Материалы к семинару какой он современный выпускник. «Модель выпускника школы – социализации личности

Деревянченко Инна Александровна

Заместитель директора по учебно -

воспитательной работе

Старобешевской ОШ І-ІІ ступеней

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье описан компетентностный подход к построению модели выпускника современной образовательной организации. Рассматриваются основные идеи формирования модели выпускника, необходимые компетентности, которыми должен обладать выпускник школы. Построение новой модели выпускника предполагает изменение содержания образования, внедрение современных образовательных технологий, методов и форм обучения.

Ключевые слова: модель выпускника, ключевые компетентности.

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Актуальным вопросом сегодня является подготовка образованных, а значит всесторонне развитых и компетентных выпускников общеобразовательных учебных организаций.

Сегодня в условиях гуманизации образования личностно-ориентированный подход обучения и воспитания трансформируется в компетентностный подход. Но в центре внимания, как всегда, остается личность ученика.

Обновленному обществу нужны люди, которые могут самостоятельно мыслить, способные к самореализации на основе объективной самооценки. Главная же задача современной школы - раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся, подготовка маленького человека к самостоятельной жизни. Выпускнику школы необходимо решать реальные задачи в противоречивых и сложных условиях современного бытия.

Таким образом, главной целью учителя становится формирование ключевых компетентностей обучающихся с помощью рефлексий их действий, так как приобретение жизненноважных компетентностей может дать человеку возможность ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у личности способности быстро реагировать на запросы времени.

Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают ее выпускники, именно поэтому Старобешевская ОШ 1-2 ступеней заботится о своем педагогическом имидже и стремится к развитию, работает над созданием модели выпускника, которая является ориентиром школьной деятельности.

Школой была создана своя программа ключевых компетентностей и модель выпускника основной школы.

Главный экзаменатор наших учеников - жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение, уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит прежде всего от школы.

Школьная программа «Внедрение компетентностно - ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс» относительно ключевых компетентностей учащихся отслеживается в системе мониторинга качества образования и предусматривает формирование познавательных, личностных, самообразовательных, социальных компетентностей.

В рамках этой программы проводилась работа по нескольким направлениям:

Разработка проблемы ключевых компетентностей на всех уровнях, включая педагогов, учащихся, родителей;

Разработка модели жизненных компетентностей выпускника основной школы;

Планирование организационно-методических мероприятий;

Внедрение компетенций в содержание образования.

Современная школа должна не просто идти в ногу со временем, она должна опережать время. Учителям необходимо корректировать содержание, технологии организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями и потребностями сегодняшнего дня. Модели компетентного выпускника, которые формировала раньше школа, были несколько стереотипными, нереальными. Именно из-за высоких требований и стандартизации цели обучения и воспитания мало внимания было уделено личности ученика как отдельной уникальной и неповторимой единице социума.

Сегодняшний выпускник – это прежде всего человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации. Поэтому, создавая собственную модель компетентного выпускника общеобразовательной организации, школа опиралась на разработки методологических основ отечественных ученых.

Модель выпускника - это обозначение уровня движения обучающихся в рамках основных направлений деятельности школы.

Прежде всего – это определение компонентов компетентности выпускника.

Формирование модели компетентного выпускника современного образовательного учреждения в Старобешевской ОШ 1-2 ступеней проходило поэтапно. На первом этапе была создана инициативная группа, в которую был вовлечен творческий потенциал опытных педагогов, которые обговорили материалы по проблеме компетентного подхода, изучили пожелания родителей по формированию вариативной части учебного плана.

На предметных методобъединениях и методобъединении классных руководителей были составлены модели выпускников начального и основного звена обучения.

Модель выпускника современной школы глубже раскрывает необходимый уровень овладения компетенциями в свете информационных технологий и опережающего прогресса. Модель включает следующие составные и характеризуется широким спектром воздействия на личность.

- Выпускник должен закончить школу профессионально - определенным.

- Выпускник должен уметь методически грамотно, самостоятельно работать.

- Выпускник должен стремиться к самообразованию и самоусовершенствованию.

- Творческий поиск должен быть прерогативой жизненного и профессионального пути.

- Выпускник должен принимать участие в общественно-политической и культурной жизни республики.

- Выпускник должен быть сознательным гражданином, готовым отвечать за свои поступки.

- Выпускник должен быть осознанно готовым к семейной жизни.

- Выпускник должен бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Реализуя компетентный подход в школе, педагогический коллектив заменил традиционные репродуктивные методы обучения на личностно-ориентированные технологии, так как обучение ориентировано на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, и не может отвечать требованиям современного информационного общества.

Наиболее эффективно дают возможность реализовать Модель выпускника общеобразовательного учреждения такие педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве (малых группах) – интерактивное;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- портфолийное оценивание.

Компетентный подход требует личностной направленности при формировании содержания образования. Поэтому на уроках учителя обеспечивают реальную активность учащихся. Процесс обучения – это напряженная умственная работа и активное участие школьников в этом процессе обязательно.

Для определения уровня разных жизненных компетенций учащимся старших классов были предложены вопросы по основным ключевым компетенциям. Дети, пользуясь личными знаниями, жизненным опытом, оценивали себя. Затем по этим же вопросам учащихся оценивал классный руководитель. Сравнивая баллы, выставленные классным руководителем и самооценку учащихся, можно увидеть существенную разницу. Самооценка учащихся во многих случаях завышена, и только в некоторых случаях – занижена. Особенно необьективными учащиеся были в оценке себя по формированию самообразовательных и поликультурных компетенций. По результатам данной работы учителя выводили средний балл, определяя уровень жизненных компетенций. Преподаватели определили коррекцийно- развивающую работу на основе запросов и потребностей учащихся, обьединяя мотивационные, содержательные и развивающие компоненты всех воспитательных мероприятий.

Обследования учащихся по формированию жизненных компетентностей в конце учебного года показали, что уровень сформированности знаний об основных сферах жизнедеятельности, жизненное планирование и практические навыки в использовании знаний улучшилось, что свидетельствует о том, что кропотливая систематическая работа всего педагогического коллектива дало существенные результаты и способствует формированию жизненных компетентностей учащихся.

Можно сделать вывод, что ориентация на модель компетентного выпускника образовательной организации предусматривает:

- переход от педагогического диктаторства до педагогического сотрудничества;

- сознательное принятие педагогом личных целей и запросов детей, признание прав на собственное мнение, ошибки;

- уважение к ученику, его достоинству, и что не менее важно, ответственность педагога за свои суждения, рекомендации, требования и действия.

Идеальный выпускник. Какой он?

Показатели

Минимальный уровень

Оптимальный уровень

Максимальный уровень

1.Ориентирование на постоянное образование (готовность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректированию).

Регулярно читает

(4-5 книг на год), систематически обращается за помощью к учителю, если имеет пробелы в знаниях.

Составляет собственную программу самоусовершенствования и умеет работать с ней.

Разрабатывает собственные планы, ставит цели, умеет анализировать и корректировать свои поступки.

2.Понимание своих способностей, назначение в жизни (навыки самоанализа).

Знает перечень возможных способностей.

Может проанализировать себя по имеющимся способностям.

Способный толковать и использовать прочитанное.

3.Умение работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, интернет, электронная почта).

Использует телефон, факс, компьютер.

Использует компьютер, умеет искать информацию в интернете.

Умеет работать в современных информационных системах

4.Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение находить, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию с разных источников).

Умеет составлять план к тексту, пользуется словарями, энциклопедиями.

Владеет алгоритмами исследования текста, составлением конспекта, технологиями запоминания.

Умеет обобщить информацию из разных источников в рамках мини-исследования (реферат), оформить его, приготовить выступление.

5.Профессиональная ориентация, навыки самоменеджменту (планирование собственной деятельности, ознакомление с потребностями рынка труда, умение писать резюме, искать работу и трудоустраиваться).

Владеет минимальной информацией о профессиях, трудовом законодательстве.

Умеет написать резюме, проанализировать свои способности и желания, сопоставить их с потребностями общества.

Умеет ставить перед собой краткосрочные,долгосрочные цели, планировать и реализовывать их.

6.Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации – несчастный случай, авария, финансовые и правовые ситуации, противостояние психологическому натиску).

Знает порядок действий в экстренных ситуациях (телефоны – 101,102,103.104).

Владеет основами финансовой и правовой грамоты.

Умеет выявить и противостоять мошенничеству, шантажу, психологическому давлению

7.Владение основами этики этикета (тактичность, умение брать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди других людей).

В разговоре систематически употребляет слова вежливости, имеет прилежный внешний вид.

Проявляет пунктуальность, способствует дружной атмосфере в классе и школе, препятствует конфликтам в коллективе.

Активно принимает ответственность за дела класса, школы, служит примером для подражания одноклассникам.

8.Коммуникативность (умение общаться устно и письменно на родном и иностранном языках).

Свободно общается (устно и письменно) русским и украинским языками, имеет развитую артикуляцию.

Знает основы успешной коммуникации (умение эффективно слушать и говорить), владеет ораторскими навыками.

Обладает умением решения конфликтов, свободно общается на иностранном языке

9.Патриотизм (изучение традиций, культуры и истории родного края)

Знает основные факты истории родного края.

Достаточный или высокий уровни знаний по русскому и украинскому языках, литературе и истории родного края.

Общается в свободное время на родном языке, сочиняет стихи, пишет рассказы

10. Ответственное отношение к собственному здоровью, не имеет вредных привычек.

Не имеет вредных привычек.

Каждое утро делает зарядку.

Занимается спортом в секциях.

11.Владение навыками продуктивной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами).

Периодически принимает участие в творческих конкурсах и исследовательской работе в школе.

Систематически принимает участие в творческих конкурсах и исследовательской работе в школе.

Имеет собственные творческие работы (стихи, программы, художественные и технические изделия).

МОДЕЛЬ

ВЫПУСКНИКА СТАРОБЕШЕВСКОЙ ОШ І-ІІ СТУПЕНЕЙ

Литература

1.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно - методическое пособие. - М.: 2005.

2.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007.

3.Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.

4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы. Народное образование., 2003. № 2. С. 58–64.

Требования, предъявляемые к современной системе образования, непосредственно влияют на тот образ выпускника, который формируется в сознании общества .

Какие люди необходимы современному обществу, чтобы оно развивалось?

Попробуем создать модель современного выпускника, воспользовавшись мнением ведущих педагогов мира.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, по мнению Ф.С. Шлехти, должен обладать определенными качествами личности, в частности:


  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место ;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня .
Обладая такими качествами, человек способен выполнять различные социальные роли. В таблице мы представим основные «жизненные роли», которым нужно учить школьника и которые ему предстоит выполнять, по мнению академика В.Я. Пилиповского .

Социальные роли современного человека .




Социальная роль

Реализация роли

Реализовавшаяся личность

Человек, отличающийся хорошо развитым сознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающие основу для личной самореализации.

Личность со стремлением к поддержке других людей

Человек, умеющий ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.

Человек, имеющий кредо «Жизнь как постоянное учение»

Человек, постоянно приобретающий новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.

Деятельный участник культурного развития

Человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

Высококвалифи-цированный работник

Человек, который берет на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг.

Информированный гражданин

Личность, хорошо осведомленная в вопросах истории , политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

Защитник окружающей среды

Личность хорошо осознает взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные богатства. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения ее ресурсов.

Все больше количество выпускников начинает понимать, что знания, практические и интеллектуальные умения помогут им самоутвердиться и самореализоваться в этой жизни , по мнению Е.С. Полат .

Модель современного выпускника реализуется через развитие качеств личности школьника. В книге Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» представлены три модели структуры качеств личности: по К.К. Платонову, И.П. Иванову и модель ключевых компетентностей личности.

Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову .

Уровень темперамента включает те качества личности, которые обусловлены наследственностью и индивидуальными особенностями нервной системы человека. На уровне особенностей психических процессов человек получает первичный набор ощущений и восприятий и на основе этого совершает мыслительные логические операции, называемые способами умственных действий (СУД), что играет огромную роль в процессе обучения. Затем человек начинает обучение, происходит формирование ЗУНов в трудовой и практической деятельности – СПД (сфера действенно-практическая). На завершающей стадии – становление личности – наблюдается формирование ценностных жизненных ориентиров человека, которое ложится в основу самоуправляющего механизма личности (СУМ). Итоговым моментом является благодаря этим поступательным действиям формирование Я-концепции, целостной развитой личности, то есть модели современного выпускника, готового к самостоятельной жизни.

Модель структуры качеств личности по И.П. Иванову .

Шесть сфер психики : ЗУН – сфера знаний, умений и навыков;

СУМ – самоуправляющий механизм личности;

СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств;

СДП – сфера действенно-практических качеств;

СТВ – сфера творческих качеств;

СФР – сфера физического развития.

Развитие личности по И.П. Иванову должно происходить, затрагивая все сферы психики. Следовательно, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, так как развитие этих сфер находится у учеников на разном уровне. Для каждого ученика нужно создать индивидуальную программу развития. При создании условий для развития личности ребенка можно сформировать у выпускника такие качества, которые будут способствовать его реализации в жизни.

Личность можно представить и как «совокупность компетентностей» .

Компетентности определяют меру возможности человека включаться в деятельность в реальных жизненных условиях.

Модель ключевых компетентностей личности .
Все перечисленные концепции направлены на всестороннее развитие личности ребенка, они являются прогнозируемым результатом деятельности педагогов, а ни в коем случае не целью . В первую очередь, необходимо видеть ученика и выбирать индивидуальную программу развития, таким образом формировать в человеке его уникальную личность. Каждый ученик в процессе обучения должен выстроить свою модель выпускника, будь то человек, обладающий «Я-концепцией», личность, у которой развиты все сферы психики или компетентностно развитый ученик. В этом ученику поможет учитель , учитывающий его индивидуальные особенности, а также требования времени, социума и государства.

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Ключевые слова: к

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родоманченко Ирина Ивановна заместитель директора по ВР Комсомольской ОШ І-ІІІ ступеней №1 администрации Старобешевского района

Модель компетентного выпускника современной школы

Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)

Аннотация

Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Ключевые слова: к омпетентность, жизнедеятельность, знания, личность, критическое мышление, саморазвитие, самореализация

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, способствовали потере социально ценных ориентиров жизнедеятельности учащейся молодежи. Особую опасность кризис ориентации составляет для подростков. Почему? Во-первых, подросток имеет еще недостаточно укрепленную нравственную основу жизнедеятельности, значит, может легко поддаваться асоциальным влияниям. Во-вторых, не может не беспокоить морально-психологическое обнищание подростков, их равнодушие и жестокость. Симптомы этих явлений несут в себе потенциал социальной и моральной деградации юной личности. Куда подростков подтолкнет жизни – кутверждению в себе социально-ценных или социально опасных качеств? Как помочь подросткам выйти из кризисного состояния с наименьшими потерями для себя и общества?

Сегодня нужны не просто знания, а стремление к новым знаниям, осознание необходимости непрерывного самосовершенствования, целеустремленность в их получении и использовании; необходима не просто исполнительская дисциплина, а способность работать в группе, умение сотрудничать с другими лицами, толерантность по отношению размышлений и мнений других лиц. Необходимым сегодня становится компетентность в решении проблем, гибкость в использовании знаний в новых условиях, уверенность при решении проблем. Кроме названных качеств школа, безусловно, должна воспитывать порядочного человека, который будет жить и работать на пользу обществу, семье, себе.

Исходя из сказанного, создана модель выпускника. Разработка модели – это первый шаг. Следующий шаг – это создание условий, при которых эта модель может быть реализована. Безусловно, обеспечивая высокий уровень знаний, надо превращать эти знания на компетентность. Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности.

Высокий уровень преподавания базовых предметов, участие в различных познавательных конкурсах и турнирах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах, интерактивная методика преподавания помогают ученику использовать полученные знания, сделать их значимыми. Воспринимать как безусловную ценность.

Для того чтобы выпускник стал человеком социальным, он уже сегодня должен принимать непосредственное участие в жизни общества. С этой целью в Комсомольской СОШ №1 проводится работа по всем направлениям воспитательной деятельности.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Для успешного будущего учащейся молодежи необходимо развить способность преодолевать жизненные трудности; научиться самостоятельно принимать решения; стать архитектором своего развития как личности. Личности автономной – способной сделать выбор и контролировать личное и социальную жизнь как индивидуум и член общества.Ответственной – способной брать на себя ответственность за свои действия, обязательства, завершать все, на себя взятое. Обязательной – способно защищать себя и свои жизненные ценности, а также действовать в соответствии со своим ценностям; такой, что умеет оказать поддержку – способной заботиться о других, действовать с ними и для них. Развиваясь, молодой человек обогащает свой потенциал как личность и как член общества, способен действовать и готов принять участие в совершенствовании общества, в котором он живёт, заботиться о развитии соответствующих знаний, умений соответствующихего потребностям.

Реалии свидетельствуют, что такая личность сможет успешно самореализоваться в социуме как гражданин, семьянин, профессионал, носитель культуры. В этом контексте чрезвычайно эффективный метод проектов. Участие в проектной деятельности способствует формированию ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, правовой, психологической, информационной.

Во время проектной деятельности решается целый ряд задач, активно развивается критическое мышление, развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умения самостоятельно контролировать свои знания; ученики овладевают техникой убеждения и презентации своих аргументов, учатся эффективному общению, ведению переговоров, ненасильственному методу решения проблем и конфликтов, развивают умение работать в команде, чувствовать себя членом команды, брать ответственность на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности. Вырабатываются навыки работы с источниками информации, ведения дискуссии, рефлексии, отстаивание личного мнения.Проектная деятельность способствует развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.

Говоря о саморазвитии как о сложном психолого-педагогическом процессе нельзя не остановиться на его предпосылках – самосознании, самоопределении, самоутверждении.Так самосознание охватывает несколько важных моментов: осознание своей тождественности с окружением; осознание своего «Я», привлечение внимания к своему внутреннему миру, к потребностям своей души.

Процесс самопознания помогает осознать свои внутренние потребности. Ребенок через переживания нравственных чувств сам открывает в себе ранее неизвестные ему возможности, благодаря чему совершенствуется его внутренний мир, формируются новые взаимоотношения. Проектная деятельность способствует тому, что процесс самопознания постоянно расширяется, дополняется, совершенствуя «Я» ученика.

Самоопределение в проектной деятельности содержит в своей структуре утверждения личностью значимой и социально ценностной позиции.

Самоутверждение как высокий уровень социального становления личности ученика предусматривает стремление выделиться из окружения,реализацию активности в ряде значимых сфер деятельности,самостоятельно выбирать дальнейшую перспективу жизни.

Проектная деятельность в реализации модели выпускника способствует не только раскрытию возможностей и способностей ученика, но и осознанию, оценке личностных ресурсов, определению личностно значимых и социально ценностных перспектив.Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Ученик пытается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или иные способности, природные задатки и отвергает те, которые мешают ему в достижении конкретной цели.

Проектная деятельность «заставляет» ученика по-новому посмотреть на свои умения, характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые надо нестандартно решить, выявить значительные волевые и эмоциональные усилия и достаточно высокий уровень самореализации. Как результат – качественные изменения в психологической структуре личности, что приводит к овладению навыками общения, выработка умения ставить адекватные, личностно значимые и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности по реализации перспектив.

Реализация модели выпускника создает социально-педагогические условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, навыках и поступках воспитанников, их отношении к социальным явлениям.

Обобщенным следствием этого процесса становится осознание и принятие личных жизненных перспектив, возможного места и роли в жизни общества, определение своих призваний, формирование жизненного проекта.

Опыт работы школы доказал высокую эффективность проектно-исследовательской деятельности учащейся молодежи, направленной на поиск, исследования, становление авторской позиции и приобретения опыта ее публичной защиты.Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, современныйученик должен быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, использовать приобретенные знания и умения в окружающей действительности, быть способным генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, творчески мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в команде, уметь предотвращать любые конфликтные ситуации и выходить из них. Целенаправленно использовать свой потенциал для самореализации как в профессиональном личном плане, так и в интересах общества, государства. Должен уметь добывать, перерабатывать информацию, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования. Бережно относиться к своему здоровью как высшей ценности, быть способным к выбору альтернатив, которые предлагает современная жизнь, уметь планировать стратегию своей жизни, ориентироваться в системе самых противоречивых и неоднозначных ценностей, определить свое кредо, свой стиль.

Итак, статус человека в обществе зависит от него самого. Быстротечность социального прогресса, его динамичность вызывает необходимость постоянной работы над собой развитием жизненной компетентности, усиления ответственности каждой личности за свое будущее, за возможность достижения личного счастья.

Задачи, стоящие в сфере ответственности перед каждым воспитанником, сконцентрированы вокруг проблемы жизненной компетентности молодого человека. А это требует освоения опыта жизни в обществе из-за сочетания обучения и практики социальных действий с постепенным увеличением именно практического участия молодого человека в жизни общества. Благодаря этому обеспечивается адекватная избирательность, глубина и сознательный характер отношения системы личных жизненных смыслов личности.Поэтапное введение учащейся молодежи в различные сферы жизнедеятельности и общения, овладения ими жизнетворческими технологиями, знаниями, умениями и навыками хотя бы в главных сферах человеческой жизни является неоспоримой необходимостью современности.

Итак, приоритетное направление развития личности, способной к самоактуализации, творческого восприятия мира и социально значимой деятельности лежит в плоскости решения проблем формирования и развития жизненной компетентности личности воспитанника и учителя, технологизации этого процесса. Основой всех преобразований должно стать реальное знание потенциальных возможностей детей, прогнозирование потребностей и моделей развития жизненной компетентности личности.

Главная цель – формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Анализ практики работы по формированию и развитию жизненной компетентности личности позволяет выделить основные функции образовательного учреждения. Этоорганизация благоприятного информационного пространства – предметного, социокультурного, образовательного для развития потенциальных возможностей ребенка, его внутреннего мира. Развитие жизненной компетентности личности предполагает формирование у неё способности к совместному поиску, само исследование, рефлексии, творческого саморазвития, обучения личности сознательным владением методами, формами, технологиями формирования жизненной компетентности, совместному творческому поиску источников, путей становления жизненной компетентности личности.Развивающее взаимодействие поможет увидеть в себе, открыть, перевести в конкретные поступки и действия жизненный творческий потенциал.

Жизненная компетентность личности определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями личности, мотивами ее деятельности, стилем отношений с людьми, ее способностью к развитию своего творческого потенциала. Развитие жизненной компетентности личности имеет комплексный характер и предусматривает формирование таких компетенций, как гражданская, политическая, правовая, тендерная, социальная, экономическая, экологическая, информационная, коммуникативная, компьютерная, психологическая, валеологическая. Компетенции являются важным компонентом структуры личности, в них будто фокусируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в деятельности и общении.

Главные направления жизненной подготовки учащейся молодежи.

Личностное направление – э то становление личности в сфере ее самоопределений и взаимоотношений, формирование самосознания и отношения к себе, разворачивается внутренний диалог с самим собой, что является результатом самопознания, самооценки, самоопределение.

Межличностное направление – э то сфера становления и развития знаний, умений и навыков личности, которые обеспечивают ей возможность общения и деятельности с другими. Важнейшей и решающим условием этого процесса является владение коммуникативной компетенцией, способностью предвидеть возможные межличностные конфликты, по возможности избегать их, а в случае возникновения таковых – умение решать их.

Социально-групповое – э то сфера взаимоотношений «Я-Мы», в рамках которой воспитанник должен освоить базовые алгоритмы социального взаимодействия и поведения. Это взаимодействия этические, конфессиональные, территориально-общинные, семейно-бытовые и др.

Политически правовое направление – это создание таких базовых основ деятельности воспитанников как демократизм, толерантность, плюрализм, гуманизм, гражданственность, уважение прав и свобод, ответственное отношение к выполнению обязанностей. Политическое сознание, политическая культура стимулируют общественную активность, делают каждого молодого человека деятельным участником событий, происходящих в стране и мире, способствуют осознанию миссии, роли и места в процессе создания государства.

Экономическая сфера отношений направлена ​​наформирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества,готовности к жизнедеятельности и труда в условиях рыночных отношений.Формирование у учащейся молодежи понимания общих основ современного производства, умения включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природным богатствам.Чрезвычайной важности задача – ознакомление учащейся молодежи со спецификой предпринимательской деятельности, культивирование предпринимательских способностей и мотиваций, формирование навыков экономического анализа, менеджмента и маркетинга. Эта система взаимоотношений должна способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Основной путь формирования и развития жизненной компетентности личности – оптимально построенный учебно-воспитательный процесс, рациональная организация внеурочных форм работы и эффективное взаимодействие с семьей.


Педагогический совет на тему:

«Модель выпускника школы – социализации личности»

Цель: выработать систему общих взглядов на личностные качества выпускника школы в условиях эксперимента «Школа – социализация личности».

По методике проведения: традиционный.

По форме: доклады с обсуждением.

По составу участников: постоянный.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе: стратегический.

План:

1. Доклад Губаревой Е.А. (ЗДУМР) «Модель выпускника школы».

2. Доклад Митрохиной О.Г. (учитель русского языка и литературы, кл. рук. 9 класса) «Социализация подростков и проблемы педагогического отчуждения»

3. Мозговой штурм «Образ выпускника»

4. Принятие решения.

Доклад «Модель выпускника»

Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмыслением ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника данной школы.

Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А. Караковского в свое время нашли такой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллектив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для социально-экономической и политической ситуации:

1. Гармония индивидуального и социального, гармония личного и общественного.

2. Ориентированность на главные идейно-нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).

3. Высокий уровень самосознания.

4. Социальная ответственность.

5. Человечность, альтруистическая направленность.

6. Креативность, способность к творчеству.

7. Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.

(В.А. Караковский. Любимые мои ученики. Изд. «знание», М.1987,

При этом ставилась цель превратить мечту о формировании гармонически развитой личности в реальную задачу.

Е.А.Ямбург придерживается, на сей счет иного мнения. Он предлагает идти от противного: составить «дефектную ведомость» на человека сегодняшнего.

Выступая за «круглым столом» в1989 году, он отметил, что наши беды начались тогда, когда мы поставили перед собой задачу формировать всесторонне развитую гармоническую личность. Это понятно как отдаленная цель, которую поставил марксизм, мы же перевели плоскость практической сиюминутной задачи педагогики. А в действительности вместо гармонически развитой личности мы имеем личность, какую? Разорванную, догматическую, нетерпимую, готовую уничтожить идейного противника.

Гармонии не получилось. Тогда мы потихонечку подменили понятия и вместо «гармоническая личность» стали говорить «всесторонне развитая» вроде бы стало скромнее. И под флагом «всестороннего развития» мы стали напихивать в программу одно, другое, третье и т.д., пока не зашли в тупик.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

А что же делать? Кредо Ямбурга заключается в том, что он предлагает воспитание от противного. «Мы не знали, продолжает Ямбург, каким должен быть человек будущего, да и нужна ли эта морковка, которая перед ослом висит и двигает его вперед? Но мы хорошо знаем, что мешает нам сегодня, нашему мышлению, нашей душе. Так, может быть, следует составить « дефектную ведомость» на человека сегодняшнего, поскрести его и почистить, глядишь, что-то там гармоническое потом и обнаружится. (учителя-новаторы размышляют, спорят, предлагают. Стенограмма выступлений за «круглым столом» М., 1989, стр.65-66).

Группа молодых ученых Тверского государственного университета разработали модель личности выпускника образовательного учреждения, которая:

    Является составной частью модели образовательного пространства;

    Обладает самостоятельно целостностью и значимостью;

    Основывается на Законе РФ «Об образовании»

    Представляет собой идеал-ориентир, на который должно быть направлено образование;

    Выполнена в теоретико-деятельностном подходе в языке схематических изображений.

Основные моменты этой модели заключаются в следующем:

Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально-экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Под самоопределением понимается процесс, включающий в себя обязательные этапы:

    Понимание человеком себя, своих потребностей;

    Построение представления о «внешнем», о тех требованиях, которые предъявляет это «внешнее», (например, та или иная деятельность);

    Соотношение первого («внутреннего»), себя) со вторым («внешней рамкой»);

    Проверка на соответствие первого второму;

    В случае совпадения человек осознанно берет на себя требования «внешнего» (например, деятельности).

Человек, умеющий осуществлять в своем сознании перечисленные выше процедуры, обладает способностью к самоопределению. Такой человек, как правило, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «Иметь себя» и уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Требуется также, чтобы у выпускника была сформирована адекватная современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картина мира. Целостная картина мира включает в себя:

    Нравственное, т.е. представление о человеческих отношениях между людьми;

    Систему знаний о природе, обществе, человеке;

    Определенный опыт деятельности;

    Опыт творческой деятельности.

Готовность к самореализации предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Именно такая – через рефлексию своей деятельности- обращенность к культуре обеспечивает интегрированность человека в системы национальной и мировой культур, что является важным требованием к выпускнику образовательного учреждения.

Представленная модель может рассматриваться как тот ориентир, на который должно быть направлено образование. Логика требует, чтобы процесс обеспечивал достижение результата, конечного продукта. Таким образом, становится ясно, что процесс образования должен не только строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

Необходимость конструирования личности выпускника вызвана с одной стороны тем, что заказ общества на «продукт педагогической деятельности», по сути, на сегодня отсутствует, а с другой стороны, - тем, что каждая школа функционирует в специфической среде и качества личности выпускника разных школ могут прогнозироваться, учитывая специфику этой Среды. При формулировке цели и моделирования личности выпускника школы педколлектив исходит из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Признание на международном и российском уровнях прав, свободы, достоинства ребенка (Декларация прав ребенка, 1959г., Конвенция о правах ребенка,1989г.) требует изменения целей, содержания и технологий воспитания и обучения, включая и контрольно-оценочную деятельность. Новое отношение к человеку, в том числе к ребенку, не как к средству, а как к цели, - поставило вопросы о необходимости смены образовательной парадигмы.

Традиционная педагогика практически осуществляет насилие над растущей личностью. Она отторгает ребенка, подростка, юношу от потенциально созидательных возможностей учебно-воспитательного процесса, ведет к отчуждению. Взросление предполагает социализацию личности, означает общее, общественное, относящееся к совместной жизни людей, их разнообразному общению и деятельности. Процесс взросления имеет своей целью развитию способности строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами, овладеть посильными для каждого возраста видами деятельности, в том числе познавательной. Поэтому образование как одна из ведущих сфер жизни общества и человека несет непосредственную ответственность за результаты воспитания и обучения. Однако именно в образовательном учреждении, в школе многие учащиеся получают негативный опыт восприятия и переживания учебно-воспитательного процесса как чуждого, лишенного личностного смысла.

Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, Л.С.Алексеева и др.) подтверждают нарастание чувства и с годами осознание учебно-воспитательного процесса как личностно значимого. Неустойчивость мотивации к учению у младших школьников, ее снижение к концу третьего года обучения в подростковом возрасте перерастают в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную, и трансформируются в проблему «трудного подростка».

Приведенные данные свидетельствуют о тенденции отчуждения, которое нарастает по мере продвижения к старшим классам. Как показывают результаты анализа ответов учащихся, привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. «Чистые знания», знания ради знаний, ради школьного дневника, журнала не относятся подростками к личностно значимым, к жизненно важным.

Приведенные данные социологического исследования школьника

свидетельствуют о наличии и устойчивого противоречия между процессом социального взросления школьников и явным отстаиванием учебно-воспитательного процесса от их насущных личностно и социально значимых проблем.

Школа является тем социальным институтом, который призван на самом деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного и социального развития и становления. Однако в реальной жизни, проблема педагогического отчуждения не актуализируется педагогическими коллективами.

Педагогическое отчуждение определяется как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетентности.

Обучение, ориентированное на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно-ориентированного подхода к обучаемым. Он требует умения определять «зону актуального» развития, но самое главное и трудное продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Как подчеркивал Выгодский Л.С., зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень развития. Это методологическое положение особенно важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетенции педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.

Педагогическое отчуждение, возникающее в неблагоприятной для обучаемого жизненной ситуации, сложившейся в результате психологии педагогической некомпетентности, можно предупредить и реально преодолевать путем смены образовательной парадигмы – перехода от когнитивно-ориентированной (зуновской) модели на личностно ориентированную. Этот путь создает благоприятные педагогические условия, препятствующие возникновению и усилению педагогического отчуждения ребенка, и в случае необходимости, корректирующие личностное развитие каждого обучаемого, если:

Осуществлять полноценную учебную деятельность, включающую в себя три звена: мотивационное, корректирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное;

Создать ситуацию успеха каждого обучаемого, организуя обучение в зоне ближайшего развития.

3. Мозговой штурм «Образ выпускника».

Задачи: 1.выявить и согласовать мнения и представления учителей об образе выпускника школы – социализации личности.

2. привести в соответствие представление о сегодняшней обстановке в школе с реальным социальным заказом.

Метод : анкетирование.

Форма работы : групповая (4-5 человек в группе).

Организация .

Каждой группе дается по одной анкете, содержащей список индивидуальных характеристик. На основании этого списка каждая группа выполняет пять заданий. Результаты каждого задания сдаются руководителю в письменном виде. Получив письменные отчеты групп, руководитель, обработав результаты, получит усредненные показатели по каждой анкете. Результаты обсудить можно сразу. В этом случае возможная методика будет выглядеть следующим образом.

После короткого перерыва, в течение которого группа руководителей обрабатывает результаты (на основании групповых отчетов выбирает и ранжирует наиболее привлекательные характеристики отдельно по каждому из пяти предложенных для описания персонажей), они выставляются на всеобщее обозрение.

Далее, сохраняя те же микрогруппы, руководитель просит через некоторое время (30-40 минут) представителя от каждой группы дать анализ полученных результатов. Представитель обязан высказать не свое личное, а согласованное мнение всей микрогруппы.

Анкета .

1. В предварительном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего школьника

сегодняшнего дня» (отвечайте с позиции того, что могло бы быть).

    Дух соперничества

    Конформность

    Чувство товарищества

    Креативность, способность к творчеству

    Способность критически мыслить

    Любознательный, пытливый ум

    Озабоченность материальным успехом

    Порядочность-справедливость

    Честность

    Гуманизм (доброта)

    Независимость

    Интеллектуальная развитость

    Материалистичность

    Послушание

    Предприимчивость

    Открытость

    Наличие собственных убеждений

    Уравновешенность-организованность

    Чувство юмора

    Эмоциональность

    Искренность

    Социальная адаптабельность

    Воспитанность

Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).

Выработайте единое мнение в группе.

2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «выпускника школы-социализации личности».

(список повторяется)

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».

(список повторяется)

Выберите пять черт, которые представляются вам наиболее существенными, и расположите их по степени значимости.

Выбирайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «учителя школы социализации личности» (далее аналогично)

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого».

Вывод: модель выпускника школы-социализации личности, включает такие наиболее важные черты личности:

1. интеллектуальная развитость

2. социальная адоптабельность

3. любознательный, пытливый ум

4. наличие собственных убеждений

5. способность критически мыслить.

Решение ПС:

1. Утвердить «модель выпускника» школы- социализации личности, обладающего следующими качествами: интеллектуальная развитость, социальная адаптабельность, любознательный пытливый ум, наличие собственных убеждений, способность критически мыслить.

2. Обсудить промежуточные результаты в 2006 году (через год), в 2010 (через 5 лет).

7. Приложения

7.1. Исследовательский проект по географии на тему:

«Государственная демографическая политика, какой ей быть?»

Выполнили учащиеся 10 класс Ульихин. А., Захаров. Р., Ионова Д., Рязанова Н.

План работы над проектом.

1. Введение.

2. Исследования.

3. Результаты исследования.

4. Выводы.

5. Заключение.

1.Введение

Актуальность проблематики

Постепенно нарастающие кризисные процессы охватили все сферы жизнедеятельности общества - производственную и бытовую, экологическую и демографическую, политическую и идеологическую. Произошли разбалансированность внутреннего рынка, снижение уровня и качества жизни населения, сопровождающиеся разрушением естественной среды его обитания, ухудшением демографических показателей.

Численность населения бывшего СССР к моменту его распада составляла 290 млн. чел., из них в РСФСР проживало 149 млн. чел.

В 1986г. в РСФСР родилось 2 млн. 486 тыс., умерло 1 млн. 498 тыс. человек. Есте-ственный прирост населения составил 988 тыс. чел. С середины 1991г. впервые за последние столетия смертность в Рос-сии превысила рождаемость. Так, в 1994г. родилось 1 млн. 420 тыс. россиян, а умер-ло 2 млн. 300 тыс. (на 880 тыс. больше родившихся). В процентах эти показатели составили: рождаемость - 0,93%, смерт-ность - 1,50%, разница между ними - ми-нус 0,57%. Это уже не естественный при-рост, а убыль населения.

Положительный естественный прирост сохранился только в Дагестане, Чечне, Ка-бардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Калмыкии, Туве, Якутии-Саха, Республике Алтай, в Тюменской области и в некоторых север-ных автономных округах.

Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек. Год - и Курской области нет, год - и нет Хабаровского края. Особенно катастрофична ситуация в так называемых русских краях и областях. В Псковской об-ласти на 6434 родившихся в 1995г. при-шлось 17347 умерших, естественная убыль населения составила 10913 чел.

Продолжительность жизни мужчин в России, соответствовавшая в 1964-1985гг. среднеевропейскому стандарту в 65 лет с началом реформ опустилась до 57 лет, а в некоторых районах Центральной России даже до 45 лет. У женщин средняя про-должительность жизни сократилась мень-ше - с 76 до 70 лет. Теперь Россия отстает от среднеевропейского стандарта продол-жительности жизни на 15-20 лет.

В пореформенной России поворота к повышению рождаемости не произошло.

За годы реформ количество российских граждан уменьшилось на 6 млн., но общая численность населения на столько же не сократилась. Россию пополнило свыше 3 млн. чел. из стран ближнего зарубежья. Миграционный процесс затушевал карти-ну естественной убыли населения России. В 1997г. население России составляло 147 млн. чел., в 2000г. - 145 млн. По этому показателю она занимает шестое место в мире после Китая (1 млрд. 209 млн. чел.), Индии (919), США (216), Индонезии (195), Бразилии (159), но уже к 2050г. Россию по численности населения превзойдут Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Иран, Мексика, Вьетнам, Филиппины..

Мы считаем, что современная демогра-фическая ситуация по самой своей сути глубоко безнравственна, сколько бы ни говорили о ее будто бы "закономерности". И еще более безнравственно отношение к ней российских властей, игнорирующих национальное бедствие №1. Можно толь-ко надеяться, что настоящие специалисты, болеющие за свой народ и страну, не толь-ко осознают это, но и найдут в себе силы выступить против безнравственного соци-ально-экономического курса властей.

Цель работы:

Определить основные направления государственной демографической политики будущего.

Задачи работы.

1. Проанализировать количественный и качественный состав населения поселка 2-е отделение совхоза «Арженка»;

2. Дать оценку текущего состояния и перспективы численности и состава населения;

3. Разработать модель, имитирующую демографические процессы будущего;

4. Сформулировать предложения, направленные на улучшение демографической ситуации.

2.Исследования.

Объект исследования:

численность населения

половозрастная структура населения

национальный состав населения

миграция

качество населения.

Источники информации:

1. Похозяйственные книги Пичерского сельского совета Рассказовского района Тамбовской области.

2. Сведения, предоставленные отделом ЗАГСа администрации Рассказовского района.

Физико и экономико – географические характеристики:

Поселок 2-е отделение совхоза «Арженка» находится на территории Пичерского сельского совета Рассказовского района Тамбовской области. От районного центра удален на восток на 12 км, от областного центра на 47 км. С районным и областным центром, а также Центральным отделением соединен автомобильной дорогой.

3.Результаты исследования.

А) Естественное движение населения

Б) Динамика численности

В) Возрастной состав населения

Мужчины Женщины Общий

Г) Возрастно-половая пирамида

Д) Качество населения

Средняя продолжительность жизни составляет у мужчин - 44 года, а у женщин – 50 лет.

Уровень грамотности составляет: 100%

3% - высшее образование

36% - среднее образование, среднеспециальное и начальное профессиональное.

21% - начальное образование

13% - школьники

4% - студенты.

Занятость

Экономически активное население составляет 33 %.Основная доля занята в сельском хозяйстве – 20 %. На Центральном отделении совхоза «Арженка» работают 25 человек, 56 человек работают в месте проживания в птицеводстве, мастерской и на МТФ. Безработица составляет 16 %. В последнее десятилетие наблюдается отток экономически активного населения в Москву и Московскую область, а также в Санкт – Петербург (около 13 %).

В последнее десятилетие в отечественной системе образования произошли значительные изменения: введен единый государственный экзамен, разработан федеральный образовательный стандарт нового поколения, введено профильное обучение.

Какой он – современный выпускник? Обратимся к портрету выпускника школы, представленному в проекте стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с данным портретом выпускник современной школы должен быть:

    любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

    осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность к судьбе Отечества;

    креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

    владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;

    готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

    уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

    осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

    подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

А как видят себя сами выпускники? И к какому идеалу они стремятся? С такими вопросами мы обратились к выпускнице гимназии, которая высказала собственное мнение и опиралась на высказывания своих сверстников по этой теме.

Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?

Пожалуй, самый простой путь ответить на эти вопросы - спросить у самих старшеклассников. Мы провели небольшой опрос среди 11-ых классов нашей школы. Большинство ребят считает, что главная и ничем незаменимая черта выпускника - это ум. Разумеется, они правы. Ум – это возможность грамотно построить предложение, донести свою мысль до окружающих, поддержать беседу на любую тему. Ум – это знания, а точнее, умение их применять. Но, мало быть просто «умным». Необходимо иметь перед собой четко поставленную цель. Ты должен хорошо понимать – чего ты хочешь и как ты можешь этого добиться. Цель в жизни должна быть всегда: будь ты школьник, выпускник, студент, квалифицированный работник, начальник, родитель.… По мере достижения одной цели, ты должен ставить себе другую, добиваться, идти к ней. Ведь человеку необходимо постоянно развиваться, расти, идти дальше… Целеустремленный человек – успешный человек. Так считают и современные выпускники. Следующими, по мнению опрошенных, неотъемлемыми качествами являются трудолюбие, ответственность, самостоятельность и усидчивость. Всему этому учит нас школа. Каждый урок в школе – это не просто огромное количество новых, необходимых знаний, это уроки жизни. Школа учит нас быть взрослыми, самостоятельными. Учит не зависеть от других, но уважать мнение другого человека. Сосредоточенность, пунктуальность, прилежность, аккуратность, - все это то, без чего невозможно хорошо учиться в школе, а уж тем более шагать во взрослую жизнь. Современный выпускник должен быть харизматичным, иметь чувство юмора. Тут невозможно не согласиться. Умение разговаривать с людьми – одно из самых важных качеств в наши дни. Что-то рассказать, предложить, объяснить, посоветовать и посоветоваться, попросить, узнать, договориться, - в независимости от того, какой дальнейший путь ты выбрал, сталкиваться с этим будешь часто… Несомненно, важно быть уверенным в себе. В себе, в своих поступках, словах. Ты должен твердо идти вперед, не сомневаясь в своих действиях. Не будешь сомневаться ты – не будут сомневаться другие. Но, как бы то ни было, самыми главными чертами выпускника (и неважно современного или нет) всегда будут вежливость, доброта и открытость. Ведь выпускник – это будущее страны. Он должен быть способен изменить что-то в обществе, сделать его лучше. И какой бы ты ни был успешный, умный, целеустремленный, ты ничего не сможешь изменить, если в тебе нет этих качеств. Ни с одним человеком ты не сможешь договориться, не будь ты вежливым, добрым, отзывчивым, а, главное, честным. Люди просто не захотят идти тебе навстречу, не станут верить твоим словам. Увы, сейчас – это весьма серьезная проблема. Современная молодежь перестает ценить многие моральные качества, перестает понимать их важность. Ведь сейчас, в век компьютеров и телефонов, людям стало гораздо проще общаться друг с другом, не отрывая головы от клавиатуры, нежели слышать реальный голос реального человека. Сидя за компьютером, мы не видим ни эмоций человека, ни его реакций – ничего. Да и сами-то мы мало что можем испытать, стуча по кнопкам и смотря на голубой экран. Мы забываем, как это – быть добрым, открытым, отзывчивым. Забываем, потому что «не используем» эти качества. А жаль.

Такими качествами, по мнению современных подростков, должен обладать выпускник, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрать свой профессиональный путь, быть успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.

Программы комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, которые обозначены как важные составляющие Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Так, например, программа «Шаги к успеху» ориентирована на формирование навыков учебной деятельности, осознанного отношения к обучению, ответственного отношения к образованию и самообразованию. Программа «Я учусь выбирать – 9, 10-11» предполагает освоение основ самостоятельного осознанного выбора учащимися в области школьной карьеры, начиная с выбора профиля обучения и заканчивая профессиональным самоопределением. Основным инструментом данной программы является портфолио «От выбора профильного класса к профессиональному самоопределению» , которое состоит из 3 частей:

    для учащихся 9 классов - «Учимся выбирать профиль обучения на этапе предпрофильной подготовки» - знакомство с общими основами правильного выбора;

    для учащихся 10 класса - «Мои первые шаги к профессиональному самоопределению»;

    для учащихся 11 класса - «Портфолио выпускника» - позволяет структурировать и отследить процесс профессионального самоопределения, помогает обосновать профессиональный выбор при собеседовании в вузе, сформировать навыки самопрезентации, необходимые в дальнейшей профессиональной карьере.

Программа «Я выбираю здоровье» направлена на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение старшеклассников алгоритму принятия правильного решения в отношении собственного здоровья, знакомство с основными компонентами образа жизни здорового и успешного человека.

Программа « Консультационный центр в рамках проекта «Абитур-класс», охватывающего завершающий этап обучения в школе (10-11 классы) и основной этап профессионального самоопределения. Для всех старшеклассников с целью оказания помощи в правильном планировании индивидуального маршрута подготовки к итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения проект «Абитур-класс» предоставляет следующие возможности:

    это участие в предметных вузовских олимпиадах;

    информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;

    организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.

Программа «Консультационный центр» направлена на формирование у старшеклассников мотивированного понимания «куда и зачем идти учиться?».

Программа включает в себя 3 модуля:

1. Информационная поддержка старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации и подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется через:

    школьный сайт – раздел «Информбюро»: информация о вузах, олимпиадах, целевых программах и т.д. см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»);

    встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);

    буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;

    использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.

    Индивидуальная работа по самоопределению с использованием «Абитур-листа» (см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»)

    Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:

    определить свои интересы, склонности и возможности;

    познать особенности своего интеллекта и темперамента;

    расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;

    получить подробную информацию о вузах;

    получить информацию о целевых программах;

    научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;

    справиться с экзаменационным стрессом, используя релаксационные упражнения и техники;

    приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;

    составить и оформить портфолио.

Вся система комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения, таким образом, обеспечивает условия, позволяющие выпускнику приобрести необходимые качества, компетенции и знания, которые позволят ему стать конкурентноспособной и успешной личностью в современном мире.