Кто такой учитель определение. Благородная профессия учитель

пед. профессия и должность в системе общего и проф.-тех. образования. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре обществ, разделения труда сформировался специфич. тип деятельности, назначение к-рой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравств. воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. У., подчеркивал Я. А. Коменский, вручена превосходная должность, выше к-рой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между У. и садовником, У. и предприимчивым архитектором, уподоблял У. усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К. Д. Ушинский рассматривал У. как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел в истории. Если У., полагал Л. Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим У. Если У. имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того У., к-рый прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если У. соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный У. Как правильно указывал А. С. Макаренко, ученики простят своим У. и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один У., считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным). воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, к-рый вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение к-рой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

При всем разнообразии реформ и модернизаций в системе образования все они в конечном счете замыкаются на У. Не существует чудодейственных пед. систем. Существует У., сформированный как творческая, социально активная личность, способный свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образоват. процессах.

При очевидной массовости пед, профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психол. предрасположенность личности. Требования, предъявляемые к личности У., отражают содержание и структуру его проф. деятельности, к-рые, естественно, задаются обществом.

Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют проф.-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к пед. профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее. Смысложизненное самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно пед. деятельности, на широкую гамму гуманистич. социально-проф. установок: на избранную профессию как образ жизни и способ ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпа-тии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик У. входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражд. ответственность, проф. идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); нек-рые специфич. качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора); проф. работоспособность; физич. и психич. здоровье.

Своеобразным «ядром» личности У. выступает проф. самосознание, обеспечивающее взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Для высокого уровня развития проф. самосознания характерны: преобладание в иерархич. структуре характеристик У. ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие); позитивность самоотношения У., к-рое исходит из его оценки себя как способного осуществить реальный вклад в развитие личностно-значимых сфер жизнедеятельности ученика. Иначе говоря, проф. самосознание У. - это процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в пед. профессии.

Присущий совр. цивилизации динамизм в значит. мере изменяет со-циально-пед. функции У., к-рый из традиционного «педагога-предметника» все более превращается в организатора процессов, формирующих личность школьника. Школа ныне выступает сферой духовного производства и культуротвор-чества, результат к-рого - не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека. На смену традиционному учению приходит пед. система, способная моделировать и воспроизводить в сфере образования действит. богатство жизненных связей и отношений личности.

В обыденном сознании существует представление о пед. труде как занятии нетворческом, механическом, изнурительном. Неверно требовать, чтобы каждый шаг пед. деятельности был творческим, неповторимым, всегда новым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе У. нельзя повторить однажды пришедший успех. Нет ничего более живого, бесконечно меняющегося, подвижного, чем труд педагога, объективно требующий от него проф. мобильности и динамизма. Только избавленная от шаблона мысль диктует У. творческие решения. Каждый У. имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный пед. почерк и это становится возможным, если у У. всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию проф. деятельности. Такая готовность может быть достигнута, если обеспечить самоопределение У. относительно содержания и структуры пед. деятельности и представление ее результатов в виде личностного знания; свободу выбора в определении и способов обоснования идей преобразования пед. деятельности при обязательной оценке их эффективности на практике; приобретение У. опыта совместной деятельности в решении пед. задач (проблем). и освоение техники интерактивного общения (см. также Опыт педагогический); развитие рефлексивной позиции и системного видения пед. процесса (в противоположность фрагментарному восприятию его, в статической проекции, вне анализа связей и отношений его элементов); см. также Методическая работа.

Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и, чтобы на высоком уровне выполнять свои проф. функции, У. должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-созидателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога-экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

Обращаясь к решению множества не только типовых, но и оригинальных пед. задач, У. также, как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристич. поиска (см. также Исследование в педагогике). Умение самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения в сложных динамич. ситуациях - характерная черта проф. облика совр. У. Постоянная направленность мыслит, процессов на решение проблемных задач, актуализация комплексов знаний, стратегия и тактика проф. поведения и деятельности У. придают его мышлению своеобразный неспецифический для др. профессий характер.

Главное в динамике деятельности У. - выявление и использование его личностного потенциала как системообразу-ющего фактора авторской пед. системы, восхождение от отд. пед. функций (действий, ситуаций). к их системе, от типовых пед. приемов к технологиям личностно-ориентированным. Деятельность У. представляет собой своеобразный синтез объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации.

У. только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и проф. культура развиваются опережающими темпами по отношению к культуре основной массы населения. Однако диалектика совр. обществ, развития порождает противоречивую ситуацию, при к-рой далеко не все педагоги оказываются соответствующими своему статусу. Отчасти этому виной распространенное и застарелое представление об У. как рядовом служащем, функционере, исполнителе директив. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что при совр. уровне психол. нагрузки на У. происходит отчуждение его от культуры, от школы, от воспитанника.

Сфера проф. труда У. - это арена преодоления мн. противоречий. Это противоречия между динамикой проф. задач и внутр. готовностью У. к их осуществлению; между динамикой образоват. политики и стремлением У. занимать четкую и последоват. позицию; между личностной потребностью У. в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и передачи; между потребностью общества в образоват. услугах и сокращением резервов рабочего времени У., а также уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров; между возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-проф. групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей пед. профессий и др. Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения У. к своему труду. Так, большинство У. высоко оценивает свой проф. уровень. А в то же время значит. часть У. не удовлетворена своей работой в школе. С явлениями неупорядоченности в сфере учительского труда непосредственно связана сохраняющаяся во мн. странах текучесть пед. кадров.

Эффективность пед. процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося У., осознающего себя его полноправным субъектом. Формирование такого У. - задача педагогического образования. Многие проблемы учителей обусловлены консервативными системами проф. подготовки, тиражирующими укоренившиеся в шк. практике инструментально-нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность У. духовно-нравств. оснований.

Вместо технократич. подхода сегодня утверждается гуманистич. парадигма пед. образования и проф. совершенствования, реализация к-рой выдвигает ряд взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы предложить будущему У. системное знание о закономерных взаимосвязях природы, культуры, общества, гос-ва, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях. Образоват. пространство пед. уч. заведения ориентирует студента на проф. деятельность, предметом к-рой является человек. Поэтому, во-вторых, фундамент проф. подготовки У. составляет комплекс знаний о человеке, формирующих личность биол.-психол. и социокультурных процессах. Третья задача - обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в проф. деятельности. Четвертая задача - дать будущему У. систему фундам. знаний в избранной предметной области. По своему содержанию подготовка У. становится непрерывным образованием, в центре к-рого комплексное человекознание, находящее практич. применение.

При массовом характере учительской профессии гос-во и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной проф. реализации. От успешности пед. деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счете, судьбы мировой цивилизации. Престиж У., как правило, высок в обществ, сознании. Но по различным, гл. обр. социально-экон., причинам это высокое обществ, признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота об У. - одна из важнейших сфер социальной политики каждого гос-ва, способная инициировать и соответств. встречные обществ, инициативы. Исходя из фундам. права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Уставе ООН и др. междунар. нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966). Рекомендацию о положении учителей (опубл. в России в нач. 90-х гг.). Рекомендация охватывает широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и продвижением по службе, правами и обязанностями У.

Лит.: Гоноболин Ф. Н., Книга об учителе, М, 1965; Кузьмина H В., Очерки психологии труда учителя, Л., 1967; Сластенин В. А., Формирование личности учителя сов. школы в процессе его проф. подготовки, М., 1977; Формирование проф. культуры учителя, М., 1993; Рекомендации о положении учителей, в кн.: Междунар. нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1993, разд. 1. Образование; Сластенин В. А., Шуте и к о А. И., Проф. самосознание учителя, «Магистр», 1995, № 3. В. А. Сластенин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Алексей Ефимович Учитель – известный кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер; народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель Санкт-Петербургской киностудии «Рок». В копилке снятых им фильмов: ленты «Дневник его жены», «Прогулка», «Жить», «Космос как предчувствие», «Край», «Матильда».

Детство и семья

Алексей Учитель – потомственный режиссер. Начало режиссерской династии положил его отец, Ефим Учитель, который появился на свет в 1913 году в многодетной еврейской семье из Тирасполя. Отец, наборщик в типографии, рано умер, забота о детях легла на плечи старших братьев и сестер. Одна из сестер работала в кинотеатре, поэтому у Ефима была возможность ходить на любые сеансы бесплатно. Так он увлекся кинематографом и много лет спустя стал одним из лучших режиссеров-документалистов Советского Союза.


Алексей появился на свет уже не в Тирасполе, а в Ленинграде. Отец часто брал маленького Алёшу на съёмки, и мальчик с раннего детства мог наблюдать за работой актеров и процессом создания кино. Именно отец, которым так гордится Алексей Учитель, влюбил сына в кинодокументалистику и привил ему профессиональную гордость. «Ты не можешь снять хорошее кино, если не любишь своего героя», – делился отцовской мудростью Алексей.


В конце концов родители привели 7-летнего мальчика в кинокружок Дворца пионеров. Чуть позже Алексей увлёкся фотографией и мог часами бродить по улицам с фотоаппаратом и снимать городские пейзажи. Но это увлечение оказалось временным, вскоре все вернулось на круги своя. Кроме того, Алексей был спортивным юношей: часами гонял мяч с дворовыми друзьями, делал успехи в гандболе (входил в школьную сборную), немного фехтовал, немного занимался боксом и мечтал стать футбольным тренером.


В 1968 году он окончил школу и собирался было поступать на режиссерский факультет ВГИК, но отец посоветовал ему выучиться на оператора, чтобы знать все об изображении от А до Я, а потребность к режиссуре, считал он, со временем придет сама. Алексей внял совету, но провалился на экзаменах. До следующей осени он набирался опыта в качестве ассистента оператора на студии документальных фильмов, а в 1969 году попытал счастья еще раз и поступил. В 1975 году он стал дипломированным оператором, отслужил в армии и вернулся в Ленинград, где устроился на ту же студию.

Карьера Алексея Учителя

Дебютным фильмом Алексея Учителя (если не считать короткометражку «Сколько лиц у дискотеки») стала документальная лента «Рок» (1987), посвященная истории о музыкантах Юрии Шевчуке ,Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове .

В 1990 году вышел 47-минутный документальный фильм «Обводный канал», продемонстрировавший зрителям своеобразный срез общества тех лет.

«Обводный канал». Короткометражка Алексея Учителя

1991 год – дата основания Алексеем Учителем и его женой Кирой Саксаганской кинокомпании «Рок», под эгидой которой и сегодня проходят поиски юных дарований от режиссуры. В разные годы на студии снимались фильмы Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Юрия Быкова, Анны Матисон , Павла Руминова, Таисии Игуменцевой и других.


В 1992 году он представил поклонникам погибшего двумя годами ранее Виктора Цоя документальный фильм об их кумире под названием «Последний герой», затем последовала картина «Баттерфляй» о скандальном театральном режиссере Романе Виктюке .

В 1996 году Учитель попробовал себя в жанре художественного кино. Биографический фильм «Мания Жизели» был посвящен истории жизни балерины Ольги Спесивцевой, мастерски воплощенной на экране Галиной Тюниной . Сценарий был написан Учителем в паре с Авдотьей Смирновой . Картина получила гран-при кинофестиваля в Онфлере.


В 2000 году режиссера вновь ждал успех. «Дневник его жены» – байопик, посвященный писателю Ивану Бунину, точнее, приватной стороне его биографии. Бунина сыграл Алексей Смирнов , его жену – Галина Тюнина, также в работе над фильмом принимали участие Евгений Миронов и Ольга Будина .


Три года спустя Учитель вернулся с фильмом «Прогулка» – душевной мелодрамой о трех молодых людях (играли их еще мало кому известные актеры «Театра Петра Фоменко» Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак), гуляющих по Петербургу. Фильм, подкупавший трогательностью и непередаваемой словами атмосферой, завоевал награду за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу», был номинирован как лучший фильм на 25-м Московском кинофестивале и получил несколько номинаций на «Нику» и «Золотой орел».

Эксклюзивное интервью с Алексеем Учителем

В 2005 году на экраны вышла драма «Космос как предчувствие» – ностальгический фильм о периоде между запуском первого спутника и первым полетом Юрия Гагарина в космос. К слову, в этом фильме Учитель побил свой рекорд по количеству дублей одной сцены. Эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова снимали 53 раза.


5 сентября 2008 года состоялся предпоказ фильма «Пленный» – драмы о временах Чеченской войны. «Я не стремился снять фильм о Чеченских кампаниях. Главное в фильме – скрытые, но психологически напряженные взаимоотношения троих ребят, эволюция молодых парней, которые провели вместе несколько дней. Их эмоциональные, нервные потери, что с ними произошло», – утверждает Учитель.


Бесспорной удачей режиссера стал фильм «Край» (2010), работа над которым началась мгновенно по завершении съемок «Пленного». Лента о жизни бывшего танкиста в таежной железнодорожном поселке среди плененных немцев собрала четырех «Золотых орлов» и была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков , Сергей Гармаш , Юлия Пересильд и немецкая актриса Аньорка Штрехель.


А вот фильм «Восьмерка» (2013) в необычном для Учителя жанре боевик, экранизацию романа Захара Прилепина , в России встретили прохладно.

Личная Жизнь Алексея Учителя

Законная супруга Алексея Учителя – продюсер и соруководитель студии «Рок» Кира Саксаганская. Поженились они в 1981 году; в браке родились двое сыновей.


Один из них, Илья Учитель (1992 г.р.), продолжил режиссерскую династию, в 2016 году представив зрителям комедию «Огни большой деревни» с Дмитрием Дюжевым, получившую не самые лестные отзывы, но отмеченную дипломом Кинотавра с формулировкой «За лучшее кино о кино».


Во время съемок «Пленного» Алексей Учитель не на шутку увлекся 23-летней актрисой Юлией Пересильд . Папарацци часто «ловили» их вместе с дочерьми Юлии Аней и Машей. В прессе не раз высказывались предположения, что именно режиссер является отцом малышек; также он был замечен на крестинах второй дочери Юлии. В сентябре 2017 года Пересильд подтвердила, что Учитель – отец ее дочерей.

Профессия учитель – это, пожалуй, это одна из самых известных и распространённых специальностей. В любом городе, селе, деревне есть преподаватели. Каждый человек в течение многих лет учится и активно взаимодействует с педагогами. Общение с ними иногда длится всю жизнь. Со многими преподавателями выпускники охотно встречаются и после окончания учёбы. Как и в любой другой специальности, здесь есть свои плюсы и минусы.

Немного истории

Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

Чем занимается учитель?

О профессии учителя можно говорить долго, поскольку она одна из самых творческих, у неё много плюсов и минусов. Тем не менее, работа не лишена и рутинных элементов, таких, как проверка тетрадей или составление планов. Чтобы добиться успеха, учитель должен хорошо выполнять все задачи, которые перед ним стоят. Что входит в круг обязанностей педагога?

  • Составление рабочей программы и календарного планирования. Педагоги каждый год разрабатывают план на весь учебный период. Они расписывают цели и задачи курса, намечают, каких результатов должны достичь ученики, какими знаниями и навыками обзавестись.
  • Составление поурочных планов. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно расписывает ход урока, пытается предугадать реакцию учеников и их возможные вопросы и ответы.
  • Выбор наиболее эффективных методов работы. Учитель решает, как и в какой форме провести урок, как подать материал, чтобы дети максимально его усвоили.
  • Проверка тетрадей. Ещё один рутинный элемент. Преподавателям математики и русского языка приходится этим заниматься практически каждый день: выискивать ошибки, читать сочинения, написанные не всегда красивым и разборчивым почерком, исправлять неточности и т. д.
  • Составление различных официальных бумаг: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Заполнение журнала. Эта работа требует внимательности и сосредоточенности, т. к. здесь ошибаться нельзя.
  • Проведение уроков. Каждый день учитель выступает перед аудиторией, рассказывает о чём-либо и т. д.
  • Контроль. Педагог должен следить за детьми, их поведением, уметь направлять их энергию.
  • Выставление оценок. Преподаватель должен делать это объективно и беспристрастно.
  • Ведение кружков и секций по интересам.
  • Научная деятельность. Во многих школах проводятся конференции, где дети выступают со своими докладами и исследованиями. Направляют эту деятельность опять же учителя.
  • Самообразование. Это та профессия, где обучение длится всю жизнь, т. к. всё вокруг постоянно меняется, открываются новые факты, проводятся исследования и пр. Учитель, чтобы идти в ногу со временем, должен быть в курсе происходящего в мире. Также для проведения качественного урока необходимо хорошо знать свою предметную область.
  • Проведение родительских собраний.
  • Организация различных мероприятий внутри школы или класса.
  • Сопровождение групп школьников при выходах на различные мероприятия, выставки, турпоходы и пр.

Требования к педагогу

Как видно, деятельность учителя многообразна. Поэтому к представителям данной профессии предъявляются высокие требования. Педагог сам должен многое знать и уметь, постоянно учиться и развиваться. Это несомненный плюс. С другой стороны, работа с детьми требует постоянного нервного напряжения, что является минусом данной профессии. Необходимо дополнить описание перечнем качеств, которыми должен обладать учитель. От него требуется:

  • отличное знание предмета;
  • умение ладить и общаться с детьми как начальных, так и старших классов, находить общий язык;
  • подбирать индивидуальный подход при подаче материала;
  • владение ораторским искусством;
  • коммуникативные и организационные навыки;
  • гибкость;
  • умение быстро принимать решения;
  • любовь к детям;
  • творческий подход к преподаванию;
  • умение перестраивать учебный процесс и при необходимости отклоняться от плана, чтобы добиться поставленных целей;
  • быстро ориентироваться в ситуации;
  • умение решать педагогические задачи;
  • грамотность, так как учить не может тот, кто сам допускает ошибки, в том числе и в правописании;
  • психологический подход;
  • педагог должен найти общий язык не только с каждым ребёнком, но и с родителями;
  • широкий кругозор, как правило, интересы детей редко ограничиваются одной предметной областью;
  • быть справедливым, беспристрастным;
  • ответственность;
  • быть стрессоустойчивым, т. к. работа с детьми требует большого внимания и напряжения;
  • внимательность и хорошая память;
  • быть примером для подражания (часто именно на поведение учителей равняются дети);
  • терпеливость (без этого добиться результата не получится).

В специальности учителя всегда можно найти способ для самореализации. Многие плюсы и минусы этой сферы деятельности носят субъективный характер, например, кому-то нравится продумывать всё до мелочей, составляя план, а для кого-то это мука.

Работать учителем не всегда просто. Это, прежде всего, большая ответственность, т. к. в руках педагогов будущее страны. Именно в школьные годы происходит становление личности. И не последнюю роль в этом играют учителя!

Имя: Алексей Учитель (Alexey Uchitel)

Возраст: 67 лет

Рост: 170

Деятельность: режиссёр

Семейное положение: Женат

Алексей Учитель: биография

Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.

«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».

Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.

Детство и юность

Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец Ефим Юлиевич – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он прославился циклом документальных фильмов, посвящённых героической борьбе жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.


Будущий режиссёр многому научился у отца, ведь Ефим Юлиевич с малых лет брал сына на съёмки. В детстве Алексей Учитель посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, где сначала изучал кинематограф, а впоследствии переключился на фотографию. Вопрос выбора профессии никогда не стоял перед Алексеем: он с детства знал, что будет режиссёром, как отец.

После школы Учитель-младший отправляется в Москву поступать во ВГИК, но не на факультет режиссуры, а на операторский. На этом настоял отец, убеждённый в том, что для закладки фундамента мастерства кинорежиссёра необходимо сначала побывать в роли оператора, чтобы лучше понимать визуальную составляющую профессии. Позже Алексей Учитель с благодарностью вспоминал ценную рекомендацию отца.


Первая попытка поступления оказалась неудачной – Алексея не приняли, несмотря на высокие оценки на экзаменах и известную в кинематографических кругах фамилию. Заведующий кафедрой документального кинематографа ВГИКа на собеседовании порекомендовал Алексею сначала получить опыт армейской службы, после которой обещал принять его без экзаменов.

К счастью, Алексей Учитель не послушался этого совета и следующий год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Режиссёр вспоминает, что для успешного результата требовалось сдать 8 экзаменов, из которых 7 – на пятёрки и лишь 1 – на четыре. Такие строгие правила были обусловлены огромным конкурсом, который составлял 300 человек на место. Тем не менее, в 1969 году Алексей Учитель сдал экзамены и был зачислен во ВГИК.

Фильмы

Проучившись в Москве 5 лет, 24-летний дипломированный режиссёр возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в студию документальных фильмов. Начав работать на этой киностудии в молодости, Алексей Учитель и сейчас сохраняет ей верность, хотя у него давно имеется собственная – «Рок».

В 1977 году была снята дебютная картина «Сто тысяч "я"». Спустя 3 года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовали ещё 10 документальных проектов, которые режиссёр выпускал в среднем по одному каждые 2 года.


Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей Учитель принимает участие в создании кинематографических лент эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны.

Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда Алексей Учитель снимает легендарный фильм «Рок», в котором в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь знаменитых, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссёр поставил перед собой задачу показать рок-музыкантов в их естественной среде обитания.



Сняв художественную картину, получившую название «Мания Жизели», Алексей Учитель осознал, насколько отличаются друг от друга две сходные, на первый взгляд, профессии. Лента имела громкий успех и получила ряд престижных наград как в России, так и на кинофестивалях во Франции и Италии.

Алексей Учитель продолжил сотрудничество с Дуней Смирновой, написавшей для него сценарий следующей биографической киноленты – драмы о русском писателе . Сначала предполагалось назвать картину «Женское имя», но в 2000 году на экраны вышел фильм под названием «Дневник его жены». Критики и зрители оценили проект, вручив Гран-при «Кинотавра» и премии «Ника» в трёх категориях. Роль Ивана Бунина досталась , других главных героев сыграли Галина Тюнина, и .

Трейлер фильма «Прогулка»

В 2003 году зрители увидели ещё один совместный «продукт» Учителя и Смирновой – художественный фильм «Прогулка», которым открылся 15-й Московский кинофестиваль. Эта лента признана современной классикой российского кинематографа и удостоилась целого ряда престижных кинонаград в России и далеко за её пределами. Главные роли в фильме достались молодым актёрам , и , которые только начинали свой путь в кино.


В 2005 году поклонники таланта Учителя увидели новый проект – драму «Космос как предчувствие». В ней снова появились любимые артисты, которых режиссёр часто приглашает в собственные проекты: Евгений Миронов, Ирина Пегова и Евгений Цыганов. За режиссёрскую работу Алексей Учитель получил награду «Золотой Орёл».

Мелодраму «Связь», сценарий к которой написала опять же Смирнова, Алексей сопровождал как продюсер. Авдотья впервые села в режиссерское кресло, и дебют оценили коллеги по цеху, вручив постановщику премию «Кинотавра» в соответствующей номинации. Главные герои в исполнении и живут в разных городах, у каждого семья и налаженный быт. Случайная встреча пробуждает позабытые чувства и заставляет задуматься, на что готовы люди ради любви.


Анна Михалкова и Михаил Пореченков в фильме «Связь»

А в 2008 году требовательные зрители, которые знают толк в качественном кино, получили новый сюрприз от мастера – картину «Пленный». Это российско-болгарский проект Алексея Учителя, снятый по произведению Владимира Маканина «Кавказский пленный».

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в сентябре 2008 года и вызвала яростные споры и противоречивые отзывы. Она не получила ни одной премии на «Кинотавре», зато представила страну на 43-м международном кинофестивале в Карловых Варах, где заработала приз «За лучшую режиссуру». После этого «Пленный» открыл фестиваль российского кино «Окно в Европу», который проходил в Выборге.


Алексей Учитель на съемках фильма «Пленный»

Спустя 2 года вышел новый кинохит Алексея Учителя, который получил безоговорочный успех как в России, так и за рубежом. Это драматическая лента «Край», которой изначально собирались дать название «Густав». Главных героев исполнили , Аньорка Штрехель и . Премьера состоялась в сентябре 2010 года на фестивале в Торонто, в России вышла в прокат спустя 2 недели. Увидели новый киношедевр Учителя на фестивалях в Варшаве, Салониках, Марракеше и Лез-Арке.

«Край» получил четыре премии «Золотой орёл» и был номинирован на «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке». Бюджет картины составил $ 12 млн, при этом государство в финансировании проекта участия не принимало.

В 2013 году на очередном кинофестивале в Торонто Алексей Учитель представил криминальную драму «Восьмёрка». Это экранизация одноимённой повести русского писателя .

А в 2016 году появилась информация о новом историческом проекте Алексея Учителя, который вызвал громкие споры ещё до выхода картины. Это драматическая лента « », в основе сюжета которой – судьба балерины и её роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором .


Алексей Учитель на съемках фильма «Матильда»

Алексей Учитель задействовал в фильме целое созвездие актёров: , и Евгения Миронова. Но главных персонажей сыграли зарубежные актёры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка , а в роли царя Николая Второго снялся немецкий актёр .

Премьера фильма прошла в октябре 2017 года, но после выхода в 2016-м официального трейлера драмы, в котором была любовно-эротическая сцена, представители общественного движения «Царский крест» выразили , заявив об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации». Депутат Госдумы РФ обратилась в Генпрокуратуру, полагая, что картина содержит сцены, которые оскорбят чувства верующих.

Трйлер фильма «Матильда»

По словам Учителя, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссёр , возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».

Личная жизнь

В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Учитель прожил более 30 лет. В семье один за другим появились двое сыновей, младший из которых - Илья - пошел по стопам знаменитого отца и уже сделал первые шаги в жанре короткого метра.


Жена режиссёра всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съёмочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.

Осенью 2016-го СМИ заговорили о романе 65-летнего мэтра со звездой российского кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривают, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Алексей Учитель пригласил девушку на роль в своём фильме «Пленный». Потом Юлия появилась в картине «Край».


Актриса вдвое моложе режиссёра. В творческом союзе Учителя и Пересильд родились 2 девочки – Анна и Мария. О том, что Алексей – отец детей, Юлия призналась только в 2017 году, до этого о личной жизни селебрити распространялись слухи, не находившие ни подтверждения, ни отрицания.

Редкие минуты отдыха Алексей Учитель проводит с семьей, играет в теннис или уезжает под Санкт-Петербург – попариться в бане. Там, рассказывал режиссер, работает массажист-волшебник, «проводящий действительно восстанавливающие экзекуции, массаж с медом и солью».


Социальные сети не удостоились внимания режиссера, аккаунт Учитель в «Инстаграме» завел, но количеством фото подписчиков не радует. Снимки чаще публикуются на странице его киностудии «Рок» и у коллег, актеров, задействованных в проектах Алексея.

Алексей Учитель сейчас

В 2018 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.

Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.


Вторая картина – байопик об адвокате . На главную роль приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе 19 века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, выступил знаменитый адвокат века 21 , к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса.

Фильмографию Учителя пополнит и экранизация романа татарской писательницы «Дети мои». По ее знаменитому произведению «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» снимается фильм с в главной роли.


Кто будет участвовать в новом проекте, пока неизвестно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги – поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей.

Небезызвестную «Матильду» Алексей Учитель планирует и показать в прайм-тайм на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавятся новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться – «порочащих царя» кадров не предвидится.


Еще один пункт в планах режиссера – снять картину о . Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма – показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман – биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие – выпустить фильм на английском языке – оказалось невыполнимым, потому что Алексей хочет опять прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты. Поиски сценариста ведутся в Англии, Америке и России.

Фильмография

  • 1995 – «Мания Жизели»
  • 2000 – «Дневник его жены»
  • 2003 – «Прогулка»
  • 2005 – «Космос как предчувствие»
  • 2008 – «Пленный»
  • 2010 – «Край»
  • 2014 – «Восьмерка»
  • 2017 – «Матильда»