном в жизни каждого человека после родителей, педагогов идут друзья. И в зависимости от того, в чью дружбу вы "попадете" будут зависеть ваши будущие ценности, интересы, увлечения. Недавно в систему образования поступило предложение о том, как можно сделать образованнее качественнее. Можно заменить педагогов на специалистов своего профиля. Например, физику будет преподавать физик-атомщик, русский язык- журналист, литературу - писатель, биологию - биолог, черчение - архитектор. Но тогда действительно, всех учителей можно заменить на специалистов своего профиля. Только с каких это пор, общество начало забывать истинную обязанность Учителя? Воспитать развитого и гуманного человека. Ведь в умение быть учителем входит не только донесение информации, должна быть уверенность в том, что эту информацию усвоили. Учитель должен иметь потрясающую харизму, не позволяющую потерять внимание и заинтересованность учеников. Учитель - это не профессия, учитель - это образ жизни. И пока в наших школах не перевелись учителя, живущие своей профессии, мы можем быть спокойны за своих детей и за наше общество.

Нинель Баянова

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность - она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне - развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей - вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые - все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные - это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере - это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Перед каждым человеком, живущим на голубой планете, ежедневно возникает один и тот же список важных дел. Одни из них привычные, банальные и даже бытовые. Другие - подчинены совершенно иным законам.

Каждый новый день приветствует новыми обстоятельствами и правилами игры, которая в состоянии вытрепать и без того шаткие нервишки. При возникновении сложностей, огромное значение имеют жизненные ценности человека, что благополучно служат ему неким ориентиром во Вселенском пространстве выбора и решений.

Система ценностей помогает качественно отвечать на вопрос: «А туда ли я иду?», «Верную тропу ли я выбрал для своей полномасштабной реализации?».

Понимая суть своих убеждений и позиции, намного проще преодолевать возникшие трудности. Люди знают, что убеждение в правильности намеченного пути не даст сойти им с маршрута.

Когда высказывания, а главное действия личности находятся в полной с жизненными ценностями, то все аспекты проявлений становятся массивней и намного интересней, а следовательно, мы довольны собой.

А вот когда слова и поведение расходятся с выуженными подсознанием истинами, то в тот же миг на душе возникает не комфортное и «скребущее» чувство, будто бы раздражение и паника через считанные минуты разорвут изнутри!

Это внутреннее ощущение напоминает особе о том, что дело пошло не так. Более того, постоянное нахождение в таком подавленном состоянии, чревато огромными проблемами не только с психикой, но и со здоровьем!

Только в случае непоколебимой веры в близкие по духу ценности, человеку удастся сохранить нужный уровень самооценки, уверенности и простого, людского счастья. Но каким образом определить верный источник аксиом?

Определяемся с главными критериями

Главная задача индивидуума - как можно раньше вычленить список ценностей, что является основополагающим. Эта срочность обусловлена тем, что сделав такой шаг, человек начинает более эффективно формировать не только свой характер, но и поступки и долгосрочные планы.

Стоит понимать, что универсальных законов, применимых для широких масс — не существует. Все мы разные и именно благодаря этому значимые ориентиры одного — всегда будут расходится с истинами другого, а пятые или седьмые — попросту не сочтут это важным.

И все же, по каким критериям осуществлять отбор? Я предлагаю вам ознакомиться с наиболее распространенными аспектами выбора, что в той или иной степени, но обладает особым отношением к себе.

1. Ее Величество Любовь

Это, пожалуй, наиболее известная истина для женщин. И дело здесь вовсе не в романтике или ужине при свечах. Вопрос не касается свиданий, семьи или «конфетно-букетного» периода.

Каждый из нас способен испытывать это окрыляющее чувство. И вы можете это видеть по отношению к родным, или работе. Но сейчас я акцентирую ваше внимание на проявлении любви к другим людям, к тем, с которыми быть может вам никогда не доведется встретиться.

Вселенская любовь к себе подобным, а иногда целому роду, способна воспитать в особе , толерантность и сострадание. И когда все же мы к нему приходим, то открываем удивительную грань чистого добра, а не сплошных негативных качеств.

2. Глубокое понимание

Нам нужно быть понятыми и услышанными. Задумайтесь, скольких из нас может терзать злоба или гнев просто потому, что нет желания копаться в чужих заморочках?

Принимая вводные обстоятельства и данные, примиряясь и понимая других, вы сможете получить не только полных контроль возникшей ситуации, но и найти особенный подход к ее решению.

3. Уважение

Это один из самых главных критериев отбора. Как и большинство глубинных ценностей для личности - эта имеет свою уникальную нишу. Действуя под эгидой такого уважительного девиза, можно добиться нереальных высот.

Пожалуй, уважение относиться ко многим аспектам жизни обычного человека. Оно проявляется в личных отношениях, в рабочей атмосфере и, конечно же, при общении со своим «Я» и потребностями.

4. Железная дисциплина

Многие путают термин с нудным распорядком и банальным выполнением механической рутины. Но на самом же деле, дисциплина тесно граничит не только с пунктуальностью, но и уважительным отношением к чужому времени.

Так, привычка доводить дела до логичного конца, придерживаясь собой сотканных правил, индивидуум характеризует себя, как образованный, ответственный человек.

5. Честность и справедливость

Желая быть достойным поводом гордиться собственными поступками, особь может сделать выбор в сторону этой удивительной ценности, что прослужит ему долгие годы верой и опорой.

Дело в том, что честные люди не терпят лицемерия, хамства, обмана и множества негативных качеств, настырно норовящих промелькнуть в помыслах.

Более того, определение справедливости, как основополагающего лейтмотива по жизни, позволяет воздвигнуть остальные на таком же прочном фундаменте.

Я могу до бесконечности перебирать пласты человеческих «бриллиантов», что своим светом помогают шагать по миру, получая поддержку. В этот список базовых критериев и ценностей можно смело отнести и , без которого сложно карабкаться вверх, и терпение, помогающее добиваться большего, и дружбу, и прощение, и особенно - .

Все наши ценности - это своеобразный компас, позволяющий бороздить мировые океаны событий с непобедимым кораблем. Изначальный список таковых — может достигать десятка. Но очень важно суметь провести детальный анализ, оставив при себе не более 6. У вас есть проблемы с уровнем дохода или отношениями?

Это происходит потому, что модель или картинка мира внутреннего, к сожалению, не совпадает с внешним. Вам особо тяжело принимать решения? Все дело в отсутствии четкого руководства и ответа на вопрос: «Чего же я хочу на самом-то деле?».

Только следуя по шепоту жизненных ориентиров, человек позволит себе жить полноценно и осознанно. Когда в голове есть выкристаллизовавшиеся установки, намного проще получать поддержку, независимо от обстоятельств за бортом. Итак, что можно назвать основными жизненными ценностями?

Главные среди главных

Психологически и физически здоровая личность может позволить себе сформировать 3 основных круга «истин», постепенно добавляя к нему «особо-личные».

1. Отношения и личная жизнь

Здесь спрятан мощнейший посыл бережливого, уважительного отношения к близким людям. Желание создать семью, обзавестись детворой и прожить счастливую, семейную жизнь.

Можно сказать, что это ценности внутренней радости от партнера, романтики, развлечений и колоссального заряда энергии с помощью путешествий.

2. Работа, дело всей жизни, сугубо бизнес

Зачем вы ходите на работу? Что получаете взамен? И главное, вас это устраивает? Желание стать лучше, зарабатывать больше и стремиться к покорению , наряду со словами «дом, быт и идеальный комфорт» совмещены здесь воедино. Такая ценность помогает двигаться к получению нового статуса, власти и увеличению уровня самооценки.

То бишь, здесь спрятано желание много трудиться, дабы таки попасть на вершину своего Эвереста! Это ценность, что имеет прямое отношение к идеям, планам и косвенно цепляет следующий пункт.

3. Всестороннее саморазвитие

Основная задача - познать внутренний мир и приручить внешний, прокричав: «Вот он я!». Невозможно выстроить хорошее дело без определенных навыков и знаний. Поэтому, ценность такого порядка направленна на накопительное, невидимое богатство, помогающее человеку развить мастерство, в котором он себя видит.

Не стоит забывать и о , что работают совершенно с другими вибрациями, неся с собой мощнейший заряд энергий.

Друзья, на этом я закончу сегодняшнее размышление. Подписывайтесь на обновления, а в комментариях поделитесь своим мнением касательно темы материала.

До встречи на блоге, пока-пока!