Кто из названных высших руководителей ссср был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны

По данным Управления уполномоченного СНК СССР по репатриации на 1 февраля 1946 г. в Советский Союз с территории Германии и других государств было репатриировано всего 5,2 млн. человек. Где решалась их дальнейшая судьба?

1) В Государственном комитете обороны СССР

2) В ЦК ВКП(б)

3) В проверочно-фильтрационных лагерях

4) На местах

5) В Верховном Суде СССР

Существенную роль в структуре внешних источников послевоенного восстановления сыграли репарации, полученные СССР из Германии, Румынии, Венгрии, Манчжурии. Назовите еще одну страну из которой Советский Союз получал репарации?

1) Финляндия

4) Австрия

5) Испания

4. Какое судебное дело стало пиком борьбы с "безродным космополитизмом"?

1) "Ленинградское дело"

2) "Дело врачей"

3) "Дело Еврейского антифашистского комитета"

4) "Шахтинское дело"

5) Дело об "Антисоветском правоцентристском блоке"

5. Часто, особенно в публицистике, фронтовиков называют "неодекабристами". Почему?

1) Потому что, так же как и декабристы готовили заговор против власти;

2) Потому что несли в себе "потенциал" свободы, полученный от победоносной войны и заграничных походов

3) Так как в декабре 1945 г. выдвинули свои требования правительству о реформировании режима;



Чему была посвящена речь в Фултоне бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная в марте 1946 г.?

1) Проблеме реализации "плана Маршалла" и его распространения на СССР

2) Вопросам разрушения и будущего устройства мира

3) Предупреждению опасности ядерного оружия

4) Предупреждению об опасности распространения коммунизма

5) Оценкам итогов второй мировой войны

7. Имена ученых И.В. Курчатого, А.Д. Сахарова, Ю.Б. Харитона связаны с исследованиями в области:

1) органической химии

2) ядерной физики

3) теории космических полетов

4) биологических наук.

8. В каком году произошли важные для СССР события – испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической взаимопомощи, подписание Североатлантического пакта (НАТО):

9. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности

2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира

3) изменения экономического курса предвоенного времени

4) укрепления влияния СССР в мире.

10. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов

2) К. Симонов

3) Д. Лихачев

4) Т. Лысенко

Понятие «холодная война» означает

1) активную идеологическую и военно-техническую подготовку к вооруженному противоборству

2) экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий

3) военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия

4) переговоры об ограничении средств массового уничтожения

5) отказ от участия в локальных конфликтах.

12. Установите соответствие между социальными группами населения СССР и причинами репрессий против них в годы после Великой отечественной войны:

1) национальные меньшинства

2) бывшие военнопленные

3) творческая интеллигенция

5) борьба за власть в руководстве СССР

6) ужесточение идеологического давления

7) обвинения в сотрудничестве с оккупантами

8) подозрения в предательстве.

1-7 2-8 3-6 4-5

13. Теоретической основой "жесткого" курса в сфере идеологии можно считать Постановление ЦК ВКП(б), принятое в августе 1946 г. Постановление называлось:

1) "О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах"

2) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"

3) "О кинофильме "Большая жизнь"

4) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"

5) Об учебнике Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии"

С 1947 года ЦК ВКП(б) принимает ряд мер по укреплению партийных школ и курсов. Чем были вызваны эти меры?

1) Низким культурным уровнем партийных работников и агитаторов

2) Большим количеством желавших учиться

3) Нехваткой кадров партийных агитаторов

15. Какое из указанных событий не связано с противостоянием СССР и стран Запада в 1945-1953 гг.:

1) испытание ядерной бомбы в СССР

2) идеологическая кампания против космополитизма

3) корейская война

4) «ленинградское дело».

16. Прочитайте отрывки из писем жителей Воронежской и Сталинградской областей (1946 г.) и ответьте на вопрос:

15.11.1946 г. «…Надвигающийся голод страшит, моральное состояние подавленное. Дети наши живут зверской жизнью – вечно злы и голодны. От плохого питания Женя стал отекать, больше всего отекает лицо, очень слабый. Голод ребята переносят терпеливо, если нечего поесть, что бывает очень часто, молчат, не терзают мою душу напрасными просьбами» (М.С. Ефремова. Воронежская область, ст. Бутурлиновка).

24.11.1946 г. «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только желудями» (В.В. Ершов, Воронежская обл., г. Борисоглебск).

Что из перечисленного не относилось к причинам бедственного положения людей в первые послевоенные годы:

1) засуха и неурожай 1946 г.

2) разорение сельского хозяйства страны

3) неэффективность колхозно-совхозной системы

4) принудительная кампания по выращиванию кукурузы

Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя К.М. Симонова о проходившем в 1948 г заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.

«Сталин, обращаясь… к сидевшим за столом членам Политбюро, сказал: «Я думаю, нам все-таки следует объяснить товарищам, почему мы сняли с обсуждения вопрос о книге товарища Тихонова «Югославская тетрадь…Товарищ Тихонов тут ни причем, у нас нет претензий к нему за его стихи, но мы не можем дать ему за них премию, потому что в последнее время Тито плохо себя ведет».

Какое событие вызвало такую реакцию со стороны Сталина:

1) подписание Югославией политического соглашения с США

2) конфликт между партийным и государственным руководством Югославии и СССР

3) вступление Югославии в НАТО

4) выход Югославии из Совета экономической взаимопомощи.

Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.
«Всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».
1) «Шахтинское дело» 2) процесс Промпартии 3) «дело врачей» 4) «Ленинградское дело» ++/ответ/++

А13 Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:
1) подготовкой к началу третьей мировой войны; 2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»; ++/ответ/++ 3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; 4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»?

А14 Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 1940-х гг.:
1) отмена карточной системы; ++/ответ/++ 2) установление государственных пенсий колхозникам; 3) восстановление 8-часового рабочего дня; 4) отмена подписки на госзаймы?

А15 Тяжелое положение населения СССР в 1945-1950 гг. сохранялось из-за:
1) существования 10-часового рабочего дня; 2) регулярных задержек зарплаты; 3) введения рыночных отношений между городом и деревней; 4) недостатка жилья. ++/ответ/++

А16 Какое из названных кинопроизведений подверглось критике со стороны партийно-государственного руководства в 1945-1953 гг.:
1) «Дело Румянцева» режиссера М. Калатозова; 2) «Высота» режиссера А. Зархи; 3) «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна; ++/ответ/++ 4) «Весна на Заречной улице» режиссера М. Хуциева?

А17 Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 февраля 1949 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища Кузнецова А. А. и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. Родионова М. И. и Попкова Р. С.» и ответьте на вопрос.
«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...»
С каким политическим процессом связан этот документ:
1) «ленинградское дело»; ++/ответ/++ 2) «дело врачей-убийц»; 3) кампания по борьбе с «космополитизмом»; 4) «дело о вредительстве» на Московском автозаводе?

А18 Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945-1953 гг.:
1) массовыми выступлениями населения против власти; 2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима; ++/ответ/++ 3) восстаниями узников ГУЛАГа; 4) опасностью иностранного вторжения в СССР?

А19 Какие ученые-физики участвовали в создании атомной энергетики в СССР:
а) М. Келдыш; б) И. Курчатов; в) С. Королев; г) Ю. Харитон; д) Н. Зелинский; е) И. Тамм
1) а, б, в; 2) б, г, е; ++/ответ/++ 3) в, г, д; 4) а, д, е.

А20 Когда происходила Корейская война, в которой СССР поддерживал Северную Корею:
1) 1950-1953 гг.; ++/ответ/++ 2) 1968-1971 гг.; 3) 1975-1978 гг.; 4) 1988-1991 гг.?

А21. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным ученым П. Л. Капицей в 1965 г., и ответьте на вопрос.
«Надо не бояться сознаться, что попытки партийного руководства научным творчеством дали отрицательные результаты. Это было особенно наглядно за последние десятилетия...»
Какое научное направление особенно пострадало от партийного руководства в 1945-1960 гг.:
1) космическая теория; 2) математика; 3) биология и кибернетика; ++/ответ/++ 4) ядерная физика?

А22. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:
а) И. Сталин; б) А. Жданов; в) Г. Маленков; г) Л. Берия; д) Н. Вознесенский; е) Н. Родионов?
1)а, б, в; 2) г, д, е; 3) б, в, г; 4) а, в, г. ++/ответ/++

Часть 1. Задания уровня А

А1. Какие из названных событий относятся к 1953-1957гг.?

A) запуск первого советского спутника Земли Б) арест и казнь B) XX съезд КПСС Г) отставка Д) испытание первого советского ядерного устройства Е) ввод советских войск в Чехословакию для подавления «пражской весны»

1)АБВ 2)АВД 3)БВГ 4)ВДЕ

А2. Какие из названных событий относятся к первому послевоенному десятилетию?

A) проведение XXI съезда КПСС Б) первое испытание советского ядерного устройства B) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград» Г) публикация повести «Один день из жизни Ивана Денисовича» Д) преобразование наркоматов в министерства Е) создание совнархозов

1)АБЕ 2)АВД 3)БВД 4) ГДЕ

А3. Для первого послевоенного десятилетия было характерно

1) усиление культа личности Сталина 2) сокращение состава и функций репрессивных органов 3) усиление роли армии, в управлении страной 4) расширение прав национальных автономий в составе СССР

А4. Прочтите отрывок из исторического очерка и определите одного из тех ученых, труду которого наша страна обязана упомянутым в тексте достижением.

«После создания атомной бомбы в СССР западная пропаганда сменила пластинку: повсюду замелькали сообщения о таинственной бомбе... Пентагон снова пугал, снова провоцировал, нагонял страх. Советский Союз ответил на «водородный вызов»... Прошло несколько лет напряженнейшей работы. И вот в советских газетах появилось новое правительственное сообщение: в августе 1953 г. в СССР успешно прошли испытания водородной бомбы. Советские ученые одержали победу в навязанном им соревновании. Американцы смогли испытать свою водородную бомбу только в 1954 г.».

А5. Какие из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны?

A) борьба с космополитизмом Б) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов B) кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев Г) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов Д) поощрение развития самостоятельности нацио­нальных образований в составе СССР Е) отказ от партийного контроля над наукой

А6. Прочтите отрывок из доклада советского государственного деятеля и определите, в каком году было принято упоминаемое в нем постановление.

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко, изображает советских людей и уродами, людьми глупыми и примитивными... Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая».

1)1937 г. 2) 1946 г. 3)1954 г. 4) 1963 г. .

А7. К периоду 1945-1947 гг. относится

1) Корейская война 2) испытание СССР первого ядерного устройства 3) качало «холодной войны» 4) Карибский кризис

А8. Какой из политических процессов прошел в первое послевоенное десятилетие в СССР?

1) процесс по «Ленинградскому делу» 2) процесс над партией эсеров 3) процесс над М. Бейлисом 4) процесс над и другими военачальниками Красной Армии

А9. Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х гг.?

1) широкое развитие диссидентского движения 2) репрессии против видных военачальников времен Великой Отечественной войны 3) установление армейского контроля над партийным и 4) борьба с космополитизмом

А10. Руководство какой из названных социалистических стран вошло в открытый конфликт с во второй половине 1940-х гг.?

1) Венгрии 2) Польши 3) Югославии 4) Румынии

А11. Политика советского руководства в области культуры в конце 1940-х гг. характеризовалась

1) поощрением развития различных направлений в живописи 2) резким сокращением числа музеев и библиотек для экономии средств в условиях восстановления экономики 3) смягчением литературной цензуры 4) борьбой с западными заимствованиями, с «низкопоклонничеством» перед Западом

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.

«Всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».

1) «Шахтинское дело» 2) процесс Промпартии 3) «дело врачей» 4) «Ленинградское дело»

А13 Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:

1) подготовкой к началу третьей мировой войны; 2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»; 3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; 4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»?

А14 Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 1940-х гг.:

1) отмена карточной системы; 2) установление государственных пенсий колхозникам; 3) восстановление 8-часового рабочего дня; 4) отмена подписки на ?

А15 Тяжелое положение населения СССР в 1945—1950 гг. сохранялось из-за:

1) существования 10-часового рабочего дня; 2) регулярных задержек зарплаты; 3) введения рыночных отношений между городом и деревней; 4) недостатка жилья.

А16 Какое из названных кинопроизведений подверглось критике со стороны партийно-государственного руководства в 1945—1953 гг.:

1) «Дело Румянцева» режиссера М. Калатозова; 2) «Высота» режиссера А. Зархи; 3) «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна; 4) «Весна на Заречной улице» режиссера М. Хуциева?

А17 Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 01.01.01 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. и » и ответьте на вопрос.

«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...»

С каким политическим процессом связан этот документ:

1) «ленинградское дело»; 2) «дело врачей-убийц»; 3) кампания по борьбе с «космополитизмом»; 4) «дело о вредительстве» на Московском автозаводе?

А18 Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945—1953 гг.:

1) массовыми выступлениями населения против власти; 2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима; 3) восстаниями узников ГУЛАГа; 4) опасностью иностранного вторжения в СССР?

А19 Какие ученые-физики участвовали в создании в СССР:

а) М. Келдыш; б) И. Курчатов; в) С. Королев; г) Ю. Харитон; д) Н. Зелинский; е) И. Тамм

1) а, б, в; 2) б, г, е; 3) в, г, д; 4) а, д, е.

А20 Когда происходила Корейская война, в которой СССР поддерживал Северную Корею:

1) 1950—1953 гг.; 2) 1968—1971 гг.; 3) 1975—1978 гг.; 4) 1988—1991 гг.?

А21. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным ученым в 1965 г., и ответьте на вопрос.

«Надо не бояться сознаться, что попытки партийного руководства научным творчеством дали отрицательные результаты. Это было особенно наглядно за последние десятилетия...»

Какое научное направление особенно пострадало от партийного руководства в 1945—1960 гг.:

1) космическая теория; 2) математика; 3) биология и кибернетика; 4) ядерная физика?

А22. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:

а) И. Сталин; б) А. Жданов; в) Г. Маленков; г) Л. Берия; д) Н. Вознесенский; е) Н. Родионов?

1)а, б, в; 2) г, д, е; 3) б, в, г; 4) а, в, г.

А23. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов; 2) К. Симонов; 3) Д. Лихачев; 4) Т. Лысенко?

А24. Прочитайте отрывок из работы историка «Размышления о судьбе полководца» и ответьте на вопрос.

«В конце 50-х и в начале 60-х годов активизировалась работа над исследованиями истории Великой Отечественной войны. Появление мемуарных трудов позволило устранить много пробелов в воен­но-исторической литературе... Вместе с тем оставалось еще немало «белых пятен» в тех научных трудах, где речь велась о высших звеньях стратегического руководства. Огромную роль в устранении крупных пробелов в исторических трудах могли бы сыграть свидетельства, но к нему как к «опальному» в течение почти двух десятилетий боялись подступиться историки. От такой вопиющей нелепости пострадала историческая наука».

В чем заключалась причина опалы, начавшейся после Великой Отечественной войны:

1) поставили в вину слишком большие потери при штурме Берлина;

2) был обвинен в тесном сотрудничестве с американскими военачальниками;

3) обвинил в приписывании себе всех побед в войне, в «заговорщицкой деятельности»;

4) стремился занять пост высшего руководителя страны?

А25. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности; 2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира; 3) изменения экономического курса предвоенного времени; 4) укрепления влияния СССР в мире.

А26. В каком году произошли важные для СССР события — испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической , подписание Североатлантического пакта (НАТО):

1) в 1945 г.; 2) в 1949 г.; 3) в 1955 г.; 4) в 1964 г.?

А27. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя о проходившем в 1948 г. заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.

§ 2. Форсирование социалистического строительства и его политические последствия

Действительно, в 1929 г. происходит существенный сдвиг в процессе индустриализации. В эти же годы страна столкнулась с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 гг. Было определено три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.

В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным.

Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье И. Сталина "Год великого перелома" (1929 г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно ее оборонных отраслей. «Подхлестывание» развития экономики подогревалось еще и тем, что во второй половине 1929 г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.

В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Среднегодовой прирост продукции, например на 1931 г., был поднят до 45 % вместо 22 % по пятилетнему плану.

В результате производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение первой пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10 % национального дохода, выросла примерно до 29 % в 1930 г., 40 % - в 1931 г. и 44 % - в 1932 г.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103 % фактический рост его произошел на 60–70 % (Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М., 1989. С. 53, 55). Улучшение происходит позже, к концу второй пятилетки. К 1937 г. была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

Огромные трудности пришлось испытать деревне в годы форсированного скачка ее к социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учетом и мирового опыта и достижений отечественной науки. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. А. Рыбникова и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, полезность соединения индивидуально-семейной и коллективной форм организации производства.

В 1926 г. возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Для страны, вступившей на путь индустриализации, возникла сложная проблема. Положение еще больше обострилось в 1928 г. Влияли и социальные процессы, происходившие в деревне, которые характеризовались дроблением крестьянских и увеличением числа середняцких хозяйств. Во многом дробление крестьянских хозяйств было следствием начавшейся в 1927 г. политики ограничения кулачества. Кулаку не продавалась крупная сельскохозяйственная техника, возросли налоги и т. д. В этих условиях часть кулаков, распродав свое имущество, уезжали в города, а другие делили свое хозяйство между членами семьи, чтобы перейти в разряд середняцких хозяйств. По данным комиссии СНК СССР, в 1927 г. среди крестьянских хозяйств было 3,9 % кулацких, 62,7 % - середняцких, 22,1 % - бедняцких и 11,3 % - батрацких. Основную массу составляли середняки (Данилов В. Коллективизация: Как это было? Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 334). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вел к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

Однако из этого не следует, что мелкое крестьянское хозяйство к 1927 г. полностью исчерпало себя. К примеру, если производство зерна с 1925 по 1929 г. колебалось на уровне чуть выше довоенного, то поголовье скота увеличивалось примерно на 5 % в год. Возможности развития мелкого крестьянского хозяйства были ограничены только с точки зрения потребностей развития крупной индустрии. В ходе ее развития резко возрастал спрос на продукцию сельского хозяйства как со стороны быстро растущего населения городов, так и со стороны промышленных предприятий, которые нуждались в сырье.

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия и внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в период 1926–1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему государственные и политические деятели страны Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский, Н. А. Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация.

5 января 1930 г. было принято постановление правительства "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству", в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три группы районов: Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны - Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т. е. к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельная доля крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, равнялась 0,8 %, то к началу марта 1930 г. она составила свыше 50 %. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявлялась в экономике деревни, особенно в период голода, в 1932–1933 гг. Это отразилось и на индустриализации, и в целом на социально-экономическом развитии страны.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков как эксплуататоров началась еще в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и Гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 г. их насчитывалось около 900 тысяч. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т. д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. Один из специалистов по истории крестьянства, В. Данилов, считает, что в ходе раскулачивания было ликвидировано не менее 1 млн. кулацких хозяйств.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции (МТС) получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. При этом допускались нарушения принципов колхозной демократии.

В конечном итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 г. в колхозной деревне стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень организации.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с этим процессом. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства. Колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С другой стороны, в ходе его осуществления мы наблюдаем игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации, в нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что приводило временами к замедленному развитию сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая и проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 30-е гг. предполагало осуществление множества взаимосвязанных между собой задач, включая в том числе и идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70 % взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85 %, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80 %, села - более 43,3 %.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Организовались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 30-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. В эти же годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.

В целом система, сложившаяся в 30-40-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой.

1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны.

По-прежнему существовала однопартийная система власти… Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием партийных руководящих органов и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно-командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны в тот период, когда было начато социалистическое строительство, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для построения социализма. Поэтому придавалось огромное значение субъективным факторам, среди которых соответствующую роль играла деятельность партийных структур правящей Коммунистической партии. Под руководством партийных органов работали и профсоюзные, и комсомольские органы и организации. Тем самым в партийных органах концентрировалась реальная политическая власть. К тому же нормативных документов, регламентировавших отношения партии и государства, не было.

Нужно учитывать и такой момент. В условиях неразвитости демократии, монопольной власти одной партии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

Социальный и кадровый состав партии находился в прямой ^вязи с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став "новыми рабочими", они чувствовали себя в городе неуверенно, были не защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т. д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало их управляемыми.

Этой категории рабочих, составлявших в 30-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства, сформировавшегося в те годы. В своем большинстве эти руководители формировались в годы Гражданской войны: для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина. В нем сильная воля, огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т. д.

С конца 20-х гг. меняется внутрипартийный режим в сторону ужесточения дисциплины и свертывания демократии. Заметно снижается уровень информированности низовых партийных звеньев: прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, прекращается издание журнала "Известия ЦК ВКП(б)", все реже и нерегулярнее проходят партийные съезды, конференции и пленумы ЦК ВКП(б). Все это приводило к свертыванию гласности, демократии.

Эти и другие изменения, происшедшие в партии, отражаются на всем политико-экономическом механизме страны. На смену политическим и экономическим методам работы приходят административно-командные методы руководства. Общество не прошло настоящей школы демократии. В стране, где веками существовало крепостное право, где до 1917 г. сохранялось самодержавие, отсутствовали демократические традиции. Россия была многонациональной страной, населенной более чем ста нациями и народностями. Для нее были характерны острые классовые, национальные и религиозные противоречия. Имела значение и живучесть принципов "военного коммунизма", которые реанимировались в новых условиях.

Необходимо учитывать также, что важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться "образ врага", который десятки лет формировал психологию "осажденной крепости".

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс", опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей - Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел процесс троцкистско-зиновьевского центра; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М. П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. - процесс троцкистского центра, по которому проходили видные руководители партии и государства: Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. В июне 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я.Б.Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М.Н.Тухачевскими другими видными военными. Все были расстреляны. В марте 1938 г. - процесс антисоветского "правотроцкистского блока". По процессу проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, X. Г. Раковский, А. И. Икрамов, Ф. У. Ходжаев и др. Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 30-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т. д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Политические последствия СССР не стал агрессором в 1939 году: народы Прибалтики «сами хотели» в СССР. В Польшу СССР вступил поздно, «спасал» украинцев и белорусов. А вот теперь, 14 декабря 1939 года, СССР был исключен из Лиги Наций. К тому времени Лига Наций стремительно теряла

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 3. СССР НА ПУТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 3 СССР на пути социалистического строительства

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Вскоре после похорон Воровского, 20 июня 1923 года, Советское правительство издало декрет «О бойкоте Швейцарии». Оно разорвало советско-швейцарские торговые отношения и запретило «въезд в СССР всем швейцарским гражданам, не принадлежащим к

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Глава вторая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

Глава восьмая ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

1. Назревшая необходимость социалистического преобразования сельского хозяйства. Курс на развертывание колхозного строительства Марксизм-ленинизм обосновал теоретически, а жизнь подтвердила на практике программное положение о том, что без социалистического

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Глава 11. Советское государство в годы социалистического

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии В такой напряженной обстановке партия, преодолевая сопротивление как правых, так и «левых» оппортунистов, мобилизуя активность и

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Проблемы социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина 1.1. В. И. Ленин о построении социализма. В последний период своей жизни (1922–1923) Ленин продиктовал ряд писем и статей («О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

ГЛАВА XII ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ В БОРЬБЕ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОВЕДЕНИЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ (1935-1937

Из книги Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны автора Коллектив авторов

Часть первая ВСТУПЛЕНИЕ СССР В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА, СОЗДАНИЯ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

Глава VIII ПЕРВЫЕ ШАГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ Великая Октябрьская социалистическая революция утвердила в России диктатуру пролетариата. Был создан новый тип государства - социалистическое государство, которое дало «невиданное в мире развитие и

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

Глава XXII ВСТУПЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ССР В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги С.М. КИРOB Избранные статьи и речи 1916 - 1934 автора Д. Чугаева и Л. Петерсон.

МЫ ВЫШЛИ НА ШИРОКУЮ ДОРОГУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Доклад на торжественном заседании VIII губернского съезда ленинградских металлистов 19 апреля 1926 года/Печатается по сокращенной стенограмме. - Ред. /СССР - САМОЕ ТВЕРДОЕ И УСТОЙЧИВОЕ ГОСУДАРСТВО В МИРЕТоварищи,