Психика человека и его сознание. Соотношение психики, сознания и бессознательного

Соотношение понятий "психика" и "сознание". Функции и эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основный функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

Выделяют два слоя сознания:

O бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

O рефлективное сознание, включающее в себя значение и смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения - понятия).

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть, образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Функции сознания: отражательная; порождающая (теоретически-креативная); регулятивно-оценочная; рефлексивная.

Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира; мышление о нем; способы регуляции человеком своего поведения; процессы рефлексии; личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ; операционное и предметное значение; осмысленное и предметное действие.

В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания - сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Алексин дров. 1997).

При всем различии обоих этих значений слова "сознание" их соединяет мир субъективных, т. е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, что творят духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, нс возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как чувство и эмоции).

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т. п, появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.

Вопрос о функциональный смысл субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрирующих ее оценку, способствуя тем наиболее эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, что характеризует ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развитии ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новых свойств в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное. Так, в эпоху первобытного строя сознание людей определялась теми отношениями, которые возникли на основе общественной собственности. Потом она изменилась под влиянием частной собственности на средства производства и разделения общества на группы, классы.

Четкая связь зависимости сознания от мозга (как материального субстрата психики) и психики показывают факторы эволюционного развития человека. Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Вообще развитие органов чувств не могло возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3 то у человека он составляет 3 400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека, по сравнению с людиноподібною обезьяной уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных полностью осуществляются самыми низкими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикалізація управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов в коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с ее социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики-сознания.

Сегодня благодаря клиническим опытам мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяются передньолобовими и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении передньолобових полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подвергать свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Если лобные поля у обезьяны занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме того, передньолобові и нижньотім"яні участки коры у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с соответствующими двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека (рис. 1.13).

Рис. 1.13. в

Сознание масс и свою структуру. По мнению академика А. В. Петровского, она содержит в себе совокупность знаний о мире; различие субъекта и объекта; отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к себе; возможность целенаправленной деятельности.

Сознание тесно связано с речью и без нее в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенной и сосредоточение сознания на самом существенном. Вкладываясь в лексике, семантике в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.

И сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

13. Понятие о психике и сознании

Психика - это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

Психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

Психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

Психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

Сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

Моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

Ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных - это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье - общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.


1.4. Деятельность и поведение человека

Деятельность - это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

Умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки.

Навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

1.5. Биологическое и социальное в человеке

Человек - это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой - это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек - это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой - социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно­сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния в широком смысле этого слова.


Тема 2. Психические процессы


2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Сер. 6. Вып. 2 (№ 14)

ПСИХОЛОГИЯ

В. В. Никандров

Явление нашей «внутренней» жизни, именуемое сознанием, привлекает внимание исследователей многих областей знания. Его изучают философия, физиология, психология, медицина (психиатрия), социология, юриспруденция, экономика, педагогика. В каждой области - своя специфика, а следовательно, и свой подход к сознанию. Так, биологи и физиологи иногда не разграничивают понятия «сознание» и «внимание», чему в немалой степени способствует знаменитая павловская физиологическая характеристика сознания. По И. П.Павлову, физиологический механизм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвижного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков1. Образование такой зоны в коре связано с механизмом внимания. В медицинской практике вместе с таким пониманием сосуществует отождествление сознания с состоянием бодрствования. В философии акцентируется субстанциальная проблема - что первично? Сознание (дух, разум) или материя (бытие)? Материалистическая трактовка определяет сознание в первую очередь как отражение действительности. И тогда не делается принципиального различия между сознанием, психикой, ощущением, представлением, мышлением, идеей, духом. Их психологическая специфика опускается. Идеалистическая линия направлена на признание независимости сознания от бытия, а то и его изначальности, субстанциальности, что тем более ведет к игнорированию различий между конкретными проявлениями этой субстанции. Диалектика приводит к признанию развития как всеобщего свойства мира, а следовательно, и ко второму фундаментальному положению о сознании: оно рассматривается как высшая форма организации материи (или духа).

Социология и общественные науки оттеняют социальную сторону сознания и изучают главным образом общественное сознание. В марксистской социологии исходным пунктом служила идея К.Маркса, что индивидуальное сознание есть «мое отношение к моей среде», а личность - «сумма общественных отношений». В экономических дисциплинах основным предметом исследования являются экономические, в первую очередь - трудовые отношения. Главное здесь - результат, продукт труда, а его получение связано со способностью человеческого сознания предвидеть эти результаты. Акцент делается на целенаправленности сознательной деятельности. С юридической точки зрения «сознание - это способность субъекта образовывать логически обоснованный и адекватно мотивированный замысел, ибо наличие замысла, умысла - это один из атрибутов всякого гражданского акта, поступка, а также и преступления»2. Соответственно сознание связывается с проблемами вменяемости (отдавать себе отчет в своих действиях и руководить поступками) и дееспособности (разумно вести свои дела).

© В. В. Никандров, 2003

Психология рассматривает сознание как некую целостность, объединяющую все психические функции, но не сводимую ни к одной из них. Эта целостность может представать в форме: 1) «высшего образования в человеческой психике», но не имеющего своего специального представительства в мозгу (В. Н. Мясищев): 2) особого качества психической деятельности; 3) процесса: «В психическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающей среды и самого себя»3.

Итак, понятие «сознание» обладает множеством сторон. Поэтому в каждом случае использования этого термина необходимо раскрывать его содержание с указанием специфики своего подхода и границ применения. Иначе непонимание и споры неизбежны. Дать краткое исчерпывающее определение сознанию, видимо, невозможно. Как писал известный философ А. Г. Спиркин, «на вопрос: „Что такое сознание?" - вряд ли можно

дать ответ, обладающий точностью математической формулы»4.

Тем не мен^е практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. В отечественной психологии установилось представление о сознании как высшем уровне психической деятельности, как специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объем этих понятий различен. Проанализируем их.

Во-первых, психика присуща и человеку, и животным, а сознание - только человеку. Во-вторых, психика человека представлена не одним уровнем организации и включает как сознательное, так и выходящее за пределы осознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как функция целого. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне). В-пятых, сознание -это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - в лучшем случае сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание отсутствует в младенчестве и может исчезать в старости в результате старческих изменений в организме, в то время как психика присуща всем возрастным периодам. Наконец, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознания.

Таким образом, можно констатировать, что понятие «психика» шире понятия «сознание». Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание - ипостась психики и высший уровень ее организации. Здесь проблема схожа с вопросом о соотношении макрохарактеристик человека (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум)5. Сочетание координационного и субординационного подходов при их рассмотрении позволяет выявить не только «широту» соответствующих категорий и отражаемых ими явлений, но и их «глубину», т.е. не только пространственно-временные, но и качественно-количественные (информационно-энергетические) особенности, которые оттеняют их содержательную емкость. И тогда становится понятным известное высказывание Б.Г.Ананьева: «Если личность - „вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это „глубина" личности и субъекта деятельности»6. Аналогично

представляется и соотношение психики и сознания: сознание - явление, менее распространенное в природе, чем психика, но включающее все ее компоненты, во-первых, на более высоком уровне развития самих этих компонентов и, во-вторых, на более высоком уровне связи между компонентами. Таким образом, сознание, повторяя принципиально состав, структуру и функции психики, вместе с тем предстает системой более высокого

уровня как в отношении элементного содержания, так и в отношении целого.

Для понимания отличия сознания от психики полезно хотя бы бегло проследить эволюцию живого, а точнее, путь развития его взаимодействия с миром. Главный, центральный процесс в живых системах, обеспечивающий поддержание в них жизни,- это обмен веществ. Основным условием осуществления этого процесса выступает раздражимость, т. е. способность органических тел возбуждаться от соприкосновения с раздражителем и отвечать на них определенной реакцией. В отличие от реакций в неживой природе (физических, химических и т.п.), это - проявление активности и самостоятельности, повышающее вероятность получения нужного материала для обмена веществ и лучшего его протекания. Активность заметна в изменении коллоидно-химической структуры и физиологических свойств протоплазмы живой клетки, понижении или повышении возбудимости к различным воздействиям, в движении. На низших ступенях живого (в относительно однородной среде) раздражимость как форма отражения раздражителей осуществляется непосредственно. Это значит, что воздействия сами напрямую способствуют или затрудняют обмен веществ. На поведенческом уровне это выражается в виде тропизмов и таксисов. Тропизм (греч. tropos - поворот, направление) - направленные ростовые движения органов растений, вызванные односторонним действием какого-либо раздражителя: света (фото-, гелиотропизм), земного притяжения (геотропизм - проникновение корней в почву, рост стволов вверх), химических веществ (хемотропизм) и др. Таксисы (греч. taxis - расположение по порядку) - общая механическая ориентация организма в целом по отношению к раздражителю (пище, свету, прикосновению и т.п.). Обычно это присуще свободно передвигающимся клеткам (зооспоры, сперматозоиды, лейкоциты), низшим растениям и животным (одноклеточные, кишечнополостные, членистоногие). Положительные тропизмы и таксисы-движение к раздражителю, отрицательные - от раздражителя.

Усложнение условий обитания заставляет реагировать не только на прямые, но и на связанные с ними индифферентные раздражители. Эти нейтральные воздействия сами по себе не влияют на обмен веществ, но свидетельствуют о близости (в пространстве или времени) важных, непосредственных воздействий. Тем самым нейтральные раздражители приобретают сигнальное значение, а их отражение живыми системами знаменует переход от физиологического к психологическому уровню отражения7. Следовательно, о психике можно говорить там, где происходит отражение воздействий, не имеющих непосредственного биологического значения (не обеспечивающих непосредственно обмена веществ), но ориентирующих организм среди важных явлений. Раздражимость преобразуется в чувствительность. Для этого уровня характерно появление тканей, специализирующихся на приеме сигналов и ориентации в среде. Формируется нервная ткань. Нервная система берет на себя и функцию управления организмом (внутренние процессы и внешнее поведение).

Дальнейшее развитие отражательной способности живого связано с дифференциацией видов чувствительности, специализацией чувствующих органов (модальность).

Но понятно, что специфические раздражители отражаются только потому, что связаны с биологически важными воздействиями. Первоначально общая, как называл ее И. М. Сеченов, «равномерно разлитая по всему телу» чувствительность постепенно реализуется специальными органами (анализаторами), реагирующими на определенные раздражители. Качественная близость общей и специальной чувствительности подтверждается происхождением дистантной чувствительности из контактной. Первая реализует отражение сигнальных раздражителей, вторая преимущественно служит осуществлению постоянных связей с жизненно важными воздействиями. На поведенческом уровне этот этап развития отражения выражается в виде рефлексов, т. е. опосредованных нервной системой ответов организма на воздействие среды (внешней и внутренней). В самом первом приближении можно принять версию, что физиологические механизмы, обеспечивающие отражение непосредственно биологически значимых раздражителей, - это безусловные рефлексы и их комплексы (вплоть до инстинктов), а отражение сигнальных раздражителей обеспечивается условно-рефлекторными механизмами. Безусловно-рефлекторные механизмы, кроме всего прочего, дают настройку сенсорных систем на лучшее восприятие раздражителей. Эта роль у животных и человека выполняется ориентировочным, адаптационным и оборонительным безусловными рефлексами. Правда, в составе этих рефлексов у развитых животных есть и условные компоненты, их соотношение динамично. Вершиной рефлекторного реагирования является инстинктивное поведение, т. е. сложное стереотипное для данного вида поведение, детерминированное генетически. Действие раздражителя «запускает» соответствующие данным условиям реакции и их комплексы (инстинкты).

Дифференциация чувствительности обеспечила дальнейшее совершенствование психического отражения. Усложнение самих организмов и их связей со средой определило появление адекватных этим связям способов отражения. Эволюцией отрабатывается эмоциональное отражение как обобщенная оценка сигналов в виде отношения к соответствующему раздражителю и совершенствуются восприятие и память. Отражение усложнено, но все еще непосредственно, так как включено напрямую в ткань жизни, осуществляется в текущей жизнедеятельности без предвидения. На этом этапе поведение усложняется и включает уже, помимо чисто инстинктивного, и такие формы, как имгхринтинг и научение. Импринтинг (индивидуально-видовая память) является как бы связующим звеном между врожденными и приобретенными формами поведения. Механизм - врожденный, но направленность его действия- приобретенная. Научение - непроизвольное приобретение индивидуального опыта в онтогенезе, включая и совершенствование инстинктивного поведения в соответствии с конкретными условиями среды, носит адаптивный характер, осуществляется через многократное, но не сознательно организованное повторение или через подражание. В обоих случаях существенна роль подкрепления. Одна из основных форм результата научения - навык.

В дальнейшем при расширении связей с миром, и в первую очередь за счет социальной сферы, осуществляется переход к более активным формам познания (мышление) и регуляции (воля). Но на этом уровне взаимодействия со средой уже необходимо четко выделять себя из среды, а следовательно, соотносить себя с другими объектами среды, и наоборот, объекты соотносить с собою. Происходит опосредование связей субъекта с действительностью. Такое соотнесение и опосредование и есть осознание мира и себя. Это уровень сознательного психического отражения. В поведении решающим фактором становится способность к умозаключению, т. е. получению знаний не из непосредственного личного опыта, а из мысленного установления связей и соотношений между явлениями. Развивается способность предвидения. В приобретении индивидуального

опыта ведущую роль играет уже не научение, а учение (обучение) - сознательно организованный, продиктованный познавательными мотивами, процесс усвоения знаний, умений и навыков: Типичной формой поведения у человека становится деятельность, а его атрибутом - общение.

Итак, в эволюции отражения наблюдаются следующие основные ступени: раздражимость - общая чувствительность - специальная чувствительность - чувственное непосредственное отражение (реактивное отражение: перцепция и аффекты) - логическое опосредованное отражение (активное отражение: мышление и воля). Сознание присуще

только последнему этапу развития психики.

Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного8. Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9-15 миллисекунд (мс). Затем возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному. В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80-150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», повышением активности и соответственно появлением сознания. Также известно, что время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов, а стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы. Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные, с малым числом участвующих элементов реакции - неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов „подсознательного". Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. „целое", представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному » 9.

Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, выступает осознанность объекта. При этом в качестве объекта могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.). Осознание связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды, 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами, 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции симультанированы и представляются как единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а

проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну, а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: Я - все остальное. Отнесение к себе, «примеривание» на себя в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего

подчеркивается в формулировках сознания.

Обычно психологи указывают три главные функции психики: 1) познание, 2) регуляция и 3) коммуникация10. Однако, как нам кажется, этот репертуар нуждается в уточнении. Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что глобальной, стержневой функцией психики является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основных функции психики: стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную составляющую, но и перцептивную, и интерактивную11. Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая - активности и реактивности, вторая - познания и регуляции, третья - взаимодействий и взаимоотношений. Специальных обоснований этого двуединства приводить нет необходимости, так как они достаточно убедительно изложены в соответствующей научной литературе12.

Естественно, все перечисленные функции психики выполняет и сознание. Вопрос в том, что нового вносится в их исполнение на сознательном уровне?

Первое - повышается активность субъекта. Поскольку он выделяет и противопоставляет себя окружающему миру, постольку он по своему почину начинает и организовывает различные полезные для него действия. Этот факт характеризуется показателем произвольности, который в своей высшей форме выступает как волевое регулирование. Активность выражается и в том, что энергетические ресурсы организма расходуются более рационально, поскольку действия приобретают целенаправленный характер. Цель позволяет удерживать эффективную линию поведения, экономя энергию и время, а в необходимых случаях и концентрировать усилия, резко повышать интенсивность действий. Постановка цели становится возможной благодаря соотнесению объектов друг с другом и с самим субъектом, т. е. с осознанностью.

Второе, что вносится в психическую деятельность на сознательном уровне, - повышение адекватности взаимодействия со средой. Это достигается вследствие представления субъектом многообразия связей между объектами, которые «вырисовываются» при соотнесении объектов между собой и с самим субъектом. В итоге выявляются связи, а следовательно, и свойства, не поддающиеся простому чувственному отражению, вырабатываются понятия и способность к абстрагированию. На основе более глубокого знания возможна и более эффективная регуляция, что выражается в гибкости

поведения. Даже непредвиденные изменения в воздействиях среды не дают катастрофического исхода, так как субъект способен к выработке не единственного ответа, а целого набора более или менее подходящих действий. Панорама вскрытых многообразных связей между объектами дает возможность учета вероятностных закономерностей мироздания. А это, в свою очередь, позволяет прогнозировать ситуацию. Именно такой прогноз лежит в основе предвидения, антиципации, «опережающего отражения», характерного для сознательной деятельности человека.

Третий фактор, привносимый сознанием в психическую деятельность,- ее семан-тизация. Суть этого эффекта заключается в знаковой представленности психических явлений как для самого субъекта, так и для других людей. Главную роль здесь играют речь и язык. Любой язык есть система знаков. Процесс осознания у человека неизбежно сопровождается «проговариванием» (хотя бы на уровне внутренней речи), Практически любой образ, особенно из группы вторичных, не говоря уж о понятиях, представляется человеком через его словесное обозначение. Это становится понятным, если вспомнить, что мышление и речь развиваются в единстве. Подобная знаковость есть выражение общественно-исторического опыта, который усваивается индивидом через овладение значениями знаков (слов). Значение - выработанное обществом и зафиксированное в понятиях общественное отражение действительности и норм деятельности. Отражение значений слов в индивидуальном сознании и опыте образует субъективную ценность значения, или смысл. А смысл уже связан с мотивационной стороной личности, в свою очередь, влияющей на ее активность. Смысл выражает отношение субъекта к действительности. Он создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и целью действия. Отношение мотива и цели порождает личностный смысл.

Наконец, что еще характерно для сознательного уровня психики, - повышение организованности, системность психической деятельности. Когнитивная функция на уровне сознания в полной мере предстает как познание. Отдельные процессы (ощущения, память, восприятие, мышление) объединяются в единое целое, в единый процесс познания мира, в активное целенаправленное приобретение знаний, причем знаний не только в виде конкретных сведений о свойствах и сторонах объектов, но и в виде идей (научных, моральных, религиозных и т. п.) и норм поведения. Регулятивная функция посредством осознанных мотивов и целей выливается в организацию совместной (с другими людьми) деятельности и регуляцию поведения в обществе.

Сознание как качественная характеристика психики, естественно, включает в себя все ее элементы, но на более высоком уровне обобщения, когда все они интегрируются в целостную систему.

Во-первых, сознание является сбалансированной системой всех психических функций-. познания, регуляции и интеграции. Следовательно, в его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.

Во-вторых, сознанием охватываются все формы психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты (образы, понятия, мотивы и т.п.). Поскольку сознание есть совокупность познавательных, регуляционных и интеграционных процессов, то и оно само предстает как процесс и имеет показатели длительности, фазовости и последовательности. Поскольку переживание различных процессов приводит к определенным состояниям, то и сознание в целом может принимать форму состояния. Напри-

мер, состояние ясного или сумеречного сознания, состояния бодрости или сонливости, подавленности или воодушевления и т. д. Наконец, сознание предстает и само как свойство личности. Недаром говорят о сознательной или несознательной личности. В то же время в нем отражаются в виде самооценки и конкретные психические свойства от сенсорных до волевых и интегральных личностных (способности, характер).

В-третьих, сознание имеет не один уровень проявления. Разные авторы указывают разное число уровней. Это, кроме собственно сознания, и подсознание, и надсознание, и бессознательный уровень. Но даже если оставить спорные положения о подобной дифференциации и соответствующей терминологии13, то все же сознание предстает как минимум двухуровневое образование, включающее в себя собственно сознание и самосознание.

Наконец, сознание имеет две формы существования: индивидуальное и общественное. Иногда между ними помещают групповое. Общая психология изучает индивидуальное сознание, социальная психология - преимущественно групповое и общественное.

С точки зрения функциональных особенностей сознания следует рассматривать его в первую очередь как процесс познания. Собственно знания -это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты гоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но и в перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия). На сознательном уровне невозможно оторвать один элемент познавательного процесса от другого. Так, осознанные ощущения естественно вплетены в мыслительные и мнемические процессы; первичные и вторичные образы все время друг с другом сравниваются, дополняют и корректируют друг друга; представления конкретизируют понятия, дают наглядную опору мысли при высокой степени абстракции; эмоции обостряют сенсорную чувствительность, влияют на работу памяти, воображения, внимания, мышления; воля концентрирует и направляет интеллектуальные усилия и т. д.

В плане регуляции на сознательном уровне развития психики также очевидна его специфика. Один из важнейших аспектов единства субъективного и объективного в психическом отражении заключается, как известно, в единстве знания и переживания. Элемент знания доминирует в познавательной сфере психики, а элемент переживания - в регулятивной. Объективность, заключенная в знании, соотносится с опытом, с текущей жизнью субъекта, оценивается им. В этом смысл явлений внешнего мира для индивида и в этом роль психических явлений в его жизнедеятельности. «Путем раскрытия отношения психического явления к причине, его вызвавшей, само переживание

становится фактом сознания. Вне раскрытия этой связи, этого отношения переживание может существовать, но оно остается неосознанным. Раскрытие объективного предмета переживания означает вместе с тем осознание и самого переживания»14. Переживание как конкретный процесс связано с тем, что при взаимодействии с действительностью отражаются не только ее объективные качества (через знание), но и их значение для жизни и деятельности индивида, т. е. их отношение к нему и, наоборот, его отношение к ним. «Сознательная» характеристика переживания состоит в том, что переживание принадлежит личности и отлично от объектов отражения.

Переживание на уровне сознания - это результат взаимодействия субъекта со средой, а не рефлексии сознания. Из физиологии известно, что информация от раздражителей передается в мозг двумя способами. Первый -через специфические сенсорные системы, второй -через неспецифические системы. Специфические системы -это специализированные анализаторы с классическим афферентным путем от периферии (рецепторов) к центру. Неспецифические системы как бы дублируют классический вариант во всех отделах анализатора. На периферии - в виде другого рода рецепгорных клеток, в проводящих путях - в виде отходящих на уровне ствола, продолговатого мозга и гипоталамуса от основной магистрали нервных волокон, замыкающихся не на корковые центры, а на ретикулярную формацию. А последняя оказывает активирующее влияние на кору больших полушарий. Таким образом, первая, классическая система передает специфическую информацию о раздражителе: о его качестве (модальность), интенсивности, локализации. По терминологии Хэда, это эпикритические системы, и соответственно речь идет об эпикритической чувствительности. Вторая, дублирующая система передает неспецифическую информацию: только о наличии раздражителя без познания его качества и места приложения. Эти системы и эта чувствительность носят наименование протопатических. Кстати, впервые данный феномен был обнаружен в 1865 г. русским физиологом А. Я. Данилевским при изучении кожной чувствительности. Он рефлексы первого типа назвал «тактильными», а второго - «страстными». Таким образом, эпикритические ощущения характеризуют знание, а протопатические - переживание.

«Есть достаточно оснований принять, что во всех анализаторах существуют системы, осуществляющие раздельно познавательное и эмоциональное отражение действительности. Эта тенденция наблюдается даже и на уровне коры больших полушарий. Сейчас общепринято считать, что высшие познавательные процессы связаны с деятельностью новой коры, а эмоциональные переживания - с деятельностью древней и старой коры... Можно считать, что возникновение познания связано с деятельностью специфических систем, а возникновение переживаний - с деятельностью неспецифических систем. Поскольку в деятельности неспецифических систем отражение совершается в форме саморегуляции функций организма, постольку в переживании выступает не образ предмета, а его значение для жизни и деятельности организма. Поэтому можно утверждать, что переживание не есть результат деятельности сознания, а проявление в сознании эмоциональной формы отражения действительности»15.

Наиболее же существенно функциональная специфика сознания проявляется в ин-тегративной сфере. Психика может проявляться в виде функционирования своих отдельных составляющих. В филогенезе это выступает как последовательное усложнение психической деятельности, в которую «вмонтируются» все новые и новые компоненты И хотя на каждом этапе эволюции психика предстает как целое, но в сравнении с психикой современного человека - это части. Что касается нашей психики, то возможность ее фрагментарной работы иллюстрируется патологическими отклонениями, когда выпа-

дение какой-либо ее части хотя и дезорганизует ее функционирование как целого, но не устраняет другие стороны психического отражения. Так, умственная неполноценность (например, олигофрения) не исключает перцепцию, аффекты, работу памяти, моторику. Поражения каких-либо участков нервной системы, являющихся физиологической основой той или иной психической функции, может привести к распаду целостности психической деятельности, но не прекращает функционирование других частей психики. То же наблюдается в бессознательных состояниях человека. Например, во сне работают сенсорика, непроизвольные память и воображение, частично задействована эмоциональная сфера, но не протекают мыслительные и волевые процессы, нет работы внимания, отсутствуют восприятия и чувства. Фрагментарность, несвязность сновидений также свидетельствуют о нецелостности работы психики во сне.

Что же касается сознательного уровня, то психическая деятельность здесь пред-стается только как совместная работа всех частей психики. По отдельности их сознательное функционирование невозможно, поскольку присущий сознанию фактор целенаправленности неизбежно объединяет все в единое целое. Даже ущербность какой-либо сферы психики на сознательном уровне преодолевается не столько за счет компенсации, что характерно и для досознательной стадии, сколько за счет целостности отражения. Иначе говоря, выпадение элементов из системы еще не разрушает саму систему, поскольку хотя свойства целого и определяются свойствами частей, но система в целом обладает и дополнительными свойствами, не присущими ее элементам. Так, слепота животного неизбежно приводит к его скорой гибели. Слепота человека затрудняет его взаимодействие со средой, но не ведет к фатальному концу, поскольку наряд}" с действием социальных факторов целостное психическое отражение позволяет обходиться и без столь важной составляющей, как зрительная информация.

Интегративная функция сознания проявляется и в таком факте, как процессуальная однотипность мышления и воли. И в том и в другом явлении есть фазы целеполагания, выбора, принятия решения, реализации решения. Единообразие форм протекания высшего познавательного и высшего регулятивного процессов, на наш взгляд, обусловлено сознательностью этих психических актов, их организационной одноуровневостью.

Кроме отмеченного «индивидно-субъектного» аспекта интегративной функции сознания она обладает и «личностным» аспектом. Действительно, сознание есть атрибут личности. Формирование индивидуального сознания есть одновременно и становление личности, усваивающей нормы и ценности общества, которые оказывают формирующее влияние на сознание. Личность - интегрированный в сообщество субъект. И эта интеграция немыслима без сознательного уровня психической деятельности.

Итак, сознание, естественно, выполняет принципиально те же функции, что и психика: активизацию поведения, психическое отражение (познание и регуляция) и коммуникацию (общение). Но, во-первых, качество исполнения этих функций на уровне сознания значительно выше, чем на досознательном уровне развития психики, и, во-вторых, заметно усиливается интеграционная функция, что позволяет говорить о сознании (и личности - «человеке сознательном») как о высшем интеграторе психики.

Функциональной специфике сознания соответствует своеобразие его свойств (характеристик), часть которых присуща и психике, а часть - это приобретение сознательного уровня психической деятельности человека.

Первое важнейшее свойство сознания - его целостность. Оно выражается в неразрывном единстве всех его частей и функций, в их согласованности. Как целое, сознание обладает свойствами связности, ограниченности и системности. Психика тоже обладает этими свойствами, но степень их выраженности у сознания выше. Связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Если внутренняя связность стремится к 0, то целое распадается на части и становится нецелым. Если внутренняя связность стремится к бесконечности, т.е. объект «замыкается» на себя и утрачивает связи со средой, то он исключается из среды и гибнет. Сознание по связности хорошо выделяется из психической среды как самостоятельное явление, но в то же время обладает устойчивыми связями с этой средой, не отличаясь от нее основополагающими признаками психического. Ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени сознание существует в определенные периоды жизни человека. В пространстве оно замкнуто в так называемом внутреннем субъективном пространстве. Признаки трансцендентности сознания (выхода за пределы внутреннего пространства) можно усмотреть в том, что оно отражает внешнее пространство. Но это не значит, что само по себе оно есть эмиссар, представитель некоего высшего сознания. Системность выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, форм психического, уровней), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно. Свойства системы определяются свойствами элементов, но не исчерпываются ими. Система, как целое, приобретает самостоятельные свойства. В свою очередь, в систему могут объединиться только элементы с соответствующими ей свойствами. В противном случае они отторгаются, не связываются с другими элементами системы. Системность сознания в функциональном аспекте отражена схемой функциональной структуры психики человека, где сознанием интегрируются в целостную систему все психические процессы (от ощущений до воли) и конструкции (стимулы, образы, потребности, мотивы). -

Характернейшим свойством сознания и психики является их идеальность. Суть ее - в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное - это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Идеальное - это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме. Но только на сознательном уровне отражения действительности индивид может свободно оперировать не самими существующими в реальности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). На досознательном уровне такое невозможно, поскольку нет еще необходимого уровня обобщения, а следовательно, отвлечения (абстракции) от конкретности. Животное не отделяет образ предмета от самого предмета. Человек это делает сплошь и рядом. В пределе, абстрагируясь от конкретной, чувственно воспринимаемой действительности, мы пытаемся рисовать себе картины событий, удаленных от нас в пространстве и времени на огромные расстояния, участниками которых мы лично никогда не были и не будем. Идеальность сознания позволяет нам конструировать модели Вселенной, мысленно проникать в глубь атома, рассуждать о душе и Боге, т. е. переходить с макроскопического уровня отражения действительности на микроскопический и космический.16 Идеальность сознания позволяет человеку оценивать прошлое и строить планы на будущее, осуществлять целеполагающую деятельность. Ярко проявляется это свойство сознания в высших психических процессах (мышление, воображение, воля).

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. Это - специфическое свойство сознания. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход и развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

Рефлексивность определяет другое характерное для сознания свойство - подотчетность, т.е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность, понимаемую как способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в основном в данном значении.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных для выделенных научным анализом психических явлений, структурированных в единое сознание. Так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств. Знаковостъ (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции, речь и психомоторика. Константность (и более широко - устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания. Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания. Активность присуща всем уровням психического отражения, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции). Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределенности и др.). Понятие «ясности» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него, безусловно, вплетены и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство -не сугубое качество сознания.

Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, сколько как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация - механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит становление одновременно и как повышение уровня психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как уровне психического отражения, определяемого социальными факторами.

Проведенный сравнительный анализ категорий «сознание» и «психика» позволяет сделать вывод, что обозначаемые этими терминами явления отличаются друг от друга как по качественным, так и количественным показателям. Но качественные отличия следует признать приоритетными. Хотя, на наш взгляд, подобный вывод очевиден apriori, но очевидно и то, что в психологической среде «не принято» заострять на этом внимание, поскольку до сих пор нет общепризнанных определений ни того, ни другого феномена. Их разведение, противопоставление - плохой тон. Представляется, что подобная осторожность - недопустимая роскошь для психологии, до сих пор, по всеобщему признанию самих же психологов, не имеющей единой теории.

В заключение еще раз напомним, что «понятие сознания само по себе настолько многозначно и сложно, что не имеет простого определения»17. Но поскольку определения - язык науки, постольку обрести определение сознания очень хочется. И чтобы не растерять оптимизма на этом пути, приведем пусть не строго научную, но стимулирующую научный поиск дефиницию: сознание - осведомленность человека о том: 1) что он знает, 2) что он знает и 3) что он знает. Тогда самосознание - то же самое, но с добавлением к каждой формуле «о себе», а бессознательное - то же самое, но с добавлением отрицательной частицы «не».

A comparative analysis of the concepts «consciousness» and «psyche» is given in this article to show such aspectsasi: structural, functional, genetic and time-spatial. Similarities and differences are marked too. Consciousness is interpreted as the highest integrator and the highest of state of psyche development.

1 Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.; JI., 1951. Т. III. Кн. 1. С. 247.

2 Шогам А. М. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблема сознания. М., 1966. С. 196.

3 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 275.

4 Сознание и самосознание. М., 1972. С. 78.

5 Никандров В. В. О соотношении психологических макрохарактеристик человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 3 (№20).

6 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 329.

7 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

8 Косицкий Г. И. Детерминация сознания и подсознательного // Проблема сознания. М., 1966.

9 Там же. С. 300.

10 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. J1., 1984; Ломов В. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

11 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

12 Там же; Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966; Ганзен В. А. Указ. соч.; Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1999. Вып. 3 (№20).

13 Никандров В. В. Терминологическая проблема бессознательного // Природа бессознательного. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1998.

14 Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. С. 258.

15 Шингаров Г. X. Сознание и эмоции // Проблема сознания. С. 164-165.

16 Никандров В. В. Субъектно-объектные-отношения как проблема новой модели мира // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 1 (№6); Человек в новой картине мира (психологический аспект) // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы Международной научной конференции. СПб., 1999.

17 Блум. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С. 174. Статья поступила в редакцию 22 января 2003 г.