Когнитивный подход автор. Когнитивный подход в психологии

Когнитивная психология (от английского cognitive psychology, от латинского соgпоsсеге - познавать, знать) представляет собой современное направление в исследовании познавательных процессов.

Указанное направление в психологической науке зародилось в 60-х гг. прошлого века как альтернатива бихевиоризму. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Брозберг, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены различные структурные составляющие, так называемые блоки познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с определенными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к тому, что когнитивная психология стала пониматься как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с позиции ментальности (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли).

Интерес когнитивной психологии вновь проявляется в изучении психического аспекта как предмета научного исследования, снова начинают рассматривать воображение, интеллект и отчасти искусственный интеллект. Несколько упрощенные представления реального устройства познавательных процессов позволяют по-иному взглянуть на сущность психической жизни личности. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность - это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» Познание и реальность / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - 232 с..

Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, влияет на все разделы психологии, причем особое внимание уделяется обучению, показывает, что обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Сторонники данного исследовательского подхода утверждают, что разуму человека доступно гораздо большее, нежели механическая реакция на внешние раздражители: проводить анализ получаемой информации, сравнивать факты реальной действительности, принимать решения, разрешать различные проблемы.

Когнитивная психология изучает способы получения информации об окружающем мире, процессы переработки данной информации человеком, особенности хранения в памяти и преобразования в знания, которые в дальнейшем оказывают существенное влияние на внимание и, как следствие, поведение индивида.

Как и любая другая наука, психология не стоит на месте, она продолжает развиваться. Результатом такого развития как раз и выступает появление нового направления - когнитивного. Благодаря когнитивной психологии в обиход психологической науки вошли такие термины, как «информация», «переработка», «кодирование», «подпрограмма», и др.

Когнитивное видение психологических процессов практически сводит сложный личностный мир к его более простым моделям. Данное положение характеризуется пониманием одного из основоположников когнитивного направления в науке Г. Саймона, который считает, что «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды» Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т.2 / Б.М. Величковский. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 299. .

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения личности заключается в стремлении понять процессы расшифровки мозгом получаемой информации о реальной действительности и ее организации с целью ее дальнейшего использования.

В силу того, что человек постоянно находится в мире информации, которая требует регулярного понимания, оценки, переработки и, наконец, использования, когнитивные теории личности базируются на рассмотрении человека как «понимающего, анализирующего». Любой поступок человека включает три основных компонента: действие, мысли, а также чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Наиболее достоверным фактором принятия по сравнению с объективным значением ситуации, в которой оно необходимо, представляется субъективная трактовка ситуаций. Здесь мне бы хотелось вспомнить один из философских принципов Аристотеля, который на первое место выдвигал принцип идентичности, т.е. А есть А. Это значит, что вещь в себе и вещь вне себя рассматривается каждым человеком одинаково. Например, береза, растущая под окном, не перестанет быть березой, кто бы на нее ни посмотрел и с какого этажа. Отсюда следует, что береза - это факт социальной реальности и этот факт одинаков для всех. Представители же когнитивной психологии, в частности Дж. Келли, полагают, что А - это то, что человек объясняет как А. Из этого следует, что факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации окружающего мира, в которых они вынуждены функционировать. Теоретические исследования освещают, а практические подтверждают существование внутренней изменчивости личных активизирующихся в данных конкретных ситуациях общих проявлений интерпретации, что может считаться причиной неопределенного предсказания людьми своего собственного дальнейшего поведения. Из этого можно сделать вывод о том, что нет истинного способа интерпретации поведения человека.

Когнитивное направление в современной психологической науке включает в себя десять основных разделов, таких как восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект, которые можно схематически представить следующим образом:

Восприятие - это такая отрасль психологии, которая непосредственно связанна с выявлением того или иного сенсорного стимула и их интерпретацией. Именуется она психологией восприятия. Однако исследование отдельно взятого восприятия без учета других компонентов не в состоянии объективно объяснить ожидаемые действия. В данном случае имеют место и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

Распознавание образов - представляет собой процесс, в ходе которого стимулы окружающей действительности воспринимаются как часть значительной закономерной регулярности, а не как единичные сенсорные события.

Внимание - способность человека к переработке информации, очевидно ограниченная на двух уровнях -- сенсорном и когнитивном. В случае одновременного появления слишком большого количества сенсорных признаков, у человека может возникнуть «перегрузка» и как следствие сбой в работе.

Память - способность мозга удерживать воспринятую информацию (взаимодействие восприятия и памяти) - первого типа - удерживает информацию ограниченное время и второго - хранит информацию в течение короткого периода - пока ее не заменит новая.

Воображение - реальная возможность извлечения из когнитивной карты важных отличительных особенностей, расположения их в логической последовательности, а также преобразования данных образов в языковую информацию.

Язык - кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующего лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения всего сообщения.

Психология развития - весьма интенсивно изучающаяся область когнитивной психологии, недавние теории и эксперименты которой весьма значительно углубили понимание процесса развития когнитивных структур.

Мышление - имеющая наиболее общее содержание форма психического отражения, при помощи которой устанавливаются взаимосвязи между познавательными объектами.

Человеческий интеллект - способность к пониманию языка, следованию требованиям инструкций, преобразованию вербальных трактовок в действия и формированию собственного поведения в соответствие с законами своей культуры.

Искусственный интеллект - специфическая отрасль компьютерных наук, направленная на формирование определенных моделей познавательных личностных процессов.

Вопросы, рассматриваемые в сфере исследований когнитивного психологического направления, а именно восприятие, познание и понимание действительности, волновали умы ученых различных наук, в частности философии и психологии во все времена. Но получившее свое начало в послевоенный период бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, как и появившиеся в середине прошлого столетия первые «умные» машины, которые предпринимали попытки решения логических задач, игры в шахматы, понимания устной и письменной речи и преобразования ее на других языках, потребовали от научного сообщества иных, новых взглядов на процессы мышления, познания и понимания. Внимание исследователей сфокусировалось на феномене знаний и связанных с ним проблем получения, хранения, переработки и отражения знаний как в человеческом мозге, так и посредством компьютерной системы. Психологи оказались в ситуации, требующей пересмотра своих взглядов и отношения к восприятию, памяти, воображению, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга - своеобразного устройства, целью создания которого явилась переработка и хранение как уже имеющейся, так и вновь приобретаемой информации.

Когнитивная психология во многом базирует рассмотрение своих проблем на проведении аналогии между процессами преобразования данных при помощи вычислительного устройства и функционированием человеческих познавательных процессов. На этой основе выделяются многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.

Таким образом, предметом изучения когнитивной психологии можно считать способы получения людьми информации об окружающей действительности, представление данной информации человеческим мозгом, хранение ее в памяти, трансформацию ее в знания. Исследования подобного рода привели к пониманию когнитивной психологии как научного направления, основной задачей которого считается приведение доказательств решающей роли знания в личностном поведении субъекта.

Предмет когнитивного направления в психологии составляют познавательные психические процессы, обеспечивающие получение человеком знаний как об объективном мире, так и о самом себе. С помощью познавательных процессов индивид приобретает и перерабатывает информацию, отражает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.

когнитивный психология внимание

Слово «когнитивный» происходит от латинского гла­гола «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого под­хода, утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реаль­ной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каж­дую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896- 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким об­разом человек познает реальный мир, изучал закономер­ности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в ре­зультате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последо­вательности.

Когнитивные теории личности исходят из понима­ния человека как «понимающего, анализирующего», по­скольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенно­го действия. Внешне похожие поступки могут быть раз­ными, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действу­ют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

После реакции человек в той или иной степени осуще­ствляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходи­мую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение че­ловека вызвано прежде всего иррациональными мысля­ми, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком си­туацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мысли­тельных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных ре­шений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффектив­ными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.



Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов», поэтому цель когнитивной те­рапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информа­ции».

Когнитивное направление подчеркивает влияние ин­теллектуальных или мыслительных процессов на поведе­ние человека, Джордж Келли (1905-1966) - один из осно­вателей этого направления, считал, что любой человек -это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон и людям предос­тавляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира прак­тических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конст­руктами. Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интер­претировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терми­нах схожести и контраста.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конст­рукт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не под­твердится, конструкт, на основании которого он был сде­лан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вооб­ще может быть исключен. Валидность конструкта прове­ряется с точки зрения его прогностической эффективнос­ти, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близ­нецами и имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек по­нимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под раз­ным углом зрения. Человек пытается объяснить действи­тельность, чтобы научиться предвосхищать события, вли­яющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение че­ловека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли предположил, что если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т. е. узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек исполь­зует, чтобы интерпретировать мир переживаний и пред­видеть будущие события.



Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретиро­вать какую-то часть конструктной системы другого чело­века, надо чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его на­стоящее и последующее поведение.

Основу когнитивной социальной психологии составля­ют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель - дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несба­лансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тен­денция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Кау­зальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) - интерпретация субъектом меж­личностного восприятия причин и мотивов поведения дру­гих людей. В теории структурного баланса рассматрива­ется состояние сбалансированности когнитивной струк­туры человека в ситуации восприятия им другого челове­ка и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления диском­форта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Ком­муникация (от лат. communico - делаю общим, связы­ваю, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимо­действия. Одна из основных функций коммуникации со­стоит в достижении социальной общности при сохране­нии индивидуальности каждого из партнеров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к друго­му человеку или к объекту. Тем самым восстанавливает­ся соответствие.

Ч. Осгуд, П. Танненбаум - авторы теории конгруэн­тности (соответствия), считают, что для достижения со­ответствия в когнитивной структуре человека субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают.

Л. Фестиыгеру принадлежит создание теории ког­нитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное со­стояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо полу­чить новую информацию, которая бы устранила противо­речие и согласовывалась с прежними представлениями.

Гуманистическая психология

Гуманистический подход к пониманию человека про­является в том, что человек рассматривается как изна­чально хорошее существо, которому потенциально при­сущи положительные духовные качества и высшие ду­ховные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, по­требности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но эти духовные качества и потребности выступают как потен­ции, которые могут реализоваться в реальной жизни че­ловека, а могут и не реализоваться в случае неблагопри­ятных социальных условий окружения. Термин «гума­нистическая психология» был придуман группой психо­логов, которые в начале 60-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью со­здать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям: фрейдизму и бихевиоризму. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, которые оце­нивают человека как полностью зависимого либо от ок­ружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманис­тическая психология рассматривает человека как ответ­ственного за свою судьбу, свободно делающего выбор сре­ди предоставленных возможностей, стремящегося к са­мосовершенствованию, находящегося в процессе станов­ления, изменения в течение всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здо­ровые, гармоничные личности, достигшие вершины лично­стного развития, вершины самоактуализации. Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, состав­ляют лишь 1-4% от общего количества людей, а осталь­ные из нас находятся на той или иной ступени развития потребностей. Согласно Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять уровней. Низший уровень пред­ставлен физиологическими потребностями, они называются также фундаментальными. К ним относятся такие потреб­ности, как голод, жажда, потребность во сне и т. д. Далее потребности располагаются следующим образом:

в потребность в безопасности (стабильность, порядок);

в потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

в потребность в уважении (самоуважение, признание);

в потребность в самоактуализации (или самоосуще­ствлении) как в полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способностей. Потребности всех уровней генетически обусловлены. Но пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. Маслоу отмеча­ет, что нехватка благ, блокада базовых и физиологичес­ких потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводят к тому, что эти потребности могут стать для обычного че­ловека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут прояв­ляться высшие потребности, метамотивация (потребнос­ти к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смыс­ла своей жизни).

Одним из центральных понятий в концепции А. Мас­лоу является понятие самоактуализации, под которой он понимал «полное использование талантов, способностей, возможностей человека, который достиг более оптималь­ного и эффективного уровня функционирования, чем средние" люди». Самоактуализация является биологи­чески обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностно­го саморазвития - к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следую­щие особенности: 1) полное принятие реальности и ком­фортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2) принятие других и себя («я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соот­ветствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональная увлеченность любимым де­лом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, не­зависимость от социальной среды, самостоятельность суж­дений; 5) способность к пониманию других людей, вни­мание, доброжелательность к людям; 6) постоянная но­визна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) различе­ние цели и средств, зла и добра («не всякое средство хо­рошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естествен­ность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуа­лизирующее творчество в работе, любви, жизни; 11) го­товность к решению новых проблем, к осознанию про­блем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлин­ному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, пони­мание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, - вот что позволя­ет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внут­ренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые усло­вия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя, только получая информацию о себе от других лю­дей.

Но почему самоактуализирующихся людей мало? Мас-лоу считает, что причин может быть несколько: 1) небла­гоприятные социальные условия, блокирующие удовлет­ворение низших и высших потребностей; 2) незнание че­ловеком своего потенциала, сомнение в своих способнос­тях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы); 3) чрезмер­ное влияние потребностей безопасности, которые блоки­руют стремление человека к росту, самосовершенствова­нию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой. Неудовлетворение высших метапотребностей - потребностей роста (Маслоу выделя­ет 14 высших духовных метапотребностей: стремление к целостности личности, к совершенствованию, к заверше­нию, к справедливости, порядку и закону, к активности функционирования, к дифференциации и сложности, к красоте, к честности, открытости и простоте, к доброте, к уникальности и новизне, к игре и юмору, к истине и чести, к независимости и автономии, свободе) может не осознаваться человеком и не переживаться как осознан­ное желание, но тем не менее их неудовлетворение подав­ляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания - метапатологии (апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, не­способность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо до­биваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни, уход в наркотики, пьянство).

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психи­ческое здоровье.

Одним из фундаментальных понятий подхода К. Род­жерса является понятие «Я-концепция». Я-концепция - это совокупность представлений человека о самом себе в данный момент времени.

Согласно Роджерсу, каждый организм наделен стрем­лением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека на основе разнообразного жизнен­ного опыта общения с другими людьми и поведения лю­дей в отношении к нему формируется система представ­лений о себе - «реальное Я». То, каким человеку хоте­лось бы стать в результате реализации своих возможнос­тей, образует «идеальное Я». К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у че­ловека есть потребность в самоуважении и он хочет полу­чить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, жела­ния, внешне демонстрируя вместо этого те, которые по­лучат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний раз­лад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вы­зывает внутреннюю напряженность, невротичность и даль­нейшее отделение от «идеального Я». Личность уравно­вешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнт­ности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет приблизиться к своему «иде­альному Я», а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к понима­нию и реализации смысла жизни является высшей ду­ховной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто нереализованной в действительной жиз­ни человека.

Я-концепция как представление о самом себе и опре­деляет поведение человека в тех или иных ситуациях. Формирование Я-концепции происходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно большое значение имеют значимые другие.

Таким образом, можно утверждать, что содержание Я-концепции является результатом процесса социализа­ции личности.

  • Относительная эффективность методов обучения взрослого человека
  • Характеристика типов человека в его отношении к изменениям
  • 2.4. Подходы к индивидуальным изменениям
  • (Бихевиористический подход)
  • Постулаты теорий мотивации «X» и «y»
  • (Когнитивный подход)
  • (Когнитивно-поведенческий подход)
  • 2.5. Теории и концепции обучения
  • Тестовые задания
  • 5. Бихевиористический подход к изменениям предполагает:
  • 12. Мотивация персонала – это:
  • 13. Профессиональное обучение – это:
  • 14. Процесс побуждения себя и других на достижение поставленных целей:
  • Основные отличия между группой и командой
  • 3.2. Способы инициирования адаптации команд к организационным изменениям. Этапы изменений команд по Такману
  • Соответствие качеств творческих людей характеристикам творческих организаций
  • 3.3. Типология участников команды изменений по Белбину. Особенности эффективной команды
  • Рекомендации лидеру команды для эффективного прохождения разных фаз командообразования
  • Общая характеристика деловых ролей команды
  • Требования к формулированию целей функционирования команды
  • Тестовые задания
  • 1. Определите основные отличия команды от обычной группы:
  • 2. Группа – это:
  • 3. Группы, объединенные по решению руководства в структуре организации, называются:
  • 4.2. Основные качества лидеров изменений
  • 4.3. Детерминанты эффективности менеджера как лидера изменений
  • 4.4. Самоанализ и внутренние ресурсы управленца изменениями
  • Управление руководителем организацией и собой во время изменений
  • Задание руководителя при осуществлении изменений
  • 4.5. Эмоциональная компетенция менеджера изменений
  • 4.6. Подходы к выделению стилей управления
  • Характерные черты классических стилей управления Курта Левина
  • Шкала наименее привлекательных сотрудников по ф. Фидлеру
  • Тестовые задания
  • В организации в период изменений
  • Организационных изменений л. Грейнера
  • Основные задания этапов реализации реинжиниринга бизнес-процессов
  • Сравнительная характеристика теорий е и о организационных изменений
  • Состав и сущность хромосом элементов модели преобразования бизнеса
  • Особенности поведения «монстра изменений» на фазах и этапах маршрута изменений
  • 5.2. Подходы к изменениям с использование организационных метафор
  • 5.3. Метафоры организационных изменений г. Моргана
  • 5.4. Инструменты управления успехом изменений
  • 5.5. Условия, критерии и правила обеспечения эффективности организационных преобразований
  • ТестовЫе заданИя
  • 1. Организационные изменения – это:
  • 2. Организационные изменения определяются как:
  • 6.2. Методы систематического поиска новых идей и решений
  • 6.3. Методы направленного поиска новых идей и решений
  • Прямые и обратные операции теории р. Коллера
  • ТестовЫе задания
  • 7.2. Создание команд по управлению изменениями
  • Стадии жизненного цикла команды изменений и их характеристики
  • 7.3. Правила формирования рабочих групп и роли в них
  • 7.4. Организационная диагностика: необходимость проведения и содержание
  • 7.5. Подходы к проектированию изменений
  • 7.6. Подготовительная работа с персоналом
  • ТестовЫе заданИя
  • Инициативы, направленные сверху вниз
  • Инициативы, направленные снизу вверх
  • Горизонтальные инициативы
  • 8.2. Механизм реализации изменений
  • Классы механизмов управления организационными изменениями
  • 8.3. Организационная структура управления
  • 8.4. Социально-психологическое обеспечение реализации изменений
  • В условиях украинской экономики целесообразно использовать такие типы, как культура власти и культура заданий.
  • 8.5. Основные принципы успешного изменения корпоративной культуры
  • 8.6. Регулирование деятельности организации
  • 8.7. Создание бренда работодателя. Ребрендинг
  • Цели создания бренда работодателя в зависимости от стадии развития организации
  • 8.8. Контроль реализации изменений и реагирование
  • ТестовЫе заданИя
  • 1. Корпоративная культура организации – это:
  • 3. Обычно существующая в организациях корпоративная культура – это:
  • 8. Принцип комплексности успешного изменения корпоративной культуры организации состоит в следующем:
  • 9. Успешная смена корпоративной культуры позволит организации достичь:
  • Основные причины сопротивления организационным изменениям
  • 9.2. Виды, формы и стадии сопротивления изменениям
  • 9.3. Типы работников в зависимости от их отношения к изменениям
  • 9.4. Универсальные методы преодоления сопротивления изменениям
  • План мероприятий по предупреждению сопротивления изменениям
  • Причины негативного отношения к изменениям и методы их преодоления
  • Универсальные методы преодоления сопротивления изменениям
  • ТестовЫе заданИя
  • Тема 10
  • 10.2. Методы, ориентированные на задания и технологии
  • Сравнительный анализ перечисленных методов приведен в табл. 10.2.
  • Влияние методов проведения изменений на системные организационные индикаторы
  • 10.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию
  • Влияние методов проведения изменений в системные организационные индикаторы
  • 10.4. Современные методы управления изменениями
  • Структурные характеристики бенчмаркинга
  • 10.5. Роль іт-менеджмента в организационных изменениях
  • ТестовЫе задания
  • 4. Организованная совокупность документированной информации, содержащей базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах, это:
  • 5. Система автоматизации всех основных бизнес-процессов организации и всех видов учета – это:
  • Тема 11
  • 11.2. Модели организационного развития
  • 11.3. Предпосылки, принципы и ценности организационного развития
  • 11.4. Условия и средства достижения организационного развития
  • Тестовые задания
  • 12.2. Ситуации применения и условия проведения реинжиниринга, принципы реинжиниринга бизнес-процессов
  • Основные принципы реинжиниринга бизнес-процессов
  • 12.3. Бизнес-процессы. Виды бизнес-процессов и реинжиниринга
  • 12.4. Управление бизнес-процессами
  • 12.5. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов
  • 12.6. Методы совершенствования бизнес-процессов
  • ТестовЫе заданИя
  • Потенциал изменений организации
  • 13.2. Формы стратегических изменений
  • 13.3. Общие стратегии развития организации: роста, стабилизации, сокращения, комбинированные
  • Базовые и альтернативные стратегии развития организаций
  • 13.4. Интеграционные процессы и изменения. Мотивы интеграции. Факторы успеха и провала интеграции. Формы объединений
  • Основные формы интеграции предприятий
  • 13.5. Процессы диверсификации и изменения. Причины диверсификации. Факторы успеха и провала диверсификации. Способы диверсификации
  • 13.6. Подходы к управлению реализацией стратегических изменений фирмы adl
  • Подходы к управлению реализацией стратегических изменений
  • 13.7. Стратегии (опережающая, развития, оптимизации, перестройки, сокращения и распродажи) внедрения изменений в зависимости от состояния организации
  • ТестовЫе заданИя
  • СлоВарь основнЫх понятИй и термИнОв
  • (Когнитивный подход)

    С целью изменения убеждений (коррекции иррациональных убеждений), по А. Эллису, следует сделать следующие действия.

    1. Анализ активирующих событий (А ).

    2. Анализ ощущений (С ), определение неприятных из них и возможных последствий.

    3. Анализ иррациональных убеждений (В ).

    4. Проверка рациональности убеждений, то есть оценка, насколько имеющиеся убеждения отвечают реальности и насколько они вредны или небезопасны.

    5. Изменение образа мыслей, нахождение альтернативного варианта, возможного в данной ситуации.

    6. Составление плана действий.

    Методы коррекции поведения человека при помощи психики, предложенные А. Эллисом, были дополнены исследованиями в сфере психотерапии А. Бека (монография «Когнитивная терапия и эмоциональные разлады»). Круг интересов А. Бека составляют негативные проявления личности, такие как депрессия, фобии, алкоголизм, наркозависимость и т.д. В результате исследований А. Бек пришел к выводу, что причиной негативного поведения людей является нарушение когнитивных процессов, проявляющиеся в виде неадаптивных мыслей, убеждений и образов. По выражению А. Бека, «человеческие мысли определяют их эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение, в свою очередь, формирует место человека в окружающей среде». Таким образом, действенным способом коррекции поведения человека является изменение иррациональных установок на рациональные.

    К последним трудам в сфере управления индивидуальными изменениями в рамках когнитивно-поведенческого подхода относится монография американского профессора Джеймса Прохазки «Психология позитивных изменений» (2013 г.). Процесс изменения поведения индивида он представил в виде пяти стадий, которые циклически повторяются: «спокойствие», «сомнение», «планирование и подготовка», «действие» и «поддержка». Стадии характеризуются специфическими умственными операциями (когнитивные признаки ) и имеют выраженные поведенческие признаки . Модель изменения поведения в структурном виде представлена на рис. 2.7.

    Рис. 2.7. Модель изменения поведения индивида по Дж. Прохазке

    (Когнитивно-поведенческий подход)

    На стадии «спокойствие » реализуемое поведение не является предметом размышлений. Происходит восстановление ресурсов, потраченных человеком в течение предыдущих изменений.

    На стадии «сомнение » у человека появляется мысль о том, что его поведение не приносит ожидаемых результатов. При этом возникает вопрос – что необходимо изменить? Все найденные варианты рассматриваются как равнозначные. Человек ощущает внутренний конфликт, переживает влияние равных по степени привлекательности стимулов. В этот момент принимается решение о том, какие необходимо осуществить изменения, чтобы погасить внутренний конфликт.

    На стадии «планирование и подготовка » человек начинает понимать как действовать, осуществляет планирование своих шагов и готовится к действиям. На стадии «действие » человек реализует свой план и достигает определенного результата. На стадии «поддержка » – оценивает требования от нового и старого вариантов поведения, в случае необходимости отстаивает новое поведение перед окружающими. При условии, что человек эффективно пройдет каждую стадию, каждый виток новых изменений принесет ему выгодное поведение.

    Сегодня когнитивный подход широко используется в психотерапии, образовании и воспитании, менеджменте организаций и теории управления изменениями. Вместе с тем, он не дает объяснений, почему одни люди склонны видеть причины своего поведения в себе, а другие – в обстоятельствах; почему в одних семьях растут благополучные дети, а в других – неблагополучные. Основной недостаток когнитивного подхода к изменениям состоит в том, что он не учитывает в полной мере внутренний (духовный) мир человека, его позитивное и негативное влияние.

    Психодинамический подход к изменениям. Идея подхода состоит в том, что во время изменений человек переживает определенную психологическую драму и постепенно, со временем должен это осмыслить. Подход сформован на основе четырех базовых моделей.

    Модель 1. Пять стадий принятия изменений Элизабет Кюблер-Росс .

    1. «Возражение » – человек, столкнувшийся с катастрофическими изменениями, часто не может их полностью принять и воспринять. Он не признает, что это произошло на самом деле, то есть возникает защитная реакция организма – ощущение недоверия и возражения (например, возникновение возражения в момент проигрыша любимой футбольной команды). Это связано с нежеланием и невозможностью психики человека воспринимать негативные новости и страх вместе с ними ощущать большую душевную боль.

    2. «Гнев » – смирившись через некоторое время с тем, что случилось, человек начинает задавать себе вопрос: «Почему я?», «Как такое могло произойти именно со мной?», «Конечно, во всем виноваты врачи – наверное, они ошиблись в диагнозе!», «Почему они не заметили своевременно?» и т.п. Возникает чувство злости, разочарования и гнева, которые могут быть направлены как на окружающих, так и на самого себя: «Почему я раньше не бросил курить?», «Вечно у меня все не как у людей!». Благодаря стимулированию этих чувств человек пытается вытеснить действительные ощущения вследствие нежелания принять изменения и поверить в действительность.

    3. «Торг » – истощившись в нападках на окружающих или на себя, человек все еще пытается определенным образом вернуть контроль над ситуацией. Стадия характеризуется внутренним диалогом или, если человек религиозный, разговором с Богом, которого просят подождать с неминуемым: «Я обещаю в дальнейшем вести себя хорошо, раскаяться во всех бывших грехах, если только доживу до свадьбы дочери... Я беру назад все плохое, что сказал об этих людях, пусть они только живут дальше». Таким образом человек снова пытается отклониться от настоящей реальности. Человек отчаянно ищет, как бы исправить ситуацию, ощущает чувство паники: «Если бы мне удалось это уладить, тогда все было бы хорошо!».

    4. «Депрессия » – когда становится ясно, что никакие мольбы положения не исправят, приходит понимание действительной важности ситуации. Большинство в этот момент впадает в депрессию – ощущение грусти, скорби, отсутствия будущего, потери самого себя. Человек готов на все махнуть рукой. При этом для некоторых депрессия означает апатию или ощущение бессмыслицы, а для других – печаль или смешанные и противоречивые эмоции.

    5. «Принятия » – у человека, который смог преодолеть депрессию, возникает ощущение спокойствия и понимания неизбежности того, что произошло. Человек полностью осознает свои ощущения, надежды, страхи и тревоги. Он готов к дальнейшей жизни и новым изменениям.

    Модель 2. Кривая приспосабливаемости к изменениям Джея Адамса, Стивена Хейеса и Дж. Алана Хобсона содержит следующие стадии.

    1. «Облегчение » – человек ощущает мгновенное облегчение от осведомленности о грядущих изменениях: «Наконец я точно знаю, что происходит, я так и думал, что мне это не померещилось».

    2. «Шок или удивление » – человек отрицает все изменения, которые произошли, ощущает недоверие и удивление.

    3. «Возражение » – законченное непринятие любых изменений, человек «доказывает» себе, что на самом деле ничего не происходит и все восстановится.

    4. «Гнев » – человек бессознательно ощущает гнев и огорчение от происходящих изменений.

    5. «Торг » – попытка любым способом предотвратить неминуемое.

    6. «Депрессия » – человек отвечает на изменения апатией и печалью или становится совсем невосприимчивым к внешней среде.

    7. «Принятие » – человек воспринимает реальность такой, как она есть.

    8. «Экспериментирование » – после погружения во внутренний мир человек начинает понимать, что «извне» тоже что-то есть. «Может, о некоторых изменениях стоит хотя бы задуматься. Может, мне следует попросить описание новых обязанностей».

    9. «Открытие » – человек выходит в новый измененный мир и делает открытие – все не так плохо, как он себе представлял. Возможно, менеджеры были правы, условия работы только улучшились.

    Модель 3. Модель реакции на изменения Вирджинии Сатир .

    1. «Начальная стадия » – состояние, когда человек получает все то, что получал раньше, продолжает делать то, что делал. Относительное равновесие при относительной гармонии всех компонентов системы. Присутствует некоторая неудовлетворенность, однако никто не осуществляет изменения.

    2. «Инородный элемент » – попадание в действующую систему нового элемента-раздражителя (сотрудник, руководитель, закон или метод управления, система мотивации и др.), кардинально изменяющего расстановку сил.

    3. «Хаос » – последствия действия нового элемента в системе. Внешний мир остается практически без изменений, тогда как внутренний мир человека испытывает значительные преобразования. Сначала человек ощущает недоверие, возражение или эмоциональный ступор, не знает, что думать, ощущать или делать. Пытается отрицать изменения, иногда даже удваивает усилия, чтобы сберечь прежнюю систему и состояние, саботирует внедрение нового. Перестает доверять окружающим, даже самым близким, не знает, к кому обратиться за помощью. В эмоциональном плане превалирует гнев, грусть, страх, паника и отчаяние, которые резко заменяются апатией и депрессией.

    4. «Идея » – в наиболее тяжелую минуту в самых глубинах ума возникает идея, стающая первым шагом на пути к примирению с изменениями.

    5. «Интеграция » – внутренний мир человека постепенно приспосабливается к новому порядку существования внешней среды.

    Модель 4. Переломные моменты в процессе изменений Стивена Вайнберга .

    1. Входящие в процесс внедрения изменений переломные моменты могут ему препятствовать или, наоборот, поддерживать.

    2. Если изменения были некачественно запланированы, а реципиенты сознательно или несознательно решили им препятствовать и сопротивляться, все усилия руководителей изменений не увенчаются успехом.

    Гуманистически-психологический подход к изменениям. В гуманистическом подходе приоритет отдается исследованию сознательного опыта человека, его высших потребностей. Человек рассматривается не как «черный ящик», способный только реагировать на входящие стимулы, а как целостное образование с природой. Человек не запрограммирован своим прошлым, а открыт для самосовершенствования.

    Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что наивысшей прирожденной потребностью человека является потребность в самовыражении и самоактуализации , которая настает после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в любви, благосклонности, признании и оценке. Этим он подчеркивал важную роль самого индивида в построении своей личности. А. Маслоу, исследуя проблемы личностного роста и развития человека, доказал, что любая личность рождается с потребностью делать только хорошие дела. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, дружбу, альтруизм и другие человеческие ценности.

    Изучая биографии известных людей мира, А. Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности.

    1. Эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

    2. Принятие себя, других, природы.

    3. Спонтанность, простота, естественность.

    4. Центрирование на задании, а не на себе.

    5. Определенная потребность в одиночестве.

    6. Автономия, независимость от культуры и среды.

    7. Постоянная свежесть и новизна оценки.

    8. Межличностность и опыт внешних состояний.

    9. Ощущение причастности, единения с другими.

    10. Более глубокие межличностные отношения.

    11. Демократическая структура характера.

    12. Разграничение средств и целей, добра и зла.

    13. Философское, невраждебное чувство юмора.

    14. Самоактуализирующееся творчество.

    Самоактуализированная личность не является совершенной, она может переживать и негативные чувства. Самоактуализация – это не избежание проблемы, а постепенное движение от проблем воображаемых и простых к реальным и сложным. А. Маслоу описал восемь путей самоактуализации.

    1. Полное и самоотверженное переживание жизненной ситуации с повышенной осознанностью и интересом.

    2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего, с риском оказаться в неизвестном.

    3. Стремление стать реальным, существовать фактически, а не в потенциале.

    4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы, необходимо искать, прежде всего, в себе.

    5. Развитие способностей, умение верить своим мыслям и интуиции, поступать в соответствии с ними.

    6. Всестороннее развитее своих потенциальных возможностей.

    7. Стремление к избежанию психологических переживаний, то есть к состоянию, когда человек более полно осознает окружающий мир и себя, думает, действует и ощущает ясно, верно и точно.

    8. Выявление своих «защит» и работа в направлении отказа от них.

    Вместе с тем А. Маслоу утверждал, что уровня самоактуализации достигают не все. Характеристиками личности, достигшей уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость в мыслях и суждениях, проявление творчества и т.п.

    Приверженцем взгляда на личность как на продукт влияния сознательных оценок повседневных текущих ситуаций был также видающийся американский психолог Карл Роджерс, который фундаментальной компонентой структуры личности считал «я-концепцию», которая формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой и является интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. В соответствии с содержанием созданной им личностно ориентированной психотерапии, индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающей среде; негативный вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет полностью реализовать человеку свой потенциал.

    Ключевым понятием теории К. Роджерса является безусловное позитивное отношение – забота о человеке, не требующая никаких личностных наград. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем является в действительности, независимо от характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда его наказывают за одни действия и поощряют за другие.

    В соответствии с теорией, полноценно функционирующий человек – это личность, находящаяся в процессе изменений, полностью осознающая собственное реальное «я» и характеризующаяся такими чертами, как открытость, реальное восприятие жизни, доверие собственным интуитивным суждением и внутренним импульсам, способность принимать верные решения. Такой человек свободно реагирует и объективно воспринимает собственную реакцию на сложившуюся ситуацию, стремится к самоактуализации и улучшению здоровья, являющимися главными мотивирующими факторами для людей, которым не препятствуют проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие или изменяющие их поведение.

    Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cogno-знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают что индивидуумы - не просто машины, слепо и механически реагирующие на внутренние факторы или на события во внешнем мире. С когнитивной точки зрения разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход состоит в основном в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

    Хотя когнитивная психология как отдельное направление возникла лишь в 60-е годы, а точнее с появлением труда Нейссера «Cognitive Psychology» (Neisser, 1967), ей предшествовал ряд течений, придержи­вавшихся такого же взгляда на функционирование человека.

    Прежде всего следует сказать о немецкой школе гештальт-психологии, которую французы называли «психологией формы» и корни кото­рой восходят к фон Эренфельсу (von Ehrenfels, 1890). Это течение популяризировал в США Кёлер (Kohler) в порядке протеста против захвата основных позиций Уотсоном и его последователями.

    Пиаже (Piaget) со своей стороны начиная с 1923 года показывал, что развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поис­ков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять.

    В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (Tolman, 1948) уже подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя членами важную, по его мнению, переменную-психические процессы данного индивидуума 1 , зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Как мы видели, Бандура тоже отводит определенную роль в оценке послед­ствий нашего поведения процессам познания. Мы вернемся к этим аспектам теорий научения в главе 7, а пока дадим лишь краткую характеристику направлений, непосредственно вливающихся в русло когнитивной психологии.

    Гештальтпсихология. Немецкое слово «гештальт» означает форму, организацию или конфигурацию. Гештальтизм, или психология формы, -течение, возникшее в Германии в начале нашего века. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окру­жающая нас реальная среда, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием, как полагали структуралисты, либо механизмами обуслов­ливания, как утверждают бихевиористы.

    Для Кёлера (Kohler, 1921) и гештальтистов окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие этого мира также организованно.


    1 Видоизмененная схема Толмена имеет вид S-I-R, где I- индивидуум.

    Рис. 2.14. Немецкий психолог Вольфганг Кёлер (1887-1967). Он был учеником Вертгеймера - осно­вателя гештальт -теории - и старался распростра­нить эту теорию в США в противовес бихевиоризму. Ему принадлежит также книга «Интеллект высших обезьян» (см. гл. 1).

    Ряд следующих один за другим музыкальных тонов, воспроизводи­мых в определенном порядке и в заданном ритме, слагается в мелодию, которая есть нечто большее, чем простая последовательность звуков; если изменить порядок нот или изменить хотя бы одну из них, изменится вся мелодия. Значит, мы воспринимаем некое организованное целое, а не просто сумму его частей (рис. 2.15).

    Возможно, что механизмы такой организации восприятии сущест­вуют еще до рождения. Некоторые наблюдения, по-видимому, под­тверждают эту гипотезу. Если, например, предъявить только что вылупившимся цыплятам мелкие предметы разной формы, то они будут клевать гораздо чаще округлые предметы, чем какие-либо иные. Это узнавание формы существенно для выживания, так как цыплятам не нужно «научаться» отличать зернышко от других предметов, более опасных или менее удобоваримых; эта «форма» как бы навязывается им с первых попыток выбора пищи. По-видимому, так же обстоит дело с младенцем: с самых первых недель жизни он проявляет больше интереса к форме различных элементов человеческого лица, чем к дру­гим особенностям этих элементов.

    Хотя гештальтизм как таковой уступил место другим направлениям психологии, его вкладом в эту науку никак не следует пренебрегать. Действительно, многие концепции, выдвинутые гештальтпсихологами, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп (сама группа-это тоже некое целое, отличное от простой суммы входящих в нее индивидуумов) (см. документ 2.10).

    Конструктивизм. Пиаже-швейцарский психолог, известный своим конструктивистским подходом к умственному развитию индивидуума.

    Рис. 2.b. Кто возьмется утверждать, что он видит на этом рисунке не крест, а семь точек? На первый взгляд это, конечно, крест; таким образом, целое, образуемое точками, совсем не то, что их простая сумма.

    Рис. 2.16. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Поставив перед собой задачу выяснить, каким образом индивидуум познает реальный мир, он пришел к изучению мышления и его развития у ребенка.

    В результате своих исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой резуль­тат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий (Piaget, 1936).

    Ребенок, пытаясь понять окружающую действительность, постоянно сталкивается с новыми проблемами, нарушающими уже сложившиеся у него представления о мире. Согласно Пиаже и конструктивистам, фактором, побуждающим ребенка искать новые ответы на эти пробле­мы, является внутренний процесс «уравновешивания». Именно таким путем ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, которое дает ему возможность подступаться ко все более и более сложным областям (см. документ 2.11).

    Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предмета­ми и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Здесь нет ничего врожденного. По мнению Пиаже, наследственно и потому при­суще всем людям только функционирование интеллекта. Этим объяс­няется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов.

    Взгляды Пиаже значительно отличаются, таким образом, от взгля­дов бихевиористов, которые утверждают, что ребенок даже в очень раннем возрасте при надлежащем воспитании и обучении мог бы освоить, например, алгебру.

    Когнитивная психология. На фоне слабостей бихевиористской модели, неспособной удовлетворительно объяснить такие явления, как язык, память, рассудочное мышление или мысленные образы, в США рас­пространялось, главным образом в 70-е годы, направление, названное когнитивной психологией. Его сторонники утверждают, подобно Толмену, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу.

    Кроме того, данные теории информации и ее приложения к вычисли­тельным машинам, а также исследования в области развития речи позволяют по-новому понимать механизмы усложнения психических процессов.

    Число исследований в этой области, во всех ее направлениях посто­янно растет, так что лидера или главного теоретика как такового в ней нет. Среди наиболее перспективных тем следует назвать изучение мыс­ленных образов, в частности работы Косслина (Kosslyn, 1975), и особенно процветающее направление - анализ организации памяти (Tulving, 1972). Отметим также вопрос о мотивации, которую прежде считали «движу­щей силой» наших действий; сейчас представители когнитивной психо­логии рассматривают ее скорее как «селективный механизм», выбираю­щий из возможных форм поведения ту, которая лучше всего соответст­вует состоянию психики или планам данного индивидуума (Bolles, 1974; Deci, 1975; Nuttin, 1980).

    При знакомстве с направлениями исследований в когнитивной психо­логии создается впечатление, что она вновь поднимает темы, увлекав­шие структуралистов и функционалистов в начале века. Однако между этими двумя эпохами есть принципиальное различие; оно порождено тем благотворным влиянием, которое оказал на психологию бихевио­ризм, заставивший соблюдать абсолютную строгость экспериментов, обеспечивать контроль, а главное -подбирать такие определения и такие переменные, которые были бы операциональными, а не основывались на чистой интроспекции.

    Психоаналитический подход

    которые изменили представление больными он пришел к выводам, XX века В частности представления о психике существовавшие в начале

    тельной степени няе? что наше поведение в значи -назвал влечениями ^я Т ельных сил, которые он

    (Freud, 19ЙГ влияние на выбор "Р 0 * 600 ™ и ™ на творчество

    ни вТидТрТзТи^ых^сг^ человека подавляются в наибольшей степе-именнс"он^ побуждаю^^^^^^^ ограничений. А между тем, по Фрейду,

    гии (либидо) происхо^г^^^ Деиствовать-именно благодаря их энер-

    зрелости (см ^умТнт 2 ^ тепмнное развитие личности и достижение аномалии o^cSc^ неуяовп гие черты ^^УУ^ и "<^bie

    Ными подавлениГэтиЛ^е^Тв 0 "^^^^^^^^^^^^^ и -Ф-----" -зван-

    Что такое психология? 77


    Рис. 2.17. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 -1939) основатель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Фрейда к созда­нию теории подсознательного, основанной на ди­намике влечений.


    Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспро­вергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сек­суальности. Кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

    Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим в главе, посвященной развитию личности.

    Когнитивный подход

    Теоретики когнитивного направления считают, что люди с монополярной депрессией оценивают события в негативном ключе и что подобное восприятие ведет к депрессии. Поэтому когнитивные терапевты уделяют основное внимание мыслительным процессам этих личностей, а не их настроению. Двумя наиболее влиятельными когнитивными объяснениями депрессии являются теория выученной (приобретенной) беспомощности и теория аберрации мышления (негативная триада Бека).

    Выученная беспомощность. Испытываемое больным чувство беспомощности отчетливо проявляется в следующем описании депрессии молодой женщины:

    Мэри было 25 лет, и она только что приступила к учебе на последнем курсе колледжа... Когда ее попросили рассказать о том, какой была ее жизнь в последнее время, Мэри начала плакать. Рыдая, она сказала, что в течение последнего года или около того ей казалось, что она теряет способность контролировать свою жизнь и что недавние стрессы (возобновление учебы и трения с ее приятелем) вызвали у нее чувство страха и собственной никчемности. Из-за постепенного ухудшения зрения она была теперь вынуждена весь день носить очки. «Очки придают мне ужасный вид, - поведала она, - и теперь я редко смотрю людям в глаза». Кроме того, за последний год Мэри прибавила в весе 20 фунтов. Она находила себя толстой и непривлекательной. Временами она была почти уверена, что будь у нее достаточно денег для покупки контактных линз и времени для занятий спортом, она бы смогла избавиться от своей депрессии; в другие моменты ей казалось, что ничто уже не поможет... Мэри полагала, что деградация происходит и в других сферах ее жизни. Она перестала справляться с учебными нагрузками, и впервые за все время ей был назначен испытательный срок для устранения академической задолженности... В дополнение к неудовлетворенности собственной внешностью и страхам по поводу перспектив в учебе Мэри жаловалась на отсутствие друзей. Ее социальное окружение состояло исключительно из ее приятеля, с которым они вместе жили. Хотя порою эта связь вызывала у нее чувство почти невыносимого разочарования, она не находила в себе сил внести в нее какие-то изменения и пессимистически расценивала будущее. (Spitzer et al., 1983, р. 122-123)

    Мэри казалось, что она «теряет способность контролировать свою жизнь». Согласно психологу Мартину Селигману, подобное чувство беспомощности составляет центральное звено депрессии Мэри. С середины 1960-х годов Селигман разрабатывает теорию депрессии, получившую название теории выученной беспомощности (Seligman, 1992, 1975). Согласно ей, люди впадают в депрессию, когда им кажется, что (1) они больше не контролируют подкрепления в собственной жизни и (2) они сами несут ответственность за это состояние беспомощности.

    Выученная беспомощность - основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления.

    Теория Селигмана начала впервые обретать свою форму, когда он работал с подопытными собаками. В одном эксперименте он привязывал собак в аппарате, названном «гамаком», в котором они получали периодические удары, независимо от того, что делали. На следующий день каждую из собак помещали в ящик-челнок, ящик, разделенный посередине барьером, через которой животное могло перепрыгнуть, чтобы оказаться на другой стороне (см. рис. 6.3). Селигман подвергал ударам собак в ящике, ожидая, что они, подобно большинству других собак в этой ситуации, вскоре научаться избегать удара, перепрыгивая через барьер. Однако эти собаки оказались неспособными научиться чему-либо. Поволновавшись какое-то время, они просто «ложились, тихо скулили» и принимали удар.

    Рисунок 6.3. Спасительный прыжок. Экспериментальные животные научаются избегать ударов, которым они подвергаются в одном отсеке ящика, перепрыгивая на другую (безопасную) сторону барьера.

    Селигман решил, что, получая днем раньше в «гамаке» удары, от которых было нельзя уклониться, собаки убеждались, что они не контролируют неприятные подкрепления (удары) в собственной жизни. Поэтому когда их затем помещали в новую ситуацию (ящик-челнок), где они в действительности могли влиять на свою судьбу, собаки продолжали считать себя в целом беспомощными. Селигман заметил, что свойства выученной беспомощности очень напоминают симптомы депрессии у людей, и предположил, что люди впадают в депрессию после того, как приходят к выводу, что они не контролируют подкрепления в собственной жизни.

    В исследованиях, проводимых и на людях, и на животных, испытуемые, которых заставляют поверить в собственную беспомощность, демонстрируют реакции, схожие с депрессией. Например, когда испытуемые люди получали неконтролируемые негативные подкрепления, они затем оценивали свое депрессивное настроение как более тяжелое, по сравнению с другими испытуемыми (Miller & Seligman, 1975). Подопытные животные, которых вводят в состояние беспомощности, теряют интерес к половой и социальной деятельности, подобно тому как люди с депрессией часто становятся пассивными и замкнутыми (Lindner, 1968). Наконец, неконтролируемые негативные события приводят к понижению активности норэпинефрина и серотонина у крыс (Neumaier et al., 1997; Weiss, Glazer & Pohorecky, 1976, 1974). Нет сомнений, что эти данные аналогичны изменению активности нейротрансмиттеров в головном мозге, обнаруживаемому у людей с монополярной депрессией.

    В последние двадцать лет объяснение депрессии с позиции выученной беспомощности было несколько пересмотрено. Согласно новой версии этой теории, когда люди считают, что события находятся вне их контроля, они задают себе вопрос, почему это происходит (Abramson, Metalsky & Alloy, 1989; Abramson, Seligman & Teasdale, 1978). Если они приписывают это отсутствие контроля какой-то внутренней причине, которая носит одновременно и глобальный и устойчивый характер («Я ни на что не гожусь и таким останусь навсегда»), то легко могут посчитать себе неспособными предотвратить будущие негативные события и впасть в депрессию. Если же они делают атрибуции иного рода, тогда эта реакция маловероятна.

    Атрибуция - объяснение определенными причинами того, что вокруг нас происходит.

    Рассмотрим случай со студентом колледжа, которого бросила его девушка. Если он объясняет эту потерю контроля какой-то внутренней причиной, которая одновременно и глобальна, и устойчива - «Это моя вина [внутренняя]; я порчу все, к чему прикасаюсь [глобальная], и так будет всегда [устойчивая]», - тогда он имеет основания опасаться потери контроля в будущем и может испытывать общее чувство беспомощности. Согласно теории выученной беспомощности, ему почти уготована депрессия. Если же студент объясняет разрыв отношений причинами, которые являются более конкретными («Наши отношения прервались потому, что я отвратительно вел себя последнюю пару недель»), неустойчивыми («Обычно я так не поступаю») или внешними («Она не знает, что ей нужно»), он, вероятно, не станет опасаться новой потери контроля и не испытает чувства беспомощности и депрессии.



    Сотни исследований подтверждают связь между стилями атрибуции, беспомощностью и депрессией (Kinderman & Bentall, 1997). В одном исследовании людей с депрессией просили заполнить Опросник атрибутивных стилей (Attributional Style Questionnaire) как до успешной терапии, так и после нее. До терапии их депрессия сопровождалась внутренними, устойчивыми и глобальными формами атрибуции. В конце лечения состояние пациентов улучшилось, а их стили атрибуции стали менее внутренними, устойчивыми и глобальными (Seligman et al., 1988).

    Стоит заметить, что в последние годы некоторые теоретики внесли в модель беспомощности еще ряд поправок. Они предполагают, что атрибуции, скорее всего, вызывают депрессию только в том случае, когда они в дальнейшем порождают у людей чувство безнадежности (Alloy et al., 1990; Abramson, Metalsky & Alloy, 1989). Принимая во внимание этот фактор, клиницисты часто оказываются способны предсказать депрессию с еще большей точностью (Waiker & Craske, 1997).

    Несмотря на то, что модель выученной беспомощности, объясняющая монополярную депрессию, многообещающа и широко применяется, она также оставляет ряд неразрешенных проблем. Во-первых, лабораторная беспомощность не является полным соответствием депрессии. К примеру, неконтролируемые удары в лаборатории почти обязательно вызывают тревогу наряду с эффектами беспомощности (Seligman, 1975), у людей же депрессия не всегда сопровождается тревогой. Во-вторых, значительная часть исследований выученной беспомощности опирается па опыты с подопытными животными. Невозможно определить, отражают ли в действительности симптомы у животных клиническую депрессию, наблюдаемую у людей. Наконец, атрибутивный характер этой теории порождает ряд трудных вопросов. Как быть с собаками и крысами, которые почувствовали себя беспомощными? Могут ли животные делать атрибуции, хотя бы скрытые?

    <Вопросы для размышления. Многие комедийные актеры сообщают, что им приходилось бороться с депрессией. Не заложено ли в актерской профессии чего-то такого, что может ухудшать их настроение? Нет ли в состоянии депрессии чего-то такого, что делает мышление комиков более гибким или позволяет им более умело забавлять публику?>

    Негативное мышление. Как и Селигман, Аарон Бек полагает, что основой депрессии является негативное мышление. Однако Бек акцентирует внимание на ключевых признаках клинического синдрома, неадекватных когнициях, составляющих так называемую когнитивную депрессивную триаду - ошибки в восприятии ситуации, себя и будущего, автоматических мыслях и ошибках в мышлении (Beck, 1997, 1991, 1967; Young, Beck & Weinberger, 1993).

    Согласно Беку, у некоторых людей в детском возрасте формируются установки на (собственную) неадекватность, например, человек может рассуждать следующим образом: «Мои достоинства зависят целиком от того, насколько успешно я справлюсь с тем или иным заданием» и «Если я потерплю неудачу, другие почувствуют ко мне отвращение». В насыщенной, активной жизни многих неудач просто нельзя избежать, поэтому, придерживаясь подобных установок, человек сам себе вредит (Young et al., 1993; Beck et al., 1990).

    Бек утверждает, что неприятные ситуации, возникающие в жизни этих людей в дальнейшем, провоцируют длительный цикл негативного мышления. Как правило, такое мышление распространяется на три области, почему и названо когнитивной триадой: люди раз за разом оценивают (1) свой опыт, (2) самих себя и (3) свое будущее в негативном ключе, в результате чего они начинают испытывать депрессию. То есть люди с депрессией интерпретируют свой опыт как бремя, которое является постоянной причиной их поражений или лишений. Они считают себя нежеланными, никчемными и некомпетентными. Будущее видится им безрадостным. Когнитивная триада отчетливо проявлена в мышлении женщины, страдающей депрессией:

    Это для меня невыносимо. Я не могу примириться с унизительным фактом, что я - единственная женщина в мире, которая неспособна позаботиться о своей семье, стать настоящей женой и матерью и завоевать уважение своих соседей и знакомых. Когда я разговариваю со своим сыном Билли, то знаю, что не сделаю ему ничего плохого, но я чувствую себя такой неподготовленной к тому, чтобы позаботиться о нем; вот что меня страшит. Я не знаю, что делать и какой путь выбрать; все настолько трудно... должно быть, я выгляжу настоящим посмешищем. Выйти из дома и повидаться с людьми выше моих сил, поскольку все мои недостатки сразу же станут видны. (Fieve, 1975)

    Согласно Беку, депрессивные люди, кроме того, допускают ошибки в своем мышлении. Одна из распространенных логических ошибок состоит в том, что они делают произвольные выводы - негативные заключения, имеющие под собой мало оснований. Например, идущий по парку человек проходит мимо женщины, которая смотрит на растущие рядом цветы, и делает заключение: «Она отворачивается от меня». Кроме того, депрессивные люди часто преуменьшают значимость позитивного опыта или преувеличивают значимость негативных событий. К примеру, студентка колледжа получает высокую оценку на трудном экзамене по английскому языку, но делает вывод, что оценка отражает великодушие преподавателя, а не ее собственные способности (преуменьшение). Через несколько дней той же студентке приходиться пропустить семинар по английскому, и она приходит к убеждению, что не сможет наверстать упущенное за оставшуюся часть семестра (преувеличение).

    Когнитивная триада - три направления негативного мышления, которые, согласно Аарону Беку, приводят людей в состояние депрессии. Эта триада включает в себя негативную оценку своего опыта, самого себя и своего будущего.

    Наконец, у людей с депрессией возникают автоматические мысли, устойчивая цепочка неприятных мыслей, которые продолжают напоминать им, что они некомпетентны, а их ситуация безнадежна. Бек называет эти мысли «автоматическими», потому что они, по-видимому, возникают сами собой, как бы рефлекторно. В течение всего лишь нескольких часов депрессивных людей могут посещать сотни подобных мыслей: «Я - никчемная личность... Я всех подвожу... Все меня ненавидят... Я не справляюсь со своими обязанностями... Я - плохой родитель... Я глуп... Все дается мне с трудом... В моей жизни не произойдет никаких изменений».

    Автоматические мысли - неприятные мысли, которые возникают у человека, способствуя возникновению или сохранению депрессии, тревоги или других видов психологической дисфункции.

    Объяснение Бека получило весомую исследовательскую поддержку. Ряд исследований подтвердил, что депрессивные люди придерживаются неадекватных установок и что чем больше у них таких установок, тем тяжелее их депрессия (Whisman & McGarvey, 1995; Garber, Weiss & Shanley, 1993). В другом исследовании установлено, что у депрессивных людей наличествует когнитивная триада (Cole & Turner, 1993). В многочисленных исследованиях лица с депрессией припоминали неприятные жизненные ситуации с большей легкостью, чем позитивные события, оценивали себя ниже, чем люди, не подверженные депрессии, и выбирали пессимистические высказывания в описательных тестах (например, «Я ожидаю, что мои планы расстроятся»).

    Гипотезы Бека, касающиеся логических ошибок, также получили подтверждение в лабораторных исследованиях (Cole & Turner, 1993; Yost, Cook & Peterson, 1986). В одном эксперименте испытуемых женщин просили прочитать тексты о женщинах, оказавшихся в трудных ситуациях, и прокомментировать их. Испытуемые с депрессией сделали в своих комментариях больше логических ошибок (таких как произвольный вывод или преувеличение), чем испытуемые, не страдавшие депрессией (Hammen & Krantz, 1976).

    Наконец, исследования подтверждают предположение Бека о связи между автоматическими мыслями и депрессией (Philpot, Holliman & Madona, 1995; Garber et al., 1993). В одном исследовании у испытуемых без депрессии, которых с помощью хитрости заставляли читать негативные высказывания о собственной личности, напоминавшие автоматические мысли, появлялось все больше и больше признаков депрессии (Strickland, Hale & Anderson, 1975).

    Эта серия исследований свидетельствует о том, что негативное мышление действительно связано с депрессией, но она неспособна продемонстрировать, что подобные модели мышления являются причиной и ключевым элементом монополярной депрессии. Не исключено, что основополагающая проблема с настроением вызывает трудности в мыслительной сфере, которые затем еще больше расстраивают настроение, поведение и физиологию.

    <«Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». - Шекспир, «Гамлет»>

    Когнитивная терапия. Основной когнитивный метод лечения монополярной депрессии был разработан Беком. Он призван помочь пациентам распознать негативные мыслительные процессы и внести в них изменения, тем самым улучшив настроение и поведение людей (Beck, 1997, 1985, 1967). Лечение, которое обычно требует менее двадцати сеансов, аналогично рационально-эмотивной терапии Алберта Эллиса (Ellis), но видоизменено с учетом специфических мыслительных ошибок, обнаруживаемых при депрессии. Подход Бека включает в себя четыре фазы:

    Фаза 1. Повышение активности и настроения. Используя поведенческие приемы, закладывающие основу когнитивной терапии, терапевты сначала побуждают пациентов проявлять больше активности. В ходе каждого сеанса пациенты посвящают определенное время составлению подробного почасового графика своих действий на предстоящей неделе (см. рис. 6.4). Предполагается, что по мере того, как от недели к недели они будут проявлять все больше активности, улучшится и их настроение.

    Понедельник Вторник Среда Четверг
    09-10 Поход в продуктовый магазин Посещение музея Подготовка к выходу из дома
    10-11 - // - - // - Поездка на автомобиле на прием к врачу
    11-12 Прием у врача Звонок другу - // - Прием у врача
    12-13 Ленч Ленч Ленч в музее
    13-14 Уборка гостинной Возвращение на автомобиле домой
    14-15 Чтение романа - // - Стирка
    15-16 Уборка спальни Чтение романа - // -
    16-17 Просмотр телепередач Просмотр телепередач Просмотр телепередач
    17-18 Приготовление обеда Приготовление обеда Приготовление обеда
    18-19 Обед с семьей Обед с семьей Обед с семьей
    19-20 Уборка кухни Уборка кухни Уборка кухни
    20-00 Просмотр телепередач, чтение романа, сон Просмотр телепередач, чтение романа, сон

    Рисунок 6.4. Повышение активности. На ранних этапах лечения депрессии методом когнитивной терапии пациент и терапевт составляют график активных действий, подобный приведенному. Особо оговариваются такие простые виды деятельности, как просмотр телепередач и звонки друзьям. (Beck et al., 1979, p. 122.)

    Фаза 2. Устранение автоматических мыслей. Как только люди становятся более активными и чувствуют, что их депрессия начинает проходить, когнитивные терапевты помогают им справиться с их негативными автоматическими мыслями. Пациентов учат распознавать и регистрировать негативные автоматические мысли, когда те появляются. Затем, на одном сеансе за другим, терапевт и пациент оценивают реалии, стоящие за этими мыслями, и часто приходят к выводу, что последние безосновательны.

    Фаза 3. Идентификация негативного мышления и его абсолютизации. По мере того как люди начинают видеть изъяны в своих автоматических мыслях, когнитивный терапевт показывает им, каким образом процессы нелогичного мышления способствуют этим мыслям. Терапевты также дают пациентам возможность увидеть, что почти все их интерпретации событий отличаются выраженной негативной субъективной оценкой, и помогают им изменить эту манеру интерпретации.

    Фаза 4. Изменение первичных установок. Терапевты помогают людям изменить неадекватные установки, которые и лежат в основе их депрессии. В качестве составной части этого процесса терапевты часто побуждают пациентов сопоставить свои установки с реальностью, как это имело место в нижеследующей терапевтической беседе:

    Терапевт: На чем вы основываете свое убеждение, что не можете быть счастливы без мужчины?

    Пациентка: В течение полугода, когда у меня не было мужчины, я пребывала в тяжелой депрессии.

    Терапевт: Не могла ли ваша депрессия быть вызвана иной причиной?

    Пациентка: Как мы уже с вами обсуждали, я видела все в искаженном свете. Но я по-прежнему не знаю, могла ли я быть счастлива, если бы мной никто не интересовался.

    Терапевт: Я тоже не знаю. Не можем ли мы это как-то выяснить?

    Пациентка: Ну в качестве эксперимента я могла бы не встречаться ни с кем какое-то время, чтобы посмотреть, как я себя буду чувствовать.

    Терапевт: Я думаю, это отличная идея. Хотя у экспериментального метода есть свои недостатки, в настоящее время он по-прежнему является самым надежным способом установления фактов. Очень хорошо, что вы готовы пойти на подобный эксперимент. Теперь впервые в своей взрослой жизни вы не будете привязаны к мужчине. Если вы обнаружите, что можете быть счастливой без мужчины, это сделает вас намного более сильной, а также повлияет благотворным образом на ваши отношения в будущем. (Beck et al., 1979, р. 253-254)

    Буквально сотни исследований, проведенных за прошедшие три десятилетия, показали, что когнитивная терапия помогает в случае депрессии. В состоянии депрессивных людей, которых лечат этим терапевтическим методом, происходят намного более заметные улучшения, чем у тех, кто получает плацебо или вообще не лечится (Beck, 1997, 1991; Hollon & Beck, 1994). Примерно у 50-60% отмечается полное исчезновение симптомов. Ввиду этих убедительных исследовательских подтверждений все больше терапевтов начинают следовать когнитивному подходу (Hollon et al., 1993).

    <Вопросы для размышления. Друзья и члены семьи пытаются, с ограниченным успехом, убедить людей с депрессией, что их пессимистический взгляд на происходящее ошибочен. В чем отличие успешного когнитивного подхода при лечении монополярной депрессии от подобных дружеских внушений?>