Психология человека. Понятие принципа, психологической закономерности и закона психологии

Уровень конкретно-научной методологии применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Разработку этого уровня методологического анализа осуществляют как методологи науки, так и теоретики соответствующих областей знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Далеко не все создатели значительных психологических теорий проявили себя как методологи психологии. Среди тех, кто оказал огромное влияние на методологию психологической науки и практики, были В. Вундт, З. Фрейд, К. Левин, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время – Р. Стернберг.

Как правило, философско-методологические принципы не прямо соотносятся с принципами, формулируемыми на уровне конкретно-научной методологии, они прежде преломляются, конкретизируются на уровне общенаучных принципов и концепций.

Принцип - это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе, и к неодушевленному. Например, можно говорить о принципе работы технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

Принцип выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности.

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Закономерный - значит осуществляющийся на основе закона.

Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

Закон – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.

Исходя из того, что окружающий мир представляет собой совокупность материальных объектов и явлений, находящихся в многообразных и сложных связях, взаимозависимостях друг от друга, наиболее существенные отношения (связи) между объектами определяются как законы. Именно существенное отношение, присущее не отдельному объекту, а всей совокупности объектов, составляющих определенный класс, вид, множество объектов одного типа, является законом. Существенное отношение между объектами, явлениями или же между их сторонами, определяющее характер их существования и развития, выражает главный признак закона.



Всеобщность также является важнейшей чертой закона. Всеобщность означает, что любой закон природы и общества присущ всем без исключения объектам и явлениям определенного типа, уровня, то есть всему множеству объектов и процессов, которые охватываются этим законом. Все материальные объекты, от микрочастиц до космических гигантов, подчиняются закону всемирного тяготения; все электрически заряженные тела подчиняются закону Кулона и т. д.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии:

· относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);

· законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);

· законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);

· законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);

· законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;

· законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);

· законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).

Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

2.1. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

В системе наук психология играет особую роль, поскольку:
1) это наука о самом сложном, что известно человеку
2) в психологии сливаются субъект и объект познания
3) психологическая наука имеет уникальные практические наследия

Нелинейная классификация наук Б.М.Кедров:
Расположены по объекту изучения:
Естественные науки - объект - природа
Социальные науки - объект - общество
Гносеология - наука о познании - теория познания

Двухсторонняя связь - психология берет и дает из этих наук

Отрасли современной психологии возникают как междисциплинарные, на стыке психологии и других наук и научно-практических комплексов:

на стыке психологии и общественных наук существуют такие отрасли:

  • социальная психология (как то, что мы включены в определенную группу влияет на нашу психику)
  • экономическая психология
  • политическая психология
  • этническая психология
  • юридическая психология
  • психолингвистика
  • психология искусства
на стыке психологии и естественных наук существуют:
  • психофизиология (поиск физиологических оснований психических процессов)
  • психофизика (как энергия внешних воздействий преобразуется во внутренний опыт)
  • зоопсихология и сравнительная психология
  • психобиохимия (биохимические основания организма)
на стыке психологии и медицины возникли:
  • патопсихология (изучает различные отклонения, патология психического развития)
  • клиническая психология
  • нейропсихология (изучает мозговую локализацию психических процессов, где локализованы зрение, слух...)
  • психотерапия (лечение с помощью психологических средств)
  • психофармакология (влияние на психику фармакологических средств)
на стыке психологии и педагогики существуют:
  • возрастная психология (от зачатия до смерти человека)
  • педагогическая психология (разработка психологических основ обучения и воспитания)
на стыке психологии и технических наук:
  • инженерная психология (изучает приспособление техники к человеку)
  • эргономика
2.2. Основные теоретические подходы в современной психологии

Все теоретические направления, существующие в современной психологии, различаются по двум принципиальным положениям:

  1. Что признается главным источником поведения человека
  2. Насколько жестко поведение человека детерминировано внутренними или внешними причинами
Биологический подход

Источник: биологические программы. Человек - биологическое существо.

Различные формы поведения связывают с функционированием нервной и гормональной систем, исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенных от рождения программ.

К этому подходу принадлежат представители бихевиоризма, психофизиологии, этологии, социобиологии.

(социобиология - ценность воспроизведения потомства)

Психоанализ

Зигмунд Фрейд

Человека переполняют подавленные влечения, которые стремятся выйти наружу в виде оговорок, описок, ошибочных действий, в произведениях искусства, в выбранной профессии и в сновидениях

Гуманистическая психология

В 60-е годы ХХ века возникает "Третья сила" (третья сила по отношению к бихевиоризму и психоанализу) - гуманистическая психология.

Противовес механичности человека. Начали изучать ЗДОРОВОГО человека.

Движущая сила развития человека - стремление к самоактуализации , полноценному функционированию, поиску смысла жизни

Гуманистическая психология:

  • Личностно-ориентированная психология (А.Маслоу, Карл Роджерс). Стремление к самоактуализации - человек должен стать тем, кем он должен стать. Максимальное развитие способностей и потребностей.
  • Экзистенциальная психология (Ирвин Ялом). Существование определяет сущность. Источник: выборы, которые осуществляются в каждый момент времени. Тот выбор, который мы делаем, определяет то, кем мы являемся.
  • Трансперсональная психология (Станислав Гроф). Холотропное дыхание, области человеческого бессознательного.

Культурно-исторический подход

Лев Семенович Выготский

Формирование личности - это присвоение ребенком культурно-исторического опыта

Деятельностный подход

Сергей Леонидович Рубинштейн
А.Н. Леонтьев

Развитие человека - это смена его деятельностей , которая определяет характер психологических новообразований

Эклектический подход

Понемногу из всех направлений, то, что сейчас может сработать.

2.3. Методологические основы психологии

К общей теории, или методологическим основам науки относят такие понятия:

  • парадигма
  • категории
  • принцип
  • закон
Парадигма (гр. paradeigma - пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач

Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления), которая значительно облегчает профессиональную коммуникацию. Парадигма имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности и соединяет логически-атомарные компоненты (законы, стандарты, правила) и совокупную научную деятельность в единую функционирующую целостность.

В последние годы в отечественной психологии все больше распространяется гуманитарная парадигма как общий подход к человеку и исследовательская стратегия в отдельных отраслях психологии, в отличие от природно-научной парадигмы, которая доминировала раньше. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что:
1) Объектом изучения в гуманитарных науках являются духовные и культурные феномены, т.е. феномены, так или иначе связанные с человеком и обществом, и выраженные с помощью текстов.
2) Непосредственным предметом гуманитарного познания является постижение (интерпретация) глубинного содержания текста.
3) Объект и предмет гуманитарного знания обусловливает ряд специфических черт последнего:
а) аксиологичность: ценности исследователя определяют содержание интерпретационных схем
б) рефлексивность: полученные путем исследования результаты могут изменять поведение объекта исследования
в) интенция исследователя на понимание того, что допускается диалог, столкновение, конфликт двух активных субъектов- исследователя и испытуемого
г) субъективность или субъективированная форма результатов
д) принципиальная невозможность извлечения текстов из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость
е) необходимость установления отношений с объектом
ж) исследование единичных, уникальных и неповторимых объектов
4) Исходя из специфики гуманитарного знания, из того, что содержание текста скрыто от исследователя, на первое место выходят интерпретационные методы исследования.
Методы гуманитарной психологии - методы описания и понимания природы человека: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, беседа, клиническое обследование, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналитический метод.

Парадигма это:
образец для исследования,
какие проблемы и как их исследовать,
ставить исследовательские задачи и решать их.
(например: естественно научная парадигма - масса, исследование реакции. Гуманитарная парадигма - каждый человек уникален, исследовать - ценности, смысл жизни, уникальный единичный случай)

Парадигма - что я буду исследовать и какими методами.

Категории наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи

1. Отражение - категория материалистической философии. Эта категория позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Недостаточно отнести психическое явление к категории отражения - необходимо выявить его специфику, отличие психического отражения от других уровней и форм. Высшая форма отражения - сознание.

Решение заданий выявления специфики психического отражения требует изучения деятельности человека, реального бытия психического отражения.

Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать не только индивидуальную, но и общественную деятельность - общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения - личность.

Принципы

Принцип (лат.) - основа, в логике - основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции.
Принцип психологии - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность , подытаживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории.

Основные принципы психологии
1) Принцип детерминизма : актуальное состояние психики и поведения индивида детерминировано (обусловлено) предыдущими событиями его жизни, а все разнообразие феноменов человеческой жизнедеятельности, которые можно наблюдать, определяются взаимодействием двух групп факторов: наследственностью и окружающей биосоциальной средой
2) Принцип единства сознания и деятельности: психика, сознание, личность развиваются в неразрывном единстве с деятельностью - сложной, специфической человеческой формой целенаправленной активности.
3) Принцип развития (историзма) или генетический принцип : при переходе психических феноменов от одного уровня организации к другому, при возникновении новых форм психических явлений и процессов происходит их изменение, которое имеет закономерный характер.
4) Принцип системности: явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от того целого, которое они создают, приобретая при этом свойства целого.
5) Системно-структурный принцип
6)Принцип личностного подхода

Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

Законы психологии

Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

Типы законов в психологии

  • относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);
  • законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);
  • законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);
  • законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);
  • законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;
  • законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);
  • законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).
Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

2.4. Методы психологического исследования

“Метод - это путь познания. Это способ, посредством которого познается предмет науки” С.Л.Рубинштейн

Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых получают факты, которые используются для доказательства положений, из которых, в свою очередь, складывается научная теория.

Б.Г.Ананьев предложил такую классификацию методов психологического исследования:

Организационные методы - определяют стратегию исследования

  • Метод срезов или сравнительный (сопоставление отдельных групп исследуемых с целью установления сходства и различия между ними) (дает информацию сейчас, развития не дает)
  • Лонгитюдный (многократное обследование тех же самых лиц с целью выявления динамики исследуемых качеств) (явление в развитии, дает динамику)
  • Комплексный (реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых берут участие представители разных наук, с целью установления связей между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности) (привлекает специалистов разных областей)
Эмпирические методы сбора данных
  • Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
  • Экспериментальные: формирующий, природный и полевой эксперимент (позволяет изучать причинно-следственные связи, нет эксперимента без гипотезы, особенность зависит от факторов)
  • Психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа.
  • Праксиметрический метод (анализ процесса и продуктов деятельности)
  • Моделирование (принятие решений, память)
  • Биографический (образец гуманистической парадигмы)
Методы обработки данных
  • Количественный (статистический) анализ
  • Качественный анализ (ближе к гуманитарной парадигме) (дифференциация и обобщение материала по качественным параметрам, по группам)
Обобщение - по качественным показателям (как нарисовал, с чем не справился)

Методы интерпретации

  • Генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе) (определение закономерностей изменения данных) (лонгитюдный, сравнительный)
  • Структурный - (установление структурных взаимосвязей между исследуемыми характеристиками) построение типологий (построение профилей и изучение взаимоотношения между факторами)
Один и тот же тест - это информация о нескольких личностных факторах.

Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение и эксперимент
Применяются во всех науках.

Наблюдение - целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира, метод научного познания. Используется в психологии для изучения психической реальности и ее феноменов. Позитивная черта наблюдения - непосредственная связь с объектом исследования, негативная - пассивность исследователя, который не вмешивается в ход процесса, который изучается.

Эксперимент - способ чувственно-предметной деятельности в науке, метод познания психической реальности, при котором психические явления изучают в специально созданных или контролируемых исследователем условиях.

Во время проведения эксперимента необходимо быть уверенным, что переменные, то есть все изменяемые факторы, которые варьируются действительно связаны с изучаемым явлением, а не с какими-то другими факторами. Это:
1) Независимые переменные , которые введены экспериментатором и на которые не могут влиять испытуемые. Не зависят от испытуемого, ими варьирует экспериментатор.
2) Зависимые переменные , связанные с поведением испытуемого.
3) Промежуточные переменные , которые следует учитывать при интерпретации данных: психологическое состояние во время эксперимента, интерес или безразличие и т.д.
Эксперимент - главный метод для проверки причинно-следственных связей.
Эксперимент невозможен без существования гипотезы.
Экспериментировать - это варьировать независимые переменные, фиксировать изменение зависимых и учитывать промежуточные.

Эксперимент Милгрема.
-Велика роль экспериментатора в плане влияния получаемого результата (эффект Розенталя, эффект предубежденности), влияния экспериментатора на результат. Трансляция правильного поведения (неосознанно, мимикой и т.д.)
-Испытуемый знает гипотезу. Если испытуемый знает гипотезу, он может вести себя в соответствии с ней.

Слепой метод
- наблюдатель не знает какая группа контрольная
Двойной слепой метод - испытуемые не знают гипотезы, наблюдатель не знает, какая группа контрольная.

К вспомогательным методам исследования относятся опросы и тесты.

Опрос - метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом)

Тесты (от англ. test - проба, испытание, экзамен) - система приемов для испытания и оценивания отдельных психических особенностей человека. Используется как в научных, так и в практических целях.

Виды тестов:
По содержанию: тесты успешности, тесты способностей, тесты личности
По материалу: вербальные, действующие
По форме поведения: групповые, индивидуальные

Психодиагностические методы (тесты)

Это методы исследования, которые стандартизированы.
Стандартизирована процедура проведения, обработки, получения информации, интерпретации.
Психодиагностика занимается проведением тестов. Основные формы проявления психики

  • Психические процессы
  • Психологические состояния
  • Психологические свойства

Психологические состояния

  • устойчивый интерес
  • творческое вдохновение
  • сомнение
  • апатия
  • угнетенность
  • утомление
Психологические свойства (вошли в структуру личности человека)
  • темперамент
  • направленность
  • характер
  • способности

План лекции:

  1. Значение принципов и закономерностей.
  2. Система принципов и закономерностей.
  3. Характеристика принципов и закономерностей психологии.

Основные понятия:

принципы и закономерности, принципы целостности, относительности, естественности, аналогии, гармоничности, творческого отражения, движения и развития, индивидуальности, ритмичности, субъективности, равновесия, голографичность психики.

Принцип (лат. principium основа, первоначало) – основоположение, руководящая идея, основное правило поведения и деятельности. Знание принципов дает возможность понимать основу явлений, выделять причинно-следственные связи.

Закономерность – неслучайность, выражающая взаимосвязь, взаимозависимость каких-либо характеристик, явлений жизни. Знание закономерности дает возможность выделять факторы, детерминанты явлений и управлять ими.

Принципы и закономерности – основа любой науки, позволяющие избегать ошибок в понимании явлений и определять степень случайности событий и прогнозировать их вероятность. Все принципы взаимосвязаны между собой (смотри первый принцип).

Принцип целостности выражает единство реальности и отдельных ее предметов и явлений, всеобщую взаимосвязь элементов, составляющих единую структуру. Он позволяет рассматривать любой элемент реальности как систему, состоящую из более дробных элементов (подсистем) и как часть более общей системы, что говорит об определенной относительности этой взаимосвязи. Принцип относительности подчеркивает, что все существует не само по себе, а находится в определенных взаимоотношениях с кем-либо и с чем-либо и что любое утверждение верно лишь для определенных условий.

Принцип естественности в психологии помогает нам не забывать, что мы «природный объект», что наша природа аналогична общему устройству природы, что мы живем по этим законам и что каждый человек обладает своей собственной, индивидуальной природой. Следовать общей и индивидуальной природе – быть естественным, жить в гармонии с ней, с обществом, с самим собой. Естественное существование – здоровое существование.

Принцип аналогии позволяет нам использовать в психологии данные физики, математики, химии – любой науки, изучающей законы природы.

Принцип гармонии обращает наше внимание на то, что наша природа соразмерна, здорова и прекрасна по своей основе и задача каждого человека прийти к гармонии в себе и к гармоничным отношениям с реальностью, с другими людьми.

То, что гармонично – находится в равновесии , сбалансировано . «Все есть яд и все есть лекарство – все дело в дозе ». Этот принцип по-своему выражает всеобщую естественную взаимосвязь и относительность.

Принцип творческого отражения выражает то, что психика, человек, адаптируясь к реальности, отражает ее характеристики, параметры, но в то же время и создает ее (реальность), то есть творит – сначала ее образ, модель, а затем и саму реальность.

Принцип субъективности , как отмечалось ранее, выражает своеобразие внутреннего мира людей, его нетождественность любому другому миру, внутреннему или внешнему. Познавая реальность, каждый из нас создает свою ее модель, свой «тоннель реальности».

Принципы движения и развития выражают динамическую сторону реальности – она находится в постоянном движении и развитии, в постоянном изменении. Любая наука изучает процессы . Само время – это процесс изменения реальности. Человек, его личность постоянно развивается, трансформируется и даже смерть – момент максимальной трансформации организма, максимального его изменения, максимального развития.

Принцип ритмичности обращает внимание на то, что развитие, динамические процессы протекают не линейно. Активная фаза сменяет пассивную. За вдохом следует выдох. За притоком информации следует ее «переваривание» и усвоение. Эти фазы составляют циклы, имеющие свою временную продолжительность.

Принцип индивидуальности проясняет тот факт, что все на свете уникально, имеет своеобразие и неповторимость. В каждом своем проявлении Природа экспериментирует, ищет новые пути своего развития, причем каждый новый вариант призван не противостоять предыдущим, а дополнять их, внося разнообразие в общую картину и делая ее более интересной.

Принципы голографичности и нелокальности выражают т, что психика по устройству является своеобразной голограммой, что на определенных (глубоких) своих уровнях, так же как и сама реальность, она нелокальна, то есть не обладает характеристиками пространства и времени (проявления этого до недавних пор занимались парапсихология и эзотерика).

Контрольные вопросы:

  1. Как изучение принципов и закономерностей связано с изучением науки?
  2. Можно ли выделить главный или главные принципы и закономерности психологии?
  3. Как принцип целостности связан с принципом относительности?
  4. Как взаимосвязаны целостность и индивидуальность в человеке?
  5. С какими принципами наиболее связан принцип субъективности?
  6. Как принципы и закономерности психологии проявляются в повседневной жизни?

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-х т. М., 1980.
  2. Категории марксисткой диалектики в психологии. М., 1988.
  3. Максименко С.Д . Общая психология. М.,К.,2001.
  4. Основи психології. К., 1996.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая психология. Конспект лекций

Конспект лекций для дисциплины общая психология для студентов дневного и заочного отделения направление «социология», специальность «социальная работа»..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология как наука и ее место в системе человекознания
План лекции: Предмет и задачи психологии. Система психологических наук. Связь психологии с другими науками. Обзор истории становления психологи

Основные психологические школы и направления
План лекции: Система школ и направлений в психологии. Характеристика школ и направлений. Перспективы развития психологии. Основные по

Методы психологии
План лекции: 1. Метод в психологии. 2. Система методов психологии. 3. Общая характеристика методов психологии. Основные понятия: ме

Индивид, Личность, Индивидуальность
План лекции: 1. Соотношение понятий Индивид, Личность, Индивидуальность. 2. Характеристика понятий Индивид, Личность, Индивидуальность. 3. Структура индивидуаль

Поведение, действие, двигательный акт
План лекции: 1. Деятельность и ее структура. 2. Способы действия. 3. Психомоторика человека. Основные понятия: деятельность, цель,

Биологические основы психологии
План лекции: 1. Общее строение и принцип действия нервной системы человека. 2. Процессы и свойства нервной системы. 3. Психофизическая организация человека.

Телосложение и поведение человека
План лекции: 1. Понятие конституции человека. 2. Подходы к типологии конституции. 3. Связь конституции и поведения человека. Основные понятия:

Темперамент
План лекции: 1. История взглядов на темперамент. 2. Роль темперамента в жизни человека. 3. Психологическая модель темперамента. 4. Сильные и слабые ст

Общая характеристика интеллекта
План лекции: 1. Понятие интеллекта. 2. Структура познавательной деятельности. 3. Характеристика познавательных процессов. Основные понятия:

Проблема интеллектуальной одаренности
План лекции: 1. Способности, одаренность, талант. 2. Типы интеллектуальной одаренности. 3. Механизмы интеллектуальной одаренности. Основные понят

Развитие интеллекта
План лекции: 1. Принципы и пути развития интеллекта. 2. Развитие познавательных процессов. 3. Развитие творческих способностей. Основные понятия:

Речемыслительные процессы
План лекции: 1. Язык и речь в жизни человека. 2. Связь речи и мышления. 3. Виды, свойства и структура речи. Основные понятия: речь,

Эмоции
План лекции: 1. Сущность, значение и функции эмоций. 2. Виды эмоций. 3. Управление эмоциональными состояниями. Основные понятия: эм

Мотивация
План лекции: 1. Понятие, функции и виды мотивов. 2. Мотивационная теория А. Маслоу. 3. Место мотивов в структуре личности. Основные понятия:

Характер
План лекции: 1. Сущность, природа и истоки характера. 2. Проблема типологии характера. 3. Акцентуация характера. 4. Принципы и пути воспитания и перев

Сознание и бессознательное «Я»
План лекции: 1. Сущность и соотношение сознательного и бессознательного. 2. Самосознание и проблема «Я». 3. Уровни, виды и система «Я» - концепции.

39. Закономерности психического развития личности

В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития. Так, при любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические функции, психические проявления и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития ребенка возникают наиболее благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее оптимальными, называют сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (например, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению), и жизненный опыт. Например, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для формирования двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15–20 лет.

Другая закономерность – интеграция психики. По мере развития психика человека приобретает все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.

Третья закономерность – пластичность и возможность компенсации. На величайшую пластичность нервной системы указывал И. П. Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие функции. Например, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

36. Условия психического развития личности Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

3.1. Общие закономерности развития стресса 3.1.1. Классическая динамика развития стресса Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:1) стадию тревоги;2) стадию резистентности;3) стадию

Из книги Понимать своего ребенка автора Грецов Андрей Геннадьевич

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлено многими особенностями, но психическое развитие имеет общие закономерности (основные существенные ситуации, которые определяют его), которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются в течение всего онтогенеза.

Систему этих закономерностей образуют следующие факторы:

1. Неравномерность развития . Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей.

2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ​​нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность - особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.

Сензитивность (лат. sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.

4. Стадиальность развития . Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Стадиальность развития - разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации.

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок занимает особое место в системе общественных отношений. Переход ее от одного этапа развития к другому является прежде переходом к новому, качественно более высокого и глубокого связи с обществом, частью которого она является и без связи с которым не может жить.

Основные и характеристики стадии психического развития являются:

1) социальная ситуация развития - соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, к самому себе;

2) новообразование - новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Речь идет о положительных приобретенные особенности, позволяющие перейти на новую стадию развития;

3) ведущая деятельность - деятельность, которая обеспечивает кардинальные изменения в психике ребенка на определенном возрастном этапе. В ней наиболее полно представлены типичные для этого возраста отношения ребенка со взрослым, отношения к действительности;

4) дифференциация - отделение психических процессов, свойств и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью;

5) интеграция - установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например, познавательные процессы, преодолев период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на высшем, качественно новом уровне. Так, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию;

6) кумулятивность - включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя;

7) пластичность - возможность изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта. Так, новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой среды, в котором он воспитывается. Одно из проявлений пластичности заключается в компенсации психических или физических функций за их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций;

8) подражание - своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения, личностных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности.

Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, то есть борьба между формами психики, отживших, и теми, которые зарождаются. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психического развития личности ребенка.
Различные психические процессы, свойства и качества личности ребенка постоянно находятся в состоянии дифференциации и интеграции.

Итак, закономерности психического развития ребенка, которые имеют свои факторы и характеристики, предусматривают и определяют ее дальнейшее развитие в процессе онтогенеза.