Формирование творческого мышления. Как развить креативное мышление? Проблема создания креатива

E-commerce, или электронная коммерция, - особая сфера экономики, в которой транзакции осуществляются посредством использования компьютерных сетей.

По большей части в данной области экономических отношений стали популярны интернет-магазины, мобильные приложения продавцов, где можно с легкостью приобрести что-либо. Все более часто встречаемыми способами взаимодействия в рамках e-commerce становятся электронные платежи – через приложение или сайт банка (Сбербанк Онлайн, к примеру), или бесконтактные платежи по картам или через телефон (Apple Pay). Помимо этого, в России и по всему миру приобрели популярность заказ и покупка авиа- или железнодорожных билетов.

Широта распространения данной сферы обусловлена тем, что электронные платежи снижают до минимального уровня или исключают полностью необходимость личного присутствия в учреждении, с которым пользователь производит транзакцию, и, следовательно, число таких дистанционных сделок растет. Помимо этого, электронные платежи проходят значительно быстрее, чем платежи наличными, что на сегодняшний день, когда время стало особенно ценным ресурсом, очень важно и играет в пользу e-commerce. Развитие телекоммуникационных технологий, компьютеров и информационных систем к ним также повлияли на такие крупные масштабы использования электронной коммерции.

Поскольку осуществление транзакций этим способом все глубже входит в нашу жизнь, логичным будет предположить, что использование e-commerce для компании – верный способ значительно увеличить число потенциальных и реальных покупателей. Вложение средств в развитие данной сферы для каждой компании окупается в относительно более короткие сроки.

На сегодняшний день принято выделять несколько видов электронной коммерции:

  1. B2B, business to business, или бизнес-бизнес. В данном случае покупка или продажа происходит между двумя юридическими лицами. При использовании e-commerce в исполнении данных транзакций время операций уменьшается, сами операции становятся прозрачными, а значит, отношения между акторами – более честными. Существует возможность отслеживать статус заказа, и для этого уже достаточно просто зайти на сайт компании-поставщика и воспользовавшись необходимым количеством информации, проследить, на какой стадии выполнения находится та или иная транзакция.
  2. B2C, business to consumer, или бизнес-потребитель. Эти отношения подразумевают заключение сделки между предприятием и физическим лицом. При этом существуют значительные плюсы для потребителя: становится возможной оценка внешнего вида и свойств товара, также можно сравнить несколько товарных позиций между собой, что, несомненно, облегчает выбор. Для продавца преимущество ведения подобных отношений с потребителем выгодно из-за снижения числа персонала, задействованного в обработке заказов, затраты на содержание офиса также снижаются. Помимо этого, продавец может оперативно реагировать на меняющийся спрос, следовательно, менять ассортимент представленной продукции, проводить определенную рекламную компанию, совершенствовать продаваемые товары. Данную схему часто используют интернет-магазины розничной торговли.
  3. C2C, consumer to consumer, или потребитель – потребитель. Данный вид отношений возникает между физическими лицами, при этом торговля происходит на специальных интернет-площадках (к примеру, avito.ru), которые больше похожи на стихийные рынки или газеты с объявлениями о покупке-продаже. К числу подобных площадок можно отнести онлайн-аукционы. Удобство данной схемы в том, что покупка товара может быть осуществлена по более низкой цене, чем на сайте магазина или продавца, но при этом сам товар может быть бывшим в употреблении (что, естественно, плохо сказывается на заказах отдельных категорий товаров). К тому же, существуют риски заключить сделку с недобропорядочным покупателем или продавцом, что отрицательно сказывается на существовании подобных торговых площадок.

Существует также ряд специальных видов e-commerce:

  1. Mcommerce, mobile commerce, или мобильная коммерция. Буквально идея данного вида электронной коммерции состоит в создании необходимого потребителю, который всегда с собой: в мобильном телефоне. На сегодняшний день сложилось несколько видов продуктов, предлагаемых в рамках данных отношений: заказ билетов через мобильное приложение; перевод денежных средств; приложения с предоставлением карт лояльности, различные купоны на покупку у отдельных продавцов; различные новостные приложения, сервисы для хобби: музыка, фотографирование; мобильные банки, через которые возможно осуществлять операции, при этом не обязательно посещать отделение банка, что значительно снижает нагрузку на последние; другие продукты.
  2. Fcommerce, Facebook commerce, или коммерция через социальную сеть Facebook. Данный тип электронной коммерции фокусируется на создании сервисов в Facebook. Данный тип распространен при рекламировании отдельного продукта: пользователи данной социальной сети, ставя положительные оценки продукту на сторонних сайтах, тем самым, гарантируют, что данный товар хорош по отдельным характеристикам, следовательно, имеет место реклама. Более того, она бывает действенной, поскольку люди доверяют, скорее, друзьям, родителям, знакомым, чем рекламщикам с экрана.
  3. B2G, business to government, бизнес - правительство. Данный тип отношений возникает при осуществлении торговых заказов правительственными организациями.
  4. G2G, government to government, или правительство – правительство. Подобные отношения в рамках e-commerce возникают между государственными органами.
  5. G2C, government to citizens, или государство-граждане. При данных отношениях имеет место взаимодействие государственных органов и граждан. Для последних предоставляется доступ к необходимой государственной информации.
  6. C2B, consumer to business, потребитель – бизнес. Данный вид электронной коммерции применяется в случае, когда покупатель сам определяет цену, по которой может приобрести товар или услугу отдельной компании. При этом компания-продавец выступает брокером, который подбирает под ценовой запрос производителя, который готов по данной цене отпустить товар.
  7. B2P, business to partners, или бизнес-партнеры. Распространен данный вид отношений в среде деловых партнеров, во взаимодействии между компанией и филиалами, при создании совместных предприятий.
  8. B2E, business to employee, бизнес – сотрудник. Этот вид отношений в рамках электронной коммерции используется при общении с персоналом.
  9. B2B2C, business to business to consumer, или бизнес – бизнес - потребитель. Этот вид e-commerce является производным от B2B и B2C. Суть данных отношений заключается в том, что компания B2B платит компании B2C, чтобы последняя предлагала услуги или товары первой своим клиентам. В данном случае заключается взаимовыгодное отношение между компаниями: компания B2B находит новые каналы сбыта своей продукции, новых потенциальных покупателей, а для компании B2C преимущества кроются в предоставлении более широкого ассортимента продукции, росте продаж.
  10. E2E, exchange to exchange, биржа – биржа. Данный вид отношений заключается между продавцами и покупателями либо в рамках одной биржи, либо между разными биржами.

Глава 2. Платформы электронной коммерции

Поскольку объем мировых продаж в интернет с каждым годом растет, компании все чаще задаются вопросом, каким образом можно выйти на мировой рынок электронной коммерции. Ответ кроется в выборе подходящей платформы, которая будет удовлетворять запросам конкретного продавца.

В выборе определенной платформы компаниям стоит подходить ответственно, принимая в расчет нагрузку на будущий сайт, в том числе его глубину просмотра, трафик. Стоит также учитывать финансовые возможности компании, задачи предприятия по развитию сервиса в дальнейшем.

При сравнении платформ используются следующие показатели:

  1. Функциональный потенциал;
  2. Способность системы к адаптации;
  3. Возможности по обработке крупных баз данных;
  4. Гибкость в управлении данными;
  5. Сроки введения системы в эксплуатацию;
  6. Наличие дополнительных расширений, приложений;
  7. Стоимость ПО, введения системы;
  8. Регулярность обновлений;
  9. Качество тех.поддержки.

Основные мировые платформы электронной коммерции представлены на следующем рисунке:

Рис.1. Основные мировые платформы e-commerce в мире

Стоит описать каждую из платформ:

  • 1) WordPress является одной из самых популярных платформ e-commercе. Данная система очень удобна ввиду наличия высокой скорости установки и доступной документации. Данную платформу используют как сайты магазинов, так и блоги. Первые проявляют меньший интерес к данной платформе из-за простоты функционала. В WordPress доступен большой набор языков, различных плагинов и простота управления.
  • 2) Вторая по популярности платформа – Joomla. Отличительна она удобным интерфейсом, но недостаток ее кроется в появлении проблем, связанных с обеспечением безопасности при установке дополнительных расширений, плагинов, хотя без них система обеспечивает достаточный уровень безопасности.
  • 3) Drupal среди представленных выше платформ занимает третье место по популярности. Плюсы данной системы в возможности значительного расширения функционала, адаптированного под конкретные нужды, но использовать данную платформу очень сложно.
  • 4) Magento, используемая для крупных проектов в сфере e-commerce, используется лишь в 1% всех веб-сайтов мира. Преимущества данной системы в стабильном выпуске обновлений, наличие разных языков использования, возможность использования бесплатной версии для ознакомления с платформой. Помимо этого, данную систему можно адаптировать к самому разному кругу компаний. К числу недостатков нужно отнести обязательный найм компанией, решившей работать на данной платформе, квалифицированного программиста, поскольку использование данной системы достаточно сложное.

К основным пользователям данной платформы относят следующие:

Рис.2 Основные компании, использующие платформу Magento

  • 5) Demandware признана очень сложной в использовании и ориентированной на работу с крупными проектами. К плюсам данной системы можно отнести безопасность, надежность, гибкость в использовании. Главным минусом этой платформы является высокий лицензионный сбор, который образует порог для крупного бизнеса для входа на платформу: от 0,75% до 1,25% от объема продаж через интернет-магазин за месяц.

Используют данную систему следующие предприятия:

Рис.3 Основные компании, использующие платформу Demandware

  • 6) Платформа IBM WebSphere Commerce позволяет осуществлять взаимодействие с потребителями или предприятиями напрямую или через партнеров. К преимуществам данной системы можно отнести возможность поддерживать сайт 24 часа в день, а также высокое качество предоставляемых услуг.

К компаниям, которые используют данную платформу, можно отнести следующие:

Рис.2 Основные компании, использующие платформу IBM WebSphere Commerce

Глава 3. Тренды e-commerce

Стоит признать, что данный рынок получил большое развитие как в мире, так и в России. Средние темпы роста его в мире равны 18-20%, в России – 17-18% в год. По мнению исследователей, данный рынок еще находится в стадии зарождения, несмотря на распространение разлчных сервисов e-commerce. Но общепризнынной является мысль о том, что компании, которые не развиваются в данном направлении, определенно могут исчезнуть с рынка в будущем. Но, стоит отметить, что в России, как и в США, большое число интернет-магазинов принадлежит небольшому числу оффлайн-сетей, и процесс поглощения продолжается.

Проследить изменение мирового рынка электронной коммерции можно на следующем графике:

Рис. 4. Рынок электронной коммерции во всем мире в период 2012-2017 гг., суммы в триллионах, изменения в процентах

К трендам данного рынка можно отнести широкое распространение Mcommerce, которое набирает обороты. По оценкам, в случае, если компания не адаптирует свои услуги для мобильных телефонов, высока вероятность потери 25% потребителей.

Также к трендам рынка представляется возможным определить мультиканальность: для интернет-магазинов это открытие пунктов выдачи товаров, для офлайн-компаний необходимо открытие интернет-магазинов.

Еще более популярным и необходимым для компаний становится использование Big Data, которое подразумевает анализ больших баз данных с последующим выявлением трудноопределимых связей между отдельными показателями. Полученные результаты впоследствии используются компаниями при определении дальнейших действий по успешному функционированию на рынке. Использование Big Data способствует углублению персонализации магазинов, усложняя механизм настройки выбора товара, но при этом для потребителя это является плюсом, поскольку он может корректировать выбор под собственные предпочтения, и список критериев для выбора продуктов становится больше, делая представленные в конце выбора продукты более подходящими под отдельно взятого покупателя.

Активное развитие на рынке электронной коммерции получила логистика. Применительно к российским реалиям, данная проблема стоит остро. На сегодняшний день строится большое число пунктов выдачи товаров, происходит настройка каналов поставки, которые могли бы обеспечить малое время пути продукта от продавца к потребителю.

Помимо этого, стоит отметить, что развитие получает и автоматизация торговли: пока данные возможности имеются у мировых гигантов (Amazon, к примеру), но в последствии автоматизация покупки, сбора заказа, доставки и т.д. будет широко использоваться и в России.

Таким образом, можно заключить, что рынок e-commerce быстро развивается и растет не только в РФ, но и по всему миру. Это отражается и в поиске новых подходов в торговле через интернет, и поиск новых каналов для использования электронной коммерции. Несмотря на высокую конкуренцию, рынки постсоветского пространства пока не находятся на одном уровне с мировыми, но, что немаловажно, российские продавцы, понимая это, стараются адаптироваться под существующие условия. По мере развития информационных технологий будет увеличиваться и поле для действий, где российские компании смогут себя проявить.

Известный психолог Маслоу сказал, что креативность присуща всем людям, но она теряется из-за воздействия установленных норм поведения и мышления в обществе.

Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.

В английском языке есть отличное выражение, точно передающее понятие креативности. Оно переводится как – «мыслить вне рамок». В то же время фильм «Матрица» показывает человеку, что рамки существуют лишь в его голове.

Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:

  • Чтение вывесок с конца к началу, что иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные;
  • При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть, действия будут происходить в обратном порядке;
  • В свободную минутку можно заняться придумыванием разнообразных имен, путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв;
  • Хорошо на развитие мышления влияет рисование, особенно, всяких несуществующих вещей, существ;
  • Пока никто не видит, можно пописать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами;
  • Отлично помогают развиваться попытки сочетать на первый взгляд несочетаемые слова;
  • Также вы можете взять любое слово и представить его в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать;
  • К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение;
  • Можно также один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление .

Путем исследований обнаружено, что креативность можно развивать в любом возрасте, в отличии от памяти. Кроме того, выделены два типа людей: у одних креативное мышление максимально развито еще в юношеском возрасте, а другие увеличивают его уровень постепенно, достигая максимума в средние года.

Упражнения и способы повысить креативность

Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

  • Нужно взять любую книгу, а еще лучше словарь, и случайным образом выбрать два слова. А затем следует поразмышлять, что есть общего между этими словами. Причем отговорка – да совсем ничего – не принимается. Связь можно найти везде. И чем необычнее она и невероятнее, тем лучше.
  • Второй способ развития мышления связан с проектированием. Попросите знакомого придумать 10 любых слов существительных. Запишите их. Эти слова являются обязательными условиями, которые должны быть выполнены при проектировании дома. Важно не умение чертить или рисовать. Важно придумать, как воплотить в архитектуре и дизайне совершенно любые слова, например, курица или ботинок.
  • Еще один эффективный способ настроен на развитие ассоциативного мышления. Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко. Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
  • Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
  • Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

Сегодня в социальной сфере, экономике, образовании и промышленности преуспевают наиболее креативные и неравнодушные люди. Логическое мышление необходимо, но только его одного уже недостаточно. Организации ищут сотрудников, которые умеют находить нестандартные решения. К счастью, любой человек может развить творческие способности. Как именно? Читайте об этом в нашей новинке «Гибкий ум» . А сейчас - несколько советов и упражнений из нее.

«Освободите» мысли

При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или - по меньшей мере - внешне похожи на него.

При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель - придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.

Одна из форм творческого мышления - концептуальное смешение - позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом - настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.

В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка - это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.

Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.

Разогрев для мозга: создание ассоциаций

Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.

Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако - нет.

Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…

Дополнительные техники:

Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

- Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.

Сформулируйте задачу

В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.

Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача - это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

100 идей

Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.

Дайте себе возможность думать без цензуры. Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.

Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней - наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет

Избавиться от рутины

Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.

Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.

Техника: вопросы

Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:

1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.

2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.

3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.

4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.

5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Ментальные карты

Ментальные карты - один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.

Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.

Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.

Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.

1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.

2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.

3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.

Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.

Чтение, тишина, игра

Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:

1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.

2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.

3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».