Кто такой михаил федорович. Избрание михаила романова царем

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Правление Михаила Федоровича Романова".

План

1. Введение.

2. Избрание на царство.

3. Начало правления Михаила Федоровича. Значение семьи Салтыковых в управлении государством .

4. Борьба с внутренними и внешними врагами государства.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение .

Царь Михаил Фёдорович (1596—1645) является зачинателем династии Романовых. Он правил Россией в течение тридцати лет. Его место в истории России действительно уникально: Михаил Фёдорович взошёл на трон в возрасте пятнадцати лет. А ведь его основной задачей было выведение страны из Смуты, что было весьма сложной задачей и для опытного правителя. Трудность его положения усугублялась предшествующей эпохой самозванства. Юному царю приходилось доказывать иностранным правителям, в том числе, и польскому королевичу Владиславу, претендовавшему на русский престол и держащему в плену его отца митрополита Филарета, что он - законный наследник российской короны. Потому признание его как монарха пришло не сразу. Но это не мешало Михаилу Фёдоровичу в таких рискованных условиях вмешиваться в пограничные конфликты и успешно разрешать их.

Условия внутри страны также были весьма неблагоприятными. В наследство Михаил Фёдорович принял разорённую и обгоревшую Москву с разворованной казной. И пусть царь не единолично принимал решения (вначале от его имени управляло семейство Салтыковых, потом дело в свои руки взял вернувшийся из плена митрополит Филарет), в поздний период своего правления (1633 - 1645),он показал себя весьма крупной политической фигурой.

Личность Михаила Фёдоровича Романова представляет большой интерес для изучения не только своими заслугами перед Россией (избавив страну от последствий Смуты, он укрепил и сохранил её), но и тем, что в нём чётко проявились черты, присущие династии Романовых, а именно: стремление приобщать государство к культуре и особое царственное поведение. Личность его занимательна ещё и тем, что являет собой драму человека, ставшего волею судьбы правителем великого государства и до конца жизни терпеливо несущего этот крест. Будучи основателем Дома Романовых, он сумел вывести страну из бедственного положения и направить её по совершенно противоположному пути.

2. Избрание на царство.

В 1610 году закончилось правление Василия Шуйского, после чего возник вполне правомерный вопрос: кто станет новым законным правителем страны. Претендентов на трон было немало: польский королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп и даже казацкий вождь Заруцкий, пользовавшийся поддержкой Марины Мнишек и помышлявший повторить опыт самозванцев.

Вопросом избрания на царство Михаила Фёдоровича занимался ряд видных историков. Так, В.Н. Татищев полагал, что юный Романов был, выдвинут на трон Церковью, а поддерживал его весь русский народ [Татищев; 122]. Михаил Фёдорович был сыном патриарха Филарета, открыто выступавшим против Лжедмитрия II и пострадавшим от этого. Потому неудивительно, что Церковь желала видеть на троне сына опального митрополита.

М.Н. Карамзин в изучении данного вопроса придерживался следующего мнения: Михаил Фёдорович, будучи не замешанным в кровавых делах Смуты, становился, таким образом, единственно желанным претендентом на управление государством. Кроме того, Карамзин отмечает исключительно важную роль в этом процессе патриарха Филарета, который не только направлял сына, но и смог сам значительно закрепиться у власти [Карамзин; 30].

К.Н. Бестужев-Рюмин также подчёркивал религиозный характер избрания Михаила Фёдоровича, поскольку народ в этот период переживал подъём веры, и личность нового царя как нельзя лучше совпадала с этими настроениями. Историк отмечает, что утверждение на троне Михаила Фёдоровича явилось укреплением связи между народом и царём и «умиротворило страну» [Бестужев-Рюмин; 295].

В.О. Ключевский, напротив, акцентирует внимание на «олигархическом характере» избрания Романова на царство [Ключевский; 312]. Автора «Курса русской истории интересует и личность нового царя, которую он оценивает как «неоднозначную» [Ключевский; 312]. В.Н. Козляков утверждает, что главными инициаторами избрания Михаила Фёдоровича явились казаки [Козляков; 20].

В этом вопросе историки не пришли к единому мнению. Как и в случае с Фёдором Иоанновичем, Михаил Фёдорович не оценён наукой по достоинству. Распространённой версией является представление о Михаиле Романове как о «слабохарактерном и недалёким умом» юноши, который именно такими качествами и устраивал боярскую верхушку. Осуществлял же правление страной отец молодого царя патриарх Филарет. Примерно то же самое утверждает В.М. Соловьёв: «Этот юноша ничем особо себя не проявил, но, может быть, именно поэтому всех устраивал, и серьёзных возражений против него ни у кого не было» [Соловьёв; 154].

Можно предположить, что весь комплекс причин: необходимость вывода государства из Смуты, законность положения Романова, религиозные и политические факторы, стремление избавиться от иностранного вмешательства, послужили толчком к избранию Михаила Фёдоровича, ради которого в январе 1613 года в Москву съезжаются выборные со всей страны. Так начинается Земский собор. Князья Голицыны, Мстиславские, Воротынские, давно соперничавшие между собой в борьбе за власть, схлестнулись не на шутку, доказывая, что именно они должны занимать российский престол. Многие из тех, кто присутствовал на соборе, настаивали на избрании государя из других знатных фамилий: Трубецких или Черкасских. Предлагалось даже бросить жребий, чтобы решить, кому из них принять монарший венец. Спор и совещание продолжались довольно долго, и в результате был избран Михаил Фёдорович. Это свершилось 21 февраля. Так было положено начало знаменитой династии - Дому Романовых, который царствовал в России целых 304 года.

25 февраля того же года была издана грамота, в которой было написано, что Михаил Фёдорович Романов был избран на царство, после чего Боярская дума начала управлять государством от имени нового царя. 26 марта 1613 года появилась вторая грамота - от самого Михаила Фёдоровича. В ней царь сообщал о принятии «государева посоха» [Козляков; 43]. И хотя переписка между государем и Боярской думой велась активно, и имя царя народ уже знал, сам он отсутствовал в столице; не было ещё совершено и помазание на царство. И вот, наконец, 2 мая 1613 года произошёл праздничный въезд Михаила Фёдоровича в Москву, сопровождаемый торжественной встречей его народа с чудотворными иконами в руках. Праздничный молебен состоялся в Успенском соборе. По словам В.Н. Козлякова, приём, устроенный жителями новоизбранному царю был действительно искренним, поскольку его воцарение являлось последней надеждой на мир в государстве [Козляков; 44]. Собственно венчание на царство произошло 11 июля 1613 года.

3. Начало правления Михаила Федоровича. Значение семьи Салтыковых в управлении государством .

В наследство Михаилу Фёдоровичу досталась страна, расстроенная и разрушенная Смутой. И внешняя, и внутренняя ситуация в государстве являлись крайне тяжёлыми. Разорение, опустошение, обнищание - вот наиболее подходящие характеристики этого исторического периода.

Совместно с собором Михаил Фёдорович решал самые глобальные проблемы внешней политики, касающиеся военного укрепления и восстановления государственной структуры, разрушенной Смутой.

Положение действительно было тяжёлым. И хотя в 1619 году вернулся домой из плена патриарх Филарет (период совместного правления отца и сына обозначен историками с 1619 по 1633 год) и начал принимать активное участие в решении государственных вопросов, поначалу улучшений не последовало. Ведь помимо глобальных внешних и внутренних проблем, существовали и мелкие, рутинные, и их тоже нужно было решать. К такой незаметной, но необходимой деятельности государя относилась работа с казной, которая была разграблена и опустошена, как и вся страна.

В.Н. Козляков отмечает, что первым делом царю нужно было понять, какой страной он будет руководить, и не в широком смысле, а именно в узком, практическом. Поэтому одним из первых шагов в его деятельности было назначение нового казначея и создание специальной комиссии, которая должна была отыскать старые потерянные архивы, заново изучить налоговую историю, собрать деньги на восстановление государства (речь идёт о добровольных взносах богатых людей) [Козляков; 93]. Итак, финансовая проблема была одной из самых актуальных проблем, ведь царю необходимо было не только государство поднимать, но и платить жалованье. Особенно острым оказался вопрос налогов, поскольку являлся основным источником доходов в стране. По словам С.Б. Веселовского, было испробовано немало различных способов добывания денег, но только налоговая политика явилась наиболее эффективной [Веселовский; 15]. В результате действий московского правительства появляются два вида налогов: стрелецкий сбор денег и казацкий. Таким образом, Михаилу Фёдоровичу удалось усовершенствовать систему финансов в стране.

Беря курс на восстановление государства, его централизацию, новый царь решительно принялся за упорядочение системы государственного управления. В своих проектах он опирался на Боярскую Думу и на Земские Соборы, распорядился назначить на местах старост и воевод. Царь ограничил в правах наместников и расширил полномочия земским властям. Михаил Фёдорович восстановил приказную систему. В 1627 году был издан указ, который позволял наследственную передачу земли дворянам, но только при условии, что они будут нести царю службу. В итоге, поместья приравнялись к вотчинам.

Если говорить о политическом управлении первых лет, то здесь, по выражению В.Н. Козлякова, наиболее уместными будут слова «сыск» и «дозор» [Козляков; 110]. Активно составлялись дозорные книги (документы, описывающие хозяйство), которые явились опорной ступенью в налоговой политике Михаила Фёдоровича. Очевидно, что в этом смысле новый царь явился продолжателем традиций правления Иоанна Грозного.

Политика сыска велась с целью успокоения и возвращения беглецов из средних слоёв населения. Эти мероприятия не являлись в прямом смысле политическими; они были направлены на поиск информации о людях, важных для государства в отношении казны, т.е. в фискальном смысле. Сыск проводился и в отношении служивых людей (не только тяглых). Главной задачей этого мероприятия было восстановление сведений о доходах дворянства за службу у предыдущего правителя Василия Шуйского.

Следует отметить одну важную особенность, касающуюся правления Михаила Фёдоровича в первые годы правления. При наличии одной большой цели - вывести страну из тупика - действия царя не отличались целенаправленностью, а были скорее спонтанными и отвечали насущным нуждам. Государю поступало большое количество челобитных и просьб, и он откликался на них.

Важным обстоятельством, влияющим на оценку правления Михаила Фёдоровича, является наличие особенно влиятельного окружения. Имеется в виду семейство Салтыковых, являющихся родственниками его матери - инокини Марфы. Это были властные и очень жёсткие люди, в столкновении с которыми проиграли и Д.М. Пожарский и Д.Т. Трубецкой. Салтыковы злоупотребляли своей близостью к царской семье. Они вторгались не только в государственные дела, но и личные, зачастую перемешивая их. Так, например, им удалось расстроить намечавшуюся женитьбу юного царя с Марией Холоповой. Несостоявшаяся невеста была сослана в Сибирь.

Тем не менее, братья М.М. и Б.М. Салтыковы, были выдвинуты царём в элиту правления. Время показывает, что это было ошибкой, ставшей роковой традицией для всего рода Романовых: излишне близко допускать к себе родственников или фаворитов и не уметь решать с ними проблемы. Необходимо помнить, что царь Михаил Фёдорович был очень юн, а потому не мог править в одиночку. Склад его характера (о царе пишут как о кротком и тихом человеке) был таков, что он не мог не поддаваться влиянию со стороны сильных личностей, коими являлись Салтыковы. Поэтому первые годы правления Михаила Фёдоровича нельзя назвать самостоятельными, в отличие от зрелого периода, когда он сумел проявить свои способности лидера государства.

Нельзя не отметить культурные достижения, сделанные в эпоху правления Михаила Фёдоровича. В первую очередь, это возобновление книгопечатания (в Смутное время этот процесс был прерван). Так, в 1615 году по личной инициативе Михаила Фёдоровича была издана «Псалтырь». В предисловии говорилось: «И таковое сокровище он, государь, благочестивый царь и великий князь Михайло Фёдорович, всеа Росии самодержец, паче тысящ всяческих сокровищ мира сего… подщася предложило и… печатным тиснением предати» [Козляков; 317].

Это было не единственное издание, выпущенное в эпоху Михаила Фёдоровича. Большим прорывом явилось издание «Букваря» Василия Бурцева (1634 и 1637 гг.). В 1644 году Московским Печатным Двором была выпущена знаменитая «Кириллова книга». Таким образом, во времена правления первого царя из династии Романовых были посажены ростки будущей мощной светской культуры. Именно при нём начались глобальные географические исследования (экспедиции Василия Пояркова и Ерофея Хабарова).

При царе Михаиле Фёдоровиче особое внимание уделялось и духовному развитию общества, укреплению православных традиций. Примечательно, что во время его правления сформировались символы династии Романовых. Это, во-первых, икона Казанской Божией Матери и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Царский дом - Большой Теремной дворец, находящийся в Кремле, также был построен в эпоху правления первого из Романовых (помимо этого были возведены Знаменский монастырь, Филаретовская звонница). Михаил Фёдорович был очень внимателен к православным святыням, многое делал для поддержания их в должном виде, стремился привить уважение к русской старине молодому поколению. Царь собственным примером демонстрировал свою приверженность в традиционной вере: духовные вопросы решались в рамках канонов, он совершал дела милосердия, занимался благотворительностью; при нём были прославлены новые святые. Таким образом, внутреннюю политику Михаила Фёдоровича можно определить не только как политику сыска и взимания налогов, на и как духовно-просветительскую.

4.Борьба с внутренними и внешними врагами государства.

Врагов государства во время правления Михаила Фёдоровича было более чем достаточно. По стране продолжали бродить разбойничьи шайки, авантюристы, совершавшие грабежи и убийства и нарушавшие порядок в стране. Большие неприятности доставлял лидер воровских казаков - И.М. Заруцкий (? - 1614). Бежав вместе с Мариной Мнишек (1588 - 1615) из Москвы, он сумел захватить Астрахань с целью обоснования там собственного государства, в котором бы, по его планам, правил совместно с персидским шахом. В качестве поддержки Заруцкий имел не только шаха, но и казачьи шайки, которые он старался собрать вокруг себя. В Москве не могли допустить осуществления подобного проекта, и потому из столицы было послано войско, которое должно было вести агитационную работу с казаками и уговорить их не переходить на сторону Заруцкого. Впрочем, эта мера оказалась излишней, т.к. астраханцы и донские казаки сами уже не желали поддерживать Заруцкого (по причине его крайней жестокости). Что же касается донских казаков, то они ещё были утомлены событиями Смутного времени и потому не откликнулись на призыв атамана. Таким образом, Заруцкий и его жена Марина Мнишек были изгнаны из Астрахани ещё до появления в городе московского войска. Бежав на Урал с небольшим войском и, остановившись на р. Яик, Заруцкий и Мнишек были пойманы там московскими воеводами. Вскоре Заруцкий и его маленький сын были казнены, а Марина Мнишек посажена в тюрьму, где и умерла. Таким образом, была ликвидирована опасность, исходящая от казаков, обитающих в южных районах страны. Хотя часть разбойничьих казачьих шаек всё же осталась, продолжая грабить население и отказываясь подчиняться закону. Порой они казались неуловимыми, поскольку хорошо владели навыками ухода от погони. Если же такие мелкие шайки случайно соединялись, то они вступали в бой с войсками, которые посылал против них царь. Подобные криминальные казачьи объединения причиняли немало неприятностей и властям, и простым жителям. Так, в 1614 один из казачьих атаманов по имени Баловень организовал поход казаков на Москву. Царь был вынужден сделать ответный ход, и отправил на борьбу с ними целое войско, которое возглавлял князь Б.М. Лыков-Оболенский, который одержал над казаками-разбойниками сокрушительную победу. После этого события ситуация с русскими казаками практически нормализовалась, но стране продолжали досаждать польско-литовские разбойники. Борьба с ними продолжалась довольно долго, и добиться относительной безопасности не удалось далеко не сразу.

Помимо внутренних врагов, Россия имела много внешних недоброжелателей. Это уже упомянутые поляки, литовцы, а также шведы. Борьбой с ними были ознаменованы первые годы правления Михаила Фёдоровича. Царю и его приближённым предстояло решить сложнейшую задачу: дать отпор шведам, захватившим Новгород. В 1615 году при осаде Пскова шведский король Густав-Адольф потерпел поражение, что предоставило возможность начать мирные переговоры. В начале 1617 года был заключён мир. Шведы освободили Новгородскую землю, но удерживали все русские города-крепости на побережье Финского залива - Ивангород, Орешек, Ям и другие. Российское государство вновь оказалось отрезанным от Балтийского моря.

Продолжалась война и с Речью Посполитой. Королевич Владислав не собирался отказываться от своих притязаний на московский престол. В 1618 году он подошёл к Москве, но его приступ отбили. Вслед за этим последовал штурм Троице-Сергиева монастыря, но он также оказался безуспешным. Чувствовалась усталость польских войск и яростное желание русских победить. Усилиями дипломатов был заключён мир на 15 лет. Смоленская и Черниговская земля остались за Польшей.

После заключения мира с Польшей на родину вернулся митрополит Филарет. Он был тут же избран патриархом и принялся управлять вместе с сыном. В его лице соединились светская и духовная власть, благодаря чему укрепилось Российское государство [Каштанов; 165].

Заключив мир с Польшей, Россия обрела новую угрозу в лице Турции и крымских татар. В 1637 году донские казаки сумели захватить крепость Азов на Дону, которой владели турки и татары. В 1641 году казаки вновь отбили Азов от турецко-татарского нашествия, после чего были вынуждены обратиться к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о покровительстве и подкреплении. Царь оказался перед трудным выбором. С одной стороны, Азов нужно было сохранить, с другой, - война с Турцией и Крымом представлялась крайне опасной и нежелательной. По сложившейся традиции он вынес этот вопрос на суд земского собора. Ответы, полученные им от выборных людей, были однозначны: положение в стране очень тяжёлое, торговля идёт плохо, а налоги высоки. В итоге, Михаил Фёдорович принял решение отказаться от Азова и дал приказ казакам оставить крепость.

В таких условиях велась непрерывная борьба с последствиями Смуты. Несмотря ни на что, ему удалось поднять народное хозяйство, восстановить экономику, реорганизовать и укрепить армию. В области народного хозяйства был осуществлён значительный прорыв. Так, в 1630 году был открыт завод по изготовлению железных изделий; в 1631 появляются ювелирные мастерские; в 1634 году - стекольный завод. Начинается активное привлечение иностранных специалистов, развиваются такие специфические отрасли как камчатное и бархатное дело, процветает текстильное производство. В Москве появляется водонапорная башня - первая в стране.

Михаил Фёдорович немало сил бросает на укрепление городов и рубежей, строительство дорог, что было вполне закономерным при постоянных внешних и внутренних угрозах. Так были возведены Белгородская черта, Большая засечная черта, крепость Симбирск, что имело большое значение для дальнейшего развития и процветания страны.

Нельзя исключить из внимания и дипломатические достижения в период правления Михаила Фёдоровича. В течение двадцати лет были установлены дипломатические отношения с Австрией, Персией, Данией, Турцией и Голландией.

5. Итоги правления первого царя династии Романовых.

Правление Михаила Фёдоровича принесло очевидные плоды в области и внешней, и внутренней политики, культурном, техническом и духовном развитии. Кратко достижения первого царя династии Романовых можно охарактеризовать следующим образом:

В стране была установлена прочная власть, носящая централизованный характер. Была усовершенствована система финансов и налогообложения. Михаилу Фёдоровичу удалось восстановить хозяйство, разрушенное Смутой и провести значительные реформы в армии. Царь вводит в практику политику сыска беглых крестьян и служивых людей, усиливает закрепощение крестьян.

В области культурного и духовного развития, технического усовершенствования, хозяйственных объектов происходят значительные сдвиги: от строительства новых дорог и храмов и книгопечатания до масштабных географических экспедиций.

Внешняя и внутренняя политика Михаила Фёдоровича была неоднозначной. С одной стороны, удалось избавиться от внутренних неприятелей (казачьих разбойничьих шаек, атамана Заруцкого, польско-литовских разбойников) и внешних (мирные договоры с давними вражескими странами - Швецией и Польшей), надёжно защитить южные границы с Россией; с другой стороны, - не получилось вернуть земли, которые были потеряны во время Смуты. В частности, большой утратой оказался Смоленск, оставшийся за Польшей. Но, несмотря на потери, Михаилу Фёдоровичу удалось главное - спасти Россию от распада и разложения.

6. Заключение.

Итак, правление Михаила Фёдоровича - первого представителя династии - было ознаменовано разрухой, обнищанием и войнами (внешними и внутренними). Правление царя Михаила нельзя назвать полностью самостоятельным: вначале царствования страной от его имени управляло властное семейство Салтыковых, а далее лидерство было разделено с не менее властным отцом царя Михаила - патриархом Филарета.

Но с возвращением из плена Филарета Салтыковы лишились своей власти, а в 1633 году умер и сам патриарх, и Михаилу Фёдоровичу пришлось проявить самостоятельность. Своему приемнику - царю Алексею Михайловичу - он передал восстановленную Россию с централизованной властью, приемлемой финансовой системой, реорганизованной армией, укреплёнными городами и рубежами, налаженным хозяйством, с сохранёнными православными традициями и ярко выраженными культурными начинаниями. Всё это даёт право считать Михаила Фёдоровича Романова успешным правителем и крупной политической фигурой.

7. Список литературы.

1.Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история/ К.Н. Бестужев-Рюмин. — М.: Вече, 2007. - 416 с.

2.Веселовский С.Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Фёдоровича/ С.Б. Веселовский. - М.: Книга по требованию, 2011. - 244 с.

3.Гримберг Г.И. Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы/ Г.И. Гримберг. - М.: Московский лицей, 1996. - 256 с.

4.Дмитрина С.Г. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство как историографическая проблема// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Выпуск № 2.Том 16, 2016. - 250 с.

5.Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. — 125 с.

6.Каштанов Ю.Е. Государь Всея Руси//История России VIII - XVIII вв./Алфёрова И.В. и др. - Смоленск: Русич, 2009. - 296 с.

7.Козляков В.Н. Михаил Фёдорович/В.Н. Козляков. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 384 с.

8.Соловьёв В.М. История России / В.М. Соловьёв. - М.: Белый Город, 2012. - 415 с.

9.Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарёв. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

10.Татищев В.Н. История Российская: в 8 т. /В. Н. Татищев. — Т. 7. — Л. : Наука, 1968. — 555 с.

К январю 1613 года в Москву съехались представители пятидесяти городов, которые вместе с московскими людьми составили земский (избирательный) собор. Сразу же начали обсуждать вопрос об иноземных претендентах в цари. Таким образом был отвергнут Филипп и Владислав. Наконец было вынесено решение «не избирать царя из списка иноземцев», но избрать правителя Русского государства из великих московских родов. Как только началось обсуждение, кого именно из своих можно возвести на престол, то мнения разделились. Каждый голосовал за приятного ему кандидата и довольно долго мнения не могли сойтись.

Однако, при этом, выяснилось, что не только на соборе, но и в самой Москве среди казаков и земских людей особым авторитетом пользуется сын митрополита Филарета – молодой Михаил Фёдорович Романов. Имя его уже упоминалось при избрании Владислава и теперь в его пользу начали поступать как устные, так и письменные заявления казаков и горожан. Седьмого февраля 1613 года собор решает остановить выбор на Михаиле Романове, однако, из осторожности решили отложить дело на пару недель, чтобы разузнать за это время по ближайшим городам как там относятся к Михаилу. Так к двадцать первому февраля бояре съехались с вотчин с хорошими новостями, после чего Михаил Фёдорович Романов был провозглашён царём и ему присягнули все члены собора, а также вся Москва.

Однако, нового царя не было в Москве. В 1612 году он сидел с матерью (инокинею Марфой Ивановной) в осаде (Кремлёвской), а потом, освободясь, уезжает в Кострому через Ярославль в свои сёла. Там его подстерегала опасность от бродячего казачьего или польского отряда, которых много ходило по Русской земле после падения Тушина. Михаила Романова спасает в селе Домнино его крестьянин Иван Сусанин. Известив Михаила об опасности, он обманом заводит врагов в лес, где и принимает смерть, вместо того чтобы указать им избу боярина.

После этого Михаил Фёдорович укрывается в Ипатьевском крепком монастыре у костромы, где он проживал до того момента, когда ему явилось посольство с предложением престола. При этом Михаил Романов довольно долго отказывался от престола, и мать его также не желала благословлять сына на престол, опасаясь, что люди рано или поздно погубят из-за своего малодушия сына, как уже было до этого с прежними царями.

Лишь после долгих уговоров послы получили его согласие, и сам Михаил четырнадцатого марта 1613 года принимает царство и отправляется в Москву.

Молодой царь Михаил Романов

Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 года: в этот день кончилось на Руси "безгосударное" время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь, народ, родную землю от поругания, от окончательного распадения и разорения. Все шло врозь; всюду была шатость; одной сильной власти, которая все скрепляла бы, давала бы всему силу и определенный ход, не было. Казалось, все изверились в спасении родной земли... Уж лучшие русские люди готовились скрепя сердце на осиротелый московский престол посадить польского королевича; требовали только, чтоб он принял православие и чтоб исконной православной вере никакой порухи не было. За этим дело и стало... Не о православии, конечно, думал польский король – он хотел сам вместо сына прибрать к рукам Москву; но в это время нижегородское ополчение с Мининым и Пожарским во главе совершило свое великое дело – выбило поляков из Москвы. И здесь, в этом сердце Русской земли, 21 февраля 1613 года, когда бояре вышли на Красную площадь, чтобы с Лобного места спросить всех выборных и народ, наполнявший площадь, кого хотят они на царство, раздался единогласный крик:

– Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе!

Итак, Русская земля нашла себе царя – Царя своего, русского, православного, из боярского рода Романовых, не запятнанного никаким темным делом, блиставшего такими именами, как Анастасия, первая супруга Грозного, как митрополит Филарет, твердо, с полным самоотвержением стоявший в то время в польском стане православие и выгоды родной земли. Найден был наконец такой царь, около которого могли теперь собраться разрозненные русские силы и спасти свою землю. Вот почему день избрания Михаила Федоровича на престол должно считать великим событием в жизни русского народа.

Москва присягнула новому царю Михаилу Федоровичу. Во все города были посланы известительные грамоты, и снаряжено было от земского собора большое посольство – торжественно от всей Русской земли пригласить Михаила Федоровича на царство.

Быстро разносилась из Москвы по всей Русской земле радостная весть о том, что кончилось безгосударное время. Надежды всех лучших русских людей теперь сосредоточились на юном народном избраннике; но в это время новое страшное горе чуть было не поразило их. Михаил Федорович Романов, еще шестнадцатилетний юноша, жил тогда с матерью, инокиней Марфой, в родовом имении Романовых Домнине близ Костромы. Шайка поляков, которые в то время повсюду рыскали по Русской земле, пробралась в Костромской уезд, разыскивая Михаила Федоровича; погубить его значило оказать величайшую услугу польскому королю, который считал московский престол уже своим. Поляки хватали встречных крестьян, разведывали у них дорогу, подвергали их пыткам, наконец дознались, что Михаил проживает в селе Домнине. Шайка уже подходила к селу. Тут попался полякам в руки домнинский крестьянин Иван Сусанин; они потребовали от него, чтобы он провел их в усадьбу Михаила Федоровича. Сусанин, конечно, сразу смекнул, зачем мог понадобиться врагам молодой его боярин, избранный на царский престол, и, недолго думая, взялся показать им дорогу. Тайком от них он послал своего зятя Богдана Сабинина в усадьбу известить о беде, грозящей Михаилу, а сам повел врагов совсем в противную сторону от Домнина. Долго вел он их разными лесными трущобами и глухими тропинками и вывел наконец в село Исупово. Здесь все дело объяснилось. Рассвирепевшие поляки в ярости сначала мучили Сусанина разными пытками, а затем изрубили его в мелкие куски. Михаил Федорович тем временем успел с матерью уехать в Кострому, где поселился в Ипатьевском монастыре; за крепкими стенами его они были безопасны от воровских шаек и ляхов и казаков.

Предание о доблестном подвиге Сусанина, который не задумался отдать свою жизнь за царя, свято хранится в народной памяти. (Достоверность этого подвига вполне подтверждается царской грамотой, где царь Михаил Романов освобождает потомство Сусанина в награду за его самоотвержение от всяких повинностей и щедро наделяет землей.)

Великое посольство от земского собора к Михаилу Федоровичу 13 марта прибыло в Кострому. На другой день утром открылось величественное зрелище. Костромское духовенство с местной чудотворной иконой Богоматери двинулось при звоне всех колоколов, в сопровождении множества народа, из собора к Ипатьевской обители. С другой стороны сюда приближалось московское посольство с чудотворной иконой Владимирской Богоматери, с крестами и хоругвями. Во главе посольства были Федорит, архиепископ рязанский, Авраамий Палицын, келарь Троицкого монастыря, бояре Шереметев и кн. Бахтеяров-Ростовский. Толпы народа теснились за ними. Раздалось священное пение. Михаил Федорович с матерью вышли из монастыря навстречу крестному ходу и смиренно пали на колени пред образами и крестами... Их просили идти в обитель, в главную Троицкую церковь, и выслушать прошение земского собора. Тогда Михаил "с великим гневом и плачем" сказал, что он вовсе и не помышляет быть государем, а инокиня Марфа прибавила, что она "не благословит сына на царство". Оба, и сын и мать, долго не хотели войти за крестами в соборную церковь, насилу послам удалось умолить их; они пошли заливаясь слезами. Отслужили молебен. Тогда архиепископ Федорит преклонился пред Михаилом и сказал ему приветствие от духовенства:

– Московского государства митрополит Кирилл Ростовский и Ярославский, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и весь освященный собор благословляют тебя, великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, Бога о тебе молят и челом тебе бьют.

Затем боярин Шереметев произнес привет от всех мирян:

Великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея России! Твои, государь, бояре, окольничие, чашники, стольники, стряпчие, дворяне московские и приказные люди, дворяне из городов, жильцы, головы стрелецкие, сотники, атаманы, казаки, стрельцы и всякие служилые люди, гости, торговые люди Московского государства и всех городов всяких чинов люди велели тебе, государь, челом ударить и о твоем государевом здравии спросить.

После этого Федорит стал читать Михаилу Федоровичу соборное послание. Тут упоминалось о пресечении на престоле московском царского корня, о злодействах изменников и поляков, желавших "попрать веру греческого закона и учинить в России проклятую латинскую веру!..". "Наконец, – говорилось далее, – Москва очищена, церкви Божий облеклись в прежнюю лепоту, по-прежнему славится в них имя Божие; но о Московском государстве пещись и Божиими людьми промышлять некому: государя у нас нет". Затем земский собор извещал Михаила о единодушном избрании его на царство, о клятве всех верою и правдою служить царю, биться за него до смерти, молил Михаила, да идет он на царство свое, и выражал пожелания, "да возвысит Бог десницу его; православная вера да будет нерушима в великом Русском царстве и сияет во всю вселенную, как под небом пресветлое солнце; а христиане да получат тишину, покой и благоденствие".

Боярин Шереметев и архиепископ Федорит затем обратились к матери Михаила Федоровича, сказали все, что было им приказано от собора, и умоляли: "Моленья и челобитья не презреть и идти с сыном на царский престол!"

Но мать и сын и слышать не хотели об этом.

– Сыну моему не быть царем! – воскликнула Марфа. – Не благословлю его; в мысли у меня того не было и в разум мой прийти не могло!

– Не хочу царствовать, и могу ли быть наследником великих царей русских! – говорил Михаил.

Долго и напрасно умоляли их послы. Марфа приводила и причины отказа; она говорила:

– Еще Михаил не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди по грехам измалодушествовались , – дав свои души (т. е. присягнув) прежним государям, не прямо служили.

– Видя такие прежним государям крестопреступления, позор, убийства и поругания, как быть на Московском государстве даже и прирожденному государю государем? Да и потому еще нельзя: Московское государство от польских и литовских людей и непостоянством русских людей вконец разорено; прежние сокровища царские, из давних лет собранные, литовские люди вывезли; дворцовые села, черные волости, пригородки и посады розданы в поместья дворянам и детям боярским и запустошены, а служилые люди бедны; и кому Бог повелит быть царем, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полнить и против недругов стоять?

Марфа, как видно, противилась избранию сына не для виду только и неспроста: она ясно понимала бедственное положение Русской земли и сознавала, как тяжко и опасно быть царем в такую пору; она боялась благословить сына на царство и вместе с тем на гибель. Кроме того, была и еще важная причина для отказа.

– Отец Михаила – Филарет, – прибавила Марфа, – теперь у короля в Литве в большом утеснении, и как сведает король, что на Московском государстве царем учинился сын его, то сейчас велит сделать над ним какое-нибудь зло, а Михаилу без благословения отца своего на Московском государстве никак быть нельзя!

Послы всячески уговаривали и мать, и сына, со слезами умоляли, челом били, чтобы соборного моленья и челобитья они не презрели, говорили, что его, Михаила Федоровича, выбрали по изволению Божию; а прежние государи – царь Борис сел на государство своим хотением, изведши царский корень; вор Гришка-расстрига по своим делам от Бога месть принял; а царя Василия избрали на царство немногие люди...

– Все это делалось, – прибавили послы, – волею Божиею да всех православных христиан грехом; во всех людях Московского государства была рознь и междоусобие; а теперь Московского государства люди наказались и пришли в соединение во всех городах... Всею землею избрали мы сына твоего, хотим за него головы класть и кровь лить. Не испытывай судеб Божиих, хоть и погибли Годуновы и Шуйский: судьбами царей воля Божия действует; ей ли противиться? Не страшись и за государя нашего митрополита Филарета: мы послали уже в Польшу и отдаем за выкуп его всех пленных поляков.

Около шести часов умоляли послы непреклонную инокиню благословить Михаила Федоровича. Духовенство с образами приблизилось к ней; послы, воины, народ поверглись пред ней на колени. Все напрасно... Она стояла, обнимая своего сына, обливая его слезами...

– Сие ли угодно вам, – заговорил наконец в горести Федорит, – нас, бедных, не пощадить и сирых оставить? И окрестные государи, и недруги, и изменники порадуются, что мы сиры и безгосударны, и святая наша вера в попрании и разорении от них будет, а мы все, православные христиане, в расхищении и пленении будем, и святым Божиим церквам будет осквернение, а многочеловечный, многособранный народ в безгосударное время погибнет, и междоусобная брань снова воздвигнется, и неповинная христианская кровь прольется... Все сие, все взыщет Бог в день Страшного и праведного суда на вас – на тебе, великой старице инокине Марфе Ивановне, и на тебе, великом государе нашем Михаиле Федоровиче. А у нас о том у всех всего великого Российского царствия всех городов, от мала и до велика, крепкий и единомысленный совет положен и крестным целованием утвержден, что мимо государя нашего Михаила Федоровича Романова на Московское государство иного никого не хотеть и не мыслить о том!..

– Аще на то будет воля Божия, – сказала она, – буди тако!

Федорит благословил Михаила; на него возложили наперсный крест, вручили ему царский посох. Отслужили литургию; запели благодарственный молебен и провозгласили многолетие царю Михаилу Федоровичу... Затем он, сидя на троне, стал принимать поздравления. Звон колоколов, радостные крики народа оглашали воздух...

Венчание Михаила Федоровича на царство

Накануне Благовещения (24 марта) в Москве была получена от посольства радостная весть. На другой день с раннего утра Кремль наполнился народом. В Успенском соборе прочтено было извещение из Костромы, отслужен благодарственный молебен и провозглашено многолетие царю Михаилу. Этот день был великим праздником для всей Москвы. 19-го марта царь, в сопровождении духовенства, всего посольства, разного звания людей, съехавшихся в Кострому, предшествуемый святыми иконами, двинулся в Москву. Мать следовала за ним. Народ повсюду выбегал навстречу царю с хлебом и солью; духовенство встречало его с иконами и крестами. Когда он подъезжал к Ярославлю, весь город вышел ему навстречу. Путь от Ярославля до Москвы длился более двух недель: царь Михаил, по русскому благочестивому обычаю, останавливался в городах, лежавших на дороге, – Ростове и Переяславле, для поклонения св. мощам, посещал монастыри. Торжественное шествие Михаила в Москву было радостным и скорбным в то же время: радовался народ, выходивший толпами навстречу своему государю, радовался и юный царь радости своего народа; но повсюду на пути кидались в глаза нищета и разорение; беспрестанно приходили к царю с жалобами люди изувеченные, измученные, ограбленные воровскими шайками... Самому царю Михаилу Федоровичу приходилось на каждом шагу терпеть лишения. В ответ на просьбу бояр скорее ехать в Москву он писал:

– Идем медленно затем, что подвод мало и служилые люди худы: стрельцы, казаки и дворовые люди многие идут пеши.

На требования царя Михаила приготовить ему и матери к их приезду хоромы в Кремле бояре отвечали, что приготовили для государя комнаты царя Ивана да Грановитую палату, а для матери его хоромы в Вознесенском монастыре... "Тех же хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли; лавок, дверей и окошек нет; надо делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть".

Путь царя Михаила Федоровича от Троицкой обители в Москву представлял трогательное зрелище: москвичи ехали, шли, бежали толпами навстречу государю, приветствовали его восторженными криками, а близ Москвы духовенство с хоругвями, с иконами и крестами и все бояре вышли навстречу. Улицы были запружены народом; многие от умиления плакали; другие громко благословляли царя... Помолившись в Успенском соборе, Михаил пошел в свои палаты. Марфа благословила его и удалилась к себе в Вознесенский монастырь.

11-го июля происходило царское венчание. Михаилу Федоровичу в этот день исполнилось семнадцать лет. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой палате. Тут он наградил боярским саном доблестного князя Дмитрия Михайловича Пожарского и своего родича князя Черкасского. (А на следующий день, в царские именины, Кузьма Минин пожалован был в думные дворяне.) Начались было споры между боярами о том, кому какое место занимать при царском венчании, но царь объявил, чтобы на это время всем быть во всяких чинах без мест.

Обряд царского венчания совершал старейший из духовных лиц – митрополит казанский Ефрем, так как после кончины патриарха Гермогена не был избран еще преемник ему.

К царю Михаилу в палату принесли "царский сан, или чин" (т. е. принадлежности царского облачения: крест, корону, скипетр, державу и пр.). Государь приложился ко кресту. Затем при звоне всех колоколов "царский сан" на золотых блюдах понесли в собор. Царский духовник благоговейно на голове нес блюдо с животворящим крестом; боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский нес скипетр, царский казначей – державу, а корону, шапку Мономаха, – царский дядя Иван Никитич Романов. В соборе все было благоговейно положено на богато убранный стол (налой) пред царскими вратами.

Когда было все готово, царь в сопровождении многих бояр и стольников отправился во храм. Стрельцы, поставленные в два ряда, ограждали царский путь. Впереди всех шел священник и кропил путь святой водою. Царь Михаил вступил в собор, пол которого был устлан бархатом и парчами. Посреди церкви был устроен помост (чертожное место) о двенадцати ступеньках, обитых красным сукном; на нем был поставлен престол для царя и стул для митрополита. В собор был допущен народ. Окольничие и стольники устанавливали пришедших и увещевали их "стоять с молчанием, кротостью и вниманием".

По приходе царя Михаила Федоровича в собор ему пропели многолетие. Царь молился пред образами и прикладывался к ним. Начался молебен. Затем митрополит Ефрем возвел царя на "великое место", т. е. на помост к трону. Водворилась полнейшая тишина, и Михаил, стоя у трона, держал речь к митрополиту. Упомянув о том, что царь Федор "бесчаден" оставил царство, что избранные после того цари скончались, а Василий от царства отказался, о том, что его, Михаила Романова, избрали в цари всем собором Русской земли, – царь закончил свою речь следующими словами:

– По Божией милости и по данной вам благодати Святого Духа и по вашему и всяких чинов Московского государства избранию, богомольцы наши, благословите и венчайте нас на наши великие государства царским венцом по прежнему царскому чину и достоянию.

В ответ на эти слова митрополит напомнил о бедствиях Русской земли в безгосударное время, об избавлении ее от врагов, об избрании Михаила Федоровича Романова и молил Бога, да умножит Он лета царя, покорит ему всех врагов, вселит в сердце царя страх Свой и милость к послушным, чтобы судил он людей своих праведно и пр.; в заключение митрополит сказал:

– Прими же, государь, превысочайшую честь и вышехвальную славу, венец царствия на главу свою, венец, который взыскал от древних лет прародитель твой, Владимир Мономах. Да процветет нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царства!

Сказав это, митрополит возложил крест на царя Михаила и, держа руки на его голове, прочел молитву; затем надел на него бармы (оплечья) и царский венец. Михаил Федорович сел после этого на трон, и митрополит подал ему в правую руку скипетр, а в левую – державу. Провозглашено было многолетие "боговенчанному поставленному государю". Духовные сановники и бояре кланялись царю "ниже пояса" и поздравляли его. Митрополит сказал царю поучение.

– Не приемли, государь, – говорил между прочим архипастырь, – языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя... Подобает тебе мудрым быть или мудрым последовать, на них же, яко на престоле, Бог почивает. Не блага мира сего, но добродетель украшает царей. Не презирай низших тебя: над самим тобою есть Царь, и если Он о всех печется, ты ли о ком не радеть будешь?! Возмогай же, государь, возмогай, да когда придет час суда твоего, ты возможешь стать безбоязненно пред Господом и сказать: "Се я, Господи, и люди Твои, которые Ты дал мне", – сказать и услышать глас Царя и Бога твоего: "Благий рабе, царю российский Михаиле, вмале ты был мне верен, над многим поставлю тебя!"

Затем митрополит благословил царя животворящим крестом и громко молился: "Да умножит Господь лета царствия царя Михаила; да узрит он сыны сынов своих; да возвысится десница его над врагами и устроится царство его и потомство его мирно и вечно!"

В полном царском облачении Михаил Федорович слушал затем литургию, во время которой митрополит совершил над ним миропомазание; затем причастил его и поднес просфору. После обедни царь пригласил митрополита и всех духовных, бывших в церкви, к себе, "хлеба ести".

Затем "боговенчанный царь" во всем своем блистающем облачении заходил в Архангельский собор поклониться гробницам прежних царей. При выходе царя Михаила из соборов и на площадке дворцовой лестницы, по принятому обычаю, его осыпали золотыми и серебряными деньгами...

В этот день в государевых палатах был богатый пир. Колокольный звон гудел во всех церквах, веселье и народная гульба длились три дня.

Особенных милостей и льгот народу при вступлении на престол Михаил Федорович не мог дать: казна была пуста!..

Последствия Смуты в России

Такого плачевного положения, в каком застал Русскую землю юный Михаил Федорович Романов, вступая на престол, не терпела она со времен первых татарских погромов. Враги беспощадно терзали ее и по окраинам, и внутри.

На западе шла война с поляками и шведами; в руках их было уже немало русских земель. Польша все еще надеялась посадить своего королевича на русский престол; шведский король прочил на него своего брата; на юго-востоке казацкая вольница, волнуемая Заруцким, провозглашала царем маленького сына Марины... (Даже одно время германский император пытался, нельзя ли своего брата как-нибудь пристроить на московский престол...) Врагов и соперников у Михаила Федоровича было вдоволь, а средств для борьбы с ними и союзников никаких!

Внутри государства повсюду рыскали шайки лихих людей, разбойников, казаков, которые грабили все, что попадалось им под руку, выжигали деревни, беспощадно мучили, увечили и убивали жителей, вымогая от них последние крохи уцелевшего достояния. На местах прежних поселков встречались только пепелища; множество городов было выжжено дотла; Москва в начале царствования Михаила Федоровича Романова лежала в развалинах. Бесчисленные шайки разбойников были настоящей язвой Русской земли: не только сельчан, но и горожан держали они в постоянной тревоге, в томительном страхе... Промыслы и торговля совсем упали. Крестьяне во многих местах не могли даже собрать хлеба с полей и умирали с голоду. Крайняя, безысходная нищета давила народ. Одни теряли всякую бодрость, опускались, обращались в бродяг, нищих, ходили побираться по миру; другие начинали промышлять воровством, лихим делом, приставали к разбойничьим шайкам... Служилые люди и бояре тоже совсем обнищали. Обеднели они и духом. В Смутное время, при вечной тревоге, шатости, насилиях, беззаконии и смене правительств, люди все больше и больше теряли чувства справедливости и чести, привыкали заботиться только о самих себе, мельчали духом, "измалодушествовались", как метко выразилась инокиня Марфа. Трудно было правительству царя Михаила Федоровича найти хороших, честных помощников: должностные лица бессовестно пользовались своею властью, теснили подчиненных, вымогали подачки, высасывали последние соки из народа.

Юного царя Михаила, который нуждался в опытных и честных советниках и руководителях, к сожалению, окружили люди лживые и корыстолюбивые; особенной силой из них пользовались Салтыковы, родичи матери царя... Царь Михаил был добр и разумен, но особенной склонности к управлению не выказывал, да и был еще в ту пору слишком молод. Приближенные его могли довольно свободно действовать его именем. Любопытно замечание одного современника-иностранца о положении России того времени:

"Царь (русский) подобен солнцу, часть которого покрыта облаками, так что земля московская не может получить ни теплоты, ни света... Все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие дельцы приказные – алчные волки, все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к нему нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать в приказ без огромных денег; и тогда еще неизвестно, чем кончится дело: будет ли оно задержано или пущено в ход".

Конечно, иностранец представляет дело слишком мрачно, преувеличивает зло, но все же оно было велико, если так бросалось в глаза даже и постороннему наблюдателю.

Несмотря на молодость и неопытность царя, несмотря на недостатки лиц, управлявших его именем, Михаил Федорович Романов был как царь силен, – силен любовью народной. Народ видел в царе оплот против страшного безначалия и смуты; а царь видел в народе, возведшем его на престол, твердую опору для себя. Связь между царем и народом была крепка; в этом заключалась и сила, и спасение Русской земли. Михаил Федорович и его советники это вполне понимали и в самых важных делах призывали на совет в земскую думу выборных всей земли.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами. Картина А. Рябушкина, 1893

Денег, денег и денег – вот чего требовали прежде всего от московского правительства со всех сторон. Война поглощала страшно много средств. Только что вступил на престол царь, как к нему посыпались отовсюду просьбы, жалобы, мольбы, особенно от служилых людей. Одни просили помощи, выставляя на вид, что они проливали кровь за Московское государство, а поместья и вотчины их вконец разорены, запустели, никаких доходов не дают; что у них ни платья, ни оружия нет и службу государеву не на что править. Другие требовали денег, хлеба, сукон и прямо заявляли, что нищета вынудит их грабить по большим дорогам... Некоторые служилые казаки, не получая жалованья, действительно отбивались от царской службы и шли воровать и разбойничать.

От царя Михаила и от собора повсюду рассылались указы – сбирать как можно скорее и вернее всякие подати, пошлины и недоимки. Правительство умоляло всех зажиточных людей в городах и монастырях дать взаймы казне все, что могут: денег, хлеба, сукон и всяких других запасов. Сам царь писал богатым купцам Строгановым, упрашивал их, кроме податей и пошлин, дать взаймы, "для христианского покою и тишины, денег, хлеба, рыбы, соли, сукон и всяких товаров, что можно дать ратным людям". Духовенство от имени всего собора тоже умоляло Строгановых помочь казне.

"Ратные люди, – говорится в грамоте от духовенства, – великому государю бьют челом беспрестанно, а к нам, царским богомольцам и к боярам, приходят с великим шумом и плачем каждый день, что они от многих служб и от разоренья польских и литовских людей бедны и служить не могут; на службе им есть нечего, и потому многие из них по дорогам ездят, от бедности грабят, побивают, а унять их никакими мерами, не пожаловав, нельзя; если только им не будет царского денежного и хлебного жалованья, то все они от бедности поневоле станут воровать и грабить, разбивать и побивать..."

Царю Михаилу надо было во что бы то ни стало собрать казну; но как собрать? Не только народ был в нищете, но и торговые люди, и монастыри жаловались на разоренье от литовских людей, просили всяких милостей и льгот. Даже иностранные купцы и те плакались на разоренье и тоже просили льгот, и правительство, чтобы усилить торговлю, исполняло их просьбы. Сборщики податей под видом казенных поборов нередко брали лихву, притесняли темный народ, грабили еще пуще воровских шаек, злобили его. В иных отдаленных от Москвы городах выказывалось даже явное сопротивление сборщикам. На Белоозере, например, посадские люди не хотели платить податей, и когда воеводы велели поставить их на правеж, они начали звонить в набат и хотели воевод побить... После таких случаев сборщикам пришлось ходить по селениям с вооруженными отрядами.

В довершение всего ногаи в это время переправились через Оку и опустошили многие земли. Из Рязани архиепископ, духовенство, дворяне и дети боярские били челом царю: "Начали приходить татары часто и досталь домишки наши выжгли, людишек и крестьянишек наших остальных перехватали и самих многих нашу братию... взяли и побили..."

В это же время пришла весть из Казани, что там замышлял поднять служилых людей против Михаила Федоровича воевода Шульгин. Его успели вовремя захватить и сослали в Сибирь.

Вот в каком печальном положении было московское правительство, когда со всех сторон, извне и изнутри, грозила беда государству.

Иван Заруцкий и Марина Мнишек

Первые шесть лет царствования Михаила Федоровича Романова пришлось напрягать все силы на борьбу с внешними и внутренними врагами. К счастью, поляки вели войну довольно вяло, нерешительно. Благодаря этому русским удалось управиться с внутренними врагами.

Заруцкий всеми способами старался поднять на Москву казацкую вольницу на Дону, Волге и Яике (Урале); он хотел посадить на престол малолетнего Ивана, сына Марины, и его именем управлять государством. Против Заруцкого выслана была царская рать под начальством кн. Одоевского. Из Москвы отправлены были казакам на Дон и Волгу увещательные грамоты от царя, от духовенства и бояр, посылалось и жалованье деньгами, сукнами, вином, чтобы казаки, "видя к себе царскую милость, великому государю служили и на изменников стояли". Отправлены были две грамоты от царя и духовенства даже к самому Заруцкому: Михаил Федорович обещал ему помилование в случае покорности; духовенство грозило проклятием за ослушание царской грамоте. Эти меры не действовали. Заруцкий засел в Астрахани, завел сношение с Персией, прося помощи; но своими жестокостями и неправдами он возбудил против себя астраханцев. Между казаками тоже было много недоброхотов "вору с ворухою и воренком", как называли Заруцкого с Мариной и ее сыном их недруги. Когда стрелецкий голова Хохлов с небольшим отрядом подступил к Астрахани, Заруцкий бежал вверх по Волге; Хохлов нагнал его и разбил; не удалось ему спастись даже и бегством: через несколько дней он попался в руки отряда, посланного вдогонку (25 июня 1614 г.). Пленников с большим конвоем отправили в Москву. Заруцкого и сына Марины казнили смертью, а Марина посажена в тюрьму, где и умерла. Кое-как удалось успокоить Астрахань и юго-восточный край.

Борьба с ворами после Смуты

Больших усилий стоила Михаилу Федоровичу борьба с воровскими шайками, терзавшими повсюду Русскую землю; почти ни одной области не было, которая не страдала бы от них. Таких мук, какие терпела тогда Русская земля, по словам летописца, не бывало и в древние времена. Беспрерывно шли от воевод ужасные вести в Москву. "Крестьян жженых видели мы, – доносили из одного места, – больше семидесяти человек да мертвых больше сорока мужиков и женок, которые померли от мученья и пыток, кроме замерзших..." "Пришли к нам в уезд воры-казаки, – писал из другого места воевода к царю, – православных христиан побивают и жгут, разными муками мучают, денежных доходов и хлебных запасов собирать не дают..."

Сам царь Михаил со слов воевод жалуется, что "собранную денежную казну в Москву от воровства их (разбойников) провезти нельзя".

Действия этих воровских шаек доходили часто до возмутительного зверства. Одичалые и освирепевшие среди постоянных разбоев и душегубства злодеи нередко тешились мучением своих жертв: у иных из разбойников было обычною забавою набивать людям рот, уши, нос порохом и зажигать...

Разбойничьи шайки были часто очень многочисленны; так, например, ватага, что разбойничала на севере около Архангельска и Холмогор, была до 7 000 человек. Воеводы из этих мест доносили царю Михаилу, что во всем краю, по реке Онеге и Ваге, церкви Божий поруганы, скот выбит, деревни выжжены; на Онеге насчитали 2 325 трупов замученных людей, и некому было похоронить их; множество было изуродованных; многие жители разбежались по лесам и перемерзли... С такими громадными разбойничьими шайками правительству приходилось вести настоящую войну, и притом очень трудную: разбойники, конечно, избегали настоящего боя и встречи с воинскими отрядами; нападали невзначай: пограбят, пожгут, перебьют народ в одном селе и исчезнут; явятся ратные люди на место погрома – а злодеи свирепствуют уже за десятки верст от них; ратные люди спешат туда – а там только избы догорают да валяются трупы перебитых людей, а те, которые спаслись, со страху разбежались, по лесам прячутся, и спросить не у кого, в какую сторону пошли злодеи, сиди да жди новых вестей. Нелегко было осилить бесчисленные бродячие воровские шайки; но еще труднее было изловить их на широком просторе Русской земли, в ее дремучих лесах. В это же время в Вологде свирепствовал сибирский царевич Араслан, – грабил жителей, мучил их и беспощадно вешал; в Казанском крае поднялись черемисы и татары, переняли дорогу меж Нижним и Казанью, захватывали людей в плен...

В сентяб ре 1614 года на созванном царём Михаилом Федоровичем земском соборе обсуждали, как прекратить все эти беды. Попробовали действовать уговором, – обещали прощение и даже царское жалованье тем, которые отстанут от воров и пойдут на царскую службу против шведов, а крепостным людям, если они раскаются, обещана свобода. Немногие поддавались обещаниям и шли на службу, да и то иные только по виду каялись, а потом при случае снова начинали воровать. Тогда царь приказал боярину Лыкову "промышлять над казаками" ратной силой. Лыкову удалось во многих местах разбить их шайки.

Огромное скопище воровских казаков двинулось под предводительством атамана Баловня к Москве; они выставляли на вид, что идут бить челом царю Михаилу и хотят служить ему, но умысел был у них другой: они задумали, как видно, произвести большой грабеж под самой столицей, где было тогда мало ратной силы. Когда начали им делать перепись, а к Москве подошла рать и стала близ воровского скопища, оно обратилось в бегство. Воеводы Лыков и Измайлов преследовали воров, несколько раз побивали, наконец в Малоярославском уезде на реке Луже настигли главную толпу и окончательно разбили ее: многих убили, а 3256 человек, которые умоляли о помиловании, привели в Москву. Всех их простили и послали на службу, только Баловня повесили. Таким образом кое-как управились с большими скопищами разбойников; но все-таки государство долго не могло успокоиться, и беспрестанно слышались с разных концов его жалобы на грабежи и воровство...

Кроме татар, черемисов и разбойничьих казацких шаек, приходилось в начале царствования Михаила Романова справляться с летучими отрядами Лисовского. Этот смелый наездник начал свои набеги на русские области, как известно, при втором самозванце. Он набрал себе ватагу лихих головорезов, более всего из польских и литовских шляхтичей, и скоро прославился своими смелыми наездами. Его конные отряды, быстро переносясь с места на место, наводили ужас на всю область, где появлялись. Угнаться за лисовчиками , как звали их, не было возможности: они делали в день переходы во сто и более верст, коней не жалели – усталых и заморенных кидали на пути, хватали по встречным деревням и усадьбам свежих и неслись дальше, оставляя на пути лишь пепелища ограбленных и выжженных деревень и городов; бесчеловечной жестокости творили они не меньше, чем воровские шайки. Знаменитый Пожарский, которого отрядили против Лисовского, гонялся за ним сначала в северской земле долго и безуспешно, наконец встретился с ним под Орлом; но решительной битвы тут не произошло; Лисовский отступил под Кромы; Пожарский за ним; Лисовский – к Болхову, потом – к Белеву, к Лихвину, с необычайной быстротой переносился от города к городу, нападая невзначай, истребляя все на пути. Пожарский, утомившись беспрерывной погоней и тревогой, заболел в Калуге. Пользуясь этим, Лисовский пронесся по русским областям на север, прорвался между Ярославлем и Костромою, стал громить окрестности Суздаля, натворил бед в Рязанской области, прошел между Тулой и Серпуховом. Тщетно гонялись за ним воеводы царя Михаила; только под Алексином встретило его царское войско, но большого вреда ему не причинило.

Много бед еще натворил бы Лисовский Русской земле; но в следующем году он нечаянно упал с коня и лишился жизни. Хотя "лисовчики" продолжали свои набеги, но таких изумительных по смелости и губительных налетов, как при Лисовском, уже не было. Не меньше беды Русской земле в начале царствования Михаила Романова причиняли днепровские казаки, черкасы , как их называли в Москве: они тоже отдельными ватагами заезжали даже на дальний север и разбойничали не хуже "лисовчиков" и других воровских шаек.

Финансовая нужда после Смуты

Правительство царя Михаила Федоровича крайне затруднялось, где взять денег на продолжение борьбы с врагами, на очищение земли от воров. К воеводам посылался из Москвы приказ за приказом собирать во что бы то ни стало положенные сборы с каждого двора по городам, с каждой сохи по волостям... Но что было взять с обнищалого народа?.. Воеводы и приказные люди прибегали к правежу, мучили народ; в иных местах сборщикам приходилось водить за собой ратных людей, чтобы подавлять сопротивление... Но, несмотря на все меры, чаще всего приходилось воеводам доносить в Москву, что с их городов и волостей нечего взять .

В 1616 году был созван царём Михаилом земский собор. Велено было выбрать лучших уездных посадских и волостных людей для "великого государева земского дела на совет". Здесь было постановлено взять со всех торговых людей пятую деньгу с имущества (т. е. пятую часть его), а с волостей по 120 рублей с сохи; со Строгановых, сверх положенного, взять еще 40 тысяч рублей.

"Не пожалейте, – писал сам царь Михаил Строгановым, – хоть и себя приведете в скудость. Рассудите сами: если от польских и литовских людей будет конечное разорение Российскому государству и нашей истинной вере, то в те поры и у вас, и у всех православных христиан животов и домов совсем не будет".

Правительство Михаила Федоровича думало было усилить доходы государства казенною продажею спиртных напитков, приказывало повсюду строить кабаки, курить вино, запрещая продавать его посадским и служилым людям; но при крайней бедности народа это не только не увеличило доходов, а вредило им: народ пропивал последние гроши и еще менее мог платить прямые налоги... Стесненное до крайности в денежных средствах правительство Михаила Романова обращалось даже к иностранным государствам – Англии и Голландии, с просьбою ссудить его деньгами.

В конце 1612 г. в Москве собрался Земский собор. Вопрос о выборе нового царя обсуждался около двух месяцев. Собор отверг все кандидатуры иноземцев на престол. В итоге остановились на кандидатуре Михаила Романова .

В итоге, в России установилась династия Романовых, которая правила в стране 300 лет (до 1917 г.).

  • Во-первых, Михаил Романов был непричастен к событиям Смуты .
  • Во-вторых, он имел родовые свя-зи с прежней династией Рюриковичей, являлся род-ственником царя Фёдора Ивановича (по материн-ской линии). Первая жена Ивана Грозного — Анаста-сия — была матерью царя Фёдора. Она происходила из рода Романовых.
  • В-третьих, Михаил был сыном Филарета Романова, который пострадал от Годунова (был насильно пострижен в монахи) и, кроме того, находился в плену у «Тушинского вора », а, следова-тельно, пострадал и от него.
  • В-четвертых, Михаил был молод, ему исполнилось 16 лет, и он имел «тихий нрав». Существует предание, что один из бояр сказал: «Выберем Мишку Романова, он молод и ещё не мудрён, во всем поваден (по-слушен) нам будет».

Русский историк В. О. Ключевский выдвигал такие причины из-брания Михаила: «Михаила вынесла... фамильная популярность. Но всего больше помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Фёдора, природного, наследственного царя. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте».

Избрав царя, народные представители не оставили его наедине с боярским властолюбием и огромными проблемами восстановле-ния страны. Земский собор постоянно поддерживал царя. Его уча-стники избирались на трёхлетний срок. Они почти без перерывов работали девять лет (три созыва).

Иван Сусанин

Едва обретя нового царя, Россия чуть было его не потеряла. Согласно ряду источников, польский отряд был послан в Костро-му, чтобы захватить нового московского царя и убить его. Однако местный крестьянин Иван Сусанин , вызвавшись проводить поля-ков в вотчину Романовых, завёл их в глухие леса. Тем временем предупреждённый доброхотами Михаил успел перебраться в Костро-му, под защиту высоких стен Ипатьевского монастыря. За спасение царя Сусанин заплатил жизнью .

Историки давно спорят о достоверности этого события. Но в па-мяти народа образ костромского крестьянина Ивана Сусанина стал символом героического самопожертвования во имя Отечества.

Минин и Пожарский при Романове

Минин Кузьма Захарьев (по прозвищу Сухорук), посадский человек , зем-ский староста из Нижнего Новгорода при Михаиле Романове, стал думным дворянином. Умер в 1616 г.

При царе Борисе Годунове Дмитрий Михайлович Пожарский имел при-дворный чин стольника, при Василии Шуйском был воеводой в городе Зарайске. Храбро сражался против Лжедмитрия I I, участвовал в первом опол-чении в боях против поляков в Москве. При царе Михаиле Романове получил боярский чин, возглавлял важные приказы, был воеводой в Новгороде. Умер в 1642 г. и похоронен в Суздале, на территории Спаса-Ефимиева монастыря.

Начало царственного Дома Романовых

Как известно, смена династий была вызвана пресечением правящей ветви Рюриковичей в потомстве Ивана Грозного. Проблемы престолонаследия породили глубокий социально-политический кризис, сопровождавшийся вмешательством иноземцев. Среди претендентов на престол были представители из разных социальных слоев, были и иностранные кандидаты из числа «природных» династий. Царями становились то потомки Рюриковичей (Василий Шуйский, 1606-1610гг.), то выходцы из среды нетитулованного боярства (Борис Годунов, 1598-1605 гг.), то самозванцы (Лжедмитрий I, 1605-1606гг.; Лжедмитрий II, 1607-1610 гг.).

В 1613 году на Земском соборе на царский престол был избран 16-летний Михаил Фёдорович , а в его лице утвердилась, новая правящая династия («Дом Романовых»), которая правила Россией до 1917 года.


К предыдущей правящей династии Михаил имел весьма опосредованное отношение - всего лишь приходясь внучатым племянником любимой жене Ивана IV, Анастасии. Тем не менее, выбирать было особо не из кого, а потому был посажен на царство боярин Михаил Романов.


Положение Михаила Федоровича некоторое время оставалось неопределенным. Однако постепенно он стал символом национального и государственного возрождения, легитимным монархом, вокруг которого объединились различные социальные слои.

Обстановка внутри страны была сложной. Разоренной стране не хватало собственных средств для борьбы с врагами. Наибольшую опасность для России представляла Польша. Король Сигизмунд III и его сын Владислав не забыли о том, что московский престол был почти у них в руках. В любой момент можно было ожидать их новых попыток захватить Москву. Кроме того, у поляков оставалось много русских пленных, в том числе отец Михаила Филарет.

Т.к. царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, то до 1619 года страной правила великая старица Марфа, мать Михаила Федоровича . Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки отца царя, также носившего титул Великого государя. Возвращение Филарета из польского плена было как нельзя кстати. Дело в том, что хотя родственники и оказывали Михаилу помощь в управлении страной, они все больше и больше злоупотребляли своей властью. Ко времени приезда Филарета родственный круг Романовых не только вполне сформировался, но и требовал некоторого обуздания своего самоуправства и распущенности. Только Филарет как старший в семье мог навести порядок при дворе. И, судя по отзывам современников, он это сделал. Многие лица, ранее приближенные к царю, были отправлены в ссылку, откуда вернулись только после смерти Филарета.

После смерти Филарета (1633) Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц-свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И. Б. Черкасский, боярин Ф. И. Шереметев).

Внешняя политика Михаила Фёдоровича была неоднозначна, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое-чего добилась. С одной стороны, были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617 , по которому России были возвращены Новгородские земли в обмен на всё побережье Балтийского моря - Ижорскую землю и город Корела). Однако подписание этого договора не было ошибкой правительства Михаила - вести дальнейшие военные действия со Швецией Россия не имела сил. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14,5 лет. Его условия были крайне тяжелыми для Русского государства: поляки возвратили русским отца царя митрополита Филарета и других бояр, но оставили за собой Смоленск - важнейшую русскую крепость на западной границе и черниговские, новгород-северские земли с 29 городами. Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от претензий на русский престол. Таким образом, Россия потеряла значительные территории, но независимость России Романовы отстояли.

С другой стороны, активно осваивалась Сибирь, которая приносила казне России 1/3 всех доходов (за счёт продажи за границу сибирской пушнины). К России были присоединины нижний Урал (Яицкие казаки), Прибайкалье, Якутия и Чукотка, появился выход к Тихому океану. Особое покровительство оказывалось рудному делу. Царь неоднократно выписывал из-за границы специалистов для поиска полезных ископаемых. Это позволило Романовым вывести страну из глубочайшего политического и экономического кризиса.


Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя. Главной внутриполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В правлении Михаила Фёдоровича и его отца были преодолены тяжелейшие последствия Смутного времени, восстановлено нормальное хозяйство и торговля (на это понадобилось почти 30 лет). В 1632 году с разрешения Михаила Фёдоровича начали строиться первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1624 году Михаила Фёдоровича насильно женят на княжне Марии Долгоруковой, которая через 5 месяцев умерла от неизвестной болезни.

В 1626 году, по итогам смотрин, царь Михаил женился на дочери можайского дворянина Евдокии Стрешневой . Царица Евдокия родила царю 10 детей (в том числе будущего царя Алексея Михайловича).

Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца, обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства.

В истории Михаил Федорович остался как спокойный, мирный монарх, легко поддающийся влиянию своего окружения, за что и получил прозвище - Кроткий . Он был религиозным человеком, как и его отец, и для них естественным было жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение установленных обрядов, поездки на богомолье.

Обычно все успехи царствования Михаила Федоровича относят на счёт энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих.

При Михаиле укрепленилась царская власть, о чём свидетельствует новая государственная печать. В ней к титулу царя было добавлено слово «самодержец», а над головами двуглавого орла появились короны. Россия за годы управления первого царя из дома Романовых возродилась из руин, обрела силу и мощь, покончив с последствиями Смуты. Правительство Михаила смогло не только вывести страну из кризиса, но и укрепить ее, создав условия для дальнейшего более быстрого развития.

Михаил Фёдорович скончался 13 (23) июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. После его смерти престол перешёл к его сыну Алексею Михайловичу, по прозвищу Тишайшему (царствование 1645 - 1676).

Сергей Шуляк

Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru