Краткая характеристика программы перспектива начальная школа. «Перспектива»

Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок получил хорошее образование. В большой вклад в обучение вносят учителя, но всё же немаловажным значением обладает выбранная директором школьная программа. На сегодняшний день всё большей популярностью пользуется программа «Перспектива», отзывы о которой пишут многие учреждения среднего образования.

«Полная сборка»

УМК, то есть учебно-методический комплекс, - так зовётся программа «Перспектива». Отзывы учителей и научных сотрудников говорят о том, что период обучения включает в себя все новейшие разработки в области педагогики и психологии. При этом особый упор делается на сохранение старых, можно сказать, советских традиций образования, которые были признаны лучшими в своём роде. УМК - это сочетание классики с новыми трендами обучения.

Обратите внимание на то, «Перспектива» - школьная программа (отзывы о которой интересны каждому родителю), что сочетает современные требования социума, которые негласно предъявляются к ребёнку наравне с культурно-историческим развитием общества.

Благодаря внедрению нового методического комплекса каждому ребёнку будет доступно понимание материала. С течением времени нагрузка в образовательных заведениях увеличивается. В свете того, что дети обладают различными умственными способностями, новые формы обучения позволят сделать доступным учебный материал для любого ребёнка. Как следствие, лаконичное и понятное изложение теоретических знаний поможет значительно повысить уровень образования в малых группах - классах, что приведёт к массовой заинтересованности в продолжении обучения.

Другим положительным моментом является то, что не только на формирование теории влияет программа «Перспектива» (начальная школа). Отзывы учителей, которые обладают опытом внедрения комплекса обучения, говорят о том, что система направлена на развитие личностных качеств ребёнка. Обучающий комплекс учитывает его возрастные особенности, интересы и соответствующие данному периоду потребности.

Наличие комплекса учебников подразумевает программа «Перспектива». Отзывы родителей говорят о том, что они стоят несколько дороже остальных, однако полностью оправдывают себя. Разработкой каждого учебного издания занимался коллектив учёных педагогической области. Были задействованы представители Российской академии наук; Федеральный институт развития образования, а также Российская академия образования. Разумеется, непосредственным участником создания учебников является издательство «Просвещение». Комплект литературы соответствует всем критериям образования второго поколения.

Необходимость создания

В чём заключается причина, которая породила необходимость создания нового учебного комплекса второго поколения? Прежде всего, первостепенным фактором являются социальные запросы, которые возникли в процессе перехода общества из индустриального в постиндустриальное. Здесь необходимо упомянуть о формировании информационного типа жизни человечества, где упор делается на научный потенциал. Таким образом, программа в школе «Перспектива», отзывы о которой мы рассматриваем, направлена на инновационные знания, которые в будущем подарят человечеству новые изобретения.

Другим фактором является удивительно высокий темп технического прогресса. Обратите внимание, что сотовые телефоны появились только в начале двухтысячных, однако через пару лет уже трансформировались в мощнейшие миникомпьютеры. Исторический опыт показывает, что научные открытия разделяют годы, десятки лет, сейчас же ситуация в корне изменилась. Информационное развитие касается абсолютно всех сфер общественной жизни. Любой вид производства может похвастаться запатентованными технологиями, которые постоянно совершенствуются.

Наступил век стремительного воплощения любой идеи в жизнь. Как следствие такого прогресса, выступает необходимость непрерывного обновления теоретических знаний. Соответственно, система образования дарит не только образовательный фундамент, но и позволяет личности адаптироваться к постоянному потоку обновляемой информации. Каждому школьнику учебная программа «Перспектива», отзывы о которой оставили и разработчики, и научные деятели педагогической области, подарит навык «быстрого обучения» в любых ситуациях и любой отрасли.

Сущность новых требований

Нелёгким комплексом знаний представлена для детей программа «Перспектива». Отзывы многих родителей говорят о том, что в учебниках сосредоточено много той информации, которая, по их мнению, не нужна ребёнку. А сущность таких высоких требований комплекса обучения второго поколения заключается в следующем.

Во-первых, как говорилось ранее, теоретические знания должны постоянно совершенствоваться и обновляться, создавая при этом мощный фундамент. Современный мир диктует суровые условия. Вполне возможно, что бывшим школьникам понадобятся специфические знания в области психологии, социальной жизни, а также профессиональной сфере. Комплекс обучения учит детей самостоятельному поиску необходимых знаний. Таким образом, личность будет подготовлена к различным изменениям, в том числе и неблагоприятным, например, увольнение и поиск новой работы, с которой человек никогда не сталкивался. Вы спросите, зачем это нужно ребёнку? Ответ прост! Именно в детстве формируются все важнейшие жизненные навыки. Так, ребёнок с самых ранних лет готовится продуктивно мыслить и открывать миру свою талантливую личность.

Новые факторы личности открывает программа «Перспектива». Отзывы о комплексе обучения говорят об изменении смысла системы обучения в целом. Несколькими десятилетиями ранее упор делался исключительно на усвоение теоретических знаний. Сейчас данная позиция делит пьедестал с развитием творческих и умственных способностей. Сейчас наблюдается яркая парадигма перехода от теории к развитию личности. Цель качественно новой системы обучения заключается в активизации социально значимых навыков и качеств наравне с приобретением знаний и социального опыта. Важно не просто учить, важно уметь учиться!

Задачи нового УМК (учебно-методического комплекса)

Как и любой комплекс обучения, ряд основополагающих задач содержит школьная программа «Перспектива». Отзывы родителей, как упоминалось ранее, говорят об упоре на гармоничное и всестороннее развитие личности. В процессе усвоения предметов развиваются духовное, эстетическое, нравственное начало обучаемого. Что касается конкретики, то основными задачами УМК являются:

  1. Общее развитие. Данная задача заключается в формировании образа мира. В процессе реализации данной стадии каждый ученик усваивает основные постулаты современного социума, познаёт общение, обращает внимание на определённые закономерности, например, поступков и их последствий. Кроме того, у обучаемого формируется художественный образ восприятия вещей.
  2. Развитие личности. Данная задача является весьма обширной и позволяет сформировать уникальные качества в ученике - гражданине России. Так, школьник познаёт свою незаменимость, приобретает уверенность в себе, старается использовать те навыки, которые не так ярко выражены у других учеников, развить таланты. Воспитание личности также включает ориентир на создание гражданского общества. Это значит, что с самого детства в ребёнке формируются те понятия и ценности, которые присущи данному типу социума. В ходе реализации задачи ученик постепенно учится делать собственный и независимый выбор, а также нести за него ответственность. Формируются навыки взаимоуважения других людей, способность успешно адаптироваться в коллективе, а также быть толерантным как к своим отрицательным качествам, так и к другим людям.
  3. Познание. Всегда интересно изучать «жизненные предметы», преподавание которых строится на основе реальных ситуаций. Именно на это и ориентирована программа «Перспектива» (1 класс). Отзывы преподавателей, научных деятелей, родителей говорят о том, что у детей развивается интерес к жизни, к знаниям, ко всему новому. Данная задача позволяет эффективно связывать опыт жизненных ситуаций, которые дети получали уже в столь раннем возрасте, с теоретическими знаниями учебника. Развитие познания позволяет развивать творческий потенциал ребёнка, художественное мышление, а также формы поведения в нестандартных ситуациях.
  4. Учебная деятельность. Разумеется, наравне с личностным развитием никто не отменял получение положенных базовых теоретических знаний. Так, параллельно с творческим началом формируется умение (именно умение!) получать и усваивать знания, превращая их в навыки. Здесь также развивается способность к постоянному самосовершенствованию.
  5. Коммуникация. Без общения в современном мире не построить карьеру, не получить хорошую должность. Задача «коммуникация» подразумевает формирование навыка самоорганизации и построения межличностного общения.

«Умения»!

Теория бесполезна, если её применения не нашлось на практике. Определённые умения помогает сформировать программа «Перспектива» (начальная). Отзывы и рецензии разработчиков позволяют выявить ряд навыков, которые будут в будущем применяться учениками:

  • Общение.

Данное умение направлено на формирование и постановку собственной речи. Согласитесь, если вы не сможете грамотно и чётко сформировать собственные мысли, то вряд ли вами заинтересуется компания с вакантной должностью. В процессе формирования навыка обучаемый учится понимать речь товарища, а также контролировать свои высказывания. Более того, каждого ребёнка учат формировать фразы, в зависимости от ситуации и поставленных задач, а также воспринимать из общего потока информации ту, которая ему действительно необходима.

  • Моделирование.

Построение планов и модели поведения поможет не только организовать деятельность, но и достичь высоких результатов как в процессе обучения, так и на работе в будущем.

  • Логика.

Построение правильного, грамотного поведения возможно при условии определённого опыта. Здесь ученики учатся сравнивать ситуации, извлекать полезный для себя опыт, а также выбирать то решение, которое наиболее благоприятным образом повлияет на будущее.

Как вы заметили, программа «Перспектива», отзывы о которой постепенно наполняют систему образования, создаёт универсальные умения и навыки, которые пригодятся не только в стенах образовательного учреждения, но и в студенческой жизни, а также в процессе трудовой деятельности.

Куда без принципов: гуманизм

Ряд принципов включает в себя «Перспектива» - программа для начальной школы. Отзывы научного характера от преподавателей позволяют сформировать основные постулаты, на которых базируется УМК.

Гуманистический принцип подразумевает всестороннее развитие личности с целью обеспечения благоприятного будущего ребёнка. Наравне с этим данным принцип подразумевает создание благоприятных условий для обучения и формирования личности. Каждому обучаемому гарантируется защита его прав, признание ценности его личности, а также уважение достоинства. реализуется, независимо от материальной обеспеченности семьи, а также социального статуса ребёнка, его национальности и расы.

Сущность принципа историзма

Рассматриваемый принцип предполагает изучение предметов в свете культурно-исторического развития общества. Содержание каждой дисциплины построено на базовых положениях, которые в течение нескольких веков успешно себя зарекомендовали. Ярким примером является структурность изложения материала с учётом законов логики. Кроме того, историзм подразумевает связывание теоретических знаний с практическим опытом. Преподаватель должен способствовать визуализации материала в сознании ребёнка.

Коммуникативный принцип

Немаловажным элементом УМК является общение, которое включает в себя программа «Перспектива» (начальная школа). Отзывы родителей позволяют судить об улучшении ребёнка после нескольких месяцев обучения по рассматриваемой программе.

Коммуникативный принцип рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, он выступает в качестве предмета специального изучения. В данном случае упор делается на устную и письменную речь, общение, умение слушать и понимать партнёра. Коммуникация также подразумевает навык умелого разрешения конфликтных ситуаций. Во-вторых, в процессе коммуникации между обучаемым и преподавателем упор делается на воспитание культуры общения.

Творческая активность

Какое направление развития личности обходится без творческой составляющей? Прежде всего, данный принцип подразумевает поощрение творчества и нестандартного решения задач. Данного рода активность предполагает активное участие в коллективах, постановках, взаимодействие с коллективом в процессе решения творческой задачи: формирование сценки, постановка номера и так далее.

Учебная программа «Перспектива» (начальная) отзывы имеет, как мы выяснили, в основном, положительные. Вышеуказанные принципы и задачи реализуются каждым преподавателем учебного заведения, на которого возложена ответственность за обучение подрастающего поколения.

Все особенности обучения раскрываются в дополнительных материалах: приложениях и пояснительных записках, которые носят рекомендательный характер. Первое поколение ребят младшей школы уже прошло обучение по УМК и, стоит отметить, подарило первые плоды. Дети успешно сдают переводные экзамены, а также определились с будущей профессией, стали лучше ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Учитывая то, что каждому ребёнку в будущем необходимо сдать ни один десяток экзаменов, не только учебных, но и жизненных, то «Перспектива» ориентирована на воспитание смышлёного поколения.

И снова здравствуйте! Не устали от изучения ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.

План урока:

Ещё один традиционный проект

Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления для первой ступени образования.

Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.

Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:

  • азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
  • математику Г.Дорофеева;
  • литературу В.Горецкого;
  • информатику Т.Рудниченко;
  • «окружайку» А.Плешакова;
  • технологию Н.Роговцевой;
  • физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
  • ИЗО Т.Шпикаловой;
  • музыку Е.Критской;
  • основы религии и этики по направлениям разных культур.

«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:

  • английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
  • испанского и немецкого по классической программе;
  • французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».

Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.

В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.

Перспективные цели, или как и чему учит программа

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:


Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».

«За» и «против» перспективного обучения

Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в , немного.

«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и прописную пишут одинаково…»,

«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,

«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,

«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».

А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:

«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,

«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».

Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.

Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.

Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.

Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?

Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

(Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.)

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН, методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

- «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

- «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

- «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру - находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

- «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).

Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.

Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.

Родители будущих первоклассников задумываются об образовании своих чад задолго до первого и самого запоминающегося Дня знаний. В поисках подходящей образовательной программы у многих кругом идет голова: как выбрать ту, которая поможет становлению личности ребенка и при этом будет соответствовать всем требованиям государственных стандартов начальной школы? По отзывам, программа «Перспектива» - то, что нужно для комплексного и всестороннего развития учащегося.

Создатели комплекса

Начать, пожалуй, следует с того, что этот образовательный проект относится к традиционной системе обучения детей младших классов. Разрабатывался комплекс в 2006 году. Автором учебно-методических материалов и инициатором создания стала педагог с многолетним стажем, доктор педагогических наук Людмила Петерсон. Совместно с издательством «Просвещение» и молодыми учеными ей удалось создать уникальную школьную программу.

Отзывы о «Перспективе» для начальной школы не всегда радужны, но, как известно, у любого проекта всегда есть свои критики и почитатели. Неслучайно авторам программы пришлось столкнуться с трудностями в получении рекомендаций от Министерства образования и науки РФ. По этой причине отдельные материалы пришлось заменить и доработать в 2014 году, после чего были пройдены все этапы утверждения программы обучения для начальной школы «Перспектива». Отзывы тех родителей, чьи дети уже занимались по обновленному учебно-методическому комплексу, заслуживают внимания.

Как оценивают «Перспективу» родители

В целом у проекта больше положительных, нежели отрицательных откликов. Самое главное, что отмечают родители учащихся начальных классов - их детям интересно учиться. В противовес этому мнению выступают недовольные мамы и папы, которые считают, что любые эксперименты с образовательными формами обречены на провал. Далее более детально ознакомимся с особенностями школьной программы для начальной школы «Перспектива». Отзывы 2016 года или более раннего периода действительно помогают получить представление об этом учебном курсе в общих чертах, но понять объективно, стоит ли отдавать своего ребенка на обучение по данной программе, можно, только вникнув в ее содержание и принципы.

Какие дисциплины входят в программу

Как и любые другие традиционные проекты, в «Перспективе» есть необходимый теоретический и практический базис. Ученики младших классов проходят обучение по направлениям филологии, математики, обществознания, искусства и современных технологий. Помогают им в этом учебники следующих авторов:

  • «Азбука» для 1 класса и курс «Русский язык» Л. Клемановой.
  • «Математика» Г. Дорофеева.
  • «Литературное чтение» В. Горецкого.
  • «Информатика» Т. Рудниченко.
  • «Окружающий мир» А. Плешакова.
  • «Технология» Н. Роговцевой.
  • «Физкультура» А. Матвеева или И. Винера (на выбор преподавателя).
  • «Изобразительное искусство» Т. Шпикаловой.
  • «Музыка» Е. Критской.
  • «Основы религиозных культур и светской этики» А. Шемшуриной.

Все учебные пособия написаны доступно и легко воспринимаются детьми, судя по отзывам родителей.

Программа «Перспектива» для начальной школы в 2017 году предлагает изучение сразу нескольких иностранных языков:

  • английского - по стандартным или углубленным курсам в соответствии с ФГОС, а также по учебникам «В фокусе» Ю. Ваулиной и «Звездный» автора К. Комиссарова;
  • французского - по проекту Н. Касаткиной «В перспективе» или А. Кулигиной «Твой друг французский язык»;
  • испанского и немецкого по классическим программам.

Все учебники и пособия, которые вошли в состав школьной программы «Перспектива» для начальной школы, по отзывам учителей, рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки. Учебные материалы прошли процедуру аттестации на предмет соответствия ФГОС НОО, получив соответствующие рецензии от Минобразования.

Основные принципы «Перспективы» для начальных классов

Цель, которую преследовали создатели программы, заключается в предоставлении возможности педагогу полноценно развивать детей и их индивидуальные способности. Вместе с тем «Перспектива» обладает своими принципами ведения учебного процесса в младшей школе. К ним относят следующие положения:

  • непрерывность обучения;
  • учет личных качеств учеников;
  • формирование у ребенка мировоззрения, целостной картины происходящего;
  • наличие достойного наглядного примера для школьников;
  • поддержание физического и психического состояния учащихся.

Интересно, что Людмила Петерсон в основу своего образовательного проекта положила разработанную ею ранее систему деятельностного подхода. Кстати, в 2002 году Президент РФ наградил Петерсон Государственной премией в области образования.

Дать ребенку универсальные навыки и умения, развить его способность ставить перед собой правильные цели, решать задачи и нести ответственность за результаты - это и есть суть программы «Перспектива» для начальной школы. Отзывы педагогов свидетельствуют о том, что внедрить комплекс в учебный процесс не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Важно научить ребенка заниматься и открывать новые знания самостоятельно, а не предоставлять ему готовую информацию. Базисными для этой деятельностной методики школьной программы являются несколько направлений. Уделим каждому из них несколько слов.

Хочу учиться!

Педагог должен сохранять и постоянно подогревать интерес ребенка ко всему неизведанному, развивать его познавательные способности увлекательными заданиями, привить умение планировать свои действия и достигать поставленных целей, объективно оценить результаты и исправлять ошибки.

Здоровое тело - здоровый дух!

В ходе учебного процесса крайне важно параллельно приучить ребенка заботиться о себе, соблюдать правила личной гигиены, техники безопасности. Помимо этого, в своих отзывах о школьной программе «Перспектива» для начальной школы учителя отмечают, что важно заложить в восприятии ребенка фундамент моральных ценностей, проявляющихся в способности сопереживать, заботиться об окружающих и беречь природу.

Я в мире, мир во мне!

Данный принцип помогает ребенку строить собственное «я», в том числе познавать себя через призму нравственных и моральных устоев в обществе, совершенствовать коммуникативные навыки (свободно вести диалог, уметь слушать других, выявлять подходящие источники информации, работать с книгой и т. д.).

Что говорят учителя об этом комплексе

Педагоги в своих заключениях о «Перспективе» являются единомышленниками: обучение по данной программе трудным назвать вряд ли удастся. Если ребенок занимается не только в школе, но и посвящает достаточно времени самообразованию, никаких сложностей в освоении материала не возникнет. Несмотря на то что все дети абсолютно по-разному адаптируются в младших классах, о чем свидетельствуют отзывы родителей, программа «Перспектива» в начальной школе является универсальной. Она позволяет учителю находить индивидуальный образовательный подход к каждому ребенку. В какой-то степени все зависит именно от преподавателя, нежели от разновидности учебной программы.

Судя по отзывам, учебную программу «Перспектива» для начальной школы мало кто критикует. Конечно, есть в ней и недостатки, а точнее, недоработки - видимо, авторы проекта что-то напутали с пособиями и материалами. К несовершенным моментам учителя и родители относят:

  • Оформление прописей для первоклассников. К предложенным тетрадкам ученики адаптируются с трудом, поэтому заглавные и прописные буквы пишут практически одного размера.
  • Последовательность тем в курсе «Математика». Изучение таблицы умножения, согласно учебнику, запланировано раньше, чем ознакомление с числами до 100.
  • Наличие грамматических ошибок в «Азбуке».
  • Упражнения и задания в книжках не всегда соответствуют изучаемым темам.

При этом в своих отзывах о программе «Перспектива» для начальной школы учителя отмечают, что, например, курс «Окружающий мир» составлен необычно, а сам учебник дети читают с большим интересом. Правда, выполняя домашнее задание по этому предмету, ученики редко обходятся без помощи родителей. Не оставили педагоги без внимания и «Математику», которая рассчитана на детей с различным уровнем знаний и степенью подготовки. Любая из тем подразумевает решение нескольких задач на уроке (от 4 до 6), а в конце параграфа предлагаются задания олимпиадного типа.

Какие навыки получает ребенок

Программа «Перспектива» для начальной школы, по отзывам ее создателей, разрабатывалась по трем фундаментальным принципам:

  • самостоятельности;
  • инстументальности;
  • интеграции.

Первый предполагает умение ребенка в процессе обучения пользоваться предложенными источниками информации (учебником, справочником, словарем, рабочей тетрадью и др.) для решения поставленных задач. Помогают в этом и элементарные навыки делового общения, которые приобретаются детьми в рамках освоения материала, ролевые игры, работа в паре, совместные задания, проведение дискуссий. Важно, чтобы педагог, раскрывая новую тему, преподносил несколько возможных вариантов решения проблемы - это закладывает в детях способность и в дальнейшем смотреть на одну и ту же ситуацию с разных ракурсов.

Принцип инструментальности подразумевает внедрение в учебную программу специально разработанных механизмов, которые способствуют более легкому восприятию и освоению материала. По мнению авторов, большее значение имеет не то, какой объем информации ребенок постиг, а то, способен ли он применить на практике полученные знания. Для этого, например, в каждом учебнике есть герои, благодаря которым от первой и до последней темы курса материал изучается в игровой форме.

Программа «Перспектива» разработана таким образом, чтобы каждый ученик младших классов мог получить общую и всестороннюю картину мира. Самый яркий пример - интегрированный курс «Окружающий мир». Во время уроков и выполнения домашней работы каждый ребенок получает знания по географии, обществознанию, естествознанию, астрономии, ОБЖ.

Преимущества программы

Методические пособия комплекса «Перспектива», как признаются педагоги, стали для них настоящими помощниками. В каждом курсе подробно расписаны планы классных занятий. По отзывам родителей, программа «Перспектива» для начальной школы в 2016 и 2017 годах порадовала увеличением учебных материалов: теперь к каждому курсу, помимо учебников, прилагаются хрестоматия, тетради для самостоятельных, контрольных и проверочных работ. Удобно и то, что годовой процесс изучения любого предмета условно разделен на две части - теоретическую и практическую.

Какие же цели преследовали авторы, создавая программу для начальной школы «Перспектива»? По отзывам педагогов, вероятной целью стало внесение в проект всего, что поможет ребенку в дальнейшей жизни. Ведь начиная со скамьи младших классов, школьники должны учиться анализировать свои действия, осмысливать их правильность и делать соответствующие выводы. Большинство существующих учебных программ направлено на развитие личности. Не стали отходить от главной концепции и создатели «Перспективы». В понимании создателей этого проекта учащиеся должны развиваться творчески, выполняя регулярно соответствующие задания и участвуя в различных тематических конкурсах.

И все же, если и есть какие существенные отличия этого образовательного комплекса от остальных, то заключаются они в непринципиальных нюансах. Первостепенной задачей педагогов, работающих по данной программе, является не столько ведение учебного процесса, сколько умение направить и мотивировать ребенка на углубленное изучение каждого предмета самостоятельно.

Важно, чтобы с первого класса дети понимали, какие из человеческих ценностей превыше всего. В это понятие закладывается воспитание чувства патриотизма - каждому школьнику с ранних лет должно прививаться трудолюбие, уважение прав и свобод других людей, проявление любви и заботы к окружающим, природе, семье, государству. Не менее значимую роль играет объединение учебного и культурного процесса. Причем важно, чтобы ребенок знал не только о своих национальных традициях, обычаях, но и оставался толерантен к представителям других культур. Таким образом, напрашивается несложный вывод: программа «Перспектива» учит детей жить в социуме и не отставать от современного мира, но при этом быть справедливым, уметь защитить и отстоять свою позицию.

Заключение

Как известно, родители имеют право самостоятельно выбирать образовательное учреждение для своего ребенка. Хотите ли вы, чтобы ваши дети учились в начальной школе по образовательной программе «Перспектива»? Отзывы об этом проекте для большинства родителей часто служат значимым аргументом, несмотря на неоднозначность мнений. Весь учебно-методический комплекс представляет собой огромную систему подпрограмм, взаимозависящих друг от друга. Вместе с тем, каждый из предметов - отдельное направление, незаменимое звено в образовательной деятельности учеников. Программа не имеет кардинальных отличий от традиционных проектов, соответствующих ФГОС. «Перспектива» с первого класса помогает школьнику стать самостоятельнее, однако это не говорит о том, что ребенку не потребуется помощь родителей на протяжении всего периода обучения.