Юриспруденция как наука ее объект и предмет. Развитие правовой мысли

Тема I . Юриспруденция как наука ее предмет и объект.

Объектами юридической науки являются государство и право - фактически два объекта. Однако юриспруденция, как и всякая наука, имеет один предмет изучения.

Исходным для определения понятия юриспруденции является право, включающее в себя правовое понятие государства. Государство и право познаются, и исследуются в качестве составных моментов единого объекта юридической науки. В основу их изучения положен один принцип и критерий юридичности, который конкретизируется в отдельных сферах и направлениях юридического познания государства и права. Эта конкретизация присутствует во всех частных определениях и характеристиках государства и права, в системе понятий юридической науки в целом и отдельных юридических наук.

Предмет юридической науки - объективные свойства права и государства в их понятийно-юридическом постижении и выражении, общие и частные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном разнообразии.

Если предмет юридической науки - это понятие права во всех аспектах его теоретико-познавательного проявления и выражения, то предмет каждой отдельной юридической науки - какой-либо определенный элемент юридической действительности.

Вопросы по теме:

Основные вехи в развитии юриспруденции.

В истории права можно выделить четыре основные вехи. Три из них человеческое общество уже прошло, а в четвертую в настоящее время вступает или, быть может, уже вступило.

Первая веха . Это – формирование частного (гражданского) права как целостного системного нормативного образования. Такое «возникновение» состоялось, как уже упомянуто, в виде весьма совершенной с юридической стороны частноправовой системы, утвердившейся в Древнем Риме.

Вторая веха – это отработка положений частного права, их соединение в «праве университетов» – тоже удивительное событие, происшедшее в средние века в средневековых университетах, начиная с Болонского, в результате труда глоссаторов (средневековых толкователей положений римского частного права).

Третья (и решающая для современной эпохи) веха – это не просто новый, и притом качественный, взлет частного права, но и, по сути дела, формирование частного права современного гражданского общества, когда оно в силу требований формирующегося гражданского общества воплотилось в виде отработанных нормативных обобщений непосредственно в законах последовательно либерального содержания. Прежде всего – в таких, как наполеоновский Гражданский кодекс, Германское гражданское уложение, в гражданских законах других стран, которые стали на путь современного развития. Именно здесь, в законодательных положениях гражданских законов, действующих и поныне, оказывается возможным утверждать именно о началах частного права, которые нашли выражение в юридических формулах о праве собственности, его абсолютном характере, свободе договора, восстановлении нарушенных гражданских прав, их судебной защите.

О четвертой вехе развития права допустимо, пожалуй, говорить только в порядке постановки вопроса. Причем – только как о начавшемся историческом процессе, когда во второй половине XX и на пороге XXI в. вырабатываются и входят в жизнь гражданские законы нового поколения, выражающие глубокое единство частного права и современного естественного права, неотъемлемых прав человека, такие, как Гражданский кодекс Нидерландов, канадской провинции Квебек. К их числу принадлежит и Гражданский кодекс России.

Наиболее существенные черты современной стадии развития права (в которую человечество вступает, а быть может, и уже вступило) – это не только тенденция совершенствования, модернизации гражданско-правовых институтов, связанная с принципиально новыми явлениями и фактами постиндустриальной экономики, другими глобальными процессами современности (экологическими, в технологии управления и информации и др.), но и основательные процессы в «самом» частном праве. Суть этих процессов – в тенденции утверждения частноправовых начал в исконном, предельно «чистом» виде. И одновременно, в этой связи, – в глубоком единении частного права и современного естественного права, его «кульминационного выражения» в нынешнюю эпоху – органического единства с неотъемлемыми правами человека.

Общие понятия объекта и предмета в научном исследовании

Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли. Теория государства и права изучает и дает обобщающие понятия о государстве и праве на основе анализа государстенно-правовой практики и достижений иных юридических наук. Например, в рамках теории государства формулируются понятия государства, форм и функций государства, понятия правового и социального государства. В рамках теории права формулируются понятия права, правовой нормы, формы права, закона, правоотношения, правосознания, законности и т.д. По сфере действия и значимости, правовые понятия делятся на: 1) общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства («государство», «право», «правоотношение», «законность» и др.); 2) межотраслевые, имеющие значение для нескольких отраслей права и науки («проступок», «материальная ответственность» и др.); 3) отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли («трудовое соглашение», «обвиняемый», «комитент» и др.). Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они имеют двоякий характер. С одной стороны, они представляют собой итог изучения государственно-правовой действительности, с другой - результат обобщения прежде выработанных правовых понятий. Так, обобщая понятие уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности, теория государства и права формулирует категорию юридической ответственности. Совокупность определенных фундаментальных понятий и категорий образуют ту или иную отрасль права, науку о ней и соответствующую учебную дисциплину. Например, в уголовном праве - это понятия «преступление», «наказание», «соучастие», «лишение свободы», «погашение судимости» и др.

Тема II.

За долгий период научной практики, длившийся тысячелетиями, специалисты пришли к выводу, что под юриспруденцией нужно понимать науку, исследующую право и государство. Это своеобразная теоретическая форма и метод производства и усовершенствования юридических знаний. В то же время она представляет собой совокупность распространённых в обществе сведений о праве.

Истоки науки

Ещё во времена Древнего Рима юриспруденция обосабливается в отдельную науку (около 3 века до н.э.). Живший тогда учёный Цельс определял её как ars boni et aequi, в переводе с латинского языка - «искусство добра и эквивалент равновесия справедливости, соответствия, соразмерности». Но было и другое мнение: юрист Ульпиан утверждал, что наука эта - "знание правового и неправового". Многие из нас и сейчас не могут достоверно объяснить суть буквального смысла определения «юриспруденция»: что это и зачем она нужна. В строгом смысле слова и при точном переводе с латинского термин состоит из двух частей: «juris» — право и «prudential» — знание, наука, т.е. подразумевает науку, изучающую право, которая преподаётся в академической среде учебных заведений. Хотя римская юриспруденция, прежде испытавшая на себе влияние умозаключений из древнегреческой правовой и позже стала исходной точкой для основания и развития европейского типа этой науки как Средневековья, так и Нового времени. Наряду с этим обстоятельством возникла она и в России.

Право на Руси

Развитие отечественной юриспруденции начинается с образования Московского и Санкт-Петербургского университетов - в 1755 и в 1819 годах соответственно. По мнению Э.В. Кузнецова, фундаментальные основы для русского правоведения заложены именно отечественными университетами, благодаря чему дальнейшая история развития этой науки в нашей стране не может быть отделена от развития данных учебных заведений. На первых порах преподавание юридической дисциплины велось при участии иностранных профессоров. Со временем были приняты и отечественные специалисты. Одним из первых стал профессор права С.Е. Десницкий, благодаря ему в развитие российской науки внесён существенный вклад по определению термина «юриспруденция». Что это - отдельная дисциплина, специалисты осознали именно благодаря ему.


Закладка и упорядочение русской юриспруденции тесно переплетались с идеями Б.А. Кистяковского, Л.И. Петражицкого, С.А. Муромцева, Ф.В. Тарановского, П.И. Новгородцева и др. Возникновению сети отраслевых специфических дисциплин способствовали труды Н.С. Таганцева - «Русское уголовное право» в 2-х томах, 1902 г., Н.М. Коркунова - «Русское государственное право» в 2-х томах, 1893 г., Г.Ф. Шершеневича - «Учебник русского гражданского права», 1907 г., «Учебник торгового права», 1914 г.

Свойства учения

Что нам известно в общетеоретическом смысле про такую дисциплину, как юриспруденция? Что это - самостоятельная ветка науки, которая требует определения предмета её изучения и метода познания. Здесь можно уточнить, что объектами для неё служат право и государство, а предметом - их основополагающие свойства. Юриспруденция заметно расширилась при взаимодействии с социологией и психологией, политической теорией и этикой. Подобное расширение объясняется тем, что вышеназванные дисциплины пересекаются с предметами, в свою очередь тесно связанными с правом. И если само по себе учение имеет целью отграничить познание права от близких по смыслу отраслей, то делает это из-за стремления избежать такого явления, как методологический синкретизм. Оно способно исказить сущность правоведения и стереть естественные границы (см. точнее: «Чистое учение о праве» Ганс Кельзен, 1988). По аналогии со всякой наукой, юриспруденция имеет только один предмет. В связи с этим, два заметно разных объекта - право и государство - исследуются и изучаются в качестве двух необходимых компонентов.

Система науки о праве

Юриспруденция — что это такое? Это совокупность теоретических знаний о законах, разного рода правах и обязанностях, отношениях - как между гражданами, так и с государством. Она подразумевает умение применять полученные знания на практике, с её помощью ведутся разбирательства, прения, разрешаются споры. В числе функций юриспруденции можно выделить основные направления теоретического постижения права. Её система состоит из совокупности наук, всесторонне изучающих закон. К тому же эти доктрины образуют характерную статическую структуру. В общих чертах она выглядит следующим образом.

  • Отраслевые науки - право конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое и др.
  • Общетеоретические - теория и политических и правовых дисциплин.
  • Межотраслевые - экологическое право, судоустройство и др.
  • Наука сравнительного права.
  • Дисциплины международного права - международного публичного, международного частного, космического и др.

Развитие правовой мысли

Суть юриспруденции пронизана конфликтом двух противоположных типов правопонимания - легистского (тоталитарного) и юридического. Этим двум главным типам соответствуют две различные концепции науки. Если юриспруденция исходит из различения права и закона и опирается на антилегистское понимание, то она относится к юридическому классу учения. И наоборот, при отождествлении права и закона и с точкой опоры на легистском толковании относится к тоталитарному типу. Действительному развитию правовой мысли присущи плюрализм и взаимодействие различных мнений и позиций. Они расположены между двумя полюсами правопонимания, но встречается и причудливое сочетание типологически разных идей. Однако этим не обесценивается юриспруденция, обучение которой приводит к её пониманию как науки, поскольку в конечном счёте именно конкретный тип толкования определяет теоретический смысл его метода в роли единой дисциплины о праве и государстве.

Понятие института

К юриспруденции применим такой термин, как «институт». Он означает совокупность норм, затрагивающих одно или несколько пересекающихся отношений. Эти обстоятельства, не будучи случайными образованиями законодателя, а определяя конкретную и неизбежную связь составных частей, обусловленную структурой жизненных явлений (этических, экономических, социальных), поддаются при детальном изучении классификации, позволяющей установить между нормами внутреннюю зависимость, что сводит их к одним факторам формирования. Изучение юридических отношений происходит при помощи расположения по подчинённым или соподчинённым группам. Всякая из этих групп называется институтом. Например, говорят об институте договора, наследования, собственности, семьи. Также бывают образования более мелкие, входящие в состав любого из перечисленных выше. Институт юриспруденции - не такой уж постоянный тип правовых отношений, но всего лишь обобщение норм, значимых для данного отрезка времени.

Юридическая специализация

Обладая и применяя их, юристы обеспечивают верховенство права и воздействие контроля за соблюдением норм закона во всех сферах жизни общества. Чтобы овладеть фундаментом, базисом знаний в этой сфере, нужно пройти обучение, которое предлагают юриспруденция, вузы данного направления. Степень преподавания необходимых дисциплин разнится сроками и нагрузками, в числе которых есть варианты обучения продолжительностью пять или шесть лет (по желанию - дополнительно магистратура (2 года)).

В юриспруденции выделяется несколько специализаций. Их отличает набор дисциплин, который оказывает определённое влияние на выбор будущей профессии студентом, имеющим на это право. Юриспруденция распределяется на следующие специализации: а также уголовно-правовая. В рамках этой классификации также изучаются другого рода дисциплины: вопросы международного права, права человека, международная безопасность и т.д.

Юриспруденция в обществе

Считается одной из форм, где в той или иной мере бывает представлена культура нашего общества. Юриспруденция - специальность широкого формата. Изучение, исследование и применение правовых отношений неизбежно покоится на основополагающих понятийных характеристиках современного развитого общества (соотношение социологии и культурологии). Юридическая ответственность - это разновидность социального поручительства, которое находится в сфере изучения психологии. Все это сводится к сути отношений индивидов к законам государства. Как правило, человек, попавший в затруднительную ситуацию, вряд ли сможет самостоятельно разобраться в огромном количестве законодательных актов, чтобы выбрать наиболее подходящий из них для применения в свою пользу. Для того и существуют юристы, чтобы была проделана такая работа. Юриспруденция помогает им адекватно оперировать новшествами в законодательстве, компетентно проконсультировать и помочь обратившемуся за юридическими услугами конкретному человеку.

Соблюдение норм права и законодательства – это то, к чему стремится любое развитое государство в мире. Чтобы соблюдать законы и правильно их использовать, нужны специалисты, которые смогут помочь организации или любому гражданину. Юридическая специальность остается одной из самых востребованных в России, но чтобы стать юристом надо получить высшее . Первый вопрос, который возникает у будущих абитуриентов высшего учебного заведения — какие предметы нужно сдавать на юриста при поступлении.

Вконтакте

Какие предметы надо знать

Юристы – это гуманитарии, от них не требуется познаний в технических дисциплинах. Тем не менее, выбранная специализация предъявляет определенные требования к студенту. По закону об образовании учебные заведения должны принимать школьников после 11 класса по результатам ЕГЭ. Выбирая юриспруденцию, что сдавать в ЕГЭ, должен знать каждый абитуриент. Будущему специалисту надо уметь:

  • грамотно составлять тексты;
  • уверенно излагать свои мысли на бумаге и при встрече.

Грамматические ошибки не стоит предлагать вниманию суда или совета директоров. Поэтому обязательный предмет , который нужно сдать, чтобы поступить на юриста. Обществознание – профильная дисциплина, знание которой необходимо для поступления на юридический факультет.

Это основы правоведения в начальном образовании будущего специалиста. История – необходимый предмет, баллы по которому интересуют приемную комиссию. Знание истории требует запоминать даты и последовательность событий, что станет одним из основных условий будущей работы.

Лучше заранее определиться с институтом, чтобы знать, что нужно сдавать на ЕГЭ, так как некоторые ВУЗы требуют знания иностранного языка и даже математики. Несмотря на закон об образовании, ВУЗ может потребовать дополнительно сдать вступительные экзамены по:

  • русскому языку;
  • истории;
  • обществознанию;
  • иностранному языку.

Экзамен по русскому языку проходит в форме диктанта, но в некоторых учебных заведениях предлагается написать изложение. Экзамены по истории и обществознанию традиционно сдаются в письменной или устной форме. В экзамен по истории включают вопросы из всех эпох всего мира. Задаваясь вопросом что нужно, чтобы поступить на юриста, надо понимать, что конкурс по этой специализации достаточно высокий. Так что помогут знания выше среднего и красноречие.

Интересно! Ораторское искусство помогло сделать карьеру многим юристам, которые достигли самых высоких постов в своих государствах.

Направления юриспруденции для будущего специалиста

Среднее специальное образование может сделать выпускника только помощником юриста. При вопросе что сдавать, чтобы получить среднее специальное образование, ответом чаще всего будет — ничего, довольно результата школьных экзаменов. Среднее специальное образование можно получить после окончания 9 класса.

Юриспруденция разделяется на три направления:

  • гражданско-правовое;
  • международно-правовое;
  • уголовно-правовое.

Первое подготавливает специалистов гражданского права, то есть, это нотариусы, юридические консультанты, те, кто отстаивает интересы граждан и предприятий. Второе направление готовит специалистов, работающих в дипломатических миссиях или в компаниях, заключающих контракты с иностранными партнерами. Третье направление сосредоточено на выпуске следователей, адвокатов, прокуроров. Неизменно возникает вопрос, какие экзамены нужно сдавать на юриста из выбранной специализации?

И ответ будет тот же: русский язык, обществознание, история. Но есть нюансы. Определяясь с желанием стать международным юристом , какие предметы нужно сдавать при поступлении в ВУЗ – это, безусловно, иностранные языки.

Важно! Желательно иметь международный сертификат, подтверждающий знание иностранных языков.

Если студент мечтает о карьере нотариуса, то факультета, на котором их учат — не существует. Для начала необходимо получить высшее юридическое образование по гражданско-правовому направлению. Затем специалисту надо пройти стажировку у действующего нотариуса в качестве помощника. Существуют законодательные нормативы, определяющие количество нотариусов в зависимости от численности населения, развитости инфраструктуры, транспортной сети и прочих факторов.

Нотариус – это , в которой нет текучки кадров. Стажировка в качестве помощника может длиться годами. А чтобы стать помощником, надо пройти тестирование и сдать его на высший балл. После окончания стажировки необходимо сдать квалификационную тестовую работу на нотариуса специальной комиссии, и получить лицензию для ведения деятельности.

Выбирая уголовное право

Ответ на вопрос, какие предметы нужно сдавать на юриста уголовного права , будет аналогичным всем прочим: историю, обществознание, русский язык. Выбирая область уголовного права, лучше поступить в специализированный ВУЗ, например, в Институт МВД. Такой вариант подходит для отслуживших в армии и поступивших на службу в полицию юношей. Девушки тоже могут стать следователями, адвокатами или прокурорами. Выпускникам, закончившим специализированный ВУЗ, предоставляется работа в следствии. Можно пойти другим путем, но работу придется искать самостоятельно:

  1. Поступить в обычный ВУЗ с юридическим факультетом.
  2. Выбрать на третьем курсе уголовную специализацию.

Выбрав уголовную специализацию, человек не может сразу после окончания учебного заведения получить необходимый статус.

Чтобы стать адвокатом надо после окончания ВУЗа два года стажироваться помощником в адвокатской конторе, либо работать юристом. Экзамен на профессию адвоката, что нужно сдавать после окончания стажировки, будет включать в себя около 500 сложных вопросов. Адвокат должен состоять в специальной коллегии.

Для получения профессии прокурора также надо окончить высшее учебное заведение на юридическом факультете. Затем нужна стажировка помощником прокурора, либо можно поработать в качестве следователя.

Под объектом научной дисциплины принято понимать то ре­альное явление, которое необходимо всесторонне осмыслить, изу­чить, выяснить и т.д.

В реальной жизни существует государство как организация политической власти и его обязательные предписания, адресованные людям и их объединениям, оформленные в виде законов и иных нор­мативных актов. Все это реальность, и она требует изучения, иссле­дования, разъяснения и т.д. Вот эта реальность в виде государства и создаваемая им юридическая система управления общественными процессами и представляет собой объект юриспруденции.

Проблема более детального выяснения объекта научной и учебной дисциплины «Юриспруденция» (хотелось подчеркнуть, что здесь речь идет именно об объекте «Юриспруденции», а не об объек­те дисциплины «Теория юриспруденции») в большей мере возникает в связи с тем, что в юридической литературе (вопреки логически обоснованным ожиданиям) юриспруденцию уже объявили наукой о свободе.

«Юриспруденция - это наука о свободе» однозначно утвер­ждает В.С.Нерсесянц в своих последних работах 1 .

Однако определение «Юриспруденция- это наука о свободе» еще ни о чем конкретно не свидетельствует. Здесь сразу же возникает масса вопросов, связанных с выяснением того, что мы понимаем под словом «наука», что понимаем под словом «свобода» и т.д. К тому же, если внимательно изучить технологию, с помощью которой В.С.Нерсесянц пришел к такому выводу, то, используя эту техноло­гию, можно сказать о том, что юриспруденция - это наука о демокра­тии, о правах человека и т.д. С другой стороны, по этой технологии на роль науки о свободе вполне могут претендовать и философия, и политология и даже социология.

1 См., например, Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма, 1999. С.1, 61.

Дело в том, что В.С.Нерсесянц, как уже отмечалось, отправ­ляется на поиски понятия «юриспруденция» с позиции своего либер-тарного типа понимания права. Он так и пишет: «...в основе той или иной концепции юриспруденции лежит определенная типология пра-вопонимания» 1 . Вряд ли можно и нужно соглашаться с таким утвер­ждением. В реальной жизни, в первую очередь, появляются потреб­ности в наиболее оптимальном использовании в общественной жизни юридических знаний, т.е. юриспруденции. Они побуждают к активи­зации юридической науки по исследованию различных сторон госу­дарственно-правового строительства общества, включая и проблемы, связанные с понятием права.

По нашему мнению, юриспруденция - это все же система знаний о государстве и праве, а не сама наука. Науку здесь лучше на­звать привычным для нас понятием «юридическая наука», которая и занимается добыванием юридических знаний. Юриспруденция - это совокупность правовых дисциплин, читаемых при подготовке юри­стов, специалистов в области создания и применения законодательст­ва в широком смысле этого слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний, необходимых для успешного осуществления юридической работы, начиная с создания юридиче­ских норм, применения их и кончая использованием ответственности за нарушение правовых требований.


В практическом плане юристов, да и граждан государства прежде всего интересует юридическое право, то есть законы, дейст­вующие в том или ином государстве. Поэтому юриспруденция вооб­ще и конкретного государства, в частности, сводится к всесторонним знаниям о законах государства, содержащих нормы, регулирующие различные виды общественных отношений. Юриспруденция по сути - это наука об оптимальном для общества законодательстве. Объек­том изучения, исследования и интересов юриспруденции являются юридические законы и их роль в общественной жизни. Без законов государства нет и юриспруденции, и наоборот, юриспруденция - это знания о законах и их роли в жизни общества. Поэтому объектом юриспруденции являются законы государства, технология их созда­ния и механизм реализации.

1 Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.: Норма, 1999. С. 156.

В отличие от объекта научной дисциплины под предметом ее понимают те, складывающиеся закономерности, которые раскрывают сущностные свойства интересующего нас объекта.

Если государство и право могут интересовать представителей различных общественных наук, то науку юриспруденции государство интересует как организация политической власти, осуществляющей управление делами общества с помощью правовых средств. Юриди­ческие средства (правотворчество, правовые нормы, реализация пра­ва, юридическая ответственность и т.д.) и их роль в жизни общества -все это является исключительным предметом юриспруденции.

Предметом юриспруденции выступают также закономерности формирования и отличительные признаки различных норм права, за­крепленных в законодательстве. При этом юриспруденция имеет дело не только с нормами права, регулирующими исполнительно-распорядительные отношения (административное право), имущест­венные и связанные с ним личные неимущественные отношения (гражданское право), нормами, определяющими преступность и нака­зуемость деяний (уголовное право) и т.д., но и изучает общие зако­номерности, присущие всем этим нормам, выясняет историю и тео­рию возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений в целом.

Изучение государственно-правовых явлений в их органиче­ском единстве и взаимном влиянии - главная тема юриспруденции и отдельных ее отраслей.

Сведения о перечне дисциплин, изучаемых в вузе, определяются государственным образовательным стандартом, а учебный план представляет собой перечень дисциплин, изучаемых в юридическом вузе, содержит в себе виды занятий и количество часов. Учебные планы основываются на государственных общеобразовательных программах (ст. 9 Закона РФ "Об образовании") и стандартах (ст. 7), которые, собственно говоря, и устанавливают содержание программ.

Но именно учебные планы определяют содержание подготовки юристов. Дело в том, что государственный общеобразовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению "юриспруденция", а для этого вводит распределение изучаемых дисциплин по нескольким циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общепрофессиональных обязательных дисциплин; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины.

Государственный общеобразовательный стандарт дает перечень только первого и второго циклов. Перечень дисциплин остальных циклов определяется юридическим вузом.

В любом юридическом вузе изучаются следующие группы дисциплин:

Теория государства и права, в которой излагаются основные сведения о государстве и праве, необходимые для понимания последующих дисциплин. Из данного фундаментального курса студент узнает, что такое государство с позиций права, что такое государственная власть и государственный аппарат, что такое право, каковы его функции в обществе, каковы его источники, что такое система права и каковы ее структурные элементы и ряд других проблем; дисциплина "теория государства и права" вооружает как вводными сведениями, так и навыками правового подхода к различным социальным явлениям; если медик привыкает видеть здоровых и нездоровых людей, то студент-юрист - влияние права и правовые формы, которые принимает социальная жизнь;

История государства и права России; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых идей (учений); римское право, которое по существу является и исторической дисциплиной, и введением в гражданское право;

Дисциплины публично-правового цикла. В них ведущими являются конституционное и административное право. С этими основными дисциплинами связаны более специализированные, в частности финансовое, земельное, экологическое право. В рамках этого цикла возможно и преподавание иных дисциплин, например строительного, налогового права и др. Цикл публично-правовых дисциплин является основой профессиональной деятельности юриста в управлении, экономике, в сфере борьбы с преступностью и пр.;


Процессуальные дисциплины, включающие изучение следующих предметов: судоустройство (либо судебная власть) или правоохранительные органы, уголовный, гражданский и арбитражный процессы. Они также конкретизируются и развиваются в таких специализированных дисциплинах, как криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия и т.д. Эти дисциплины дают юристу профессиональные знания, необходимые для осуществления самых различных функций при расследовании и разрешении уголовных дел, для участия в гражданском и арбитражном производствах, а также для использования возможностей судебной экспертизы;

Частноправовые и экономико-правовые дисциплины охватывают: гражданское право, предпринимательское или коммерческое (хозяйственное) право, трудовое право, право социального обеспечения, международное частное право. Эти курсы находят продолжение в специальных дисциплинах типа банковского, корпоративного, вексельного, наследственного права и др., которые предлагаются в зависимости от специфики обучения и наличия подготовленных преподавателей. Эта группа дисциплин заслуженно пользуется большой популярностью, поскольку дает знания, необходимые для высокооплачиваемой и интересной профессиональной юридической деятельности. Следует помнить, что применение знаний, полученных при изучении этих дисциплин, немыслимо без усвоения публичного права;

Дисциплины уголовно-правового цикла, которые охватывают: уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право, а также специальные дисциплины типа уголовной политики, оперативно-розыскной деятельности и др. Дисциплины этого цикла дают знания, которые пока пользуются наибольшим спросом на рынке труда. Стране до сих пор нужно много следователей, работников оперативных служб, прокурорских и других работников, активно применяющих знания уголовно-правового цикла.

Студент должен в итоге знать, что в процессе обучения ему придется освоить группу ведущих дисциплин, т.е. теорию государства и права, конституционное и административное право, гражданское право и гражданский процесс, уголовное право и уголовный процесс, трудовое и хозяйственное право. Это - основа юридического образования. И это должен знать каждый студент. Остальные дисциплины - развитие названных, а оценка их самостоятельности и автономности для процесса юридического образования значения не имеет.