Роль информации и коммуникации в социальном общении. Понятие коммуникации

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль коммуникации в современном обществе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Человечество накапливает информацию все нарастающими темпами, объем уже накопленных данных превысил объем, поддающийся простому человеческому восприятию. Массивы вновь создаваемой информации передаются столь быстро, что человек не может и не успевает их воспринимать и перерабатывать.

Роль массовой коммуникации

Массовая коммуникация является следствием роста темпов и увеличения объема передаваемой информации, при этом технические решения для накопления, передачи и транслирования информации уже давно обеспечивают массовый характер передачи любых объемов информации. Следует отметить, что процесс повышения технологического уровня массовой коммуникации начался уже давно. Первым этапом были различные печатные средства, затем появились газеты и журналы. Второй этап – появление радио. Третий этап – телевидение. Четвертый этап – компьютеризация и Интернет.

В современных условиях массовая коммуникация играет существенную роль в обществе, позволяя неограниченному кругу людей получать различную информацию, используя ее в своих личных целях. При этом Интернет-коммуникация позволяет передавать текст, звук, изображение, видео.

Массовая коммуникация охватывает сегодня все сферы человеческой деятельности и общественных отношений: начиная от общения между родственниками и друзьями, заканчивая управлением крупными предприятиями.

Вместе с тем, развитие массовой коммуникации, усложнение передаваемой информации, увеличение объемов передаваемых данных, обусловило и увеличение значения самой информации, роста ее ценности, требований к ее содержанию, равно как и значимость новых технологий, инноваций и комплекса знаний во всех областях. Наблюдается опережающее развитие информационных и телекоммуникационных технологий по сравнению с развитием общественного и человеческого восприятия, которое определяет возможность адекватной обработки передаваемой информации. С одной стороны, это требует быстрейшей адаптации человека к новым условиям коммуникаций, с другой стороны, повышает роль массовой коммуникации в обществе, причем в такой форме, которую способно воспринимать большая часть общества.

Роль социальной коммуникации

В современном обществе коммуникация представляет собой элементарную систему, в которую входят три элемента, как показано на рисунке.

Элементарная схема коммуникации в современном обществе

В условиях увеличения объемов передаваемой информации, усиления характера массовой передачи данных, развития технологий передачи информации, проявляется главное препятствие, которое сосредоточено в самом человеке. Возможности человека объективно ограничены, поэтому воспринимать тот поток информации, который существует сегодня, он не в состоянии, объять огромный массив накопленных данных и знаний человек уже не в состоянии. Невозможно обладать достаточно обширными знаниями в нескольких областях, быть одновременно компетентным инженером, сварщиком, бухгалтером, историком, медиком и т.д.

Под социальной коммуникацией понимается движение в социальном пространстве в времени различных знаний, умений, эмоций. Фактически, это общая форма передачи информации в виде объективно определенных массивов данных, сгруппированных по какому-либо признаку.

Роль социальной коммуникации определяется тем, что отдельные получатели информации должны обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы получить передаваемую информацию, массив знаний, комплекс данных и т.п., понять их, осознать значение и усвоить.

При невозможности получить, понять, осознать или усвоить передаваемую информацию – социальная коммуникация невозможна. Иными словами, если кто-либо передает информацию через сеть Интернет, то те, кто смотрит телевизор, не смогут ее получить. Чтобы понять определенную информацию, нужно обладать знаниями: например, сведения о характеристиках нефтяной скважины мало о чем говорят хирургу. Для осознания требуется определенный уровень знаний, грубо говоря, нельзя передать информацию об интегралах пятикласснику. Наконец, усвоение информации будет зависеть уже от самого человека, если он не посчитает ее достаточно важной, то пропустит "мимо ушей".

Определяется и коммуникативными особенностями как самого общества, так и его коммуникационного пространства.

Коммуникационные особенности современного общества

Коммуникация в обществе имеет огромное значение для функционирования его социальной структуры, обеспечивая работу всех общественных институтов, власти, экономических отношений, образования и т.д. Для современного общества роль коммуникации определяется особенностями его устройства.

В России коммуникационные особенности общества определяются в современных условиях следующими аспектами:

  • Формирование устойчивых общественных групп – клубы по интересам, профессиональные сообщества, социальные группы, например, автолюбители, студенты, а также политические партии, некоммерческие организации и т.д.
  • Взаимодействие общественных групп определяется структурой интересов, групповых норм, конфликтами, что проявляется в разных формах и на разных уровнях общества. При достаточно крупном размере социальной группы, например, на уровне отраслей экономики, взаимодействие осуществляется на государственном уровне.
  • Общественная коммуникация является высокотехнологичной и массовой. Этим определяется существование множества форм, типов, форматов коммуникации в современном обществе, что повышает роль и значение ее унификации.
  • Крайняя степень насыщенности коммуникации в современном обществе – информация и новые знания все больше становятся главной ценностью в обществе.
  • Высокая степень проникновения цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни: электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.

Определяется следующими аспектами:

  1. Высокая роль эффективной коммуникации в решении общественных конфликтов.
  2. Механизмы использования коммуникации для формирования позитивных установок в обществе.
  3. Осуществление коммуникации общественно значимыми субъектами (политики, органы власти, организации, общественные деятели).
  4. Повышение культурного уровня и этики общества.
  5. Изменение речевых моделей поведения, формирование новых форм общения между субъектами коммуникации.
  6. Роль коммуникации для повышения уровня гражданской ответственности и сознательности в современном обществе.
  7. Использование коммуникации представителями бизнеса для в рамках проектов, связанных с реализацией принципов социальной ответственности.
  8. Коммуникация, как сам факт передачи информации средствами массовой информации, также определяет ее роль для современного общества.

Для современного общества важно использовать все конфликты в позитивном ключе, поскольку объективные противоречия между групповыми интересами существуют в силу сложной структуры нашего общества. В этом плане, любое столкновение интересов, являясь конфликтом, должно быть разрешено конструктивным образом, что может быть достигнуто только в условиях рационального использования коммуникации между социальными группами. Рациональная коммуникация в обществе предполагает активное обсуждение, отказ от уклонения от существующих проблем, учет различных обоснованных точек зрения, комплексный охват существующих проблем, соблюдение норм поведения, принятых в обществе.

Коммуникационное пространство

Роль коммуникации в обществе во многом определяется и его коммуникационным пространством, в которое входит как комплекс этических, языковых, культурных вопросов и аспектов, так и средства коммуникации.

В современном обществе коммуникация преимущественно осуществляется посредством различных технологических средств, включая телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Современные информационные технологии обеспечили расширение коммуникационного пространства за пределы любой общности или ранее обособленной социальной группы. Если раньше общественные группы искали средства эффективной коммуникации между собой, то сейчас все чаще появляются отдельные социальные группы, которые стремятся сократить объемы информации, получаемой по каналам коммуникации.

Современное коммуникационное пространство в техническом аспекте включает в себя три компонента:

  1. Интернет, который охватывает всю планету.
  2. Аппаратные и программные комплексы, обеспечивающие работу массовой коммуникации, включая теле и радиовещание.
  3. Средства взаимодействия информационных систем, обеспечивающих коммуникацию в современном обществе.

В результате, роль коммуникации в обществе определяется уже не только передаваемой информации, но и пространством, в котором она распространяется. С точки зрения общественно значимых интересов, вопросов, запросов – необходимо формирование унифицированного коммуникационного пространства, в котором можно получить нужную информацию.

Интернет во многом отвечает данному требованию:

  • Наличие универсальных протоколов позволяет передавать любую информацию таким образом, чтобы ее мог получить любой реципиент.
  • Возможность использовать Интернет в личном общении, в профессиональных целях, в образовании, для получения актуальной информации.
  • Возможность организации сложной коммуникации: отдельных индивидов, индивида с группой, групп с группами.
  • Продуктивный информационный обмен – тематический обмен информацией посредством личной коммуникации, обезличенного распространения информации, электронных публикаций, баз данных, совместной работы.

Роль коммуникации для общества в будущем

Коммуникации обладают значительным потенциалом для общества, что обусловлено как развитием общественных коммуникационных систем, так и совершенствованием технологий передачи и распространения информации. В будущем для общества роль коммуникации будет лишь возрастать:

  • Усложнение передаваемой информации повышает требования к ее восприятию, осознанию и усвоению.
  • Масштабирование информационных систем в сложные функционально определенные структуры с безграничными возможностями хранения и обработки накопленной информации.
  • Повышение требований к качеству передаваемой информации приведет к усилению ответственности за распространяемую информацию, достоверность сведений и данных.
  • Снижение возможности вводить социальные группы или общество в целом в заблуждение.
  • Трансграничность коммуникации для общества означает возможность контактировать и обмениваться информацией между представителями разных народов.

Массовая коммуникация тесно связана с развитием современного общества, его экономикой, политикой и культурой, она охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.

Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие связей между центром и регионами, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни. Экономика и культура являются относительно автономными, самоорганизующимися, сопряженными и взаимовлияющими составляющими сложной системы, сформированной, в общем, для них информационно-коммуникативном пространстве государства. Для России, осуществляющей экономические и социальные реформы, государство, являющееся основным институтом ее общественного развития, призвано создавать условия для взаимодействия культуры, экономики и общества, развивать и поддерживать их взаимоусиливающую коммуникацию .

Гражданское общество характеризуется наличием общественных институтов, так что между личностью и государством существуют промежуточные инстанции в виде различных общественных организаций. Эти организации являются продолжением государственных структур и управляются по тем же правилам. Общественная коммуникация играет важную роль в функционировании общественной структуры.

Гражданское общество базируется на ряде принципов. Из них самыми главными являются представительная демократия, верховенство закона и свободная рыночная экономика. На этой основе возникает множество свободных ассоциативных связей между индивидуумами, которые приводят к формированию устойчивых общественных
групп от клубов по интересам до политических партий. Взаимодействие таких групп регулируется сложной структурой интересов, моральных ценностей и проявляет себя в различных формах общественной коммуникации.

Еще один важный аспект заключается в том, что общественная коммуникация высокотехнологична и информационно насыщенна. Информация и новые знания все больше становятся в общественном сознании главной ценностью. Массовая
культурная коммуникация – одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.

Невозможно переоценить роль успешной коммуникации в развитии гражданского общества. Можно выделить следующие аспекты и сферы общественно значимой коммуникации: роль коммуникативных стратегий в решении общественных конфликтов; коммуникативные механизмы формирования позитивных установок в общественном мнении; успешная публичная коммуникация общественно значимых фигур (политики, общественные деятели); этика в общественной коммуникации; изменение речевых моделей поведения; роль связей с обществом (общественностью) в формировании гражданской ответственности корпоративного мира; роль средств массовой информации .

Общественное мнение в гражданском обществе является важным фактором развития. Общественное мнение есть результат не только данной общественной структуры, но и исторического и культурного опыта данного социума. Возможности влияния на общественное мнение в значительной степени ограничены культурными стереотипами,
а в периоды ускоренного общественного развития направлением его вектора. Но помимо культурных факторов возникновение, закрепление и исчезновение тех или иных идей в общественном мнении зависит и от способов воздействия коммуникации. В современном динамичном, полиэтничном и мультикультурном российском обществе сложилась такая ситуация, которая говорит о том, что особую роль приобретают этические вопросы, языковые и культурные аспекты публичной коммуникации.

В высокотехнологичном глобальном мире общественная коммуникация приобретает еще одну важную составляющую, а
именно профессиональную коммуникацию. Под профессиональной коммуникацией понимается специфика коммуникационных навыков, определяемых профессиями, чьим существенным компонентом является обязанность вступать в коммуникацию. К таким профессиям относятся преподавание, политическая деятельность, управление, социальная работа, государственная служба. Для каждой из этих профессий можно говорить об определенной сумме знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной профессиональной коммуникации и, соответственно, успешной профессиональной деятельности.

Развитие общественных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Продолжающееся преобразование средств массовой коммуникации оказывает воздействие как на материально -
производственную, так и на социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни всего гражданского общества. В этой среде происходят процессы, ведущие к расширению рамок развития культуры, наблюдается процесс культурного взаимодействия и взаимопроникновения. В современном гражданском обществе культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев.

В современных условиях бурное развитие культурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: культуре, науке, образовании.

Значение массовой коммуникации в духовной культуре общества обусловлено:

Коммуникация в современном гражданском обществе должна рассматриваться как специфическая культурная форма духовного общения людей, а значимые ценности культуры играть роль определенных информационных сигналов, распространяемых в обществе в знаковой, символической, а также образной форме. В ходе общения культурные ценности должны способствовать передаче жизненного опыта внутри и между поколениями. Таким образом, обмен духовными ценностями окажется главным содержанием в развивающейся культуре общества.

Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда
выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Изучение средств массовой информации тем более важно, что в последние десятилетия, и особенно в последние годы, наблюдается совпадающая с расцветом научно – технической революции переоценка значимости этих средств.

Сегодня Интернет является самым популярным средством передачи информации и в ближайшем будущем эта популярность не спадет, а вырастет. Скорее всего, новые технологии не будут автоматически заменять старые, такие как газеты и журналы, радио и телевидение. Эти сферы вещания приспособятся к новым экономическим условиям. С одной стороны, научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой
информации, но, с другой, порождает определенные иллюзии об их могуществе и слабости средств массовой коммуникации, которые существовали ранее. Системы средств массовой коммуникации связаны между собой
через среду, через поле общения, то есть они связаны между собой словом, которое вначале было устным. Развитие коммуникаций включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается,
может самопроизвольно возрастать или угасать. Массовая коммуникация по самой своей природе динамична и требует
инноваций. В условиях свободы слова, гласности, права каждого на получение и распространение информации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом.

Средства массовой коммуникации активно участвуют в процессе становления общественного мнения сегодня. Развитие средств обработки и передачи информации, возрастание скорости информационных процессов привели к становлению нового типа организации общества, его функционирования и управления. Система средств массовой коммуникации
обеспечила новую и эффективную связанность общества, его жизнедеятельность и психологию.

Культура – это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании – еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для уяснения роли, которую в современном обществе играют средства массовой коммуникации .

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности лежит многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и
функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, “модного” стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры и массовых коммуникаций как процесса, формирующего «человеческий капитал» и нравственный ресурс социально-экономического развития государства .

Единое культурное и информационное пространство России, в этом контексте, понимается как смысловое, коммуникативно связанное общей системой духовных ценностей и государственных интересов, программно организованное пространство культурных и информационных событий, которые способствуют становлению гражданского общества и объединению людей. Новое понимание конструктивной роли культуры в развитии России XXI века требуется и в контексте процессов глобализации. Связанные с ними социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей в мире, охваченном глобальными потоками информации, становятся
фундаментом для новых социально-культурных приоритетов .

Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и
умениях эти знания эффективно использовать. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта гражданского общества. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать
развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

Переосмысление роли культуры в жизни общества неизбежно влечет за собой необходимость реформирования управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

В массовом телевизионном вещании существует настоятельная потребность организации национального общественного
телевидения. Такое телевидение позволит реализовать давно назревшую потребность общества и государства в изменении содержания информационных потоков. Изменение их содержания должно существенно усилить культурно-просветительскую составляющую информационного поля с увеличением доли детских и молодежных программ. Такое
телевидение есть необходимое условие становления гражданского общества. Создание независимых от органов государственной власти и частных интересов телерадиовещателей, финансируемых из общественных источников и контролируемых институтами гражданского общества, создает более полные возможности для удовлетворения спроса граждан на объективное освещение общественно-политических событий, на развитие образовательного и детского телевидения, программ о культуре, а также программ, отвечающих интересам различных социальных, возрастных,
национальных, религиозных, иных групп российского общества .

Современная массовая культура выступает как комплексная форма организации и структурирования культурной жизни общества, производя и культурный продукт, и его потребителя, что осуществляется во многом благодаря усилиям СМИ. В своей совокупности СМИ создают определенные представления о мире, о человеческих ценностях и понятиях.

Социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это – мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества. Однако, данное влияние не всегда носит положительный характер.

Массовые коммуникации стали сегодня мощным средством, которое не только формирует общественное мнение, но и часто влияет на принятие тех или иных политических решений, способствует взаимопроникновению культур и распространению культурных образцов и стандартов за границы одной культуры, создающее глобальное культурное пространство .

Если на первых своих этапах процесс построения демократического общества в России был направлен, прежде всего, на становление механизмов рыночной экономики, на формирование социально-политических структур, характерных для западных стран, что зачастую сопровождалось ухудшением качества жизни основной массы населения, нарастанием социальной апатии и обострением многих социальных проблем, то на современном этапе этот процесс вплотную
подошел к проблеме формирования структур гражданского общества, которые призваны создать в обществе условия и гарантии для конструктивной коммуникации, социального консенсуса, гражданского мира и понимания, а также разрешить многие социальные проблемы, которые ни рыночная экономика, ни государство решить не в состоянии.

Средства массовой коммуникации играют значительную роль в формировании гражданского общества в укреплении единства и взаимопонимания народов России. Массовая коммуникация в новой России приобретает первостепенное значение, которое определяется, прежде всего:

Со времен Платона и Аристотеля роль коммуникации и информации в жизнедеятельности общества привлекала внимание ученых, дала почву для исследований в области философии, социологии, политологии.

Информация, несмотря на существующие экономические, политические, культурные и иные различия, превратила мир в единую коммуникативную среду, которая влияет на систему власти как внутри страны, так и в масштабах всего мира. Информационная среда, характеризующаяся свободным потоком информации, кардинально изменила характер
отношений общества и государства . Коммуникационный обмен в современном обществе способствует формированию более сложной среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, иного образа жизни и других принципов управления.

Рациональное управление процессом информатизации подразумевает разработку стратегических целей и задач социально-экономического роста, внедрение эффективных технологий регуляции общественной жизни и обеспечивает стабильность и устойчивость ее развития. Таким образом, информационное взаимодействие осуществляется не стихийно, а представляет собой процесс, программируемый и управляемый. Информационное общество меняет ощущение и восприятие мира, на основе которых формируются взгляды человека. «Информация – это не просто еще
одна характеристика общества, это качественное изменение всей среды обитания человека» .

В результате посредством коммуникационных каналов в аудиторию поступают уже готовые схемы, алгоритмы поведения, что, в свою очередь, облегчает восприятие, поскольку не требует переосмысления. Подобные тенденции мы можем наблюдать и в других сферах, например, в системе образования, где превалируют Интернет, учебники, краткие пособия и словари, содержащие концентрат научных знаний и ограничивающие возможность глубинного анализа. Развитие электронных СМИ, сетевых коммуникаций, повсеместный переход на цифровые стандарты, кодировка и
раскодировка информации формируют своеобразное «цифровое» массовое сознание.

Особенностью данного процесса является то, что человек не стремится что-либо познать, осмыслить, проанализировать. Потребностью для него выступает простой сбор различной информации при том в абсолютно сжатом, концентрированном виде. Происходит сращивание категорий «знание» и «информированность», «осведомленность».

Учитывая обилие информационных потоков, многие из которых служат фоном или семантическим шумом, необходимая информация либо забывается, либо остается невостребованной. Отсутствие необходимой фильтрации поступающих сведений, их логического и критического осмысления препятствует формированию собственных позиций и взглядов человека.

Данное обстоятельство негативно сказывается на развитии в государстве оппозиции. Дефицит оппозиции является признаком слабости демократических устоев, а, следовательно, и неразвитости социально-организованных структур .

Информационные коммуникационные технологии позволят гражданам более эффективно реализовывать свои права. Коммуникация формирует и активирует обратную связь, тем самым обеспечивает взаимодействие субъекта и объекта.

Таким образом, коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Совершенствование средств массовой коммуникации, основываясь на развитии человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.

См. Лисова С.Ю. , Вестник ИГЭУ Вып. № 1, 2008 г.

Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т. е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность -- книжность -- мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: рукописная книга, мануфактурное книгопечатание, машинная полиграфия. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития.

Рассматривать подробно предыдущие коммуникационных систем в данной курсовой нет необходимости, для сравнения приведем краткий сравнительный анализ (таблица 1).

Таблица 1. Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности.

Параметры сопоставления

Словесность

Книжность

Мультимедийность

Материально-

техническая база

Отсутствует

Одна из отраслей ремесла

или промышленности

Приоритетные

научно-технические отрасли

Социальная

аудитория

Все население

Социальные группы грамотных, образованных, ученых

Все население

Формы коммуникационной деятельности

Подражание, управление, диалог

Управление

Управление,

Социальная память

Распределена в индивид. памяти современников

Перегружена неконтролируемыми документными фондами

Автоматический контроль

и поиск в базах данных

Восприятие сообщения

Легкое благодаря разговорному навыку

Требуется грамотность

и навык чтения

Легкое, но нужен навык обращения с техникой

Гарантия правдивости

Откровенность невербального канала

Коммуникационные барьеры

Межъязыковой, социальный, психологический

Трудности чтения, цензура

информационный кризис,

Цензура владельцев

теле-компьютерных средств

Масштабы действия

Малые социальные группы

Национальное сообщество

Глобальные

Обожествление, фетишизация

Слово -- дар богов

Культ священных книг; книга -- светоч Разума и Добра

Роль и значение коммуникаций в процессе управления настолько велико, что трудно дать исчерпывающий спи- сок реализуемых функций. Коммуникации пронизывают всю деятельность организации и затрагивают самые разные аспекты ее жизни. Поэтому список функций можно расширять и дополнять в зависимости от точки зрения и рассматриваемого аспекта. Так, кроме перечисленных выше функций некоторые специалисты выделяют, например, экспрессивную, связанную с проявлением чувств, функцию самопрезентации, функцию формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности. В процессе работы руководителям приходится вести множество бесед, переговоров, совещаний, во время которых возникают все новые вопросы и задачи, и, соответственно, появляется потребность в реализации дополнительных, специфических функций. Например, распознавание и понимание скрываемых личностных интересов работников; обеспечение внимания к деталям вербального и невербального общения. Коммуникации проявляются главным образом в наличии информационных связей. Если информационные связи нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникаций.

Информация -- это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводится полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет также личностный фактор, поэтому зачастую при передаче одинаковой информации 16 коммуникации складываются по-разному. В связи с этим следует учитывать два аспекта коммуникации -- информационный и личностный. При этом коммуникации на уровне общения личностей мы будем называть межличностными, а коммуникации на уровне организации в целом и на различных ее уровнях -- организационными (рис. 1).

Рис. 1.1.

Таким образом, коммуникации в организациях являются важнейшим связующим процессом, обеспечивающим возможность передавать необходимую в процессе управления информацию и обеспечивать взаимодействие работников. Вера в то, что распределение информации и является коммуникациями, вводит организации в заблуждение. Они путают информацию с коммуникациями. Обмен и распределение информации -- это первая, но не последняя ступень в коммуникационном процессе. Информация может путешествовать по проводам. Коммуникации происходят «между ушами». Коммуникации объединяют две ветви -- процесс передачи информации и взаимодействие. Процесс передачи информации подразумевает передачу и получение данных, сведений, концепций и сообщений и включает в себя вопросы улучшения процессов популяризации, структуризации и извлечения смысла. Взаимодействие имеет отношение к тому, как люди относятся друг к другу, и включает в себя вопросы взаимоотношений, близкого общения, доверия и сотрудничества. Для достижения успеха обе эти ветви необходимо объединить.

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Можно говорить о начале становлении мультимедийной ОКС. Использование электромеханических (телеграф, телефон, фонограф, кинематограф) или радиоэлектронных (радио, телевидение, видеозапись) устройств не означает выхода за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документной форме. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее, т.е. в настоящих условиях происходит не кризис предыдущей системы коммуникаций, а ее эволюционирование.

Сформированные в настоящее время предпосылки для становления такого общества во многом обусловливают специфику общественных коммуникаций. Уже сейчас предоставляются широкие возможности для осуществления коммуникативных процессов, не вступая не только в прямой контакт, но и отсутствует необходимость приложения серьезных усилий для его осуществления. Развитие сотовой связи, Интернета, спутниковых систем связи и других технологических приспособлений, включая видеофоны и технологии скоростной передачи данных привело к тому, что человек сменил коммуникативное пространство.

Роль коммуникации в информационном обществе

В настоящее время человечество все больше тревожит вопрос, как можно освоить стремительно расширяющийся мир сведений и управлять потоками информации, которые постоянно увеличиваются в своих размерах. Каким представляется будущее в этом отношении?

А. Печчеи, президент Римского клуба, известный своими исследованиями перспектив развития человеческого общества, пишет: «Человечество не раз уже за всю историю своего существования переживало сложные, критические периоды, но никогда эти кризисы не достигали таких масштабов и не являлись следствием процессов, которые хотя бы отдаленно напоминали нынешнюю поистине головокружительную человеческую экспансию и неудержимый прогресс ».

В качестве одного из таких крупномасштабных кризисов исследователи (И.С. Шкловский, С. Лем, А.Н. Ефимов и др.) называли (в 50-60-е годы) «информационный взрыв ». По их мнению, он характеризуется состоянием общества, при котором всякая целесообразная деятельность будет парализована невозможностью получить нужную информацию из-за общего её перепроизводства и хаоса в хранении и распределении.

Сегодня многие понимают, что явления, происходящие в сфере информационных процессов, нуждаются в пристальном внимании и глубоком анализе, ибо они имеют важные социальные последствия. Отсюда появилась потребность в создании «информационного общества», способного взять на себя разрешение проблемы информационного кризиса. Это явление отражает объективную тенденцию нового витка эволюционного развития цивилизации, связанного с появлением информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни. Человечество вошло в тот этап развития, когда информация стала одной из основных ценностей в экономике нового типа, в жизни людей. Появились исследования, характеризующие данное явление – информационное общество.

Основные положения тео­рии - информационного общества (наряду с ним использовались такие термины, как «технотронное общество», «общество знания», «постиндуст­риальное общество») стали определяться в 60-70-е годы ХХ века. в историческом совпадении трех независимых процессов: революции информационных технологий, кризиса капитализма с его последующей реструктуризацией, расцвета культурных социальных движений. Взаимодействие между этими процессами создали но­вую доминирующую социальную структуру: сетевое общество, новую экономику - информационную и новую культуру - культуру реальной виртуальности. Заложенная в ней логика:

Приведёт к существенным преобразованиям социальной структуры общества, характера тру­довой деятельности, межгосударственной конкуренции;

Предос­тавит принципиально новые возможности для ведения бизне­са, передачи технологий в разные страны;

Изменит не только производство, но и весь уклад жизни, систему ценностей;

Приведет к росту значимости культурного досуга по отношению к материальным ценностям;

Будет производить и потреблять интеллект, знания, что приведет к увеличению доли умственного труда;

Потребует от человека проявления способности к творчеству;

Обеспечит спрос на знания.

Несмотря на достаточную распространенность самого терми­на «информационное общество», разработанной концепции его еще не предложено. Понятием «информационное общество » в настоящий момент обозначаются разные феномены, которые связаны между собой, прежде всего, наличием информации как экономического ресурса, возникновением новых информационно-коммуника­тивных технологий, процессом информатизации общества, развитием сетевого менеджмента и информационной экономики и т.д. Несмотря на широту содержательной интерпретации рассматриваемого феномена, очевидно, что информационное общество сегодня формируется и, значит, существует возможность осуществления процесса его развития разными средствами, анализ которых позволит выработать рекомендации, ус­коряющие процесс его становления в мире в интересах личности и общества. Но при этом следует отметить, что понятие информационного общества нельзя считать «рядоположенным» с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

Обобщая все написанное социологами, футурологами, философами в 60-90-е годы XX в. по поводу информационного общества, можно представить следующие базовые черты этого типа социальной организации, которые непосредственно связаны с коммуникацией:

1. Определяющим фактором общественной жизни в целом является теоретическое знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации.

2. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, неинформированные - это «новые бедные». Как следствие, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.

3. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника.

4. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Общество вступает в «технетронную эру», когда социальные процессы становятся программируемыми.

Однако при анализе положительных сторон информационного общества следует учитывать и позицию, отрицающую про­грессивность перехода к информационному об­ществу, основанную на недоверии к тому, что технологии могут улучшить жизнь человека и функционирование социальных струк­тур. Существует точка зрения, что пере­ход к массовому использованию новейших информационных и телекоммуникационных технологий неизбежно породит серьез­ный социальный стресс, даст техническую возможность группам людей, владеющим средствами массовой информации и комму­никации контролировать все общество и каждого человека. Именно с целью предотвращения этих негативных последствий перехода к информационному обществу и необходима сегодня четко выверенная государственная политика, за­конодательно обеспечивающая права человека на информацию, не­прикосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой инфор­мации и коммуникации, которые могут привести к манипуляции массовым сознанием, контролю за лич­ностью со стороны государственных и криминальных структур.



В связи с этим следует отметить, что становление информационного общества в большей степени зависит от развитости общества, его экономи­ки, демократичности социального устройства, уровня образова­ния и прочих социальных факторов. Такой подход позволяет предвидеть трудности вхожде­ния в новую фазу общественного развития, в которой информа­ционный сектор экономики, социальное воздействие информа­ционных и телекоммуникационных технологий оказывают реша­ющее влияние на развитие мирового сообщества.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что понимается под коммуникацией в широком смысле?

2. Что понимается под коммуникацией в узком смысле?

3. Что собой представляет процесс общения с точки зрения структуры?

4. Что собой представляет каждая из сторон общения?

5. Расскажите о коммуникативной стороне общения, её особенностях.

6. Что представляет собой коммуникация как процесс? Опишите подробно каждый из структурных элементов коммуникации.

7. В чем заключается особенность массовой коммуникации?

8. Что понимается под информационным обществом?

9. Каким образом понятие коммуникации связано с информационным обществом?

10. Что понимается под информацией?

11. Перечислите базовые черты информационного общества.

Вопросы для размышления и последующего анализа

1. Почему существуют разные подходы к понятию коммуникации?

2. Поразмышляйте над соотношением «общения» и «коммуникации». Предложите свои схемы этого соотношения.

3. Почему коммуникацию считают речевой деятельностью?

4. Что собой представляет информационное общество?

5. Почему сегодня мы не можем констатировать наличие информационного общества?

6. Что мешает созданию информационного общества в современных условиях с точки зрения осуществления коммуникативных процессов?

7. Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы » Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 5) и ответьте на следующие вопросы:

На какие разряды делятся диалоги по коммуникативной установке?

Для чего современному специалисту необходимо знание речевых стратегий? Что они обозначают? И где их следует использовать в вашей деятельности?

Какие речевые тактики характерны для: а) кооперативной стратегии? б) некооперативной стратегии? в) установления коммуникативного лидерства?

Какие способы выражения называются тривиальными и нетривиальными?

Как создается экспрессивность коммуникации?

Какие риторические приемы характерны для разговорной речи?

Как создается эстетическая атмосфера коммуникации?

8. Используя материал статьи И.А. Зимней «Уровневая структура общения » (см. Приложение 1), попробуйте представить себе процесс передачи и восприятия сообщений, т.е. коммуникативную сторону общения. Проанализируйте данный процесс.

Словарь по теме

Коммуникация (от латинского слова) означает «делаю общим, связываю, общаюсь».

Коммуникация в широком смысле означает любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать, т.е. коммуникация предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях:

Человек и человек (Ч – Ч);

Человек и машина (Ч – М);

Машина и машина (М – М).

Коммуникация в узком смысле – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому посредством знаков.

Интерактивная сторона общения, или интеракция, заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения, или перцепция, означает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания .

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Коммуникативное сообщение – это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Фасцинация - это совокупность средств, помогающих принятию информации.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Активизация - это побуждение к действию в заданном направлении.

Интердикация - это побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности.

Дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому.

Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел».

Стратегия – это реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий.

Тактика этореализация подчиненных задач.

Мотив - это определенная внутренняя причина, необходимая для совершения деятельности.

Общая коммуникативная мотивация – это потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному.

Ситуативная мотивация – потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию.

Управленческая функция – это функция, присутствующая в системе исполнения социальных ролей.

Информативная функция связана с передачей информации.

Эмотивная функция – это использование эмоций в процессе коммуникации.

Фатическая (или ритуальная) функция – это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания разговора.

Типы сообщений , соответствующие функциям коммуникации :

- побудительные (просьба, внушение, убеждение, приказ);

- информативные (передача реальных или вымышленных сообщений);

- экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания);

- фатические (установление и поддержание контактов).

Типы отношений между участниками коммуникативного процесса :

- межличностная коммуникация (небольшое количество людей);

- публичная коммуникация (выступление перед аудиторией);

- массовая коммуникация.

Речевая деятельность » обозначает совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой. Она подчиняется законам строения (имеет в своем составе потребности, мотивы, цели, условия достижения, действия и операции) и общим закономерностям развития деятельности.

«Информационный взрыв ». Он характеризуется состоянием общества, при котором всякая целесообразная деятельность будет парализована невозможностью получить нужную информацию из-за общего её перепроизводства и хаоса в хранении и распределении.

«Информационное общество ». Этим термином в настоящий момент обозначаются разные феномены, которые связаны между собой, прежде всего, наличием информации как экономического ресурса, возникновением новых информационно-коммуника­тивных технологий, процессом информатизации общества, развитием сетевого менеджмента и информационной экономики и т.д.

Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Понятие и функции электронной коммуникации. Коммуникация как научная категория. Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации. Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации. Я и социальная память.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2006

    Основы, понятие, суть, и виды социальной коммуникации. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её функции. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации. Сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2009

    Коммуникация между людьми и её виды. Понятие внутренней культуры личности. Основания для профнепригодности человека к профессии социального работника. Роль внутренней культуры личности социального работника и коммуникации в практике социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2014

    Ознакомление с особенностями реконструкции классического и неклассического понимания коммуникации в истории философии и науки. Исследование современных моделей информационно-сетевой коммуникации в сетевом обществе и трансформации социальных наук.

    диссертация , добавлен 13.10.2017

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011