Тест задания для будущих первоклассников. Тесты для первоклассников: кто лучше - учительница или мама? Игра на развитие памяти

Анкеты и тесты в помощь родителям будущих первоклассников


Назначение: публикация предназначена для родителей, чьи дети собираются идти в 1 класс. Различные анкеты и тесты помогут родителям определить, готов ли их ребёнок к школе и над чем следует ещё поработать в первые месяцы школьной жизни.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1.Раскрыть родителям требования, которые предъявит в школе учебная деятельность к психике ребенка.
2.Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
3.Предложить родителям анкеты и тесты для исследования новообразований и изменений в психике ребенка перед поступлением в школу.

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это.
Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу!


В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!
Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно, готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше - с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить малышу, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.
Что значит эта загадочная «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?
Напомню: она состоит из трех направлений: физиологическая готовность, психологическая и социальная.
Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.
1.Проведите простой тест на функциональную готовность ребенка к школе.
Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха. Если ему это удалось – функционально ребенок готов к школе, поскольку длина тела и конечностей напрямую связана с развитием тормозной функции головного мозга.
2.Составьте с будущим первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. Ложиться спать он должен не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Минимум за полтора часа до сна следует прекратить просмотр телепередач, работу с компьютером, активные игры. Перед сном стоит прогуляться с ребенком на свежем воздухе, обсудить с ним прошедший день. Чтобы сгладить негативные эмоции раннего пробуждения, купите ребенку будильник, обыграйте ситуацию: «Ты уже взрослый, самостоятельный. Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и везде успевать» или что-то вроде этого.
3.Не отправляйте ребенка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию или кружок.
Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей.
4.У каждой личности должно быть свое пространство.


Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать ему его учебный уголок: письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение
5.Понаблюдайте за своим ребенком и помогите ему «дозреть» до школьной жизни, обеспечить ему готовность к школе.
Может ли Ваш ребёнок:
1.Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
2.Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»?
3.Понимать смысл того, о чём ему читают?
4.Чётко выговорить своё имя?
5.Запомнить свой адрес и номер телефона?
6.Писать карандашом или мелками на бумаге?
7.Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8.Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9.Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
10.Слушать и следовать полученным указаниям?
11.Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12.Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13.Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14.Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
15.«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16.Проявлять интерес к окружающим его предметам?
17.Ладить с другими детьми?

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Анкета «Психосоциальная зрелость будущего первоклассника»

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик?
Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец, мать?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года- зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:
Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.
Неверными считаются ответы типа: Мама Таня, папа работает на работе.
К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 24.
Они оцениваются следующим образом:
№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев - 3 балла.
№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.
№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.
№ 24 - за правильный ответ - 2 балла.
Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.
Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).
Результат
27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Поставьте знак + против высказываний, с которыми Вы согласны. Те ответы, которые остались пустыми – это план вашей работы с ребенком до 1 сентября и всю первую четверть.
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3.Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5.Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?
9.Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10.Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?
12.Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15.Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.
Количество утвердительных ответов составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.
Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.


Уважаемые родители! Результаты могут вас разочаровать.
Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Если Ваш ребенок готовится стать учеником, Вы можете предложить ему следующую анкету.
Попросите ребенка выразить своё отношение к содержащимся в ней утверждениям, знаками «+» или «-» зафиксируйте его ответы. Это поможет Вам лучше узнать мотивы, которыми руководствуются Ваш малыш при поступлении в школу.

Анкета «Я - первоклассник»


1.Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.
2.Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3.Я буду приглашать на день рождения весь класс.
4.Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5.Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.
6.Мне интересно, что в школе дают на завтрак.
7.Самое лучшее в школе, это каникулы.
8.Мне кажется, что в школе интереснее, чем в саду (дома).
9.Главное, что в школу носят рюкзак с книгами, тетрадками, ручками и карандашами.
10.Хочу всему научиться.
11.Не хочу ходить в детский сад.
12.Я хочу в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.
13.Если бы я мог (могла), я пошел (пошла) бы в школу ещё в прошлом году.
Если ребенок согласился с пунктами:
2,4,5,8,10,13 – ребенок понимает, что такое школа, относится к ней положительно, хочет туда идти, будет учиться с интересом - мотивация сформирована ;
1,3,6,7,9,11 – он хочет в школу, но привлекает пока она не учебой, а новыми друзьями и играми - мотивация не сформирована! .


Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.
Полезные советы и рекомендации:


1. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).
3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.
5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).
7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
9. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.
Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.
Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.
Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:

  • В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире
  • Полные имена членов семьи, их профессии
  • Правила поведения в общественных местах и на улице

В области развития речи и готовности к овладению грамотой

  • Уметь четко произносить все звуки речи
  • Уметь интонационно выделять звук в словах
  • Уметь выделять заданный звук в потоке речи
  • Уметь определять место звука в слове
  • Уметь произносить слова по слогам
  • Уметь составлять предложения из 3-5 слов
  • Уметь использовать в речи обобщающие понятия
  • Уметь составлять рассказ по картинке
  • Уметь составлять несколько предложений о предмете
  • Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  • Уметь наизусть читать любимое стихотворение
  • Знать автора прочитанного стихотворения
  • Уметь передавать содержание сказки

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления :

  • Знать цифры от 0 до 9
  • Уметь считать до 10 и обратно
  • Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • Знать знаки +, -, =, <, >
  • Уметь сравнивать числа первого десятка
  • Уметь соотносить цифру и число предметов
  • Уметь сравнивать 2 группы предметов
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между»
  • Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности
    (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.)
  • Уметь различать диких и домашних животных
  • Уметь различать по внешнему виду птиц
  • Иметь представление о сезонных признаках природы
  • Знать 1-3 комнатных растения
  • Знать названия 12 месяцев года>
  • Знать названия дней недели

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники” Если ребенок переспрашивает, ответить – пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: “Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность”. Ребенок называет предметы – часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности “Как это можно использовать?”

Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово “карандаш”, а ребенок придумывает, как его можно использовать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест “Нелепицы” – для оценки образно – логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

– назови свою фамилию, имя, отчество;
– сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
– как зовут твоих родителей?
– утром ты завтракаешь, а днем…?
– сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
– футбол, гимнастика, теннис, плавание – это…?
– что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
– нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
– сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
– в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
– береза, дуб, осина – это…?
– каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
– у коровы – теленок, у собаки – …, у лошади – …?
– почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
– огурец, помидор, морковь, свекла – это …?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
– нарисовать фигуру человека;
– скопировать небольшую фразу;
– скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу “Он ел суп”, вертикальный размер букв – 1 см, а заглавной – 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр точек – 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: “Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь”. Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: “Рисуй как умеешь”. Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: “На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа” (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 – лучшая оценка, а 5 – худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове – волосы, на лице – глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов – когда на рисунке “нечто” головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла — предложение можно прочитать, 3 балла – можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла – с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов – каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл – достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла – группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла – точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов – каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации – все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, – в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, – в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, – в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, – в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: “Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год”, – согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: “Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу”, – согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ)
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть “по правилам” не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.

1. Основные требования к зачислению в первый класс.

2. Тестирование по состоянию здоровья.

3. Тестирование интеллектуальных способностей.

4. Тесты для будущих первоклассников.

Основные требования к зачислению в первый класс.

Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.

Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.

Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.

Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.

Тестирование по состоянию здоровья.

Тестирование детей по состоянию здоровья - ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов: хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации); окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации); отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка); стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения); кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки); логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата); невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка); гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Тестирование интеллектуальных способностей.

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.

Тесты для будущих первоклассников.

Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.

В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.

Тест №1 - Общие сведения

Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.

1. Назвать свое имя и фамилию

2. Назвать свою полную дату рождения

3. Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)

4. Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности

5. Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)

Оценивание результатов осуществляется субъективным путем: хорошим результатов считается, если ребенок дал полные развернутые ответы на поставленные вопросы, плохим - если нет ответов ни на один вопрос. Однако и тут следует учитывать степень зажатости и смущенности ребенка во время собеседования.

Тест №2 - Общие знания

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.

2. Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).

3. Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.

4. Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).

5. Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).

6. Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.

7. Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.

Оценивание результатов: 10-14 баллов - отличный результат. 6-9 баллов - хороший результат, 2-5 баллов - удовлетворительный результат, менее 2 балов - неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №3 - Математические знания и ориентация в пространстве

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

2. Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.

3. Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.

4. Уметь определять числа-соседи.

5. Уметь определять состав числа.

6. Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.

7. Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.

8. Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).

9. Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).

10. Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).

Тест №4 - Грамота и развитие речи

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Уметь отличать гласные звуки от согласных.

2. Уметь отличать твердые от мягких звуков.

3. Уметь определять количество звуков в слове.

4. Уметь составлять простые предложения с заданным словом.

5. Рассказать стихотворение.

6. Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.

7. Уметь подбирать синонимы к заданному слову.

8. Уметь подбирать антонимы к заданному слову.

9. Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.

10. Уметь группировать предметы по общим признакам.

Оценивание результатов: 15-20 баллов - отличный результат. 10-15 баллов - хороший результат, 5-10 баллов - удовлетворительный результат, менее 5 балов - неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №5 - Логика и внимание

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.

2. Найти отличия на предложенных картинках.

3. Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).

4. Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).

Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.

По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме. Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

Для родителей будущихпервоклассников

Все родители хотят видеть своих детей умными, способными, но, к сожалению, действительность не всегда оправдывает их ожидания. Не все дети одарённые, есть со средним и низким интеллектуальным, творческим потенциалом. Большинство родителей понимают это и правильно реагируют. Но для некоторых смир иться с мыслью, что их ребёнок – "средний" или "слабый", крайне трудно. Вместо помощи ему в развитии постоянные требования к окружающим и малышу подтверждения его «исключительных» способностей. А так как требования невыполнимые, претензии ко всем, кроме себя.

Ребёнок чувствует, что не оправдывает ожиданий, но изменить ничего не может, перестаёт верить в себя, начинает искать причины в других, становится агрессивным, раздражительным. Родители озадачены выбором самой лучшей школы для так горячо любимого ими ребёнка, ведь, с их точки зрения, готовы сделать для него всё, а на самом деле сами же делают его несчастным. Это, конечно, крайний случай. Но, уважаемые родители, разве в иные минуты вы не бываете похожи на подобных "горячо любящих" своё чадо родителей?

НЫНЧЕ В ШКОЛЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС ВРОДЕ ИНСТИТУТА


О ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЯХ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПЕРВОКЛАССНИК

Как же найти "золотую середину", чтобы, с одной стороны, помочь ребёнку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желание учиться? Помимо терпения необходимо и знание, на что обращать внимание, занимаясь с ребёнком. Некоторые родители думают, что главное – научить будущего школьника читать и считать до 100.

В результате, как отмечают учителя начальных классов, дети , приходя в школу, умеют читать по слогам, но не знают при этом алфавит (буквы-звуки), не могут провести звуковой анализ слова (выделить гласные-согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие). Но не всем детям это легко даётся. Иногда требуется дома дополнительно поупражняться.

Не стремитесь, чтобы ребёнок научился считать до 100, 1000, 1000000. Важно, чтобы он понимал состав числа и мог производить простые математические действия сложения и вычитания в пределах хотя бы первого десятка. Чтобы ребёнок это быстрее освоил, можно использовать рисунки, схемы. В игровой форме проверьте его знание геометрических фигур, покажите, как можно из них составлять разные композиции, например, дом, машину, снеговика и т. д.

Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги, - всё это поможет увереннее держать карандаш, ручку. Учителя не рекомендуют родителям обучать детей написанию письменных букв, потому что переучивать потом труднее, чем учить заново. Вместе с тем советуют научить ребёнка писать печатные буквы и тренироваться рисовать орнаменты с элементами букв.

1 КЛАСС И ДОШКОЛЯТА, ЭТИ КНИГИ ВАМ, РЕБЯТА!

1. Вольф С. Принц из 1 "а": Рассказ.

2. Воронкова Л. Подружки идут в школу: Повесть. (Читаем сами).

3. Голявкин В. Болтуны: Рассказы, повести.

4. Драгунский В. Денискины рассказы.

5. Железников В. Мальчик с красками.

6. Носов Н. Фантазеры: Рассказы. - М.: Росмэн.

7. Осеева В. Синие листья- М.: Дет. лит.

8. Сахарова С. Чудеса в решете-М.: Дет лит.

9. Толстой Л. Филиппок.

10. Шварц Е. Первоклассница: Киноповесть.

Эти книги рекомендуется детям для самостоятельного прочтения или чтения родителями, все зависит от навыков чтения ребенка, от традиций вашей семьи, вашего желания. Книги дадут вашему ребенку представление о школе, уроках, о тех переменах, которые его ожидают в ближайшее будущее - это поможет ребенку быстрее адаптироваться в новых для него условиях. Кроме того, семейное чтение всегда сближает. Не стесняйтесь, общайтесь: спросите ребенка, что он думает о прочитанном, расскажите ему о подобных историях из своего жизненного опыта. Чтение книг и общение с вами помогут ребенку лучше выражать свои мысли, пополнит его словарный запас, а это ему очень пригодится в школе.

Читая с ребёнком книги, рассматривая иллюстрации, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов и ответов, предлагая ответить на ваши вопросы после прочтения текста. Среди вопросов будет часть строго по тексту и часть не относящихся к данному тексту, например, об эпизодах, действующих лицах, не описанных в тексте, но предполагаемых или упомянутых автором. Таким образом, вы сможете оценить глубину и полноту понимания текста ребёнком, его внимательность, память, а также стимулировать его творческое воображение.

К ШКОЛЕ ГОТОВ?

Готовность ребёнка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать, сравнивать. Задания на развитие этих умений можно найти в специальных пособиях по подготовке в первый класс ("Готовимся к школе", "Азбука для дошколят", "Развивающие игры" и т.п.). Вы сами можете легко придумать простые детские игры для тренировки умственных навыков, например, назвать (показать) ребёнку ряд предметов и попросить найти у них общее или назвать (показать) два предмета, у которых ребёнок будет находить сходства и различия.

Несомненно, этим не исчерпывается подготовка к школе. В широком понимании всё дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Стоит ли говорить, что и умение слушать музыку, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы имеют большое значение не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. В детском саду много внимания уделяется воспитанию культуры поведения, также очень важному фактору всесторонней подготовки к школе, к будущему.

Однако без помощи семьи старания воспитателей будут мало результативными. Важно, чтобы и дома внимание обращалось на личную опрятность ребёнка, аккуратность, собранность. У будущего ученика должна быть потребность в соблюдении правил личной гигиены не только в присутствии взрослых, но и в любой обстановке. Культура еды, общения и взаимоотношений, требовательность к себе, трудолюбие, - всё это входит в требования, предъявляемые школой к культуре ребёнка. Не забывайте об этом, уважаемые родители.

Тест для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что там он много всего узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Если Вы ответили "ДА", то поставьте 1 балл, если Вы написали "НЕТ", то поставьте 0 , затем сложите все ответы.

Количество утвердительных ответов составляет:

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам.

Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит вдальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).

Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Простой тест для будущих первоклассников

Минимальные знания будущего первоклассника оцениваются не по количеству слов, которые он может прочитать в минуту, и не по знанию таблицы умножения. Чтобы оценить подготовленность ребенка к получению начального образования, ему могут задать такие вопросы:

    Назови свою фамилию, имя, отчество.

    Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

    Как зовут твоих родителей?

    Утром ты завтракаешь, а днем...?

    Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

    Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?

    Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

    Нож - что это? Велосипед - что это? Килограмм - что это?

    Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

    В какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

    Береза, дуб, осина - это...?

    Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

    У коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?

    Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

    Огурец, помидор, морковь, свекла - это...?

Рисовать, а также проводить на бумаге разные черточки умеет каждый дошкольник. Вот только его умение это делать чаще всего проверяется весьма конкретными способами. Например, тестом Керна-Йирасека.

Он состоит из трех заданий, во время выполнения которых ребенку нельзя подсказывать:

    Нарисовать фигуру человека (чем больше деталей воспроизвел ребенок - пальцы, ресницы, волосы, - тем лучше);

    Скопировать небольшую фразу (например, написать на листе «Он ел суп» и попросить ребенка максимально точно переписать фразу на чистый лист);

    Скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Еще один «рисовательный» тест, показывающий развитие мелкой моторики у ребенка, состоит в следующем: нарисуйте циркулем круг диаметром 2,5-3 см. Пусть ребенок обведет его по контуру, не отрывая руки от бумаги. Обратите внимание, насколько точно он выполнит задание.

Педагоги также предлагают родителям как минимум за год до школы посещать курсы подготовки к школе либо самостоятельно развивать внимательность, наблюдательность и усидчивость своего малыша, предлагая ему выполнение различных упражнений… Например:

«Десять треугольников». Предложите ребенку цветными карандашами нарисовать в ряд десять треугольников. Когда работа будет завершена, попросите его заштриховать третий, седьмой и девятый треугольники. Задание повторяется только один раз. Ребенок выполняет его, как понял с первой попытки.

«Как это можно использовать?». Любой предмет можно сделать объектом развития мышления и сообразительности ребенка. Например, обычный карандаш. Спросите у малыша, как его можно использовать? Пусть он придумает не менее 10 вариантов (рисовать, как палочку, удочку, градусник и пр.).

«Нелепицы». Для этого задания необходимо подготовить картинки с нелепицами - например, висящими на деревьях овощами и растущими на грядках фруктами. В течение двух минут ребенок должен найти все изображенные на картинке несоответствия.

Психологи утверждают, что ребенок должен не только уметь многие вещи, но также хотеть идти в школу. Хочет ли стать первоклассником ваш ребенок? Это можно проверить, задав ему несколько вопросов. Правда, предлагаемый на многих образовательных сайтах тест наверняка вызовет улыбку у родителей, которые, положа руку на сердце, выбрали бы «неправильные» варианты ответа…

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает

    Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы было две школы - в одной за хорошие ответы ставили бы десятки и девятки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

    Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

    Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?

    Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?

    Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Впрочем, отстанем от ребенка. Ведь часто наше, родительское мнение о собственном ребенке кажется нам гораздо более объективным. В этом случае можно попробовать оценить готовность малыша к школе, ответив на вопросы…

Тест для родителей будущих первоклассников

    Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

    Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

    Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

    Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

    Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

    Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

    Умеет ли он изменять существительные по числам?

    Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

    Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

    Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

    Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

    Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

    Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

    Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

    Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

    Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Продвинутый тест для будущих первоклассников

Родители, которые сомневаются, отдавать ребенка в школу с 6 или 7 лет, могут воспользоваться советами, которые портал interfax.by публиковал в статье и в материале . Если же вы пребываете в полной уверенности в том, что ваш ребенок полностью готов к гимназии уже в 5 лет, а все окружение считает вас сумасшедшей, пройдите с ребенком размещенный ниже тест, который используют некоторые развивающие центры для оценки возможностей своих воспитанников и ответы на вопросы которого призваны определить, обладает ли ваше чадо всеми способностями, которые необходимы 6-7-летнему ребенку - тому самому, который идет в первый класс…

    Сколько лет папе (маме, сестре, брату)? Когда их дни рождения?

    Где и кем работает папа (мама)?

    Какой размер обуви у тебя?

    Как вдеть нитку в иголку?

    Как пришить пуговицу?

    Что делать, если ты порезал себе палец?

    Что делать, если ты ушиб голову и тебя тошнит?

    Как звонить по телефону?

    Ты купаешься (в реке, в озере, море). Каковы признаки того, что надо немедленно выходить из воды?

    Где нельзя есть мороженое?

    Как вести себя за столом?

    Когда пчела кусает? Отличие пчелы от осы.

    Что можно есть, если болит живот?

    Чего нельзя есть, если болит зуб?

    После какой еды хочется пить?

    Сколько и когда можно пить в жару?

    Как вымыть грязную посуду?

    Какая картошка быстрее варится - целая или резаная? Как ее жарить?

    Как правильно почистить картошку старую и молодую? Как чистить морковь?

    Куда девать остатки пищи, негодные к употреблению?

    Как заварить чай? Сколько сахара надо положить в стакан чая?

    Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?

    Можно ли купать собаку так же, как кошку? Если можно, то как?

    В квартире запахло газом. Что делать?

    Как почистить обувь, постирать рубашку?

    Где лед толще - у берега или в середине водоема?

    На полу лужа воды. Какой тряпкой лучше всего убрать воду - сухой или влажной?

    Почему посетителям зоопарка нельзя кормить зверей?

    Какой мусор нужно подметать мокрым веником?

    Как вести себя в гостях?

    Что больше всего любит папа (мама)?

    Почему нельзя играть на строительной площадке?

    Сколько кусочков хлеба тебе нужно на обед?

    За сколько минут ты добираешься в школу пешком?

    Как бороться с мухами, комарами, тараканами?

    Какой твой адрес (номер домашнего телефона)?

    Как ухаживать за комнатными цветами?

    Электрический прибор стал искрить и в квартире появился запах гари. Что делать?

    Стеклянная вещь (стакан, графин) упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Что делать?

    Мяч полетел на мостовую. Как поступить?

    Землетрясение произошло ночью. Что делать?

    Укусила собака. Что делать?

    Перед тобой раненая птица. Как поступить?

    Как без циркуля нарисовать правильный круг?

    Как без линейки провести прямую линию?

    Во время ходьбы в ступне появилась резкая боль. Что делать?

    Что делать со старыми газетами и тетрадями?

    В кипящую воду упала ложка или чашка. Как ее достать?

    Во время дождя перед подъездом дома образовалась большая лужа. Что сделать, чтобы облегчить людям вход и выход?