Как правильно реагировать на замечания. Как правильно реагировать на критику: лучшие советы и рекомендации

«Меня совершенно не трогает, что пишут критики.
Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы,
но признаться боятся».

(Сальвадор Дали)

Счастье жить среди людей чревато тем, что нас постоянно оценивают. Критике регулярно подвергается и бомж, и Елизавета II. С одной стороны, таким знакам внимания стоит радоваться - чем выше человек поднимается, тем больше у него появляется не только почитателей и друзей, но и критиков. Но у критики есть и обратная сторона - порой она ввергает в отчаяние, заставляет усомниться в своих способностях и вообще в смысле самого существования.

Возможно, даже Будда вскипел бы от постоянных придирок. Впрочем, истории об основателе буддизма убеждают нас в его снисходительном отношении даже к ярым недоброжелателям.

Среднестатистический студлансер вряд ли достиг нирваны. Но для адекватного восприятия критики не нужно сидеть 20 лет в позе лотоса, созерцая пустоту. Достаточно трезво мыслить и разбираться в видах оценки со стороны.

Виды критики

Первой реакцией на критику может быть сильный эмоциональный всплеск - от легкого возмущения до рыданий в подушку и вызова наглеца на интеллектуальную дуэль. Если вы планируете получить репутацию скандалиста или истерички - нужно мгновенно превратиться в гневную фурию и выплеснуть на оппонента потоки серы и огнедышащей лавы.

Надеемся, однако, что у вас другие приоритеты и идеалы, и вы решите сохранить негодяю жизнь. Взяв под контроль вулкан страстей, необходимо определить вид критики.

Итак, сделайте десять глубоких вдохов-выдохов… Критика может быть:

– конструктивной и полезной;
– деструктивной и по большей части пустой;
– основанной на личном отношении оппонента;
– построенной по методу обратной связи.

Начать хочется с чего-то приятного, поэтому рассмотрим конструктивную критику.

Конструктивная критика

Конструктивная критика отличается:

Наличием ясных и четких критериев оценки;
- объективностью;
- примерами и аргументированностью;
- учетом деталей и нюансов;
- уважительным отношением к собеседнику.

Положительная сторона такой критики в том, что она помогает вам стать лучше. Если компетентный человек указал на недочеты в вашем magnum opus, высказал свою точку зрения и аргументировал ее, то это лишь стряхнет пыль с измотанного рутиной мозга студлансера. А если при этом критик еще и отметил некоторые положительные моменты работы, то у автора появляется повод для затаенной гордости. Оппонента в этом случае уже нельзя считать сволочью.

После конструктивной критики человек не чувствует себя ежиком в тумане, он отчетливо понимает, что конкретно хотел сказать оппонент и на какие детали обратил внимание. Важно: для того, чтобы быть конструктивным критиком, необходимо быть компетентным в конкретной области. Например, может указать только человек, который хорошо разбирается в этом жанре.

Деструктивная критика

«Некоторые люди родились лишь для того, чтобы придираться:
у Ахиллеса они видят только его пяту».

(Мария фон Эбнер-Эшенбах)

Если конструктивная критика вносит ясность, то деструктивная, напротив, позволяет бедному творцу почувствовать себя непризнанным гением или полной бездарностью. Тут все зависит от самооценки творца, напора критикующей стороны и наличия/отсутствия группы поддержки у обоих оппонентов.

Такая критика:

Туманна и загадочна;
- часто не относится к делу;
- неаргументированна;
- построена на стереотипах и огульных суждениях;
- порой груба и бестактна.

Деструктивная критика возможна на работе, когда вас критикует заказчик. Именно со стороны клиентов можно услышать много интересного. Ведь они-то чаще не являются профессионалами в том, о чем судят.

Попросите оппонента аргументировать позицию. Критик говорит, что в оценке руководствуется только своим тонким чутьем, и при этом он не эксперт в своей области? Поздравляем! Вам дали дешевую рецензию, потому что такой вид критики - самый бросовый товар. Единственная правильная реакция на такие выпады - игнор. При желании можно аргументированно поставить критика на место. Переживать тут явно не стоит.

Придирки

Если у вас плохая карма, то конструктивные критики обойдут ваши работы стороной. Судьба не даст вам шанса получить у них ценные рекомендации. Деструктивным критикам в этом сценарии достанутся вторые роли. Придирки и личные выпады не имеют ничего общего с тем, что вы делаете - расслабьтесь. Просто вас хотят довести до сумасшедшего дома с мигалками.

Если от нападок злого тролля не зависит ваше будущее (учеба, карьера, репутация), то справиться с ним легко. Есть волшебное слово «игнор», которое сразу восстанавливает гармонию в личном пространстве. В более серьезных случаях есть смысл поискать альтернативные способы защиты. Когда тираном является босс, проще найти другую работу.

Обратная связь

Классический пример обратной связи - работа с научным руководителем над курсовой или дипломным проектом или комментарии непосредственного начальника. Вы делаете работу (пишете курсовую), показываете начальнику или руководителю, он оценивает и дает рекомендации по улучшению.

Обратная связь не имеет негативных коннотаций, которые ей приписывают по незнанию. Она скорее позитивна и помогает развиваться. Желательно, чтобы такой «критики» было больше.

Стоит ли кого-то критиковать самому? Только по долгу службы или когда попросят, и при этом нужно помнить простое правило: хвалите прилюдно, критикуйте наедине.

Как правильно реагировать на критику

В своей профессиональной деятельности каждый человек неизбежно сталкивается с критикой в свой адрес. Критиковать может начальство, сослуживцы, клиенты. Конечно, выслушивать все это очень неприятно, тем более, если человек не выбирает выражений, изливая свое недовольство.

2 типа критики. Можно сказать, что существует 2 типа критики: конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика обычно точно указывает на недочеты в работе и высказываются в форме совета. Людям, помогающим увидеть свои мелкие оплошности нужно сказать спасибо, ведь такую критику легко использовать себе во благо. Она помогает увидеть результат своего труда со стороны и исправить ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Совсем по-другому выглядит деструктивная критика . Она обвиняет, ограничивает и вешает неприятные ярлыки, понижающие самооценку. Люди, использующие этот тип критики, могут таким образом повышать свою собственную самооценку, а также значимость в глазах окружающих, особенно подчиненных. Как говорится «бей своих, чтоб чужие боялись». На такой критике лучше не заострять своего внимания.

Несправедливые замечания и реакция на них. Несправедливая критика – это оскорбительные выпады, выраженные в форме крика и обзываний. Они не указывают на конкретные ошибки, а оценивают личность и ее поведение в целом. «Вы что читать не умеете?», «Сколько раз вам еще повторять?», «Это просто ужасно!» - примеры такой критики. В ответ на такое словесное нападение не надооправдываться, нападать в ответ или молчать. Нужно задавать уточняющие вопросы: «Что именно ужасно?», «Что вы имеете в виду?» до тех пор, пока критик не найдет слов, чтобы объяснить причину своего гнева. Когда он, наконец, найдет слова, подытожьте их. К примеру, «Вам не нравится, что я опаздываю, как я одеваюсь и как общаюсь с покупателями». Это надо для того, чтобы унять его раздражение и чтобы он забыл о вас на некоторое время, найдя другой объект для своих придирок.

Частично справедливые замечания могут быть связаны с неприятием вашего характера, привычек. Здесь критик уточняет, что ему не нравится и не оскорбляет. К примеру, «Вы всегда опаздываете», «Вы постоянно делаете ошибки в отчетах». Реакция на такой вид критики – согласие с той частью, которая справедлива: «Да, сегодня я опоздал», «Да, в этом отчете я допустил одну ошибку».

Справедливые замечания касаются ваших дел или поступков. Реакция – признание своей неправоты. Нужно сказать: «Да, я не прав», «Да, я допустил ошибку».

Критика-микс может объединять сразу все виды критики и состоять из длинной обвинительной речи с оскорблениями и упреками. Как реагировать на такую критику? Следует согласиться с тем, что правдиво («Да, я ошибся»). На риторические вопросы типа: «вы в своем уме?», «Вы, что, белены объелись» и т.п. отвечать не надо. Если риторические вопросы будут повторяться, можно спросить «Вас это действительно интересует?». Скорее всего, в ответ вы услышите «нет». Если ответ утвердительный, спокойным тоном сказать «Да, я в своем уме».

Как реагировать на критику

    • Не нужно извиняться, это придаст вам неуверенность.
    • Не надо пытаться оправдываться, строить диалог по типу «сам дурак» или молчать в ответ на критику. Хотя, если уж выбирать между этим тремя типами поведения, то молчание – самый лучший из них.
    • Выслушивать критику и отвечать на нее нужно спокойно, без агрессии и раздраженности. По возможности нужно сохранять спокойное выражение лица, не показывать своей обиды.
    • Ответы на критику должны быть максимально лаконичными, без слова «но», чтобы не дать критику повода для новых нападок.

    Алёна Власюк специально для http://сайт/

    Еще статьи:

Как правильно реагировать на критику в свой адрес? Давайте честно признаемся – несмотря на то, что нам уже давно рассказывают о важности критики для личностного роста, мало кто из нас любит когда его критикуют.

И дело тут не только в том, что мы все эгоисты и морально незрелые люди, неспособные с благодарностью воспринимать того, кто нашел время чтобы указать нам на наши недостатки и тем самым дать возможность исправиться.

Дело еще и в том, что далеко не вся критика конструктивна, некоторые критикующие просто занимаются манипуляцией или пытаются таким образом проявить над нами свою власть.

Не говоря уже о том, что критика – это всегда результат субъективного восприятия ситуации и наших действий другим человеком, восприятие это достойно внимания, но совершенно необязательно является истиной в последней инстанции.

Другими словами, правильные стратегии поведения в ситуации, когда вас кто-то критикует, находятся где-то между буддистским принятием всего и вся и противоположным ему яростным отрицанием.

как реагировать на критику?

Впервые о том, как важно правильно реагировать на критику заговорил американский психолог и главный редактор журнала «Харизма» Jamie Buckingham, который выпустил книгу “Coping with criticism” в далеком 1986-ом году. Доктор Бакингем советовал отказаться от агрессивной защиты и воспринимать любую критику в свой адрес с любовью и чувством юмора.

С тех пор над этой темой поработало немало психологов, и большинство из них сходится в одном: констурктивная критика – это один из самых мощных катализаторов развития (личностного, профессионального, социального, любого), и имеет смысл научиться правильно этот катализатор использовать.

Неприятие критики и болезненная реакция на нее связана с тем, что для большинства из нас важно одобрение других людей, так устроен социум, объясняют психологи. Признание окружающими наших заслуг — это субститут любви, в которой мы все так нуждаемся, и именно поэтому критика для нас болезненна, ведь критика — это антипод искомого одобрения.

«Как только вы осознаете, что вам вовсе необязательно искать признания со стороны своего начальника, коллег или знакомых, вы сможете реагировать на критику с их стороны гораздо спокойнее. И даже извлекать из нее полезные для себя вещи», — говорит James Clear, автор книги “Haters and critics: how to deal with people judging you and your work”

Как именно извлекать полезный для себя опыт из ситуации, когда кто-то критикует твои действия, твою работу или даже сам факт твоего существования?

переведите критику в дискуссию с помощью открытого вопроса

Если ваш собеседник использует критику как инструмент манипуляции, то ваша ответная агрессия – это именно то, чего он добивается. Если ваш собеседник таким образом показывает свою власть над вами, то глухая несознанка и попытки оправдаться – это знак того, что у него получается. Если ваш собеседник человек конструктивный, и действительно хочет обратить ваше внимание на важные для вашего развития вещи, то ваша ответная атака лишит вас возможности научиться чему-то новому. Все три варианта так себе.

James Clear советует сделать глубокий вздох и выбить оружие из рук критикующего открытым ответным вопросом: «Спасибо, что привлекли мое внимание к этому вопросу. Что стоило бы сделать, чтобы избежать этих ошибок?»

Открытый ответный вопрос переводит вас из позиции критикуемого в позицию человека, который модерирует дискуссию и контролирует ее развитие. Даже если вы абсолютно не согласны с критикой в свой адрес – дайте собеседнику возможность высказаться, и уже потом решайте полезна вам полученная информация или нет.

избегайте конфликтогенов «БЕЗ ТЕБЯ ЗНАЮ», «ЭТО НЕ ТАК», «НЕПРАВДА» И Т.Д.

Если уж вы слышите критику в свой адрес, то скорее всего вы чего-то не знаете. Понятно, что критика всегда воспринимается как атака, и мы подсознательно защищаемся такими фразами, но эти фразы, к сожалению, переводят потенциально конструктивный разговор в конфликт.

«Я вижу», «понятно», «интересно», «так-так» (без иронии): эти слова и фразы показывают, что у вас хватает уверенности в себе, чтобы выслушать критику спокойно.

НЕ ДАВАЙТЕ ВОЛЮ СВОЕЙ ПАРАНОЙЕ

Безусловно, критика портит нам настроение. Нам кажется, что весь мир против нас. Или что критик нас ненавидит, хочет подсидеть или просто злодей, которому нравится нас доставать (и такое тоже бывает, но очень редко).

Вспомните себя, когда вы критикуете кого-то – разве за этим стоит ненависть к критикуемому? Да ну нет же, вы просто видите со стороны какие-то недочеты/ошибки и сообщаете о них, чаще всего из добрых побуждений.

Более того, вы наверняка почти сразу же забываете о об этом инциденте, так как ваша жизнь наполнена другими делами, а вовсе не ненавистью к объекту критики и желанием сжить его со свету. В случае, когда объектом критики становитесь вы, все происходит примерно так же – подумайте о том, что люди редко критикуют тех, кто им абсолютно безразличен, и не давайте своей паранойе шансов взять над вами верх.


НИКОГДА НЕ ИЗВИНЯЙТЕСЬ

Ну если только ситуация действительно не требует ваших извинений, с чем вы полностью согласны (например, если вы задели чьи-то чувства). Во всех остальных случаях помните о том, что любая критика — субъективна, и не всегда имеет смысл сразу же принимать точку зрения критикующего.

«Спасибо, учту» — это вежливый способ дать собеседнику понять что его мнение услышано, и при этом оставить за собой право самостоятельно принимать решение о том, полезно это мнение или нет.

НЕ ПУСКАЙТЕ КРИТИКА ВНУТРЬ себя

Самые жестокие критики это не люди вокруг нас, это мы сами. Разговор с критикующим начальником длится 15 минут, наш внутренний монолог потом может длиться неделями. И наш внутренний критик чаще всего куда менее вежлив, чем критик внешний, себя приложить мы умеем так, как редко кто решается со стороны – «дура!», «сама виновата!», «теперь все вокруг знают, что ты тупая!» ну и так далее.

Не пускайте критика внутрь, пишет Джеймс. Никто не совершенен и нет ни одного человека на этой планете, которого не критиковали хотя бы раз в жизни. Ни одного!

Вместо того, чтобы проговаривать про себя уничижительные монологи, просто прокрутите весь разговор в голове один раз и решите, что полезного для себя вы можете из него извлечь (для карьеры, для личного развития, для понимания ситуации, для ваших отношений и т. д.)

После того, как это упражнение сделано и критика переработана вами в опыт, переворачивайте страницу и идите дальше, не застревая в бесполезной рефлексии, советует психолог.

В конечном итоге, самая правильная стратегия поведения в ситуации, когда вас критикуют – это отнестись к критику как к потенциальному источнику полезной для вас информации, при этом не позволяя себя унижать и не принимая безоговорочно на веру все, что он вам говорит. «Хорошо, я услышал, понял, учту, спасибо», — конструктивная стратегия в пяти словах.

Сегодня рассмотрим 3 возможные реакции на критику. Две негативно влияют на Вас и отношения, а вот третья основана на самоуважении.

3 реакции на критику людей.

Речь идет о Вашей эмоциональной, мысленной и поведенческой реакции на критику, как правило, одной из 3-х реакций — типичной для Вас.

В зависимости от того, как вам видится определенная ситуация, Вы можете испытывать печаль, негодование или довольство.

И, как следствие, ваше поведение и результат от него будут соответственно варьироваться.

Жизненная позиция и реакция на критику.

В зависимости от Ваша реакция на критику будет варьироваться от «я — плохой» и «ты — плохой» до «я-хороший, ты-хороший».

Допустим на работе начальник высказал Вам критическое замечание в форме недовольства Вашей работой.

У Вас на выбор 3 типа реакции:

1. «Я плохой».

Мысль: «Я все никчемный. Я все время все порчу».

Чувства: «Печаль, страх, беспокойство».

Поведение: «Изоляция, раскисание, бездеятельность».

Результат: «Вы лежите в постели, избегаете работы и унижаете, ругаете себя. Вас затягивает все глубже и глубже в зыбучие пески депрессии».

2. «Начальник плохой».

Мысль: «Какой противный тип, опять сел мне на шею».

Чувства: «Злость, агрессия, растерянность».

Поведение: «Навешивание ярлыков, сплетничание о начальнике».

Результат: «Вы постоянно горячитесь, уверяя себя и других о никчемности начальника, да и всего мира. Вы ругаете себя, что опять ничему не на учились, лишь разрушили отношения с начальником».

3. «Я хороший, Начальник хороший».

Мысль: «Это шанс узнать новое и чему-нибудь научиться».

Чувства: «Защищенность, уверенность в себе».

Поведение: «Диалог. Расспрос начальника в том, что Вы сделали не так спокойным голосом».

Результат: «Вы выяснили проблему и нашли решение. Вы испытали самоуважение и подъем настроения. Ваш начальник доволен Вами и тем, как Вы отнеслись к его замечаниям».

Как Вы реагируете на критику?

Депрессией?

Агрессией?

Самоуважением?

Напишите в комментариях, какова Ваша привычная реакция на замечания и критику значимых Вам людей?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Короткий тест из 5 вопросов, который определит есть ли у Вас зависимость от любви других людей? Если Вы зависимы от любви, значит у Вас большая […]
  • Как развить память? Сегодня новая рецензия на книгу про классическую методику развития памяти. В книге "Развитие памяти. Классическое руководство по […]
  • Почему некоторые люди зарабатывают за свою жизнь вдесятеро больше, нежели большинство из нас? Они что, работают в десять раз интенсивнее? Они в […]
  • Провожу свой первый бесплатный вебинар для подписчиков моего блога "Модели эффективного общения". Опыт в проведение вебинаров у меня большой, […]

Попросите его высказать, по возможности, все имеющиеся к вам претензии; узнайте, что конкретно такого ужасного вы ему сделали. В этом случае вспыльчивый критик теряется, потому что ожидает от вас совсем реакции. Вопросы помогают перестать подчиняться эмоциям и более рассудочным. Таким образом, вы сможете перейти к конструктивному диалогу.

Не игнорируйте. В данном случае молчание далеко не золото. Во-первых, вы копите в себе негативные эмоции, которые потом могут выплеснуться на ваших близких . Во-вторых, такая тактика непротивления зачастую еще больше раздражает зачинщика конфликта, поэтому ее неэффективно применять на деле.

Не поддавайтесь на провокации и не оправдывайтесь. Люди не любят оправданий. А если вы оправдываетесь, признаете свою вину (которой возможно и нет) и унижаете себя. Лучше сохраните свое достоинство, убедительно и вежливо доказав свою позицию.

Признавайте только ту часть критики, с которой вы согласны, а на остальное не обращайте внимания. Забудьте про использование в конфликте "нет", потому что оно – детонатор еще большего конфликта. Соглашаясь с оппонентом, вы продемонстрируете уверенность в себе и успокоите собеседника.

Видео по теме

Обратите внимание

В потоке критики ваш оппонент может задавать вам большое количество риторических вопросов, конечно не надеясь услышать ответ. Измените заданный им шаблон поведения и отвечайте на подобный вопрос вопросом. Например, на замечание типа «Что же вы делаете?», ответьте в деликатном тоне «А вам серьезно необходимо это знать?» В случае утвердительного ответа, вероятность которого находится в районе 20-30%, вежливо и кратко ответьте. Так вы обезоружите противника нестандартным поведением и сможете взять контроль над ситуацией.

Полезный совет

Никогда не грубите, даже в ответ на самую несправедливую критику. Вежливость и чувство собственного достоинства – аргументы, которые сильнее вульгарных слов и неадекватных поступков. А если замечания, высказанные вам, были справедливы, проанализируйте их на досуге и извлеките пользу для себя.

Источники:

  • способы реакции на критику в 2019

Совет 2: Как научиться правильно реагировать на критику в 2019 году

Правильно воспринимать критику - значит искать в ней конструктивную составляющую и использовать полученную информацию для самосовершенствования. Работайте над собой, чтобы верно реагировать на замечания окружающих.

Инструкция

Не оправдывайтесь в ответ на критическое замечание. Если обращение к вам носит конструктивный характер и по сути справедливо, найдите в себе мужество признать собственные ошибки. Когда же другой человек незаслуженно критикует вас, ваши доводы все равно не помогут исправить ситуацию, а, может быть, даже усугубят ее. Не нужно зря сотрясать воздух. Сознания собственной правоты вполне достаточно.

В ответ на несправедливую критику важно соблюдать спокойствие. Разберитесь в ситуации, уточните у индивида, что именно его не устраивает в вашем поведении. Научитесь вести диалог так, чтобы обидчик понял абсурдность своих обвинений. Для этого необходимо от эмоций перейти к логическому мышлению и здравому рассуждению. Если вы правы, обвинения соперника будут разбиты в пух и прах.

Умейте отличать справедливую часть замечания от необоснованных обвинений. С первым вы можете согласиться, а второе принимать не нужно. Причем начать лучше с того, в чем вы согласны с собеседником. Так вы настроите его на конструктивный диалог, и вам будет легче показать ему, в чем он ошибается.

Помните, агрессия в ответ на критику не приведет ни к чему хорошему, особенно, если замечание справедливо. Примите к сведению мнение окружающих и постарайтесь скорректировать собственное поведение. Не стоит закрывать глаза на очевидные вещи. Если в глубине души вы хоть в чем-то согласны со словами индивида, примите их. Порой со стороны лучше видно ошибки и недочеты других людей. Используйте полученную информацию для определения зоны будущего личностного роста.

Примите право на существование точки зрения другого индивида. Некоторые люди считают, что лишь они одни всегда правы. Не уподобляйтесь им. Нет какой-то одной признанной правильной схемы поведения. Если человек думает о вас не слишком хорошо, у него должны быть для этого личные мотивы. При таком подходе вы сможете извлечь пользу из любой критики - справедливой и не очень.

Наиболее сложно выбрать правильную реакцию на критику, полученную от близких людей. Если мнение знакомых, коллег или вообще посторонних человек может не принимать близко к сердцу, обвинения родных и любимых ранят его. Всегда нужно разбираться, почему близкий человек подумал о вас так. Даже если критика в высшей степени несправедлива, это сигнал, что в ваших отношениях что-то пошло не так. Подумайте, почему человек сомневается в вас или подозревает в чем-то. Очень может быть, что дело не в вас, а в личных проблемах родного вам человека. В этом случае нужно понять, в каких именно, и помочь ему.

Имейте в виду, критика не должна влиять на вашу самооценку. Вы можете принять или не принять ее, но менять мнение о себе в худшую сторону из-за чьего-то замечания нельзя. В разговоре с критикующим соблюдайте спокойствие и доброжелательность. Так вы вырастите и в его, и в собственных глазах. Не теряйте чувство своего достоинства.

Совет 3: Как отличить конструктивную критику от деструктивной

Очень часто замечания негативного характера убивают веру в себя. Но критика может быть как конструктивной, из которой можно вынести для себя немало пользы, так и деструктивной, на которую можно смело не обращать никакого внимания.

Конструктивная критика всегда направлена на то, чтобы вы избежали в будущем подобных ошибок. Даже если критик совершенно с вами не согласен, он желает вам помочь, указав на действительно существующие ошибки в вашей работе, с которыми можно работать. Во время выражения своего мнения критик не должен настаивать на том, что это единственная возможная истина. Он лишь предлагает варианты решения проблемы, а не решает её самостоятельно. При этом проблема всегда четко обозначена, и все её положения подробно аргументированы. Кроме того, критикующему желательно указать и на положительные моменты работы, как того требуют элементарные правила конструктивной критики.

Деструктивная критика , как правило, носит оскорбительный характер. Она не направлена на то, чтобы улучшить существующую ситуацию, она лишь рождает у оцениваемого человека целую бурю негативных эмоций. Очень часто целью деструктивной критики является манипулирование собеседником. Чтобы повернуть ситуацию выгодным ему образом, критик указывает на неудобные ему моменты в работе оппонента. Важно всегда анализировать мотивацию критикующего, чтобы понять, насколько его слова могут быть конструктивными. Иногда оскорбительная критика демонстрирует чувство зависти или неуверенности в себе. Чтобы унизить объект зависти и казаться на его фоне более мудрым человеком, критик переходит на личности, цепляется к мелочам и не подкрепляет свои замечания подтверждающими аргументами.

Помните, что определение вида критики играет очень важную роль в создании будущего плана действий. Иногда критика может стать вашим хорошим помощником на пути к быстрому достижению цели.