Программа дополнительного образования для дошкольников познавательное развитие. Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-познавательного развития «Всезнайка

Татьяна Безменова

В прошлой своей публикации я рассказывала о нашем совместном с детьми творчестве и результате нашей деятельности, картине – «Волшебный павлин» . Малыши с огромным интересом и старанием красили веточки семян ясеня , и это доставляло им огромное удовольствие, но в процессе творческой деятельности от веточек отламывались одиночные семена, которые я решила не выбрасывать, а тоже использовать для творчества малышей. Пришла идея создания композиции «Астры » - яркие осенние цветы, радующие глаз своей красотой.

Из цветного картона я вырезала небольшие кружочки и на них, с помощью клея «Титан» , приклеила эти самые семена. Когда клей окончательно высох, предложила малышам разукрасить получившиеся цветы. Дети использовали акриловые краски, они лучше всего подходят для этой работы, ведь дальше мы составляли композицию , а акриловые краски быстро сохнут и не пачкают руки.

На следующем этапе работы я затонировала лист ватманы в зелёный цвет, распечатала в интернете осенние листики, вазочку, а дальше мы вместе с детьми составили композицию . Мои малыши уже прекрасно умеют пользоваться клеем-карандашом, они стали мне отличными помощниками, приклеив все листики вокруг вазочки с цветами.

Работа получилась по- осеннему яркая, насыщенная всеми осенними красками, радующая глаз своим разноцветьем. Композиция чудесным образом вписалась в интерьер нашей группы, прекрасно её украсив. Малыши с большим интересом рассматривали наше творчество, дорогие друзья, предлагаю и вам посмотреть на нашу работу, надеюсь она вам понравится.







Публикации по теме:

"Астры" тёплые тона, рисунок выполнен нетрадиционным способом - пластиковой вилкой. Мастер класс «Астры» В нетрадиционной технике рисования.

Из всех четырёх времён года, осень, пожалуй, самая яркая и красочная пора. Но не только яркими, разноцветными, почти волшебными красками.

Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет первого опыта дошкольников в посадке семян. Цель данной деятельности - уточнение представлений детей.

Предлагаю вашему вниманию "Коллекцию семян" для изучения с детьми и их самостоятельного рассматривания. Коллекция состоит из карточек, на.

Конспект занятия по рисованию методом тычка в средней группе «Астры в вазе» Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических.

Появилась у меня идея украсить подхват для штор цветком в технике Канзаши. Посмотрела разные мастер-классы в интернете, нашла много интересных.

С детьми подготовительной группы на 8 Марта в подарок мамам решили сделать из пряжи астры. Цель: формировать умение создавать подарки своими.


Осень дарит нам множество материалов для творчества. Это и листья разнообразной окраски, и каштаны, и сухоцветы, и жёлуди, и декоративная миниатюрная тыква.

Но, прежде чем приступить к изготовлению из них сувениров, необходимо правильно их подготовить, а именно высушить и по необходимости покрыть лаком или краской.

Если сделать поделку из неподготовленного сырья, то это будет недолговечное изделие.

Как только материал высушится самостоятельно, сувенир потеряет форму и его придётся выкинуть. И помимо этого, полусырые листья могут просто-напросто загнить или покрыться плесенью.

Поэтому, давайте для начала высушим свои осенние находки.

Листья для гербария подготовим так:

1 способ:

Положите их между книжными листами и поставьте обратно на полку, плотно придавив другими книгами сбоку. Примерно через неделю-полторы листья станут пригодны для поделок.

Этот способ самый лучший, так как натуральный цвет листьев не меняется и потом они долгое время не ломаются.

2 способ:

Этот метод хорош, если у вас нет сил выдержать полторы недели и хочется побыстрей приступить к работе. Положите лист между двумя белыми листами бумаги и прогладьте утюгом, настроенным на самый слабый режим.

В этом случае жёлтые и красные листья сохраняют цвет, а вот зелёные могут потемнеть и стать некрасивого, бурого оттенка.

Сушим каштаны, жёлуди и декоративную тыкву.

1 способ:

Сушим на открытом воздухе, в тени. Нужно будет выждать достаточно долгое время, прежде чем эти материалы приобретут нужную нам сухость.

Иногда этот процесс занимает месяц. Особенно это касается декоративных тыкв, из которых выходят замечательные осенние поделки своими руками.

Вы увидите сами, когда наступит момент готовности даров осени. Жёлуди и каштаны станут более лёгкими, а тыква станет похожа на погремушку, так как полость внутри высохнет и сожмётся, а сухие семена будут биться об стенки.

2 способ:

Используем для этого духовку. Её нужно установить на температуру до 60С, и сушить до готовности, периодически помешивая.

Главное, не спешите и не ставьте большой жар, так как плоды просто сварятся и станут совсем непригодны.

Сушим сухоцветы

Тут есть только один способ и он долгоиграющий. Цветы нужно нанизать на нитку, продетую сквозь стебли и повесить в сухом месте, цветоносами вниз.

Сушка в книжке или утюгом не подойдёт, так форма потеряется и они станут плоскими. После того, как сухоцветы полностью высохли, их необходимо покрыть слоем лака для волос. Он даст им нужную плотность и не позволит рассыпаться от малейшего касания.

Ну а теперь, давайте перейдём к конкретным мастер – классам и примерам.

1. Панно из осенних листьев

Предлагаем вам великолепную идею панно из листьев своими руками. Сделать его совсем несложно, зато результат выходит довольно впечатляющий.

Было бы неплохо, если рядом с готовой картиной из листьев вы расставили и другие осенние элементы декора. Например, тыквы, колоски и прочие вещицы подходящие по стилю. Тогда у вас выйдет целый осенний ансамбль.

Что нам нужно для работы:

  1. 1. Высушенные кленовые листья жёлто-красной расцветки.
  2. 2. Веточка дерева для ствола
  3. 3. Кусок фанеры квадратной формы
  4. 4. Морилка или тёмный лак
  5. 5. Простой карандаш
  6. 6. Клей ПВА
  7. 7. Связка сухих колосков
  8. 8. Плетёная корзинка для тыкв
  9. 9. Несколько штук тыкв сорта Jack Be Little или Baby Boo

Если у вас таких тыкв нет, то корзинку можно заполнить каштанами и желудями. А вот на следующий год не мешало бы их вырастить, так как смотрятся они очень колоритно и празднично. Конечно, если у вас есть участок земли.

Посмотрите, какое разнообразие сортов и как гармонично они сочетаются между собой:

Мастер класс пошагово:

1 шаг. Дощечку отшлифуйте, уделяя особое внимание краям. Они должны быть гладкими.

2 шаг. Покройте её морилкой или лаком, желательно с коричневатым оттенком. Покрытие наносите в несколько слоёв, стараясь сделать дощечку не однородного цвета, а слегка «пятнистого».

3 шаг. Нарисуйте от руки большой кленовый лист.

4 шаг. Начинайте наклеивать кленовые листья. Стартуйте с краёв, постепенно подходя к середине. Края листьев должны как можно лучше совпасть с краями наброска. Последующий ряд листьев должен ложиться внахлёст предыдущего. Кончики не подклеивайте, они должны быть «навесу», чтоб вышел эффект объёма.

5 шаг. Приклейте на место стволика выбранную веточку.

А теперь повесьте осеннее панно, созданное своими руками, над какой-либо тумбой и разложите вокруг другие элементы декора.

2. Топиарий из гербария и прочих осенних материалов

Топиарий – это декоративное деревце. Осенью можно насобирать красивых листьев и сделать такой замечательный и уютный элемент декора.

В ход тут пойдут любые листья, сухоцветы, жёлуди, колоски. Главное, понять саму суть и сделать правильную основу. А уж чем её заполнить – подскажет фантазия.

Что нам нужно для работы:

  1. 1. Керамический горшочек неяркого цвета
  2. 2. Ровная ветка дерева для ствола
  3. 3. 1 шар из поролона, пенопласта или специальной флористической пены
  4. 4. Сухой мох, сезам или горсть красивых камешков, желудей, сухой рябины
  5. 5. Клей-пистолет
  6. 6. Гипс сухой
  7. 7. Декоративные элементы: гербарий, сухоцветы, рябина, жёлуди и т.д

Мастер – класс пошагово:

1 шаг. Для начала сделаем основу. Возьмите пенопластовый шар и оденьте его на ветку, которая будет служить вам стволом. Затем снимите его и в образовавшееся отверстие капните клея из пистолета. Снова прикрепите шар и дайте подсохнуть.

2 шаг. Закрепите ствол в горшке. Для этого, капните каплю клея на свободный край ветки, прикрепите её к основанию горшка.

Затем, разведите гипс водой до консистенции жидкой сметаны и залейте ёмкость. Не забывайте о том, что вам нужно будет ещё украсить всё сверху мхом или желудями, поэтому, оставляйте зазор примерно 3-4 см от верха.

3 шаг. Теперь вставляем в шар листья, сухоцветы, втыкая их стебельками внутрь. Если вы хотите добавить в композицию желудей, то предварительно насадите их на кусочки проволоки.

4 шаг. Теперь вам осталось только задекорировать верх горшка, чтоб не было видно гипса.

Вот и всё. По этой простой схеме можно делать разнообразнейшие осенние поделки своими руками, не только из листьев, но и из сухого гороха, орехов и прочего, прочего. Все они будут смотреться просто прекрасно!

3. Розы из кленовых листьев

Глядя на этот элегантный букет из роз и в голову не придёт, что он сделан из обычных кленовых листьев!

Но, тем не менее, это так. Достаточно просто научиться правильно их сворачивать и вы получите шикарную основу для множества идей.

Такие розы можно включать в различные осенние топиарии, венки, композиции и панно. Они замечательно смотрятся в сочетании с любыми природными материалами.

Ну что ж, давайте приступим к делу.

Что нам нужно для работы:

  1. 1. Кленовые листья не высушенные
  2. 2. Нитки или мягкая проволока
  3. 3. Матовый лак для волос

Мастер –класс пошагово:

1 шаг. Формируем серединку бутона. Для этого сворачиваем лист так, как показано на картинках ниже. Старайтесь скрутить его как можно плотней и ровней. Сначала пополам, а затем колбаской.

В итоге у нас должна получиться такая заготовка:

2 шаг. Теперь берём второй лист, сворачиваем его снова пополам и оборачиваем им основу.

Острые края кленовых листов нужно аккуратно прятать внутрь, вот таким образом:

3 шаг. Продолжаем наращивать массу вокруг основы, прилаживая всё новые и новые листочки. Если вы хотите получить в итоге бутон, то скручивайте поплотней, а ели более пышную розу, то немного ослабляйте скрутку.

4 шаг. Когда вы увидите, что в ваших руках «расцвела» настоящая роза, нужно её закрепить нитками, как можно туже.

5 шаг. Обрезаем ножницами края и ставим розу на подкладку из листьев, желательно уже сухих. Покрываем композицию лаком и любуемся!

Стоят такие розы из листьев достаточно долго, на весь осенний сезон точно хватит. Вы можете сделать сколько угодно таких цветов. Чем их больше, тем шикарней смотрится эта осенняя композиция, напоминающая по виду тканевый мотив.

4. Композиции из декоративных тыкв

Даже, если вы не выращиваете этот овощ на своём участке, в осеннюю пору их свободно можно купить на рынке, а затем самостоятельно высушить. Как это сделать, мы уже рассказывали выше, поэтому, давайте не терять время на разговоры.

Приступим к творчеству!

Никаких мастер-классов в этом блоке не будет, мы вам просто покажем примеры такого декора, а как их сделать и так вполне понятно по фото.

Конечно, есть более сложные техники, например, резьба или роспись по сухой лагенарии, но это тема обширная и достойна отдельной статьи. Тут мы рассмотрим лишь простейшие композиции, которые под силу даже школьнику.

1 вариант. Корзина с россыпью тыковок. Проще некуда, а вид эффектный!

2 вариант. Подсвечники из мини-тыкв. Для этого вам нужно вырезать ножом отверстие такого размера, чтоб вы могли поместить в него свечу на основе фольги.

Или вот такой вариант:

Невероятно просто, правда же?

3 вариант. Венок на дверь из тыкв. За основу возьмите любой круг, например, пяльца для вышивки, а на него уже крепите мини-тыквы.

Хвостики проколите проволокой и прикручивайте её к основанию, кругу. Как дополнительные элементы декора используйте ягоды, жёлуди, веточки и осенние листья.

Выглядеть это будет примерно так:


5. Топиарий из каштанов

Для создания этой эффектной осенней поделки своими руками, нам понадобятся те же материалы для основы, что и для создания декоративного деревца из гербария. А для украшения нужны просто другие элементы.

Для работы нам понадобится:

1. Горшочек керамический
2. Шар из пенопласта
3. Гипс сухой
4. Клеевой пистолет
5. Веточка дерева для ствола
6. Шишки, каштаны, жёлуди
7. Суровая нить или бечёвка для формирования декоративных шариков

Мастер – класс пошагово:

  1. 1. Формируем основу дерева так же, как и в случае с топиарием из листьев.
  2. 2. Закрепляем основу в горшке, с помощью клея и гипса
  3. 3. Наносим капли горячего клея на каштаны, жёлуди и прочие элементы и в хаотичном порядке крепим их к пенопластовому шару-кроне.
  4. 4. Венок на двери из каштанов

Такой веночек из каштанов на входной двери, поднимет настроение не только вам, но и прохожим. Сделать его очень просто. Следуйте всем тем шагам, которые даны для изготовления венка из тыкв.

Найдите какую-либо плотную основу, затем каштаны и прочие элементы проколите насквозь с обратной стороны, вставьте проволоку, формирую крючок и с её помощью прикручивайте их к кругу.

Дополните каштановую композицию листьями, желудями, ягодами и прочими осенними декоративными элементами, которые подарила эта благодатная пора года.

6. Осенняя гирлянда «Листья» из солёного теста

Это очень эффектная осенняя поделка своими руками. Большое преимущество такой гирлянды в том, что она не сезонная и будет украшать ваш дом много лет.

Ведь сделана она не из природных материалов, а из солёного теста, которое не портится годами. Единственное – такие изделия хрупки и нужно обращаться с ними аккуратно, чтоб не разбить. Но, даже если такое и произошло, их всегда можно склеить, а стыка заметно не будет.

Что нам нужно для работы:

1. 2 стакана муки
2. 1 стакан соли
3. 0.5 стакана воды
4. Гуашь
5. Булавки швейные с ушком-крючком
6. Бечёвка
7. Духовка
8. Бумага белая альбомная, карандаш

Мастер – класс пошагово:

1 шаг. Рисуем на альбомном листе шаблоны листьев разнообразных видов, но примерно одного размера. Вырезаем их.

2 шаг. Замешиваем крутое тесто из муки, соли и воды. Если тесто получится непластичное, то можно по каплям добавлять жидкость. Хорошенько вымешайте получившийся материал и раскатайте на доске. Слой должен быть примерно 5 -7 миллиметров.

3 шаг. На раскатанное тесто выкладываем шаблоны и вырезаем их по контуру ножом.

В итоге у нас должно выйти примерно столько заготовок.

4 шаг. Делаем дырочки с помощью булавок и закрепляем аккуратно головки. На них мы будем вешать наши листья. Ножом выдавливаем прожилки.

5 шаг. Сушим в духовке тесто на температуре 50-60С до полного высыхания.

6 шаг. Раскрашиваем заготовки из теста гуашью, стараясь делать естественные тона и переходы.

7 шаг. Нанизываем гирлянду на бечёвку, делая узелок над каждым листиком, чтоб они не смещались.

Вот и готова наша осенняя поделка своими руками. Можете её развесить где угодно, она будет к месту в любом уголке дома, тем более, если у вас есть ещё какие-то элементы декора в осеннем стиле.

7. Вазы и домики из обычной тыквы

Осень – пора созревания тыквы. Стоит она сущие копейки и найти красивую форму и раскраску не представляет никакого труда.

Да и сделать на её основе элемент осеннего декора – проще простого! Тут не нужно никаких пошаговых технологий и принадлежностей.

Единственное, что вам нужно: тыквы, нож для вырезания, столовая ложка, чтоб выбрать мякоть и цветы, которыми вы наполните эти колоритные вазы.

Посмотрите на нашу подборку фото ваз из тыквы. Смотрится очень достойно и по-осеннему.

Как вы уже поняли, вам нужно всего лишь отрезать верхушку и вычистить сердцевину овоща. Затем наполнить ёмкость водой.

А можно сделать домики из тыквы. Для этого нужно просто прорезать отверстия в нужных местах. Где именно они расположены, вы можете увидеть на картинке ниже. Детям очень нравятся такие вещи!


8. Венок на двери из природных материалов

Мы уже приводили выше пример венков из тыкв и каштанов. Как их сделать – вы уже знаете. Тут мы просто приводим подборку самых эффектных, на наш взгляд идей.


9. Рамка из желудей для фото или зеркала

Украсить таким образом любую основу – очень просто. Думаем, пояснения тут совсем не нужны.

Единственное, что мы можем посоветовать, так это то, что не стоит клеить жёлуди на клеевой пистолет или ПВА. Куда лучше, если вы воспользуетесь пластилином.

Потому что, скорей всего, вам скоро такой декор надоест и придётся его выкинуть. А так, вы всегда можете демонтировать жёлуди и получить обратно в пользование обычную фоторамку.

Вот таким образом это будет выглядеть.

На фоторамке – цельные жёлуди, а на зеркале – только шляпки. Таким образом вы можете создать разнообразные осенние поделки своими руками и декорировать любую поверхность: шкатулки, хлебницу и прочее.

10. Виноградная гроздь из желудей

Эта осенняя поделка будет смотреться наилучшим образом, если покрасить «ягоды» в природные цвета, а вместо листьев винограда добавить гербарий их кленовых, разнообразной окраски.

Также, виноградная гроздь из желудей – замечательный элемент любого осеннего веночка на двери или большого топиария. Ведь, его можно сделать не только настольным, но и в человеческий рост!

Только вместо поролонового мячика, нужно взять какой-либо большой, пластмассовый. Ягоды винограда из желудей делаются очень просто, мы сейчас вам расскажем, как именно.

Что нам нужно для работы:

1. Желуди без шляпок
2. Шило
3. Проволока
3. Клей-пистолет
4. Краска акриловая
5. Листья осенние для украшения

Мастер-класс пошагово:

1 шаг. Прокалываем шилом дырочки в основании желудя.

2 шаг. Ломаем или нарезаем проволоку на кусочки длиной 7-10 см.

3 шаг. Обмакиваем кончики проволоки в каплю клея из пистолета и вставляем в проколотые отверстия.

4 шаг. Красим жёлуди в любой цвет, какой хотите. Главное, чтоб он сочетался с листьями, которые будут дополнять композицию.

5 шаг. Жёлуди собираем в гроздь, формируя сверху стержень из проволоки. На него потом крепим листья.

Теперь вы можете делать любую декорацию на основе этой осенней поделки. Панно, венок и прочее.

11. Осенние поделки из фетра

Работать с этой тканью – одно удовольствие! Материал не осыпается, прекрасно держит форму. А это значит, что любому новичку под силу сделать осеннюю поделку из фетра своими руками и получится она ничем не хуже, чем изделия опытных мастериц.

Мы предлагаем вам подборку самых лучших и простых декоров в осеннем стиле, а вы уже выбирайте из них любой! Они настолько простые, что не нуждаются в том, чтоб подробно описывать их пошаговую технологию.

Как видите, на основе фетровых листьев, вы можете сделать и венок, и гирлянду, наподобие той, что мы уже делали из солёного теста. Вот ещё пару вариантов осенних венков своими руками.

Всё что вам нужно – нарисовать шаблоны, вырезать фетр и оформить его, согласно нашим фото.

12. Косичка из чеснока и красного перца

Как уютно, когда на кухне висят связки чеснока, лука, красного перца! Но если повесить их в свежем виде, они очень скоро потеряют вид или просто закончатся, потому что пойдут в пищу.

Давайте сделаем что-то такое, но на века! Сейчас мы рассмотрим, как делается чеснок и перец, из которого мы сформируем симпатичную косу на кухню.

Для работы нам понадобится:

1. Капроновые колготки белого цвета или полиэтиленовый пакет (для основы чеснока)
2. Вата или синтепон (для наполнения)
3. Белая суровая нить (для перевязки и формирования долек)
4. Клей-пистолет
5. Гречка или бечёвка (для имитации корешков чеснока)
6. Ткань для пошива перчиков или солёное тесто для его лепки

Мастер-класс пошагово:

1 шаг. Формируем тело чесночка. Для этого нам нужно разрезать на квадраты или капроновые колготки или простые полиэтиленовые пакеты. Чеснок, сделанный из капрона, смотрится, конечно, реалистичнее.

Но и из пакетов выглядит неплохо. Но главное, этот материал всегда есть под рукой. Итак, вырезаем квадрат, примерно 7 на 7 см в диаметре.

2 шаг. Скатываем из ваты или синтепона шарик, кладём внутрь лоскута из капрона и формируем головку чеснока. Выглядит это таким образом, как показано на фото.

3 шаг. Затем начинаем обвязывать суровой ниткой головку, формируя дольки чеснока. Сначала делим пополам, потом на четверти, потом на 8 частей.

Посмотрите на фото, там наглядно показан процесс.

4 шаг. На место, где находятся корешки настоящего чеснока, капаем капельку клея и посыпаем это место дроблёной гречкой. Если хотите, можете заменить её бечёвкой, которую нужно распустить и мелко нарезать.

5 шаг. Делаем косичку из бечёвки и крепим на неё полученные дольки чеснока.

6 шаг. Теперь подошло время заняться перчиком. Вы можете его сшить, но гораздо лучше смотрится перец, вылепленный из солёного теста.

Рецепт замеса мы уже давали, в подрубрике «Гирлянды из осенних листьев». Вот такие перчинки должны получиться в итоге.

7 шаг. Делаем в хвостиках перчинок дырочки (в них мы потом проденем бечёвку и с её помощью закрепим их на косичке с чесноком). Можете сделать это с помощью шила или любого подручного предмета.

Главное, сделайте их достаточно большими для того, чтоб потом свободно продеть нить. Иначе, после высыхания, вы никаким образом не сможете прикрепить готовое изделие к композиции.

И ещё: если делаете дырочку, следите за тем, чтоб края у ножки оставались более-менее большие. Иначе, после того, как вы продёрнете нитку, тонкие стенки могут треснуть и перец упадёт на пол.

8 шаг. Сушим в духовке, окрашиваем акриловой краской, по высыханию покрываем их лаком. Когда перчик блестит, он смотрится более естественно.

Сушите на небольшой температуре, не спешите, так как иначе, ваша работа может полопаться и придётся всё заново лепить. Треснутый перец уже не покрасишь так, как хотелось бы.

9. Крепим перец к чесноку и вешаем эту осеннюю композицию на кухню. Можете сделать несколько таких связок. Можете сделать морковь из солёного теста, а из коричневых колготок – луковую связку.

Принцип изготовления луковиц такой же, как и чеснока, только даже проще. Дольки формировать не надо.

Также, прекрасно будет смотреться связка грибов на стене, которую вы тоже можете вылепить из теста и реалистично раскрасить.

Вот и подошёл к концу наш большой обзор. Вы увидели много примеров и какие угодно осенние поделки своими руками. Мы очень надеемся, что наши мастер-классы вам принесут пользу и вы что-то обязательно возьмёте на вооружение.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

интеллектуально- познавательного направления «Всезнайка»

Возрастная группа : 5-7 лет

Сведения о разработчиках:

Иноземцева Наталия Александровна - воспитатель группы КП «Будущий первоклассник»

2016-2017 учебный год р.п. Мордово

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Сегодня все чаще говорится о необходимости развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Это вызвано целым рядом причин: повышением требований в подготовке детей к школе (в связи изменением программы начального образования), обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютерным технологиям, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Поэтому работа по развитию интеллектуальных способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов. Особую ценность наряду с интеллектуальным развитием сегодня приобретает развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности, которая позволяет не только наилучшим образом усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в других ситуациях и творчески.

Данная рабочая программа комбинирует две линии развития, что способствует наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольника и оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом. Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию, на развитие творческого мышления, логики, интеллектуальной самостоятельности. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Рабочая программа кружка «Всезнайка» рассчитана на один год и предусмотрена для детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет). Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольного на основе основной образовательной программы МБДОУ Детского сада «Солнышко», согласно учебному плану учреждения.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно - правовой базы:

Конституция РФ;

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;

СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 2013г

2. Цель и задачи программы

Цель программы: повышение уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи по программе

Закреплять состав чисел в пределах 10.

Упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание.

Упражнять в решении логических задач, ребусов.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Закреплять представления о многоугольниках и их свойствах.

Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, общение, воображение.

Развивать мыслительную активность (приемы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и логические формы мышления.

Развивать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.

Познакомить детей с органами чувств человека, учить различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны.

Формировать представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Дать знания о магните и его свойстве притягивать предметы.

Вызвать интерес к выращиванию огорода на окошке.

Формировать представление о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей.

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета.

Побуждать и поддерживать познавательную активность детей.

Упражнять детей в простейших логических операциях, установление элементарных причинно-следственных зависимостей.

Развивать мыслительные операции, активизировать словарь детей.

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Развивать умение делать вывод на основе наблюдений,

Развивать у детей любознательность, расширить представления об окружающем мире.

Развивать зрительную наблюдательность.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Искусство оригами

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Поддерживать различные проявления фантазии.

Истории обыкновенных вещей

Сформировать представления о понятии «музей», через организацию экскурсионной деятельности.

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием.

Расширить представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность.

Расширить и углубить знания по истории родного края, о русской национальной культуре, познакомить с предметами русского быта.

Удовлетворять познавательные запросы детей, отвечая на все их вопросы.

Развивать мышление, любознательность.

Развивать умение проводить сравнительный анализ.

Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.

Развивать интеллектуальную личность, способную решать поисковые задачи.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к предкам.

3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа соответствует:

Принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализовано в массовой практике дошкольного образования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Формы реализации принципа интеграции:

Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

Интеграция детских деятельностей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:

Объединение комплекса различных видов деятельности вокруг единой «темы»;

Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией всех видов детской деятельности.

4. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду и уже стремятся к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.

Серьёзное внимание необходимо уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

5. Планируемые результаты освоения программы

Интеллектуально-познавательные игры

Знает состав чисел в пределах 10.

Умеет составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.

Справляется с решением логических задач и ребусов.

Знает, называет многоугольники и их свойства.

Моделирует геометрические фигуры.

Классифицирует геометрические фигуры по определенным признакам.

Развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, общение, воображение;

самостоятельность, активность, чувство коллективизма.

Умеет оперировать мыслительными приемами (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Опытно-экспериментальная деятельность

Понимает и различает понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Владеет бережным отношением к органам чувств, знает культуру их охраны.

Имеет представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, свойствами воды.

Имеет представления о магните и его свойстве притягивать предметы.

Испытывает интерес к выращиванию огорода на окошке.

Сформированы представления о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей.

Умеет смешивать краски для получения нового цвета,

Развиты мыслительные операции, тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Умеет делать вывод на основе наблюдений,

Развита любознательность, зрительная наблюдательность.

Испытывает интерес к экспериментальной деятельности.

Искусство оригами

Знаком с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Следует устным инструкциям.

Владеет различными приемами работы с бумагой.

Словарь ребенка обогащен специальными терминами.

Умеет создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Испытывает интерес к искусству оригами.

Истории обыкновенных вещей

Сформированы представления о понятии «музей», через организацию экскурсионной деятельности.

Расширены знания детей о предметах, истории их происхождения, разнообразии.

Расширены представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность.

Сформированы знания по истории родного края, о русской национальной культуре, о предметах русского быта.

Развиты мышление, любознательность.

Умеет проводить сравнительный анализ.

Сформирован познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.

Сформирована интеллектуальная личность, способная решать поисковые задачи.

Проявляет любовь к родному краю, уважение к предкам.

Педагогическая диагностика

Реализация программы по дополнительному образованию интеллектуально-познавательного направления предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Программа включает четыре раздела интеллектуально-познавательного направления.

Интеллектуально-познавательные игры

Цель. Повышение уровня интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Известно, что игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидак-тические. Одной из самых популярных форм является интеллек-туально-познавательная игра. Интеллектуально-познавательные игры помогают разнообразить жизнь дошкольников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Первый раздел включает в себя разнообразие интеллектуально-познавательных, развивающих, игр-развлечений математического характера. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого ребенка в активную работу. Увлекшись игрой, дети не заметно для себя познают, запоминают, ориен-тируются в необычных ситуациях, пополняют запас представле-ний, понятий, развивают фантазию.

Опытно-экспериментальная деятельность

Цель . Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и свойствах предметов окружающего мира посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Данный раздел включает в себя опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность. В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Направления экспериментальной деятельности: экспериментирование с водой, с воздухом, предметами, наблюдения в природе.

Искусство оригами

Цель . Всестороннее интеллектуальное развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Раздел предполагает ознакомление детей с искусством оригами. Оригами - это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Основной особенностью обучения является поэтапное создание поделки, причем каждый следующий этап выполняется после того, как все дети справились с предыдущим этапом. Раз за разом работа по оригами усложняется. Работа делится на единичные поделки, индивидуальные композиции, коллективные композиции или макеты. Большое внимание отводится коллективным работам, так как ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с действиями остальных детей.

Истории обыкновенных вещей

Цель . Формирование познавательного интереса к предметному миру через вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность.

Дети повсюду видят магию. Превращение муки в пирог, грязной одежды в чистую, сугроба во дворе в снеговика - все это захватывающие и удивительные процессы. Но простые обыкновенные вещи очень быстро выпадают из поля зрения, становятся привычными и перестают вызывать интерес. А ведь на самом деле каждая из них - это отдельная сказка. Все, чем мы пользуемся в повседневной жизни имеет историю, возможно, скучную и обыкновенную, а возможно - захватывающую и увлекательную. Нужно только посмотреть и задать вопросы..

Раздел «История обычных вещей» направлен на развитие поисково- познавательной деятельности детей.; вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Для того, чтобы метод проектов был успешным, необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

Предварительный просмотр:

Сорокина Ирина Алексеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 189 «Солнышко» комбинированного вида

ПРОГРАММА

дополнительного образования по познавательному развитию

«Юный исследователь»

Разработчик: Сорокина И.А.

Старший воспитатель МБДОУ № 189

г. Камень – на – Оби

2007 г.

  1. Пояснительная записка

1.1. Концепция

  1. 1.2. Актуальность
  2. 1.3. Новизна
  3. 1.4. Цель
  4. 1.5. Задачи
  5. 1.6. Возраст детей
  6. 1.7 Продолжительность реализации программы
  7. 1.8. Формы и режим занятий
  8. 1.9. Ожидаемые результаты
  9. 1.10 Педагогическая диагностика (см. Приложение 1)
  10. 1.11. Формы подведения итогов программы
  1. Учебно-тематический план (см. Приложение 2)
  2. Краткое описание тем

3.1.Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

3.2 Преемственность

4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий

5. Список литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Концепция программы

Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Гуманистические технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
  • Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
  • Принцип «развивающей интриги»
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
  • Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

1.2. Актуальность

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

  1. Новизна

Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира

  1. Цель программы

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

1.5. Задачи программы

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г. № 3266-1
  • Типовое положение «О дошкольном образовании»
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  • Устав ДОУ
  • Программа развития ДОУ
  • Положение о кружковой работе
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ
  • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей
  1. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет

Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

  1. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

  • 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
  • 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
  1. Формы и режим занятий

Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. День занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей в соответствии со «счастливой свободной работой» с Монтессори материалом.

Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все эксперименты сопровождаются составлением протокола. Дети 5 – 6 лет используют простейший вариант: заполняют таблицу (ставят любой знак); дети 6 – 7 лет (умеющие читать) - кратко записывают результат в заготовленную форму или зарисовывают.

  1. Ожидаемые результаты

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • постановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
  1. Педагогическая диагностика

(см. Приложение № 1)

  1. Формы проведения итогов реализации программы
  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».
  1. Учебно-тематический план

(см. Приложение № 2)

  1. Краткое описание тем

1 этап (5- 6 лет)

1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

2 занятие: Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.

3 занятие: Опыт с водой «Плавает или тонет»

4 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода» № 1

5 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода» №2

6 занятие: Опыт с водой «Чем пахнет вода»

7 занятие: Опыт с водой «Какую форму имеет вода»

8 занятие: Опыт с водой «В каком направлении давит вода»

9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель»

10 занятие: Опыт с водой «Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»

11 занятие: Опыт с водой «Нарушение равновесия»

12 занятие: Опыт с водой «Измерение температуры воды»

13 занятие: Опыт с водой «Лед – твердая вода»

14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду»

15 занятие: Эксперимент «Как выйти сухим из воды»

16 занятие: Опыт с водой «Замерзая, вода двигает камни»

17 занятие: Опыт с водой «Насыщенные растворы»

18 занятие: Опыт с водой «Изменение объема воды от нагревания»

19 занятие: Опыт с водой «Вода в скафандре»

20 занятие: Опыт с водой «Бездонный стакан»

21 занятие: Эксперимент «Плавающая скрепка»

22 занятие: Эксперимент «Встречное движение»

23 занятие: Эксперимент «Движение дуг от друга»

24 занятие: Эксперимент «Водяной подсвечник»

25 – 27 занятия: Опыт «Вода и звук»

28 занятие: Эксперимент «Как добыть воду для питья»

29 - 31 занятие: Опыт с воздухом «Воздух есть везде»

32 занятие: Эксперимент «Лимон надувает воздушный шар»

33 – 34 занятие: Опыт с воздухом «Работа воздуха»

35 занятие: Опыт с воздухом «Давление воздуха»

36 занятие: Опыт с воздухом «Расширение горячего воздуха и его движение»

2 этап (6 – 7 лет):

1 занятие: Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории.

2 занятие: Опыт с огнем «Горит – не горит»

3 занятие: Опыт с огнем «Работа с огнем»

4 занятие: Эксперимент «Живая тень»

5 занятие: Работа с напольными весами. Знакомство.

6 – 7 занятие: Взвешивание предметов на напольных весах

8 занятие: Эксперимент Рекордный вес»

9 – 10 занятие: Опыт с магнитом «Магнитная задача»

11 занятие: Опыт с магнитом «Танцующие скрепки»

12 занятие: Эксперимент «Летающая бабочка»

13 занятие: Опыт с магнитом «Магнит и стрелка»

14 занятие: Фокус с магнитом

15 занятие: Опыт с магнитом «Сила притяжения магнитов»

16 занятие: Опыт с магнитом «Все тела притягиваются друг к другу»

17 занятие: Научный опыт «Снежные цветы»

18 занятие: Научный опыт «Висит без веревки»

19 занятие: Научный опыт «Сломанный карандаш»

20 занятие: научный опыт «Неугомонные зернышки»

21 занятие: Эксперимент «Подводная лодка из винограда»

22 занятие: Эксперимент «Подводная лодка из яйца»

23 занятие: Научный опыт «Своды и тоннели»

24 занятие: Эксперимент «Куда девались чернила»

25 занятие: Эксперимент «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него»

26 занятие: Понятие об электрических зарядах

27 занятие: Научный опыт «Танцующая фольга»

28 занятие: Опыт для большой истории «Рассматривание веществ»

29 занятие: Опыт для большой истории «Извержение вулкана»

30 занятие: Опыт для большой истории «Горообразование»

31 занятие: Опыт для большой истории «Всемирный потоп»

32 занятие: Опыт с растениями «Откуда взялись растения»

33 занятие: «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м»

34 занятие: Опыт с растениями «Как растение ищет свет»

35 занятие: Опыт с растениями «Как питаются растения»

36 занятие: Опыт с растениями «Как вянут стебли растений»

3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта

Работа кружка «Юный исследователь» основана на нормативных документах, в том числе:

  • Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»;
  • Устав МДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко».

3.2. Преемственность

Программа кружка предполагает:

  • Сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
  • Сформированность личности ребенка;
  • Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
  1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)

4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал ; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  • разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование :

  • специальную одежду (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.
  1. Список литературы
  1. «Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори»;
  2. «Ребёнок в мире поиска» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
  3. «Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
  5. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.

Приложение № 1

Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

Приложение № 2

Учебно – тематический план

№ занятия

Перечень тем

Количество занятий

Теоретическое

Практическое

1 этап (5 – 6 лет):

Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью.

Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента

Опыты с водой

«Плавает или тонет»

4 – 5

«Какого цвета вода»

«Чем пахнет вода»

«Какую форму имеет вода»

«В каком направлении давит вода»

«Вода как растворитель»

«Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде»

«Нарушение равновесия»

«Измерение температуры воды»

«Лед – твердая вода»

«Снег превращается в воду»

«Как выйти сухим из воды»

«»Замерзая, вода двигает камни»

«Насыщенные растворы»

«Изменение объема воды»

«Вода в скафандре»

«Бездонный стакан»

«Плавающая скрепка»

«Встречное движение»

«Движение друг от друга»

«Водяной подсвечник»

25 - 27

«Вода и звук»

«Как добыть воду для питья»

Опыты с воздухом

29 - 31

«Воздух есть везде»

«Лимон надувает воздушный шар»

33 - 34

«Работа воздуха»

«Давление воздуха»

«Расширение горячего воздуха и его движение»

2 этап (6 – 7 лет):

Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории

Опыты с огнем

«Горит – не горит»

«Работа с огнем»

«Живая тень»

Опыты с напольными весами

«Работа с напольными весами. Знакомство»

6 - 7

«Взвешивание предметов»

«Рекордный вес»

Опыты с магнитом

9 - 10

«Магнитная задача»

«Танцующие скрепки»

«Летающая бабочка»

«Магнит и стрелка»

«Фокус с магнитом»

«Сила притяжения магнитов»

«Все тела притягиваются друг к другу»

Научные опыты

«Снежные цветы»

«Висит без веревки»

«Сломанный карандаш»

«Неугомонные зернышки»

«Подводная лодка из винограда»

Подводная лодка из яйца»

«Своды и тоннели»

«Как проткнуть воздушный шар без вреда для него»

«Понятие об электрических зарядах»

«Танцующая фольга»

Опыты для большой истории

«Рассматривание веществ»

«»Извержение вулкана»

«Горообразование»

«Всемирный потоп»

Опыты с растениями

«Откуда взялись растения»

«Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м»

«Как растение ищет свет»

«Как питаются растения»

«Как вянут стебли растений»

Технология опыта

  1. Теоретическая интерпретация опыта
  1. Условия возникновения опыта
  2. Обоснование актуальности и перспективности
  3. Теоретическая база опыта
  4. Новизна опыта
  5. Ведущая педагогическая идея
  6. Результативность
  7. Технология опыта
  8. Адресная направленность
  1. Технология опыта

2.1.Программа кружка «Юный исследователь»

2.2. Мониторинг результативности дополнительного образования детей по экспериментальной деятельности

МОНИТОРИНГ

результативности дополнительного образования детей по экспериментальной деятельности

МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко»

г.Камень-на-Оби


1. Пояснительная записка.

3. Целевые ориентиры.

5. Учебно-тематический план.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе.

7. Методическое обеспечение программы.

1. Пояснительная записка .

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа по дополнительному образованию является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа по дополнительному образованию построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значимость.

Дети по своей природе исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

        • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка.

Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции.
  • Развитие речевого творчества.

Художественно – эстетическое развитие.

  • Восприятие музыки.
  • Развитие продуктивной деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Правильное формирование крупной и мелкой моторик.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» составлена для детей 5-6 лет.

2. Цели и задачи реализации программы. Принципы реализации программы.

Цель программы : Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Развивать у детей мелкую пальцевую моторику, посредством пальчиковой гимнастики, проводить самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т.д.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.

2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач.

3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности детей данной возрастной группы – игровой.

5. Поэтапное, дозированное предъявление материала.

6. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

7. Принцип учета личностных особенностей.

8. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

9. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия.

10. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

11. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

3. Целевые ориентиры.

В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию по познавательному развитию «Познавай-ка» предполагается:

  • формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;
  • формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства воздуха;
  • формирование умения опытным путем доказывать свойства песка;
  • формирование умения опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;
  • формирование умения делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Учебный план. Режим занятий. Список детей.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Познавай-ка» разработана на основе методических рекомендаций:

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 30-32 календарных недели, и включает в себя 2 занятия непосредственно образовательной деятельности в неделю, в месяц 8 занятий, в год 60-62 занятия. Длительность одного занятия в старшей группе – 25 мин. (согласно СанПиН). Организуя занятия по познавательному развитию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Формы обучения:

  • экспериментирование;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • опыты;
  • исследовательская деятельность;
  • занятия;
  • групповая и индивидуальная работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • публикация информации на сайте МБДОУ, группы;
  • создание игровой ситуации;
  • проговаривание звуков;
  • беседа;
  • показ воспитателя;
  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • наблюдение.

График работы

5. Учебно-тематический план.

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников " О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.
Неделя Темы занятий. Программное содержание Литература
Октябрь
I 1. «Песочная страна» с. 5.
2. «Почему песок хорошо сыплется?» с. 45.
II 3. «Глина, какая она?» с. 5.
4. «Волшебный материал» с. 45.
III 5. «Песок и глина – наши помощники» с. 5.
6. «Свойства мокрого песка» с. 5.
IV 7. «Ветер и песок» с. 5.
8. «Песочные часы» с. 5.
Ноябрь
I 9. «Упрямый воздух» с. 52.
10. «Поиск воздуха» с. 5.
II 11. «Ветер в комнате» с. 5.
12. «Что в пакете?» с. 35.
III 13. «Парусные гонки» с. 5.
14. «Надувание шарика» с. 30.
IV 15. «Сухой из воды» с. 52.
16. «Воздух при нагревании расширяется» с. 5.
Декабрь
I 17. «Как распространяется звук?» с. 54.
18. «Почему всё звучит?» с. 40.
II 19. «Где живет эхо?» с. 54.
20. «Откуда берётся голос?» с. 40.
III 21. «Кораблик» с. 41.
22. «Как сделать звук громче?» с. 54.
IV 23. «Коробочка с секретом» с. 54.
24. «Почему Мишутка пищал? с. 54.
Январь
III 25. «Откуда берется вода?» с. 51.
26. «Какие свойства?» с. 51.
IV 27. «Помощница вода» с. 51.
28. «Изготовление цветных льдинок» с. 28.
Февраль
I 29. «Сколько ушей» с. 55.
30. «Проверим слух» с. 55.
II 31. «Наши помощники – глаза» с. 55.
32. «Большой - маленький» с. 55.
III 33. «Чей глаз острее?» с. 55.
34. «Определи на вкус» с. 55.
IV 35. «Определи по запаху» с. 55.
36. «Узнай по голосу» с. 55.
Март
I 38. «Твердые - жидкие» с. 22.
39. «Как измерить тепло?» с. 54.
II 40. «Чем похожи?» с. 25.
41. «Вкусный опыт» с. 54.
III 42. «Куда делась вода? с. 4.
43. «Солнце высушивает предметы» с. 54.
IV 44. «Как работает термометр» с. 4.
45. « Круговорот воды в природе» с. 4.
Апрель
I 46. «Притягиваются - не притягиваются» с. 53.
47. «Магнитные силы» с. 53.
II 48. «Как увидеть магнитные силы с. 53.
49. «Два магнита» с. 53.
III 50. «Мы – фокусники» с. 39.
51. «Необычная скрепка» с. 53.
IV 52. «Рисует магнит или нет» с. 53.
53. «Парящий самолет» с. 53.
Май
I 54. «Древесина, ее качества и свойства» с. 55.
55. « Бумага, ее качества и свойства» с. 50.
II 56. «Ткань, ее качества и свойства» с. 52.
57. «Стекло, его качества и свойства» с. 47.
III 58. «Родственники стекла» с. 23.
59. «Металл, его качества и свойства» с. 48.
IV 60. «Резина, ее качества и свойства» с. 48.
61. «Пластмасса, ее качества и свойства» с. 49.

6. Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:

  • выставка;
  • конкурс;
  • фестиваль художественно-прикладного творчества;
  • отчетные выставки;
  • отчетные концерты;
  • открытые уроки;
  • проведение мастер-класса среди педагогов.

7. Методическое обеспечение программы .

  1. «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбина. – Сфера, М.2005 г.
  2. "Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников" О.В. Дыбина. – Сфера, М. с. 2013 г.
  3. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева. – Мозаика Синтез, М. 2010 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика Синтез, М. 2014 г.