Творческий процесс связанный с прогнозированием. Понятие творчества

Способность. Простое определение состоит в том, что творчество это способность придумать или изобрести нечто новое. Как мы увидим ниже, творчество, не способность создать что-то из ничего (только Бог может сделать это), а способность генерировать новые идеи, комбинируя, изменяя или повторно используя существующие. Некоторые творческие идеи удивительные и блестящие, в то же время другие лишь простые, полезные, практичные идеи, о которых еще ни кто не думал.

Верите или нет, каждый имеет существенные творческие способности. Достаточно посмотреть, насколько творчески развиты дети. У взрослых, творчество зачастую было подавлено в процессе образования, но оно все еще существует и может быть снова пробуждено. Часто, все, что нужно для того, что бы быть творческим — это поставить себе задачу в творчестве и уделить ей время.

Позиция. Творчество это также позиция: способность воспринимать изменения и новизну, готовность играть с идеями и возможностями, гибкость мировоззрения, привычка пользоваться хорошим, и в то же время непрерывный процесс поиска путей к улучшению. Мы приучены принимать лишь небольшое число разрешенных или обычных вещей, например, покрытую шоколадом клубнику. Творческий человек понимает, что существуют и другие возможности, как например арахисовое масло и банановые бутерброды или покрытый шоколадом чернослив.

Процесс. Творческие люди трудятся и постоянно совершенствуют идеи и решения, путем постепенной переделки и улучшения своих произведений. Вопреки мифам вокруг творчества, очень и очень мало работ, творчески превосходных, были созданы одним блестящим росчерком или неистово быстрой деятельностью. Намного ближе к реальной правде — истории компаний, которые должны были убрать изобретение от изобретателя, чтобы продать его, потому что изобретатель не прекращает подстраивать и оттачивать свое детище, всегда стремясь сделать его немного лучше.

Творческий человек знает, что всегда есть место для улучшения.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

По иронии — и в укор современной когнитивной науке — за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

  1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
  2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
  3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.
  4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии.» Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

ПОДГОТОВКА

Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении.
Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

ИНКУБАЦИЯ

Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом» Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

ПРОВЕРКА

Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Творческий процесс – это процесс, в котором главная направленность сознания и фантазии человека идет на создание или усовершенствование чего-либо. На самом деле, это любое ежедневное деяние человека, в большей или меньшей степени важности. Как по мне, самой большой особенностью творческого мышления есть его формирование и развитие, на этом я больше всего и хотела бы сконцентрировать внимание. Но про особенности позже.

Главной чертой творчества есть его уникальность, ведь именно из-за неё мы и называем это «творчеством», а никак по-другому. Уникальность дарит новое, необычное – главное в творчестве. Если брать в пример данное эссе – оно является кое-каким, но проявлением творчества. Но само творчество проявляется не только в письме, но и в многих других разновидностях, таких как: музыка, художественное творчество, научное (изобретательское) и много других.

И правда же, как часто интересует вопрос, что было основой идеи для созидателя? Что является основой творческого процесса? В этом есть некая загадка творческого процесса.

У всех этих разновидностях есть одно общее, создание творческих «предметов» непосредственно зависит от внутреннего мира создающего. Чаще всего, создание можно описать как «поток» маленьких частиц, которые собираются в единое целое и в последствии создают, творят, созидают.

Были ученые, которые пытались делить творческий этап на этапы или же стадии, но как по мне, такое деление имеет только приблизительную суть. Вот, опять-таки, пример написания этого эссе – оно, честно, не имело тех этапов (Этапы по Уоллесу : подготовка, инкубация, озарение, проверка). Просто потому что, был интерес в написании, он просто вытеснил все эти 4 этапа. Так же, есть и много других вариаций, но разве это не просто условность?

Я считаю, что это для тех людей, которым всегда нужен ответ.
Но откуда берется этот «поток» ?
Как формируется подобный процесс?

Конечно, никому не секрет, что творческий процесс – это плод бессознательного, которое, в свою очередь есть совокупностью и опыта (который включает множество подпунктов), и умений, навыков, психологических состояний созидателя, и, конечно же, вкусов. Может быть, правда, и интеллектуальный толчок, например, человек желающий создать, что-то новое и оригинальное изучает всё, что на данный момент создано и ищет с помощью рационального мышления то, что покажется тем новым.

Но, всё-таки, в большинстве случаев – это то «нечто», что скрывается где-то внутри человека и которое вырывается, подобно вулкану с недр, в моменты вдохновения, чувствительном пике. Именно оно, вдохновение (бессознательный порыв) играет одну с главных ролей в формировании творческого процесса.

Так же, толчком к желанию творить в человеке могут играть социальные причины, такие как желание получить славу, желание остаться в памяти, желание обратить на себя внимание или…желание найти себя, желание убежать от реального мира. Творчество может быть ответом на вопросы, а может быть и бесконечным поиском – разве это не особенность? Творчество может стать глубоким безлюдным убежищем, но и одновременно быть общекультурным популярным произведением.

В каждом человеке есть часть творчества, но, к сожалению, не все могут открыть в себе ту часть своего внутреннего мира. Оно ведь может проявляться не только в культурной среде, а и в обычных вещах, даже в быту. Бывает такое, что люди сами отталкивают свои творческие порывы из-за неуверенности, безверии к себе. Строить цели, мечты и со временем воплощать их, формировать сущность свою, формировать в себе человека – разве это не творчество?

По сути, проживание жизни – это элементарный пример творческого процесса, как человек находит выход с разных ситуаций, подстраивается под «переменное». Наверное, каждый день человек попадает в такую ситуацию, где открываются его творческие способности, пусть может и не достаточно хороши.

Особенным видом творческого процесса есть «критическое мышление». Критическое мышление – способность видеть вещи в разных ракурсах или же разных вариациях. Такой навык полезен, скорее всего, во всей деятельности человека, так как он есть основой движения вперед, развитием.

Если брать творчество как отображение внутреннего мира человека – то мы никогда его не поймем, будем всегда витать близко, стараться придумать объяснение, которое будет граничить с нашим восприятием. Вот в этом примере, можно проследить двузначность современного «творческого мышления». Фраза «мы никогда не поймем» и сказанное до неё – отображение творчества человека, дальше понимание этой фразы, поиск её значимости или абсурдности есть так же творческим процессом, соответственно исход – критика или одобрение есть общим исходом творческого мышления.

Фактически, можно сказать, что творческий процесс есть типичным для человека в большинстве ситуациях. Но это не так, изначально можно было добавить (ещё в термин), что у человека есть так званая «грань» мышления. Шопенгауэр это называл «однобокость» мышления, суть такого мышления было направлено на восприятия мира, вещей только с помощью здравого смысла (он же и есть той самой «однобокостью»). В таком случае, творческое мышление теряет свою значимость и притупляется в сознании человека.

Всё выше перечисленное есть особенностями творческого процесса , сам этот процесс изначально есть особенным. Особенным есть написание эссе и особенным будет чтение его и проверка.

Тут возникает вопрос, есть ли восприятие творческим процессом? Тут мнения могут расходиться категорически, так как главная идея творческого – это создание или усовершенствование. Но, при восприятии, какое оно не было, наше сознание создает некий «образ» (под образом я имела ввиду картинку бессознательного, это может быть и мнение). Пусть образ будет иметь положительную или негативную оценку, но он создается соответственно индивидуальным уникальным потокам человека.

англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение "как-то само" возникает в их сознании и что им остается только записать "услышанное" или "увиденное". Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта "озарения" издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят 1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время развивается 2-я стадия Т. п. - созревание (incubation). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует 3-я стадия - озарение (инсайт), за которой идет 4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени "творческая" задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс "озарения" нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. "озарения", как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, "раскручивают" мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С т. зр. теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной "заторможенности", но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов "понимать" и "порождать" м. б. связан со след. рассуждениями. Термин "понимать" подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово "формировать" в данном контексте используется в смысле "формировать по инструкциям". "Человек понимающий" должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, напр, вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

"Человек творящий", напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие "прыжки" мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов "порождения" и "понимания" выявляется определенный парадокс. Характерная особенность "человека понимающего" состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее "человеком творческим". Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).

1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур "усеченного", неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.

2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. Явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась "удачная" система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность. (В. М. Кроль.)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят 1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время развивается 2-я стадия Т. п. - созревание (incubation). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует 3-я стадия - озарение (инсайт), за которой идет 4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С т. зр. теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» м. б. связан со след. рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, напр. вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).
1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.
2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.
3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).
4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность. (В. М. Кроль.)

Смотреть больше слов в «

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Е.М. Рендакова

Сегодняшний мир, его хрупкое равновесие зависит от многих составляющих, среди которых весьма значимой является обращение человека к своему природному естеству, к возможности жить среди людей созидающих, творящих.

Сегодня, как никогда, важно понять, что мы можем изменить в мире в лучшую сторону, как мы можем измениться сами. В связи с этим одна из главных проблем это проблема самоопределения человека, проблема возможности движения в творчестве. Отсюда важно осознать процессуальную сторону творчества, а также то, что является его первоосновой.

Творческий процесс это переход от одной творческой сущности к другой, от одного состояния к другому; это движение в творческом пространстве мыследеятельности, способствующее развитию личности.

Творческий процесс это процесс преобразования, созидания, позитивного изменения человека и человечества.

Среди принципов, которые являются первоосновой творческого процесса, мы выделяем следующие.

Принцип пассионарности Л. Н. Гумилёв считал, что открытие биохимической энергии живого вещества, сделанное В.И. Вернадским, можно распространить и на людей, которые тоже являются частью биосферы. Исследователь пишет о том, что схема этногенеза как дискретного процесса предполагает внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за их пределы, потерю сложности этнической системой и либо распыление особей, её составляющих, либо превращение их в реликт.

Чтобы интерпретировать данное положение, Л. Н. Гумилёв использует следующее сравнение: «Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается сначала на преодоление инерции покоя, а затем на движение шара, которое будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по ровному месту или наткнётся на препятствия, или свалится в яму и т. д., но сколько бы раз мы ни повторили эту операцию, принцип движения один инерция толчка, т. е. растрата энергии полученного импульса» .

Обращая внимание на то, что в биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями, и говоря о том, что они весьма разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, учёный обращает внимание на то, что все они имеют обозначенную черту сходства инерционность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса, что роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения.

Принимая за объект исследования единицу высшего порядка этнос, где неизбежные погрешности анализа взаимно компенсируются, понимая, как трудно подсчитать пассионарность людей эпох минувших, Л. Н. Гумилёв предлагает использовать обратный ход мысли, а именно: «Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском, мы получаем результат затрат энергии, на основании чего можем судить об исходном заряде энергии, то есть уровне пассионарности» .

Продолжая рассуждать о пассионариях, исследователь выделяет то, что для них характерно:

Посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни;

Способность заражать окружающих своей энергией.

«Это значит, что люди гармоничные (а ещё в большей степени импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они приобретают свой природный психоэтнический повседневный облик» .

Если данное обстоятельство без специального осмысления довольно широко используется в военном деле, где или выбирают пассионариев, узнавая их интуитивно, и формируют из них отборные, ударные части, или сознательно распыляют их в массе, чтобы поднять «воинский дух», то не учитывать данность в педагогическом процессе было бы просто неразумно.

Мы считаем, что принцип пассионарности один из главных в творческом процессе, так как «энергия толчка» творческих личностей весьма и весьма значима. А если воспользоваться методом Л. Н. Гумилёва и использовать обратный ход мысли, то получим, что все педагогические открытия, все новаторские педагогические системы созданы пассионарными личностями. Называть их можно до бесконечности: Сократ, Платон, Аристотель, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, С. Френе, К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Караковский, А. Н. Тубельский и многие другие.

По степени проявления мы выделяем два вида пассионарности: явную и скрытую.

Явная пассионарность проявляется очень быстро: появление пассионарной личности в том или ином коллективе влечёт за собой изменение качества творческой жизни тех, кто в нём находится, практически сразу. При этом реализовываются самые уникальные проекты, осуществляются самые смелые мечты не только самой личностью, обладающей высокой степенью пассионарности, но и теми, кто находится рядом с ней, поскольку происходит «энергетическое заражение». Пассионарная личность способствует тому, чтобы значительно повышалось качество жизненного пространства всех, кто находится во взаимодействии с ней, как прямом, так и косвенном.

Скрытая пассионарность может сказаться не сразу, так как личности, ею обладающие в потенциале, демонстрируют свои силы лишь после накопления определённого пассионарного багажа (опыта).

По степени распространения мы определяем пассионарность прямую и косвенную.

Прямая пассионарность это пассионарность личности, ведущей за собой, определяющей во многом направление движения коллектива, а также качество этого движения.

Косвенная пассионарность (отражённая) это последействие, следующее за действием, то есть пассионарность личностей, получивших от представителей первого типа определённый заряд, который в отражённом виде значительно слабее, чем в первом случае, но всё же есть. Чем далее от того места, где творит личность с прямой пассионарностью, тем значительно слабее действие. Но даже очень слабый, даже микроскопический творческий посыл может сыграть свою важную роль в истории развития и личности, и общества.

В книге И. Пригожина и И. Стенгерс «Время, хаос, квант» есть строки, подтверждающие вышесказанную мысль: «Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов» .

Принцип знаковости (символизма).

Творец всегда говорит со своей аудиторией на языке, понять который можно в том случае, если его слушатели, читатели, зрители уже знакомы с системой условных знаков (символов) или же готовы понять (на первом этапе принять, не объясняя что-либо себе и окружающим) эту систему.

Мало того, каждый человек, пытающийся наполнить жизнь творчеством, вынужден часто переводить свои мысли, чувства, эмоции на другой язык. Момент перехода, перевода, переноса, переключения часто не осознаётся, протекает естественно, как само собой разумеющееся; творящий не чувствует никаких затруднений.

Но может быть и иной сценарий: создатель чётко осознаёт, что он хочет сказать, но переход с языка на язык идёт мучительно, даже болезненно: каждое слово, каждый звук, каждая часть того или иного произведения даются с трудом: этот процесс можно сопоставить с процессом перевода с родного языка на иностранный или же с иностранного на родной, а в самом тяжёлом случае с одного иностранного языка на другой (когда и тот, и другой язык переводящий знает по минимуму). А если взять не два, а три языка и больше и попробовать осуществить все возможные переводы, то задача усложнится многократно.

С другой стороны, принимающая сторона (ребёнок на уроке, студент на лекции, читатель, слушатель, зритель...) тоже оказывается в позиции переводчика, а позже, возможно, и в позиции ретранслятора.

И совсем сложная ситуация: создатель какого-либо творческого продукта, пробивающийся с одной стороны, и его адресат, движущийся с другой стороны с огромными трудностями. В лучшем случае они движутся навстречу друг другу; в иных вариантах они движутся в противоположных направлениях или же один всё время пытается догнать второго (и опять варианты: первый даёт возможность догнать; второй движется очень быстро и догоняет). В этой ситуации на помощь может прийти разработанная система символов, значение которых будет понятно как той, так и другой стороне.

Ю. Лотман писал: «символ выступает в роли сгущённой программы творческого процесса. Это глубинное кодирующее устройство, своеобразный “текстовый ген ”» .

Символ это тот ключ, с помощью которого открывается заветная дверца. Стоит раскодировать слово символ, звук символ, рисунок символ, и мы поймём, что за ним скрывается (что любопытно, для разных людей этот символ будет, возможно, раскодироваться по-разному).

Вызывает интерес и следующее высказывание Ю. М. Лотмана: «Выражение некоторой сущности средствами другого языка основа выявления природы этой сущности» .

Например, Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», пытаясь понятно объяснить читателям природу сценарной теории психоанализа, использует в качестве символических названий некоторых сценариев жизни сказочные заголовки: «Красная Шапочка», «Спящая Красавица», тем самым перетаскивая их как символы в иную систему координат, объясняя одну сущность через другую.

Фактически каждое педагогическое (равно как и философское, литературное и т. д.) сочинение, его осмысление и понимание является абсолютно безграничным, так как каждый, кто решится на его постижение, возможно, сказал бы словами Ю. Лотмана: «Однако то, что один и тот же исходный символ может развёртываться в различные сюжеты и что сам процесс такого развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер, показывает, что творческий процесс асимметричен по своей природе» .

Принцип асимметричности

В чём суть принципа асимметричности творческого процесса?

Здесь мы выделяем следующие аспекты:

Творческий замысел никогда не может быть сопоставим с полученным результатом (по нескольким причинам: во-первых, создатель меняется в ходе творческой деятельности; следовательно, во-вторых, замысел тоже претерпевает изменения; и в-третьих, сам материал, его внутреннее движение оказывает влияние на создающего, что является, таким образом, стимулом к изменению всей программы действий).

Вымысел не есть обман.

Замысел ещё не точка.

Дайте дописать роман

До последнего листочка.

творческий процесс пассионарность знаковость

Эти строки Булата Окуджавы очень хорошо иллюстрируют написанное выше.

Количество авторских идей и их воплощение величины не равнозначные, хотя в некоторых случаях идеи одного человека подхватываются, развиваются другими. И в науке, и в искусстве это достаточно частое явление. Например, культурно-историческая теория развития Л. С. Выготского нашла своё продолжение в теориях развивающего обучения; теория диалога культур М. М. Бахтина в системах диалогового обучения в школах диалога культур; А. С. Пушкин подарил сюжеты «Мёртвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголю, который в свою очередь создал из этих сюжетов литературные шедевры.

Исходя из того, что процесс «развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер», творческий процесс (даже мельчайшие его проявления), пришедший в движение, нужно воспринимать очень трепетно; охранять и беречь.

Асимметричность проявляется и в том, что к взрослому творящему человеку, считая, что он делает нечто важное и полезное, относятся с большим почтением и пониманием, чем к ребёнку. Хотя существует и иная крайность: пока ребёнок мал, плоды его трудов оцениваются высоко, но стоит ему вырасти, и все забывают о важности и нужности даже самых значимых проявлений творчества.

Хотя если не забывать слова Ю. Лотмана о том, что «процесс развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер», то надо со всем пиететом относиться к проявлениям как детского, так и взрослого творчества, беречь их и лелеять.

Ещё одним проявлением асимметричности творческого процесса является то, что во многих случаях создаваемое осознаётся как ценное не самим создателем, а теми, кто его окружает или даже идущими вслед за ним. Таких примеров история знает множество.

Может быть и противоположное: кроме самого создателя, никто не понимает важности, ценности созданного.

Например:

«Пифагорейская школа была осмеяна за то, что считала Землю движущейся пылинкой во Вселенной. Этого не могли переварить даже такие гении, как Платон, Архимед и Птолемей. Последний открыто объявил мысль о движении Земли вздором и глупой болтовнёй.

Медицинский факультет Сорбонны глумился над Гарвеем, открывшим кровообращение.

Английское Королевское общество отвергло опыты Джоуля.» .

Принцип диалоговости

Обратившись ещё раз к Ю. Лотману, прочитаем: «Пользуясь терминологией И. Пригожина, можно определить момент творческого вдохновения как сильно неравновесную ситуацию, исключающую однозначную предсказуемость развития» .

В каждой подобной разбираемой ситуации возникает несколько пластов, на которые нужно обратить внимание:

Первый пласт это, несомненно, сам Ю. Лотман, его мысли, взгляды, идеи всё, что составляет основу его творчества;

Второй пласт это И. Пригожин, на которого ссылается Ю. Лотман;

Третий пласт это те, на кого ссылается И. Пригожин, включая Уайтхеда, Эйнштейна, Тагора, Бергсона и многих других;

Четвёртый пласт это мы, то есть те, кто осознаёт представленное автором и его соавтором;

Пятый пласт это мы, представляющие другим написанное Ю. Лотманом, И. Пригожиным;

Шестой пласт это те люди, до которых мы донесём сказанное Ю. Лотьманом;

Седьмой пласт идеи Ю. Лотмана, трансформированные нами, начинают распространяться в окружающем мире без ссылок на автора (становятся своего рода коллективным достоянием).

Можно было бы продолжить, но и показанного выше скорее всего достаточно, чтобы увидеть путь движения идеи, путь диалога, на который практически ступает каждый, стремящийся к проявлению себя в творческой деятельности.

Принцип рефлексивности

«Философские проблемы становятся таковыми, если они ставятся под луч одной проблемы конечного смысла. Для чего вообще всё это? Для чего мироздание? Для чего “я” и мои переживания? А эти вопросы задаются именно потому, что в этом мироздании живёт существо, которое не создано, а создаётся. Да и мир не завершён, не готов» эти слова М. К. Мамардашвили как нельзя лучше говорят о рефлексивной природе человека, который является существом вопрошающим.

Если же говорить о человеке, задействованном в творческом процессе, то в данном случае рефлексивность усиливается многократно, так как данный процесс, являясь в каждом отдельном, единственном случае уникальным и неповторимым (будь то исследовательская работа учёного, вдохновенный поиск писателя или созидательная деятельность ребёнка в игровом пространстве) всегда сопровождается рефлексивным оформлением.

Рефлексивность последовательность творческих (чаще критических) шагов, каждый из которых способствует качественному совершенствованию продукта творческой деятельности.

Рефлексивность в творчестве понимается нами как совокупность определённых творческих пауз, во время которых происходит авторское осмысление качества проделанной работы, а также движение вперёд в данном направлении или же (при необходимости) корректировке задуманного.

М.К. Мамардашвили в работе «Как я понимаю философию» писал: «Чаще всего переживание сопровождается отрешённым взглядом на мир: мир как бы выталкивает тебя в момент переживания из самого себя, отчуждает, и ты вдруг ясно что-то ощущаешь, сознаёшь. Это и есть осмысленная, истинная возможность этого мира. Но именно в видении этой возможности ты окаменел, застыл. В этом состоянии тебе многое может открыться. Но для того, чтобы это открытие состоялось, нужно не только остановиться, а оказаться под светом или в горизонте вопроса: почему тебя это так впечатляет? Например, почему я раздражён? Или наоборот: почему я рад? Застыть в радости или в страдании. В этом состоянии радости или страдания и скрыт наш шанс: что-то понять. Назовём это половиной пути.»

Рефлексивная творческая пауза (которая может быть и достаточно длинной, и удивительно ёмкой, и даже мгновенной) как раз и способствует тому, чтобы остановиться, прислушаться к себе, к окружающему миру, к мельчайшим нюансам, оказывающим влияние на изменение потока мысли, что, в свою очередь, преобразит (и достаточно значительно) качество творческого продукта.

Мы выделяем в творческом процессе следующие виды рефлексирования: афористическое, вопрошательское, ассоциативное, резюмирующее.

Афористическое рефлексирование включает в себя:

Выбор афоризмов, подчёркивающих (выделяющих, высвечивающих) значимость сказанного автором;

Использование афоризма в качестве эпиграфа (и, следовательно, отведение данному высказыванию особой, открывающей роли, роли словесного символа);

Показ оттенков значения слов, игры слов в том случае, когда используются два, три афоризма, волею автора ставших смысловыми соседями;

Подбор афоризмов, способствующих возникновению дискуссии (между автором и читателем; автором и дразнящим собеседником; читателем и дразнящим собеседником; автором, читателем и дразнящим собеседником; автором, читателем, дразнящим собеседником и тем оппонентом, который ещё не знает, что скоро будет включён в дискуссию.).

Вопрошательское рефлексирование способствует:

Качественному подбору тех вопросов, которые автор задаёт читателю-соавтору;

Определению круга вопросов, задаваемых автором самому себе на перспективу (включая риторические, которые, возможно, сегодня пока не требуют ответа);

Задаванию читателем вопросов, обращённых к себе;

Поиску и автором, и читателем зоны ближайшего развития (того уникального материала, который надо понять, принять, привести в движение, поделившись с другими идеями, открытиями, озарениями, проблесками мысли.; а также неумением и недоумением; непониманием и недопониманием; желанием философствования и восторженным изумлением).

Ассоциативное рефлексирование предполагает:

Использование ярких, неожиданных, удивляющих не только собеседника, но и самого автора ассоциаций, помогающих прочувствовать не только глубину, но даже аромат, вкус, запах творческих идей и их воплощения;

Возникновение особых, глубинных связей созданного в данный момент с тем, что уже существовало ранее;

Появление ассоциативных символов, являющихся ключевыми, открывающими для творческого процесса;

Наличие открытого ассоциативного пострефлексивного пространства.

Резюмирующее рефлексирование помогает:

Разграничению более важного и менее важного на данного этапе творческого процесса;

Определению творческих планов на будущее;

Осознанию себя как философа (или, по крайней мере, начинающего путь философствования).

Вновь обратившись к М. К. Мамардашвили, прочитаем: «Философия это публичное сознание, которого нельзя не высказать, сознание вслух. Философ нефилософом быть не может, если, конечно, он попал на эту прямую мысли, вырастающую из того узла, который заставил тебя остановиться. Это судьба!» .

Принцип открытости

Творческий процесс по своей природе это всегда открытое пространство поиска, качественных изменений, преобразований. В процессе творчества практически не бывает лишнего, ненужного, неважного, второстепенного, дополнительного.

Об этом замечательно писала А. Ахматова в стихотворении «Творчество»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда...

Открытость предполагает:

Наличие выбора, возможность изменения движения в процессе творческой деятельности на любом этапе пути (изменения стратегической или тактической линии, последовательности действий, переходов от одной составляющей к другой; выбора собеседника; собственной позиции в творческом диалоге и т. д.);

Движение идеи, рождение которой начинается, возможно, до оформления замысла творческого проекта в какой-либо продукт (сценарий, книгу, музыкальное произведение, урок, диссертационное исследование...);

Развитие происходит в процессе осмысления, созидания, преобразования; раскручивание продолжается даже после того, как задуманное осуществлено, логическая точка поставлена.

В творческом процессе всегда есть то, что оказалось нереализованным, непринятым, недосказанным и недопонятым. Этот материал может на время быть помещён в копилку нашей памяти, в интеллектуальный банк запасов, который в определённый момент времени пригодится в другом творческом проекте, на этот раз в новом качестве: нереализованное, возможно, реализуется; непринятое качественно изменится; недосказанное окончательно вербализуется; недопонятое станет ясным и понятным. Но в то же время появится новое нереализованное, новое непринятое, новое недосказанное, новое недопонятое... И этот процесс бесконечен, так как творчество это деятельность, не имеющая ни временных, ни смысловых, ни возрастных, ни национальных, ни профессиональных границ.

Наличие эмоциональной составляющей, так как творческий процесс как открытая система предполагает возможность трансформировать не только мысли, но и чувства, эмоции; а также помогает рождению новых чувств и новых эмоций, выполняющих стимулирующую функцию по отношению к тем, кто постепенно вовлекается в этот процесс.

Осознание бесконечности процессуальности, взаимопереходов частей процесса друг в друга, их взаимообогащение.

Человек, включённый в творческий процесс (а ещё лучше включившийся в него сам), постоянно качественно изменяется, что способствует постепенному преобразованию жизненного пространства вокруг него. Если же рядом находится несколько таких личностей, то изменение качества жизни будет происходить во много раз быстрее. А если таких личностей станет большинство?!

Примечания

1. Гумилёв Л. Н. Этнос и биосфера Земли // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 380.

2. Там же. С. 381.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. С. 386.

5. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст семиосфера история. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 145.

6. Там же. С. 169.

7. Там же. С. 145.

8. Окуджава Б. Ш. Поэтический сборник. М.: АСТ: Зебра, 2007. С. 134.

9. Циолковский К. Э. Гений среди людей. М., 1992.

10. Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 146.

11. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н /Д: Феникс, 1996. С. 278.

12. Там же. С. 275.

13. Там же. С. 276.

14. Ахматова А. А. Стихотворения / сост. и вступ. ст. Н. Банникова. М.: Сов. Россия. 1977. С. 364.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека. Творческая деятельность и процесс. Хореографический коллектив и его специфика. Общепедагогические принципы дидактики. Осуществление творческого подхода в работе коллектива.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Понятие визуальной культуры. Передача информации посредством взгляда и мимики. Сущность процесс зрительного восприятия. Творческий процесс разрешения проблемной ситуации при создании проекта. Примеры методов психологической активации творческого мышления.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека. Открытие и постижение, единство и разнообразие духовной культуры. Взаимодействие ее с экономикой. Процесс развития творческой и социальной деятельности человека. Теория повседневной жизни.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Дизайн как творческий процесс художественного проектирования и конструирования эстетических свойств окружающих предметов. Определение понятия дизайна, его цели, задачи и виды: промышленный, графический, книжный, ландшафтный, фитодизайн, визаж, мода.

    презентация , добавлен 10.01.2017

    Творческий путь К.Ф. Богаевского. Создание героико-романтических картин, посвященных преимущественно восточному побережью Крыма - легендарной стране Киммерии. Значение уроков А.И. Куинджи в становлении и развитии творческого пути К.Ф. Богаевского.

    статья , добавлен 24.04.2018

    Анализ сущности и спецификих творческих особенностей М. Врубеля на примере сказочных и эпических произведений в условиях видоизменяемости искусства на рубеже XIX - XX веков. Характеристика отличительных особенностей исторической картины конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Жизненный путь Казимира Малевича, основные этапы и направления развития его творчества. История создания знаменитого "Черного квадрата". Супрематизм Казимира Малевича, сущность и отличительные особенности данного творческого метода, его преимущества.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Изучение исторической живописи второй половины XIX века и освещение сказочных сюжетов в произведениях В.М. Васнецова через раскрытие особенностей творческого метода художника. Творческий путь художника и перелом в пользу былинных и сказочных сюжетов.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Понятие, признаки, функции, принципы и типология клубов, а также их проблемы и перспективы развития. Особенности организации коллективной творческой деятельности детей. Анализ зарубежного опыта работы подростковых клубов, в частности во Швеции и Франции.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2010

    Творческая деятельность человека до грехопадения. Следствие грехопадения и творческий дар в человеке. Язык как средство культурного обмена. Вавилонская башня. Христианская культура. Опыт прочтения "Мастер и Маргарита". Атеистическое мировоззрение.