Эмоциональная устойчивость и способы ее развития. Эмоциональная устойчивость человека и подходы к ее изучению

При исследовании эмоционального компонента психологического здоровья нами использовались методики: «Тревожность» (Тейлор), «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк), и шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром).

Проведенный анализ уровня тревожности показывает, что среднее значение данного показателя по выборке составил 19 баллов, это соответствует среднему уровню с тенденцией к высокому, что в целом характеризует группу как чувствительную, эмоционально реагирующую на сообщения о неудаче. Ощущение опасения перевешивает возможную неудачу. Сообщение о неудачи не стимулирует к действиям, а заставляет сникнуть и отойти в сторону.

Результаты выраженности тревожности отражены в таблице №3 и рисунке 4.

Таблица 3 - Значение результатов методики «Тревожность» (Дж . Тейлор)

Рис. 4 Результаты методики «Тревожность»

Из таблицы 3 и рисунка 4 видно, что лишь только 3% из числа респондентов испытывают низкий уровень тревожности, то есть, эти люди испытывают тревожность, но исключительно в ситуациях когда она действительно таит в себе опасность. В этом случае, тревога, по мнению автора методики, даже полезна, так как помогает быть осторожнее и избежать неприятных последствий. Большинство респондентов (75%) испытывают средний уровень тревожности, но используемая нами методика позволяет дифференцировать данный показатель на две тенденции: средний уровень тревожности с тенденций к низкому и средний уровень тревожности с тенденций к высокому. Таким образом, людей получивших показатель «средний уровень с тенденцией к низкому» 30%. Этим людям, так же как и представителями результатов «низкий уровень», свойственно отсутствие излишней напряженности и долгих переживаний. Они испытывают эмоциональное напряжение и беспокойство в конкретной экстремальной или стрессовой обстановке. По интенсивности она не слишком выражена и во времени не продолжительна, так как человек склонен рационально подходить к ситуации. Результат «средний уровень с тенденций к высокому» выявлен почти у половины опрашиваемых (45%), у таких людей наблюдается беспокойство при самых различных обстоятельствах это доставляет определенный психологический дискомфорт человеку. Достаточно большой процент, почти четверть исследуемых (22%), испытывает высокий уровень тревожности. У таких людей тревожность возникает, «на пустом месте», это мешает человеку нормально жить и работать, делает его нервным и доставляет психологический дискомфорт не только ему, но и окружающим. Такой человек испытывает озабоченность, нервозность, находится в ожидании негативных событий. Боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха.

Для исследования эмоциональной стабильности нами использовалась шкала «Эмоциональная устойчивость» методики Г. Айзенка. Данная характеристика позволяет определить способность эмоциональной сферы сохранять стабильное состояние под влиянием деструктивных процессов протекающих во внутренних и внешних условиях. По выборке, среднее значение данного показателя - 15 баллов. Следовательно, в целом, группе свойственно эмоциональная не устойчивость, что вырежется в их чувствительности, эмоциональности, тревожности, в склонности болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Значение результатов методики «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк)

Рис. 5 Результаты методики «Эмоциональная устойчивость»

При рассмотрении показателя «эмоциональная устойчивость», в зависимости от уровня (таблица 4) можно констатировать, при исследовании у двух трети группы респондентов выявлена эмоциональная неустойчивость (66%). Это характеризует их как импульсивных, раздражительных, быстро утомляемых. Такие люди находятся под влиянием своих чувств, переменчивы в настроении, легко расстраивается, проявляют неустойчивость в интересах. Средняя степень выраженности эмоциональной устойчивости (3%) характеризуется переходностью от устойчивости эмоционального состояния к неустойчивому. Они легко расстраиваются, эмоционально менее устойчивы, но в состоянии трезво оценивать действительность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 31% опрошенных. Таким людям свойственна эмоциональная зрелость, невозмутимость, устойчивость в интересах, работоспособность, ориентированность на реальность. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Они не склонны к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, часто вызывают доверие у других людей и имеют склонность к лидерству, обладают терпением.

Для изучения эмоционального компонента психологического здоровья нами была использована методика «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, с выбором конкретных шкал. В данном компоненте психологического здоровья нами анализировались шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» (таблица 5, рисунок 6).

Таблица 5 - Значение шкал «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром),%

Самоуважение

Самопринятие

Ср. знач.

Рис. 6 Результаты методики «Самоактуализационный тест»

В ходе анализа нами выявлено, что среднее значение показателей «Самоуважение» и «Самопринятие» по группе выражено на среднем уровне, следовательно группа испытывает уважение к своему «Я» и принимает свои личностные качества, не зависимости от их полярности (положительной или отрицательной).

Самоуважение, которое подразумевает способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них не свойственно 3% респондентов, т.е. они не признают и не принимают себя в качестве значимой, достойной уважения личности. Такие люди податливы, они легко подвергаются внешнему воздействию. У них очень сильно выражена потребность в социальном признании и внимании. Они болезненно ощущают пренебрежение со стороны окружающих. У 99% респондентов (высокий и средний уровни) присутствуют чувства уважения и собственного достоинства.

Самопринятие это категория, основанная на относительно объективной оценке собственных способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как самими талантами, так и их пределами. Из таблицы 5 видно, что респондентов, не испытывающих подобные чувства выявлено 19%. Остальным опрошенным (81%) свойственно данное чувство в форме среднего и высокого уровня выраженности, что проявляется в различной степени принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а возможно и вопреки последним.

Таким образом, анализируя результаты проведенных исследований, можно констатировать, что эмоциональный компонент психологического здоровья представлен в таблице №6. Так же анализ выраженности данного компонента, в зависимости от гендерных особенностей представлен в таблице 7.

Таблица 6 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, %

Рис. 7 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья

Таким образом, низкий уровень эмоционального компонента выявлен у 18% респондентов. Следовательно они не переживают о состоянии здоровья, а также не признают важную роль эмоционального состояния на возникающие ухудшения физического или психического самочувствия человека.

Таблица 7 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 8 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора

На основании результатов, представленных в таблице №7, можем констатировать, что различий в выраженности эмоционального компонента, по гендерному фактору, ярко не выражено.

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание

Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ как психолого – педагогическая проблема.

Теории эмоций. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности

Сущность и содержание подготовки к ЕНТ

Структурно – содержательная модель формирования эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Опытно – педагогическая работа по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Диагностика эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Программа ОПР. Задачи и этапы ОПР

Результаты опытно – педагогической работы

Актуальность исследования. Основанием для исследования проблемы влияния образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости старшеклассников явилась недостаточная разработанность вопросов системы подготовки учащихся к ЕНТ. Ситуации социальной нестабильности, напряженный учебный процесс, Подготовка к ЕНТ, физиологические особенности юношеского возраста, страх перед будущим, все это требует повышенной эмоциональной устойчивости. При этом устойчивость должна проявляться как к внешним факторам так и к внутренним противоречиям.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л.М. Аболина, Л.В. Куликова, К. Левина, Ф. Хоппе, Кузуб М. А, В. Э. Эриксона и др. Анализ психолого – педагогической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

В Российской психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной, инженерной, психологии спорта. Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой и других.

Цель исследования : разработка теоретических основ системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ и апробация ее в учебно – воспитательном процессе школы.

Объект исследования : процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе.

Предмет исследования : формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Гипотеза: Если спроектировать и разработать теоретические основы системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается на психолого – педагогических концепциях (фасилитации, психотерапии, позитивного мышления)

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

1. Раскрыть сущность основных понятий: «эмоциональная устойчивость», система деятельности педагога — психолога

2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ.

3. Разработать и апробировать в ходе опытно – педагогической работы программу тренинга по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ и разработать. рекомендации по теме исследования

Методологическую основу исследования составляют положения деятельностного, личностного и системного подхода, теории эмоции, теория эмоционального интеллекта.

Методы исследования: методика изучения уровня тревожности и познавательной активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест — опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика исследования уровня субъективного

Ценностные ориентации (М Рокич), шкала депрессии, Акцентуации личности и нервно – психологическая неустойчивость, анкетирование, тестирование, опрос, беседа.

Источник:
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости
http://studfiles.net/preview/3535399/

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях:

Эмоциональная устойчивость - выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Эмоциональная устойчивость - Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Эмоциональная устойчивость - характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний) … Психология человека: словарь терминов

Эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА - способность оператора стабильно выполнять задание функции под влиянием мешающих факторов внешней среды, профессиональной деятельности, утомления. У. о. подразделяется на специфическую и неспецифическую (общую). Спецификация У. о. связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УСТОЙЧИВОСТЬ - (англ. tolerance, stability). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных … Большая психологическая энциклопедия

Эмоциональная стабильность - устойчивость настроения. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - – неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Профессионально-психологическая устойчивость - Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ –… … Энциклопедия современной юридической психологии

Педагогическое общение: гибкость - сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 . Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях: Эмоциональная устойчивость - выражается в способности
http://psychology_pedagogy.academic.ru/21215/%D0%AD%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%99%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Эмоциональная устойчивость и толерантность

Эмоциональная устойчивость - способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.

Как свидетельствует анализ литературы, единого мнения в определении эмоциональной устойчивости нет.

Приведем классификацию существующих определений:

Эмоциональная устойчивость - это свойство, качество или особенность, характе­ризующая темперамент.

Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, способствующее успешно­му осуществлению деятельности и характеризующееся увеличением работоспособности в эмоциогенной обстановке.

Эмоциональная устойчивость - невосприимчивость нервной системы к неприят­ным впечатлениям.

Эмоциональная устойчивость - константность моторных, психических функций.

Эмоциональная устойчивость - степень волевого владения излишним эмоциональ­ным возбуждением.

Эмоциональная устойчивость - устойчивость эмоций, эмоциональная стабиль­ность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных не­гативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость - надежное выполнение сложной задачи.

Эмоциональная устойчивость - оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и дру­гих особенностей.

Таким образом, далеко не всегда взгляд какого-либо автора можно отнести к какому-нибудь классу, множество определе­ний не имеют законченной формы, являются «рабочими».

Нервно-психическая устойчивость - способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в т. ч. экстремальным), не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью (синоним – стрессоустойчивость).

В структуру эмоциональной устойчивости (В.И. Селивановым, А.С. Чебыкиным, Е.А. Милеряном, О.В. Дашкевичем, А.В. Мирошиным и другими) было предложено включить, как способности субъекта к произвольной мобилизации и возможностей своего организма для преодоления негативных эмоциональных реакций состояний новое качество, получившее название эмоционально-волевая устойчивость .

Толерантность непосредственно связана с устойчивостью : при­обретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Большинство работ посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (Г.У. Солдатова). Исследования толерантности в отечественной психологии долгое время огра­ничивались изучением эмоциональной устойчивости (А.Е. Оль-шанникова, О.А. Сиротин, О.А. Черникова, А.С. Чебыкин, Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Мирошин и др.).

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я люблю сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

60. Я человек нервный и легковозбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других(не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризным и раздражительным.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

83. У меня были приводы в милицию.

84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка результатов. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

В разном возрасте, при различных обстоятельствах палитра эмоционального мира человека меняется. Иногда эта палитра наполнена яркими красками, а иногда мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции - говорил К.К. Платонов, - представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя»

В процессе развития человечества сложилось мнение, что без эмоции человек будет подобен роботу. Такому человеку неизвестны ни печаль, ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, - писал академик П. К.Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

На пути развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Первая попытка была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.). И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии. Эмоции где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.

В развитие теоретических знаний о природе эмоций огромный вклад внесли представители когнитивной психологии (К. Роджерс, Г. Арнольд и др.). К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два больших класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность».

Современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, обусловлен теми представлениями о природе человека, которые уходят истоками к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, изначально - существо рациональное, эмоциональное мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, является теория Г. Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект - значит «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Для того чтобы лучше понять суть теории, давайте обратим внимание на схему №1

Событие 1

Восприятие

Негативная

Событие 2

Событие 3

Понимание

Позитивная

Эмоциональная

устойчивость

Стрессоустойчивость

Психологическая устойчивость

Жизнестойкость

Эмоционально – волевая устойчивость

адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций»

это сознательно выбранные реакции, позволяющие субъекту сохранять эмоциональную стабильность, умение ясно мыслить, принимать правильно решения

способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров

целостное интегральное качество личности проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в стрессовых ситуациях

Систему убеждений человека о себе, о мире, которая способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Способность личности подбирать нужную и адекватную эмоцию и реакции в широком спектре эмоции и реакции, которые возникают в стрессовых ситуациях

Способность личности правильно отражать действительность, при этом личность признает возможность отрицательных событий и воспринимает их как менее травматические события. При этом личность сохраняет активность для дальнейшего функционирования

Эмоциональная устойчивость, самоконтроль. По мнению специалистов, эмоциональная устойчивость означает оптимальную стабильность в различных ситуациях, в том числе и стрессовых. Б.Кретти считает, что спортсмен сможет добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если сумеет эффективно управлять своим эмоциональным состоянием. Он установил, что американские футболисты-студенты отличаются более высокой эмоциональной устойчивостью, чем обычные студенты того же колледжа. А. Сперлинг также обнаружил, что для спортсменов характерна более благоприятная личностная адаптация.

Обнаружены различия в эмоциональной устойчивости между спортсменами разных специализаций. Г.Слашер с помощью MMPI установил, что у пловцов невротичность ниже, чем у представителей видов спорта с физическим контактом с соперником. По данным Дж.Джонсона с сотр. оказалось, что борцы могут достаточно хорошо управлять своими эмоциями.

Однако у спортсменов могут быть выражены компенсаторные качества. Если они недостаточно эмоционально устойчивы, то у них более чем достаточно могут быть выражены такие качества, как твердость характера, потребность в достижении и другие, что обеспечивает им нужное оптимальное психическое поведение во время соревнований. Б.Кретти предполагает, что у спортсменов мирового класса либо эмоциональные проблемы находятся под эффективным контролем, либо они в личностном плане чрезвычайно эмоционально устойчивы.

По мнению Р.Кеттелла, индивид с выраженной «силой Я» отличается зрелостью, твердостью, настойчивостью, спокойствием, чувством реальности при решении проблем и незначительным уровнем так называемой «невротической усталости». А менее эмоционально устойчивый индивид характеризуется склонностью к невротизму, непостоянством, неспособностью выносить фрустрации. Он уклоняется от принятия решений и действует, как правило, импульсивно. Более того, неустойчивые индивиды часто испытывают утомление даже и при отсутствии значительных физических нагрузок. Подобный «синдром усилий» часто отмечается у чрезвычайно невротичных субъектов.

По мнению О.А.Черниковой, эмоциональная устойчивость как положительное психологическое качество выражается в том, что она в определенные ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью определенных качественных особенностей и имея устойчивую направленность на решение спортивных задач.

Оптимальный уровень интенсивности эмоциональных переживаний и состояний в течение спортивной борьбы не остается величиной постоянной. Она изменяется соответственно ситуации спортивных действий, их задачам. Однако этот «оптимум эмоций» должен быть относительно устойчивым, оставаясь в то же время динамичным, что и характеризует Эмоциональную устойчивость спортсмена.

Эмоциональная неустойчивость спортсмена часто становится причиной его неудачных выступлений на соревнованиях при неумении преодолевать неблагоприятные влияния возникающих эмоциональных состояний и отношений.

В.Э.Мильман в качестве личностных факторов стресса выделяет общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль соревновательной деятельности, Он считает, что общие свойства личности являются тем, что Г.Оллпорт называет личностными чертами, а специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества.

Ситуативное свойство-это свойство-состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие психофизиологические основания; ситуативные качества автор характеризует как специфические внутренние способы действий.

По мнению автора, специальные свойства личности (ССЛ) отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. В.Э.Мильман выделяет четыре основных качества этого типа.

Соревновательная эмоциональная устойчивость является согласно автору наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом (Л.М.Аболин, П.Б.Зильберман, О.А.Сиротин). Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.

Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения.

В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсменов на соревновании.

Стабильность - помехоустойчивость характеризует устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, неэкстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации. В.Э.Мильман характерные соревновательные проявления специальных свойств личности спортсмена сводит в определенные группы (табл. 2).

Таблица 2

Специальные свойства личности спортсмена

Соревновательная эмоциональная устойчивость

Положительный полюс

Отрицательный полюс

Относительно ровный эмоциональный фон в выступлении. Внешние события оцениваются трезво, рационально. Эмоции не вступают в противоречие с трезвым расчетом и намеченным планом действий

Эмоции оптимально регулируют энергетический потенциал в предстартовой ситуации и в ходе спортивной борьбы.

Большие перепады в эмоциональном фоне выступления. Внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции.

Эмоции могут управлять спортивными действиями часто в противоречии с трезвым расчетом.

Возможна нерациональная трата энергии, в том числе «нервной», что может приводить к преждевременному утомлению, «перегоранию».

Спортивная саморегуляция

Умение произвольно настроить себя перед началом, в перерывах и в ходе спортивной борьбы.

Умение произвольно планировать свои действия, четко следовать намеченному плану, хороший самоконтроль своих действий.

Умение при необходимости отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Недостаточное умение настраивать себя и управлять своими эмоциями. Неумение четко планировать свои действия, точно следовать намеченному плану, недостаточный самоконтроль своих действий.

Неумение отвлечься от внешней ситуации, сосредоточиться.

Соревновательная мотивация

Точная (возможно завышенная) постановка целей и задач.

Выступление с отдачей, желанием, эмоциональным зарядом.

Сложные ситуации активизируют.

Плохое, заниженное осознание собственных целей и задач.

Вялое выступление, без эмоционального заряда, неполная отдача. Снижение внимания в простых ситуациях.

Стабильность - помехоустойчивость

Отсутствие спонтанных колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители существенно не влияют на выступление. Уверенность в себе.

Наличие достаточно резких колебаний спортивной формы, техники. Неожиданные раздражители действуют сбивающее.

Недостаточная уверенность в себе.

По мнению В.Э.Мильмана, если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства можно рассматривать как внутренние средства, которые субъект может целенаправленно развивать и в большей или меньшей степени управлять ими. Поэтому специальные свойства личности теснее связаны со спецификой спортивной деятельности и могут более существенно влиять на результаты, в первую очередь на надежность выступлений. Однако эти влияния также нельзя считать однозначными, а между специальными свойствами и параметрами деятельности автор выделяет еще один «слой» - личностной регуляции.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма организации психических и психофизиологических проявлений, которая должна способствовать наилучшему приспособлению индивидуальных качеств в целях достижения высокой эффективности и надежности деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин).

В.Э.Мильман индивидуальный стиль соревновательного поведения спортсмена в целом рассматривает как способ организации специфических средств деятельности, где в качестве специфических средств выступают специальные свойства личности спортсмена и их отдельные компоненты, в частности динамика эмоционального возбуждения, характер эмоциональной регуляции соревновательного поведения.

Типы индивидуального стиля соревновательной деятельности автор основывает на двух параметрах: характере эмоциональной регуляции деятельности и на характере ориентации в деятельности.

Типы эмоциональной регуляции он подразделяет на «ровный» и «взрывной». При «ровном» типе выступление и все соревновательное поведение характеризуется относительно ровным, без значительных колебаний, эмоциональным фоном, минимальной выраженностью значительных периодов расслабления и последующих резких подъемов. При «взрывном» типе для выступления характерны эмоциональные всплески, чередующиеся с периодами значительных спадов.

Автор типы ориентации в наиболее общем виде подразделяет на «внешний» и «внутренний». «Внешний» тип ориентации связан с преимущественной направленностью внимания в ходе выступления (а также в предстартовый период) на внешние моменты: тактики выступления, особенности поведения соперников и партнеров, окружающие условия. «Внутренняя» ориентация характеризуется основной направленностью внимания спортсмена на динамику своего внутреннего состояния и двигательного поведения. Дальнейшее детализация типов ориентации может быть направлена на выделение «узкого» и «широкого» типов внимания (как предлагает Р.Найдиффер). Особенности стиля каждого конкретного спортсмена определяются, с одной стороны, его индивидуальными характеристиками, с другой - требованиями вида спортивной деятельности.

Индивидуальный стиль соревновательной деятельности складывается на достаточно высоких ступенях спортивного мастерства, При этом параметры индивидуального стиля специализируются в соответствии со спецификой спортивной деятельности, с одной стороны, и индивидуальными особенностями спортсмена- с другой. Опосредующую роль в этом процессе играют специальные свойства личности и чувствительность к стресс-факторам. Тенденция влияний при этом такова:

  • - специальные свойства определяют преимущественно тип эмоциональной регуляции стиля деятельности. Эмоциональная устойчивость влияет скорее на развитие «ровного» типа. Эмоциональная неустойчивость коррелирует с «взрывным» типом. «Взрывность» также может быть связана с высокой соревновательной мотивацией;
  • - чувствительность к стресс-факторам значительно влияет на характер ориентации. «Внешний» или «внутренний» тип ориентации в большей степени определяется характером стрессорности, в первую очередь чувствительностью к стрессорам неопределенности.

2. Эмоциональная устойчивость (средняя).

Испытуемая - эмоционально устойчивый человек, т.е. в различных жизненных ситуациях ведёт себя адекватно, способна к адаптации в новых условиях. Не склона к импульсивности в поведении. Чувствительность и раздражительность находится на нормальном уровне.

Испытуемая редко плачет, а если и плачет, то на это есть внешние объективные причины. Ксения так же редко кричит, раздражается и т.п.

3. Психотизм умеренный.

Испытуемая не склонна к асоциальному поведению. Для неё характерны адекватные эмоциональные реакции, средняя степень конфликтности, здоровый уровень эгоизма.

В данном случае сложно выделить «чистый» темперамент - для испытуемого характерна амбивалентность. Наиболее испытуемой подходит описание флегматика. Этот тип темперамента характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого складываются медленно, но являются стойкими. Испытуемая обладает спокойствием в действиях, речи, мимике, постоянством чувств и настроений. В меру общительна, редко выходит из себя, экономит силы. Характерны следующие черты: «положительные» – выдержка, основательность, постоянство; «отрицательные» – вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

2.2 Характер

Использован опросник Леонгарда-Шмишека.

Рис. 1 - Выраженность акцентуаций

У данного испытуемого обнаружено четыре акцентуации (возбудимый, эмотивный, экзальтированный, циклотимный). Обнаруженные акцентуации во многом противоречат тесту Айзенка и наблюдаемому поведению. Это может быть как свидетельством противоречивости личности испытуемого, так и ненадёжности данного инструмента. Возможно так же, что испытуемый был не совсем искренен в своих ответах. В общем можно сказать, что испытуемый отличается пассивностью, леностью, сниженным контролем над своими действиями, эмоциональностью (рис. 1).

Свойственна импульсивность, занудство, угрюмость. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Для этого типа труд не привлекателен, и действительно, испытуемая трудиться по дому по необходимости, проявляет нежелание учиться. Ксения не задумывается о будущем, живет настоящим, любит получать массу развлечений.

2.3 Характеристика мотивационной сферы

Использована типология Шпрангера - Холланда.

Согласно тесту Холланда испытуемая относится к предпринимательскому типу (близок к экономическому и политическому типу по Шпрангеру) (см. Приложение 2).

Во многом характеристика предпринимательского типа и поведение испытуемой в жизни не совпадают. Например, данный тип предполагает широкие социальные навыки, лидерские качества, стремление быть в центре внимания, управлять людьми. Однако испытуемая (в школе и дома) исполняет скорее роль ведомой, исполнителя. Такое противоречие можно объяснить несовершенством теста или неполным раскрытием личности испытуемой в данных жизненных условиях. Пересечение наблюдается лишь в следующих аспектах: ориентация на деньги, социальное благополучие. Действительно, некоторое поведение Ксении можно отнести к предпринимательскому типу. Она никогда ничего не сделает просто так. Например, если её просят дома убраться за сестру (у той много дел, она не успевает с учёбой), то Ксения никогда не сделает этого из-за желания помочь, сочувствия. Она выполнит необходимую работу, если ей за это пообещают заплатить денег (10 – 30 рублей) или дать что-то вкусное из еды.

Отсюда возможно истекает проблематичное отношение к школьным заданиям, ведь за их выполнение ей не дают никакого материального подкрепления, а морального удовлетворения от хорошей оценки ей явно недостаточно. Конечно, если испытуемая получает отличную оценку, она сразу же и с большим воодушевлением сообщает это домашним. Но скорее всего, Ксения делает это для того, чтобы все видели: она учиться, нельзя её больше ругать. В дальнейшем получение хорошей оценки не способствует повышению её учебных стараний.

Основными мотивами к учебной деятельности являются:

Боязнь наказания родителей. Она не учиться на «отлично», но и не скатывается до «двоек». Родители постоянно «подстёгивают» её.

Стремление поступить в техникум из-за нежелания оказаться на низкой социальной лестнице (учеба в ПТУ);

Интерес к некоторым учебным заданиям. Нет определённых предпочтений к предметам, но некоторые нестандартные задания увлекают.

Довольно часты случаи, когда Ксения уходит от неприятной ситуации игнорированием. Например, когда родители просят её принести дневник или тетрадь с домашней работой, она зачастую отмалчивается или идёт к себе в комнату и ложиться спать.

У испытуемой наблюдается односторонняя (развлечение) сфера интересов (учеба сюда явно не входит):

Выполнение картин из соломки;

Просмотр определенных телесериалов;

Чтение газет развлекательного типа, разгадывание кроссвордов и головоломок;

Общение с подругой;

Общение с мальчиками;

Удовлетворение физиологических потребностей.





Мы проводили данное исследование на одном уроке и всегда на нем (константность условий). Таким образом, мы организовали экспериментальное исследования и перешли к его проведению. 2.2 Методы и методики психодиагностического исследования. При исследовании интеллекта и школьной успеваемости мы использовали следующие методы: ─эксперимент; ─тестирование; ─контент-анализ (в контексте...





Через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, ...

Непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития. 2) Социально-психологические особенности студенческого возраста. В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. ...

М., 1973. С.12-13. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994 Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы. Барчуков Е.В. АННОТАЦИЯ на дипломную работу “Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы”. Переход от...