Самоконтроль определение. Большой бухгалтерский словарь Что такое самоконтроль, что означает и как правильно пишется

Самоконтроль как качество личности – способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния.

В монастыре проводится посвящение в буддийские монахи, ну испытания разные, и до последнего этапа дошли три молодых человека. Последнее испытание: Каждому на естество привязывается колокольчик, и по одному запускают в комнату. А в комнате – девушки практически обнаженные танцуют, стриптиз, то, сё.

Первого запустили – колокольчик сразу – дзыннь!!! Настоятель ему: – Ты еще не умеешь себя контролировать. Иди, прими холодный душ и прочитай две тысячи молитв. Запускают второго. Он держится две минуты, потом раздается тихий звон колокольчика. Настоятель отправляет его принимать холодный душ и читать тысячу молитв.

Подошла очередь третьего. Зашел он туда, девушки танцуют вокруг него, практически все с себя поснимали, а ему хоть бы хны. Ну, настоятель обрадовался: – Молодец, ты достиг высшей степени самоконтроля! Теперь ты можешь пойти принять душ со своими товарищами, молитв читать не надо. И тут раздался тихий звон колокольчика…

Когда человек теряет самоконтроль, он становится придатком своих мыслей. Один римлянин, чтобы не забываться, поручил своему рабу каждый раз, когда он начинает сердиться или болтать лишнее, бить его по голове надутым бычьим пузырем, наполненным сухим горохом, что ему напоминало о самоконтроле, чтобы он не забывался.

Будда обратился к своим ученикам: - В отношениях с мирскими людьми следует соблюдать величайшую осторожность. Как проходит по тернистому пути босой, осторожно ступая, так должен проходить по деревне мудрец. Как пчела не уничтожает ни краски, ни запаха цветка, но только снимает его нектар и улетает далее, точно так же должен проходить по деревне мудрый. Ученик должен размышлять сам про себя так: когда я шёл через деревню и собирал милостыню, возникли ли в моих помыслах от воспринятых глазами образов удовольствие, вожделение или ненависть, смущение или гнев? Пристально всматривайтесь в себя, как молодая женщина рассматривает своё лицо в чистом зеркале. Заметив на нём нечистоту или пятно, она старается устранить их, а если не видит никакой нечистоты и никакого пятна, то и радуется: «Вот прекрасно! Как я чиста». Точно так же и ученик, убедившись, что он ещё не свободен от всех дурных побуждений, должен заботиться о том, чтобы стать свободным от них. Если же он увидит, что свободен от всех дурных и вредных побуждений, то должен быть доволен и весел. Блажен человек, приучивший свои помыслы к добру!

Самоконтроль – это способность установить в себе безоговорочную власть разума. Разум контролирует ум и чувства. Когда он мускулист, и ложное эго трусливо «поджимает хвост». Захватив власть над этой беспокойной троицей, разум легко вписывает в зону своего контроля мысли, язык и эмоции. Это не означает, что самоконтроль подавляет эмоции. Вредное, к слову сказать, занятие. Просто он умеет управлять эмоциями, умеет держать в узде неугомонный ум, следить за его болтовней и способен справиться с неподвластным болтунам языком. Единовластие позволяет разуму управлять временем человека, духовно развиваться, соблюдать режим дня, следить за питанием и отдыхом, словом, вести здоровый, гармоничный образ жизни. Самоконтроль – это ни в коей мере не удар по своим возможностям, это не окрик: «Нельзя!». Это подарок себе в форме возможности выбирать, делать осознанный, тщательно продуманный выбор.

Самоконтроль может быть проявлен и осознан человеком только в процессе бескорыстного служения людям. Задайтесь вопросом: может контролировать себя эгоист, погруженный в своё чувственное наслаждение? Конечно, нет. Эгоист живёт для себя, ему не понятен феномен самоконтроля. Когда тянешь одеяло на себя, ложное эго блокирует разум, и самоконтроль становится невозможен, ибо за него отвечает разум. Бесконтрольный ум и чувства думают в режиме «Я хочу больше, лучше, красивее, моложе, богаче». Всё, что вписывается в этот режим, признаётся истиной, что противостоит и напрягает — безоговорочно попадает в ряд лживых утверждений. Например, жена изменяет мужу. Разум у неё в данной ситуации отключен, самоконтроль отсутствует, иначе бы она призадумалась, к каким последствиям может привести измена, то есть задумалась бы, как воспримут это дети, муж, окружающие. Ум и чувства говорят изменщице, что им нравится такое поведение. Ложное эго тоже думает только о себе, ему наплевать на мужа. Словом, как в анекдоте. Любовник говорит возмущенному мужу: — Не пойму я вас – Ивановых. Она говорит: «Нравится», а ты: «Не нравится». Иными словами, пока человек стоит на позициях эгоизма, то есть живет для себя, ему не познать истинную силу самоконтроля.

Самоконтроль – это состояние, когда человек выполняет свой долг, свои обязанности в спокойном состоянии ума, не думая, получится или не получится. Самоконтроль предполагает знание, как жить в соответствии с законами мироздания, быть гармоничной и умиротворенной личностью. Такое знание позволяет правильно выбрать тип поведения, ведущий к благости. С этого и начинается самоконтроль. Предположим, человек решил воспитать в себе добродетель самоконтроля. Из авторитетных источников он почерпнул знания, как соблюдать режим дня и начал строго следовать данному знанию. Он по-прежнему выполняет свой долг и обязанности, но в спокойном состоянии ума, не думая, получится или не получится. Кроме того, благостный режим дня постепенно изменяет его и окружение в лучшую сторону. Еще бы. Одно соблюдение режима дня научит человека избавляться от ненужных желаний, терпеть в себе позывы чувств.

Истинный самоконтроль лишен избирательности – в одном месте веду себя так, а в другом, как вздумается. Он повсеместен и всегда безупречен. Рассказывают, был один диктор, всю жизнь проработал на радио, был известен и знаменит. И все его друзья и коллеги знали за ним такую черту: если он в эфире, значит на нём обязательно костюм и галстук. Над ним смеялись: «Тебя же всё равно не видно; зачем ты так одеваешься?», - но он всегда отшучивался. И вот однажды его пригласили выступить на телевидении. Была передача, посвящённая старейшим сотрудникам радио. Впервые его увидят люди, которые узнавали его лишь по голосу. Перед началом записи передачи к диктору обратился режиссёр: - Вы обычно никогда не опаздываете, но сегодня вы приехали позже на 10 минут. Это не страшно, но мне всё же интересно, почему? - Дело в том, - ответил диктор, - что в самый последний момент, когда я уже одевался, я обнаружил, что у меня нет новых носков. Меня впервые пригласили на телевидение, и я подумал, что просто быть в чистых - этого мало. Надо быть в новых. Мне пришлось заехать в магазин за носками. - Но зачем вам новые носки? - удивился режиссёр. - Вы могли бы вообще прийти без носков, потому что мы будем снимать только крупный план, по пояс. - Понимаете, для того, чтобы быть безупречным в кадре или в эфире, я должен чувствовать себя безупречным во всём, начиная с белья и заканчивая исправной шариковой ручкой в моём кармане. А если на мне дырявые носки или грязная обувь, я уже не безупречен.

Самоконтроль – это строгий цензор, отталкивающий всё, что мешает личностному росту и самосознанию. Во всём должна быть мера. К примеру, мужчина, стремясь больше заработать, начинает вкалывать, как ломовая лошадь. Оправдывая свои действия желанием обеспечить семью, он, тем не менее, впускает в свою семью тлен запустения. Когда появляется чрезмерный интерес к деньгам, страдают другие константы человеческой жизни – здоровье, семейное счастье и знание. Мужчина приходит домой усталый и раздраженный, с женой отношения натянутые, дети забыли, когда видели отца, здоровье начинает шалить. Деньги разлетаются, и в сухом остатке лишь разочарование и негодование: «Я ведь ради вас старался», на что самоконтроль ему отвечает: «Человек должен искать истинное счастье, а не то, которое он сам себе выдумал. Ты забрал у себя и у своей семьи время, предназначенное для счастья. Ты решил время компенсировать деньгами. И что получил? Неблагодарность, болезни и страдания».

Работать, как ишак, — это отступление от норм жизни, ничего не имеющего общего с самоконтролем. Пахать, как папа Карло, — значит, погрузиться в страсть. Многие люди из жадности забывают о сне и отдыхе. Привязав свой ум к какой-нибудь вещичке, машине или дому, они все свои действия направляют в русло, как бы быстрее заработать деньги на покупку предмета своего вожделения. Это не самоконтроль. Это нырок в омут страсти, злоупотребление другими сферами своей жизни. Самоконтроль – это движение в сторону благости. Там, где нет активности, радости и счастья, нет и самоконтроля.

Самоконтроль – это умение обращаться внутрь себя. Это качество личности – одна из характеристик свободы и ответственности личности. Джон Мильтон писал: «Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь». Человек ищет ответы на свои вопросы либо снаружи, либо внутри. Чувства должны быть обращены внутрь, а не наружу. В последнем случае самоконтроль отсутствует. Человек не желает брать ответственность за свою жизнь и любые трудности и горести, обрушившиеся на его плечи, сваливает на других, злой рок, обстоятельства, карму, наследственность или козни злыдней. Кто винит других, с самоконтролем не дружит. Самоконтроль – это когда я виноват в моих проблемах.

Один голубь постоянно менял гнёзда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнёзд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот всё выслушивал его и кивал головой, но, наконец, сказал: - Посмотри внимательно - оттого, что ты постоянно меняешь гнёзда, ничего не меняется. Запах, который тебе мешает, идёт не от гнёзд, а от тебя самого.

Булат Окуджава в контексте этой мысли писал:

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака —
Вот и станете вы человеком.

Петр Ковалев 2013 год

Самоконтроль - это способность человека подавлять нежелательные формы поведения, неуместные в конкретной ситуации эмоции.

Хорошо развитая способность к самоконтролю позволяет переносить высокие психические и физические нагрузки.

Люди с высоким уровнем самоконтроля всегда сдержанны, спокойны, держатся уверенно. Рядом с ними у других людей появляется ощущение, что всё будет нормально, можно избавиться от проблем, все вопросы будут решены. Они вызывают у людей доверие.

Рядом с таким человеком пропадает желание скандалить, вести себя неадекватно. Их уверенное спокойствие действует положительно на других людей. Они успокаиваются, прекращаются конфликты. Люди склонны им подчиняться, так как они производят впечатление духовно сильных людей.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля?

Высоким уровнем самоконтроля обладают разведчики, успешные руководители. Эти профессии связаны с необходимостью хорошо владеть собой, своими эмоциями.

В некоторых культурах самоконтролю уделяется большое внимание. Японская система воспитания направлена на формирование высокого уровня самоконтроля. Поэтому японец с одинаково невозмутимым лицом примет известие о смерти близкого человека и радостное известие.

Самоконтроль может играть, как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Люди с высоким уровнем самоконтроля легче избавляются от дурных привычек.

Есть виды работ, где неоходимо иметь хороший уровень самоконтроля.

Например, если работа связана с постоянным общением с людьми, с необходимостью решать их проблемы. На такой работе часто возникают конфликтные ситуации. Человек с низким уровнем самоконтроля не справился бы с такой работой. Он не смог бы подавить чувство гнева, часто возникающее в конфликтных ситуациях, начал бы себя неадекватно вести. Человек с высоким уровнем самоконтроля, не позволил бы себе проявление неадекватных эмоций и решил бы без конфликтов все проблемы.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля?

Высокий уровень самоконтроля приводит к тому, что человек постоянно находится в состоянии психического напряжения . Он не может открыто проявлять свои эмоции.

Неотреагированные эмоции накапливаются, приводят к возникновению различных болезней. Чаще всего это сердечно-сосудистые заболевания и язва желудка.

Чтобы этого не происходило и люди с высоким уровнем самоконтроля не заболевали, необходимо проведение профилактических мер. Таким людям постоянно необходимо избавляться от психического напряжения. Самые простые способы - это кричать в безлюдных местах, крушить что-нибудь. Хорошо снимают напряжение боевые исскуства.

Неплохо овладеть приёмами аутотренинга. Он тоже хорошо нормализует состояние человека. Обязательно выберите удобный для вас способ снятия психического напряжения.Тогда хорошо развитая способность к самоконтролю будет приводить только к положительным результатам.

Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие С. определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На С. основана волевая регуляция человека, но в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

В.А. Иванников, Ю.М. Орлов

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Самоконтроль - процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений. Понятие С. обычно применяется к ситуациям, в которых человек пытается изменить...

Психотерапевтическая энциклопедия

Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным...

Психологическая энциклопедия

Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам...

Психологическая энциклопедия

Совершенно буквально – контроль за собой. Этот термин обычно предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственные сиюминутные желания; его доминирующая коннотация – подавление или торможение.

Психологическая энциклопедия

Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать...

Психологическая энциклопедия

Данная статья о Самоконтроле является раскрывающим продолжением статьи . Самоконтроль – является первым шагом на пути достижения власти над собой и естественным этапом развития для каждого, кто стремиться стать достойным и цивилизованным человеком. Ибо сложно назвать по-настоящему достойным того, кто даже внешне себя не контролирует и, как говориться, не способен держать в руках. Это, кстати, также одно из важных отличий человека от животного.

Что такое Самоконтроль? Немного подробнее

Самоконтроль нужно понимать следующим образом.

С одной стороны, Самоконтроль, как первый шаг к управлению собой, то есть как контроль, прежде всего, над всеми своими внешними проявлениями. Об этапах управления собой – .

С другой стороны, есть более глубокое и профессиональное понимание Самоконтроля. Как поэтапное осознанное овладение всеми составляющими себя самого, для максимального управления собой. Причём многие составляющие достижения власти над собой – чисто энергетические, то есть это достижение контроля над работой своих , энергетических потоков, и т.д. Но данному искусству обучают на соответствующих эзотерических курсах, например в Харькове, и далеко не каждый может на эти курсы попасть.

В первую очередь каждому человеку необходимо научиться контролировать себя хотя бы внешне, а потом уже осваивать все остальные составляющие.

Хочу также развенчать одно глупейшее заблуждение! Самоконтроль это не самоограничение и не загоняние себя в какие-то ограничивающие рамки, нет! Самоконтроль – это власть над собой, это достижение свободы и власти над своими проблемами. Это возможность реализовать свою свободу так, как ты хочешь, а не быть рабом своих слабостей, негативных эмоций, проблем, бесконтрольности. Это способность не дёргаться и не нервничать. когда все вокруг дёргаются и нервничают. Это сила, чтобы никому не дать вывести вас из себя и заставить плясать под чужую дудку. Это возможность всегда вести себя достойно и никогда не терять человеческое лицо.

Что необходимо научиться контролировать в себя? Да собственно все, шаг за шагом: слова и речь (думать, прежде чем говорить), внешний вид (аккуратность, вкус, красота), поведение, манеры, жесты, выражение лица и мимику. Далее – своё внутреннее состояние, свой Дух, силу, веру и уверенность (чтобы никогда не терять силу и опору). Другие составляющие.

Один из первых этапов самоконтроля – это избавление от вредных разрушающих привычек: курение, распитие алкогольных напитков, привычка нецензурно выражаться, и др.

Как научиться в полной мере контролировать себя?

Для формирования Самоконтроля необходимо:

1. Обучение этике и такту.

2. Обучение не входить в стресс и контролировать свои эмоции.

3. Освоить техники снятия напряжения и расслабления.

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.