Собственные и нарицательные имена существительные в русском языке. Что такое имя нарицательное и собственное

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :



3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока:

Имена собственные и нарицательные

Учитель начальных классов

Шайдуллина В.И.

г. Нижнекамск, 2012-2013 учебный год

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Я- маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он?

Дети открывают глаза.

  1. Актуализация знаний.

1.Минута чистописания.

Откройте тетради. Напишите число, классная работа.

Классная работа.

Чч Цц Щщ Хх

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)

Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.

Прочитайте предложение.

Какие орфограммы встретились в этих словах.

2. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)

Назовите их. (Е А О Я И)

- Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

- Запишите слова в тетрадь.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:

- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.

- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.

А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.

А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.

Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Азалия, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Азалии)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»

- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?

- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

Игра «Лови ошибку» (работа в парах)

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Имена существительные делятся на собственные и нарицательные по их значению. Сами определения этой части речи имеют старославянские корни.

Термин «нарицательное» происходит от «нарицание», «нарекание», и используются для общего названия однородных, похожих предметов и явлений, а «собственное» означает «особенность», индивидуальное лицо или единичный предмет. Такое называние отличает его от других однотипных предметов.

Например, нарицательным словом «река» определяются все реки, но Днепр, Енисей – названия собственные. Это постоянные грамматические признаки существительных.

Что такое имена собственные в русском языке

Имя собственное — это исключительное наименование предмета, явления, лица, отличного от других, выделяющегося из иных множественных понятий.

Это имена и прозвища людей, названия стран, городов, рек, морей, астрономических объектов, исторических событий, праздников, книг и журналов, клички животных.

Также свои имена могут иметь корабли, предприятия, различные учреждения, бренды изделий и многое другое, требующее особого наименования. Могут состоять из одного или нескольких слов.

Правописание определено следующим правилом: все имена собственные пишутся с большой буквы. Например: Ваня, Морозко, Москва, Волга, Кремль, Россия, Русь, Рождество, Куликовская битва .

Названия, имеющие условное или символическое значение, заключаются в кавычки. Это названия книг и различных изданий, организаций, фирм, мероприятий и др.

Сравните: Большой театр, но театр «Современник», река Дон и роман «Тихий Дон», пьеса «Гроза», газета «Правда», теплоход «Адмирал Нахимов», стадион «Локомотив», фабрика «Большевичка», музей-заповедник «Михайловское».

Обратите внимание: одни и те же слова, в зависимости от контекста, бывают нарицательными или собственными и пишутся согласно правилам. Сравните: яркое солнце и звезда Солнце, родная земля и планета Земля.

Имена собственные, состоящие из нескольких слов и обозначающие единое понятие, подчеркиваются как один член предложения.

Рассмотрим на примере: Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое сделало его знаменитым. Значит, в этом предложении подлежащим будут три слова (имя, отчество и фамилия).

Типы и примеры собственных существительных

Имена собственные изучает лингвистическая наука ономастика. Этот термин образован от древнегреческого слова и означает «искусство давать имена»

Эта область лингвистики занимается исследованием информации о наименовании конкретного, индивидуального объекта и выделяет несколько типов наименований.

Антропонимами называют собственные имена и фамилии исторических личностей, фольклорных или литературных персонажей, известных и простых людей, их прозвища или псевдонимы. Например: Абрам Петрович Ганнибал, Иван Грозный, Ленин, Левша, Иудушка, Кощей Бессмертный.

Топонимы изучают появление географических наименований, названий городов, улиц, в которых могут отражаться специфика ландшафта, исторические события, религиозные мотивы, лексические особенности коренного населения, экономические признаки. Например: Ростов-на-Дону, Куликово поле, Сергиев Посад, Магнитогорск, Магелланов пролив, Ярославль, Черное море, Волхонка, Красная площадь и др.

Астронимы и космонимы анализируют появление наименований небесных тел, созвездий, галактик. Примеры: Земля, Марс, Венера, комета Галлея, Стожары, Большая Медведица, Млечный путь .

Есть в ономастике другие разделы, изучающие имена божеств и мифологических героев, наименования народностей, клички животных и пр., помогающие понять их происхождение.

Имя нарицательное — что это такое

Эти существительные называют любое понятие из множества подобных. Они имеют лексическое значение, то есть информативность, в отличие от имен собственных, которые таким свойством не обладают и только называют, но не выражают понятие, не раскрывают его свойств.

Нам ничего не говорит имя Саша , оно лишь идентифицирует конкретного человека. В словосочетании девочка Саша , мы узнаем возраст и пол.

Примеры нарицательных существительных

Нарицательными именами названы все реалии окружающего нас мира. Это слова, выражающие конкретные понятия: людей, животных, явления природы, предметы и др.

Примеры: врач, студент, собака, воробей, гроза, дерево, автобус, кактус .

Могут обозначать абстрактные сущности, качества, состояния или характеристику: смелость, понимание, страх, опасность, мир, могущество.

Как определить собственное или нарицательное имя существительное

Имя нарицательное можно отличить по значению, т. к. оно называет предмет или явление, относящиеся к однородным, и грамматическому признаку, потому что оно может изменяться по числам (год — годы, человек — люди, кошка – кошки ).

Но многие существительные (собирательные, отвлеченные, вещественные) не имеют формы множественного числа (детство, темнота, нефть, вдохновение ) или единственного (заморозки, будни, потемки ). Пишутся нарицательные существительные с маленькой буквы.

Собственные имена существительные являются отличительным наименованием единичных предметов. Они могут употребляться только в единственном или множественном числе (Москва, Черемушки, Байкал, Екатерина II ).

Но если называют разные лица или предметы, могут употребляться во множественном числе (семья Ивановых, обе Америки ). Пишутся с заглавной буквы, при необходимости в кавычках.

Стоит отметить: между собственными и нарицательными именами постоянно происходит обмен, им свойственно переходить в противоположный разряд. Нарицательные слова вера, надежда, любовь стали в русском языке собственными именами.

Многие заимствованные имена первоначально тоже были нарицательными. Например, Петр – «камень» (греч.), Виктор — «победитель» (лат.), София – «мудрость» (греч.).

Часто в истории имена собственные становятся нарицательными: хулиган (английская семья Хулихэн с дурной репутацией), вольт (физик Алессандро Вольта), кольт (изобретатель Сэмюэл Кольт). Литературные персонажи могут приобретать нарицательность: донкихот, иудушка, плюшкин.

Топонимы дали название многим предметам. Например: ткань кашемир (Кашмирская долина Индостана), коньяк (провинция во Франции). При этом одушевленное имя собственное становится неодушевленным нарицательным.

И наоборот, бывает, что родовые понятия становятся ненарицательными: Левша, кот Пушок, синьор Помидор.

Имя существительное - одна из самых важных частей речи как в русском языке, так и во многих других индоевропейских языках. В большинстве языков имена существительные разделяются на собственные и нарицательные. Это разделение очень важно, так как у этих категорий разные правила правописания.

Изучение существительных в российских школах начинается со второго класса. Уже в этом возрасте дети способны понять, чем отличаются имена собственные от имен нарицательных.

Обычно учащиеся легко усваивают этот материал. Главное - подобрать интересные упражнения, при выполнении которых правила хорошо запоминаются. Для того чтобы правильно отличать имена существительные, ребенок должен уметь обобщать и относить знакомые предметы к определенной группе (например: «посуда», «животные», «игрушки»).

Собственные

К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

Вот типичные примеры:

Имя собственное может отвечать на вопрос «кто?», если речь идет о людях и животных, а также на вопрос «что?», если речь идет о географических названиях.

Нарицательные

В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Вот классические примеры:

  • Мальчик, девочка, мужчина, женщина;
  • Река, деревня, село, поселок, аул, кишлак, город, столица, страна;
  • Животное, насекомое, птица;
  • Писатель, поэт, врач, учитель.

Нарицательные имена существительные могут отвечать как на вопрос «кто?», так и на вопрос «что?». Обычно в упражнениях на различение младшим школьникам предлагается подобрать подходящее нарицательное к группе имен собственных , например:

Можно построить задание и наоборот: подобрать имена собственные к нарицательным .

  1. Какие вы знаете клички собак?
  2. Твои любимые имена девочек?
  3. Как могут звать корову?
  4. Как называются деревни, в которых ты побывал?

Такие упражнения помогают детям быстро усваивать разницу. Когда учащиеся научились отличать одни существительные от других быстро и правильно, можно переходить к изучению правил правописания. Эти правила несложные, и ученики начальной школы хорошо усваивают их. Например, в этом может помочь ребятам простой и запоминающийся стишок: «Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!».

Правила правописания

В соответствии с правилами современного русского языка, все имена собственные пишутся только с прописной буквы. Это правило характерно не только для русского, но и для большинства других языков восточной и Западной Европы. Заглавная буква в начале имен, фамилий, кличек и географических названий используется для того, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к каждому человеку, животному, населенному пункту.

Нарицательные имена существительные, напротив, пишутся со строчной буквы. Однако, из этого правила возможны исключения. Обычно такое бывает в художественной литературе. Например, когда Борис Заходер переводил книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», русский писатель намеренно использовал прописные буквы в написании некоторых имен нарицательных, например: «Большой Лес», «Великая Экспедиция», «Прощальный Вечер». Заходер сделал это для того, чтобы подчеркнуть важность определенных явлений и событий для сказочных героев.

Такое встречается нередко как в русской, так и в переводной литературе. Особенно часто такое явление можно увидеть в адаптированном фольклоре - легендах, сказках, былинах. Например: «Волшебная Птица», «Молодильное Яблоко», «Дремучий Лес», «Серый Волк».

В некоторых языках капитализация - использование заглавной буквы - в написании имен может применяться в разных случаях. Например, в русском и некоторых европейских языках (французский, испанский) традиционно принято писать названия месяцев и дней недели с маленькой буквы. Однако в английском языке эти имена нарицательные всегда пишутся только с прописной буквы. Также написание имен нарицательных с заглавной буквы встречается в немецком языке.

Когда собственные имена становятся нарицательными

В современном русском языке бывают ситуации, когда собственные имена могут стать нарицательными . Такое происходит довольно часто. Вот классический пример. Зоил - это имя древнегреческого критика, который весьма скептически относился ко многим произведениям современного ему искусства и пугал авторов своими язвительными негативными отзывами. Когда античность ушла в прошлое, его имя было забыто.

Однажды Пушкин заметил, что одно из его произведений литературные критики восприняли весьма неоднозначно. И в одном из своих стихотворений он иронично назвал этих критиков «мои зоилы», подразумевая, что они желчны и язвительны. С тех пор имя собственное «Зоил» превратилось в нарицательное и используется, когда речь идет о человеке, несправедливо критикующем, ругающем что-либо.

Нарицательными стали многие имена собственные из произведений Николая Васильевича Гоголя. Например, «плюшкиными» часто называют скупых людей, а «коробочками» - пожилых женщин недалекого ума. А тех, кто любит витать в облаках и совсем не интересуется реальностью, часто называют «маниловыми». Все эти имена пришли в русский язык из знаменитого произведения «Мертвые души», где писатель блестяще показал целую галерею помещичьих характеров.

Имена собственные становятся нарицательными довольно часто . Однако бывает и наоборот. Имя нарицательное может стать собственным, если оно превращается в кличку животного или прозвище человека. Например, черного кота могут назвать «Цыган», а верную собаку - «Друг».

Естественно, эти слова будут писаться с прописной буквы, по правилам написания имен собственных. Обычно это происходит в том случае, если кличка или прозвище дается из-за того, что человек (животное) имеет какие-то ярко выраженные качества. Например, Пончика прозвали так из-за того, что он имел лишний вес и был похож на пончик, а Сиропчика - из-за того, что он очень любил пить сладкую воду с сиропом.

Отличать имена собственные от нарицательных очень важно . Если младшие школьники этому не научатся, они не смогут правильно применять капитализацию при написании имен собственных. В связи с этим изучение нарицательных и собственных существительных должно занимать важное место в школьной программе русского языка как родного и как иностранного.

Горшкова Татьяна Константиновна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им М. П. Кочнева г. Нерюнгри
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-29 Имена собственные и нарицательные Горшкова Татьяна Константиновна Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

Просмотреть свитедельство о публикации

Имена собственные и нарицательные

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Планируемый результат

Познавательные умения:

Объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения :

Писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

— имя существительное (без определения);

— имя собственное;

— имя нарицательное;

— правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Ход урока:

1.Орг. момент Зарядка «Солнышко» 1ученик у доски показывает.

Правило1 (Посадка)

Аутотренинг.

Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.

У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.

Правило2 (Тетрадь)

Правило3 (Ручка)

Правило4 (Хором)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.

Минутка чистописания. На доске:

1) воробей ученик имя собака

2) приставка корень суффикс существительное окончание

Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?

Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?

Что получилось?(Имя существительное). Вспомним, что нам известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)

  • Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
  • Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
  • Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?(-) Почему? Вывешивается
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
  • Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается

А какие ещё бывают?

Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)

Какие слова относятся к именам собственным?(Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)

Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем? (Что такое нарицательное существительное)

Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.

Слайд3

Учиться слушать…

Размышлять …

Сотрудничать…

Думать…

Рассуждать…

Работать…

Сравнивать…

Обобщать…

Слайд4 Я обобщаю.

Цели:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных

2.Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность

3.Воспитывать умение работать в коллективе.

3.Изучение нового материала. Работа в парах.

У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.

Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит

Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)

Посмотрите, чем отличаются сова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)

Поднимите руку группа «Помощники»

Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.

Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)

Физминутка . Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)

Слайд 5

Имя собственное — личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.

Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)

Работа по учебнику

Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.

Кто не знает как отличить имя собственное?

Кто подскажет как это сделать? (Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий.

3х первых я проверяю, они проверяют остальных.

Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81

Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть собственными? (Составляется кластер на доске:

Имя собственное

Единичное название

Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)

Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)

Что такое Россия? (название страны)

Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.

Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.

Как вы думаете, какие тогда существительные называются нарицательными?

Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному.

Слайд6

Давайте продолжим составление кластера.

Имя нарицательное

Много предметов

Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.

Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.

Кто справился? Какие примеры?

Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.

Слайд7 шарик-Шарик

Роза-роза

Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?

Закрепление. Работа в группах.

Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в тройках. Нужно за 5 минут успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями. Подумать, где нужно поставить кавычки.

1группа. Названия городов (Помощник — карта)

2 группа. Названия рек (Помощник — карта)

3 группа. Названия морей (Помощник — карта)

4 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)

5 группа. Фамилии детских писателей (Помощник -анаграмма)

6 группа. Названия автомобилей. (Рисунки автомобилей с подписями внизу-«Собери слова»

7 группа. Названия книг. (Рисунки обложек книг)

8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)

1от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)

— Кто знает, в каком городе мы живём? На какой реке стоит наш город? Каким морем омывается наш город? В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?

Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)

В каких случаях будут использованы кавычки? (названия книг, марок автомобилей)

Физминутка (для глаз) — Мультимедийный проектор

Слайд8-9

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

Слайд 10

Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне — повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Цель урока:

сформировать знания и умения отличать собственные имена существительные от нарицательных,

научиться правильно писать имена собственные (с заглавной буквы и использованием кавычек).

Тип урока:

Образовательно-воспитательный.

Нарицательные существительные служат для названия классов однородных предметов, состояний и действий, лиц, растений, птиц и животных, явлений природы, общественной жизни. В большинстве своем имеют единственное и множественное число (гора – горы, ромашка – ромашки, дождь – дожди, победа – победы, демонстрация – демонстрации и др.). Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.

Упражнение: Просмотрите сюжет. Назовите картинки, которые вы видели (пример: горы, моря и т.д.). Подходят ли они под группу нарицательных существительных?

Собственные существительные служат для названия отдельных (индивидуальных) предметов, которые могут быть единственные в своем роде.

Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы и в большинстве случаев имеют форму единственного числа. Состоять они могут либо из одного слова (Жучка, Александр, Боинг, Сахара) либо из нескольких слов (Иван Васильевич, Красное море, Софиевская площадь).

Упражнение: Прослушайте песню Красной Шапочки. Запишите все запомнившиеся собственные и нарицательные имена существительные

Пишутся с большой буквы, но НЕ заключаются в кавычки:

1. Фамилии имена и отчества (Иванов Сергей Никонорович), псевдонимы (Максим Горький, Леся Украинка), имена действующих лиц в сказках (Иванушка, Аленушка, Буратино, Мальвина), рассказах (Овсов /Чехов «Лошадиная фамилия»/), баснях («Проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка задумали сыграть квартет.» (И. Крылов.).

2) Клички животных (собака Джулька, кот Джим, попугай Гоша, хомяк Петрушка).

3) Географические названия (Украина, Южный Ледовитый океан, озеро Байкал, горы Тибет, Черное море).

4) Названия небесных тел (Луна, Солнце, Юпитер, Орион, Кассиопея).

5) Названия улиц, площадей (улица Пироговская, Ленинградская площадь, переулок Гамарника).

8) Названия со словом имени (им.), даже в случае, когда подразумевается, но не пишется (парк имени Т. Г. Шевченко, парк Горького, школа им. В. Чкалова).

9) Названия организаций и высших государственных учреждений (Министерство образования и науки Украины, Верховный Суд Украины).

10) Названия орденов, памятников (орден Богдана Хмельницкого, орден Великой Отечественной Войны, орден Славы; памятник М.Ю. Лермонтову, памятник Неизвестному матросу).

11) Названия праздников, памятных дат (дней), исторических событий (День Победы, Новый год, День медработника, День учителя, День матери)

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:

1) Названия газет и журналов, телевизионных программ (галета «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журнал «Единственная», «Рыболов Украины», программа «Поле чудес», «Что? Где? Когда»).

2) Названия литературных и музыкальных произведений, произведения живописи, названия кинофильмов (роман «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», стихотворение «Узник», «Свеча», картина «Черный квадрат», «Купание красного коня», кинофильм «Гостья из будущего», «Петербургские тайны») и т.д.

3) Названия заводов, фабрик, пароходов, самолетов, кинотеатров, гостиниц и так далее (при условии, что нет и не подразумевается слово «имени» (завод «Краян», фабрика «Рошен», теплоход «Тарас Шевченко», «Хаджибей», самолет «Боинг», «Ту-124», кинотеатр «Звездный», «Москва», гостиница «Красная», «Лондонская»).

4) Названия различных товаров (автомобиль «Жигули», духи «Шанель», холодильник «Самсунг», телевизор «Томсон» и др.).

Упражнение. Прочитайте отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Айболит». Подчеркните одинарной чертой собственные имена существительные, двойной чертой нарицательные имена существительные.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!"

"Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?"

"Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо".

Упражнение. Выделить собственные имена существительные.

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собрались самые известные мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов. Самым молодым среди них был Дик Сенд, герой романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Самым веселым все считали Тартарена из Тараскона, героя романа Альфонса Доде, а самым «правдивым» был, конечно, барон Мюнхгаузен из книги Распе. Все члены клуба считались с мнением самого мудрого из них капитана Немо, одного из героев книги Жюля Верна «Таинственный остров».

Упражнение. Прослушайте песню из кинофильма "Три Мушкетера". Ответьте на вопрос: Бургундия, Нормандия, Шампань, Прованс, Гасконь - собственные или нарицательные имена существительные?

В русском языке существует множество примеров перехода имени собственного в имя нарицательное.

Вот некоторые примеры:

1. Торт Наполеон получил название от любившего данный вид кондитерского изделия императора Наполеона Бонапарта.

2. Саксофон – так назвал духовой инструмент бельгийский мастер Сакс.

3. Изобретатели Кольт, Наган, Маузер дали названия созданному оружию.

4. По месту, из которого были завезены, получили свои названия апельсин (голландское слово appelsien), персик (Персия), кофе (страна кафа в Африке), брюки (Брюгге – город в Голландии).

5. Нарцисс – цветок, названный в честь мифологического юноши Нарцисса, разгневавшего Богов тем, что из-за влюбленности в себя он только смотрел на свое отражение в воде и больше ничего и никого не замечал. Боги превратили его в цветок.

Вопросы на закрепление новой темы:

1. Какие имена существительные имеют единственное и множественное число?

2. Как правильно написать: кинотеатр Пушкина, кинотеатр Пушкин?

3. Отгадайте загадки:

«Летающий» город - ______________________________.

«Неживое» море - ________________________________.

«Цветные» моря - ________________________________.

«Молчаливый» океан - ____________________________.

Цветы с женскими именами - _______________________.

Домашнее задание:

Самостоятельно придумать 5-7 загадок, ответ которых будет содержать имя нарицательное (на примере загаданных в классе) на темы – интересные факты Земли, греческая мифология, русские народные сказки.