Индивидуальный маршрут ученика по татарскому. Проектирование индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников .

Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников.

Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.

Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.

Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк.

Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:

  • неумение учиться;
  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.

Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Можно выделить три основные составляющие этой культуры:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
  • личностно – ориентированная.

Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.

Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:

1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.

2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.

3.Повышение уровня учебной мотивации.

Основными идеями реализации программы являются:

Этапы реализации

Формы и способы деятельности

Практический выход

Диагностический

Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

Материал для исследования

Аналитико - исследовательский

1.Анализ диагностических работ, анкетирование, наблюдения.

2.Выявление успешности обучения по конкретным темам.

Информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации.

Организационно - проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции

1.Определение темы ЗУН(знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

4.Составление ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, пояснение для родителей к ИОМ ученика.

Коррекционный

Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов.

Ликвидация пробелов по предмету.

Итоговый

Анализ работы по коррекции

  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико – исседовательский этап дает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно – проектировочном этапе учитель ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, а также пояснения для родителей.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

(индивидуально – образовательный маршрут)

Ученика (цы) _____ класса (фамилия, имя ученик) учитель ___________________________

Цель : ликвидация пробелов по предмету _________________________________________

Формы контроля

Отметка о выполнении

Родители (ознакомлены)_________________Классный руководитель __________________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально – образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, где, какие знания, умения, навыки приобретет ребенок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными с особенностями ребенка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребенка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута).

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществит психолого – педагогическую поддержку ребенка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.

Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • Пропуски занятий по болезни;
  • Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • Прогулы.

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Мероприятия

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса . Лучше вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса

В течение учебного года.

6.Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Таблица требований

Важной составляющей работы учителя по реализации является социализация обучающихся, умение научить их самостоятельно жить в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время педагоги по всей стране активно внедряют Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 No 413 (далее - ФГОС), в котором обозначены ориентиры педагогической деятельности и стандарты . Социализация детей по ФГОС имеет следующее значение: «Стандарт направлен на обеспечение: <...> воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления» (п. 3 ФГОС).

Социализация детей по ФГОС с помощью портфолио и элективных курсов

Нельзя сказать, что в предыдущие годы мы не задумывались над тем, как наши дети войдут во взрослую жизнь, какую профессию выберут, насколько станут успешными. Так, уже в 2006 г. в рамках программы по профессиональной ориентации в школе шло обсуждение внедрения и ведения портфолио, где отмечались , но и предпочтения ребенка в профессиональной сфере. К выпуску 2008 г. многие из ребят нашей школы имели достаточно хорошие результаты в различных сферах ученической деятельности. Однако в то время наличие портфолио находило применение только в школе и никак не учитывалось при поступлении в высшие учебные заведения.

В 2005-2006 гг. творческая группа учителей разработала программу по профессиональной ориентации в школе , рассчитанную на 1 час в неделю, которая преподавалась классным руководителем в 9-м классе. Данная программа являлась попыткой помочь ребятам социализироваться в обществе, определить для себя профессиональные приоритеты.

В то же время учителями-предметниками в рамках программ по профессиональной ориентации в школе начали разрабатываться программы профильных, предпрофильных и элективных курсов для 8-9-х классов. Это были курсы по выбору, что позволяло обучающимся двигаться по индивидуальному плану. В течение года каждый ученик в общей сложности проходил 68-70 часов. Прообразом дневника успешности стали зачетные листы, которые затем вкладывались в портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут в школе

Сейчас наступило новое время - время ФГОС общего образования, и его внедрение наша школа начала в числе первых. Организуя учебный процесс в школе, мы ведем всестороннюю работу по воспитанию и социализации детей в соответствии с ФГОС. В ее рамках обучающиеся школы составляют по образцу индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы .

Обучающиеся, конечно, не всегда выполняют все, что запланировано в программе по профессиональной ориентации в школе. К сожалению, достаточно часто они воспринимают таблицы как очередное ни к чему не обязывающее анкетирование (несмотря на все усилия педагогов по разъяснению важности данной работы для самого ученика). Также и не все родители понимают значимость планирования деятельности, считая это пустой тратой времени.

Необходима терпеливая и постоянная разъяснительная работа, ознакомление родителей с программой по профессиональной ориентации в школе и требованиям ФГОС общего образования, для того чтобы усилия дали свои плоды и планирование стало неотъемлемой частью школьной жизни каждого ребенка, что, несомненно, в будущем поможет планировать свою жизнь не только в школе и вне образовательной организации.

Временный индивидуальный образовательный маршрут школе

В школе много талантливых и энергичных детей, которым интересно участие в различных мероприятиях, проводимых в образовательной организации и за ее пределами. Причем виды мероприятий порой сильно отличаются друг от друга: подростка могут привлекать и спортивные соревнования, и научно-практические конференции, и танцевальные конкурсы. Реализация процесса социализации детей по ФГОС в рамках программы по профессиональной ориентации в школе ставит перед педагогами следующие вопросы.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

2- е класса

МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.»

Владислава Л.

На 2015-2018 учебный год.

Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: Лаврентьев Владислав Возраст: 8 лет.

Школа: МБОУ СОШ № 1 имени Созонова Ю.Г.

Класс: 2 «Е» класс.

Ф.И.О. родителей: Галина Владимировна Л.

Ф.И.О. классного руководителя: Пневская Лариса Викторовна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед_ Черныш Ольга Васильевна______________________

Педагог-психолог_____ Похальчишина Анна Зиновьевна __________

Социальный педагог_ Солтанова Оксана Александровна _____________

Инструктор ЛФК _ Быкова Светлана Владимировна _______________

Гармоничный психофизический инфантилизм.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика ученика.

Владик Л., 8 лет, ученик второго класса МБОУ СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г. Рост и физическое развитие соответствует возрасту. Спокойный, неагрессивный, подвижный, вызывает симпатии у одноклассников и окружающих. Сообразительный, ловкий. Равнодушный к урокам, не умеет и не желает заставить себя выполнить необходимое задание. С удовольствием идет в школу только 1 сентября, но вскоре желание ходить в школу пропадает, так как нужно ровно сидеть, напрягать внимание, выполнять неинтересные задания, слушать объяснения учителя. Быстро утомляется, вертится, отвлекает соседей по парте, рассматривает свои вещи, раскрашивает пенал, играет ручкой, пальцами, не смотрит на доску. Может увлечься игрой со школьными принадлежностями так, что не заметит учителя, который уже некоторое время стоит возле его парты. На вопрос «Нравится ли тебе школа? Отвечает утвердительно. Но потом поясняет, что нравятся перемены.

Но тем не менее научился читать, писать, хорошо владеет положенными по программе математическими навыками. Легко улавливает условие задачи. Может решить ее в уме. На уроках русского языка часто занимается посторонними делами, пропускает буквы, не применяет правила, хотя рассказывает их. Не может привести примеры ни на одно правило русского языка. Работоспособность зависит прежде всего от заинтересованности: может хорошо выполнить работу или написать с большим количеством ошибок. Домашние работы выполняет со старшей сестрой. Не проявляет инициативы выполнить домашнюю учебную работу самостоятельно. Не имеет дома обязанностей. Запоминает с урока только с ярким красочным наглядным материалом. К концу второго класса успеваемость была неровной: математика – «4», русский язык - «3», чтение - «4», окружающий мир – «3». На уроках раскрашивает пенал, получая при этом удовольствие и стремясь неосознанно заменить или отложить неприятное дело – выполнение заданий.

Такому ребенку нужно помочь адаптироваться к учебе в школе.

  1. Давать дополнительные, пусть интересные только ему задачи, связанные с красочным и наглядным материалом.
  2. Предложить ему самостоятельно сделать простые наглядные пособия, помогающие закрепить усвоенный материал.
  3. Использовать его инициативу и творческую возможность, чтобы подстегнуть интерес к обучению.
  4. Родителям рекомендуется проявлять большую заинтересованность в успехах в школе.
  5. Приучать его к ответственности за порученные дела в школе и дома.
  6. Объяснять, что может получиться, если все люди начнут делать то, что им больше всего нравится. Показать это на забавных и смешных примерах.
  7. Родителям каждый день учить ребенка отчитываться за прошедший день и выяснять, что хорошего ему удалось сегодня сделать.
  8. Поощрять за хорошие дела и немного журить за плохие.
  9. Натолкнуть ребенка на самостоятельный вывод: что же ему нужно было сделать, чтобы не допустить подобной ситуации вновь.
  10. Не прятать от него любимые игрушки и не запрещать игры, но обязательно договориться о их своевременности.

Для реализации ФГОС начального общего образования большое значение имеет развитие у обучающихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий.

Целью индивидуального образовательного маршрута является: совершенствование форм организации образовательного процесса обучения ребенка с ОВЗ, создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.

Задачи:

  1. Компенсация трудностей в обучении.
  2. Дальнейшее успешное освоение образовательной программы.
  3. Дифференцированные задания.
  4. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
  5. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
  6. Обеспечить участие в олимпиадах, конкурсах викторинах по различным предметам.
  7. Формировать умение ставить цель, планировать и организовывать свою деятельность.

Используемые технологии:

  • Отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи.
  • Поиск информации и работа с полученной информацией.
  • Представление результатов выполнения поставленных учебных задач.
  • Включение в дискуссию с использование ИКТ.
  • Самооценка, оценка преподавателей и одноклассников.
  • Самопрезентация (формы представления результатов- участие в олимпиадах, в т.ч. дистанционных, контрольная работа, сообщение по темам и т.д.).
  • Разнотемповое обучение.

Роль родителей в индивидуальном образовательном маршруте:

  • Оказание посильной помощи при выполнении ребенком дополнительных заданий.
  • Финансовые расходы на дистанционные Всероссийские олимпиады, викторины, конкурсы.
  • Тесное сотрудничество с учителем, психологом, логопедом.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Дополнительная и опережающая работа на уроках

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Результаты

9.09

Гласные звуки русского языка

Индивидуальные занятия

Усвоил

24.09

Почему после «ж» нужно писать «и»

Внеурочное занятие в групповой форме

Усвоил

12.10

Почему в некоторых случаях мы слышим глухой согласный, а писать нужно звонкий?

Проблемное обучение в группе

Усвоил и объяснил

25.10

За какими буквами прячется «й»?

Подбор слов на данную тему

Усвоил и объяснил

11.11

Какие звуки спрятал «ъ»?

Групповая и индивидуальная форма работы

Подбор слов на данную тему

Усвоил, подобрал слова правильно

23.11

Какие звуки спрятал «ь»?

Индивидуальная форма работы

Подбор слов на данную тему

Подбирает слова, умеет объяснить.

9.12

Групповая и индивидуальная форма работы

21.12

Как дружат паузы и знаки препинания?

Групповая и индивидуальная форма работы

Дифференцированные карточки

Правильно определяет расстановку знаков препинания

15.01

Групповая и индивидуальная форма работы

Выразительное чтение стихотворений.

27.01

Групповая и индивидуальная форма работы

Работа с деформированным текстом.

Умеет определять границы предложения.

10.02

Фразеологизмы. «Носария».

Групповая и индивидуальная форма работы

25.02

Фразеологизмы. «Животный мир».

Групповая и индивидуальная форма работы

Составление словаря фразеологизмов

Понимает лексическое значение фразеологизмов

6.03

Синонимы, антонимы.

Групповая и индивидуальная форма работы

Умеет подобрать 1-2 синонима.

18.03

Синонимы, антонимы.

Групповая и индивидуальная форма работы

Работа с текстом: вставить пропущенные синонимы.

Умеет подобрать 1-2 антонима.

4.04

Текст- рассуждение.

Групповая форма работы

Умеет найти текст-рассуждение

11.05

Викторина «Знатоки 2 класса»

Групповая форма работы

Предметные кружки, факультативы

Кол-во часов в неделю_3_

День недели

Время

Кружок

Результаты

Вторник

12:10

Моделирование

Участие в городской выставке «Мастер Золотые руки»

Четверг

12:30

Шахматы

Участие в соревнованиях

Пятница

12:30

Бассейн

Участие в соревнованиях

Внеурочная деятельность

Название занятия, мероприятия

Количество часов

Место проведения

Время занятий

Руководитель

Результаты

«Занимательная грамматика»

12:30

Пневская Л.В

Участие в онлайн-викторине

«Полезные привычки»

МБОУ СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.

12:30

Солтанова О.А

Участие в выставке

Конкурс чтецов

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога .

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ . Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?".

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап . После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ

Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Возможность занятия разными сферами деятельности;

Совершенствование речевых навыков;

Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

Развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

Структура ИОМ

В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Оформление образовательной программы

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

Общие сведения о дошкольнике;

Характеристика семьи;

Особенности внешнего вида дошкольника;

Здоровье;

Особенности моторики;

Познавательная сфера дошкольника;

Уровень знаний по разделам программы;

Уровень развития речи;

Отношение к занятиям;

Характеристика деятельности;

Наличие трудностей в общении;

Индивидуальные особенности;

Дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.


В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.

При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

Пределы норм нагрузки;

Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.

Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.

Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

Имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.

Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

Лечебно - оздоровительная работа;

Вопросы обучения и социальной адаптации;

Вопросы коррекции;

Физическое воспитание;

Музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Заключение

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.

Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.