Жужжащее чтение. Методика жужжащего чтения.doc - методика жужжащего чтения

Приемы совершенствования техники чтения

1. Жужжащее чтение

У каждого ученика на парте лежит книга и любой урок - будь то чтение, русский язык, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

Проследим, что дают ежеурочные пятиминутки за неделю:

5*4*6=120 мин

Несомненно, будет положительный эффект.

2. Чтение перед сном

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит. он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

3. Режим щадящего чтения

Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребёнок прочитает одну--две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребёнок просматривает картинки и читает под ними предложения.

4. Зрительные диктанты

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из- за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав до третьего - четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)

Предложения

Число
букв

Набор № 1

Тает снег.

Идет дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

Набор № 2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берез.

Набор № 3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Набор № 4

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Набор №5

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

Набор № 6

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Набор № 8

Идет дождик.

Мы любим наш Киев.

Бабушка печет пирог.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Быть здоровым очень важно.

Набор № 9

Вода в море соленая на вкус.

Наша страна борется за мир.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

Набор № 10

Москва - столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Набор № 11

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.

Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор № 13

Давно скосили и убрали луга и поля.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, а дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.

Дедушка Филипп пасет коров.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далекой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Набор № I5

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши привольные широкие степи Украины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Набор № I7

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

Набор № 18

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами.

В каждом наборе имеется 6 предложений. Первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной две буквы. Время работы со всеми наборами примерно составляет два месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время измеряется в секундах. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Возможно, кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Надо отреагировать очень спокойно, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем также работают со следующим предложением. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут. Работу над одним набором нужно продолжать до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по три дня. В течение двух месяцев зрительные диктанты должны писаться ежедневно. При этом условии можно развить оперативную память. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

5. Многократное чтение

(Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.)

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоций у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко - Пальченко.

6. Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель приступает к следующему упражнению из системы Федоренко - Пальченко.

7. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Учитель предлагает читать этот же текст, но чуть - чуть медленнее, красиво и выразительно, дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две - три недели, чтение ребёнка заметно улучшится.

8. Приём стимулирования учащихся

В конце урока чтения учитель оставляет 3 - 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, хвалить их даже за малейший успех, чтобы не привести детей к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.

9. Работа с трудными словами и словосочетаниями

А) На всех уроках чтения эта работа обязательна, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения нового текста.

Б) Кроме этого в классе стоит коробочка, в которую дети кладут записанные на карточке слова, значение которых непонятно. Эти слова они слышат от взрослых, по телевизору. Ребёнок приносит то слово, о котором хочет рассказать сам, объясняет его значение. Затем все вместе ученики составляют предложение с этим словом. Такая работа проводится на уроке русского языка.

10. Фотоглаз

У каждого ребёнка есть своё «поле зрения»: один схватывает взглядом одно слово, другой три, а некоторые - пять - шесть слов. Для расширения «поля чтения» записываем на слайд четыре - пять слов из нового текста и проецируем на экран в течение одной - двух секунд. Постепенно учащиеся научатся быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.

11. Вертикальное чтение

Чтение текста, перекрытого вертикальными полосками (2-, З-, 4-я полоски - в зависимости от уровня индивидуального чтения). Этот приём способствует расширению «поля зрения».

12. Чтение слов из нового текста в виде горки

Под «полем зрения» понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении «поле зрения» очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций: сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется, не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз. Данный приём способствует формированию навыка вертикального чтения текста.

13. Кто быстрее?

Найти в тексте заданное предложение.

14. Считаем строки

Формируется понимание при счёте строк. Дети при вертикальном движении глаз считают строки., просматривая каждую строку на один удар метронома.

15. Чтение - спринт

На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы.

16. Вертикально - слаломное чтение

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально - слаломно по странице, пытаемся найти существенную информацию.

17. Буксир

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком - либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет.

18. Губы

Это упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения «про себя» и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки. Либо можно за- жать карандаш зубами.

19. Клин клином вышибают

Наиболее трудноискоренимым во время чтения « про себя» является проговаривание слов в мозгу, т.е. речевом центре. Необходимо записать на кассету ритм метронома. Читать надо под этот ритм и при чтении делать движения. Например, вытянуть левую руку и под каждый удар выпрямлять по одному пальцу, а потом их же и сгибать тоже по одному.

20. Чтение слов наоборот

Этот приём позволяет тренировать внимание учеников. Когда ребёнок мысленно читает слово задом наперёд, он должен представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Необходимо подчеркнуть, что тренировать способность концентрироваться нужно при помощи мысленного чтения слов задом наперёд.

21. Игра в прятки

Учитель начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает

22. Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Гимнастика для глаз

Вот несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-б раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-З рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое З-4 раза с интервалом в 1-2 минуты.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 -2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-З секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза. - М., 1978.

2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991.

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 - 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 - 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы .

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте .

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 - 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с . Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и , приучать детей читать правильно, без ошибок.

Смотрите также :

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая
тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим
роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Жужжащее чтение позволяет учителю, проходя по классу во время пятиминутки «жужжания» видеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Проходя по классу учитель, прикасаясь к плечу, «выключает» тех из учеников, кто уже читает бегло. Остаются те, кто тихонько и неуверенно бубнят себе по нос. Но со временем таких учеников остается все меньше и меньше. Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать.



Учитель начальных классов СШ6 г. Аксу

Есенгужинова К.Ж.

Введение.

«Подготовленный читатель должен,

во-первых, если потребуется, взять

из книги сполна все, что она может

дать, выжать, выпить, впитать

сполна все ценное, что в ней имеется

и может быть дано чтением,

а во-вторых, приспосабливать

способ чтения к цели чтения.»

С.И. Поварин

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности учащегося. Оно несет в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребенка.

В данной работе излагаются основы методики обучения в начальных классах, чтение рассматривается как читательская деятельность, которая включает в себя такие ее виды, как овладение техникой чтения, понимание текста, работу с художественными и научно-популярными произведениями и развитие речи. Эти виды деятельности осуществляются одновременно и последовательно, обогащая учащихся на каждом этапе обучения конкретными знаниями, умениями и формируя у них читательскую самостоятельность и интерес к чтению.

Обучение началам грамоты сочетается с пониманием текста и воспитанием интереса к чтению, поэтому вводится слушание книги. По мере освоения громкого чтения подключается чтение молча (про себя) и элементы выразительного чтения. Интерес к чтению, потребность в чтении становятся основным мотивом чтения ребенка. С помощью чтения он познает себя и мир, удовлетворяет свои познавательные интересы и эмоциональные потребности, осуществляет учебную деятельность. При этом, конечно, необходимо учитывать особенности восприятия литературы младшими школьниками. Кроме того, следует иметь в виду, что чтение используется как один из видов учебной деятельности, поэтому на уроках математики, русского языка, познания мира следует учить читать учебные тексты.

Специальные разделы посвящены трудностям в чтении, преодолению технических ошибок и предупреждению непонимания текста. Приведены различные виды упражнений, предупреждающие ошибки чтения.

Используются обобщенные схемы, идеограммы для удобного усвоения материала.

Подводя итог работы, предлагается учет и контроль знаний через динамику техники чтения. Динамика показывает, как повышается рост техники чтения учащихся благодаря применению методик и упражнений для повышения скорого и осмысленного чтения.

Данная работа предназначается для творчески работающих учителей.

2

Техника чтения.

Чтение – сложная синтетическая деятельность мышления, чувств, памяти и внутренней речи. Известный философ Н.А. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других». Самую высокую оценку чтению дал Максим Горький. Только книги и знания «смогут сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного труда», утверждал писатель, подчеркивая гуманистическое начало чтения, его сильное воздействие на ум, чувства и волю человека. Чтение – творческий процесс, в котором переплетаются чувства и мысли читателя, героев и автора. Чтение – сложная деятельность мышления, воображения, чувств, памяти и внутренней речи.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглого чтения), на втором году обучения – постепенное введение чтения, на третьем и четвертом году обучения – наращивание скорости и овладение рациональными приемами чтения. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. По мнению учителей, оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один - скорость чтения.
Существует множество рекомендаций обучения чтению. Важна не

длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению. Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения . У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, музыка, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Что дают ежеурочкые пятиминутки за неделю:
5 х 4 х 6 = I2Омин.
то есть 5 минут за урок, 4 урока в день, б дней в неделю. Недельный тренаж

3

получается в объеме I20минут. Очевидно, если увеличить время тренировки

в 60 раз, с двух минут, то без методических ухищрений что-нибудь хорошее

да получится, несомненно, будет положительный результат.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения . В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может, приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозит из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-7 слов. дочитав до 3-4 слова, забыл 1-е слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут б предложений и закрывают листком бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течении определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях... затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Из системы И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко можно использовать три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффектными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все названные упражнения не индивидуально, а коллективно, то есть читают все ученики, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг другу задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикулярного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь снижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Затем учитель начинает З-е 4 упражнение. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца. И учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если

ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2-З недели, чтение ребенка заметно улучшится.

Большое имеют значение, для развития повышения скорости чтения, упражнения Лысенковой О.В.

Упражнения для расширения поля зрения:

1. «Числовые лесенки».
2. «Боковые цифры».
З. «Справа и слева от черты».
4. «Столбики>.
5.
«Вертикальная черта».
6. «Сфотографируй два слова».
7. «Определение границ поля зрения и тренировки в его расширении».
8. «Чтение слов, имеющих одинаковое начало или одинаковый конец».
9. «Словесные лесенки».
10. «Орфографический словарь».

Упражнения по уровню организации внимания.
1. «Вычеркни один из элементов».
2. «догони и поймай букву».
З. «Таблицы Шульте».
4. «Найди спрятанное слово».
5. «Найди спрятанные слова в таблиц
6. «Расставь буквы соответственно символам».
7. «Вычеркни в каждой строке те цифры, которые повторяются и стоят рядом».
8. «найди два повторяющихся слова».
9. «Прочитай первое слово».
10. «Формирование устойчивости внимания».
11. «Сканирование текста и поиск всех повторов слов в тексте». Проводить предлагаемые упражнения рекомендую в начале урока.

Упражнение «Вычеркни один из элементов».
Влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально или в паре с целью контроля.
Задание: Вычеркни один из выбранных элементов в течении минуты. Засеките, сколько строчек ребенок сумеет проверить за одну минуту. Пусть
напарник проверит наличие пропусков.
5 Упражнение повторяется 2-4 раза.
Какие должны быть показатели, результаты? Если в течении одной минуты ученик сумел проверить б строчек, то перед второй попыткой учащийся отсчитывает на полстрочки, на строчку больше и ставит какую-нибудь пометку, знак, границу, чтобы стремиться успеть обработать требуемый объем
.

Структура развития чтения схематически:

Чтение контекста и абзаца


Автоматическое чтение


6

Чтение – это деятельность. Оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Продуктом деятельности чтения является смысловое решение, умозаключение, суждение, т.е. понимание текста. Наглядно это можно представить в виде таблицы:

Чтение как деятельность

Структура

Реализация

Предмет деятельности

Мысль

Мотив деятельности

Познавательная потребность, интерес

Выбор вида чтения (вслух, молча)

Ориентировочно-исследовательское звено (уровень)

Просмотр текста, определение темы, смысловое прогнозирование, установление связей.

Исполнительское звено (уровень)

Применение способов смысловой обработки текста, преобразование смыслового звена в «речевой поступок» (высказывание, внутренняя речь)

Продукт деятельности

Смысловое решение, умозаключения

Самооценка, оценка деятельности

Оценка с применением критериев: правильности, логичности чтения, выразительности и т.д.

Результат деятельности

Понимание читаемого текста (смысла или основной мысли в статье)

Фактически уже со второго года обучения чтение широко используется как общеучебная деятельность и средство обучения. Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Научить пользоваться чтением как средством обучения – важная задача, ибо работа учебными материалами требует не только особой техники чтения, но и понимания разных по форме, структуре и логике текстов. Так грамматическое правило, арифметическое задача, текст опыта и научно-

7

познавательная учебная статья по познанию мира читаются по-разному. Задача учителя – помочь ребенку осознать цель и последовательность своих действий с тем или иным материалом.

Основными приемами достижения наилучшего понимания текста

является:

1) оптимальное чтение - чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, понимание текста ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) - это тот диапазон, к которому в течении столетий приспособились мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат;

2) самостоятельная постановка учащимися вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Важно, чтобы ученик сам вычленил скрытый вопрос и обнаружил проблемную ситуацию. Решение проблемной задачи возможно при условии, если текст не является ответом на вопрос, но содержит или полную информацию для ответа на него, или частичные ответы, которые можно восполнить путем воображения. Скрытые вопросы мы также можем обнаружить, если текст содержит информацию или не содержит ее. Постановка вопросов – лучший способ понимания текста. Существует три разновидности постановки вопросов: учитель ставит предварительный вопрос, ученик ищет на него ответ в тексте; ученик ставит вопрос после прочтения всего текста, другой ученик отвечает на него; ученик ставит сам себе вопрос и по ходу чтения пытается найти ответ.

3) хорошие результаты дает чтение перед сном . Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их влиянием. Организм привыкает к этому состоянию.

4) смысл произведения часто передается через образы персонажей, их взаимоотношения. Прежде всего важно выяснить, в каких обстоятельствах действует наш герой, определить место и время действия, ибо они также несут сведения о персонаже. Важны и внешний вид (портрет) героя, его внутреннее состояние, переживания в процессе совершения поступка.

Таким образом, главной проблемой чтения является понимание текста, а скорость чтения – производное от понимания читаемого. Выразительность учебного текста так же необходима, как и художественного, но в учебном тексте главным является определение его логики, логических связей.

В 3-4 классах важно развивать более интенсивное чтение «про себя», без

8

участия речедвижений. Известно, что остаточные кинестезии (речедвижения) выражаются у школьников в шепотном чтении или шевелении губами. Беглое, просмотровое чтение важно развивать как ориентировочное (ориентиры по заголовку, названию, писателю, объему, структуре статьи или книги). Это умение особенно необходимо в библиотеке, когда ученик выбирает книгу или справочный материал.

Характеристика героя (персонажа) произведения.

Место действия


9

Выразительность речи. В том числе чтения, связана с пониманием смысла текста (высказывания), богатством интонаций, соответствием ситуации общения, а в чтении – соответствием задаче чтения, т.е тому, что хочет сообщить говорящий (читающий) слушающему. Задачей чтения определяется выбор индивидуальных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона, темпа, модуляций голоса).

Выразительность чтения требует особого внимания, знаний и специальной подготовки. Это сложная деятельность, которой нужно учить. Структуру выразительного чтения можно представить в схеме:

Дыхание

10

Критическое мышление

Применение на уроках методов технологии Критического мышления, способствуют развитию речи, внимания, памяти, мыслительных навыков (наблюдение, умение сравнивать, обобщать). Развивают логическое, пространственное, творческое мышление, навыки самоконтроля и самокоррекции. Это такие методы как «Кластер», «Диаграмма Венна», «Дебаты», «Выброс на доску», «Обобщение в парах в вопросах и ответах», «Свободное письмо с использованием ключевых слов» и др.

Открытый урок – литература в 4классе в режиме Критического мышления.

Тема: А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя».

Цель: создать для элементарного формирования представлений о зиме, систематизировать самостоятельную работу над текстом,умения выделять главное (основное) в тексте,

Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мыслительных навыков, умения слушать самому и научить других, слушать тебя;

Содействовать воспитанию доброты, трудолюбия, способность чувствовать, понимать, самосовершенствоваться.

Ход урока:

. Вводно-мотивационный этап.

1.Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь с гостями. Слушайте внимательно и дружно выполняйте задания. Итак, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Сегодня мы продолжим работу в режиме критического мышления.

2.Минутка чтения.

Чтение про себя, жужжащее чтение, чтение вслух.

. Операционный этап.

1. Методика «Свободное письмо на основе ключевых слов».

На доске записаны 5 ключевых слов. Вам надо их внимательно прочитать и составить небольшой рассказ из 4-5 предложений.

На доске: пушистый снег

ледяная река

трескучий мороз

зима

радость

а) работа в индивидуальном режиме;

б) работа в парах (передайте свою работу соседу, чтобы он написал отзыв о вашем письме);

11

в) работа в группах (обсудите в группах свои письма и отзывы на них, подготовьте одно из них для озвучивания);

г) чтение готовых рассказов;

Какие ассоциации у вас вызвали эти ключевые слова?

Какое настроение при чтении?

А теперь, опираясь на свои письма, скажите, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Чему будет посвящено произведение, с которым мы познакомимся?

2. Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя».

Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведениями знаменитого русского поэта А.С.Пушкина.

Что вы знаете о поэте?

Как вы думаете, о чем он любил писать? (сказки, о природе)

И сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений А.С.Пушкина о зиме «Вот север, тучи нагоняя».

а) Чтение стихотворения по учебнику на стр. 124.

Чтение про себя (обратить внимание на выразительность)

Выразительное чтение (3-4 учащихся)

б) Беседа: - Какой изобразил зиму А.С.Пушкин? (волшебной)

С каким чувством пишет о ней?

в) Выборочное чтение

Как писатель изображает зиму?

Как еще ласково называет зиму поэт? Почему? (матушка)

3. Работа над средствами языка. 3-х шаговая методика.

- У вас на партах лежат карточки с цитатами из стихотворения. А вы должны определить, к каким художественным средствам изображения они относятся.

Работа в группах. Обсудите, правильно ли вы определили художественное средство изображения.

1карточка: «Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл…»(олицетворение)

2 карточка «Волшебница зима» (сравнение)

3карточка «Матушка зима» (сравнение)

4карточка «Повисла на суках дубов..» (эпитет)

5карточка «Легла волнистыми коврами» (Эпитет)

6карточка «Блеснул мороз..» (эпитет)

7карточка «…пухлой пеленой» (эпитет)

Выступают лидеры.

. Рефлексия.

Методика «Цветограмма.

А сейчас, при помощи метода «Цветограмма» мы выразим свое настроение, которое у вас создалось во время урока в цвете. На столах у вас

12

лежат сердечки и мы должны их закрасить. Сверьте свои сердечки и скажите, какой цвет у вас больше преобладает и почему?

Методика «Пятистишье».

Раз у вас отличное настроение, то мы сейчас побываем в роли поэтов и составим пятистишье на тему «Зима».

Для озвучивания выбирается лучшее пятистишье.

Выставление оценок. Д/З – выучить наизусть

Трудности при обучении чтению.

1.Понимание текста.

Какие параметры характерны для чтения? Прежде всего, это понимание, которое должно включить понимание значений (слов, текста) и понимание смысла, в том числе скрытого – подтекста, а также свое личностное, читательское отношение к читаемому.

Представим этот процесс схематически:

Аспекты понимания текста


Восприятие

Воспроизведение

Воссоздание


Уровни понимания


13

Этапы смыслового прогнозирования текста.

1 этап – смысловое прогнозирование (угадывание по – следующих частей).

2этап – «вербальное сличение» (опознание графических образов: знаков препинания, шрифта, грамматической формы; умение делить тексты на синтагмы – словосочетания и т.д., т.е. расчленение речевого потока).

3этап – определение смысловых связей.

4этап – результат смысловой работы (понимание подтекста, выявление отношения к героям и т.д.)

Закономерности, связанные с проблемой текста

. Понимание текста есть установление читателем связи или отношений между предметами реальной действительности, которые отражены в этом тексте.

. Понимание текста всегда опирается на опыт знания читателя, степень владения им языковыми средствами, знание описываемого предмета.

. Понимание текста зависти от трудности самого объекта понимания (текста).

. Понимание текста предполагает анализ этого текста, выделение его основных элементов, установление их взаимосвязи и объединение этих элементов в общую смысловую структуру текста.

14

2.Ошибки чтения и их предупреждение.

Большое значение для совершенствования чтения вслух и «про себя» имеет значение учителем природы ошибок чтения. Они порождаются рядом причин: слаборазвитым зрительным восприятием графических образов слов (замены, искажения), непонимание логики текста и его связей, несформированным навыком звукового анализа (фактические ошибки). Графические ошибки возникают по тем же причинам. Непонимание слов связано с небогатым жизненным опытом ребенка, недостаточной культурой речи, непоставленным произношением.

Виды типичных ошибок чтения.

15

Предупреждение ошибок понимания.

Основные виды пропедевтических упражнений:

    Различие набора предложений и текста.

    Подчеркивание важных слов в тексте.

    Угадывание продолжения текста:

Договаривание текста;

Восстановление частей слов.

Восстановление частично закрытого текста.

4. Логический анализ текста: установление структуры текста – связей между предложениями и абзацами; сравнение разных типов текстов.

5. Восстановление деформированного текста.

6. Моделирование текста.

7. Выборочное чтение.

8. Редактирование текста.

9. Постановка вопросов к тексту.

10. Дополнение и составление планов.

11. Установление структуры абзаца (обобщение в начале, середине, в конце текста).

12. Свободная интерпретация текста.

Восстановление деформированного текста.

Один из приемов, обучающих пониманию, восстановление деформирование текста.

Наведи порядок! Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, что затем, что в конце рассказа. Обозначь цифрами 1, 2, 3.

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Дети взяли дощечку, сделали лодку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

Совершенствование восприятия

    Упражнения, предупреждающие зрительные ошибки при чтении.

1Звуковой анализ слова и проговаривание.

    Слуховые и зрительные диктанты.

    Считывание с доски заведомо неверного текста и его корректирование.

    Организация внимания детей к окончаниям слов.

Примеры зрительных диктантов

    Булка, белка, пулька, Булька.

    Испугался, несешься, припрячь, зачитались.

    Наступила весна. Зазеленела травка.

16

2. Упражнения для развития внимания, памяти, зрительного восприятия, расширения поля зрения.

Предъявление за одну секунду знакомых слов на тему читаемого произведения, или которое будет читаться в классе.

    Двусложные слова.

Вода, парта, тетрадь.

2. Трехсложные слова.

Работа, собака, посылка, весенний.

3. Сочетания двух двусложных слов.

Вода – водный: вода течет: весна пришла..

    Сочетание типа «два плюс три слога».

Птицы запели.

    Два трехсложных слова.

Ребенок рисует.

Этапы формирования подготовленного

читателя представим в таблице (по Н.Н. Светловской):

Этап обучения(класс)

Качество читателя, которые должны быть сформированы

Подготовительный (1класс)

Интерес к книге

Начальный (2класс)

Осознанная ориентировка в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу.

Основной (3класс)

Понимание целей чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснованный выбор книги. Потребность пользоваться публичной библиотекой.

Завершающий (4класс).

Потребность в создании личной библиотеки. Сознательное использование основных и дополнительных источников при подготовке к урокам внеклассного чтения.

17

Учет и контроль чтения.

Различают текущий, четвертной и годовой контроль над чтением учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке: учитывается понимание, способ чтения (слогами или словами), темп чтения. Оценивается совокупность ответов на уроке.

Динамика техники чтения 1класса 2005-2006уч.г.

1полугодие 2полугодие

18

Литература:

    Журнал «Начальная школа» №9 1991г. «Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом».

    Лысенково О.В. «Обучение чтению за 10 уроков» Павлодар -2002г.

    Левин В.А. « Когда маленький школьник становится большим читателем» -1996г.

    Оморокова М.И. «Основы обучения чтению»- 2005г.

    Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников». 2001г.

    Оморокова М.И. «Чтение в начальных классах 2.-Тула, 2003г.

    Романовская З.И. «Чтение и развитие младшего школьника». – 1982г.

19

Стр.

    Введение.

    Техника чтения

1) Развитие навыка чтения

Жужжащее чтение;

ежеурочные пятиминутки чтения;

режим щадящего чтения

развитие оперативной памяти

многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

3) Упражнения Лысенковой О.В.

Упражнения для расширения поля зрения:

упражнения по уровню организации внимания.

    Чтение как учебная деятельность.

    Обучение выразительному чтению.

    Критическое мышление.

1) эффективность применения методов КМ на уроках

2) урок литературы в 4классе в режиме КМ.

    Трудности при обучении чтению:

    1. понимание текста

    1. ошибки чтения и их предупреждение.

    Совершенствование восприятия.

    Этапы формирования подготовленного читателя.

    Учет и контроль чтения:

динамика техники чтения.

    Литература.

20

Составитель: Есенгужинова Кенжегуль Жанбырбаевна – учитель начальных

классов СШ№6 города Аксу.

Рецензент: Идилуп Айман Тулегеновна – заведующая кабинетом

дошкольного и начального школьного образования

Л.В. Безкоровайная,

Учитель начальных классов

Обучение чтению в начальной школе

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается, поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие- то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Пример: мама – первокласснику: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Это ошибка. Домашняя тренировка на начальном этапе должна проводиться порциями по 5- 7 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течении 1- 1,5 часа за один прием.

2. Жужжащее чтение было одним из основных приемов обучения чтению в Павловской школе, школе В.А. Сухомлинского.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

В течении 5 минут в классе плодотворно работают тридцать человек. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2-х раз. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит 10 х 2 = 20 «человеко /минут». При жужжащем чтении тот же тренаж составит 30 х 5 =150 « человеко/ минут». Вряд ли можно комментировать эти цифры.

^ 3. Ежеурочнные 5 минутки чтения.

Этот прием заимствован в школах Монголии еще в советские времена. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает как обычно, он имеет 3 урока чтения в

3 -4 классы. Это катастрофически мало в наших условиях. За неделю учитель опросит по 1 разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей быстро читать.

А если обучение организовать более рационально, т.е. ввести в практику ежеурочные 5 минутки.

Вот результаты за неделю:

5* 4* 5 = 100 минут.

Время тренировки с 2- х минут увеличилось до 100 минут, т.е. в 50 раз.

Без всяких методических ухищрений что-нибудь ХОРОШЕЕ получиться, несомненно, будет положительный эффект. Здесь возникает вопрос: где взять книги для такого чтения? Конечно же, в библиотеке. У нас есть фонд (например: автор Джежилей). И мы этим фондом с помощью библиотекарей активно пользуемся. Вновь приобретена «Хрестоматия для начальной школы». Это очень хорошая поддержка для работы в обучении чтению.

^ 4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том. Что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением! Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Режим щадящего чтения на начальном этапе: ребенок читает несколько строчек, затем следует кратковременный отдых. При просмотре диафильмов – такой режим получается автоматически. Подобный просмотр проводить перед сном. Данный метод эффективен в работе не только с учащимися начальной школы.

^ 6. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Пока ученик читает текст из нескольких предложений, забывает содержание первых, поэтому не может уловить смыслового текста. Значит, необходимо работать над оперативной памятью. Для этого существуют так называемые методики зрительных диктантов.

^ 7. Три типа упражнений:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

I. При проведении многократного прочтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок. Лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом:

Начало нового текста прочитывается учителем и осознается (осмысливается) учениками,

Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить в течение 1 минуты,

По истечении одной минуты каждый ученик отмечает, до какого слова успел дочитать,

Затем следует повторное чтение этого же отрывка в течение 1 минуты. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает результаты первого прочтения. Естественно, что во 2-й раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличился темп работы, а это вызывает положительные эмоции.

II. Меняем задание. Читаем в темпе скороговорки. Тренируем артикуляционный аппарат (тот же отрывок). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности. Нельзя ставить одновременно взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для тренировки артикуляционного аппарата. Требование к выразительности понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться», они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

III. Затем читаем выразительно. Дает на это установку учитель. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается «маленькое чудо». Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе, при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать в том же темпе. 2-3 недели такого ежедневного тренинга дают очень неплохие результаты. Чтение заметно улучшается.

8. В конце урока обычно 3-4 минуты производится САМОЗАМЕР скорости чтения.

Подведем итоги.

Каковы же условия успеха в формировании оптимального навыка чтения?

Систематичность работы;

Расширение поля зрения;

Развитие оперативной памяти, устойчивого внимания;

Самозамеры;

Состязательность;

Опора на помощь родителей;

Постоянный учет и контроль техники чтения;

Установка на достижение скорости 120 слов в минуту.