Факторы выделяющие человека из мира животных. Выделение человека из животного мира

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

1. Раскройте роль биологических факторов в эволюции человека.

С позиции синтетической теории биологические факторы эволюции органического мира - мутационный процесс, дрейф генов, борьба за существование и естественный отбор - применимы и к эволюции человека. Переход предков человекообразных обезьян к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, стал первым шагом на пути к прямохождению. Недостатки в скорости передвижения при прямохождении восполнялись тем, что освободились передние конечности, а вертикальное положение тела позволяло получать больший объем информации. Таким образом, предки человека могли использовать руки для изготовления и применения различных орудий, а также своевременно реагировать на приближение хищников. Биологические факторы антропогенеза способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека (прямохождение, увеличение объема головного мозга, развитая кисть руки).

2. Охарактеризуйте социальные факторы эволюции. На каком этапе антропогенеза им стала принадлежать ведущая роль?

Социальные факторы эволюции логично выстроить в следующую последовательность: совместный образ жизни - мышление - речь – труд - общественный образ жизни. Предки человека стали объединяться в группы для совместного проживания, освоили изготовление орудий труда. Именно изготовление орудий труда является четким рубежом между обезьяноподобными предками и человеком. Таким образом, социальные факторы антропогенеза были направлены на совершенствование отношений между людьми в пределах группы.

3. Какова роль труда в эволюции человека?

Эволюция руки после освобождения от функции опоры шла в направлении ее совершенствования для трудовой деятельности и изготовления различных орудий труда. Использование изготовленных орудий охоты позволило человеку наряду с растительной пищей широко включать в рацион и более калорийную пищу животного происхождения. Приготовление пищи на огне уменьшило нагрузку на жевательный аппарат и пищеварительную систему. В результате стал легче скелет черепа. С развитием трудовой деятельности происходило дальнейшее объединение людей для совместной жизни. Это расширяло представления человека об окружающем мире. Новые представления обобщались в виде понятий, что способствовало развитию мышления и формированию членораздельной речи. С совершенствованием речи шло развитие головного мозг.

4. Укажите качественные отличия человека, выделяющие его из мира животных.

Главным качественным отличием человека является, безусловно, осознанный труд, который представляет собой границу, разделившую человека и его далеких предков. Также человека отличают некоторые особенности строения тела,связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием речи. В связи с прямохождением изменилось положение тела и сформировалась S-образная форма позвоночника. Другими прогрессивными элементами, связанными с хождением на двух ногах стали: сводчатая, пружинящая стопа, расширенный таз, более короткая и широкая грудная клетка. В связи с трудовой деятельностью рука человека имеет небольшие размеры, отличается тонкостью и подвижностью, что дает возможность совершать разнообразные движения.

24. Природное и социальное в человеке. Проблема антропогенеза.

« Человек » - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания , обучения , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек - субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество - это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

    биологические факторы - прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

    основные социальные факторы - труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение , нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек - продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль , религия , искусство ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни - духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений - магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами - мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке - это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми - в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это - только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Психологические аспекты проблемы антропогенеза

Проблема антропогенеза несомненно относится к числу наиболее сложных и многоплановых. Ее разработка требует объединенных усилий многих общественных и естественных наук. Не обсуждая эту проблему в целом, хотелось бы обратить внимание на ее психологические аспекты. Они касаются в первую очередь возникновения и развития человеческой психики, и особенно сознания, в процессе эволюции человека и становления истории общества. Разработка проблемы антропогенеза так или иначе требует исследования взаимоотношений биологического (вообще природного) и социального, которые рассматриваются советской наукой в свете марксистского учения о различных формах движения материи. Согласно этому учению более высокие формы движения формируются на основе более низких, включая их в себя и определенным образом преобразуя. Социальная как более высокая форма складывается на основе биологической и включает последнюю, преобразуя ее соответственно своим законам. В ходе развития материи биологическое снимается (в диалектико-материалистическом понимании) социальным, но не заменяется и не устраняется. Оно начинает развиваться в новых условиях262. Биологическое (вообще природное) развитие человека осуществляется общественным образом, что необходимо приводит к изменению его биологических качеств и формированию новых, социальных качеств. Каким образом происходило снятие биологической формы движения материи вновь возникшей социальной? Как эта последняя подчинила себе биологическую и как стали действовать биологические законы в новых условиях? В силу каких причин на определенной ступени эволюции живых существ стал формироваться особый биологический вид Homo sapiens и возникло общество? Все эти проблемы, являющиеся, конечно, фундаментальными для системы научного знания в целом, имеют и психологические аспекты. В исследовании происхождения человеческой психики советская психологическая наука исходит из марксистской теории антропогенеза, основные положения которой состоят в следующем: 1) возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции; 2) процесс антропогенеза неразрывно связан - протекал в единстве - с процессом социогенеза; 3) решающая роль в процессе антропо- и социогенеза принадлежит труду. Современная наука располагает немалым количеством данных, подтверждающих справедливость этих положений. Однако четкая конкретно-научная картина процесса антропогенеза пока еще не создана. Сейчас уже многое известно об отдельных сторонах и моментах этого процесса. Имеются представления о физических характеристиках австралопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца263 и некоторые предположения об их образе жизни. Благодаря блестящим работам М. Н. Герасимова удалось восстановить их внешний облик. Есть вполне обоснованные суждения об объемах их мозга. Анализ следов материальной культуры позволяет в какой-то мере теоретически восстановить те виды деятельности, которыми они занимались. Данные, которыми располагает современная наука о предках человека и ранних ступенях его развития, имеют, конечно, существенное значение для решения проблемы соотношения биологического и социального в антропогенезе. Однако представляется, что воссоздать более или менее адекватную картину процесса антропогенеза невозможно без специального исследования того, как в этом процессе должны были изменяться и развиваться формы и уровни психического отражения, т.е. без разработки вопроса о психологических предпосылках антропогенеза. Если человек - закономерный результат биологической эволюции, значит, важно рассмотреть ее в том плане, который раскрыл бы развитие этих предпосылок. В современной науке многое делается по линии изучения биологического, морфологического и физиологического аспектов эволюционного процесса. Однако в стороне остаются аспекты психологические - развитие в ходе биологической эволюции психологических предпосылок антропогенеза. Между тем без их изучения вряд ли можно раскрыть процесс антропогенеза достаточно полно. Чтобы раскрыть этот процесс, важно понять, как при переходе от биологической формы движения к социальной изменялись свойства организма и особенно мозга, в первую очередь свойство психического отражения. Значение психологических предпосылок и факторов процесса антропогенеза отмечается в антропологии. Так, Штейц подчеркивает, что в этом процессе психологические особенности стали играть значительно большую роль, чем физические признаки . Как уже отмечалось, психическое отражение, возникнув в процессе эволюции, стало его важнейшим фактором. Нужно полагать, что этот фактор сыграл весьма существенную роль и в становлении человека. Его предок должен был обладать такими психологическими свойствами, которые могли бы выступить в роли исходных предпосылок (точнее, их компонента) формирования специфических особенностей вида «Homo sapiens». Анализируя предпосылки антропогенеза, важно раскрыть процесс эволюционного развития не только биологических, но также, и пожалуй в первую очередь, и психологических свойств. Можно предполагать, что предки человека обладали особой организацией сенсорно-перцептивных процессов и представлений, а также памяти, элементами рассудочной деятельности, специфическими эмоциями, более высоким (по сравнению с другими животными) уровнем психической регуляции поведения. Вероятно, они владели и более богатой системой средств и способов взаимодействия друг с другом. Вопрос о том, каков был уровень психического развития далеких предков человека, конечно, очень труден. Но он является одним из важнейших при изучении антропогенеза. К сожалению, наука еще не располагает достаточно строгими методами его решения. В какой-то мере недостаток наших знаний о поведении и уровне психического развития предков человека восполняется исследованиями современных человекообразных обезьян. Однако прямая проекция получаемых в этих исследованиях данных на давно закончившийся этап биологической эволюции вряд ли дает ключ к решению этого вопроса. Считается, что общий предок человека и человекообразных обезьян жил около 12-14 млн. лет тому назад. Ясно, что из сопоставления поведения и психологии человека с поведением и психологией шимпанзе, гориллы, гиббона или орангутанга вряд ли можно прямым образом вывести представление о психическом развитии гоминид в процессе формирования человека. Здесь, по-видимому, требуются более сложные логические ходы. Точно так же ограниченное значение имеет прямая проекция данных о жизни некоторых племен, живущих в наше время, но сильно отставших в своем историческом развитии, на начальные этапы развития человечества. В решении вопроса о возникновении и развитии человеческой психики требуется разработка таких приемов и методов, которые позволили бы теоретически воссоздать поведение предков человека и первобытных людей. Перспективными в этой связи представляются работы по реконструкции элементарных трудовых актов первобытного человека на основе анализа сохранившихся орудий и продуктов его труда. В этом плане чрезвычайно интересны методы, разработанные крупным советским археологом С. А. Семеновым. Исследуя орудия палеолитического времени, он нашел способ, позволяющий восстанавливать последовательность двигательных актов при их изготовлении. Было показано, что с развитием орудий увеличиваются количество таких актов, а также требования к их точности, координации движений и соотнесению выполняемых действий с конечной целью. Анализ воспроизведения этих действий, проведенный с участием психологов, позволил высказать ряд достаточно обоснованных предположений о развитии разделения и взаимодействия рук в процессе труда, дифференциации функций пальцев, зрительно-двигательных координаций, о начальных моментах формирования осязания как специфически человеческого вида восприятия . Данные Семенова позволяют косвенно также судить о развитии процессов антиципации. Для психологии представляется особенно интересным принцип самого метода, предложенного Семеновым. Суть его состоит в следующем: на основе анализа строения первобытных орудий труда воссоздается технология их изготовления, которая используется в роли основания модели самой трудовой деятельности; далее эта модель реализуется, имитируется в деятельности (современного человека), и наблюдения за ходом ее выполнения используются с целью ее психологического анализа. Общая схема движения исследования здесь состоит в том, что сначала анализируются продукты человеческого труда, в покоящихся свойствах которых запечатлена деятельность, выполненная много веков тому назад; на основе такого анализа теоретически воссоздается (и практически проверяется) технология изготовления продукта и вместе с тем строение деятельности; наконец, по модели деятельности делаются суждения о тех психических процессах, которые должны были бы обеспечить ее организацию и выполнение. Таким образом, направление пути анализа может быть определено формулой: «продукт деятельности - реконструкция деятельности - реконструкция психики». Предложенный Семеновым метод, на наш взгляд, обладает большими эвристическими возможностями. В плане использования моделирования в исследовании явлений давно прошедшего времени весьма интересна также работа американских ученых: лингвиста Ф. Либермана и специалиста по сравнительной анатомии Э. Крелина, восстановивших строение вокального тракта неандертальца по его анатомической модели и создавших при помощи ЭВМ модель речеподобных звуков, которые он мог произносить. На основании этого исследования они пришли к выводу, что неандерталец является тупиковым вариантом развития, так как, в частности, он не был способен производить определенные звуки, необходимые, как полагают исследователи, для развития речи. Дальнейшее развитие методов реконструкции поведения первобытного человека и его предков требует, конечно, еще бульших усилий и может быть обеспечено только на пути комплексных исследований, объединяющих многие науки. Важная роль в таких исследованиях принадлежит психологии, которая должна прежде всего разработать методы оценки и критерии уровней психического развития, принципы анализа структуры поведения, особенно деятельности, и механизмов ее психической регуляции. Конечно, это может быть сделано только на основе добротной общей теории, раскрывающей суть функций психического отражения в поведении. Исследование психологических аспектов антропогенеза играет важную роль также в конкретно-научной реализации положения о его единстве с процессами социогенеза. Особое значение в этой связи приобретает знание законов социально-психологических явлений. Существенная функция в развитии общностей людей несомненно принадлежала общению, связанному с их совместной деятельностью. Это подчеркивается, в частности, Кликсом, предпринявшим весьма интересную попытку воссоздать процесс зарождения человеческого мышления . Именно в совместной деятельности и общении складывались производственные, семейные, этические и все другие виды общественных отношений. В этом процессе формировались нормы и правила поведения, субъективные отношения между людьми, способы передачи накапливаемого опыта от поколения к поколению, коллективные представления, исходные человеческие формы подражания и внушения и т.д. Социальные институты - органы общества: первоначальная система обучения и воспитания, культовые действия, обряды и т.д. также рождались в этом процессе. В процессе общения формировались социальные программы наследования и способы их реализации в жизни людей. Конечно, сейчас очень трудно представить образ жизни и особенности психики людей на начальных ступенях формирования человечества. Здесь часто приходится довольствоваться более или менее правдоподобными догадками. Но есть надежда, что по мере раскрытия общих объективных законов человеческой психики будет формироваться все более строгая база для теоретической реконструкции исходного этапа развития человека. Биологизаторские направления при изучении психологических аспектов антропогенеза придерживаются подхода, в основе которого лежит тезис о том, что никаких качественных различий в поведении и психике животных и человека нет: различия между ними чисто количественные. Жизнь общества детерминируется точно теми же законами, что и жизнь в животном мире. Выводы, полученные при анализе эволюционного процесса этого мира, применяются без каких-либо трансформаций не только к человеческому организму, но и к его поведению и психике, а также к обществу в целом, включая социальные институты. Этот подход особенно характерен для тех направлений в психологии, которые связаны с так называемым социал-дарвинизмом, утверждающим, что развитие общества так же управляется законом борьбы за существование и естественного отбора, как и развитие животного мира, что поведение человека в обществе полностью детерминируется генетическими программами, что любые сообщества живых существ, в том числе и человеческое общество, стратифицированы по генетической силе и доминантности и являются следствием борьбы за существование. По мнению Дженсена, деятельность человека, как и поведение животных, имеет приспособительный характер: интеллектуальное, социальное и моральное приспособление человеческого существа в принципе ничем не отличается от приспособительного поведения животных. Основным положением в концепции поведения человека, предлагаемой Б. Скиннером, является тезис о случайном подкреплении, которое модифицирует поведение, но лишь в пределах «генного снаряжения» индивидов . Применение биологических законов для объяснения процесса антропо- и социогенеза создает видимость объективности. На самом деле исследование здесь просто заменяется фразой264. Прямой перенос законов, управляющих миром животных, на человеческое общество, не раскрывает, а затушевывает его действительные законы. Основу жизни общества составляет не естественный отбор, не биологически определяемая борьба за существование и не генетические программы, а способ производства. Именно им в конечном счете детерминируется структура общества. В свою очередь, структура общества определяет жизнь и деятельность каждого его члена. Разделение общества на классы является не результатом действия биологических законов, а обусловлено способом производства; функции индивида определяются не его «генным снаряжением», а тем положением, которое он занимает в системе общественных отношений. Решающую роль в детерминации процесса антропогенеза сыграли не биологические, а исторические закономерности. Именно под их влиянием изменилась направленность самой биологической эволюции предков человека. Основные биологические законы раскрывают отношения «индивид (особь)-вид», «особь-популяция», «организм-среда». В процессе антропо- и социогенеза сформировалось и новое отношение «индивид-общество» (конечно, при этом индивид остался представителем вида), изменилось также отношение человеческого индивида и вида ко всей остальной природе, возникло отношение «общество-природа265″. В этом процессе сложился новый способ существования и развития: не приспособление к среде, а ее преобразование - ее приспособление к человеческим потребностям266. Однако, естественно, возникает вопрос: а что сталось с биологическими законами? Не прекратили ли они действовать? Утверждение, что с возникновением человека и общества действие биологических законов полностью прекратилось, а их место заняли законы социальные, - это такое же упрощенчество и «фраза», как и биологизаторская позиция. Возможность определить рубеж, разделяющий биологическую эволюцию и историческое развитие человека сомнительна. Действительная научная задача состоит в том, чтобы понять, каким образом под мощным все возрастающим влиянием законов развития общества трансформировались биологические законы. Как, например, изменилось действие законов уравновешивания организма и среды (единства организма и среды) в условиях общества, изменяющего в процессе производства природу для удовлетворения человеческих потребностей? Как преобразовались в условиях общественно-трудового способа существования человека законы изменчивости и наследственности? Какие произошли преобразования их действия в условиях общественно-трудового способа существования человека: какие признаки человека изменились в процессе антропогенеза? Как и в каком диапазоне? Как складывалась особая генетическая «социализированная» программа, отразившая необходимость сложного мозга, развитой руки, прямохождения, анатомических особенностей гортани и многое другое? Как возникал и развивался генетический полиморфизм? Короче говоря, для понимания изменений соотношения биологического и социального в процессе антропогенеза необходимо исследовать не только формирование социальных законов, но и связанную с этим специфику законов биологических, вызванную объективным изменением их роли в развитии человека. В процессе возникновения общества и законов его развития, а также обусловленного этим преобразования биологических законов происходили изменения психических свойств человека. Изменялись природные потребности индивида (и вида), складывались общественные потребности, а в этой связи формировались мотивы и цели поведения, зарождалась идеальная форма отражения действительности, связанная с качественно новым (по сравнению с животными) типом наследования - социальным. В связи с формированием сознания происходили изменения основных функций психики: возникали понятийное мышление, произвольная регуляция поведения, средства и способы обмена результатами идеального отражения в общении. Человек становился общественным субъектом познания, деятельности и общения. Поскольку его формирование осуществлялось в процессе труда, преобразующего природу, активного по своему характеру, это неизбежно должно было сказаться и на психике. Возникли также специфически человеческие психические явления, такие, как творческое воображение, волевой акт, самосознание, моральные чувства и т.п. Исследование того, как именно все это происходило, является фундаментальной задачей психологической науки267. Положение о том, что труд создал человека, является в советской науке общепризнанным. Оно разделяется и рядом зарубежных ученых. Однако в конкретно-научном плане многие вопросы относительно роли труда в процессе антропогенеза остаются пока еще недостаточно разработанными. В исследованиях психологов обычно отмечается, что человек в процессе взаимодействия с природой в отличие от животного изготовляет и использует орудия, что в деятельности человека представление будущего результата предшествует самой реальной деятельности и направляет ее, что в своей деятельности человек взаимодействует с другими людьми, координирует свои действия с их действиями. Все это, конечно, верно. Однако, каждый из указанных признаков в какой-то элементарнейшей форме можно найти и у некоторых видов животных. В психологии имеется немало исследований так называемых орудийных действий обезьян . Они показывают, что обезьяны (и не только человекообразные) могут использовать предметы в качестве своего рода орудий для добывания, например, пищи. Более того, они способны к элементарному «конструированию» таких орудий. К применению предметов в качестве орудий (точнее, подобий орудий) способны и другие животные, в том числе некоторые виды птиц. Конечно, орудийные поведенческие акты животных только внешне сходны с орудийными действиями человека. У них эти акты выступают в контексте приспособительного поведения как момент активного приспособления к среде, но не образуют единой системы поведения. Однако дело даже не в этом, а в том, что действительные орудия труда - это не просто некоторые предметы, опосредствующие взаимодействие организма со средой; это - элемент производительных сил общества и как таковой обладает специфическим системным качеством. В его конструкции зафиксирован способ действия, т.е. социальная программа. Овладевая орудием, индивид усваивает и эту программу, что неоднократно подчеркивалось Леонтьевым . Это отмечается также Кликсом . Можно полагать, что в связи с изготовлением и использованием орудий труда, фиксирующих общественно-накопленный опыт, сильное развитие получили пространственные представления и способность к подражанию. В свою очередь, это оказало влияние на развитие нагляднообразной памяти и тех психических процессов, которые обеспечивают перевод ее содержания в реальную деятельность: расширялись также ассоциативные и комбинаторные возможности . Что касается представления о будущем результате действия, то нужно сказать, что акцептор результата действия является важнейшим элементом функциональной системы поведенческого акта любого (или почти любого) животного (Анохин). Главное не в том, что он есть, а в том, что у человека представление будущего результата трудового действия выступает как социальная по своему генезису цель деятельности. В связи с этим в индивидуальной деятельности должны были возникать определенные «рассогласования» между образом - целью и результатами действий, преодоление которых объективно потребовало развития сложных систем умственных действий и операций. У многих животных можно наблюдать и различные формы стадного, группового, т.е. совместного поведения268; при этом они достигают иногда весьма высокой степени сложности. Как показывают исследования H. A. Тих, у обезьян такое групповое поведение имеет довольно сложную организацию, включающую распределение функций, определенную систему подчинения и т.д. . Однако объединение животных, их совместное поведение, хотя и представляет собой весьма специфическую форму, все же имеет только приспособительный характер. В отличие от совместной деятельности людей оно не направляется целью, связанной с преобразованием природы, с производством. Качественное своеобразие совместного поведения людей в процессе производственной деятельности необходимо должно было привести к возникновению и новых форм общения. Вместе с тем должна была измениться мотивация деятельности, а также структура всей системы психических процессов. Наконец, элементарные формы коммуникации и использование в ней условных сигналов также свойственны многим видам животных. Но это еще не язык, как иногда пытаются утверждать. Язык возникает и развивается как общественное, а не биологическое явление269. Он обладает специфическими системными качествами, основания которых определяются жизнью общества. Усваивая человеческий язык, индивид приобщается к опыту, накопленному человечеством. В целом, как уже отмечалось в четвертой главе, деятельность индивида является производной от преобразующей природу деятельности общества, дериватом последней. Поэтому и исследование психики человека требует анализа его деятельности в совокупности тех системных качеств, основаниями которых является жизнь общества. Непонимание специфики этих качеств в изучении общественных явлений и человеческой психики нередко приводит к выводам, вызывающим большие сомнения.

ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА . Обобщив наблюдения своих предшественников и опираясь на достижения современной ему науки, Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) сформулировал следующую теорию функционирования жизни на Земле. Главным генератором и источником энергии, потребляемой биологическими организмами на нашей планете, является Солнце. Достигая земной поверхности, солнечная энер­гия посредством фотосинтеза перерабатывается растениями в биологическую энергию и в таком виде аккумулируется ими. Растения служат пищей хм травоядных животных, травоядные - для хищных.

Воспроизводство флоры, т. е. растительного мира, возможно при условии, если биомасса растений, по крайней мере, в 10 раз превосходит биомассу травоядных, а воспроизводство травоядных - если их биомас­са, по меньшей мере, в 10 раз превышает биомассу хищников. Колебания солнечной активности имеют своим следствием сокращение или же увеличение биомассы растений. В зависимости от этого сокращается или увеличивается численность животных.

Первоначально размножение людей (а мы принадлежим к всеядным животным) полностью зависело от описанной выше закономерности. С того момента, когда началось ее преодоление, можно датировать зарожде­ние человеческого общества. Этот процесс был связан с формированием человека современного вида и выделением его из животного мира.

Обращаясь к данной проблеме, проблеме антропогенеза, необхо-1лмо учитывать те признаки человека, которые не только отличают его от других животных, но и сближают с ними. Прежде всего это касается языка. Язык как средство коммуникации существует у многих животных.

Однако язык человека отличается наибольшим совершенством. Многие животные с центральной нервной системой обладают примитивным со­знанием. Человеческое сознание характеризуется гораздо более высоким уровнем развития. Человек - это общественное животное. В то же вре­мя и у других животных существуют элементы коллективизма, хотя сте­пень развития общественной жизни человека не идет ни в какое сравне­ние с ними. Известно также, что целый ряд животных занимается трудовой деятельностью. Если говорить о ее отличии от трудовой дея­тельности человека, речь может идти лишь о характере ее организации и результативности. Доказано, наконец, что даже использование орудий труда не является отличительной особенностью человека. Ими пользу­ются некоторые виды обезьян. Но использование орудий труда у них не имеет регулярного характера. Еще более важно то, что они используют только орудия естественного происхождения.



Таким образом, целый ряд качеств, которые, казалось бы, отлича­ют людей от других животных, существуют у них в зачаточном состоя­нии. С развитием этих качеств было связано формирование человека со­временного типа. Поэтому решить проблему антропогенеза, значит объяснить, как возникла человеческая речь, как сформировалось челове­ческое сознание, как сложилось человеческое общество, почему человек встал на путь изготовления орудий труда.

В связи с этим заслуживает внимания то, что человек как биологи­ческий организм - это естественная химическая лаборатория. Химичес­кие реакции предполагают строго определенные температурные усло­вия. В зависимости от механизма теплообмена животные подразделяются на две группы: хладнокровных и теплокровных. У животных первой груп­пы температура тела способна колебаться в значительных промежутках. Это позволяет им функционировать в разных температурных условиях и не требует значительного расхода энергии для теплообмена.

Иначе обстоит дело с теплокровными животными, у которых тем­пература тела поддерживается примерно на одном уровне. Так, у челове­ка она составляет 36,6 °С. Отклонение буквально на 1-2 °С способно породить болезненное состояние, а отклонение на 5-6 °С чревато смер­тельным исходом. В связи с этим теплокровные животные могут суще­ствовать лишь при определенной температуре воздуха. Для любого че­ловека таким критическим уровнем является О °С, температура замерзания воды. Для жившего в естественных условиях и не знавшего одежды пер­вобытного человека она не должна была опускаться ниже +10.. .+15 °С.

Поэтому первобытный человек мог обитать только в районах с теплым климатом.

Существенно также, что мы вынуждены расходовать на поддержа­ние температуры тела более 90 % потребляемой нами энергии. Причем на единицу живого веса мы расходуем больше тепла, чем другие живот­ные с центральной нервной системой. Это значит, что биологические особенности человека требуют от него проявления большей жизнедея­тельности, т. е. большей активности в добывании пищи.



А поскольку человек является всеядным, добывание им мясной пищи в древности во многом зависело от его физических данных. Меж­ду тем он не был способен угнаться за многими животными, не имел ни острых когтей, ни мощных клыков, позволявших сражаться с другими животными, а затем разрывать свою добычу на части. По этой причине первобытный человек должен был или довольствоваться падалью, или же охотиться лишь на мелких животных. В таких условиях потребность в пище животного происхождения могла сначала стимулировать обра­щение первобытного человека к орудиям труда естественного происхож­дения, а затем натолкнуть его на мысль о возможности их изготовления.

Этому способствовало то, что наше поведение регулируется двумя типами рефлексов: врожденными и приобретенными. Действие врожден­ных рефлексов связано главным образом с функционированием внутрен­них органов. В основе трудовой деятельности лежат условные, или же приобретенные, рефлексы. И хотя условные рефлексы не передаются по наследству, связанные с ними знания человека об окружающем мире и его трудовой опыт могут передаваться от одного индивидуума к другому в порядке личного общения (воспитания и образования), что позволяет человеку накапливать знания об окружающем мире и совершенствовать свой опыт.

Как же развивался этот процесс на стадии антропогенеза? В реше­нии данной проблемы существуют два совершенно разных подхода. Один из них связан с именем французского ученого Жоржа Кювье (1769-1832), другой - с именем английского ученого Чарлза Дарвина (1809-1882).

По мнению Ч. Дарвина, в основе эволюции животного мира лежит борьба за существование, которая ведет к естественному отбору, а есте­ственный отбор - к трансформации отдельных видов животных. Так, считал Ч. Дарвин, происходила эволюция обезьяны и превращение ее в человека. Однако, как показали исследования генетиков, трансформа­ция одного вида животных в другой посредством естественного отбора невозможна. Подобное превращение, в основе которого лежит резкое из­менение (мутация) наследственных признаков, предполагает другой ме­ханизм.

В отличие от Ч. Дарвина Ж. Кювье считал, что все крупные изме­нения в животном мире - это следствие глобальных перемен, происхо­дивших на нашей планете и имевших для растительного и животного мира катастрофический характер. Это могли быть изменения климата, в том числе температуры, магнитного поля Земли, радиации и какие-то другие изменения, о которых мы пока даже не догадываемся.

В связи с этим особый интерес представляет так называемая «лед­никовая теория», согласно которой, под влиянием изменения солнечной активности наша планета пережила целый ряд крупных изменений кли­мата, в результате чего ледниковый покров, имеющийся в районах Се­верного и Южного полюсов, неоднократно расширялся и вел к сокраще­нию территории с благоприятным для проживания первобытного человека климатом.

Климатические изменения на планете связаны не только с солнеч­ной активностью. Вот мнение специалистов на этот счет: «Земной шар при своем вращении вокруг Солнца делает колебательные движения, причем полюсы медленно перемещаются; благодаря таким колебаниям воображаемая земная ось, проходящая через полюсы, ежегодно повора­чивается несколько в сторону, к новым областям небесного простран­ства. Вследствие такого постоянного изменения в направлении земной оси происходит изменение и в положении земного экватора относитель­но Солнца, так что с каждым годом наступление мартовского равноден­ствия начинается на 16 минут раньше, чем в предшествующем году. Так как земная ось неизменно поворачивается в течение длинного ряда ве­ков, то по прошествии периода в сто пять веков условия времен года на обоих полушариях совершенно изменятся. Полушарие, получавшее преж­де наибольшее количество тепла, будет получать его меньше, а то полу­шарие, на долю которого выпадало большее количество зимних дней, будет получать больше света и тепла, и в этом полушарии лето будет длин­нее зимы». Как установлено, «9252 г. до Р. X. был самым холодным го­дом для всего северного полушария; затем температура северного полу­шария постепенно повышалась, с тем чтобы в 1248 г. снова начать свое движение в обратном направлении, которое в 11747 г. достигнет кульми­национной точки».

Происходившие на планете изменения климата имели своим след­ствием гибель одних особей первобытного человека и мучительное при­способление к новым условиям других.

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЖИВОТНОГО МИРА . Вопрос о начале и основных этапах антропогенеза до сих пор остается разрабо­танным явно недостаточно. Все исследователи сходятся в том, что на­шим предком мог быть дриопитек (буквально - древесная обезьяна), обитавший в зоне тропиков и субтропиков несколько миллионов лет на­зад. Дриопитеки жили на деревьях и питались растительной пищей. По­зднее (по одним данным - 5 миллионов, по другим - 1 миллион лет назад) сформировался тип первобытного человека, получивший назва­ние австралопитек (что значит южный человек). Он отличался от своего предшественника тем, что передвигался на двух конечностях, использо­вал в пищу мясо и был знаком с каменными орудиями.

Одни исследователи считают, что эти орудия являлись искусствен­ными. По мнению других, они имели естественное происхождение. Оста­ется неясным и вопрос о том, насколько регулярно ими пользовался авст­ралопитек. В любом случае с этого момента каменные орудия входят в жизнь первобытного человека. Время их использования получило назва­ние «каменного века». Каменный век подразделяют на три периода: па­леолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и нео­лит (новый каменный век). В свою очередь палеолит подразделяют на три периода: ранний (нижний), средний и поздний (верхний). В определе­нии их хронологических рамок среди исследователей до сих пор нет един­ства. По всей видимости, ближе всего к истине точка зрения Валерия Пав­ловича Алексеева и Абрама Исааковича Першица, которые пишут: «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-40 тыс., верхний палеолит - 12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад».

Особое значение для первобытного человека имело овладение ог­нем. На протяжении всего своего существования животные неоднократ­но становились как свидетелями, так и жертвами пожаров. Последнее обстоятельство, по всей видимости, привело к тому, что страх перед ог­нем приобрел у животных почти врожденный характер. Но что-то заста­вило первобытного человека перебороть в себе подобное чувство и при­близиться к огню. В результате из врага огонь превратился в помощника человека и открыл перед ним такие возможности, которых не имеет ни одно животное.

Во-первых, человек получил в свое распоряжение новый, допол­нительный вид энергии, следовательно, с этого момента начался рост его энерговооруженности. Во-вторых, огонь в руках человека превратился в оружие, с которым он стал сильнее любого хищного зверя. В-третьих, если до этого человек мог использовать только механическую обработку камня, теперь появилась возможность термической обработки, что озна­чало значительное повышение производительности при изготовлении орудий труда. В-четвертых, огонь позволил использовать в пищу целый ряд растений, употребление которых в сыром виде невозможно или воз­можно в очень ограниченном количестве. В-пятых, приготовление пищи на огне повысило ее усвояемость и тем самым повело к сокращению объе­ма продуктов, требующихся для получения необходимого человеку ко­личества калорий. В-шестых, с этого момента открылись новые возмож­ности в обработке шкур животных, а также других материалов, которые можно было использовать для изготовления одежды, обуви, некоторых предметов домашнего обихода. В-седьмых, с овладения огнем происхо­дит не только освоение естественных укрытий (например, пещер), но и возведение построек. Это, а также появление одежды позволило челове­ку выйти за пределы тропиков и субтропиков и начать заселение плане­ты. Данное обстоятельство следует подчеркнуть, так как для животных характерно то, что они могут обитать только в определенных природно-климатических условиях. В-восьмых, преодоление страха перед огнем представляло собою первый шаг на пути подавления человеком живот­ных инстинктов и формирования нового, совершенно не характерного для других животных, типа поведения.

Все это, вместе взятое, дает основания рассматривать овладение огнем как революционный переворот в жизни первобытного человека. Показательно, что у многих народов данный факт лег в основу легенд. Вспомним хотя бы древнегреческий миф о Прометее. Вопрос о том, ког­да именно человек сумел овладеть огнем, остается открытым. По одним данным, это произошло примерно 700, по другим - 400 тыс. лет назад.

Но прошло много времени, прежде чем использование огня стало обычным явлением. Дело в том, что первоначально человеку был досту­пен только огонь естественного происхождения, возникавший в резуль­тате грозы, извержения вулканов, самовозгорания некоторых минераль­ных и органических веществ. Не умея искусственно получать и возобновлять огонь, те немногие первобытные люди, которым удавалось овладеть им, должны были поддерживать его непрерывно. Утрата огня, а она происходила неоднократно, отбрасывала рождавшееся человечес­кое общество назад. Так продолжалось до тех пор, пока не было обраще­но внимание на тепло, выделяемое при трении, и искры, высекаемые кремнем. Возникла технология искусственного получения огня. С этого момента использование огня стало распространяться по всей планете, а начавшиеся под его влиянием изменения в жизни первобытного челове­ка приобрели необратимый характер.

Вполне возможно, что они отразились и на его биологической эво­люции. Австралопитек, живший до овладения человека огнем, имел мозг объемом до 600 см 3 и в этом отношении почти не отличался от некото­рых видов обезьян. Не позднее 700 тыс. лет назад сформировался пите­кантроп (обезьяночеловек), мозг которого составлял около 900 см 3 . Мозг неандертальца, жившего между 250-40 тыс. лет назад достигал 1400 см 3 . Примерно 40-30 тыс. лет назад сформировался современный тип чело­века, получивший название Home sapiens, или «человек разумный». Объем его мозга был равен уже 1500 см 3 , что соответствует объему мозга совре­менного человека.

Формирование «человека разумного» было связано с появлением у него речи и совершенно иного уровня сознания. Это нашло свое отраже­ние в зарождении искусства (наскальная живопись) и идеологии (рели­гия). В основе возникновения религиозных представлений лежало, с од­ной стороны, стремление первобытного человека понять мир, который его окружал, а с другой - желание оказать на него влияние. Так зароди­лись первые магические обряды, с помощью которых человек пытался защитить себя от стихийных сил природы и обеспечить более успешное добывание пищи. Одним из первых религиозных культов был культ промыслового зверя. Возникновение религии представляло собою важное событие в зарождение духовной культуры.

Овладение огнем и формирование человека современного типа спо­собствовали совершенствованию его производительной деятельности. В распоряжении австралопитека и питекантропа, живших в период ранне­го палеолита, находилось около 20 видов каменных орудий, представ­лявших собою разные виды рубила. Неадертальцу было известно уже 60 видов орудий. Причем наряду с рубилами появились скребла, остроконечники, костяные иглы и шилья. Именно в это время человек начал производить первые составные орудия (ножи) и орудия для изготовления орудий. Человек разумный в период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) использовал более 90 видов орудий. Особое место среди них стали занимать составные орудия. Происходит совершенствование ножей, появ­ляются каменные топоры и копья с каменными наконечниками. Человек выходит из пещер и приступает к возведению деревянных строений.

Если чисто теоретически допустить, что все известные нам виды орудий создавались в определенной последовательности, т. е. один пос­ле другого, получается, что в первом случае это занимало, как минимум, 30 тыс. лет, во втором - 1 тыс. лет, в третьем - примерно 300 лет. С одной стороны, перед нами картина ускорения технического прогресса. С другой стороны, нельзя не признать, что этот прогресс долгое время был почти тождествен застою.

Более быстрые изменения происходят в мезолите (10-6 тыс. до н. э.). В это время появляются лук со стрелами, палица, бумеранг, гарпун, рыбо­ловный крючок, леска, глиняная посуда, долото, лодка-долбленка, зарож­дается ткачество.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. Первоначально человек вел образ жизни, который принципиально не отличался от образа жизни других животных. В частности, он питался за счет того, что давала ему природа: занимался собирательством, охотился и ловил рыбу.

Несовершенство людей как хищников не всегда позволяло им охо­титься и заниматься рыболовством в одиночку. Более того, поскольку когда-то леса кишели хищными зверями, в одиночку небезопасно было даже собирательство. Это заставляло первобытных людей жить коллек­тивами и совместно добывать пищу. Это определяло и те отношения, которые складывались между ними.

Самой ранней формой их объединения, по всей видимости, было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Род объединял несколько десятков человек. Постепенное его расшире­ние вело к отпочкованию от него других родовых коллективов. В резуль­тате возникало объединение нескольких родов - племя. Состав племе­ни колебался в пределах нескольких сотен человек. Разрастание племени делало неизбежным выделение из него других племен, что, как правило, имело своим следствием не просто обособление, но и изоляцию новых коллективов.

Причина этого заключалась в следующем. Присваивающее хозяйство могло существовать, не нарушая процесса воспроизводства в животном и растительном мире, в зависимости от природно-климатических условий, при плотности населения чаще всего не выше 0,3-0,5 чел./км 2 , или же при соот­ношении 2-3 км 2 /чел. Хозяйственная территория рода в пределах 50 чел. должна была составлять не менее 100 км 2 , а племени численностью в 500 чел - не менее 1000 тыс. км 2 . В первом случае радиус деятельности превы­шал 5, во втором - 18 км. Очевидно, что уже в рамках племени по мере его разрастания связи между родами начинали ослабевать. Регулярные контак­ты между отдельными племенами и тем более их совместная деятельность были невозможны.

Эволюция первобытного коллектива сопровождалась трансформа­цией взаимоотношений между отдельными его членами, связанных с добыванием и распределением пищи, а также с организацией и управле­нием самим коллективом. Поскольку труд в это время имел коллектив­ный характер, не существовало индивидуальной собственности на его результаты. Право собственности означает право владеть, пользоваться и распоряжаться материальными ценностями. То, что удавалось добыть даже отдельному человеку, принадлежало всему коллективу.

Древнейшим способом распределения пищи было совместное ее поедание. В одном случае по кругу пускался кусок мяса, и каждый отре­зал себе столько, сколько считал допустимым. В другом - по кругу шла растительная пища, в третьем - сосуд с питьем. Такую форму распреде­ления некоторые специалисты называют разборно-коммуналистической. На этой стадии пища находилась в полной собственности коллектива, и все имели на нее более или менее равные права.

Со временем разбору начинает предшествовать раздел. В некото­рых коллективах пища первоначально делилась между мужчинами и женщинами. Обособление рода и возникновение внутри него семей по­влекли за собою предварительное разделение пищи между семьями.

Широко распространено мнение, будто бы присваивающее хозяй­ство могло дать человеку только необходимый минимум средств суще­ствования. В действительности оно тоже было способно давать избыток пищи. Но полная зависимость ее получения от природно-климатичес­ких условий вела к тому, что периоды изобилия пищи чередовались с периодами, когда человек оказывался на грани голодной смерти. В таких условиях не редкостью было людоедство, или каннибализм.

Более важно другое. Первоначально пища человека состояла из ско­ропортящихся продуктов (мяса, рыбы, овощей, фруктов). Поэтому главная проблема заключалась не в невозможности получения, а в невозможности сохранения избытка пищи. Данное обстоятельство способствовало возник­новению и распространению такого явления, как дарообмен. Если перво­бытный коллектив не мог потребить все заготовленные им продукты, он делился ими с другими. Так возникла одна из древнейших форм реализа­ции избыточного продукта.

Постепенно дарообмен, раздел, и совместное потребление пищи начинают регулироваться. В семье эти функции выполнял глава семьи, в родовой общине - родовладыка, или старейшина, в племени - вождь В связи с этим складывается обычай дарения не просто племени, а его вождю, не просто роду, а старейшине, не просто семье, а ее главе.

В древности общественные потребности в основном определялись личными потребностями. Их рост был связан главным образом с ростом численности населения. С учетом этого в развитии присваивающего хозяйства можно выделить два этапа. На первом из них темпы роста чис­ленности населения примерно соответствовали темпам освоения новых земель. На втором этапе по мере исчерпания резерва свободных и удоб­ных для присваивающего хозяйства земель темпы их освоения начина­ют отставать от темпов роста численности населения (таблица 1). И как результат этого складывается кризис присваивающего хозяйства.

Таблица 1

Динамика обеспеченности землей

Те племена, которые раньше оказались перед лицом кризиса при­сваивающего хозяйства, стали генераторами массовых переселений или агрессий. Исчерпание этой возможности открывало перед ними три пер­спективы - вымирание, покорение или истребление другими племена­ми, переход к производящему хозяйству. Не все народы, оказавшиеся в таком положении, могли осуществить этот переход. Подобная возможность существовала только там, где имелись дикие животные и растения, кото­рые были пригодны для употребления в пищу и могли быть одомашнены.

Общая плотность населения планеты, при которой невозможно присваивающее хозяйство, была достигнута к 3 тысячелетию до н. э. Между тем долгое время территория, на которой обитал первобытный человек (его останки обнаружены в восточной части Африки, на юге Азии ж в Европе) не превышала 40 тыс. км 2 , т.е. 30 % территории планеты. С учетом этого исчерпание возможностей присваивающего хозяйства в зоне обитания первобытного человека могло произойти к 5 тысячелетию до н. э. А если принять во внимание неравномерность размещения перво­бытных людей в зоне их обитания, в отдельных местах кризис присваи­вающего хозяйства мог начаться в мезолите и даже в позднем палеолите. Именно тогда, между 50 и10 тыс. лет до н. э., человек появился в Австра­лии и Америке.

Первоначально люди селились по берегам рек и озер. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, человек нуждался в пресной воде. Во-вторых, здесь он имел один из источников пищи (рыболовство). В-третьих, берега рек и озер служили естественной защитой от хищных зверей и людей. Кроме того, долгое время именно реки являлись главными транспортными артериями, которые использовал человек. Поэтому расселение людей по планете было связано с освоением речных долин.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое соотношение биологического и социального в человеке, как его найти? Статья будет посвящена конкретно этой философской теме, которая много раз рассматривались многими видными деятелями. Для чего об этом говорить? Это необходимо тем людям, которые интересуются своей психологией, желают познать себя с разных сторон. В других же случаях вам будет просто интересно узнать о себе кое-что новенькое. Вперед!

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека , сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек - это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

Каков современный человек?

Каждый малыш, который появляется на свет, уже является существом биосоциальным. Это вызвано тем, что рождается он в кругу социализированных существ, а не в джунглях, например. Таким образом, получается, что малыш с самого детства понемногу впитывает в себя все социальные нормы. Он может не понимать их и не осознавать, но они все равно будут влиять на его поведение в той или иной степени. Человек рождается с недоразвитыми качествами, которые развиваются в процессе жизни в обществе. Более того, нельзя отбрасывать такой факт, как наследственность. Она дает ребенку не только определенный набор биологических свойств, но также наделяет его человеческими качествами, такими как любопытство, чувства радости и печали, подражание. Например, улыбается человек потому, что это врожденное качество, но осознанно улыбаться его побуждает окружающий социальный мир, в котором он находится.

Также следует уделить внимание сознанию человека. Известно, что оно не является врожденным, но природа создаёт все условия для того, чтобы оно развилось. Сознательные реакции человека могут сформироваться только в том случае, если он воспитывается, обучается, овладевает какими-то навыками и познает культуры. Только благодаря социуму человек имеет возможность к духовному развитию, общению при помощи речи и т. д.

Социализация в обществе

Когда человек «обрастает» социальными качествами, это означает, что происходит процесс социализации. Важно понимать, что даже те качества, которые присущи одному индивиду, являются результатом переосмысления культурных ценностей, которые уже есть в некотором обществе. Другими словами, это двойной процесс, который одновременно является выражением и воплощением внутренних качеств человека.

Человек как продут биологической и социальной составляющей находится в некотором конфликте с обществом, которое навязывает исключительно социальные нормы. Этот конфликт естественен, поскольку человек может самореализоваться только в обществе, но, с другой стороны, он является продуктом природной среды. На каждом этапе развития человечества уравновешивание биологического и социального в жизни человека и общества было неким идеалом, к которому следовало стремиться. Человек и общество не могут существовать раздельно, так как это взаимодополняющие части одного целого. Общество - это выражение и закрепление сущности человека, его способов жизни. Оно будет таким, каковы его образующие люди. Да, человек вышел из природы, но возможность стать человеком культурным дает ему общество, в котором тот формируется и которое сам формирует.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться. Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе - здоровье всех его членов. Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество - это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Биологические и социальные факторы

Социальное и биологическое в человеке имеет одинаково важную силу. Для того чтобы максимально реализовать все свои начала, человек должен стремиться к уравновешиванию обоих своих частей. Чтобы сделать это, необходимо их четко разделять. Человек смог выделиться из животного мира благодаря двум группам факторов: биологическим и социальным. К биологическим особенностям относится развитие черепа, прямохождение, развитие рук, способность членораздельно говорить. Социальные факторы - это труд, мышление, коллективизм, общение, язык. Всем известно, что большая роль принадлежит труду, так как именно он в наибольшей степени послужил в процессе становления человека. На этом примере можно разобрать тесную взаимосвязь между социальным и биологическим: прямохождение освободило руки человека для того, чтобы можно было делать орудия. В то же время изменение строения руки позволило человеку использовать созданные им орудия. Более того, совместный труд способствовал развитию социальных навыков общения между членами племени. Возникновения языка помогло людям выражать сложные вещи, думать более масштабно и планировать на элементарном уровне. Огромным плюсом появления языка считается то, что он позволил передать накопленные знания через поколения, сохранять историю и преумножать опыт. Таким образом, получается, что социальное и биологическое в человеке имеет очень тесную связь с момента развития человеческого рода и разделить эти два начала невозможно.

Биологические особенности

Оба фактора мы кратко рассмотрели выше, но каждому отдельно тоже стоит уделить внимание. Биологические особенности - это все то, что каким-то образом сближает индивида с животным миром. Сюда относится следующее: наследственность, инстинкты (половой, самосохранения и т. д.), эмоции, биологические нужды (дыхание, сон, еда), похожее физиологическое строение со многими млекопитающими (внутренние органы, гормоны, постоянная температура тела), продолжение рода, приспосабливаемость.

Социальные особенности

К социальным факторам человеческого развития относят следующие: осознание своих нужд, способность менять мир, творческая и мыслительная деятельность, созидание, духовное развитие (мораль, искусство), социальные потребности (общение, любовь, дружба). Такие особенности присущи только человеку. Да, в животном мире тоже часто можно встретить нечто подобное: например, когда животные спасают друг друга, растят чужих детенышей. Это действительно присуще животному миру, но это только один аспект, ведь мы не можем говорить о творчестве и морали. Опять же делаем вывод о том, что социальное и биологическое в человеке едино и нераздельно, поэтому человек с момента своего рождения в социуме становится биосоциальным существом. Получается, что нет разницы в том, как подходить к этому вопросу, ведь ответ со всех сторон одинаков. Но когда же эти мысли были сформированы?

Единство биологического и социального в человеке

Идея о том, что два фактора являются единым целым, не сразу сформировалась: этому предшествовал длительный путь домыслов и догадок. Человек как продукт биологической и социальной составляющей начал формироваться очень давно, но вот сам он начал об этом задумываться сравнительно недавно. Не будем углубляться в самые древние времена, а возьмем для примера эпоху Просвещения. Тогда практически все мыслители разделяли общественное и природное начало, но первое считалось не естественным и необходимым, а искусственным и временным. Считалось, что мораль, традиции, духовные потребности - это лишь атрибуты, которые не имеют особой важности. В эпоху Просвещения появились такие понятия, как «естественная мораль» и «естественное право».

Что же понималось под естественным? Это был некий фундамент, который означал правильность всего общественного строя. Социальные нормы считались второстепенным и напрямую зависимыми от природных моментов. Мыслители настаивали на том, что соотношение биологического и социального в человеке не может быть одинаковым: социальное (искусственное) всегда было менее значимо и более зависимо. Это утверждение даже не подлежало оспорению, ведь считалось нормальным, если человек действует исходя из своих эгоистических намерений, а лишь потом «думает» мерками социума.

Дарвинизм

Биологическое и социальное в развитии человека также волновало ученых во второй половине XIX века. Именно тогда все чаще можно было услышать о социальном дарвинизме. Человек как продукт биологической и социальной эволюции рассматривался очень однобоко. Теории заключались в том, что на социальную жизнь людей распространялись идеи естественного отбора в природе. Эти принципы сформировал английским ученый Чарльз Дарвин. Возникновение общества и все этапы его развития могли рассматриваться только в четких границах эволюции. Он считал, что социальное неравенство, жесткость и борьба - это естественно и необходимо, точно так же как в мире животных. Он настаивал на том, что это полезно для каждого отдельного индивида и для общества в целом.

В прошлом столетии попытки объяснить природу человека только посредством биологии продолжались. Достойны внимания взгляды французского мыслителя, естествоиспытателя и священника П. Т. де Шардена. Он утверждал, что человек представляет собой развитие всего мира только в крохотном масштабе. Все сводилось к тому, что природа, развиваясь, находит свое окончательное выражение в человеке. Другими словами, это можно сформулировать так: «Человек - венец природы». Биологические и социальные факторы человека считались взаимодополняющими, но не равноценными. П. Тейяр де Шарден делал акцент на том, что в человеке природа достигает наивысшей точки и после этого посредством человека начинает путь своего сознательного развития.

Настоящее время

На сегодняшний день биологическая и социальная эволюция человека перестала быть темой раздора для научного сообщества. Принято считать, что человек является биосоциальным существом. При этом роль социального фактора ни в коем случае не принижается. Его роль, наоборот, подчеркнуто выделяется как роль решающего фактора для социума.

На сегодняшний день вряд ли кто-то решит поразмышлять о биологических предпосылках возникновения человека. Уже длительное время принято считать, что человек очень зависим от многих факторов природы (солнечная активность, стихийные бедствия, магнитные бури), поэтому отрицать эту взаимосвязь нецелесообразно. Для того чтобы современный человек стал таким, каков он есть сейчас, потребовалось много лет. Нельзя недооценивать ни биологические, ни социальные факторы. Ни одна группа факторов сама по себе не смогла бы привести человека на ту ступень развития, на которой он находится сейчас. Проблема биологического и социального в человеке должна быть индивидуальной, ведь каждый человек рождается с определённым набором биологических характеристик и в определённой социальной системе. Именно этими факторами при более глубоком их изучении объясняются большие различия в воспитании, быте, культуре между разными народами. Соотношение биологического и социального в человеке определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от огромного множества сопутствующих факторов (семья, страна, воспитание, культурное окружение, национальность и т. д.). Все это необходимо брать во внимание для того, чтобы как можно точнее формулировать суждения.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что социальное и биологическое в человеке формируется в зависимости от многих факторов. Социальная часть всегда преобладает у взрослого, сознательного человека, поэтому он в силах менять себя и окружающий мир.