Скачать сборник программ по информатике составитель бородин. Программы для общеобразовательных школ

М.: 201 5. - 576 с. М.: 201 0. - 584 с.

В данном сборнике представлены программы по информатике для всех уровней общего образования. Выстроена вертикаль непрерывного курса информатики с выходом на углубленный или базовый уровень изучения предмета во всех профилях обучения. Для учителей информатики, методистов, администрации образовательных организаций и студентов высших учебных заведений.

Формат: pdf (2015 , 576с.)

Размер: 8,7 Мб

Смотреть, скачать: google.drive

Формат: pdf (2010 , 584с.)

Размер: 10,6 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ЧАСТЬ I. МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 7
1. Модели непрерывного информационного образования в школе 8
2. Условия реализации непрерывного информационного образования 10
2.1. Нормативные условия 10
2.2. Ресурсное обеспечение 14
2.3. Кадровое обеспечение 22
2.4. Учебно-методическое обеспечение 24
3. Реализация моделей обучения информатике в школе 29
3.1. Модель 1 (Информационно-математическая траектория) 30
3.2. Модель 2 (Информационно-технологическая траектория) 38
3.3. Модель 3 (Метапредметная прикладная траектория) 42
ЧАСТЬ II. ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 2-11 КЛАССОВ 47
4. Программа к УМК Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой, Л. П. Панкратовой, Н. А. Нуровой. 2-4 классы 48
4.1. Цели изучения курса информатики в начальной школе 48
4.2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе 49
4.3. Описание ценностных ориентиров содержания информатики 52
4.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 54
4.5. Описание места информатики в учебном плане 60
4.6. Содержание курса информатики в начальной школе (2-4 классы) 67
4.7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 69
4.8. Поурочное планирование 73
4.9. Материально-техническое обеспечение учебного процесса в начальной школе 77
5. Программа к УМК А. В. Могилева, В. Н. Могилевой, М. С. Цветковой. 3-4 классы 81
5.1. Цели изучения курса информатики в начальной школе 81
5.2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе 82
5.3. Описание ценностных ориентиров содержания информатики 83
5.4. Описание места информатики в учебном плане 85
5.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики в начальной школе 87
5.6. Содержание информатики в начальной школе 90
5.7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 90
5.8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 101
6. Программа к УМК М. А. Плаксина, Н. Г. Ивановой, О. Л. Русаковой. 3-4 классы 113
6.1. Пояснительная записка 113
6.2. Соответствие учебного курса личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам 124
6.3. Предметные результаты обучения по курсу информатики 132
6.4. Вариант поурочно-тематического планирования 136
6.5. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета 147
6.6. Учебно-методическое сопровождение курса 147
7. Программа к УМК Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой. 5-6, 7-9 классы 151
7.1. Пояснительная записка 151
7.2. Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования 151
7.3. Общая характеристика учебного предмета 153
7.4. Место учебного предмета в учебном плане 155
7.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 155
7.6. Содержание учебного предмета 159
7.7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 164
7.8. Рекомендуемое поурочное планирование 183
7.9. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 194
7.10. Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы 197
7.11. Планируемые результаты изучения информатики 201
8. Программа к УМК И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русаковой, Л. В. Шестаковой. 7-9 классы 206
8.1. Пояснительная записка 206
8.2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 210
8.3. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета 210
8.4. Тематическое планирование, основные виды учебной деятельности и планируемые результаты изучения учебного предмета 217
8.5. Примерное поурочное планирование 228
8.6. Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС, и соответствие КИМ ГИА 254
8.7. Авторская мастерская И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» 268
9. Программа к УМК Н. Д. Угриновича. 7-9 классы 270
9.1. Цели изучения курса информатики в основной школе 2 70
9.2. Общая характеристика изучаемого предмета и его место в учебном плане 272
9.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 274
9.4. Содержание учебного предмета 279
9.5. Тематическое планирование УМК Н. Д. Угриновича «Информатика» для 7-9 классов 282
9.6. Поурочное планирование 297
9.7. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса 314
9.8. Планируемые результаты изучения информатики 316
10. Программа к УМК И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т. Ю. Шейной для 10-11 классов. Базовый уровень 320
10.1. Пояснительная записка. Общая характеристика и цели изучения информатики 320
10.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 323
10.3. Описание места учебного предмета в учебном плане 333
10.4. Содержание и планируемые результаты обучения, тематическое планирование 333
10.5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 351
11. Программа к УМК И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т. Ю. Шейной, Л. В. Шестаковой для 10-11 классов. Углубленный уровень 355
11.1. Пояснительная записка. Цели изучения углубленного курса информатики 355
11.2. Общая характеристика учебного предмета 357
11.3. Место изучаемого предмета в учебном плане 359
11.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 360
11.5. Содержание учебного курса 370
11.6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 387
12. Программа к УМК И. А. Калинина, Н. Н. Самылкиной для 10-11 классов. Углубленный уровень 392
12.1. Цели изучения информатики в старшей школе 392
12.2. Общая характеристика учебного предмета 393
12.3. Описание места учебного предмета в учебном плане 394
12.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 395
12.5. Содержание информатики углубленного уровня. 406
12.6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 416
12.7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 438
13. Программа к УМК К. Ю. Полякова, Е. А. Еремина для 10-11 классов. Углубленный уровень 441
13.1. Цели изучения углубленного курса информатики 441
13.2. Общая характеристика изучаемого предмета 444
13.3. Место изучаемого предмета в учебном плане 445
13.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета 446
13.5. Содержание учебного предмета 449
13.6. Тематическое планирование к учебникам «Информатика. Углубленный уровень» для 10 и 11 классов К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина 452
13.7. Поурочное планирование к учебникам «Информатика. Углубленный уровень» для 10 и 11 классов К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина. Вариант 1 (276 ч.) 455
13.8. Поурочное планирование к учебникам «Информатика. Углубленный уровень» для 10 и 11 классов К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина. Вариант 2 (138 ч.) 491
13.9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.510
ЧАСТЬ III. ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 513
Введение. Как определиться с курсами по выбору? 514
14. Программа курса по выбору «Первый шаг в робототехнику» Д. Г. Колосова. 5-6 классы 520
14.1. Цели изучения курса 520
14.2. Общая характеристика курса 520
14.3. Описание места в учебном плане 523
14.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса 523
14.5. Содержание учебного курса и описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса 524
14.6. Тематическое планирование 525
14.7. Планируемые результаты изучения учебного курса 532
15. Программа курса по выбору «Творческие задания в среде Скретч» Ю. В. Пашковской. 5-6 классы 534
15.1. Цели изучения курса 534
15.2. Общая характеристика курса 534
15.3. Описание места в учебном плане 536
15.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса 536
15.5. Содержание учебного курса с описанием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 538
15.6. Рекомендуемое поурочное планирование по курсу 538
15.7. Планируемые результаты изучения учебного курса 541
16. Программа курса по выбору «Технологии обработки графики» 543
16.1. Цели изучения курса 543
16.2. Общая характеристика курса 543
16.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса 544
16.4. Содержание курса по выбору 545
16.5. Тематическое планирование с указанием видов деятельности обучаемых 546
16.6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 546
17. Программа курса по выбору «Имитационное моделирование в Any Logic» 548
17.1. Цели изучения курса 548
17.2. Общая характеристика курса 548
17.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса 549
17.4. Содержание курса по выбору 550
17.5. Тематическое планирование с указанием видов деятельности обучаемых 553
17.6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 554
18. Программа курса по выбору «Регулярные выражения» 556
18.1. Цели изучения курса 556
18.2. Общая характеристика курса 556
18.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса 557
18.4. Содержание курса по выбору 558
18.5. Тематическое планирование с указанием видов деятельности обучаемых 559
18.6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 559
19. Программа курса по выбору «Основы звукорежиссуры» 561
19.1. Цели изучения курса 561
19.2. Общая характеристика курса 561
19.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса 562
19.4. Содержание курса по выбору 563
19.5. Тематическое планирование с указанием видов деятельности обучаемых 563
19.6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 563
20. Программа курса по выбору «Информационные системы» 565
20.1. Цели изучения курса 565
20.2. Общая характеристика курса 565
20.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса 566
20.4. Содержание курса по выбору 567
20.5. Тематическое планирование 567
20.6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 568

Настоящий сборник рекомендуется в качестве настольной книги учителя и методиста по информатике и ИКТ. Лаборатория знаний» со 2 по 11 класс. Предлагаются программы по пропедевтическому, базовым, профильным и элективным курсам, включающие содержание обучения, требования к уровню подготовки, тематическое и поурочное планирование.
В сборник вошли актуальные действующие документы Минобрнауки РФ и проекты тех документов, которые могут быть утверждены в ближайшем будущем.
Все это поможет администрации общеобразовательного учреждения сформировать учебный план, а учителю - рабочую программу по предмету.

Информационные технологии.
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархи-вирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира:
- природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории, в том числе запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ЧАСТЬ 1. Нормативные документы.
Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.).
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.).
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.).
Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2004 г.).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Начальное общее и основное общее образование. Среднее (полное) общее образование (2004 г.).
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным
технологиям (2004 г.).
О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.
Информатика и информационные технологии.
Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных
учреждений.
Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников
образовательных учреждений».
Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (2009 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.)
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования (проект) (2010 г.).
Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) (2010 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (проект) (2010 г.).
Примерная программа по информатике и ИКТ (7-9 классы) {проект) (2010 г.).|
Базисный учебный план основного общего образования для ОУ с русским языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения, и варианты бупов для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (проект) (2010 г.).
Методическое письмо издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» «О преподавании учебного предмета "Информатика и ИКТ".
ЧАСТЬ 2. Программы по пропедевтическому курсу информатики и ИКТ (в начальной школе и в 5-7 классах) .,
Программа курса «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова).
Программа курса «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы (М. А. Плаксин, И. Г. Иванова, О. Л. Русакова).
Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы {Л. Л. Босова).
Программа курса «Информатика и ИКТ* для 8 класса средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова).
ЧАСТЬ 3. Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы.
Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (Я. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова).
Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (Я. Д. Угринович).
ЧАСТЬ 4. Программы курса «Информатика и ИКТ» для старшей школы.
Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы
(Я. Г. Семакин, Е. К. Хеннер»).
Программы курса «Информатика и ИКТ» (профильный уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (Я. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова). Элективный курс «Информационные системы и модели» (И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер).
Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы) (Я. Д. Угринович).
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» (Я. Я. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина).
Программа элективного курса «Компьютерная графика» (Л. А Залогова).
Программа элективного курса «Математические основы информатики» (Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Я. Фалина).
Программа элективного курса «Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях»
(И. А Калинин, Н. Н. Самылкина).
Программа элективного курса «Учимся проектировать на компьютере» (М. Ю. Монахов, С. Л. Солодов, Г. Е. Монахова).
Программа элективного курса «Создаем школьный сайт в Интернете» (М. Ю. Монахов, А А. Воронин).
Программа элективного курса «Основы программирования на примере Visual Basic. NET» (Microsoft Corporation).
Программа элективного курса «Основы компьютерных сетей» (Microsoft Corporation).
Программа элективного курса «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» (Microsoft Corporation).
Программа элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» (Microsoft Corporation).

Министерство образования Российской Федерации

Программы

для общеобразовательных

учреждений

Коррекционно-развивающее обучение

Начальные классы

Русский язык Окружающий мир Природоведение. Математика Трудовое обучение.

Ритмика Физическая культура

Русский язык Окружающий мир Математика и конструирование Физическая культура Ритмика

образования Министерства образования Российской Федерации

Российской Федерации

2-е издание, стереотипное

Дрофа

Москва 2001

УДК 372.4(073) ББК 74.202 П78

Авторы программ: Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина (Русский язык) С. Г. Шевченко (Окружающий мир. Природоведение) Г. М. Капустина (Математика. Математика и конструирование) Г. И. Жаренкова (Трудовое обучение) Н. А. Цыпина (Ритмика) Е. Н. Морсакова (Физическая культура)

Составитель сборника программ Л. А. Вохмянина

Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение:

Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. - 2-е изд., стерео-тип.- М.: Дрофа, 2001. - 256 с.

ISBN 5-7107-5060-3

В сборник включены программы для классов выравнивания и классов компенсирующего обучения, а также для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития - ЗПР).

Сборник предназначен учителям начальных классов, рабо-тающим с детьми, которые нуждаются в коррекционно-развивающем обучении.

УДК 372.4(073) ББК 74.202

©Министерство образования Российской Федерации, 2000 ISBN 5-7107-5060-3 ©ООО «Дрофа», 2000

Предисловие

Программы классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе обеспечивают усвоение содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и уме-ниям обучающихся 1 . Программы построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, ис-пытывающими трудности в обучении, причиной кото-рых являются различного характера задержки психи-ческого развития.

Начальная школа призвана сформировать первона-чальные учебные и общетрудовые умения и навыки, совершенствовать интеллектуальное развитие каждо-го ученика, дать знания основ наук, активизировать интерес к художественному и техническому творчест-ву, приобщить к культурным ценностям человечества.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реали-зовать идею индивидуализации обучения, учитывая готовность детей к школе, состояние их здоровья, ин-дивидуально-типологические особенности.

Учитывать индивидуальное развитие школьника важно на всех ступенях обучения, но особенно в на-чальных классах, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.

1 Программы используются в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения, а также в специ-альных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида (для детей с задержкой психического развития - ЗПР).

Упущения на начальной ступени обучения прояв-ляются пробелами в знаниях детей, несформирован-ностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорригиро-вать и компенсировать.

Использование того или иного варианта программ 1 определяется вариантом учебного плана, выбор кото-рого, в свою очередь, зависит от специфики комплек-тования класса.

1-й вариант учебного плана предназначен для клас-сов, укомплектованных теми детьми, которые при-ступили к обучению с семилетнего возраста в услови-ях массовой школы, но не усвоили знания и умения в объеме требований программы 1 класса и поэтому переведены в систему коррекционно-развивающего обучения во 2 класс. 1-й вариант учебного плана рас-считан на три учебных года (2, 3 и 4 классы).

3-й вариант учебного плана предназначен для де-тей шести с половиной лет, у которых обнаружена не-готовность к школьному обучению. В массовой школе или массовом детском саду могут открываться 1 и 2 диагностические коррекционно-развивающие клас-сы, задачами которых являются повышение уровня общего развития детей, подготовка к усвоению базис-ных учебных дисциплин (родного языка, математи-ки, ознакомления с окружающим миром и развития речи), коррекция индивидуальных недостатков пси-

1 Из четырех вариантов программ, разработанных для детей с трудностями в обучении, в настоящем сборнике представлены 1-й и 3-й варианты. 2-й и 4-й варианты про-грамм предназначены для детей, у которых задержка пси-хического развития выявлена в дошкольном возрасте или после начала обучения в массовой школе с шестилетнего возраста. Эти дети осваивают курс начальной ступени в сис-теме школьного коррекционно-развивающего обучения за четыре года (2-й вариант) или проходят подготовку в дет-ском саду в комплексах: «Школа - детский сад», «Началь-ная школа - ДОУ» (4-й вариант).

хофизического развития. После одного или двух лет обучения при успешном усвоении программы дети пе-реходят на массовые формы обучения - тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки. При от-сутствии положительной динамики они продолжают обучение по 1-му варианту учебного плана.

Представленные в сборнике программы, сохраняя основное содержание образования, принятое для мас-совой школы, отличаются тем, что предусматривают коррекционную направленность обучения.

На уроках по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи решаются задачи восполнения про-белов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования об-щеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненно-му опыту ребенка материале, обогащения словаря и развития связной монологической речи.

Использование продуктивных видов деятельности на уроках трудового обучения способствует формиро-ванию навыков планирования, самоконтроля и само-оценки - важнейших качеств учебной деятельности.

По изобразительному искусству и музыке, по исто-рии в начальных классах используются соответствую-щие программы общеобразовательной школы.

Примерный учебный план 1 классов коррекционно-развивающего обучения (1-й вариант)

Учебные предметы

Русский язык как государственный 2

Литературное чтение

Окружающий мир (ознакомление с ок-ружающим миром и развитие речи)

Природоведение

Введение в историю

Изобразительное искусство

Физкультура

Математика (математика и конструиро-вание)

Трудовое обучение

Обязательные занятия по выбору, фа-культативные, групповые и индивиду-альные занятия общеразвивающей и предметной направленности, в том чис-ле ритмика

Максимальный объем учебной нагруз-ки обучающегося

1 Учебный план рассчитан на шестидневную учебную не-делю или на пятидневную с шестым развивающим днем.

2 На образовательную область «Филология» Базисным учебным планом в 1 и 2 классах отводится 9 ч в неделю. В данном варианте учебного плана 1 ч из них отведен на уро-ки по развитию речи в составе программы «Окружающий мир».

Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения (3-й вариант)

Учебные предметы

Русский язык как государственный 1

Литературное чтение

Окружающий мир (ознакомление с окру-жающим миром и развитие речи)

Природоведение

Изобразительное искусство

Физкультура

Математика (математика и конструирова-ние)

Трудовое обучение

Обязательные занятия по выбору, факульта-тивные, групповые и индивидуальные заня-тия общеразвивающей и предметной направ-ленности, в том числе ритмика 2

Максимальный объем учебной нагрузки обу-чающегося

1 На образовательную область «Филология» Базисным учебным планом в 1 и 2 классах отводится 9 ч в неделю. В данном варианте учебного плана 1 ч из них отведен на уроки по развитию речи в составе программы «Окружаю-щий мир».

2 Ритмика проводится за счет использования часов вари-ативной части Базисного плана.

Программы настоящего сборника включают сле-дующие разделы: пояснительная записка, в которой дается характеристика общих и коррекционных це-лей и задач обучения по данному предмету; содержа-ние обучения (по классам); основные требования к знаниям и умениям обучающихся (по классам, в курсе «Окружающий мир» - по темам).

Программы для 1-го варианта учебного плана

(2-4 классы)

РУССКИЙ ЯЗЫК Пояснительная записка

В обучении детей, получающих образование в коррекционно-развивающих классах или в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VII ви-да, следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические зада-чи: формирование фонематического восприятия, зву-кового анализа и синтеза; обогащение словарного за-паса путем расширения и уточнения непосредствен-ных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совер-шенствование целенаправленности и связности вы-сказываний, точности и разнообразия лексики, внят-ности и выразительности речи); формирование инте-реса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приемов умственной деятельности, необхо-димых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

Для реализации поставленных задач в программу вводится раздел «Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения».. Цель его - привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в общеобразова-тельной школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновремен-но с коррекцией имеющихся навыков письма и чте-ния.

После повторения материала, изученного в бук-варный период, обучающиеся переходят к уточнению и систематизации знаний по фонетике, грамматике, правописанию и развитию речи, к пополнению их но-выми сведениями. Основными разделами курса явля-ются: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».

В начальный курс грамматики и правописания входит тот материал, который необходим для понима-ния состава и строя русской речи, формирования прочных умений и навыков по языку. Обучение охва-тывает довольно широкий круг языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные глас-ные, глухие и звонкие согласные, состав слова (ко-рень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопро-сов, форм словоизменения (склонения и спряжения).

Усвоение этого обширного материала детьми, ис-пытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении наиболее трудных грам-матических тем путем пропедевтических упражне-ний, которые состоят из накопления устного речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практиче-ских языковых обобщений, ознакомления с соответ-ствующей терминологией. Так, изучение морфологи-ческого состава слова и правил правописания прове-ряемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в под-готовительный период. Программой предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы единственного и множественного числа су-ществительных, подбирать однокоренные слова с по-следующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания вводится тема «Родственные слова», в рамках кото-рой проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впе-чатлений и представлений об окружающем мире, зна-комства с синонимами и антонимами, составления предложений с обозначением действующего лица су-ществительными и местоимениями.

При знакомстве с элементами синтаксиса обу-чающиеся в начальных классах узнают о предложе-нии, его основных видах по интонации, о главных и второстепенных членах предложения, о связи между словами, об однородных членах предложения. У де-тей формируются орфографические, речевые, пункту-ационные навыки, умения в области языкового ана-лиза: фонетического, морфологического, орфографи-ческого и синтаксического.

Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографи-ческой зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и про-чности орфографических навыков.

При обучении связной речи у младших школьни-ков обогащается содержательная сторона высказыва-ния и формируются умения в построении связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и грамматики в устной и письменной форме, в виде изложений и сочинений. Для того что-бы письменное задание было выполнено грамотно в речевом и орфографическом отношении, оно предва-ряется устной работой под руководством учителя. При выборе тем учитывается их характер: близость опыту и интересам детей, доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформле-ния. Изложения, сочинения в начальных классах но-сят обучающий характер.

В обучении русскому языку необходимо придержи-ваться следующих правил:

новый материал следует преподносить предельно развернуто; значительное место отводить практической де-ятельности обучающихся: работе по схемам, табли-цам, с разрезной азбукой и т. д.; систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценно-го усвоения нового; используемый словарный материал уточнять, по-полнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т. д.; выполнение письменных заданий предварять ана-лизом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его под-готовленности, особенности личности, работоспособ-ность, внимание, целенаправленность при выполне-нии заданий.

В процессе усвоения элементов грамматики и пра-вописания у детей развиваются умения анализиро-вать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, т. е. осуществляется умственное и речевое развитие обучающихся.

Занятия чистописанием направлены на развитие и закрепление графических навыков, полученных в пе-риод обучения грамоте. Задачами этого раздела явля-ются: развитие глазомера обучающихся, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, слов, предло-жений и связных текстов; формирование двигатель-ных навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради; отработка правильного способа дер-жать ручку, развитие движений пальцев руки при письме, умения писать по строке, в нужном месте на-чинать и заканчивать ее, дифференцировать сходные по начертанию буквы. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (име-ются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложе-ние, списать с книги и с доски, написать под диктов-ку, проверить написанное и исправить ошибки.

Документ

Министерство образования Российской Федерации Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия Физика 7 - ... Составители: Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов Программы для общеобразовательных учреждений : П78 Физика. Астрономия. 7-11 кл...

  • Программы для общеобразовательных школ

    Программа

    ... № 1089.Федеральный компонент государственного стандарта Программа Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Составитель М.Н. Бородин 3 издание...