Общие и частные способности. Характеристика способностей

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Основной деятельностью подростка является - учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст - 7-10 лет; младший подростковый - 11-13 лет; старший подростковый - 14-15 лет; юношеский возраст - 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.

Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т.д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, - изменение отношения категорий возможности и действительности. Освоение логического мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т.д. Отсюда своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы действительности. Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.

Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки (СО); у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни.

Подростки обладают уникальной особенностью - им не свойственно доверять словам. Они предпочитают всё проверять своими силами, что порой может стать причиной печальных последствий. Когда ребенок переживает кризис он общается преимущественно со своими сверстниками, и родители не имеют возможности контролировать его действия. В подавляющем большинстве случаев подростки не слушают старшее поколение, а чаще всего делают все наперекор. Порой взрослые даже не догадываются о том, чем занят их ребенок.

Статистика довольно печальна: многие дети в возрасте от 12 до 15 лет умирают на стройках, оказываются под колесами машин либо тонут. Им свойственно кататься на крышах электричек, цепляться за автобусы, прыгать с высоты, совершать необдуманные вещи на спор. и решения могут отразиться на дальнейшей судьбе ребенка, именно поэтому родителям очень важно не упустить момент Кроме этого, подростковый кризис очень часто сопровождается первой любовью, которая, как правило, отличается эмоциональностью и чувствительностью. Столь сильные и яркие чувства порой приводят к случаям самоубийств (когда любовь оказывается невзаимной или когда отношения по каким-то причинам прекращаются). Со стороны взрослых любовь в раннем возрасте - просто временное явление, однако глазами ребенка все выглядит не просто серьезно, а жизненно важно. Подростку кажется, что другой любви у него уже не будет, поэтому если отношения не складываются (а особенно, если они осложняются предательством партнера), то дальнейшая жизнь утрачивает всякий смысл.

Кроме того, происходит и социальной позиции, которые остаются на всю оставшуюся жизнь. Именно от в том числе и от родительского отношения ко всем переменам, будет зависеть как сложится дальнейшая судьба человека: будет ребенок лидером либо останется заурядной личностью.

Если сравнивать кризис со всеми прочими кризисами, то он имеет свойство развиваться медленно и по нарастающей. Ребенок постепенно становится непослушным и дерзким. Именно поэтому родителям довольно тяжело заменить ту грань, за которой сын или дочь из послушного превращается в неуправляемого. Первый признак - это демонстрация своей независимости. Данное явление может проявляться совершенно по-разному. Ребенок может не посещать школьные занятия, не ночевать дома, закрываться у себя в комнате и даже иногда становится участником тайных организаций и сект. Все советы взрослых и их рекомендации не имеют для ни малейшего значения. Кризис подростков сопровождается чрезмерной чувствительностью. Ребенок сильно переживает по поводу изменений в своем организме (ломающийся голос у мальчиков, признаки полового созревания и проблемная кожа и волосы).

Именно поэтому метод пряника и кнута просто неприемлем. Дерзость и хамство - это попытка контакта со взрослыми и своеобразная маскировка неуверенности и растерянности, и это не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Всё намного хуже, если ребенок и вовсе не желает разговаривать. Даже негативное отношение - это уже какое-то взаимодействие и попытка сообщить о своих проблемах. Не стоит бояться и переживать, кризис подросткового возраста - природное явление, которое играет важную роль в становлении личности. Все родители должны быть готовы пережить этот период жизни ребенка, причем с наименьшими потерями. Главное оружие - терпение, понимание и никаких силовых методов, вопреки обидам и боли, которую может причинить необдуманное поведение ребенка.

Если взглянуть со стороны психологии, то подросток намного больше напуган своим состоянием, нежели родители. Ведь он совершенно не понимает, что с ним происходит. На родителей возлагается важная функции: они, как обладатели большого опыта, должны подготовиться и приложить максимальные усилия для того, чтоб кризис подросткового возраста стал началом для успешной и счастливой жизни в дальнейшем. Готовиться стоит с самого рождения. С первых дней жизни стоит строить отношения основанные на любви, доверии и взаимопонимании. Нужно быть не только опекуном, но и другом, который всегда поможет и подскажет. С первых дней садика и заканчивая последним днем школы стоит разговаривать с ребенком. Откладывайте работу и все дела, ведь если ключевой момент будет упущен, дальше уже сделать ничего не получится. Необходимо принимать непосредственное участие в жизни ребенка. Быть в курсе событий и знать всех его друзей. Узнавать о проблемах и грустить, узнавать о победах и радоваться. Не стоит относится к подросткам как к детям, покажите что вы воспринимаете ребенка как самостоятельного человека с правом отстаивать свое мнение, каким бы ошибочным оно не было. При резкой перемене поведения не стоит пытаться лезть с советами, это может только навредить. Стоит изучить обстановку, пообщаться с друзьями и лишь потом приступать к действиям. Следуйте основному правилу родительства - любите ребенка, каким бы он ни был, и относитесь ко всему с пониманием. Не забывайте о том, что компромисс - лучший вариант решения всех конфликтов. Только тогда весь негатив пойдет в другом направлении, ведущем к лидерским позициям. Кризис подросткового возраста при правильном подходе может стать периодом самой большой близости с ребенком. Вы можете направлять все действия в нужную сторону, однако не стоит все решать самостоятельно. Успех отношений кроется во взаимной помощи и на взаимном понимании.

Всякая способность – это способность к какой-либо деятельности.

Способности могут быть врожденными, т.е. иметь наследственные предпосылки в виде задатков для дальнейшего развития.

У каждого человека есть множество способностей. Все они являются проявлениями личностных качеств в какой-либо деятельности.

Различают:
— элементарные и сложные способности,
общие способности и специальные,
— учебные и творческие способности,
— теоретические и практические способности,
коммуникативные способности и предметно-деятельностные.

Элементарные способности присутствуют в человеке с самого рождения т связаны с органами чувств (различение цветов и звуков, скорость двигательных способностей и др.). В процессе жизни они совершенствуются.

Сложные способности связаны с деятельностью людей и с культурой человечества и реализуются в тех или иных достижениях человеческой культуры (способности к музыке, математике, спорту, техническим наукам и др.). В процессе жизни они развиваются и совершенствуются.

Общие способности есть у всех людей, но у кого-то они развиты лучше, у кого-то хуже. Например, каждый человек имеет способность к бегу, но кто-то бегает быстрее других. Т.е. общие способности – это такие способности, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности (мыслительные способности, точность движений, способности к запоминанию и др.)

Специальные способности есть не у всех людей. Они проявляются как успехи человека в специфических видах деятельности (способность к музыке, способность к рисованию, математические способности, лингвистические способности и др.). Специальные способности подразумевают наличие определенные задатков.

Учебные способности – это академические способности, они определяют успешность обучения и усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Творческие способности определяют возможность открытий, изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.

Теоретические способности проявляются в умении человека абстрактно и логически мыслить, решать теоретические задачи.

Практические способности проявляются в умении к конкретным практическим действиям в жизненных ситуациях, т.е. человек может найти выход из любой сложной жизненной ситуации.

Теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одними или другими способностями.

Коммуникативные способности связаны со сферой человеческого общения. С помощью них человек устанавливает контакты с другими людьми.

Предметно-деятельностные способности включают в себя деятельность человека, связанную прежде всего с техникой. Таким людям не нужны инструкции, чтобы разобраться в работе сложного механизма, наладить его.

Все способности взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга, дополняют друг друга. Благодаря этому человек полноценно и гармонично развивается.

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов - Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

  • 1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • 2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  • 3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность - это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности - задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки - это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I. Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

  • 1. Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
  • 2. Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
  • 3. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

II. Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III. Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям - инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности - это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности - интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности - определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные - с особыми специфическими моментами.

Интеллект, как научное понятие и индивидуально-психическое качество

Уже при определении сущности интеллекта, без чего почти немыслимо установление метода его распознания, мы встречаем известные трудности. Ни одно из многих существующих определений не обладает такой ясностью и не является настолько признанным, чтобы на нем можно было основываться. Так например, один из известнейших немецких психологов профессор Вильям Стерн из Гамбурга, считает сущностью интеллекта быстроту приспособления к новым условиям, между тем как крупный психиатр Циан, профессор философии и психологии в Галле, видит, его сущность прежде всего в комбинационной способности. Кроме этих двух известнейших определений, есть еще и много других, из которых ни одно, однако, не может быть признано вполне удовлетворительным. Это, впрочем, не должно являться поводом к тому, чтобы отказаться, в тяжелом сознании своего бессилия, от попытки экспериментального распознавания одаренности, как особого интеллектуального качества человека. Так и в учении об электричестве мы не обладаем общепризнанным и вполне удовлетворительным определением сущности этого явления, и все же практическом применении его мы достигли феноменальных успехов на основе теоретической гипотезы и опытного исследования. Таким же образом и в психологии мы, не имея вполне ясного представления о сущности интеллектуальной одаренности, сумеем с успехом работать и попытаться определить высоту и качество умственных способностей человека путем эксперимента или другими методами. Применение же полученных результатов в школе и практической жизни убедить нас в том, насколько мы постигли истину, исходя для ее достижения из наших предпосылок и опытов.

Если даже отсутствие ясного представления и не должно удержать нас от попытки разрешить задачу, мы все же должны стараться, прежде чем приступить к работе, уяснить себе некоторым образом важнейшие черты умственных способностей человека и их отличие от интеллекта животных. Как известно, было время, когда понятие «человеческий интеллект» считалось тавтологией; так, во времена Декарта, например, интеллект приписывался исключительно человеку, всякое же действие животного считалось простым рефлексом. Мы обладаем в настоящее время вполне развитым знанием психологии животных и сделали, особенно в последние годы, крупные успехи в этой области. Так именно, во время войны профессором Келлером были произведены опыты в Тенерифе (Африка) над антропоидами, из которых обнаружилось существование значительных интеллектуальных способностей у этих человекоподобных обезьян; при этом у обезьян были замечены даже некоторые творческие способности действия. По сообщению профессора Келлера, наиболее способные в интеллектуальном отношении обезьяны создали себе, например, нечто в роде орудия для срывания бананов, находившихся вне пределов досягаемости. Далее он сообщает, что некоторые из этих животных нагромождали ящики в одну колонну, чтобы таким образом достать себе бананы, висевшие под потолком. Ящики при этом подбирались так, чтобы самый верхний был поставлен большим ребром вверх, ибо только в этом случае бананы могли быть срываемы. Все это, понятно, служит примером действий, указывающих на известную степень интеллектуальных способностей.

Достаточно известны действия и других животных, как например, Эльберфельдских лошадей или Мангеймской собаки, а также исследованного профессором Марбе шимпанзе Бассо. Если даже в отношении Эльберфельдских лошадей, совершивших удивительные математические действия, казавшиеся вначале непостижимыми, и выяснилось впоследствии, что загадочные действия были вызваны очень скрытыми движениями демонстратора, влиявшего этим на лошадей, - то все же следует допустить во всех этих случаях некоторые признаки интеллекта. Мы должны признать, что между умственными способностями человека и животного существует не принципиальное различие , а лишь количественное. Тем не менее, мы можем констатировать одно, а именно: интеллект животных всегда действует в одном направлении - в сторону практической пользы, теоретически же ход мыслей обнаружили до сих пор только у человека. Высшая форма интеллекта высказывается, по-видимому, лишь на этой ступени развития.

Даже в том случае, если мы на практике ограничимся лишь распознаванием интеллекта человека, мы встречаем новое препятствие. Допустим, что все проявления интеллекта во всех степенях его высоты уже изучены или могут быть подвержены изучению, то и тогда проблема распознавания умственных способностей примет форму исследования о возможности интеллектуального развития. Крайне важно поэтому выяснить вопрос, является ли интеллект прирожденным человеческим качеством или же он может быть приобретен.

При разрешении этого вопроса мы вступаем в одну из тех областей философии, где почти никогда не прекращалась борьба мнений, где, как известно, течения непрерывно сменяли друг друга, и где мы можем встретить все градации взглядов, начиная от утверждения, что все в человеке является прирожденным, и кончая предложением, что приобретается извне путем обучения. Не подлежит, однако, сомнению, что в этой области одна крайность также ошибочна, как и другая. Насколько безошибочно, что всякий интеллект нуждается в развитии, настолько же достоверно, что никакое, даже самое тщательное, обучение не в состоянии заменить недостающий интеллект. Достигаемый сложением обоих факторов результат можно сравнить с диагональю параллелограмма (что относится также и к вопросу об успехе человека в его профессиональной деятельности, где играют роль два фактора: природные задатки и обучение), причем эту диагональ мы должны представлять себе воображаемой линией, и на практике перевес будет в одном случае на стороны предрасположения, а в другом - упражнения. В принципе же обе силы принимают участие в умственной работе.

В общем, под понятием интеллекта, являющимся в данном случае синонимом умственной одаренности, мы подразумеваем высшую ступень, или же высший тип умственных способностей. Одаренный человек - то же, что и высокоспособный человек. Мы стоим, таким образом, перед двоякой возможностью дать определение понятия одаренности. С одной стороны, можно допустить, что степень умственных способностей вытекает из того, что отдельные способности индивидуума, как например, память, воображение, сообразительность стоят на большей высоте, чем это обычно наблюдается у людей. С другой стороны, мы можем считать, что высшая степень одаренности есть нечто большее, чем сумма отдельных хорошо развитых умственных способностей, а именно - совершенно самостоятельное умственное качество человека. Во втором случае интеллектуальная одаренность является общим повышенным уровнем, или более яркой окраской всей интеллектуальной жизни человека, охватывающей все отдельные способности и придающей им более высокое качество. Тут, впрочем, следует подчеркнуть, что и в этом случае речь идет лишь об общем характере духовной жизни человека; индивидуум, являющийся в общем духовно-одаренным, может стоять по отношению к отдельным способностям и на менее значительной высоте, чем человек, обладающий некоторыми особыми способностями, но находящийся в общем на низшей ступени одаренности.

В обычном словоупотреблении под понятием «интеллект» также подразумевается повышенный общий уровень интеллектуальных способностей, что в общем может считаться вполне соответствующим и научному определению этого психологического явления. Следует, однако, исходя из понятия о повышенном типе умственных способностей человека, найти отдельные признаки и критерии, которыми интеллектуальная одаренность в вышеприведенном смысле могла бы определяться.

Общераспространенное мнение об интеллекте базируется на наличности некоторых несомненных признаков (что вытекает из цельного, свободного от противоречий взгляда на это умственное качество и может быть по этому принято также наукой), но вместе с тем - и на других признаках, более спорных и противоречивых. Меньше всего разногласий существует в отношении мнения, считающего человека, умеющего мыслить и создавать суждения, - индивидуумом, обладающим умственными способностями в повышенной степени, т. е. умственно одаренным. Лицо, отличающееся самостоятельным суждением, или же оригинальностью и творческим характером своей мыслительной деятельности, не без основания будет всеми считаться одаренным человеком. Итак, по общему мнению, одаренность есть, в сущности, ничто иное, как способность суждения, способность мышления, но особенно к ней относится все то, что считается нами самостоятельностью суждения, оригинальностью, продуктивностью мышления, остроумием и глубокомыслием.

По отношению к другим признакам одаренности существует уже больше разногласий. Если мы будем рассматривать умственные способности человека, начиная с низших и подымаясь вверх до наиболее высоких функций, основывающих в свою очередь на элементарных функциях, то раньше всего мы встретимся с сомнением уже относительно наблюдательности, как критерием при определенной одаренности. Еще более спорным будет мнение о памяти, как о признаке одаренности. Подчас сильная память считается даже противоположностью интеллектуальной одаренности, и человека, обладающего хорошей память, но не имеющего способности суждения, следует с полным правом отнести к разряду индивидуумов с низко одаренным интеллектом. Так же обстоит дело и со способностью воображения. Развитое воображение тогда лишь может считаться признаком одаренности, когда оно принимает характер оригинальной, живой, богатой и творческой фантазии. Нередко относятся к признаком одаренности формальные способности ума, как-то: быстроту и легкость восприятия, и быстроту и легкость суждения, хотя самостоятельно эти умственные качества уже ни в коем случае не могут быть доказательством одаренности, и лишь нарду с вышеуказанными умственными способностями и признаками, они приобретают значения критериев одаренности.

В жизни нами наблюдается два типических вида способностей ума: мыслительная ивообразительная одаренность интеллекта, ибо и творческое воображение основывается на чисто- интеллектуальной деятельности. Но уже простой психологический анализ этих двух основных видов интеллекта докажет нам, что мыслительная деятельность ума, являющаяся высшим признаком одаренности, зависит сама по себе от других, низших умственных способностей или вернее - от других психических процессов. Эти элементарные умственные функции могут быть разделены в свою очередь на два ряда предпосылок и условий одаренности. Во- первых, мы обнаружим такие предпосылки, которые по своей природе являютсяформальными , т. е. Общими для всех видов деятельности сознания, в которой они принимают участие. К этим качествам относятся: концентрация внимания, навык и умственная живость. Во-вторых, мы найдем материальные условия одаренности, т. е. Качественные функции ума, вступающие в определенные взаимоотношения с одаренностью. К этой группе умственных качеств относятся: наблюдательность, память и воображение.

Уже из этого анализа вытекает, что умственная одаренность может быть объяснена лишь сочетанием всех психических функций, качеств и способностей индивидуума, дающим в результате общий вид человека, одаренного сильным интеллектом.

Наше общее суждение об интеллекте будет, однако, незаконченным, если мы не остановимся на одном психическом явлении, имеющим огромное значение для уяснения понятия об умственных способностях, а именно: на взаимоотношении между интеллектом и волей.

Тут прежде всего возникает следующий вопрос: можем ли мы иметь дело с сильным интеллектом у человека, не обладающего волей? Не является ли умственные способности сами по себе лишь задатком к интеллектуальным процессам, скрытой возможностью, требующей содействия воли для того, чтобы быть превращенной в активную силу и достигнуть развития? С другой стороны, существует ли сознательная воля без сильного интеллекта, ставящая ей задачи, выносящая оценки ее успехов и неудач, и дающего ей повод к активной деятельности?

Легко убедиться в том, что без работы интеллекта воля остается слепой и становится лишь постольку все более зрячей, поскольку ей руководит развитый интеллект. Лишь сочетание умственной одаренности с сильное волей создает почву для высшего умственного творчества. Мы нередко видим сильно одаренных людей, неимеющих возможности создать кое что из своих больших способностей, ибо слабость воли парализует у них чисто умственную работу. Сплошь да рядом, однако, встречаются в жизни и такие люди, у которых сильная воля односторонне превышает все остальные духовные функции; это - бурные натуры, которым «суждены большие прорывы, но создать ничего не дано», ибо в них отсутствует направляющая и регулирующая сила интеллекта. Односторонние, неприспособленные к жизни «люди науки» с сильно развитым интеллектом так же мало могут влиять на жизнь общества или даже на ход их собственной жизни, как и бурные, импульсивные натуры, отставшие в своем умственном развитии, чья воля обычно бесполезно пропадает в излишней затрате умственных сил на достижение простейших успехов. Тут, так же, как и во взаимоотношении между природным предрасположением и сознательным усовершенствованием интеллекта, наивысший эффект может быть достигнут соразмерным и гармоническим участием обоих факторов в нашей умственной работе: умственных способностей и активной воли.

Мы видим, что чисто психологическое взаимоотношение между интеллектом и волей незаметным образом перешло у нас в вопрос индивидуально-психического, даже практического, свойства. Это происходит от того, что, как интеллект, так и воля, имеют помимо психологического и своепрактическое значение. Когда мы высказываем свое мнение об определенном лице, как об умственно одаренном человеке, мы этим указываем не только на определенные психические процессы, происходящие в нем, будь то, скажем, процессы мышления, но вместе с тем мы отмечаем и его индивидуальные мыслительные способности. Это и есть понятие об интеллекте, как об индивидуально-психическом качестве. Таким понятием мы создаем зависимость между данным индивидуумом и его действиями в науке, культуре и искусстве: мы считаем одаренным лишь того человека, который создает в этих областях нечто значительное, своеобразное, творческое.

психический интеллект способности