Темы и мотивы творчества тютчева. Поэзия Тютчева: темы, мотивы, жанры, циклы и своеобразие стиля

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации


Контрольная работа.

ТЕМА: ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ И ПЕЙЗАЖ В РАССКАЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»


Исполнитель:

Овчинникова О.Д.

Студентка 2 курса

Группы 204Л


Екатеринбург 2011

ПЛАН


1. Введение

1 Функции пейзажа

2 Функции цвета и звуков в описании природы

3 Художественно-изобразительные средства, создающие образ природы

Фольклорные мотивы

1 Фольклорные персонажи - правда или вымысел?

2 Влияние народных поверий на судьбу Павлуши

Заключение

Список использованного материала


1. ВВЕДЕНИЕ


«Бежин луг» - один из двадцати пяти рассказов, входящих в цикл «Записки охотника», впервые изданный в 1852 году. Обратимся к истории создания очерков «Записок охотника». Еще в 1847 году Иван Сергеевич Тургенев уезжает за границу, где и было написано большинство очерков «Записок охотника». Сам Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право <#"justify">В рассказе «Бежин луг» большую роль в понимании концепции очерка играют описания пейзажа и фольклорные мотивы. О них подробнее далее.

мотив фольклор пейзаж рассказ бежин луг


2. ПЕЙЗАЖ


Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы, но наиболее значимыми из них являются описания в начале и в конце произведения. Я считаю, что это не случайно. Таким образом «обволакивая» свое произведение, автор не оставляет нам повода усомниться в реальности происходящего в рассказе.

Пейзаж, тем более детализованный, как нам известно, всегда наполняется автором-классиком определенным смыслом, описание несет в себе функции, помогающие развитию сюжета. В «Бежином луге» можно выделить несколько таких функций. Первая функция - психологическая. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира рассказчика; посредством пейзажа передается эмоциональное состояние не только рассказчика, но и мальчишек, рядом с которыми ему выпало провести ночь. В начале произведения мы погружаемся в прекрасный июльский день, где и приветливое солнце, и легкий небосклон - все благоволит хорошему настроению рассказчика. Но чем ближе ночное время, чем больше осознание рассказчика, что он заблудился, тем больше сгущаются краски и начинают преобладать темные тона в описании. К тому времени, когда человек уже встречает мальчишек, царит ночь, и лишь костер и разговоры ребятишек оживляют мглу. В конце произведения идет описание утра: бледно-серое небо, сырая земля, пыльная дорога, алый свет - это описание задает минорный тон, ведь оно предшествует вести о том, что Павлуша, самый храбрый из ребят, убился, упав с лошади.

Вторая функция - характеристика места и времени сюжетного действия. Несомненно, действие происходит в России во времена, когда было распространено крестьянство, т.е. это года, современные самому рассказчику. События происходят летом, в июле, в Бежином луге, как называли его в народе. Так же указываются некоторые другие локальные географические названия, которые усиливают впечатление о том, что такое событие в действительности имело место быть.

Цвета и звуки в описании природы помогают передать автору свои ощущения в восприятии этого события и воплотить идеи и концепции произведения. Несмотря на то, что каждый человек воспринимает цвета и звука индивидуализировано, Тургеневу удалось воплотить в произведении общую концепцию и задать эмоциональный тон каждому из описаний природы. Вероятно, каждый отдельный человек представляет себе по-разному описываемые в рассказе события, у него возникают свои особенные ассоциации, но в целом, с помощью цветов и звуков, передаются то радостные, то печальные, то пугающие картины.

Основные используемые в описании пейзажа цвета - это белый (светлый), черный (темный), синий, красный и серый. Белый используется для обозначения радостных моментов, к примеру, небо ясное; высокими белыми столбами, в сухом и чистом воздухе, в воздухе, еще светлом; низенькой белой церковью. Темные тона трепещут душу рассказчику и пугают мальчишек; не случайно под покровом ночи рассказываются жуткие истории и легенды о нечисти, грезятся тени в темноте. К примеру, над страшной бездной; почти потонувшие во мгле; едва прозрачный сумрак ночи; стальные отблески воды - все это наводит суеверный ужас и страх перед ночным временем суток. Синий цвет в произведении отражает глубину, к примеру, глубоко прозрачными рукавами ровной синевы; синевы между ними уже не видать: но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой; побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи; по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана. Красный - отражение красоты, но в некоторых эпизодах это символ крови, к примеру, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается коротким румянцем; солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-бордовое; круглое красноватое отражение, по сверкающим, обагренным кустам; полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. Серый цвет символизирует печаль, он присутствует только в конце произведения: бледно-серое небо светлело, холодело.

Звуки, в отличие от цвета, менее распространены в рассказе «Бежин луг». Основная доля звуков в произведении выпадет на ночное время. «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…». Данный абзац является ярким примером использования звука в композиции. «Непонятные ночные звуки» несут на себе функцию проверки храбрости мальчишек и порождают догадки о месте их происхождения: кто говорит, что это проделки нечисти, а кто находит этому вполне рациональное объяснение.

Что касается художественно-изобразительных средств, то можно выделить следующие наиболее употребляемые автором: детализация, эпитеты, метафоры, олицетворение, а также инверсия и градация. Детализация - наиболее распространенное средство в описании пейзажа. Рассказчик подмечает каждую деталь: церковь, бугорок, кустик, цвет, оттенок. Даже мальчики описаны настолько детально, что по его рассказам нетрудно восстановить картину на листе бумаги. Для создания более детального образа также указаны названия, некоторые из них, как бы невзначай, являются воспоминаниями рассказчика. Второе художественно-изобразительное средство - эпитеты, которыми изобилует произведение: золотые потоки, задымившаяся река, запоздалый ястребок, низенькая белая церковь. Эпитеты придают тексту красочность и выразительность. Третье средство - метафоры: лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света. Четвертое средство - олицетворения: солнце спокойно взошло на небо, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола. Олицетворение служит для сближения природы с душой рассказчика, они становятся единым целым, и эмоциональные состояния природы и рассказчика сходны. Инверсия (отсырела земля, запотели листья) и градация (алые, потом красные, золотые потоки) добавляют тексту поэтичности, эмоционального накала. Хотелось бы отметить еще одно важное средство создания пейзажа - символы. Если вдуматься, их немало. К примеру, когда рассказчик заносит ногу над пропастью - это символ шаткости границы между днем и ночью, между жизнью и смертью, между реальностью и вымыслом. Таким образом, использование художественно-изобразительных средств необходимо для создания грандиозного описания пейзажа, который вызывает интерес и трепет в душе читателя.


3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ


Многие писатели, как классики, так и современники обращаются к фольклорным традициям.

Интерес этот не случаен, так как только через фольклор раскрывается душа русского человека, его быт, его языческое начало, его страх перед непознанным, его сила добра в борьбе со злом.

Тургенев также широко употреблял фольклорные мотивы в своих произведениях, рассказ «Бежин луг» является ярким тому подтверждением. «Бежин луг» входит в круг детского и подросткового чтения и интересен подрастающему поколению, потому что с течением времени интерес к «страшилкам» не иссяк, разве что крестьянские дети 19 века были более суеверны в этом плане.

Я не считаю, что рассказы были выдумкой ребят. Легенды и поверья передаются из уст в уста через многие поколения, они не только пугают ребят, но и выполняют дидактическую функцию, предостерегая от возможных опасностей.

В рассказе «Бежин луг» в гармоничном синтезе находится рациональное и вымышленное.

Один из мальчиков рассказывает о солнечном затмении - явление вполне реальное, поддающееся законом физики, но жители относятся к нему как к каре, как к пришествию на землю страшного существа - еще сильно средневековое сознание у крестьянского народа.

В рассказе употребляется много фольклорных персонажей - леший, домовой, русалка, водяной, с ними соседствуют рассказы об умерших людях и воплотившихся в бродящие души.

Но самый страшный, на мой взгляд, рассказ о барашке, который топтался на могилке и говорил человеческим голосом. Но все это можно объяснить тем, что многие очевидцы этих событий, по словам мальчиков, были «хмельные».

Природа и фольклор находятся в тесной взаимосвязи: во время рассказов страшных историй доносятся издалека страшные, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши.

Одним из переломных моментов является разговор о мальчике-утопленнике Васе. Павлуша во время этого разговора ушел за водой, а когда вернулся - рассказал, что слышал голос этого самого Васи, будто он его звал «Павлуша, а Павлуша, подь сюда».

Но погиб мальчик вовсе не от воды, а от того, что он любил, - от лошадей.

Носителем философской проблемы в рассказе является не рассказчик, а автор. По мнению автора, страшно не то, чего мы боимся, а то, чего не боимся и о чем не знаем. По стечению обстоятельств, голос в воде явился лишь плохой приметой, предостерегающей от опасности, но не указывающей на нее.

В образ мальчиков вложена и еще одна философская концепция автора, присущая всем очеркам «Записок охотника» - это идея о равенстве между ребятами и неравенстве среди взрослых. Это идея о непринятии крепостного права как устройства государства Российского.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хотелось бы сказать, что рассказ «Бежин луг» повлиял не только на отмену крепостного права, но и на искусство. В частности, в 1935 году проходили съемки фильма «Бежин луг» под руководством Сергея Михайловича Эйзенштейна. В основу этой драмы была положена история об убийстве на Северном Урале 3 сентября <#"justify">Бежин луг, как выясняется, место вполне реальное. Есть даже два географических объекта с таким названием: в Чернском районе Тульской области <#"justify">Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что рассказ «Бежин луг» играет большую роль как в творчестве самого писателя, так и в жизни народа России. Пейзажные зарисовки и фольклор гармонично сочетаются и отражают широкую русскую душу, огромные русские территории, историю народа и культурные традиции. У меня этот рассказ вызывает только положительные эмоции, в нем, помимо красочной картины природы и интересного фольклора, вложена важная философская проблема о судьбе человека, о его месте в мире, о его единении с природой и космосом.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Природа в "Бежине луге" дана в богатстве ее красок, звуков и запахов. Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Вот какими звуками пронизана величавая тургеневская мочь: «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься -- и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом. и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило... мне навстречу, чистые и ясные, словно... обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще не равнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о теплом запахе ночи», о том, что «воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки». Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе:

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах--запах русской летней ночи».

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой. кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,-- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи

Картины ночи

Зрительные образы

Таинственные звуки

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути...»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали»

«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось... кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах -- запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, -- в нем снова как будто разливалась сырость»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,-- раздался вдруг детский голос Вани, -- гляньте на божьи звездочки, -- что пчелки роятся»

«Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. -- Что это? -- Это цапля кричит.--спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

Тема урока:

«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»

(1 урок)

Цели урока:

    Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

    Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.

    Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.

    Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.

    Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.

Алгоритм урока:

    Организационный момент. 1 мин

    Сообщение темы и целей урока. 1 мин

3. Знакомство с планом урока. 1 мин

4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин

5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин

6. Изучение новой темы. 16 мин

7. Закрепление изученного материала

(практическая работа учащихся) 17 мин

8. Обобщения и выводы. 1 мин

9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин

10. Домашнее задание. 2 мин

Критерии оценки эффективности урока.

1. Развитие познавательных интересов.

2. Полнота УЗН.

3. Активизация мыслительной деятельности.

4. Использование разнообразных форм работы.

5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

6. Развитие воображения, всех видов мышления.

7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

8. Нравственное и эстетическое воздействие.

9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.

10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.

Макет рабочей тетради.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Опорный конспект.

Основные темы:

    Тема природы.

    Тема любви.

    Тема Родины.

    Философская лирика.

Особенности изображения природы:

1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

Природа в различные времена года.

Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют

Осень:

Весна:

Лето:

Вывод:

    Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.

3. Ознакомление с планом урока.

Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)

4. Работа с эпиграфами.

Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».

Согласны ли вы с этими высказываниями?

(Ответы и рассуждения учащихся)

5. Вступительная беседа о Тютчеве.

Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).

Что вы можете сказать о его творчестве?

Какие стихи читали, учили?

О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).

Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.

6. Работа по новой теме.

1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .

(параллельно ведутся записи в тетради)

После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.

Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)

2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.

С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.

В чем же состоят особенности изображения природы?

Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.

Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.

7. Закрепление новой темы.

Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.

Выступление учащихся.

1 группа. «Зима»

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».

Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.

2 группа «Осень».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.

3 группа «Весна».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.

4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)

1. Выразительное чтение наизусть стих.

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

8. Обобщения и выводы.

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?

(Звучат ответы учащихся, делается вывод).

Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

9. Подведение итога урока.

Что нового узнали из жизни Тютчева?

Какие образы ввел поэт в свою лирику?

В чем особенности изображения природы?

10. Выставление отметок за урок.

11. Домашнее задание.

  1. Тема космоса и хаоса
  2. Природа как часть целого

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож, –

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, –
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?..

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков… –
…Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

В лирике Тютчева можно выделить философски, гражданский, пейзажный и любовный мотивы. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике можно отнести стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм». Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.