Профессиональная компетентность и компетенции воспитателя доу. «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ


Трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» Глоссарий терминов ЕФО (1997) Компетенция 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. термин компетентность используется в тех же значениях






У м е н ия з н а н и я о п ы т Ценности, позиция личностные смыслы Ориентация на содействие становлению личности другого (Л.И. Божович, С.Г. Вершловский, А.Н. Леонтьев и др.) Педагогическая деятельность – «метадеятельность» по руководству развитием других деятельностей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.)




Проблемы современного образования требуют нетипичного поведения педагога Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада




Ребенок -21 века Другой! Физиологические изменения мозга (правополушарность, «амбицеребральность» -может одновременно выполнять два действия одной направленности (это влияет на спонтанность в поведении, речи и пр.)) происходит спонтанное переключение правого и левого мозга в связи с незрелостью межполушарных взаимодействий). Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.


Ребенок -21 века Другой! повышенный тонус организма, а также возбудимость (93%) и гиперактивность(87%). Дети с синдромом двигательной, волевой активности постоянный поиск возможности удовлетворения в информации. недовольство или агрессия как ответ в неудовлетворении проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. мыслительные операции развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, но не сможет объяснить, как сделал. воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями


Ребенок -21 века Другой! у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, (ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки). Современные дети настойчивы и требовательны. повышенная утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%),


Ребенок -21 века Другой! Психическая травматизация детей Медикализация (дети-пограничники) Этика рынка (потребление) Маргинализация детства компьютерозависимость (тревожность, снижение контроля за своим поведением) На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.




Особенность воспитания детей 21 века не пичкать знаниями, готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество. ?«зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?»(включение в деятельность) необходимо отказаться от наказаний


Особенность воспитания детей 21 века Предоставление самостоятельности в выстраивании стратегии своего поведения. создание условий для снижения гиперактивности, современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.




Основа выделения ПК постановление Правительства от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций« приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования« Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря 2012 г. Профессиональный стандарт педагога (18 октября 2013 г. 544) ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» ФГОС ДО


В настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность», но и с проблемой поиска оснований для разграничения, классификации компетентностей.


Воспитатель, требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


Должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должностные обязанности Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.


Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,




Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.региональными требованиями




Т.Ф. Педдеятельность по реализации программ ДО (5 уровень): Участие в разработке ООП Участие в создании безопасной среды Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС Организация и проведение мониторинга освоения детьми программы Реализация пед.рекомендаций специалистов Формирование психологической готовности к школе Создание психологического климата Осуществление видов деятельности дрв, ддв Организация детского взаимодействия Использование недирективной помощи и подддержка детской инициативы Организация деятельности с учетом особых образоват. Потреностей детей


Общие компетенции (ФГОС СПО) понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;


Общие компетенции (ФГОС СПО) ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих;


Профессиональные компетенции Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.


Профессиональные компетенции Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


Профессиональные компетенции Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Профессиональные компетенции Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.


Профессиональные компетенции Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Компетенции воспитателя в контексте ФГОС ДО Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту (п ФГОС ДО)




Основные компетенции для создания социальной ситуации 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; 1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 2) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности; 3) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;


Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников


Компетенции для реализации психолого- педагогическихъ условий -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях - Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей - Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения - Защита детей от всех форм физического и психического насилия - Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность




Ключевые компетентности Ключевые компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования - информации; - коммуникации, в том числе на иностранном языке; -социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.


КПК - БК Воспитателя Компетенции в области видения и решения проблем Социально –коммуникативные компетенции Компетенции в области готовности и оказания содействия развитию другого и саморазвитию Личностно- осознаваемые, имеющие личностный смысл системы знаний, умений, навыков




Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.


Базовые компетентности в идеть ребенка в образовательном процессе; с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; у станавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (в т.ч. предметно- развивающую); п роектировать и осуществлять профессиональное самообразование.


Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области деятельности, конкретной области профессиональной деятельности.






Личностная компетентность 1. эмпатийность и саморефлексия (наблюдение, собеседование) Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания (наблюдение, собеседование) Умеет поддержать детей и коллег (наблюдение, опрос) Умеет находить сильные стороны и перспективы развития у ребенка Умеет анализировать причины поступков и поведения детей (наблюдение, собеседование с воспитателем)


2 самоорганизованность Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения цели Хорошо организовано рабочее пространство Конструктивно реагирует на ошибки и трудности в процессе ОП Своевременно вносит коррективы в зависимости от ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой


Методическая компететность Умение разработать методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные материалы отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих проекты, программы методические материалы Выступает перед коллегами о новых материалах Проводит обоснование реализуемой программы, методических материалах


Направления повышения профессиональной компетентности воспитателя Пополнение нормативно-правового сопровождения реализации ФГОС ДО (модель ПК, формы работы по ПК, локальные акты) 1. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов в условиях коллективных и индивидуальных форм работы в формах целевой разработки образовательных проблем в формах презентации деятельности воспитателя инновационной деятельности Другие……………………………………………………..




Благодарю за внимание! Галина Викторовна Никитина, к.п.н., зам. директора по НМР ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» тел. (3952)

Компетентность – это одна из форм профессиональной деятельности, которая обозначает наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Воспитатель ДОУ должен обладать следующими социально-профессиональными компетенциями, которые позволят осуществить познавательное развитие детей:

1. Социальные компетенции включают обмен информацией между индивидами, заявление о своих интересах и потребностях, проявление терпимости по отношению к другим людям и их мнениям, умение работать в команде и оказывать различную помощь другим людям, обладание эмоциональной устойчивостью;

2. Познавательные компетенции выражаются в самостоятельном обрабатывании и структурировании информации, поиске новых источников информации, концентрировании на учебе или работе, умении использовать приобретенные знания и навыки в различных ситуациях;

3. Операциональные компетенции - определение цели и порядок работы, умение противостоять неопределенности и неуверенности, умение принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;

4. Специальные компетенции включают планирование методов решения проблемы, осуществление самоконтроля, активность в профессиональной деятельности, адаптация в новых ситуациях, оценка и корректировка планов, выявление ошибок и адекватных способов их устранения.

Итак, профессиональные компетенции, являясь фундаментом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, помогают педагогу ДОУ интегрировать знания, навыки и умения при осуществлении инновационной деятельности и использовании современных образовательных технологий на практике.

7. Профессионально- значимые качества педагога дошкольного образования

Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в 17-18 веках. В современном понимании – воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и развития личности другого человека.

Педагог должен обладать: доброжелательный, искренний, общительный, добрый, обладать чувством юмора, терпеливостью, уметь устанавливать отношения с детьми, предотвращать и разрешать конфликты, пополнять свои знания путем самообразования, должен знать методику дошкольного воспитания и образования.

Для эффективного выполнения деятельности, человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Воспитатель должен обладать устойчивым и объемным вниманием. Так же воспитатель должен обладать по характеру психической активности: словесно-логической памятью, по характеру целей деятельности: непроизвольной памятью, по продолжительности сохранения материала: кратковременной памятью.

Коммуникативные качества

Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом, высокие коммуникативные способности

Эмоционально-волевые качества

Необходима стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психаэмоционального напряжения.

Итак, воспитатель, он сам должен быть очень умным, порядочным и добрым человеком, чтобы он мог воспитать такими же и не одно поколение детей.

Профессиональная компетентность педагога ДО

  1. Понятие педагогической компетенции.
  2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;

Основные составляющие;

Направления профессиональной компетенции педагога ДО;

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;

Шаги к успешной деятельности;

Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.

Список литературы

  1. Понятие педагогической компетенции

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

  1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно – образовательной;

Учебно – методической;

Социально – педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО

Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

Таблица 1

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Шаги к успешной деятельности

С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

  1. Перспектива деятельности и дела.
  2. Стимулирование.
  3. Благодарность.
  4. Помощь и поддержка.
  5. Тактичность.
  6. Ответственность.
  7. Творчество.
  8. Умение признавать и исправлять ошибки.
  9. «Живое участие».
  10. Конструктивная критика.

Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху :

  • Проектирование;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Активно – игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • Документальный анализ;
  • Написание творческих работ;
  • Оформление портфолио;
  • Ведение аналитического дневника;
  • Дискуссионный клуб;
  • Часы заинтересованного информационного обмена;
  • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
  • Разработка и реализация профессиональных программ.

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

  • Мнение администрации;
  • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
  • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
  • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

  • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
  • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
  • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • Обобщение передового профессионального опыта;
  • Публикации в местной печати, СМИ.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Список литературы:

1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.


Ольга Щукина
Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя»

Место проведения : МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек»

Цель :

Актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя ;

Активировать форму повышения квалификации педагогов ;

Анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общую культуру воспитателей МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек» .

План педагогического совета

1.1. Доклад « педагогического процесса .

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

1.3. Игра «Качества»

2. Советы воспитателям по созданию портфолио.

2.1. Предназначение портфолио

3. Составление графика взаимопосещений

1.1. Профессиональная компетентность воспитателя

1.1. Доклад «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса .

Докладчик Казип А. П.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность » . На основе анализа различных определений данного понятия с учтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант : профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению , определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности . Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками .

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию , выражается в виде требований к квалификации педагогов , способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям :

– ;

– учебно-методической;

– социально-педагогической .

Воспитательно -образовательная деятельность компетентности : осуществление целостного педагогического процесса ; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников ; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно -образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга , воспитания и обучения детей .

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями :

Знание основных документов о правах ребнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями , специалистами ДОУ.

1.2. Интелектуально – творческая игра

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

Цель : Активировать форму повышения квалификации педагогов . В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и общую культуру воспитателей ДОУ .

На данном этапе работы педсовета нужно организовать аналитическую группу, которая будет оценивать ответы команд и вести саму игру. В эту группу входят заведующий д/с и два воспитателя , остальные воспитатели делятся на три микрогруппы (желтый, красный, синий) .

Каждой микрогруппе задается вопрос по очереди, время на обдумывание 30сек. Отвечает один участник от всей команды.

Аналитическая группа оценивает ответы по следующим критериям.

5 баллов – полный, развернутый, правильный ответ.

3 балла – ответ частично правильный, но не полный.

0 баллов – нет ответа или он неправильный.

Здесь анализируются и проверяются знания педагогов основных законодательных документов в области дошкольного образования (сюда входит знания санитарно – эпидемиологических требований, знание содержания нормативных документов в области образования).

1 БЛОК «Знания санитарно-эпидемиологических требований»

1. Какова предельная наполняемость в яс. группах (от 1 года до 3 лет) (не более 15 человек)

2. Какова предельная наполняемость групп для детей 3-7 лет? (не более 20 человек)

3. Какова предельная наполняемость в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов 3-7 лет? (не более 10 человек)

4. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4-4,5г.)

5. Какова общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста? (12-12,5 ч. из которых 2.0 – 2.5ч. отводится на дневной сон) .

6. Как организуется дневной сон для детей от 1,5 до 3 лет? (однократно, продолжительностью не менее 3 часов) .

7. Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена? (не менее 3-4 часов)

8. Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1,5-3 лет и какова продолжительность? (не более 10 занятий в неделю : развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные игры и др. продолжительностью не более 8-10 мин.)

9. Каково максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах? (не более 3х) .

10. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (не более 20 минут)

11. Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? не более 30 мин.

12. В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей? (в первую половину и в дни наиболее высокой работоспособности детей – вторник, среду).

2 БЛОК «Основные нормативные документы в области образования»

1. Какие нормативные документы мы можете назвать, которые должны находиться в детском саду? (Типовое положение ДОУ, Конституция, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Конвенция прав ребенка, Закон об образовании, декларация прав ребенка, Устав ДОУ, Родительский договор)

2. Вспомните конвенцию о правах и назовите права ребенка.

На воспитание в семейном окружении

На достаточное питание

На приемлемый уровень жизни

На медицинский уход

Дети – инвалиды – на особую заботу и обучение.

На отдых

На бесплатное образование

На безопасные условия жизни право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Имеют право говорить на своём родном языке, свою культуру.

Выражать свое мнение.

3. Укажите из какого документа следующая вдержка «Родители – первые педагоги ребенка . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте.

Из Типового положения ДОУ

Из учебника по педагогике

Из Конституции РФ

Из Гражданского кодекса РФ

Из закона РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1.

4. Основным актом, регулирующим отношения семейного права является?

Конституция РФ

Семейный кодекс

Конвенция прав ребенка

Договор между детьми и родителями

5. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя ?

Умением педагогически мыслить

Умением наказывать детей

Умением узнавать мнение родителей об их ребенке

Умением накладывать связи с бизнесменами.

6. Кто не допускается к педагогической деятельности согласно нормам Трудового кодекса РФ? (лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям)

7. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников , установленная ст. 333 труд. кодекса РФ (не более 36 часов в неделю, в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей их труда продолжительности рабочего времени определяется Правительством РФ).

1.3. Игра «Качества»

Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Каждое качество записывается воспитателями на отдельных листах заранее. Все качества складываются в три мешочка (по количеству микрогрупп) . Каждый участник по очереди вытаскивает листочек и отдает его тому, кто по его мнению обладает этим качеством. В итоге каждый участник получает разное количество листочков, а значит и качеств. В конце игры задается вопрос воспитателям «Как присвоенные качества могут помочь в профессиональной деятельности ?».

2. Советы воспитателям по созданию портфолио

2.1. Предназначение портфолио.

Портфолио предназначается для :

Самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ ;

Оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются :

Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций );

Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности : воспитательно-образовательной , конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической );

Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений : структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога ; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов ).

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются :

Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио) ;

Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста , наличие параметров профессиональной деятельности );

Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного , деятельностного, системного подходов);

Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ ).

2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя , включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности ; это комплект документов , подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада , актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ .

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей : квалификации и профессионализма , продуктивности (результативности) .

Основными требованиями к оценке Портфолио являются :

Единые процедура и технология оценивания;

Наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя ;

Достоверность используемых данных;

Соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист) .

4. Структура Портфолио

Введение

Портрет

Папка профессиональных достижений

Папка достижений воспитанников

Папка подтверждающих документов

В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе , стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия » .

В эссе «Я и моя профессия » воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты : мотивы выбора профессии , представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности , этапы профессионального становления , личностные и профессиональные интересы , перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо , дать самоанализ профессиональной компетентности , обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т. д.

«Папка профессиональных достижений » включает в себя следующие материалы : планы воспитательно -образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах , публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений , позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений : аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.

«Папка достижений воспитанников » включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально- педагогической деятельности воспитателя , служить иллюстрацией его профессионального творчества , активности, компетентности .

«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании , грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста , а также уровень его притязаний, официальный статус.

«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т. п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту .

2.2. Электронное портфолио на www.сайт .

На примере электронного портфолио старшего воспитателя Щукиной О . Н.

3. Составление графика взаимопосещений.

Решение педагогического совета

Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей.

Продолжить работу семинаров, мастер-классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателей .

В конце учебного года воспитатели представляют анализ по самообразованию.

Это понятие широко используется в теории и практике образования. Современные исследователи (В.А. Болотов, О.Л. Жук, А.В. Макаров, А.В. Торхова, А.В. Хуторской и др.) посвятили ряд своих работ вопросам развития профессиональной компетентности специалиста в условиях высшей школы и последипломного образования.

Современное развитие педагогического образования нуждается в профессиональном специалисте, компетентность которого будет не узкоспециальной, а сочетать все виды профессиональной компетентности.

В настоящее время все большее значение придается компетентности специалиста дошкольного образования. Требования к уровню теоретической и практической готовности педагога дошкольного учреждения, составляющей основу профессиональной компетентности содержатся в квалификационной характеристике выпускника.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования предусматривает основательную общую психолого-педагогическую и профессиональную подготовку для работы с детьми дошкольного возраста, понимании концепции личностно-развивающего образования, воспитания, ориентированной на личность каждого ребенка, владение конкретными методиками, педагогическими технологиями, детальное знание программы дошкольного образования.

Профессиональная компетентность воспитателя во многом зависит от способности синтезировать знания из различных областей наук таких как философия, история, педагогики, психологии, методик дошкольного образования и других, а также достижений практики и превращать их в личное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования.

Основу профессиональной компетентности воспитателя составляет его практическая готовность. Она во многом определяется степенью овладения педагогом комплексом умений и навыков, педагогических технологий, формирующихся на основе имеющихся знаний, умений самоорганизовать свою деятельность.

Компетентность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает данная деятельность. Педагогическая деятельность воспитателя, направленная на приобщение детей к культуре и ее ценностям, обслуживает духовную сферу общества. Это позволяет нам говорить о профессиональной компетентности воспитателя в области социально-нравственного воспитания., включающей ответственное отношение к предстоящей деятельности, уважение и любовь к детям, убежденность в необходимости непрерывного социально-нравственного воспитания, стремление к самовыражению; умение осуществлять воспитание социальных чувств, оценочного отношения к миру, способности к преобразованиям; владение способами творческого поиска эффективных путей решения задач социализации дошкольников.

Профессиональная компетентность воспитателя в области социально-нравственного воспитания дошкольников предполагает наличие определенной теоретической базы, формирования творческой индивидуальности педагога дошкольного учреждения.

Изучение профессиональной компетентности осуществлялось с помощью таких методов, как анкетирование, интервьюирование, самоанализ и деятельности, экспертная оценка.

В ходе констатации уровня сформированности педагогической компетентности студентов (продиагностировано 127 студентов 3- 4 курсов) было установлено, что студенты испытывают определенные трудности в процессе организации предметно-развивающей среды в группах дошкольного учреждения, помогающей эффективно использовать разные виды деятельности, новых форм ее организации в ознакомлении дошкольников с социальной действительностью (32%), сложность в воспитании социальных чувств, оценочного отношения к миру (37%), применении полученных знаний в практических ситуациях в период практик (48%), взаимодействию с родителями по вопросу социально-нравственного воспитания дошкольников (46%). Готовыми к осуществлению социально¬нравственного воспитания дошкольников считают себя 59%. По мнению студентов, учебный процесс способствует их нравственному развитию (69%). Вместе с тем, заставляет задуматься тот факт, что 21% ответов звучали отрицательно, 10% не определились.

Объяснить такое положение дел весьма затруднительно. Социально-нравственная эффективность учебного процесса зависит от многих причин: содержание программ, организационных форм, материальная обеспеченность, жизненная позиция преподавателя, его знания, профессиональное мастерство, нравственность.

Таким образом, потребность формирования профессиональной компетентности воспитателя, в частности в социально-нравственном воспитании, требует системного подхода к решению проблемы, начиная с первых курсов обучения в университете, что будет способствовать становлению нравственности личности будущего педагога и овладению методикой социально-нравственного воспитания дошкольников.